Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2017 г. N ПР 03-29/03-03
В соответствии с планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 и 2017 годы проведено контрольное мероприятие "Проверка организации таможенного контроля за соблюдением уполномоченными экономическими операторами норм таможенного законодательства в целях обеспечения полноты собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2014 - 2015 годов и истекший период 2016 года" в Федеральной таможенной службе, Московской областной и Нижегородской таможнях, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 10 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО, утвержденного приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 (далее - Административный регламент), согласно которому для предоставления услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов заявитель обращается в ФТС России с заявлением в письменной форме, государственная услуга по ведению реестра уполномоченных экономических операторов (далее - УЭО) размещена в Федеральной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал) как услуга, которую можно получить "онлайн", то есть в электронной форме. Фактически представление государственной услуги по ведению реестра УЭО в электронной форме с использованием Единого портала не осуществляется.
2. В нарушение пункта 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, Административный регламент содержит сроки выполнения административной процедуры по рассмотрению заявления о включении в реестр УЭО, не соответствующие статье 91 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ). Разница в общем сроке рассмотрения заявления о включении в реестр УЭО, установленном Федеральным законом N 311-ФЗ и Административным регламентом, составляет 10 дней, а с учетом приостановлений, увеличивающих общий срок, - 30 дней. Данное несоответствие возникло в связи с неприведением ФТС России Административного регламента в соответствие с Федеральным законом N 311-ФЗ.
3. В нарушение части 7 статьи 90 Федерального закона N 311-ФЗ1 и пункта 7 Административного регламента ФТС России не соблюдался пятидневный срок рассмотрения заявлений юридических лиц о включении в реестр УЭО. Из тридцати выборочно проверенных дел УЭО в одиннадцати случаях выявлены нарушения установленных сроков от 2 до 29 дней.
В нарушение части 1 статьи 91 Федерального закона N 311-ФЗ в тридцати случаях ФТС России не соблюдался десятидневный срок по принятию решения о включении юридического лица в реестр УЭО после дня представления заявителем уполномоченному таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
4. Пунктом 1 Административного регламента установлено, что Административный регламент определяет сроки и последовательность действий административной процедуры, в том числе, и при приостановлении и возобновлении действия Свидетельства о включении в реестр УЭО (далее - Свидетельство). Однако административная процедура по возобновлению действия Свидетельства в Административном регламенте не установлена.
Статьей 94 Федерального закона N 311-ФЗ установлены случаи, когда действие Свидетельства приостанавливается. При этом порядок возобновления действия Свидетельства положениями Федерального закона N 311-ФЗ не установлен.
В то же время, согласно части 3 статьи 95 Федерального закона N 311-ФЗ формирование реестра УЭО осуществляется, в том числе на основании решений о приостановлении и возобновлении действия Свидетельства.
5. Пунктом 34 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688, установлено, что выдача разрешения на временное хранение товаров в ином месте временного хранения товаров и представление отчетности об их хранении осуществляется в соответствии с Административным регламентом, приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г, N 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора" (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., рeг. N 20132).
Вместе с тем в Административном регламенте отсутствуют нормы, регламентирующие деятельность по выдаче разрешения на временное хранение товаров в помещениях, открытых площадках и иных территориях УЭО.
Срок представления отчетности УЭО и период (квартал), за который необходимо представить отчетность, установленные частью 2 статьи 96 Федерального закона N 311-ФЗ (ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным), не позволяют в режиме реального времени осуществлять таможенными органами контроль за товарами, находящимися на временном хранении УЭО.
