В настоящем обзоре рассмотрим примеры административной практики ФАС России по рассмотрению жалоб на неправомерные, по мнению заявителей, действия закупочных комиссий заказчиков. В частности, количество жалоб на действия аукционных комиссией при рассмотрении первой части заявки, к сожалению, не уменьшается. Такие вопросы, в первую очередь возникают при применении в совокупности положений технической части документации о закупке и инструкции по заполнению заявок.
Другим не менее спорным вопросом, в последствии выражающейся в неправомерном отказе в допуске к участию в закупке, является обязанность участника закупки представить в составе заявки на участие в закупке решения об одобрении крупной сделки либо его копии.
И последний пример, который приводится в настоящем обзоре, связан с несоответствием заявок требованиям Законом о контрактной системе к их оформлению, что, зачастую, не учитывается конкурсными комиссиями при рассмотрении заявок.
Так, относительно вопроса формирования первой части заявки на участие в электронном аукционе, как указывалось выше, необходимо учитывать в совокупности положений технической части документации о закупке и инструкции по заполнению заявок. Указание в заявке предложения в отношении товара (материала) без учета указанных требований влечет обоснованному отказу в допуске к участию в электронном аукционе такой закупки.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчиком при необходимости указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также показатели с диапазонным значением.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом изложенного, в соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Учитывая изложенное, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в том числе в случае, несоответствия информации, показателей о товаре, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, требованиям документации о таком аукционе.
Относительно признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации об аукционе в связи с тем, что отсутствует действующее решение об одобрении крупной сделки, необходимо отметить следующее.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Между тем, согласно пункту 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Следовательно, участнику закупки необходимо представить решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в составе заявки на участие в электронном аукционе при наличии одновременно двух обязательных условий:
- требование о необходимости наличия такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица;
- для участника закупки поставка товаров (работ, услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Таким образом, указанным положением Закона о контрактной системе установлена обязанность участника закупки предоставления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях, если указанные действия являются для участника закупки крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не требуется.
На основании изложенного, аукционная комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске к участию в электронном аукционе при отсутствии одновременно вышеназванных двух условий.
Касательно оформления заявки к участию в неэлектронной закупке, например, в конкурсе при рассмотрении заявок конкурсной комиссии необходимо учитывать, в том числе, и требования Законом о контрактной системе к их оформлению.
Так, часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе предусматривает следующие требования к оформлению конкурсной заявки:
- все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы;
- заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов;
- заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Учитывая требования части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
1. Поскольку в отношении заявителя федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено требование о необходимости наличия решения для совершения крупной сделки, признание заявки несоответствующей в связи с отсутствием копии решения об одобрении крупной сделки не соответствует части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 18.12.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, допущенных до участия в Аукционе;
6) дата проведения Аукциона - 28.12.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признан ИП *** с минимальным предложением о цене контракта *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2018 N ***-3 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с тем, что в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе отсутствует действующее решение об одобрении крупной сделки.
Согласно пункту 2 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
На заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие. Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 46 положения статьи 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не применяются, в том числе, к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
При этом, согласно материалам жалобы, ООО "***" (Заявитель) состоит из одного участника, который одновременно выступает в качестве единоличного исполнительного органа общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной в составе заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика в составе письменных пояснений не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что заявка Заявителя на участие в Аукционе не соответствует документации об Аукционе и положениям Закона о контрактной системе, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении Заявителя федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено требование о необходимости наличия решения для совершения крупной сделки.
Также, по аналогичному основанию Аукционной комиссией признана несоответствующей заявка с порядковым номером "45", что не соответствует части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе определяется в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 9 "Требования к обеспечению заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
"1. Участие в аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника аукциона, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, предусмотренный настоящей документацией;
2. Денежные средства вносятся на лицевой счет участника аукциона, открытый для проведения операций по обеспечению участия в аукционах на счете оператора электронной площадки, до регистрации на аукцион в электронной форме;
3. Поступление заявки является поручением о блокировании операций по лицевому счету участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, неправомерно установил возможность внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на лицевой счет участника Аукциона на счете оператора электронной площадки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе, об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено требование в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе, а именно: "В случае заключения Контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма Контракта, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате, Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, что не соответствует пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, в том числе, следующее: "Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе".
