Решение Суда по интеллектуальным правам от 31 августа 2018 г. по делу N СИП-141/2018
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2018 года.
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14 декабря 2018 г. N С01-1008/2018 настоящее решение оставлено без изменения
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Васильевой Т.В., Погадаева Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забузовой А.Э., рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Виктория индастриз интернейшнл" (ул. Горбунова, д. 2, стр. 204, оф. А414, Москва, 121596, ОГРН 1137746005561) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 06.12.2017, вынесенного по результатам рассмотрения возражения от 19.06.2017 о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку "BookingStudy" по свидетельству Российской Федерации N 613957,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Букинг Стади" (ул. Маленковская, д. 32, стр. 3, Москва, 107113, ОГРН 1157746002314).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Батиралиев Т.Р. (по доверенности от 02.04.2018);
от заинтересованного лица - Гибер В.И. (по доверенности от 15.05.2018 N 01/32-409/41);
от третьего лица - Омельченко В.П. (по доверенности от 26.04.2018).
Суд по интеллектуальным правам установил:
общество с ограниченной ответственностью "Виктория индастриз интернейшнл" (далее - общество "Виктория индастриз интернейшнл") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 06.12.2017 об удовлетворении возражения от 19.06.2017 о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку "BookingStudy" по свидетельству Российской Федерации N 613957.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Букинг Стади" (далее - общество "Букинг Стади").
При рассмотрении настоящего дела заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования были уточнены: заявитель просит признать оспариваемое решение Роспатента недействительным в части предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 613957 в нарушение требований, установленных пунктом 8 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено судом.
До судебного заседания от Роспатента поступили письменные объяснения по рассматриваемому спору.
В отзыве на заявление Роспатент указывает, что изложенные в нем доводы являются необоснованными и не соответствуют нормам законодательства в области правовой охраны товарных знаков.
Третье лицо считает, что выводы Роспатента, изложенные в оспариваемом ненормативном правовом акте, являются обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования (с учетом их уточнения).
Представитель Роспатента поддержал позицию, изложенную в ранее представленном отзыве и письменных объяснениях, указав, что оспариваемый ненормативный правовой акт является законным и обоснованным.
Представитель общества "Букинг Стади" в ходе судебного заседания просил оспариваемый ненормативный правовой акт оставить в силе по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, словесный товарный знак "BookingStudy" по свидетельству Российской Федерации N 613957 с датой приоритета от 03.03.2016 зарегистрирован на имя общества "Виктория индастриз интернейшнл" 21.04.2017 в отношении товаров 9-го: "аппараты переговорные; блоки памяти для компьютеров; видеокассеты; видеотелефоны; вывески механические/знаки механические; гарнитуры беспроводные для телефонов; голограммы; диски звукозаписи; диски оптические; доски объявлений электронные; инструменты математические; интерфейсы для компьютеров; калькуляторы; калькуляторы карманные; картриджи для видеоигр; книги электронные; книжки записные электронные; коврики для "мыши"; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [неперезаписываемые]; компьютеры; компьютеры портативные; линейки логарифмические; магниты декоративные; манекены для тренировки в оказании помощи [приборы для обучения]; микроскопы; мониторы [программы для компьютеров]; моноподы [штативы ручные]; наушники; носители звукозаписи; носители информации магнитные; обеспечение программное для компьютеров; опоры для запястий при работе с компьютерами; переводчики электронные карманные; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; подпись цифровая; приборы для обучения; приборы навигационные для транспортных средств [бортовые компьютеры]; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров; программы компьютерные [загружаемое программное обеспечение]; программы операционные для компьютеров; проигрыватели; публикации электронные загружаемые; рации портативные; смартфоны; средства обучения аудиовизуальные; стереоприемники портативные; стробоскопы; сумки для переносных компьютеров; трубки Пито; указатели электронные световой эмиссии; устройства для обработки информации; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; файлы звуковые, загружаемые для звонков мобильных телефонов; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; фильмы мультипликационные; флэш-накопители USB; фоторамки цифровые; футляры для смартфонов; циркули [измерительные инструменты]; чашки Петри; чехлы для переносных компьютеров; чипы [интегральные схемы]", услуг 35-го: "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оформление рекламных материалов; подготовка платежных документов; поиск поручителей; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат торговых стендов/прокат торговых стоек; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш/реклама наружная; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по программированию встреч (офисные функции); услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"/услуги PPC; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая", 36-го: "агентства кредитные; агентства по операциям с недвижимым имуществом; аренда квартир; аренда недвижимого имущества; аренда офисов [недвижимое имущество]; инвестирование; информация по вопросам страхования; информация финансовая; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; маклерство; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; организация сбора денег и подписей; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при страховании; предоставление скидок через клубные карты для третьих лиц; предоставление финансовой информации через веб-сайты; сбор благотворительных средств; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров; управление жилым фондом; управление недвижимостью; услуги попечительские; учреждение взаимофондов", 38-го: "агентства печати новостей; вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; информация по вопросам дистанционной связи; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; обеспечение телекоммуникационными каналами, предоставляющими услуги телемагазинов; передача видео по запросу; передача поздравительных открыток он-лайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача телеграмм; передача цифровых файлов; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат времени доступа к Интернету; радиовещание; радиосвязь; рассылка электронных писем; связь волоконно-оптическая; связь радиотелефонная; связь с использованием компьютерных терминалов; связь спутниковая; связь телеграфная; связь телефонная; связь факсимильная; служба пейджинговая [с использованием радио, телефона или других средств электронной связи]; телеконференции; услуги голосовой почты; услуги по маршрутизации и соединению телекоммуникационные; услуги по передаче потока данных; услуги по предоставлению телеграфной связи", 39-го: "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; доставка газет; доставка корреспонденции; доставка пакетированных грузов; доставка товаров; доставка товаров, заказанных по почте; информация по вопросам перевозок; информация по вопросам хранения товаров на складах; организация круизов; организация путешествий; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; перевозки