Представление Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. N ПР 04-321/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования федеральным государственным унитарным предприятием "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года средств субсидий из федерального бюджета, от приносящей доход деятельности, а также федерального имущества" в министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России, Министерство), в федеральном государственном унитарном предприятии "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (далее - ФГУП "ГлавУпДК при МИД России", Предприятие), в филиалах ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" Московский Загородный Клуб "Москоу Кантри Клаб" (далее - МЗК МКК) и "Мединцентр", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В рамках осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий приказом МИДа России от 27 февраля 2007 г. N 2648 создана Комиссия по анализу эффективности и решению других вопросов деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных МИДу России (далее - Комиссия), которая действует на основании Положения о Комиссии, утвержденного приказом от 7 апреля 2008 г. N 3872, и Регламента проведения анализа эффективности и решения других вопросов деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных МИДу России (далее - Регламент), утвержденного приказом от 1 апреля 2011 г. N 4328.
Анализ содержания положений разделов и статей Положения о Комиссии и Регламента показал, что по ряду положений эти документы противоречат друг другу.
Так, в Положении о Комиссии не предусмотрена функция по рассмотрению и утверждению стратегии развития предприятий, указанные функции предусмотрены только Регламентом.
В абзаце втором пункта 3.3 Положении о Комиссии указано, что решение Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарем Комиссии. В пункте 3.8 Регламента указано, что протоколы подписываются председательствующим, а также присутствующими на заседании членами Комиссии.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2 было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2, Положение).
В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2 МИД России не внес изменения в трудовой договор с начальником Предприятия с целью его приведения в соответствие с Положением.
3. Установленные в Стратегии развития четыре цели стратегического развития ФГУП "ГлавУпДК при МИД России", по мнению Счетной палаты Российской Федерации, не являются стратегическими для Предприятия, а представляют собой лишь текущие задачи финансово-хозяйственной деятельности.
ФГУП "Глав УпДК при МИД России" имеет в своем составе Головное подразделение и 5 филиалов, различных по характеру и видам оказываемых ими услуг. Вместе с тем, в Стратегии развития не указаны стратегические цели развития каждого филиала или цели развития определенного сегмента деятельности Предприятия (медицинские услуги, услуги гостиниц, организация отдыха, аренда имущества, эксплуатация автотранспорта, кадровые услуги), которые, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, целесообразно разработать.
Проведенный в ходе контрольного мероприятия анализ показателей, характеризующих достижение целей, заявленных в Стратегии развития, показал, что они не увязаны с ними и не отражают их фактическое достижение.
Мероприятия, обеспечивающие достижение целей Стратегии, не имеют конкретных сроков реализации, не детализированы и не увязаны с целями и показателями. При этом ряд мероприятий не относится к достижению ни одной из заявленных стратегических целей, а лишь являются обязанностями Предприятия по реализации норм законодательства.
Актуализированная версия Стратегии развития (на период 2015 - 2017 годы) не изменила ранее утвержденные цели развития Предприятия, при этом предусмотрено, что деятельность филиалов МЗК МКК и Комплекс отдыха "Завидово" (далее - КО Завидово) будет планово-убыточна. Меры по финансовому оздоровлению и (или) развитию их на перспективу Стратегией не определены.
4. В нарушение пункта 2.2 Регламента ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" не представляло в Комиссию одновременно с проектом Программы деятельности на 2014 - 2016 годы сводный реестр предполагаемых к осуществлению общехозяйственных и крупных сделок, при этом Комиссия утверждала Программы.
5. В отсутствие действенного контроля со стороны МИДа России, как органа государственной власти, осуществляющего права собственника имущества унитарных предприятий (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" не предпринимались меры по организации эффективной работы филиалов.
Так, из пяти филиалов Предприятия три являются убыточными: МЗК МКК, КО Завидово, Спецавтоцентр. Динамика показателя выручки филиала МЗК МКК в проверяемом периоде имеет устойчивую отрицательную тенденцию.
Как установлено проверкой, отрицательную динамику имеют показатели объема выручки по основным видам услуг, оказываемым филиалом. На 45,77 млн. рублей сократилась выручка от оказания гостиничных услуг в 2015 году (62,92 млн. рублей) по сравнению с 2014 годом (108,69 млн. рублей), что связано с изношенностью основных фондов гостиничного комплекса при интенсивном росте конкуренции на рынке рекреационных услуг.
Кроме того, одной из причин падения доходов филиала МЗК МКК является отсутствие "гибкого", проработанного механизма осуществления ценовой политики, реагирующего на конъюнктуру рынка, отсутствие мер по поддержанию жилого фонда в надлежащем состоянии.