Разделом 17 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование к банковской гарантии: "Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иными законодательными актами Российской Федерации".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в пункте 5.6.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование: "Обеспечение исполнения Исполнителем гарантийных обязательств, предусмотренных п.5.2. Контракта, осуществляется представлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, и действующей в течение гарантийного срока и не менее 30 (Тридцати) календарных дней после истечения срока гарантийных обязательств, предусмотренных Контрактом, или внесением денежных средств в качестве обеспечительного платежа на счет Заказчика", что не соответствует части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком допущены разночтения в отношении сроках возврата обеспечения, поскольку в пункте 17 информационной карты документации об Аукционе установлен срок возврата - в течение 15 дней, а пунктом 10.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен срок возврата обеспечения - 10 рабочих дней, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые сведения, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
5. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 8 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае содержания в первой части заявки в аукционе в электронной форме сведений об участнике такого аукциона, данная заявка подлежит отклонению", что не соответствует части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе основания для отказа в допуске к участию в Аукционе, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 64, пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
(см. решение Комиссии ФАС России от 16.01.2019 по делу N 19/44/105/15)
2. Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что заявка не содержит описи входящих в ее состав документов (опись представлена отдельным документом, не входящем в состав заявки), что не соответствует требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а именно требование о том, что участником закупки может являться физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
2. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено положение об изменении условий государственного контракта, а именно положений о возможности изменения цены государственного контракта без изменения объема оказываемых услуг;
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.12.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 29.12.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе признано 4 заявки от участников закупки;
8) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене государственного контракта *** рубля.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а именно требование о том, что участником закупки может являться физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1.3.3 части I Общие условия проведения конкурса конкурсной документации установлено следующее: "Участник открытого конкурса, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, претендующие на заключение государственного контракта".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к участникам закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено положение об изменении условий государственного контракта, а именно положений о возможности изменения цены государственного контракта без изменения объема оказываемых услуг.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Пунктом 3.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, следующее: "Цена государственного контракта может быть изменена по соглашению Сторон с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, но не более чем на десять процентов цены государственного контракта".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные условия проекта государственного контракта об изменении цены государственного контракта по соглашению сторон без изменения объема оказываемых услуг в рамках исполнения государственного контракта не соответствуют части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственного контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается государственного контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила) установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процентов цены государственного контракта (этапа) в случае, если цена государственного контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены государственного контракта (этапа) в случае, если цена государственного контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены государственного контракта (этапа) в случае, если цена государственного контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Пунктом 15 информационной карты конкурсной документации установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 8.5 проекта государственного контракта конкурсной документации установлено, что: "в случае обнаружения после приемки оказанной услуги, отступления от требований государственного контракта или иных недостатков (в том числе по качеству), которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Исполнителем, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________2 за каждый факт отступления от требований государственного контракта или наличия недостатков оказанной услуги (в том числе по качеству).
Пунктом 8.7 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, следующее: "В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере __________3 за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
При этом, согласно примечаниям к пунктам 8.5, 8.7 проекта государственного контракта, размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 3 Правил.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается государственным контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом. Размер штрафа устанавливается государственным контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Пунктом 5.2 проекта государственного контракта конкурсной документации определен перечень обязанностей Заказчика в рамках реализации государственного контракта, а именно:
"5.2.1. Своевременно сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг или при сдаче-приемке исполненных обязательств.
5.2.2. Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в соответствии с государственным контрактом, в случае принятия отчетной документации Исполнителя, подписания Сторонами надлежащим образом оформленного акта сдачи-приемки исполнения обязательств, своевременного получения указанного акта Государственным заказчиком и при условии поступления средств федерального бюджета на счет Государственного заказчика.
5.2.3. В случае надлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств перед Государственным заказчиком и подписания Сторонами акта сдачи-приемки исполнения обязательств по государственному контракту, вернуть денежные средства Исполнителю, внесенные в качестве обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с п. 6.2.4. государственного контракта.
5.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, если в ходе его исполнения будет установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем.
5.2.5. Нести ответственность, предусмотренную государственным контрактом и действующим законодательством".
Вместе с тем, пунктом 8.10 проекта государственного контракта конкурсной документации установлено следующее: "В случае отказа Государственного заказчика принять оказанную услугу, без сообщения Исполнителю причин отказа, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (штраф) в размере ___________3 за отказ Государственного заказчика принять оказанную услугу без сообщения Исполнителю причин отказа.