трамвайные; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; прокат автомобилей; прокат гоночных машин; прокат инвалидных кресел; прокат лошадей; прокат транспортных средств; снабжение питьевой водой; сопровождение путешественников; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги курьеров [доставка корреспонденции или товаров]; услуги такси; услуги транспортные; услуги транспортные для туристических поездок", 41-го: "академии [обучение]; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; воспитание физическое; выпуск музыкальной продукции; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; микрофильмирование; обеспечение интерактивное игрой через компьютерную сеть; образование религиозное; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; обеспечение интерактивными электронными публикациями незагружаемыми; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация досуга; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов не виртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; передачи развлекательные телевизионные; передвижные библиотеки; переподготовка профессиональная; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; представления варьете/представления мюзик-холлов; проведение фитнес-классов; проведение экзаменов; программирование спортивных состязаний; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечения; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; услуги гидов; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги образовательно-воспитательные; услуги переводчиков; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги устных переводчиков; услуги школ [образование]; учреждения дошкольные [воспитание]; фотографирование; фоторепортажи; школы-интернаты", 42-го: "анализ компьютерных систем; восстановление компьютерных данных; дизайн промышленный; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; инсталляция программного обеспечения; исследования научные; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации в области информационных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по технологическим вопросам; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; обеспечение программное как услуга; обслуживание программного обеспечения; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление поисковых средств для Интернета; преобразование данных и информационных программ [нефизическое преобразование]; прокат веб-серверов; прокат программного обеспечения; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов/сервер хостинг; рассеивание облаков; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги внешние в области информационных технологий; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги консультационные в области информационных технологий; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; услуги по составлению географических карт; хранение данных в электронном виде", 43-го: "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; дома для престарелых; закусочные; кафе; кафетерии; мотели; пансионы; пансионы для животных; прокат мебели, столового белья и посуды; прокат палаток; прокат передвижных строений; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги баров; услуги кемпингов; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; ясли детские, 45-го: "контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; лицензирование интеллектуальной собственности; лицензирование программного обеспечения; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]; присмотр за детьми; регистрация доменных имен [услуги юридические]; сбор информации о физических лицах; сопровождение в общественных местах [компаньоны]; управление делами по авторскому праву; услуги клубов по организации встреч или знакомств; услуги по подготовке юридических документов; услуги социальных сетей онлайн" классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).
Полагая, что указанный товарный знак сходен до степени смешения с произвольной частью фирменного наименования общества "Букинг Стади" на русском и английском языках, исключительное право на которое возникло у него ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака, используемого обществом "Виктория индастриз интернейшнл" в отношении однородных услуг 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ, общество "Букинг Стади" 19.06.2017 обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 613957, в котором указало на то, что правовая охрана названному товарному знаку предоставлена в нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 8 статьи 1483 ГК РФ.
В возражении, поданном в Роспатент, общество "Букинг Стади" указало на то, что оно является заинтересованным в прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957, поскольку является правообладателем фирменного наименования, произвольная часть которого сходна до степени смешения с товарным знаком по свидетельству Российской Федерации N 613957; общество "Букинг Стади" и правообладатель оспариваемого товарного знака - общество "Виктория Индастриз интернейшнл", осуществляют свою деятельность в одном сегменте рынка, а именно в области оказания туристических и образовательных услуг в одном регионе, а именно в городе Москве (местонахождение юридических лиц), а также посредством использования сети "Интернет", в связи с чем существующая регистрация затрагивает законные права и интересы лица, подавшего возражение, а также вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги; общество "Букинг Стади" является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации 08.01.2015, то есть ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака - 03.03.2016; согласно пункту 2.3 Устава общества "Букинг Стади" также имеет фирменное наименование на английском языке: "Booking Study"; фирменное наименование общества "Букинг Стади" стало широко известно российским потребителям, завоевало их уважение и доверие; лицо, подавшее возражение, посредством сайта www.booking-study.ru в сети "Интернет" ведет широкую рекламную кампанию своей деятельности, право пользования доменом получило у администратора указанного сайта; активная экономическая деятельность общества "Букинг Стади" подтверждается, в частности, представленными к возражению договорами возмездного оказания услуг, предметом которых являются услуги по подбору, бронированию, оплате программ обучения, культурных программ, организации трансферов, подбору билетов, гостиниц, оформлению приглашений, страховок; договорами с иностранными партнерами из Великобритании, США, Канады, Мальты и других стран; сертификатами и письмами иностранных партнеров; статьями о деятельности общества "Букинг Стади" в России и за рубежом; обозначение "", зарегистрированное в качестве товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957, является сходным до степени смешения с произвольной частью фирменного наименования лица, подавшего возражение (словесные элементы совпадают фонетически и семантически); оспариваемый товарный знак зарегистрирован по широкому диапазону товаров и услуг в нескольких классах МКТУ; активная деятельность лица, подавшего возражение, в том числе по продвижению своих услуг через сеть "Интернет", подтверждает устойчивую связь обозначения "Букинг Стади Booking Study" и общества "Букинг Стади", поэтому регистрация товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957 способна ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги; регистрация товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957 на имя общества "Виктория индастриз интернейшнл" также должна рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции, поскольку согласно требованиям статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, к актам недобросовестной конкуренции относятся все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента, а также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности предприятия.
