Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 07-83/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - ГУ Минюста России по Москве).
1. По результатам проверки выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная и бухгалтерская отчетность Минюста России за 2016 год является недостоверной в связи со следующим:
в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" просроченная дебиторская задолженность на 1 января 2017 года в сводной бюджетной отчетности Минюста России по форме 0503169 занижена на сумму 22 224,4 тыс. рублей, которая отражена в составе текущей дебиторской задолженности;
в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлены случаи расхождения данных сводной формы 0503762 "Сведения о результатах деятельности по исполнению государственного задания" в количественных величинах с данными отчетов об исполнении государственного задания за 2016 год федеральными бюджетными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Минюст России, и с данными форм 0503762, представленных учреждениями.
1.2. В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минюстом России не обеспечены безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета в электронном виде и их защита от изменений, в результате чего безвозвратно утеряна вся информация по бюджетной и бухгалтерской отчетности за период с 2012 года по март 2017 года.
1.3. В нарушение пункта 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" (далее - Общие требования), согласно которому главные распорядители бюджетных средств устанавливают порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с указанными Общими требованиями, Минюстом России утвержден порядок составления, утверждения и ведения смет центрального аппарата (приказ Минюста России от 2 ноября 2011 г. N 372), не соответствующий пункту 8 Общих требований в части срока утверждения бюджетной сметы центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных казенных учреждений.
1.4. В нарушение подпункта "з" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, Минюстом России не приняты правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
1.5. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году Минюстом России не осуществлялось предоставление информации по платежам, являющимся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
1.6. В нарушение требований пунктов 19, 21 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества":
Минюстом России не направлены в систему учета федерального имущества карты сведений об объектах учета и документы, подтверждающие приобретение объектов учета и возникновение права на объекты учета для внесения в реестр по двум автомобилям BMW 518 и Volkswagen Multivan, приобретенным в 2015 году для зарубежного аппарата Минюста России и числящимся на балансе центрального аппарата Минюста России;
Минюстом России не направлены в систему учета федерального имущества записи об изменении сведений об объекте учета по 9 автомобилям, числившимся ранее на балансовом учете центрального аппарата Минюста России и переданным в период с 2009 по 2016 годы в подведомственные организации Минюста России, а также в другие организации.
1.7. В нарушение Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", предусматривающего в центральном аппарате Минюста России кроме работников центрального аппарата только персонал по охране и обслуживанию зданий, вне структуры и сверх штатной численности центрального аппарата Минюста России создано Управление транспортного обеспечения Минюста России штатной численностью 80 единиц.
В 2016 году расходы на заработную плату и начисления на заработную плату работников Управления транспортного обеспечения Минюста России составили 59 017,1 тыс. рублей.
1.8. В нарушение пункта 2 статьи 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и пункта 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, Минюстом России годовая бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета за 2016 год по установленным формам бюджетной отчетности представлена в Счетную палату Российской Федерации без пояснительной записки по форме 0503160 и пояснительной записки к Балансу учреждения по форме 0503760, которые входят в состав бюджетной отчетности. Пояснительные записки направлены в Счетную палату Российской Федерации с нарушением установленного срока на 4 дня.
1.9. В нарушение пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" изменения в Учетную политику центрального аппарата Минюста России для целей бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минюста России 15 сентября 2016 г. N 207, произведены не с начала отчетного года.
1.10. В нарушение пункта 30 (1) Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, детальный план-график реализации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов государственной программы Российской Федерации "Юстиция" утвержден распоряжением Минюста России от 6 июля 2016 г. N 973-р с нарушением установленного 20-дневного срока после утверждения Правительством Российской Федерации государственной программы (изменения в государственную программу "Юстиция" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 г. N 346).
1.11. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), а также пункта 27 указанных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392), в 2016 году Минюстом России в отсутствие утвержденного плана информатизации заключены и оплачены 13 государственных контрактов на общую сумму 45 277,5 тыс. рублей.
1.12. В нарушение пункта 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238, План информатизации Минюста России на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов утвержден распоряжением Минюста России только от 13 сентября 2016 г. N 1292-р, то есть с нарушением установленного срока на 211 дней, и направлен в Минкомсвязь России письмом от 15 сентября 2016 г. N 03/106448-ДА.
1.13. В нарушение пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, и пункта 8 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных казенных учреждений, утвержденного приказом Минюста России от 2 ноября 2011 г. N 372, утверждение бюджетной сметы Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве и внесение изменений в нее производилось в отсутствие обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
2. Кроме того, по результатам проверки выявлены следующие недостатки.