Так, отчётность, представляемая УЭО ежеквартально в ФТС России, не позволяет контролировать порядок помещения на временное хранение и выдачи товаров, а также сроки временного хранения товаров. В форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2709, не предусмотрено наличие информации о дате выдачи товара, о дате истечения срока временного хранения. Также не предусмотрено указание информации об остатках товара, находящегося на временном хранении, в случае разделения товарной партии. Данные обстоятельства создают предпосылки к возникновению рисков нарушения таможенного законодательства в части использования товаров, находящихся под таможенным контролем без разрешения таможенного органа, а также к нарушению сроков временного хранения товаров, установленных статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
6. В нарушение статьи 197 ТК ТС форма обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений (далее - Обязательство), предусмотренная программным продуктом АИС "АИСТ-М", не содержит сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, представляемые декларантом при подаче Обязательства, а также не содержит сведения, необходимые для соблюдения условий выпуска товара до подачи декларации на товары (далее - ДТ), определенные ТК ТС, что не позволяет должностным лицам таможенных органов осуществлять надлежащий контроль за товарами выпущенными до подачи ДТ.
Кроме того, приказ ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 842 и рекомендации ФТС России, опубликованные в бюллетене "Таможенные ведомости" N 8 (август 2015 года) и на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru), содержат форму Обязательства, которая также не соответствует требованиям, установленным статьей 197 ТК ТС, в части необходимости указания в Обязательстве информации о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
7. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС, в соответствии с которым выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлено, в том числе Обязательство в письменной форме, пунктом 32 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761, на УЭО при выпуске товаров до подачи ТД возложена обязанность с использованием специализированного программного средства направлять в таможенный орган в электронной форме документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 197 ТК ТС.
8. ФТС России не обеспечивается надлежащее осуществление полномочий по контролю за деятельностью территориальных органов ФТС России, предусмотренных подпунктом 5.64 пункта 5 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, и статьей 24 Федерального закона N 311-ФЗ.
8.1. В Нижегородской таможне выявлен факт нарушения порядка приостановления действия Свидетельства о включении в реестр УЭО, установленного статьей 94 Федерального закона N 311-ФЗ и пунктом 68 Административного регламента, УЭО ОАО "Кировский завод по обработке цветных металлов" на 14 дней. В связи с непредставлением УЭО обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, приостановление действия Свидетельства должно было быть осуществлено с 28 декабря 2014 года. Ранее принятая банковская гарантия по обязательствам действовала до 27 декабря 2014 года включительно.
Таможня только 12 января 2015 года приказом N 4 приостановила действие Свидетельства.
8.2. При выборочном анализе Обязательств на объектах контрольного мероприятия Московской областной и Нижегородской таможнях, в рамках которых таможенными органами приняты решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, установлено следующее:
- Обязательства, поданные на Краснозаводский, Черноголовский, Львовский, Можайский, Волоколамский таможенные посты, ОТОиТК N 1, ОТОиТК N 2 Киевского таможенного поста, ОТОиТК N 2 Волоколамского таможенного поста, ОТОиТК N 4 Сходненского таможенного поста, ОТОиТК N 2 Давыдовского таможенного поста и ОТОиТК N 3 Каширского таможенного поста Московской областной таможни и на Выксунский таможенный пост Нижегородской таможни не содержат сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС.
- Обязательства, поданные в период 2016 года на Дзержинский таможенный пост, не содержат сведения о сроке подачи ДТ, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 197 ТК ТС.
Кроме того, установлено, что все Обязательства, поданные ООО "Энерго-Транс", адресованы в Нижегородскую таможню, при этом направлены и приняты Дзержинским таможенным постом, что свидетельствует о превышении должностными лицами Дзержинского таможенного поста полномочий, установленных приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. N 1701 "Об утверждении общего положения о таможенном посте".
Также, в ходе проверки в Нижегородской таможне выявлены нарушения в части неправомерного выпуска товаров по Обязательствам NN 10408040/140616/ОБ000011, 10408040/140616/ОБ000010 (стоимость товаров - 207,45 тыс. евро). Решение о выпуске товаров принималось должностным лицом, которое в соответствии с табелем N 6 учета использования рабочего времени, отсутствовало на рабочем месте в связи с выходным днем. Соответственно выпуск товаров до подачи ДТ осуществлен должностным лицом, не наделенным полномочиями по совершению таможенных операций и таможенных процедур и принятию решения по выпуску товаров.