В возражении, поданном в Роспатент, общество "Букинг Стади" просило признать правовую охрану товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957 недействительной в отношении следующих услуг 35-го: "управление программами часто путешествующих", 36-го: "информация по вопросам страхования; консультации по вопросам страхования; посредничество при страховании; страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров", 39-го: "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; организация круизов; организация путешествий; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; перевозки трамвайные; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; прокат автомобилей; прокат гоночных машин; прокат инвалидных кресел; прокат лошадей; прокат транспортных средств; сопровождение путешественников; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги такси; услуги транспортные; услуги транспортные для туристических поездок", 41-го: "академии [обучение]; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; образование религиозное; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация досуга; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов не виртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спортивных состязаний; переподготовка профессиональная; проведение фитнес-классов; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги гидов; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги образовательно-воспитательные; услуги переводчиков; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги устных переводчиков; услуги школ [образование]; учреждения дошкольные [воспитание]; школы-интернаты", 43-го: "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; мотели; пансионы; пансионы для животных; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов" классов МКТУ (далее - услуги 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ).
Решением от 06.12.2017 Роспатент удовлетворил возражение общества "Букинг Стади", поступившее 19.06.2017, и признал предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 613957 недействительным в отношении вышеназванных услуг 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ.
Удовлетворяя поступившее возражение, Роспатент признал, что произвольная часть фирменного наименования общества "Букинг Стади" и товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 613957 являются сходными до степени смешения; право на фирменное наименование возникло у общества "Букинг Стади" ранее даты приоритета названного товарного знака; обществом "Букинг Стади" подтверждено оказание услуг, однородных услугам 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ, для которых зарегистрирован спорный товарный знак и в отношении которых заявлено возражение, до даты приоритета товарного знака.
В отношении доводов общества "Букинг Стади", изложенных в возражении, о том, что спорный товарный знак способен вводить в заблуждение потребителей относительно лица, оказывающего услуги, Роспатента указал на несостоятельность этих доводов, поскольку подателем возражения не представлено доказательств того, что до даты приоритета спорного товарного знака общество "Букинг Стади" было хорошо известно потребителю как агентство, предоставляющее услуги в области образования и туризма.
Не согласившись с решением Роспатента от 06.12.2017, общество "Виктория индастриз интернейшнл" обратилось в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением, в обоснование которого указало на то, что административный орган необоснованно признал сходными до степени смешения оспариваемый товарный знак и произвольную часть фирменного наименования третьего лица, поскольку они выполнены буквами разных языков (кириллицей и латиницей), отсутствует фонетическое сходство между сравниваемыми обозначениями ввиду того, что транслитерация спорного товарного знака на русский язык является различной (например, с немецкого языка - Бокинг Штуди, с итальянского - Боокинг Студи), отсутствует визуальное отличие ввиду того, что спорный товарный знак выполнен в сочетании темно-серого и бирюзового цветов без пробелов между составными частями, "Booking" и "Study", отсутствует и семантическое сходство.
Кроме того, как указывается в заявлении, поданном в Суд по интеллектуальным правам, фирменное наименование "Booking Study" общества "Букинг Стади" на иностранном языке не включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в связи с чем не может иметь правовой охраны в силу статьи 1474 ГК РФ.
Вместе с тем, общество "Виктория индастриз интернейшнл" указывает, что Роспатентом были сделаны ошибочные выводы относительно доказанности оказания обществом "Букинг Стади" услуг, однородных услугам 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ, для которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак, поскольку общество "Букинг Стади" не оказывает самостоятельно указанные услуги, а является посредником по подбору, бронированию и оплате программ обучения.
Изучив материалы дела, выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, и оценив все доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления общества "Виктория индастриз интернейшнл" ввиду следующего.
В соответствии со статьями 1248 и 1512 ГК РФ решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятые по результатам рассмотрения возражений о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку или об отказе в таком признании вступают в силу в соответствии с правилами статьи 1248 названного Кодекса и могут быть оспорены в суде.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на обращение в суд с настоящим заявлением обществом "Виктория индастриз интернейшнл" не пропущен, что не оспаривается.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ), пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента установлены частью четвертой ГК РФ и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218.
Заявителем не оспаривается наличие у Роспатента полномочий по принятию оспариваемого решений по результатам рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2.3 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5/29), при рассмотрении возражений против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров суды определяют основания для признания недействительным патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров, исходя из законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, заявки на наименование места происхождения товаров. Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров.
Как следует из материалов дела, товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 613957 с приоритетом от 03.03.2016 представляет собой словесное обозначение "", включающее размещенные на одной строке словесные элементы "Booking" и "Study", выполненные буквами латинского алфавита синим и голубым цветом, соответственно, правовая охрана которому предоставлена в отношении спорных услуг 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ.
С учетом даты подачи заявки на регистрацию спорного товарного знака (03.03.2016) нормативными правовыми актами, подлежащими применению при оценке его охраноспособности, являются часть четвертая ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки), Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированные в Минюсте 18.08.2015 N 38572 (далее - Правила N 482).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1483 ГК РФ не могут быть в отношении однородных товаров/услуг зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Статьей 8 Парижской конвенции предусмотрено, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".
