Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2018 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксеновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению (заявлению) ООО "Национальный альянс туристических агентств" (ОГРН 1115047000496, ИНН 5047121391, дата регистрации 26.01.2011, 115280, Москва ул. Ленинская слобода, д. 19, комната 21С)
к ответчикам: 1) Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, дата регистрации 19.04.2004, 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11), 2) Федеральному агентству по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (ОГРН 5087746542164, ИНН 7704706758, дата регистрации 04.12.2008, 125009, Москва, ул. Воздвиженка, 18/9)
о признании недействительными п. 2 решения ФАС России от 26.07.2018 N 18/44/105/956, признании предписания от 26.07.2018 N 18/44/105/956 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок недействительным, за исключением части отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.07.2018 N ПРО3, признании незаконным действие Россотрудничества по отмене Конкурса, согласно опубликованному Извещению об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2018 г. N И01, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем осуществления Россотрудничеством действий, направленных на возвращение Конкурса на этап "Работы комиссии", на отмену Извещения об отмене протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 03.05.2018 N ПВК1 и на повторное рассмотрение и оценку заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчиков: от ФАС России - Корнева Е.Д. (удостоверение, дов. N ИА/87970/18 от 31.10.2018 г.); от Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - Кузнецова И.В. (удостоверение, дов. N 4/03/05371 от 04.12.2017 г.); Остриков М.В. (паспорт, дов. N 4/03/05372 от 04.12.2017 г.);
Установил:
В судебном заседании с 06.12.2018 до 13.12.2018 объявлялся перерыв на основании ст. 163 АПК РФ.
ООО "Национальный альянс туристических агентств" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе, Федеральному агентству по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству с требованиями о признании недействительными п. 2 решения ФАС России от 26.07.2018 N 18/44/105/956, признании предписания от 26.07.2018 N 18/44/105/956 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок недействительным, за исключением части отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.07.2018 N ПРО3, признании незаконным действие Россотрудничества по отмене Конкурса, согласно опубликованному Извещению об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2018 г. N И01, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем осуществления Россотрудничеством действий, направленных на возвращение Конкурса на этап "Работы комиссии", на отмену Извещения об отмене протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 03.05.2018 N ПВК1 и на повторное рассмотрение и оценку заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
В судебном заседании представитель ФАС России против удовлетворения заявленных требований возражал, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания, представил отзыв на заявление и материалы антимонопольного дела.
Представитель Россотрудничества против удовлетворения заявленных требований также возражал, со ссылкой на законность и обоснованность действий по отмене Конкурса, представил отзыв на заявление.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 124, 156 ч. 3 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения и предписания ФАС России, необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Как следует из заявления, Россотрудничеством 10 апреля 2018 года было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных еловых кругов иностранных государств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006018000011) далее - Конкурс).
Согласно первому протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие 5 конкурсе от 04.05.2018 г. заявка компании ООО "Свой туристический сервис" была признана победителем.
ФАС России установила нарушения в действиях конкурсной комиссии Россотрудничества при рассмотрении жалобы одного из участников конкурса и предписала отклонить заявку ООО "Свой туристический сервис". Как указывает Заявитель, Россотрудничество игнорировало предписание ФАС России и повторно признала победителем конкурса ООО "Свой туристический сервис". Данные действия конкурсной комиссии Россотрудничества, повторно признавшей заявку ООО "Свой туристический сервис" победителем конкурса, были повторно признаны ФАС России неправомерными и выдано было повторно предписание Россотрудничеству и конкурсной комиссии отменить итоговый протокол и признать заявку ООО "Свой туристический сервис" несоответствующей требованиям документации. Россотрудничество опубликовало третий протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.07.2018 г. за N ПРОЗ, согласно которому ООО "Свой туристический сервис" снова было определено победителем конкурса. В свою очередь, Заявителем была повторна подана жалоба на вышеуказанные действия Россотрудничества. ФАС России третий раз установил нарушения конкурсной комиссии Россотрудничества, признавшей ООО "Свой туристический сервис" победителем конкурса.
Как указывает Заявитель, в результате неисполнения предыдущих предписаний контрольного органа Россотрудничеством, данные действия довели до невозможности исполнения первого этапа по государственному контракту, окончание которого приходилось на 31 июля 18 года, тогда как рассмотрение последней жалобы приходилось на 26 июля 18 года.