2.1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312, направленный Минюстом России в Минэкономразвития России, содержал ряд ошибок:
в таблице 22 "Отчет о выполнении сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг федеральными государственными учреждениями по государственной программе Российской Федерации" данные граф "Значение показателя объема услуги. План" и "Значение показателя объема услуги. Факт" по позиции "Осуществление издательской деятельности (судебно-экспертными учреждениями Минюста России)" (далее - СЭУ Минюста России) не соответствуют аналогичным данным формы 0503762 "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания" бухгалтерской отчетности (в таблице количество экземпляров изданий по плану и факту по 10, а в форме 0503762 - 16 и 16). Такое же несоответствие имеется по позиции "Проведение прикладных научных исследований" по подпрограмме 2, основному мероприятию 2.2 (в таблице по плану и факту - 58, в форме 0503762 - 8 и 8).
Также имеются ошибки в заполнении графы плановых значений по другим работам, выполняемым СЭУ Минюста России (данные не соответствуют государственным заданиям).
В таблице 16 "Сведения о достижении значений показателей (индикаторов)" к годовому отчету фактические значения показателей, характеризующих выполнение государственного задания в 2016 году СЭУ Минюста России, по всем выполняемым учреждениями государственным работам не соответствуют данным отчетов о выполнении государственных заданий СЭУ Минюста России. В связи с тем, что государственное задание СЭУ Минюста России выполнено, указанный факт не оказал влияния на оценку соответствующих показателей госпрограммы.
Кроме того, в таблице 16 к годовому отчету и в тексте годового отчета к показателям, не достигшим плановых значений, отнесен показатель 1 подпрограммы 2 "Доля судебных экспертиз и экспертных исследований, проведенных с нарушением сроков, в общем количестве судебных экспертиз и экспертных исследований". Однако значение указанного показателя в 2016 году составило 8,2% при плане 12%, что свидетельствует о сокращении количества судебных экспертиз и экспертных исследований, выполненных с нарушением срока, по сравнению с плановым значением и, следовательно, о перевыполнении значения данного показателя.
Несмотря на то, что распоряжением Минюста России от 22 декабря 2016 г. N 1709-р пункт 4.3.1.2 "Принят Федеральный закон "О судебных приставах и порядке прохождения службы на должности судебного пристава", направленный на повышение уровня материальных и социальных гарантий судебным приставам и иным должностным лицам ФССП России" (срок окончания реализации - 31 декабря 2016 года) исключен из детального плана-графика, в таблице 17 "Сведения о степени выполнения ведомственных целевых программ, основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы" к годовому отчету данное контрольное событие указано как реализованное.
Согласно годовому отчету Минюста России о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Юстиция" за 2016 год эффективность ее реализации в 2016 году признается средней (0,81).
Однако согласно результатам расчетов, произведенных в ходе контрольного мероприятия в соответствии с методикой оценки эффективности государственной программы Российской Федерации "Юстиция", эффективность реализации госпрограммы "Юстиция" в отчетном году должна характеризоваться как удовлетворительная (0,75).
2.2. Положение о Минюсте России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", не в полной мере соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 275 "Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия по доведению субвенции на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния закреплены за Минфином России.
Кроме того, указанное Положение о Минюсте России не приведено в соответствие со структурой федеральных органов исполнительной власти в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере").
2.3. Минюстом России не установлен порядок обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы и органов Минюста России, предусмотренный подпунктом 1 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минюсту России надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в бюджетную отчетность Минюста России в части отражения просроченной дебиторской задолженности и представить уточненную форму отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Внести изменения в бухгалтерскую отчетность Минюста России в части отражения фактического исполнения государственного задания и представить уточненную форму отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
3. Принять меры по обеспечению безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета в электронном виде и их защите от изменений.
4. Положения Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных казенных учреждений, утвержденного приказом Минюста России от 2 ноября 2011 г. N 372, привести в соответствие с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.
5. Принять правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
6. Обеспечить предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
7. Обеспечить направление в систему учета федерального имущества карт сведений об объектах учета, документов и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества":
по двум автомобилям BMW 518 и Volkswagen Multivan, приобретенным в 2015 году для зарубежного аппарата Минюста России;
по 9 автомобилям, числящимся ранее на балансовом учете центрального аппарата Минюста России и переданным в период с 2009 по 2016 годы в подведомственные организации Минюста России и другие организации.
8. Нормативно урегулировать вопросы деятельности Управления транспортного обеспечения Минюста России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
9. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц.
10. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2017 г. N 30К (1175).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру юстиции Российской Федерации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.