На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 1475 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1474 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 58.1 Постановления N 5/29, согласно пункту 1 статьи 1473, пункту 2 статьи 1475 ГК РФ фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном указанным Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
При изложенных обстоятельствах закон запрещает в отношении однородных товаров или услуг регистрацию в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием, право на которое в Российской Федерации возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Согласно пункту 2 статьи 1513 ГК РФ возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным, в частности, подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 1512 названного Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 названного Кодекса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, общество "Букинг Стади" зарегистрировано на территории Российской Федерации в качестве юридического лица 08.01.2015, его полное фирменное наименование (общество с ограниченной ответственностью "Букинг Стади") и сокращенное фирменное наименование (ООО "Букинг Стади") включены в ЕГРЮЛ. Соответственно с указанной даты у общества "Букинг Стади" возникло исключительное право на фирменное наименование.
В качестве основного вида деятельности общество "Букинг Стади" осуществляет деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 79.11), дополнительными видами деятельности общества "Букинг Стади" согласно сведениям из ЕГРЮЛ являются такие как: торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков (код ОКВЭД 47.9), деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом (код ОКВЭД 52.23), деятельность страховых агентов и брокеров (код ОКВЭД 66.22), деятельность по письменному и устному переводу (код ОКВЭД 74.30), аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств (код ОКВЭД 77.11), деятельность по предоставлению туристических информационных услуг (код ОКВЭД 79.90.1), деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг (код ОКВЭД 79.90.2), деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием (код ОКВЭД 79.90.3), деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса (код ОКВЭД 82.19), деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 85.42.9).
В обоснование осуществления деятельности под своим фирменным наименованием по оказанию услуг, относящихся к 35-му, 36-му, 39-му, 41-му, 43-му классам МКТУ, до даты приоритета спорного товарного знака, обществом "Букинг Стади", в том числе, представлены в материалы административного дела следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- страницы Устава общества "Букинг Стади";
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении общества "Букинг Стади" с указанием сведений о видах деятельности;
- свидетельство о регистрации в Общероссийском Генеральном Реестре Туристических Агентств N МН100234 (дата выдачи 10.02.2015);
- справка об администраторе домена booking-study.ru, выданная акционерным обществом "Региональный Сетевой Информационный Центр";
- письмо от 15.01.2015, подписанное администратором домена booking-study.ru;
- распечатки страниц сайта http://booking-study.ru в сети "Интернет";
- копии страниц договоров возмездного оказания услуг от 18.12.2015 N АТ-202-16, от 20.01.15 N АТ-101-15, от 10.02.2015 N АТ-102-15, от 14.04.2015 N АТ-108-15, от 19.05.2015 N АТ-116-15, от 05.06.2015 N АТ-121-15, от 24.06.2015 N АТ-123-15, от 20.07.2016 N АТ-228-16, от 26.04.2016 N АТ-214-16, от 06.04.2017 N АТ-290-17, в соответствии с которыми общество "Букинг Стади" оказывает услуги по подбору, бронированию и оплате программ обучения; а также счета, платежные поручения, акты к названным договорам;
- копия страниц комиссионного договора от 20.05.2015, в соответствии с которым общество "Букинг Стади" осуществляет реализацию авиабилетов по поручению общества с ограниченной ответственностью "Малый и Большой Сервис", счет, акт, товарные накладные к названному договору;
- копия страниц договора о сотрудничестве в области туризма от 01.06.2015, в соответствии с которым общество "Букинг Стади" приобретает авиабилеты;
- копия страниц договора поручения N 21092844 от 01.02.2016, в соответствии с которым общество "Букинг Стади" от имени и за счет третьего лица (доверителя) заключает договоры страхования;
- копии страниц агентских договоров, в соответствии с которыми общество "Букинг Стади" информирует о программах обучения и осуществляет реализацию программ обучения третьего лица;
- копия страниц договора, в соответствии с которым третье лицо предоставляет клиентам общества "Букинг Стади" курсы английского языка;
- копии сертификатов и писем иностранных партнеров;
- распечатки из сети "Интернет" статей о деятельности общества "Букинг Стади";
- копия страниц договора от 01.04.2015 N 040102 об оказании услуг по рекламе и маркетингу; счета, акты и платежные поручения к названному договору;
- копия страниц договора от 05.06.2015 N 164 о выполнении работ по изготовлению рекламной продукции.
Рассмотрев поступившее возражение, Роспатент пришел к выводу о том, что подателем возражения не представлено доказательств того, что регистрация товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957 не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, как способного вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя продукции.
Так Роспатент указал на то, что общество "Букинг Стади" функционировало на рынке туристических услуг с начала 2015 года, то сеть менее полутора лет до даты приоритета оспариваемого товарного знака. Кроме того, Роспатент указал на то, что в возражении не представлено документов, подтверждающих совокупное количество туристов, воспользовавшихся услугами туристического агентства лица, подавшего возражение, за указанный период (представленные договоры и платежные документы подтверждают отправку за рубеж на обучение в обозначенный период только 6 туристов); статьи в сети Интернет и периодических изданиях об обществе "Букинг Стади" до даты приоритета оспариваемого товарного знака также являются единичными.
Выводы Роспатента на предмет соответствия регистрации оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не оспаривались в суде первой инстанции лицами, участвующими в деле.
Правовых оснований для переоценки указанных выводов Роспатента сделанных при рассмотрении возражения общества "Букинг Стади", суд не усматривает.