8.3. В ходе проверки установлено нарушение должностными лицами Московской областной таможни порядка проведения дополнительной проверки по таможенной стоимости, установленного статьей 69 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.
По восьми ДТ (NN 10130120/100316/0001930, 10130120/100316/0001924, 10130120/110316/0001966, 10130120/140416/0003118, 10130120/110316/0001988, 10130120/070416/0002907,10130120/280416/0003738,10130120/260716/0007096), поданным ООО "Калипсо", и по трем ДТ (NN 10130120/020616/0004947, 10130120/020616/0004947, 10130120/020616/0004951), поданным ООО "Портал" на Львовский таможенный пост Московской областной таможни, технологические отметки выпуска товара в соответствующих графах ДТ не проставлены, при этом товары, сведения о которых заявлены в указанных ДТ, выпущены до подачи ДТ. Общая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей, рассчитанная таможенными органами в соответствии с выставленными требованиями, составляет 3 853,08 тыс. рублей и 8 905,85 тыс. рублей соответственно, при этом обеспечение декларантами не внесено.
8.4. Выявлены нарушения со стороны должностных лиц таможенных органов сроков проведения дополнительных проверок, установленных абзацем 4 пункта 14 (срок предоставления дополнительных документов - не более 60 дней со дня регистрации декларации на товары) и пунктом 19 (срок принятия решения в отношения таможенной стоимости товара - не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления дополнительно запрошенных документов) решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376. Исходя из установленных норм, максимальный срок проведения дополнительной проверки не должен превышать 90 дней.
Выборочный анализ показал, что по 272 ДТ (приложение N 1) срок принятия окончательного решения по стоимости, определенный положениями решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376, со стороны должностных лиц таможенных органов нарушен. По данным ДТ решение о проведении дополнительной проверки было принято в период с 4 января по 30 сентября 2016 года.
8.5. Должностными лицами таможенных постов Московской областной таможни допускается ненадлежащее осуществление полномочий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 5 Положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. N 1701, в части контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения части 3 статьи 106 Федерального закона N 311-ФЗ. Так, при выборочном анализе электронной базы ДТ было установлено 218 ДТ, по которым были оформлены товары - добавки вкусоароматические к мясным и колбасным изделиям, в виде порошка, без содержания спирта, используемые в пищевой промышленности при производстве мясных продуктов, не содержащие ГМО, с заявлением в 33 графе ДТ классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС - 2103 90 900 9. Ставка таможенной пошлины составляла 8,3% и действовала в период со 2 марта 2015 года по 29 марта 2016 года и 6% действует с 29 марта 2016 года (приложение N 2).
Исходя из описания товара, заявленного декларантом в 31 графе ДТ, классификация товаров возможна в товарной позиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом данному классификационному коду в период 2016 года соответствовала ставка ввозной таможенной пошлины в размере 12%.
В соответствии с запросом о правильности классификации данных товаров Московской областной таможней было сообщено об организации проверочных мероприятий правильности классификации товаров, в целях установления правомерности заявления декларантом классификационного кода товара - 2103 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и полноты взимания таможенных платежей (проверочные мероприятия организованы по 218 товарным партиям, общий вес нетто - 2 454 т., общая таможенная стоимость 777 400 тыс. рублей).
8.6. Должностными лицами Нижегородской и Московской областной таможен в нарушение пунктов 139-150 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 20 мая 2016 г. N 1000, при формировании отчета включались недостоверные данные о применении (неприменении) мер по минимизации рисков, что повлекло к формированию искаженных данных о применении и причинах неприменения мер по минимизации риска в рамках СУР.
