В настоящем обзоре продолжаем цикл рассмотрения административной практики, касающейся вопросам отбора участников закупки. По-прежнему, правомерность допуска/отказа в допуске к участию в закупке достаточно часто становится предметом обжалования действий субъектов контроля в антимонопольном органе.
В первом примере рассматривается вопрос о правомерности отстранения участника закупке от участия в конкурсе, в связи с представлением недостоверных сведений в составе конкурсной заявке.
Так, в соответствии с пунктом 3.1. части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, представление недостоверных сведений в составе конкурсной заявке, в том числе в части, касающейся квалификации участника открытого конкурса является основанием отстранения такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В другом примере заявитель по жалобе утверждал, что заявка победителя аукциона неправомерно признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об аукционе. По мнению заявителя, победитель в составе заявки представил документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно указанный в выписке из реестра членов саморегулируемой организации уровень ответственности не соответствует размеру договорных обязательств, тем самым такие сведения являются недостоверными.
Вместе с тем, заявка на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае наличия в представленных документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) названной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Анализ указанных положений свидетельствует о необходимости аукционной комиссии заказчика установить и подтвердить факт предоставления недостоверной информации об участнике такого аукциона. В ином случае такой отказ в допуске от участия в аукционе может быть признан не соответствующем Закону о контрактной системе.
В последнем примере рассмотрим спор, связанный с указанием товарного знака в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Напомним, в силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в
электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, названные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязанность участнику закупки указать товарный знак исключительно в случае, если предлагаемый им товар действительно имеет такой знак. Следовательно, отказ участник закупки в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением в составе первой части заявки указания на товарный знак возможен лишь в случае, если аукционной комиссией установлен товарный знак предложенного таким участником товара.
1. Отстранение участника закупки от участия в конкурсе в связи с представлением недостоверной информации в составе конкурсной заявки по критерию квалификация участника открытого конкурса, является правомерным.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении, Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.08.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 24.08.2018;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 2 участника признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ЗАО "***" с предложением о цене - контракта *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.1. части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.08.2018 N *** заявка Заявителя, признана несоответствующей конкурсной документации в связи с представлением недостоверных сведений по показателю: "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу. (далее - Показатель N 1).
Пунктом 31 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 30 %;
2) Квалификация участников закупки (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 70 %.
В рамках Критерия N 2 порядка оценки, по Показателю N 1, оценке подлежат сведения о специалистах, привлекаемых для выполнения работ, что подтверждается:
- копии всех заполненных страниц и первой незаполненной страницы трудовой книжки;
- копия действующего трудового договора либо гражданско-правового договора;
- оригинал письменного согласия работника на привлечение к выполнению работ по данному конкурсу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 3.2.1. конкурсной документации Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в Конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, при этом в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Конкурсная комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить такого участника от участия в Конкурсе на любом этапе его проведения".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем по Показателю N 1 Критерия N 2 предоставлены, в том числе, сведения о намерении привлечь к исполнению работ по контракту Ц.Г.Л, а именно представлена копия трудового соглашения между Заявителем и Ц.Г.А.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком направлен запрос в адрес Ц.Г.Л (от 22.08.2018 исх. N 20/81) для подтверждения достоверности вышеуказанных сведений, представленных в заявке Заявителя. В ответ на поданный заказчиком запрос получено письмо (представлена нотариально заверенная копия 77 АВ 7765129 от 23.08.2018 вх. N 20/370) от Ц.Г.Л, согласно которому Ц.Г.Л сообщает об отсутствии трудовых правоотношений с Заявителем, а также об отсутствии соглашения на использование Заявителем его персональных сведений и личных документов.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств однозначно подтверждающих неправомерность вышеуказанных действий Конкурсной комиссией, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу АО "***" необоснованной.
(см. решение Комиссии ФАС России от 03.09.2018 по делу N 18/44/105/1133)
2. В другом примере факт предоставления участником закупке в составе заявки недостоверности сведений о своем соответствии требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе не подтвердился.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии участника ООО *** "***" требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
2. Заказчиком и Оператором электронной площадки не уведомлены участники Аукциона о новой дате рассмотрения вторых частей заявок;
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата повторного рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
7) победителем Аукциона признано ООО *** "***" с предложением о цене контракта *** рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО *** "***" требованиям документации об Аукционе, поскольку в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, указанным в пункте 27 информационной карты документации об Аукционе, а именно указанный в выписке из реестра членов саморегулируемой организации уровень ответственности не соответствует размеру договорных обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с пунктом 27 информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО *** "***" содержит выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 12.07.2018 N ***, согласно которой уровень ответственности ООО *** "***" по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, участником закупки ООО *** "***" в составе заявки на участие в Аукционе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, содержащая сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по договорным обязательствам, соответствующем размеру договорных обязательств в случае заключения ООО *** "***" муниципального контракта по предложенной в период проведения Аукциона цене *** рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, осуществившей рассмотрение заявок участников Аукциона на основании информации и электронных документов, направленных Заказчику Оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Согласно части 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Грк РФ.
Таким образом, контроль соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров размеру обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств осуществляет саморегулируемая организация и ее участники.
