Представление Счетной палаты РФ от 8 мая 2018 г. N ПР 13-89/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, Минкавказом России произведена оплата:
финансовой санкции на сумму 90,5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета по КБК 370 0401 35 Г 01 90011 129 с отнесением на направление расходов 90011 "Расходы на выплаты по оплате труда работников государственных органов" и вид расходов 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов" вместо КБК 370 0401 35 Г 01 90019 853 по направлению расходов 90019 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов" и коду вида расходов 853 "Уплата иных платежей";
расходов, связанных с оказанием услуг по транспортному обеспечению (от 22 ноября 2017 г. N 17А/2017) при осуществлении служебной командировки, в сумме 79,6 тыс. рублей по подстатье КОСГУ 212 "Прочие выплаты" вместо КОСГУ 222 "Транспортные услуги".
1.2. В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на период до 2025 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 (далее - Правила софинансирования), Минкавказом России в 2017 году заключены соглашения о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - соглашения, СКФО), с Республикой Ингушетия (от 18 февраля 2017 г. N 370-08-003), Республикой Дагестан (от 17 февраля 2017 г. N 370-08-006), Чеченской Республикой (от 18 февраля 2017 г. N 370-08-007), Кабардино-Балкарской Республикой (от 18 февраля 2017 г. N 370-08-001), Карачаево-Черкесской Республикой (от 18 февраля 2017 г. N 370-08-002), Республикой Северная Осетия - Алания (от 21 февраля 2017 г. N 370-08-008), Ставропольским краем (от 21 февраля 2017 г. N 370-08-004) на общую сумму 2 700 000,0 тыс. рублей.
В нарушение пункта 4.1.2 соглашений Минкавказом России в 2017 году не осуществлялся контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации, входящими в состав СКФО, обязательств, предусмотренных пунктами 4.3.3, 4.3.6, 4.3.8.2 соглашений:
1) в нарушение пункта 4.3.6 соглашений на установленную дату (15 января 2018 года) Республикой Ингушетия, Республикой Дагестан, Чеченской Республикой, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Северная Осетия - Алания, Ставропольским краем не представлены в Минкавказ России отчеты об исполнении графиков выполнения мероприятий по инвестиционным проектам, Республикой Ингушетия, Республикой Дагестан, Карачаево-Черкесской Республикой, Ставропольским краем - отчеты о достижении значений показателей результативности.
Указанные отчеты представлены по запросу Счетной палаты Российской Федерации в ходе контрольного мероприятия.
Квартальные и годовые отчеты о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, достижении значений показателей результативности использования субсидии размещались субъектами Российской Федерации, входящими в состав СКФО, в ГИИС "Электронный бюджет" с нарушением установленных пунктом 4.3.6 соглашений сроков;
2) в нарушение пункта 4.3.3 соглашений Республикой Ингушетия, Республикой Дагестан, Чеченской Республикой по итогам 2017 года не обеспечено достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия.
Так, фактическое значение показателей по объему инвестиций в основной капитал составило по Республике Ингушетия -13,6 млрд рублей, по Республике Дагестан -199,4 млрд рублей, по Чеченской Республике - 65,4 млрд рублей при установленных плановых показателях 14,3 млрд рублей, 274,6 млрд рублей и 68,0 млрд рублей соответственно;
3) в нарушение пункта 4.3.8.2 соглашения Кабардино-Балкарской Республикой в соответствии с Графиком выполнения мероприятий не обеспечена реализация инвестиционного проекта "Перевод Нальчикского гидрометаллургического завода на новую территорию. Создание инновационного, наукоемкого, экологически безопасного производства вольфрамового ангидрида, освоение производства новой продукции, отвечающей по качеству лучшим мировым стандартам".
Соглашение (договор) о реализации инвестиционного проекта между АО "Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики" и АО "КабБалкВольфрам" не заключено. Средства федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики инициатору проекта АО "КабБалкВольфрам" не перечислялись.
Пунктом 36 Правил софинансирования, пунктами 4.1.4, 4.1.6 соглашений установлено, что в случае нарушения субъектами Российской Федерации обязательств по достижению значения показателя результативности исполнения мероприятий и исполнению графика выполнения мероприятий Минкавказ России обязан рассчитать в соответствии с пунктами 16-19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999), объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет, и направить субъектам Российской Федерации требование о возврате до 1 июня 2018 года субсидии в федеральный бюджет в соответствующем расчету объеме.