Анализ отчетов применения/неприменения мер по минимизации риска в Нижегородской таможне показал, что в качестве причины неприменения меры - таможенного досмотра, в отчетах проставляется код, указывающий на нецелесообразность проведения досмотра, вместе с тем в случае выпуска товаров до подачи ДТ, при подаче ДТ и срабатывании профилей рисков, осуществление фактического контроля - таможенного досмотра невозможно по причине отсутствия товара, чему наиболее соответствует код - отсутствие технической возможности применения меры по минимизации риска.
В Московской областной таможне по ДТ2 указан код результата применения мер по минимизации риска - "92", указывающий о проведении таможенной экспертизы, при этом отбор проб и образцов товаров и таможенная экспертиза товаров не проводились.
По ДТ3 в отчетах по применению меры по минимизации риска указан код результата применения меры - 83, указывающий о выпуске товара при условии предоставления обеспечения. При этом по ДТ обеспечение уплаты таможенных платежей, налогов не рассчитывалось, дополнительные проверки не проводились, таможенная стоимость принята в рамках заявленной.
8.7. Должностными лицами Новороссийской таможни в нарушение пункта 3.4.8 Порядка взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов, процентов и их взыскании, утвержденного приказом ФТС России от 14 июня 2012 г. N 1161, не выставлены требования бенефициару об уплате задолженности ООО "МТ-Проект", что привело к невозможности погашения задолженности по уплате таможенных пошлин налогов за счет банковской гарантии в сумме 73 046,16 рублей.
По ДТ 10317090/100616/0009409 сумма задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов составила 4 681,00 рублей, требование на уплату задолженности в адрес должника было выставлено 7 сентября 2016 года, но УЭО не погашено. В связи с неоплатой задолженности ООО "МТ-Проект" и исходя из сроков, установленных статьей 152 Федерального закона N 311-ФЗ и приказом ФТС России от 14 июня 2012 года N 1161, должностными лицами Новороссийской таможни требование банку КБ "РЭБ" (ЗАО), предоставившего банковскую гарантию, не выставлялось.
По ДТ 10317090/100616/0009424 сумма задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов составила 68 365,16 рублей, требование на уплату задолженности было выставлено должнику 15 сентября 2016 года, но УЭО не погашено. В связи с неоплатой задолженности ООО "МТ-Проект" и исходя из сроков, установленных статьей 152 Федерального закона N 311-ФЗ и приказом ФТС России от 14 июня 2012 года N 1161, должностными лицами Новороссийской таможни требование банку КБ "РЭБ" (ЗАО), предоставившего банковскую гарантию, не выставлялось.
В нарушение статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ должностными лицами Дагестанской таможни не начислены пени в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей ООО "МТ-Проект". В соответствии с базой данных электронных копий ДТ решение о выпуске товара было принято 1 июня 2016 года в связи с представлением ООО "МТ-Проект" Обязательства. Срок подачи ДТ установлен 10 июля 2016 года. ДТ была подана 12 июля 2016 года (N ДТ 10801012/120716/0004707 Дагестанская таможня) с нарушением срока подачи на 2 суток. В информации, представленной ФТС России, данные об образовании задолженности по уплате таможенных платежей и пени, а также данные о ее погашении, по ДТ 10801012/120716/0004707 отсутствуют.
8.8. В 2014 - 2016 годах таможенными постами в нарушение подпунктов 26, 27 пункта 5 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. N 1701, не обеспечено выполнение полномочий в части возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с нарушениями УЭО сроков подачи ДТ и сроков уплаты таможенных пошлин, налогов.