Вместе с тем, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, коллегия Суда по интеллектуальным правам приходит к выводу о том, что решение Роспатента о доказанности возникновения у общества "Букинг Стади" исключительного права на фирменное наименование в отношении услуг, однородных услугам 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ, ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака не основано на представленных в материалы административного дела доказательствах, а также сделаны при неправильном применении и толковании норм статьи 1474 ГК РФ в силу нижеследующего.
Суд признает правильными и обоснованными выводы Роспатента о схожести до степени смешения фирменного обозначения общества "Букинг Стади" и словесного обозначения оспариваемого товарного знака в силу нижеследующего.
В оспариваемом решении Роспатентом ошибочно указано на применение Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322, поскольку на дату подачи заявки на оспариваемый товарный знак эти правила утратили силу в виду принятия Правил N 482, однако это не привело к принятию неправильного решения, поскольку фактически в оспариваемом ненормативном акте Роспатентом приведены положения соответствующих пунктов Правил N 482.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В силу пункта 44 названных Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил N 482, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 43 Правил N 482, изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил N 482 учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов, которые могут присутствовать в составе заявленного обозначения. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветового решения. Исходя из того, что обозначения могут быть представлены в виде слова, сочетания слов, звуков и т.д., общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.
Сравнительным анализ словесных обозначении "" и "БукингСтади" показал, что обозначение "Букинг Стади" не имеет семантики в русском языке, сравниваемые обозначения сходны по фонетике, фактически обозначение "Букинг Стади" является транслитерацией обозначения "
" на русский язык, следовательно, имеется смысловое сходство (подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадением значения обозначений в разных языках).
Слово "booking" при переводе на русский язык означает "бронирование", а слово "study" - "изучение", "исследование" (согласно сведениям, полученным из электронного словаря Cambridge Dictionary, размещенного на сайте https://dictionary.cambridge.org/ в сети "Интернет"). Таким образом, словосочетание "Booking study" может дословно переводиться как "бронирование обучения".
Таким образом, принимая во внимание изложенные критерии оценки сходства до степени смешения, несмотря на некоторые отличия по графическому признаку (с учетом того, что спорный товарный знак написан слитно, выполнен в цвете) сравниваемые обозначения признаются судом сходными до степени смешения по звуковому и смысловому признакам.
В связи с этим доводы общества "Виктория индастриз интернейшнл" об отсутствии сходности до степени смешения сравниваемых обозначений подлежат отклонению в виду их несостоятельности.
Вместе с тем выводы Роспатента об однородности услуг 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ для которых зарегистрирован товарный знак и в той части которая оспариваемая обществом "Букинг Стади", и деятельностью последнего с использованием произвольной части фирменного наименования "Букинг Стади", суд считает не обоснованными, принятыми при неправильном применении норм материального права.
Так в силу пункта 45 Правил N 482 при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров/услуг, условия и каналы их реализации, круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров/услуг делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Термин "однородный", в толковых словарях русского языка даются как - относящийся к тому же (к одному и тому же) разряду, роду; одинаковый во всех своих частях, состоящий из одинаковых частей; одинаковый, похожий на другого, на другое.
Степень возможного смешения потребителями сравниваемых товарных знаков и обозначений оценивается при анализе совокупности всех факторов и обстоятельств. В данном случае речь может идти о степени сходства товарных знаков и обозначений, степени однородности товаров и услуг, известности и репутации товарного знака на рынке, наличии серии товарных знаков (т.е. группы вариантов товарных знаков, объединенных сильным элементом), соответствующем круге потребителей.
В зависимости от конкретных обстоятельств каждый из факторов или их совокупность могут оказать влияние на вывод о наличии угрозы смешения сравниваемых товарных знаков (обозначений). Например, степень визуального сходства может иметь больший вес в связи с товарами, которые изучаются визуально, в то время как степень фонетического сходства может быть более значимой применительно к товарам и услугам, обычно заказываемым устно.
Действующее законодательство не предполагает необходимости представления доказательств фактического смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений. Разрешение ситуаций, связанных с угрозой смешения сравниваемых товарных знаков и обозначений, осуществляется на основании оценки вероятности смешения товарных знаков и обозначений в том виде, в котором они заявлены или охраняются.
Вместе с тем в случае представления сведений о фактических обстоятельствах, способных повлиять на решение вопроса о сходстве товарных знаков и обозначений и об однородности товаров и/или услуг, они также могут быть учтены.
При рассмотрении возражения общества "Букинг Стади" Роспатент установил, что общество "Букинг Стади" приобрело исключительное право на фирменное наименование 08.01.2015, то есть ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака. В этой связи признало лицо, подавшее возражение, заинтересованным в подаче возражения и оспаривании предоставления правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957.
Также Роспатентом установлено, что сравниваемые средства индивидуализации обладают высокой степенью сходства, поскольку собственно наименование обратившегося с возражением юридического лица ("Букинг Стади"), по сути, представляет собой фонетическую транскрипцию буквами русского алфавита слов английского языка "Booking Study", то сеть полностью совпадает звуковой ряд сравниваемых словесных элементов. Кроме того, слова "Букинг Стади" способны вызывать присущие словам английского языка "Booking Study" смысловые ассоциации.
Данные выводы подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем признаются правильными и обоснованными.
Роспатент также пришел к выводу о том, что общество "Букинг Стади до даты приоритета оспариваемого товарного знака выступало в гражданском обороте под своим фирменным наименованием при оказании комплекса посреднических услуг по организации обучения за рубежом.