В нарушение Правил софинансирования, Правил N 999, соглашений Минкавказом России требование о возврате субсидии в объеме, определенном пунктами 16 - 19 Правил N 999, не направлялось.
1.3. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их исполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила N 365), согласно которому финансированию за счет средств федерального бюджета подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, Минкавказ России до утверждения Плана информатизации на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 - 2019 годов (2 июня 2017 года) осуществил финансирование мероприятий по информатизации на сумму 3 901,7 тыс. рублей.
1.4. Ведение бухгалтерского учета осуществлялось Минкавказом России с нарушением Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
1.4.1. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, согласно которому обязательным реквизитом первичного учетного документа является дата составления документа, Минкавказом России приняты к бухгалтерскому учету авансовые отчеты о командировании на общую сумму 3 256,9 тыс. рублей без указания даты их составления.
1.4.2. В нарушение пункта 4 части 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, согласно которому обязательным реквизитом регистра бухгалтерского учета является хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета, в Журнал операций расчетов с подотчетными лицами за 2017 год (ф. 0504071) с 14 ноября 2017 года авансовые отчеты включались Минкавказом России без указания в регистре бухгалтерского учета даты их составления и номера.
1.4.3. В нарушение абзаца пятого пункта 27 Инструкции N 157н, согласно которому результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета, Минкавказом России проведение ремонтно-восстановительных работ системы кондиционирования, замены элементов системы отопления, утепления перекрытий и устройств декоративного подвесного потолка здания по адресу: г. Москва, Трубниковский пер., д. 19 не отражено в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке соответствующего объекта путем внесения записей о произведенных изменениях на общую сумму 6 759,7 рублей.
1.4.4. В нарушение пункта 333 Инструкции N 157н Минкавказом России на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не учтены исходя из условной оценки одного объекта в один рубль оборудование и лицензии, полученные в пользование от ПАО "Ростелеком" по государственному контракту от 28 декабря 2017 г. N 0704/17/44.
1.4.5. В нарушение пунктов 13 и 302 Инструкции N 157н в Учетной политике Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, утвержденной приказом Минкавказа России от 7 июля 2014 г. N 2/1 (в редакции от 13 сентября 2016 г.), не установлены порядок перевода первичных учетных документов, составленных на иностранных языках и принимаемых к бухгалтерскому учету, и порядок отнесения затрат, относящихся к следующим отчетным периодам и подлежащих зачислению на финансовый результат текущего финансового года (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.) в течение периода, к которому они относятся.
1.5. В соответствии со статьями 23 и 83 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.
В нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 23 и статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации Минкавказом России не осуществлена постановка на налоговый учет обособленного подразделения в г. Ессентуки в течение одного месяца со дня его создания, в связи с чем суммы налогов на имущество, доходы физических лиц, страховые взносы в доход бюджета по месту нахождения обособленного подразделения не перечисляются.
1.6. В нарушение пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, пункта 15 Порядка командирования федеральных государственных гражданских служащих Минкавказа России на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минкавказа России от 24 июня 2016 г. N 96, согласно которым по возвращении из служебной командировки гражданские служащие обязаны в течение трех служебных дней представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах, должностные лица Минкавказа России представляли в Финансово-хозяйственный департамент авансовые отчеты об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах с превышением установленного срока (до 175 служебных дней).
1.7. В нарушение пункта 6 Порядка командирования федеральных государственных гражданских служащих Минкавказа России на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минкавказа России от 24 июня 2016 г. N 96, согласно которому продление срока служебной командировки допускается в исключительных случаях не более чем на пять дней, должностному лицу Минкавказа России срок служебной командировки в СКФО был увеличен на девять дней (приказ Минкавказа России от 11 октября 2017 г. N 362/к).
1.8. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, утвержденный приказом Минкавказа России от 10 сентября 2015 г. N 125, не соответствует Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования).
Так, указанным Порядком предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа составляет бюджетную смету не позднее 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. При этом пунктом 8 Общих требований установлено, что утверждение бюджетной сметы казенного учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
1.9. В нарушение пункта 19 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449, Минкавказом России Доклад о реализации Плана деятельности за 2017 год направлен в Минэкономразвития России 27 марта 2018 года (письмо N КЛ-1-01203), то есть с нарушением установленного срока (до 1 марта текущего года) на 27 дней.
