Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 305-ЭС17-7844
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АБЗ-Дорстрой" (далее - общество "АБЗ-Дорстрой") на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2017 по делу N А40-129463/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2018 по тому же делу
по заявлениям Комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" (далее - комитет, уполномоченный орган) и Муниципального казенного предприятия "Управление капитального строительства городского округа "Город Калининград" (далее - учреждение, муниципальный заказчик) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 01.04.2016 по делу N К-506/16 и решения от 11.05.2016 по делу N К-717/16,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - общество "Спецстрой"), общества "АБЗ-Дорстрой", установила:
администрацией городского округа "Город Калининград" и комитетом проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта по объекту: "Реконструкция моста "Высокий" через р. Преголя по ул. Октябрьской (мост N 4) в г. Калининграде" (номер извещения 0335300000216000066).
В антимонопольный орган поступила жалоба общества "Спецстрой" на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа при проведении названного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки действий муниципального заказчика и уполномоченного органа комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок вынесено решение о признании жалобы общества "Спецстрой" обоснованной, наличии в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа нарушения частей 5, 7 статьи 34, частей 3, 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также выдано предписание об устранении нарушений до 18.04.2016.
По результатам рассмотрения повторной жалобы общества "Спецстрой" антимонопольным органом принято решение от 11.05.2016 по делу N К-717/16, согласно которому муниципальный заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими требования частей 5, 7 статьи 34, частей 3, 4 статьи 56, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с названными ненормативными актами антимонопольного органа, комитет и учреждение обратились в суд с настоящими требованиями.
Решением суда первой инстанции от 13.09.2016, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Верховный Суд Российской Федерации определением от 16.10.2017 названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При повторном рассмотрении настоящего спора, решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2017, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 и Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2018, заявленные требования удовлетворены частично: решение и предписание ФАС России от 01.04.2016 по делу N К-506/16 в части признания в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе признаны незаконными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "АБЗ-Дорстрой" просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, выражая несогласие с выводами судов о незаконности конкурсной документации в той части, где устанавливается требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды исходили из установленных по делу фактических обстоятельств, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, и пришли к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа в обжалуемой части с учетом доказанности неправомерного предъявления заказчиком и уполномоченным органом требований к товарам, которые были установлены конкурсной документацией.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными правилами, согласно которым в описании закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки; они должны включать в себя спецификации, планы, чертежи, требования, в том числе в отношении методов испытаний.
Документация о закупке должна также содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Судебные инстанции установили, что положения технического задания требуют от участников описания в заявке (путем предоставления показателей и их значений) химического состава и компонентов товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Суды указали, что Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявок, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По смыслу положений статей 33 и 50 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности. Однако при этом недопустимо установление требований, которые носят не объективный характер и влекут за собой ограничение количества участников проводимых конкурсных процедур.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что установление заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретных показателей, полученных в результате технологических испытаний указанных товаров, неправомерно, поскольку не предусмотрено федеральным законом и имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений судом округа норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
По существу, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о неправомерности установления в аукционной документации требований к конкретным показателям веществ, применяемых при изготовлении товаров, и оценкой иных фактических обстоятельств дела, что не может быть признано основанием для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Доводу жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать закрытому акционерному обществу "АБЗ-Дорстрой" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2019 г. N 305-ЭС17-7844 по делу N А40-129463/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2472/17
09.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-277/18
05.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-129463/16
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2472/17
19.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54148/16
13.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-129463/16