В случае неподачи декларантом ДТ в сроки, установленные пунктом 1 статьи 197 ТК ТС, в действиях декларанта присутствуют признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.12 и статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем установлено, что таможенными органами при возбуждении административного дела в рамках статьи 16.22 или части 1 статьи 16.12. КоАП РФ не во всех случаях возбуждаются административные дела по обеим статьям КоАП РФ, а именно:
Наименование УЭО |
Статья КоАП РФ |
Статья КоАП РФ |
2014 год. | ||
ЗАО "Транспарент Уорлд Трейд" |
16.22 - 147 дел |
16.12 ч.1 - 5 дел |
2015 год. | ||
ЗАО "Транспарент Уорлд Трейд." |
16.22 - 549 дел |
16.12 ч. 1 - нет |
ООО "БиоЛайн" |
16.22 - 11 дел |
16.12 ч. 1 - нет |
ООО "МТ-Проект" |
16.22 - 2 дела |
36.12 ч,1 - нет |
По-видимому, в тексте предыдущей строки допущена опечатка. Вместо "36.12 ч,1" имеется в виду "16.12 ч. 1"
ООО СП "Вис-Мос" |
16.22 - 1 дело |
16.12 ч.1 - нет |
2016 год. | ||
ООО "Ла Маре" |
16.22 - 3 дела |
16.12 ч. 1 - 3 дела |
ЗАО "Дженерал Фрейт" |
16.22 - 1 дело |
16.12 ч. 1 - нет |
ООО "С 7 Инжиниринг" |
16.12 ч. 1 - 1 дело |
16.22 - нет |
ООО "МТ-Проект" |
16.22 - 20 дел |
16.12 ч.1 - 20 дел |
ООО "БиоЛайн" |
16.22 - 68 дел |
16.12 ч. 1 - 60 дел |
ЗАО "Транспарент Уорлд Тренд" |
16.22 - 3 дела |
16.12 ч. 1 - нет |
При возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 статьи 16.12 и статьи 16.22 КоАП РФ в связи с нарушением сроков подачи ДТ по Обязательствам , поданным в рамках статьи 197 ТК ТС, штрафные санкции могли бы составить от 960 тыс. рублей до 5 600,00 тыс. рублей (расчетно).
8.9. Должностными лицами Владивостокской таможни не предпринимались действия по защите интересов федерального бюджета при рассмотрении дел арбитражными судами. Арбитражным судом Приморского края было рассмотрено 15 дел по искам ООО "Биолайн" к Владивостокской таможне по вопросу неправомерных действий со стороны таможенных органов по корректировке таможенной стоимости (24 261,5 тыс. рублей). По 13 рассматриваемым делам представители таможенных органов на заседания арбитражных судов не являлись. Судебные решения судов по всем делам не обжаловались,
Решениями Арбитражного суда Приморского края с Владивостокской таможни взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 63 320,00 рублей.
8.10. Согласно пунктам 18, 19 и 21 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 20 мая 2016 г. N 1000, ФТС России, региональные таможенные управления и таможни, соответственно, утверждают автоматические профили рисков на технологические операции, в том числе на операцию - выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что на Московской областной и Нижегородской таможнях отсутствуют автоматизированные и автоматические профили рисков в отношении товаров, выпускаемых на основании поданных в таможенные органы УЭО Обязательств, что приводит к рискам нарушения УЭО таможенного законодательства при перемещении товаров с применением специального упрощения - выпуск товаров до подачи ДТ, и не позволяет таможенным органам своевременно принять меры по предотвращению нарушений таможенного законодательства.
8.11. Таможенными постами Московской областной и Нижегородской таможен не выполнялись полномочия, установленные подпунктом 4 пункта 5 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. N 1701, в части ненадлежащего контроля при принятии решения в отношении таможенной стоимости и определении таможенной стоимости перемещаемых товаров в соответствии с установленным порядком.
По результатам сравнительного анализа базы данных ДТ выявлены факты, указывающие на значительные расхождения ИТС товаров, ввозимых УЭО и иными участниками ВЭД. Анализ ИТС проводился выборочно по УЭО, применяющим специальные упрощенные процедуры, не являющимися специализированными, то есть осуществляющими ввоз товаров различной номенклатуры и не осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Сравнение производилось по ИТС товаров, ввозимых УЭО, и ИТС аналогичных товаров, ввозимых иными участниками ВЭД в регионе деятельности Московской областной таможни.