При этом, участники саморегулируемой организации обязаны самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком и Оператором электронной площадки участники Аукциона не уведомлены о новой дате рассмотрения вторых частей заявок.
Из жалобы Заявителя следует, что протокол N 1 об отмене протокола от 06.08.2018 N ***-3 не содержит сведений о новой дате рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона. При этом, Оператором электронной площадки в адрес Заявителя не поступала информация об указанной дате.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии ФАС России от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016 в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (далее - Решение), выразившееся в неправомерном принятии решения о признании заявки ООО "***" соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016 (далее - Предписание), согласно которому Заказчику, Аукционной комиссии предписано отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N ***-3 (далее - Протокол подведения итогов от 06.08.2018), назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе. Кроме того, Аукционной комиссии предписано повторно рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.08.2018 по делу N 18/44/105/1016. Срок исполнения Предписания 28.08.2018.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки 21.08.2018 размещено извещение об отмене документа "Протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N ***-3" и протокол N 1 об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018.
Согласно графическим сведения, представленным Оператором электронной площадки, в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора электронной площадки размещено сообщение о необходимости размещения информации об отмене Протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 на сайте Оператора электронной площадки, направления информации об отмене указанного протокола на сайт www.zakupki.gov.ru, а также участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе. При этом дата и время возобновления Аукциона установлена 28.08.2018 в 10:00.
Вместе с тем, Предписание не содержит положения о необходимости указания в протоколе N 1 об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018 сведений о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Кроме того, в соответствии с графическими сведениями, представленными Оператором электронной площадки в ФАС России, 21.08.2018 в 08:38 ООО "***" в личный кабинет направлено уведомление о возобновлении Аукциона с указанием даты и времени возобновления Аукциона (28.08.2018 в 10:00), а также информация о необходимости наличия денежных средств в качестве обеспечения заявки. Указанная информация направлена также в адрес ООО *** "***".
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих отсутствие уведомления Заказчиком и Оператором электронной площадки участников Аукциона о новой дате рассмотрения вторых частей заявок, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата повторного рассмотрения вторых частей заявок участников Аукциона.
В соответствии с Предписанием дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола подведения итогов от 06.08.2018.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 21.08.2018 в ЕИС размещено извещение об отмене Протокола подведения итогов от 06.08.2018, при этом дата повторного рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукцион назначена 28.08.2018 в 10:00, т.е. на пятый рабочий день со дня отмены указанного протокола.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.08.2018 N ***-4, Аукционной комиссией рассмотрена заявка Заявителя с порядковым номером "1" и принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком исполнена последовательность действий, указанных в Предписании, а именно предоставлена возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, при этом, Заявителем внесены денежные средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, Аукционной комиссией рассмотрена вторая часть заявки Заявителя.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем явка представителей не обеспечена, доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов Заявителя вышеуказанными действиями Заказчика, не представлено, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 31.07.2018 по делу N 18/44/105/391, от 01.08.2018 по делу N 18/44/105/957, от 01.08.2018 N 18/44/105/958 в действиях Заказчика выявлены нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС двух документаций об Аукционе, содержащих противоречивые сведения;
- части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте муниципального контракта условия о подтверждения членства подрядчика в саморегулируемой организации;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по или муниципальному контракту;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе сведений о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание устранить вышеуказанные нарушения при заключении муниципального контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
(см. решение Комиссии ФАС России от 03.09.2018 по делу N 18/44/105/1106)
3. Отказ участнику закупки в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением в составе первой части заявки указания на товарный знак возможен лишь в случае, если аукционной комиссией установлен товарный знак предложенного таким участником товара.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 27.08.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки
предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 24.08.2018 N 0173100008618000056-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию, а именно техническое предложение Заявителя не содержит указание на товарный знак.
В соответствии с пунктом 13.2.2. документации об Аукционе установлено, в том числе следующее "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Изучив техническое задание документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что описание товаров, используемых при выполнении работ, не содержит указание на товарный знак.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что предлагаемые Заявителем товары имеют товарные знаки, на заседании Комиссии не представлено.
Кроме того, согласно положениям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе в составе заявки участникам закупки необходимо указывать товарный знак товаров только при их наличии у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при рассмотрении заявки Заявителя допущена техническая ошибка, в связи с чем, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Грунтовки антикоррозионные жизнеспособность (срок годности) после смешения компонентов при температуре (202) °С не менее 4; смесь сухая строительная: должны быть напольная смесь изготавливаемые на цементном вяжущем (на основе портландцементного клинкера) или смешанных (сложных) минеральных вяжущих на его основе, содержащая полимерные добавки в количестве, не более 5,0 % массы смеси, предназначенные для устройства элементов пола" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона обеспечение заявки на участие в Аукционе в соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе может предоставляться участником Аукциона только путем внесения денежных средств. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указан в пункте 13.1 части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками Аукциона на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р (далее - Специальный счет).
Пунктом 13.1. документации об Аукционе "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" установлено, в том числе следующее: "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками электронного аукциона на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р (далее - специальный счет), и соответствующих Требованиям к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 748".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано пять заявок от участников Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе, на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 01.09.2018 N 18/44/105/1126 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.09.2018 по делу N 18/44/105/1126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.