Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2017 г. N ПР 09-65/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности за 2016 год" в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Выборочная проверка инвентарных карточек учета нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504031) показала, что в инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 00000000000000000003 по объекту "Административное здание дом N 12" отсутствуют сведения о проведенном в 2016 году в указанном здании капитальном ремонте на общую сумму 11 152,6 тыс. рублей, что не соответствует требованиям раздела 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
1.2. Росгидрометом в нарушение пункта 13 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, в инвентарных карточках учета основных средств не внесены записи о содержании драгоценных металлов в оборудовании (холодильниках).
1.3. При проверке данных бюджетной отчетности установлено, что в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Росгидрометом допущено искажение формы годовой бюджетной отчетности 0503190 "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества", утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления" (далее - форма N 0503190), составленной по состоянию на 1 января 2017 года.
Согласно формы N 0503190 в графе 22 указана сумма кассовых расходов, осуществленных из федерального бюджета на строительство научно-исследовательского судна для экологического мониторинга озера Байкал по состоянию на 1 января 2016 г. в объеме 231 790,0 тыс. рублей.
При этом согласно данным бюджетного учета Росгидромета за 2014 - 2016 годы кассовые расходы на строительство судна по состоянию на 1 января 2016 года составили 233 798,0 тыс. рублей, что на 2 008,3 тыс. рублей больше суммы, отраженной в графе 22 формы N 0503190.
1.4. В нарушение пункта 23 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) (далее - Правила N 365), и пункта 6 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238 (далее - График подготовки планов информатизации), Росгидрометом не направлялся в Минфин России в составе предложений о распределении бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период согласованный с Минкомсвязью России проект плана информатизации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
1.5. В нарушение пункта 29 Правил N 365, а также пункта 27 Правил N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) Росгидромет осуществил финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по информатизации в отсутствие утвержденного в 2016 году плана информатизации (утвержден приказом Росгидромета от 31 января 2017 г. N 20). Так, центральным аппаратом Росгидромета произведены кассовые расходы по 27 заключенным в 2016 году государственным контрактам и договорам, направленным на реализацию мероприятий по информатизации, в общей сумме 8 110,6 тыс. рублей.
1.6. Росгидрометом издан приказ от 7 октября 2016 г. N 461 "Об утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним, закупаемых центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также подведомственными Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды бюджетными учреждениями" (далее - приказ от 7 октября 2016 г. N 461), в соответствии с пунктом 5 приложения N 3 которого предельная цена автомобиля, приобретаемого для директора федерального государственного бюджетного учреждения, составляет не более 2 500,0 тыс. рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Правилам определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 (в редакции от 11 марта 2016 г. N 183) (далее - Правила N 927), предельная цена легкового автомобиля, приобретаемого для руководителя (заместителей руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, установлена в размере не более 1 500,0 тыс. рублей.
При этом согласно пункту 16 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 (далее - Общие правила, определяющие требования к закупаемым товарам), значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в обязательный перечень, содержащийся в правилах определения требований, и закупаемых для руководителей бюджетных учреждений не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), установленных правилами определения требований, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители".
Таким образом, Росгидрометом в нарушение пункта 16 Общих правил, определяющих требования к закупаемым товарам, и пункта 5 приложения N 2 Правил N 927 предельный норматив цены приобретения легкового автомобиля для директора федерального государственного бюджетного учреждения в приказе от 7 октября 2016 г. N 461 превышен на 1 000,0 тыс. рублей.
Данное нарушение привело к размещению ФГБУ "Северо-Западное УГМС" в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации о закупке автомобиля NISSAN X-TRAIL по начальной максимальной цене контракта 1 680,0 тыс. рублей (извещение о проведении электронного аукциона от 18 октября 2016 г. N 0372100006216000049), что на 180,0 тыс. рублей превышает установленное пунктом 16 Общих правил, определяющих требования к закупаемым товарам, и пункта 5 приложения N 2 Правил N 927 предельное ограничение по цене.
1.7. Проверкой установлено нарушение Росгидрометом следующих сроков:
предоставления в Минприроды России информации для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326, которая представлена 15 февраля 2017 г., то есть на пять дней позже срока (до 10 февраля 2017 года), установленного пунктом 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588;
предоставления итогового проекта плана информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в Минкомсвязь России, который был представлен 29 января 2016 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 7 Графика подготовки планов информатизации (не позднее 14 рабочих дней с даты принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период);
предоставления копии утвержденного приказом Росгидромета от 31 января 2017 г. N 20 Плана информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в Минкомсвязь России, которая была представлена 3 февраля 2017 года, то есть на 11 месяцев позже срока, установленного пунктом 11 Графика подготовки планов информатизации (19 февраля 2016 г.);
утверждения Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (приказ от 31 октября 2016 г. N 510) более чем на 3 месяца позже срока, установленного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (в 2-х месячный срок со дня вступления в силу постановления).
