Представление Счетной палаты РФ от 4 августа 2017 г. N ПР 07-180/07-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных управлениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2015 - 2016 годах и текущем периоде 2017 года" в Управлении Судебного департамента в Республике Алтай (далее - Управление).
1. По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 4.3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента и его органов, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. N 82, согласно которому утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца квартала, Управлением изменения в бюджетные сметы в 2015 - 2016 годах представлялись для утверждения в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) с нарушением установленного срока.
В результате показатели бюджетных смет Управления не соответствовали на дату их утверждения доведенным лимитам бюджетных обязательств, что является нарушением пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетной кодекс) и абзаца первого пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования).
1.2. В нарушение статьи 221 Бюджетного кодекса, пункта 6 Общих требований Управлением к представленным в проверенный период на утверждение в Судебный департамент бюджетным сметам не прилагались обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
1.3. В нарушение пунктов 1 приказов Судебного департамента от 12 января 2016 г. N 1 и от 29 декабря 2016 г. N 253 Управление представило в Главное финансово-экономическое управление Судебного департамента годовую отчетность об исполнении федерального бюджета за 2015 год на бумажном носителе с нарушением установленного срока на 32 дня.
1.4. Выявлены факты, указывающие на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 13 500,7 тыс. рублей, выразившегося в направлении средств федерального бюджета на цели не связанные с целями их предоставления.
1.4.1. В 2015 - 2016 годах Управлением были заключены государственные контракты (договора) от 9 ноября 2015 г. N КСПК 15/217, от 9 ноября 2015 г. N КСПК 15/223, от 19 ноября 2015 г. N 191-к/2015, от 24 ноября 2015 г. N 9-ПК, от 10 августа 2016 г. N 20/115, от 22 декабря 2016 г. N 4-ПК (далее - контракты) на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования и повышению квалификации 20 федеральных государственных гражданских служащих на общую сумму 72,5 тыс. рублей.
Четыре контракта на общую сумму 53,1 тыс. рублей оплачены по подразделу 0105 "Судебная система" классификации расходов бюджета по которой подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно абзацу 84 пункта 3.2 "Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации), расходы на оказание услуг по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ подлежат отражению по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" классификации расходов бюджетов.
Два контракта (договора) на общую сумму 19,4 тыс. рублей оплачены по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" по целевой статье 90 9 00 00000 "Реализация функций", по которой подлежат отражению расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации функций государственной судебной власти по соответствующим направлениям расходов, вместо целевой статьи 90 5 00 00000 "Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации" по которой подлежат отражению расходы на Судебный департамент, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.
Таким образом, оплата за счет средств федерального бюджета выделенных по подразделу 0105 "Судебная система" и по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", целевой статье 90 9 00 00000 "Реализация функций" расходов на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих Управления на общую сумму 72,5 тыс. рублей имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статьей 306.4 Бюджетного кодекса.
1.4.2. Управлением с ООО "Сибирьспецмонтаж" заключен государственный контракт от 10 мая 2016 г. N 111-к/2016 на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Улаганского районного суда Республики Алтай на общую сумму 13 428,2 тыс. рублей. Работы оплачены в полном объеме на основании актов выполненных работ (форма КС-2) по КБК 438 0105 9090090019 243 225.
В результате анализа проектно-сметной документации, актов выполненных работ (форма КС-2), технических паспортов и визуального обследования здания установлено, что в рамках проведения работ по комплексному капитальному ремонту произведены работы, связанные с изменением параметров объекта капитального строительства, в том числе перестройка, а также замена несущих строительных конструкций, а именно произведена полная замена фундамента и крыши, высота внутренних помещений увеличена на 30 см, осуществлена перестройка внутренних помещений, систем вентиляции, водоснабжения, отопления и канализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса, пунктом 2 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства и реконструкции. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации оплата реконструкции объектов капитального строительства Судебного департамента должна осуществляться за счет бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства по КБК 438 0105 9910099998 414 310.
Таким образом, оплата Управлением работ по реконструкции здания Улаганского районного суда Республики Алтай в рамках государственного контракта в сумме 13 428,2 тыс. рублей за счет бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта по КБК 438 0105 9090090019 243 225 имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статей 306.4 Бюджетного кодекса.