По результатам анализа, низкий уровень ИТС выявлен по товарам, классифицируемым 175 кодами ТН ВЭД, ввозимым следующими УЭО: ООО "Биолайн", ООО "Калипсо", ООО "Ла Маре", ООО "ТВРК" ООО "Армадакомп", "Ре Трейдинг", ООО "Портал" и ООО "Командор" (приложение N 3).
Анализ ИТС также был проведен в ходе контрольного мероприятия в Нижегородской таможне. По результатам анализа по 88,7% товаров (физический объем), ввезенных ООО "Энерго-Транс", ИТС ниже уровня ИТС товаров, ввезенных иными участниками ВЭД в регионе деятельности таможни и Приволжского таможенного управления.
Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о наличии признаков занижения УЭО ИТС товаров, что, соответственно, влечет риски недополучения федеральным бюджетом доходов в виде таможенных пошлин, налогов.
9. В ходе контрольного мероприятия при ознакомлении с работоспособностью программных средств ИСС "Малахит" и АИС "ЦРСВЭД" установлено несоответствие итоговых оценок ряда УЭО на запрашиваемые периоды.
Так, в ИСС "Малахит" итоговые оценки некоторых УЭО "меньше" единицы, в тоже время в АИС "ЦРСВЭД" в отношении данных УЭО значения итоговых оценок "больше" единицы. При данных обстоятельствах УЭО, итоговые оценки которых "меньше" единицы должны быть отнесены к категории "высокий уровень риска".
Однако, ФТС России в нарушение положений приказа от 26 марта 2013 г. N 590дсп данные организации были отнесены к категории "низкий уровень риска".
Расхождение сведений в ИСС "Малахит" и АИС "ЦРСВЭД" было зафиксировано путем распечатывания экранных изображений - скриншотов, с последующим заверением их заместителем начальника ЦИТТУ ФТС России.
В таблице представлены данные об итоговых оценках в ИСС "Малахит" и АИС "ЦРСВЭД", которые повлияли на изменение категории уровня риска.
N п/п |
Наименование и ИНН УЭО |
2 квартал 2016 года |
3 квартал 2016 года. |
4 квартал 2016 года. |
Период отнесения к категории низкого уровня риска |
||||
ИСС "Малахит" |
АИС "ЦРСВЭД" |
ИСС "Малахит" |
АИС "ЦРСВЭД" |
ИСС "Малахит" |
АИС "ЦРСВЭД" |
||||
1 |
ООО "Биолайн" (7703521553) |
0,87 |
1,13 |
- |
0,92 |
0,61 |
0,82 |
I, II квартал, с 1.07.2016 по 5.08.2016 |
|
2 |
ООО "Калипсо" (7704842493) |
- |
0,66 |
1,17 |
1,46 |
- |
0,93 |
IV квартал |
|
4 |
ООО "Командор" (7814495644) |
0,35 |
0,80 |
- |
0,93 |
0,47 |
0,71 |
с 18.04.2016 по 5.08.16 |
|
5 |
ООО "Ла Маре" (7705360936) |
- |
0,97 |
0,86 |
1,07 |
0,89 |
1,12 |
III, IV квартал |
|
6 |
ООО "Портал" (7731406633) |
0,97 |
1,66 |
0,95 |
1,33 |
1,37 |
1,98 |
2016 год |
|
7 |
ООО "Пеленг" (7825687524) |
0,74 |
1,01 |
- |
0,96 |
- |
0,88 |
I, II квартал |
|
8 |
ООО "МТ-Проект" (6321196839) |
1,67 |
2,22 |
- |
0,56 |
- |
1,55 |
I, II, III квартал |
|
9 |
ООО "Лемана" (7810846813) |
- |
0,43 |
0,98 |
1,64 |
0,93 |
1,55 |
III, IV квартал |
В качестве объяснений расхождения сведений в ИСС "Малахит" и АИС "ЦРСВЭД" письмами от 7 февраля 2017 г. N 01-15/01160 и от 8 февраля 2017 г. N 01-16/01218 ЦИТТУ ФТС России указано на внесение изменений в весовые коэффициенты, используемые при расчете итоговых оценок, в соответствии с приказами ФТС России от 18 ноября 2016 г. N 2147 и от 18 ноября 2016 г. N 2148дсп, и предоставлены скриншоты экранных изображений результатов расчетов ИСС "Малахит" с итоговыми оценками, соответствующими значениям, содержащимся в АИС "ЦРСВЭД".