Результатом финансово-хозяйственной деятельности МЗК МКК на протяжении пяти лет является убыток. Так, за проверяемый период убыток составил 1 236 196,2 тыс. рублей (в 2014 году в размере 486 593,5 тыс. рублей, в 2015 году - 585 484,7 тыс. рублей, за 1 полугодие 2016 года - 164 118,0 тыс. рублей), что свидетельствует о неэффективности финансово-хозяйственной деятельности филиала в проверяемом периоде.
В 2014 - 2016 годах всего 62 дипломатических сотрудника (менее 1 %) отдыхали в МЗК МКК, а членами гольф-клуба являлись всего 8 дипломатов при общем количестве членов гольф-клуба 408 человек.
Аналогичная ситуация наблюдается и в филиале КО Завидово, анализ финансово-экономического положения которого показал, что существует устойчивая тенденция сохранения убытка по результатам деятельности на протяжении последних 4-х лет. Загрузка номерного фонда гостиницы, коттеджей и таунхаусов в среднем в 2014 - 2016 годах составляет 38,7 %. При этом услугами филиала воспользовалось только незначительное количество сотрудников дипломатических миссий, доля выручки от пребывания которых составила порядка 1,5 % общего объема выручки.
Анализ деятельности филиала Спецавтоцентр показал, что в проверяемом периоде расходы филиала более чем в три раза превышали доходы. Так, при доходах в 2014 году в размере 104 881,5 тыс. рублей расходы составили 340 390,9 тыс. рублей (убыток составил 235 509,4 тыс. рублей), в 2015 году доходы - 89 412,1 тыс. рублей, при расходах - 299 843,3 тыс. рублей (убыток - 210 431,2 тыс. рублей), при этом услугами филиала дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств не пользуются.
Цели создания филиалов соответствуют уставным целям Предприятия - обеспечение выполнения предусмотренных международными договорами Российской Федерации обязательств по обслуживанию работников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и членов их семей на основе взаимности или на коммерческой основе, а также получение прибыли от предоставления услуг иным иностранным и российским юридическим и физическим лицам.
Таким образом, цели и задачи, для которых были созданы филиалы, не достигаются: сотрудниками иностранных дипломатических представительств услуги филиалов практически не востребованы, прибыль от предоставления услуг иным лица отсутствует, что также свидетельствует о неэффективном использовании филиалами объектов федерального имущества.
Проверкой установлено, что у филиала Мединцентр также наблюдалась устойчивая динамика снижения выручки от оказания медицинских услуг: в 2014 году на 16,8 % по отношению к уровню 2013 года, в 2015 году - еще на 0,5 процента. Одновременно со снижением выручки в проверяемом периоде наблюдался рост расходов, и как следствие, за 1 полугодие 2016 года был сформирован убыток в сумме 8 650,77 тыс. рублей.
Основными факторами, отрицательно влияющими на объемы выручки Мединцентра, являются сокращение объемов медицинских программ, сокращение доходов от корпоративных договоров, уменьшение числа обращений физических лиц, а также выход из строя медицинского оборудования по причине физического и морального износа.
Несвоевременное обновление основных фондов, а также не принятие мер по расширению спектра услуг может повлечь ухудшение финансовых показателей деятельности филиала.
Анализ структуры и динамики доходов Предприятия в целом показал незначительный, всего 3,7 процентных пункта прирост выручки, что свидетельствует о стагнационных процессах в развитии основных видов деятельности Предприятия.
6. При наблюдающейся тенденции сохранения убыточности филиалов Министерство только в 2016 году рассмотрело результаты их финансово-хозяйственной деятельности и рекомендовало принять меры по повышению доходности филиалов КО Завидово и МЗК МКК, разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности филиалов с целью приведения их из планово-убыточных в эффективно функционирующие направления.
Из анализа документов, направленных ФГУП "ГлавУпДк при МИД России" в установленный срок (до 1 сентября 2016 года) в МИД России, следует, что единственным предложением по увеличению доходности филиалов являются мероприятия по проведению маркетинговых акций по привлечению клиентов.
Таким образом, меры по финансовому оздоровлению филиалов с проведением антикризисных мероприятий в каждом из них, Предприятием не разработаны, что при высоком уровне конкуренции в отрасли может привести к еще большим убыткам.
