Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 305-ЭС18-17266
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 05.09.2018 открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" (далее - ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии", общество) на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2017 по делу N А40-177621/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2018 по тому же делу
по заявлению общества к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме от 15.06.2017 N Исх-13252/13, установила:
ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" в 2016 г. были оказаны услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, на общую сумму 3 524 585 руб. 09 коп.
18.04.2017 общество обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о предоставлении субсидии в целях компенсации недополученной платы за оказанные услуги.
Письмом от 15.06.2017 N Исх-13252/13 агентство уведомило общество об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что 13.03.2017 исчерпаны лимиты бюджетных ассигнований, доведенных ему на цели предоставления субсидий.
Считая отказ агентства в возмещении произведенных затрат незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды руководствовались статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 (далее - Правила предоставления субсидий), и исходили из того, что исчерпание лимитов бюджетных ассигнований, предоставленных главному распорядителю, обеспечивающему принятие и исполнение бюджетных обязательств по выплате спорной субсидии, является самостоятельным основанием для отказа в ее предоставлении.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии", возражая против вынесенных судебных актов, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Общество ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 32-П, которым был признан неконституционным пункт 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункты 3 и 6 Правил предоставления субсидий в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.
Общество полагает, что Конституционный Суд Российской Федерации исключил возможность какого бы то ни было отказа в возмещении расходов, понесенных организациями, предоставляющими услуги пользователям воздушного пространства, освобожденным в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги.
Как указывает общество, в результате отказа в предоставлении субсидии его затраты, связанные с оказанием услуг льготным категориям потребителей без взимания платы, не возмещены, что по сути означает, что на заявителя фактически возложено бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением полетов воздушных судов федерального государственного бюджетного учреждения "Красноярский авиационно-спасательный центр МЧС России", Войсковой части 3733 Сибирского округа войск национальной гвардии Российской федерации и Войсковой части 3553 Федеральной службы войск национальной гвардии в рамках выполнения ими государственных задач.
Государство обязало общество нести расходы на выполнение государственных задач, а в последующем, после того, как заявитель понес эти расходы, в одностороннем порядке и по причинам, зависящим от самого государства, отказало в их возмещении как в настоящем, так и на будущее.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Признавая, что доводы жалобы заслуживают внимания, руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
передать кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 305-ЭС18-17266 по делу N А40-177621/2017
Текст определения официально опубликован не был