3 Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Государственным заказчиком, Исполнителем, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены государственного контракта, определенной по результатам закупки.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена государственного контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена государственного контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего ответственность за неисполнение Заказчиком всех обязательств, предусмотренных государственным контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.12.2018 N ПРО1, на участие в Конкурсе подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Изучив заявку с порядковым номером "3", Комиссия установила, что заявка не содержит описи входящих в состав заявки документов, при этом, опись представлена отдельным документом, не входящем в состав заявки, что не соответствует требованиям части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии Заказчика, неправомерно признавшей заявку с порядковых номеров "3" соответствующей требованиям Конкурсной документации, не соответствуют части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 54 Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается с победителем конкурса, в случаи уклонения победителя конкурса от заключения государственного контракта, государственный контракт заключается с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер.
Учитывая изложенное, данное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), так как при проведении оценки данная заявка заняла 3 место.
6. Решением комиссии ФАС России от 28.12.2018 по делу N 18/44/105/2191 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований о предоставлении в составе заявки платежного поручения с отметкой банка в качестве подтверждения внесения обеспечения заявки на участие в Конкурсе;
- пункта 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований о предоставлении платежного поручения с отметкой банка в качестве подтверждения внесения обеспечения исполнения государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части 2 и 3 довода мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 2, 5, 8 статьи 34, пунктов 4 и 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанных в пункте 6 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 26.12.2018 по делу N 18/44/105/2191 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы от 10.01.2019 по делу N 19/44/105/29 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 10.01.2019 по делу N 19/44/105/29)
3. Отказ заявителю в допуске к участию в аукционе правомерен, поскольку им не представлено конкретное значение показателя товара, что не соответствует требованиям технического задания документации об аукционе и Закона о контрактной системе.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Аукционной комиссией не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выданное Комиссией ФАС России от 14.12.2018 по делу N 18/44/105/2014 (далее - Предписание);
3. При проведении Аукциона имеются признаки наличия сговора между Уполномоченным органом, Заказчиком и ООО ** "***", ООО "***", что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика, Аукционной комиссии 09.01.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 10.01.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 03.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене государственного контракта подавали 2 участника закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене государственного контракта *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 15.12.2018 N ***-1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно в связи с непредставлением конкретных значений, в том числе, по товару N 70 "Трубы для электропроводки ГОСТ Р МЭК 61386.1-2014".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг, в соответствии с обозначениями, установленными в пункте (указать) раздела IV "Описание объекта закупки (техническое задание)".
Пунктом 70 технического задания документации об Аукционе в отношении товара "Трубы для электропроводки ГОСТ Р МЭК 61386.1-2014" установлены следующие требования: "Назначение по ВСН 370-93: для прокладки одного или двух силовых многожильных кабелей с медными жилами, шифр сложности трассы А".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе ""точка с запятой" (";"), союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя в отношении указанного товара содержит следующие сведения: "Трубы для электропроводки ГОСТ Р МЭК 61386.1-2014. Назначение по ВСН 370-93: для прокладки одного или двух силовых многожильных кабелей с медными жилами, шифр сложности трассы А".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не представлено конкретное значение количества силовых многожильных кабелей, прокладываемых в трубах для электропроводки, что не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной Комиссией не исполнено Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии ФАС России от 14.12.2018 по делу N 18/44/105/2014 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся, в том числе, в установлении в документации об Аукционе излишних требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, химического состава товаров.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем не учета при рассмотрении первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе, требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, химического состава товаров.
Согласно Протоколу, на участие в Аукционе подано 4 заявки, в отношении двух из которых Аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием положениям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, при проведении Аукциона имеются признаки наличия сговора между Уполномоченным органом, Заказчиком и ООО ** "***", ООО "***", что содержит признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя о наличии сговора между Уполномоченным органом, Заказчиком и участниками закупки, а также указание на признаки нарушения Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению Комиссией.
4. Решением Комиссии от 19.12.2018 по делу N 18/44/105/2089 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к характеристикам товаров, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения показателей товаров, одновременно соответствующие требованиям документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, неправомерном установлении в документации об Аукционе требования к описанию в составе заявок сведений об упаковке и маркировке товаров, используемых при выполнении работ;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, неправомерном установлении требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, используемых при выполнении работ;
- части 5 статья 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС разъяснений положений инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, изменяющие ее суть.
В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения, указанные в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 19.12.2018 по делу N 18/44/105/2089 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
(см. решение Комиссии ФАС России от 10.01.2019 по делу N 19/44/105/30)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.