Руководствуясь разъяснениями, данными в справочной литературе Роспатент пришел к выводу о том, что осуществляемая деятельность обществом "Букинг Стади" с использованием своего фирменного наименования относится к туристической (туризм - 1. Вид спорта - групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. 2. Вид путешествий, совершаемых для отдыха или самообразования, см. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Москва, "АЗЪ", 1993, с. 846). Согласно Толковому словарю русского языка начала XXI века. Актуальная лексика [20] "турагентство" (туристическое агентство) - посредническое учреждение, предлагающее клиентам организованные туристические поездки и отдых.
При этом Роспатент указал на то, что общество "Букинг Стади" с 10.02.2015 зарегистрировано в Общероссийском Генеральном Реестре Туристических Агентств.
Данные обстоятельства не опровергались в суде первой инстанции.
Как указал Роспатент, степень однородности услуг тесно связана со степенью сходства средств индивидуализации, предназначенных для их маркировки, в ситуации, когда средства индивидуализации незначительно отличаются друг от друга, диапазон услуг, которые следует рассматривать как однородные, расширяется.
В рассматриваемом случае, как полагает Роспатент, сопоставляемые средства индивидуализации обладают высокой степенью сходства, в связи с чем административный орган указал на наличие основания для расширения диапазона услуг, которые следует рассматривать как однородные.
На основании этого Роспатент пришел к выводу о том, что общество "Букинг Стади" стало использовать в гражданском обороте до даты приоритета оспариваемого товарного знака свое фирменное наименование для индивидуализации себя как субъекта туристической деятельности в отношении услуг, однородных следующим услугам, для которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак:
35 класс МКТУ "управление программами часто путешествующих";
36 класс МКТУ "информация по вопросам страхования; консультации по вопросам страхования; посредничество при страховании";
39 класс МКТУ "организация круизов; организация путешествий; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; сопровождение путешественников";
41 класс МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]";
43 класс МКТУ "бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья".
Кроме того, Роспатент исходя из С учетом высокой степени сходства сопоставляемых средств индивидуализации, услуги, оказываемые лицом, подавшим возражение, были признаны сопутствующими и, как следствие, однородными самим услугам, в области которых туристическое агентство может оказывать посредническую деятельность (образование, развлечения, перевозки, страхование, культурно-просветительские мероприятия и т.д.):
36 - "страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров";
39 - "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; перевозки трамвайные; прокат автомобилей; прокат гоночных машин; прокат инвалидных кресел; прокат лошадей; прокат транспортных средств; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги такси; услуги транспортные; услуги транспортные для туристических поездок";
41 - "академии [обучение]; образование религиозное; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация досуга; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов не виртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спортивных состязаний; переподготовка профессиональная; проведение фитнес-классов; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги образовательно-воспитательные; услуги гидов; услуги переводчиков; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги устных переводчиков; услуги школ [образование]; учреждения дошкольные [воспитание]; школы-интернаты";
43 - "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; гостиницы; мотели; пансионы; пансионы для животных; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов".
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что согласно сведениям, полученным из ЕГРЮЛ, общество "Букинг Стади" зарегистрировано на территории Российской Федерации в качестве юридического лица 08.01.2015.
Таким образом, фирменное наименование общества имеет преимущество перед оспариваемым товарным знаком общества "Виктория индастриз интернейшнл", поскольку исключительное право на фирменное наименование возникло ранее.
В то же время, делая вывод об однородности услуг субъекта туристической деятельности и услуг услугам 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ для которых регистрирован оспариваемый товарный знак и оспаривается представление правовой охраны, Роспатент руководствовался исключительно сведениям из справочной литературы.
При рассмотрении возражения Роспатент не давал оценку представленным обществом "Букинг Стади" доказательствам на предмет установления однородности деятельности этого общества и услуг 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ, для которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак, исходя из рода, вида услуг/деятельности, их потребительских свойств, функциональное назначение, взаимодополняемости либо взаимозаменяемость, условий и каналов их оказания, круг потребителей, возможности отнесения потребителями сравниваемых услуг/деятельности по причине их природы или назначения к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Так согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристической деятельности) туристской деятельность признается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
При этом туризмом в соответствии со статьей 1 названного Закона признаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В соответствии со статьей 1 Закона о туристической деятельности туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом; а турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Так, туристическим продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (статья 1 Закона о туристической деятельности).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Роспотребнадзора от 07.08.2009 N 01/11347-9-32 "Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг" под иной деятельностью понимается деятельность по организации путешествий туристов, не связанная с непосредственной реализацией туристического продукта, возможна в форме оказания иных возмездных услуг.
На основании статьи 4.2 Закон о туристической деятельности сведения о туроператорах вносятся в единый федеральный реестр туроператоров.
С учетом изложенного для признания лица туроператором необходимо его соответствие критериям: фактическое оказание услуг по формированию, продвижению и реализации туристского продукта; регистрация в едином федеральном реестре туроператоров.
Обществом "Букинг Стади" при подаче возражения в Роспатент против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку были представлены копия свидетельства о регистрации в Общероссийском Генеральном Реестре Туристических Агентств, а также копии договоров возмездного оказания услуг.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что общество "Букинг Стади" является туроператором по смыслу Закона о туристической деятельности.
Однако Роспатент не мотивировал и не привел доказательства того, что как субъект туристической деятельности до даты приоритета оспариваемого товарного знака оказывало услуги третьим лицам такие как: 35-го класса МКТУ "управление программами часто путешествующих";
39-го класса МКТУ "организация круизов; организация путешествий; посредничество в морских перевозках; посредничество при перевозках; сопровождение путешественников";
41-го класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]";
43-го класса МКТУ "бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья".
