Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Кедр" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция студенческого общежития (г. Москва, ул. Речников, д. 16)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100022318000104) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно установивших требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, используемых при выполнении работ.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 04.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 202 490 604,30 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО ГК "СТК" с предложением о цене контракта 187 303 808,85 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Требования к используемым при выполнении работ товарам, в отношении которых предоставляются сведения в первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержатся в Приложении N 1 к Техническому заданию Части IV документации об аукционе "Описание объекта закупки".
Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе содержит следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 142 "Грунтовка полиуретановая": "Грунтовка полиуретановая. Расход не менее 0,12 не более 0,3 кг/м2. Время высыхания не менее 3 не более 5 ч.";
- N 163 "Блоки из ячеистого бетона": "Коэффициент теплопроводности не менее 0,09 Вт/м°С не более 0,11 Вт/м°С, прочность на сжатие не менее 7,7 но не более 27
".
В частности, в соответствии с ГОСТ 31359-2007 "Бетоны ячеистые автоклавного твердения. Технические условия" контроль ячеистых бетонов по прочности на сжатие и средней плотности проводят при приемо-сдаточных испытаниях каждой партии изделий из этого бетона, при этом, среднее значение коэффициента теплопроводности ячеистого бетона в партии определяется по результатам испытаний контрольных образцов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей химического состава, показатели результатов испытаний, показателей технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава, показателях результатов испытаний и показателях технологических процессов изготовления товаров.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении условия о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, техническим условиям, сведения о которых отсутствуют в открытом доступе, в ненадлежащем установлении описания ряда товаров в части наличия требования к описанию товаров в соответствии с проектной документацией при отсутствии конкретных характеристик товаров, в отношении которых необходимо представить сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе, в не установлении характеристик показателей товаров, являющихся эквивалентными показателям установленных товарных знаков, в установлении противоречивых сведений об объеме финансирования выполненных работ в 2018 году, а также в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также в установлении требований к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров.
В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948.
Срок исполнения предписания по делу от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 установлен до 26.12.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кедр" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948, по настоящему делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2018 г. N 18/44/105/1997 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был