1.8. В нарушение статьи 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Росгидрометом государственный контракт от 8 ноября 2016 года N 169-ЭА/К/0811 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания Росгидромета с ООО "Ремспецстройпроект", цена которого составила 11 152,6 тыс. рублей, размещен 10 ноября 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок без приложения графика выполнения работ и локально-сметного расчета, являвшихся неотъемлемой частью указанного государственного контракта, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, по результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. По результатам проверки установлена низкая результативность капитальных вложений, осуществлявшихся в 2016 году подведомственными Росгидромету федеральными государственными бюджетными учреждениями в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2016 год (далее - ФАИП), что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Росгидромета за ходом реализации бюджетных инвестиций.
Так, выделенные ФГБУ "Центральная аэрологическая обсерватория" по подпрограмме "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, в рамках реализации ФАИП субсидии на капитальные вложения на общую сумму 147 631,1 тыс. рублей на строительство и установку доплеровских метеорологических локаторов Росгидромета указанным учреждением не осваивались.
Субсидии на капитальные вложения, выделенные в рамках реализации ФАИП по федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350:
ФГБУ "Северо-Кавказское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в объеме 62 638,5 тыс. рублей по объекту "станция для контроля состояния поверхностных вод с причалом" освоены в сумме 5 960,3 тыс. рублей (9,0% от полученной субсидии);
ФГБУ "Дальневосточное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в объеме 14 610,5 тыс. рублей по объектам на строительство метеорологической станции на реке Кур, Хабаровский край, строительство гидрологических постов на реке Бурея и Тунгуска в Хабаровском крае, освоены в сумме 3 819,5 тыс. рублей (26,1% от полученной субсидии).
2.2. По результатам контрольного мероприятия установлено, что Росгидрометом осуществлялся ненадлежащий контроль за деятельностью подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, предусмотренный пунктом 5.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пунктом 6.4. Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372.
Так, в нарушение пункта 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, подведомственными Росгидромету учреждениями - ФГБУ "ВГИ", ФГБУ "ГГИ", ФГБУ "ГГО", ФГБУ "ДВНИГМИ", ФГБУ "ИГКЭ Росгидромета и РАН", ФГБУ "НПО "Тайфун", ФГБУ "СибНИГМИ"1 не осуществлено принятие к учету результатов интеллектуальной деятельности, на которые в 2016 году в Роспатенте зарегистрировано 20 объектов интеллектуальной собственности (изобретение, полезные модели, промышленный образец, базы данных, программы для ЭВМ), полученных в рамках Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и других работ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на 2016 год, утвержденный приказом Росгидромета от 29 декабря 2015 г. N 796.
------------------------------
1 ФГБУ "Высокогорный геофизический институт", ФГБУ "Государственный гидрологический институт", ФГБУ "Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова", ФГБУ "Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт", ФГБУ "Институт глобального климата и экологии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Российской академии наук", ФГБУ "Научно-производственное объединение "Тайфун", ФГБУ "Сибирский региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт".
------------------------------
Кроме того, в Росгидромете отсутствуют систематизированные сведения о расходах подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание объектов интеллектуальной деятельности (стоимость работ, в том числе результатов интеллектуальной деятельности).
2.3. Проверкой установлено, что на два объекта недвижимого имущества (1 037,6 м2 и 5 148,2 м2), расположенных по адресу: г. Москва, пер. Нововаганьковский, д. 8, стр. 1 и д. 12 стр. 2 и закрепленных за Росгидрометом государственная регистрация права собственности Российской Федерации не обеспечена.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды надлежит выполнить следующие требования:
1. Привести регистры бухгалтерского учета (инвентарные карточки учета нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504031) в соответствие с требованиями Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н, в том числе в части отражения сведений о капитальном ремонте здания на общую сумму 11 152,6 тыс. рублей.
2. Привести регистры бухгалтерского учета (инвентарные карточки учета нефинансовых активов) в соответствие с требованиями Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, в том числе в части отражения сведений о содержании драгоценных металлов в оборудовании.
3. Привести положения приказа Росгидромета от 7 октября 2016 г. N 461 в соответствие с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 и N 927 в части значений характеристик отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень.
4. Разместить в единой информационной системе в сфере закупок государственный контракт от 8 ноября 2016 года N 169-ЭА/К/0811 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Провести проверку по каждому из выявленных фактов нарушений, в том числе допущенных при составлении годовой бюджетной отчетности, осуществлении мероприятий по информатизации, размещении информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
- провести комплексную оценку причин неосвоения бюджетных средств, предоставленных в 2016 году подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям на капитальное строительство, включая анализ эффективности осуществленных расходов, по результатам которой подготовить отчет;
- обеспечить систематизацию сведений о расходах федеральных государственных бюджетных учреждений на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание объектов интеллектуальной деятельности;
- принять меры по обеспечению подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями принятия к бухгалтерскому учету результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с требованиями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2017 г. N 26К (1171).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 мая 2017 г. N ПР 09-65/09-04
Текст представления официально опубликован не был