Также ни как не мотивированы выводы Роспатент об однородности туристической деятельности и оказание таких услуг как:
36-го - "страхование; страхование жизни; страхование от болезней; страхование от несчастных случаев; страхование от несчастных случаев на море; страхование от пожаров";
39-го - "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; перевозки трамвайные; прокат автомобилей; прокат гоночных машин; прокат инвалидных кресел; прокат лошадей; прокат транспортных средств; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги такси; услуги транспортные; услуги транспортные для туристических поездок";
41 - "академии [обучение]; образование религиозное; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация досуга; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов не виртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спортивных состязаний; переподготовка профессиональная; проведение фитнес-классов; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги образовательно-воспитательные; услуги гидов; услуги переводчиков; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги устных переводчиков; услуги школ [образование]; учреждения дошкольные [воспитание]; школы-интернаты";
43 - "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; гостиницы; мотели; пансионы; пансионы для животных; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов".
Роспатентом не приведено в оспариваемом решении ни выводов об однородности деятельности общества "Букинг Стади", ни ссылок на доказательств того, что до даты приоритета оспариваемого товарного знака податель возражения оказывал такие услуги или однородные им.
При этом суд считает необходимым отметить, что услуги страхования может оказывает только лицо обладающее специальной правосубъектностью.
В соответствии с пунктом статьи 2 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) страховой деятельностью является сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Согласно пункту 1 статьи 6 названного Закона страховщиками признаются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора (пункт 2 статьи 4.1 Закона об организации страхового дела).
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставляется органом страхового надзора субъекту страхового дела (пункт 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела).
С учетом изложенных норм, субъекты страхового дела (лица оказывающие услуги страхования третьим лицам) обладают специальной правосубъектностью, которая предполагает осуществление страховой деятельности при наличии специального разрешения на право ее осуществления (лицензии).
Из представленных обществом "Букинг Стади" при рассмотрении возражения в Роспатенте документов не следует, что третье лицо является субъектом страхового дела и имеет соответствующую лицензию на право осуществления страховой деятельности.
Обществом "Букинг Стади" была представлена копия страниц договора поручения N 21092844 от 01.02.2016, заключенного со страховым публичным акционерным обществом "РЕСО-Гарантия" (далее - общество "РЕСО-Гарантия"), в соответствии с которым общество "Букинг Стади" принимает на себя обязательства по заключению договоров страхования с третьими лицами от имени и за счет общества "РЕСО-Гарантия". Из положений указанного договора следует, что услуги по страхованию предоставляются обществом "РЕСО-Гарантия", а общество "Букинг Стади" выступает в правоотношениях посредником, фактически только заключая договоры страхования, оформляя страховые полисы, производя расчет страхового тарифа и страховой премии, осуществляя прием страховых премий от имени и за счет общества "РЕСО-Гарантия".
При этом Суд по интеллектуальным правам находит обоснованными выводы Роспатента об оказании обществом "Букинг Стади" таких услуг, как "информация по вопросам страхования; консультации по вопросам страхования; посредничество при страховании", что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, Роспатентом не обоснованы выводы о том, что обществом "Букинг Стади" доказан факт оказания третьим лицам, таких услуг, как "авиаперевозки; аренда автобусов; аренда водного транспорта; аренда летательных аппаратов; перевозка в бронированном транспорте; перевозка на паромах; перевозка путешественников; перевозки автобусные; перевозки автомобильные; перевозки баржами; перевозки железнодорожные; перевозки морские; перевозки пассажирские; перевозки речным транспортом; перевозки трамвайные; прокат автомобилей; прокат гоночных машин; прокат инвалидных кресел; прокат лошадей; прокат транспортных средств; услуги водителей; услуги водного прогулочного транспорта; услуги такси", относящихся к 39-му классу МКТУ и в отношении которых обществом "Букинг Стади" было подано возражение в Роспатент.
Как и субъекты страховой деятельности, лица, осуществляющие деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, железнодорожным транспортом пассажиров, обладают специальной правосубъектностью, которая также предполагает наличие специального разрешения (лицензии) на право ее осуществления, что следует из пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иных нормативно-правовых актов и подзаконных актов.
При этом материалами дела не подтверждается, что общество "Букинг Стади" осуществляет перевозки пассажиров, в том числе воздушным транспортом, имеет соответствующую лицензию на право осуществления таких перевозок.
Деятельность, связанная с бронированием и оплатой авиабилетов, которую осуществляет общество "Букинг Стади", согласно представленным в материалы дела документам, не относится к лицензируемой деятельности по перевозке воздушным транспортом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обществом "Букинг Стади" не подтверждено оказание им услуги, связанных с перевозками пассажиров, а изложенные в решении от 06.12.2017 выводы Роспатента об обратном являются необоснованными.
Вместе с тем, коллегия Суда по интеллектуальным правам обращает внимание, что обществом "Букинг Стади" не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие оказание им третьим лицам следующих услуг - "академии [обучение]; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; образование религиозное; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов не виртуальных; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спортивных состязаний; переподготовка профессиональная; проведение фитнес-классов; составление программ встреч [развлечение]; услуги гидов; услуги индивидуальных тренеров [фитнес]; услуги репетиторов, инструкторов [обучение]; услуги спортивных лагерей; услуги устных переводчиков; услуги школ [образование]; учреждения дошкольные [воспитание]; школы-интернаты".
При этом коллегия судей соглашается с доводами, изложенными в заявлении общества "Виктория индастриз интернейшнл", касательно того, что общество "Букинг Стади" не оказывает самостоятельно указанные услуги, а действует как посредник при подборе, бронированию, оплате программ обучения.