Однако, проверкой установлено, что первоначальные расчеты производились в период с IV квартала 2015 года по III квартал 2016 года, а изменения в весовые коэффициенты были произведены в ноябре 2016 года.
Кроме того, экранные изображения расчетов, сформированные при демонстрации программных продуктов, и расчеты, представленные в качестве объяснений расхождений, произведены в одни и те же периоды на одной и той же версии ИСС "Малахит", а также заверены одним и тем же должностным лицом ЦИТТУ ФТС России.
Таким образом, изменения весовых коэффициентов, произведенные в ноябре 2016 года, не могли повлиять на итоговые оценки, рассчитанные в период с IV квартала 2015 года по III квартал 2016 года.
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия на объекте Московская областная таможня, при осуществлении анализа уровня индекса таможенной стоимости (далее - ИТС) товаров, ввозимых УЭО, было установлено, что ИТС товаров, ввозимых УЭО, в том числе, отнесенными к категории "низкого уровня риска", с применением специальных упрощений, ниже ИТС однородных идентичных товаров, ввозимых иными участниками ВЭД.
При этом, две организации (ООО "Биолайн" и ООО "МТ-Проект"), отнесенные в период 2016 года к категории "низкий уровень риска", в настоящее время имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов в сумме 63 074,71 тыс. рублей и 44 747,72 тыс. рублей соответственно.
10. В соответствии с пунктом 15 Порядка действий должностных лиц структурных подразделений ФТС России при проведении анализа информации об участниках внешнеэкономической деятельности для определения степени выборочности применения мер минимизации рисков (приложение к приказу ФТС России от 20 июня 2013 г. N 1139дсп) (далее - Порядок), на основании мотивированного обращения структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, иных контролирующих органов, а также федеральных органов исполнительной власти, участнику ВЭД может быть изменена категория уровня риска по решению руководителя ФТС России.
Так, в период 2015 и 2016 годов решения об изменении категории уровня риска принимались, как с целью отнесения к категории низкого уровня риска, так с целью исключения из данной категории. Решения об изменении категории были приняты в отношении 8 УЭО.
Анализ докладных записок на изменение категории уровня риска, с целью отнесения УЭО к категории "низкий уровень риска" показал, что докладные записки на имя руководителя ФТС России, подготовленные Аналитическим управлением, содержат общие сведения об УЭО. При этом конкретные обоснования необходимости и целесообразности изменения категории риска в докладных записках отсутствуют. Из восьми УЭО, четыре отнесены к категории "низкий уровень риска" в отсутствие мотивированного обоснования, без анализа соблюдения УЭО таможенного законодательства.
Так, согласно докладным запискам, ООО "Биолайн" было отнесено к категории "низкий уровень риска" в целях обеспечения его участия в реализации Протокола между ФТС России и Таможенной администрацией Исламской Республики Иран об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран.
ООО "Комондор" было отнесено к категории "низкий уровень риска" в целях обеспечения эффективного применения института УЭО.
Следует отметить, что в настоящее время ООО "Биолайн" имеет задолженность по уплате таможенных платежей на общую сумму 63 074,71 тыс. рублей (таможенные платежи - 58 820,96 тыс. рублей, пени - 4 253,75 тыс. рублей).