1.10. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), Минкавказом России не размещен до 1 марта 2018 года в электронном виде на портале государственных программ годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года за 2017 год.
1.11. В нарушение подпункта "а.2" пункта 47 Порядка N 588 Минкавказом России не утвержден акт, регламентирующий порядок управления реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 (далее - Государственная программа).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Реализация Минкавказом России в качестве ответственного исполнителя Государственной программы по итогам 2017 года оценивается как недостаточно эффективная, поскольку при высоком уровне кассового исполнения расходов по Государственной программе (98,1% сводной бюджетной росписи) по 38,8% показателей (индикаторов) плановые значения не достигнуты, 26,9% запланированных результативных контрольных событий не реализовано.
2.2. В годовом отчете не в полной мере представлено описание вклада Государственной программы в достижение показателей, указанных в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 14 мая 2015 года.
2.3. Механизм субсидирования резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на финансовое обеспечение строительства объектов капитального строительства, осуществляемый Минкавказом России в рамках реализации подпрограммы "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" Государственной программы в 2016 - 2017 годах оказался неэффективным, так как не способствовал стимулированию инвестиционной активности организаций. Неисполненные назначения по расходам в сумме 47 985,5 тыс. рублей сложились из-за отсутствия претендентов на участие в отборе резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, что свидетельствует о низкой активности резидентов туристического кластера по привлечению заемных ресурсов в целях создания ими объектов туристической индустрии.
2.4. По состоянию на 30 марта 2018 года на лицевом счете АО "Корпорация развития Северного Кавказа" в УФК по Ставропольскому краю без движения находились средства, предоставленные Минкавказом России в качестве взноса в уставный капитал общества в рамках реализации Государственной программы, в общей сумме 4 442,5 млн рублей, которые не использовались на цели создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории СКФО, из них более года - 2 070,0 млн рублей, что в условиях дефицита финансовых ресурсов свидетельствует о недостаточно эффективном планировании Минкавказом России указанных расходов.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа надлежит выполнить следующие требования:
1) обеспечить исполнение пунктов 4.1.4 соглашений от 18 февраля 2017 г. N 370-08-003, от 17 февраля 2017 г. N 370-08-006, от 18 февраля 2017 г. N 370-08-007 в части направления Республике Ингушетия, Республике Дагестан и Чеченской Республике требования о возврате в связи с недостижением показателей результативности из республиканских бюджетов в федеральный бюджет средств в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктами 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999;
2) обеспечить исполнение пункта 4.1.6 Соглашения от 18 февраля 2017 г. N 370-08-001 в части направления Кабардино-Балкарской Республике требования о возврате в связи с нарушением графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту из республиканского бюджета в федеральный бюджет средств в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999;
3) обеспечить учет на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" исходя из условной оценки одного объекта в один рубль оборудования и лицензий, полученных в пользование от ПАО "Ростелеком" по государственному контракту от 28 декабря 2017 г. N 0704/17/44, в соответствии с пунктом 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
4) обеспечить разработку акта, регламентирующего порядок управления реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года в соответствии с подпунктом "а(2)" пункта 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588;
5) внести изменения в Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, утвержденный приказом Минкавказа России от 10 сентября 2015 г. N 125 в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н;
6) внести изменения в Учетную политику Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, утвержденную приказом Минкавказа России от 7 июля 2014 г. N 2/1, в соответствии с пунктами 13, 302 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
7) отразить в инвентарных карточках объектов основных средств проведение ремонтно-восстановительных работ системы кондиционирования, замены элементов системы отопления, утепления перекрытий и устройств декоративного подвесного потолка здания по адресу: г. Москва, Трубниковский пер., д. 19 в соответствии с абзацем пятым пункта 27 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
8) направить в Управление Федеральной налоговой службы по месту нахождения Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа сведения о наличии обособленного подразделения в г. Ессентуки в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 и статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации;
9) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минкавказа России, допустивших указанные нарушения;
10) принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 апреля 2018 г. N 20К(1241).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру Российской Федерации по делам Северного Кавказа или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.