На основании данных обстоятельств, ФАС России вынес решение и предписание от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956, где Россотрудничеству предписывалось отменить все протоколы по конкурсу, вернуть всем участникам заявки, внести соответствующие изменения в конкурсную документацию и объявить новые сроки подачи заявок.
Россотрудничество, согласно журналу событий в ЕИС в сфере государственных закупок, приняло решение 03.08.2018 отменить "Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия тупа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 03.05.2018 N ПВК1" для закупки N 0173100006018000011, однако 08.08.2018 было опубликовано извещение о полной отмене процедуры, что не соответствует выданному предписанию контрольного органа.
По мнению Заявителя, принятые оспариваемые решения Ответчиков нарушили законные права и интересы Заявителя в части лишения его права на заключение государственного контракта по Конкурсу, так как Заявитель должен был быть признан победителем Конкурса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссиях на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
Как следует из материалов дела, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Национальный альянс туристических агентств" (далее - Общество) на действия Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств (номер извещения" в "единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006018000011) далее - Конкурс).
По результатам рассмотрения указанной жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Конкурсной комиссии ФАС России вынесено Решение, согласно которому в действиях Конкурсной Комиссии выявлено нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Пунктом 3 информационной карты Конкурсной документации, в том числе установлено: "Срок оказания услуг с даты заключения государственного контракта по I этапу - 31.07.2018".
26.07.2018 ФАС России было принято решение в связи с чем, оказание услуг, предусмотренных в рамках исполнения первого этапа контракта, на условиях Конкурсной документации не представляется возможным, что нарушает часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, довод Заявителя о том, что Решение ФАС России не соответствуют части 1 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд отклоняет как несостоятельный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, являются законными и обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и представленным в дело доказательствам соответствуют.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае антимонопольный орган доказал законность принятого им решения и предписания.
Целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительными является восстановление прав Заявителя.
Между тем, при указанных обстоятельствах избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес Заявителя к принятым Решению и Предписанию ФАС России носит абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Таким образом, Заявителем не указано, как именно будет восстановлено его право в случае отмены Решения и Предписания ФАС России.
Кроме этого, Заявителем заявлены требования о признании незаконным действия Россотрудничества по отмене Конкурса и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества", и является федеральным органом исполнительной власти
С 2011 года Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) является государственным заказчиком-координатором программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 года N 1394 (далее - программа).
Основным содержанием Программы является организация краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в Российской Федерации и подготовки предложений по развитию сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют.
В целях реализации программы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Россотрудничеством конкурентным способом организовано определение поставщика.
Согласно документации об открытом конкурсе (идентификационный код закупки: 181770470675877040100100240068230244) "Оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств", проводимого в рамках основного мероприятия N 3.1 "Поддержка и расширение российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом", по мероприятию N 3.1.1 "Обеспечение мероприятий направленных на продвижение достижений российской науки, культуры, образования и русского языка за рубежом" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" услуги должны были оказываться Исполнителем с даты заключения государственного контракта по 15.11.2018. Оказание услуг после указанной даты не допускается.
При этом срок оказания услуг: с даты заключения государственного контракта: по I этапу - 31.07.2018, по II этапу - 31.10.2018, по III этапу - 15.11.2018.
Согласно пункту 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Ответчику Законом о контрактной системе не предоставлены полномочия по изменению условий государственного контракта, включая сроки его исполнения.
Так, в случае удовлетворения требований Заявителя, подлежать заключению будет контракт с неисполнимыми условиями.
Необходимо отметить, что любое заключение государственного контракта неразрывно связано и подпадает под действие бюджетного законодательства, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
Так, Россотрудничество являясь государственным заказчиком-координатором программы, реализует ее в объемах и разрезе показателей соответствующего года в пределах выделенных на это лимитов бюджетных обязательств. Здесь также необходимо учитывать положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявителем, вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не доказано, каким именно нормативным актам не соответствует оспариваемое решение и какие права и законные интересы Общества нарушены этим актом, поскольку оспариваемое решение не создает заявителю никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности и не возлагает на него никаких обязанностей.
При указанных обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу действия части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований ООО "Национальный альянс туристических агентств" полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
О.В. Сизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 декабря 2018 г. N А40-192432/18-84-1144
Текст решения официально опубликован не был