Действительно представленными в материалы дела документами подтверждается, что общество "Букинги Стади" осуществляет консультации по программам обучения, подбор, бронирование и оплату программ обучения в интересах третьих лиц. При этом непосредственно услуги по обучению оказываются иными лицами.
Также Роспатент ни как не мотивированы выводы о том, что общество "Букинг Стади" до даты приоритета оспариваемого товарного знака оказывались такие услуги третьим лицам, как "аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; гостиницы; мотели; пансионы; пансионы для животных; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов", относящиеся к 43-му классу МКТУ.
Судом установлено, что наряду с бронированием программ обучения общество "Букинг Стади" осуществляет бронирование проживания, которое входит в программу обучения, что следует из представленных копий страниц договоров о возмездном оказании услуг.
Так, например, в пункте 1.4 договора возмездного оказания услуг от 20.01.15 N АТ-101-15 указано, что под программой обучения понимается комплекс услуг, предоставляемых соответствующим зарубежным учебным заведением. Приложением N 1 к названному договору является "заявка на бронирование программы обучения", в которой указываются сведения о студенте, выбранной программе обучения, проживании, трансфере.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные обществом "Букинг Стади" документы подтверждают факт осуществления обществом "Букинг Стади" услуг по организации учебных туров, в который входит подбор и бронирование программ обучения, бронирование проживания и авиабилетов, оформление страховых полисов от имени и за счет страховщика.
В решении Роспатента отсутствуют выводы об однородности этих услуг услугам 35-го, 36-го, 39-го, 41-го, 43-го классов МКТУ.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что оспариваемое решение Роспатента от 06.12.2017 об удовлетворении возражения общества "Букинг Стади" о признании представления правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 613957 как несоответствующего требованиям пункта 8 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации принято без учета анализа и оценки всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствует закону и нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности, что является основанием для признания его недействительным.
Заявленные обществом "Виктория индастриз интернейшнл" доводы о том, что в действиях общества "Букинг Стади" по регистрации оспариваемого товарного знака имеются признаки злоупотребления правом, предусмотренные статьей 10 ГК РФ, а также признаки недобросовестной конкуренции, установленные статьей 10.bis Парижской конвенции, не могут быть приняты судом во внимание на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Из содержания названной нормы следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных статьей 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
Исходя из пункта 5 названной статьи о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Доказывать недобросовестность или неразумность действий должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия.
В силу подпункта 6 пункта 2 статья 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
По смыслу названной нормы злоупотребление правом либо совершение акта недобросовестной конкуренции является самостоятельным основанием для признания предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным полностью или частично.
Однако в оспариваемом ненормативном акте отсутствуют выводы Роспатента указанные в возражении общества "Букинг Стади" о несоответствии регистрации товарного знака подпункта 6 пункта 2 статья 1512 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 63 постановления Пленума N 5/29 надлежит учитывать, что суд на основании положений статьи 10 ГК РФ вправе по собственной инициативе, исходя из имеющихся фактических обстоятельств, признать в рамках рассмотрения дела об оспаривании решения Роспатента об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку действия лица по регистрации товарного знака злоупотреблением правом или недобросовестной конкуренцией. В этом случае суд принимает решение о признании недействительным решения Роспатента и об обязании его аннулировать регистрацию соответствующего товарного знака.
По смыслу приведенных норм, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.
Таким образом, обобщающим квалифицирующим признаком злоупотребления правом, установленным законом, является наличие заведомой недобросовестности лица, осуществляющего принадлежащее ему субъективное гражданское право.
Между тем обществом "Виктория индастриз интернейшнл" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены суду доказательства и не приведены доводы, подтверждающие наличие в действиях общества "Букинг Стади" признаков злоупотребления правом и недобросовестной конкуренции. Само по себе указание и ссылок в объявлениях на сайт подателя возражения, не может быть расценено как злоупотребление без представления соответствующих доказательств того, что регистрация оспариваемого товарного знака преследовала единственную цель воспользоваться деловой репутацией общества "Букинг Стади" с целью извлечения прибыли.
В соответствии с положением статьи 12 ГК РФ признание недействительным решения Роспатента влечет за собой восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления N 5/29, если по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения Роспатента арбитражным судом установлено, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то суд, согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании этого акта недействительным и в резолютивной части на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на обязанность Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При признании решения административного органа незаконным у Роспатента возникает обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению заявителю за счет их взыскания с Роспатента.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования общества с ограниченной ответственностью "Виктория индастриз интернейшнл" удовлетворить.
Признать недействительным решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 06.12.2017, вынесенное по результатам рассмотрения возражения от 19.06.2017 о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку "BookingStudy" по свидетельству Российской Федерации N 613957 как несоответствующее пункту 8 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности повторно рассмотреть возражение общества с ограниченной ответственностью "Букинг Стади" поступившее 19.06.2017.
Взыскать с Федеральной службы по интеллектуальной собственности в пользу общества с ограниченной ответственностью "Виктория индастриз интернейшнл" 3 000 (три тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.А. Кручинина |
Судья |
Т.В. Васильева |
Судья |
Н.Н. Погадаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 31 августа 2018 г. по делу N СИП-141/2018
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14 декабря 2018 г. N С01-1008/2018 настоящее решение оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2018 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1008/2018
26.10.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1008/2018
31.08.2018 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-141/2018
18.06.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-141/2018
21.05.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-141/2018
16.04.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-141/2018
15.03.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-141/2018