Таким образом, положения пункта 15 Порядка, позволяющие по решению руководителя ФТС России изменять категорию участнику внешнеэкономической деятельности с "высокого уровня риска" на "низкий уровень риска", содержат необоснованно широкие пределы усмотрения должностными лицами ФТС (коррупциогенный фактор) и создают предпосылки для злоупотребления должностными лицами ФТС полномочиями при принятии решения об отнесении УЭО к категории "низкий уровень риска".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФТС России необходимо выполнить следующие требования:
1) привести информацию о способе получения государственной услуги по ведению реестра УЭО, размещенную на Едином портале, в соответствие с Административным регламентом;
2) направить в Минфин России предложения:
о внесении изменений в Административный регламент в части приведения сроков рассмотрения заявления о принятии решения о включении или об отказе во включении юридического лица в реестр УЭО в соответствие со статьей 91 Федерального закона N 311-ФЗ и в части регламентации процедуры возобновления действия Свидетельства;
об устранении противоречий между приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 и Административным регламентом;
по приведению формы Обязательства в соответствие с требованиями статьи 197 ТК ТС;
3) провести проверки по фактам ненадлежащего выполнения должностными лицами ФТС России и таможенных органов, указанным в пунктах 3, 8, 9, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. При выявлении нарушений, влияющих на полноту уплаты таможенных платежей, провести мероприятия по доначислению и довзысканию таможенных пошлин, налогов.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 марта 2017 г. N 13К (1158).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФТС России или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 сентября 2017 года.
Приложения: |
1. |
Информация по ДТ, выпущенным до их подачи и по которым нарушены сроки проведения дополнительной проверки по ТС, на 7 л. в 1 экз. |
2. |
Перечень ДТ, по которым задекларированы товары, классифицированные в товарной позиции 2103 ТН ВЭД ТС, на 3 л. в 1 экз. |
|
3. |
Сравнительный анализ ИТС товаров УЭО с ИТС товаров, декларируемых прочими участниками ВЭД за 2016 год в регионе деятельности Московской областной таможни (01.01.2016 - 07.11.2016), на 13 л. в 1 экз. |
Аудитор |
С.И. Шторгин |
------------------------------
1 В случае, если заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов не содержит сведений, предусмотренных частью 1 статьи 90 Федерального закона N 311-ФЗ, или вместе с указанным заявлением не представлены документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, предусмотренному частью 3 статьи 90 указанного закона, таможенный орган уведомляет об этом заявителя не позднее пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.
2 N 10130063/090216/0000061 (ОТОиТК N 3 Каширского таможенного поста), N 10130120/290316/0002532 (Львовский таможенный пост), NN10130160/110416/0001623, 10130160/130416/0001706, 10130160/150416/0001799, 10130160/210416/0001909, 10130160/220416/0001928, 10130160/220416/0001929, 10130160050516/0002184, 10130160/050516/0002187 (Ступинский таможенный пост)
3 NN10130202/020716/0012651, 10130202/250216/0003243, 10130202/240316/0005409 (ОТОиТК N°2 Киевского таможенного поста).
4 NN10317090/100615/05000147, 10317090/290615/ОБ000159, 10216110/290615/ОБ000093, 10216110/290615/ОБ000094, 10216100/160816/ОБ001411, 10801012/080416/ОБ000634, 10801012/030316/ОБ000404, 10801012/020416/ОБ000606, 10801012/070316/ОБ000444, 10801012/010416/ОБ000605, 10801012/220316/ОБ000554, 10801012/090316/ОБ000466, 10801012/160516/ОБ000683, 10317090/050616/OБ000264, 10317090/110616/ОБ000277, 10317090/110616/ОБ000278, 10801012/160516/ОБ000683, 10317090/050616/ОБ000264, 10317090/110616/ОБ000277, 10317090/110616/ОБ000278
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2017 г. N ПР 03-29/03-03
Текст представления официально опубликован не был