1.5. Управлением в нарушение пункта 4.4 контрактов от 18 марта 2015 г. N 1218/53-к/2015, от 22 марта 2016 г. N 0410073 0013533/89-к/2016 оплачены услуги по поставке электроэнергии, потребленной прочими потребителями, на общую сумму 615,2 тыс. рублей. При этом Управлением мер по взаиморасчетам за излишне оплаченные услуги за поставленную электроэнергию в проверенном периоде не принимались.
1.6. В нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации возведение мансардного этажа здания Кош-Агачского районного суда, расположенного по адресу: 649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Пограничная, д. 24, осуществлено Управлением без соответствующего разрешения и согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самовольной постройкой.
В результате в техническом паспорте, кадастровых и регистрационных документах вышеуказанный мансардный этаж отсутствует, что ограничивает права Управления на его владение и пользование.
1.7. В нарушение части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, Управлением предоставлены в пользование судьям по договорам найма служебных жилых помещений квартира и жилой дом общей стоимостью 3 450,0 тыс. рублей без отнесения их к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
2. По результатам контрольного мероприятия установлен следующий недостаток.
Законом Республики Алтай от 7 июня 2013 г. N 29-РЗ "О мировых судьях в Республике Алтай" (статьи 7, 8) установлено, что предоставление помещений для судебных участков мировых судей Республики Алтай, а также затраты на их содержание находятся в ведении и являются расходными обязательствами Республики Алтай.
Управлением по договорам от 21 марта 2016 г. N б/н в безвозмездное пользование для размещения мировых судей Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай переданы помещения, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные за Управлением на праве оперативного управления общей площадью 659,8 кв. метров без учета нормативной обеспеченности Горно-Алтайского городского суда и Усть-Коксинского районного суда.
Согласно пункту 3.9.6 Положения об Управлении Судебного департамента в Республики Алтай, утвержденного приказом Судебного департамента от 26 августа 2015 г. N 263, Управление осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по управлению недвижимым имуществом, закрепленным за Управлением и используемым для обеспечения деятельности районных судов и Управления.
В соответствии с пунктом 12 приложения N 1 к федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406, размер общей площади служебных помещений, приходящейся в 2016 году на 1 федерального судью в судах общей юрисдикции, должен составлять 148 кв. метров.
При этом в проверенном периоде общая площадь нежилого помещения, занимаемая Горно-Алтайским городским судом по адресу: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, д. 3, составляет 1 946,3 кв. метра (93,9 % от нормативной площади), общая площадь нежилого помещения, занимаемая Усть-Коксинским районным судом по адресу: 649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Набережная, д. 57 А, составляет 275,9 кв. метра (46,6 % нормативной площади).
Таким образом, передача Управлением в РА в безвозмездное пользование помещений общей площадью 659,8 кв. метров для размещения мировых судей без учета нормативной обеспеченности служебными помещениями федеральных судей Горно-Алтайского городского суда и Усть-Коксинского районного суда не способствует обеспечению деятельности федеральных судов в полной мере, и свидетельствует о ненадлежащем исполнении Управлением возложенных на него функций по управлению недвижимым имуществом, используемым для обеспечения деятельности районных судов, и свидетельствует о ненадлежащем исполнении Управлением в РА возложенных на него функций по управлению недвижимым имуществом, используемым для обеспечения деятельности районных судов.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Управлению Судебного департамента в Республике Алтай необходимо выполнить следующие требования:
1. Принять меры по взаиморасчетам за излишне оплаченные услуги за поставленную электроэнергию в здание Дворца правосудия, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, д. 3, по государственным контрактам от 18 марта 2015 г. N 1218/53-к/2015, от 22 марта 2016 г. N 0410073 0013533/89-к/2016.
2. Принять меры по оформлению законности постройки мансардного этажа здания Кош-Агачского районного суда, расположенного по адресу: 649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Пограничная, д. 24, и постановки соответствующих изменений на государственный кадастровый учет.
3. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
4. Принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатка, а также по устранению причин и условий их совершения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 июля 2017 г. N 44К (1189)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" начальнику Управления или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме до 1 декабря 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 августа 2017 г. N ПР 07-180/07-04
Текст представления официально опубликован не был