7. Объем ежегодных расходов Предприятия на социальную защиту и поддержку работников составлял в 2014 году - 362 291,57 тыс. рублей, в 2015 году - 378 571,79 тыс. рублей, за 1 полугодие 2016 года - 213 784,11 тыс. рублей. При этом установлено, что в проверяемом периоде расходы на указанные цели в сумме 954 647,47 тыс. рублей осуществлялись за счет средств текущей деятельности, а не за счет чистой прибыли, что не соответствовало пункту 3.8 устава Предприятия. Расходы осуществлялись на негосударственное пенсионное обеспечение, культурно-оздоровительные мероприятия, корпоративные и иные мероприятия. С учетом сложившегося финансового положения Предприятия, его социальная политика нуждается в пересмотре с целью оптимизации расходов.
8. В нарушение абзаца шестого пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 739 Комиссией принимались решения по согласованию крупных сделок Предприятия, которые не отвечали мероприятиям по его развитию, предусмотренным в соответствующих программах деятельности Предприятия:
- безвозмездное предоставление денежных средств Региональной общественной организации ветеранов-инвалидов войны и труда МИД России в объеме 15 000,0 тыс. рублей (протокол от 5 декабря 2014 г. N 26/2014);
- проведение международного турнира по гольфу в МЗК МКК (протокол от 20 марта 2015 г. N 5/2015).
9. Проверкой использования средств в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, было установлено, что в период 2010 - 2016 года Предприятие осуществляет за счет собственных средств строительство социального объекта для нужд МИДа России. При этом экономический эффект от реализации данного инвестиционного проекта для Предприятия отсутствует, а общий объем расходов на строительство объекта составляет 2 521 773,3 тыс. рублей (без учета расходов на медицинское оборудование, которое еще не приобретено). Строительство указанного объекта было включено в Программу деятельности ФГУП "ГлавУпДк при МИД России" на 2010 год и соответственно последующие годы.
Вместе с тем в задачи Предприятия согласно Уставу не входят строительство социальных объектов для нужд федеральных органов исполнительной власти.
Генеральный директор Министерства в период с 2010 по 2013 год утверждал техническое задание на проектирование и строительство по данному объекту, и все изменения к нему.
В период с 2010 по 2013 год техническое задание корректировалось и утверждалось МИДом России 3 раза, результатом которых явилось изменение целевого назначения строящегося объекта от первоначального Дома ветеранов МИДа России до Лечебно-реабилитационного центра МИД России, увеличение его площади и замена отделочных материалов на более дорогостоящие, что привело к значительному увеличению сроков и удорожанию стоимости проектирования и строительства объекта.
В связи с указанными изменениями стоимость работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации увеличилась на 38 289,2 тыс. рублей (165%): с 23 221,7 тыс. рублей до 61 510,9 тыс. рублей, сроки выполнения работ увеличились почти на 3 года: с 25 марта 2012 года до 31 марта 2015 года.
Также за период с 2014 по 2016 год ФГУП "ГлавУпД при МИД России" были заключены 9 дополнительных соглашений к договору строительного подряда, согласно которым стоимость строительных работ увеличилась на 1 039 388,7 тыс. рублей (73,1%): с 1 420 873,6 тыс. рублей до 2 460 262,4 тыс. рублей, срок окончания строительных работ был продлен на 2,5 года: с первоначально установленного 19 апреля 2014 года до 31 декабря 2016 года.
Таким образом, некачественные управленческие решения МИДа России привели к значительному увеличению сроков и удорожанию стоимости проектирования и строительства объекта.
Проверкой установлено, что после завершения строительства предполагается передача объекта "Лечебно-реабилитационный центр МИД России" из хозяйственного ведения Предприятия в оперативное управление МИДа России.
Вместе с тем полномочия собственника в отношении имущества, находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, установлены статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 20 Федерального закона N 161-ФЗ, в соответствии с которыми изъятие объектов недвижимости из хозяйственного оборота федеральных государственных предприятий не предусмотрено, о чем также свидетельствуют правовые позиции высших судов (постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года).
10. Предприятие осуществляло расходы по оказанию благотворительной помощи, общий объем которых за период 2014 год - 1 полугодие 2016 года составил 49 257,0 тыс. рублей. При этом, ни Стратегией развития, ни Программами деятельности Предприятия не предусмотрены мероприятия по оказанию благотворительной помощи. Уставом Предприятия также не предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, не указано за счет каких источников осуществляется ее финансирование.
В нарушение пункта 1 статьи 576 Гражданского Кодекса Российской Федерации, предусматривающего получение согласия собственника на дарение имущества принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, Предприятие не согласовывало договоры по оказанию благотворительной помощи с МИДом России (за исключением оказания благотворительной помощи Региональной общественной организации ветеранов-инвалидов войны и труда МИД России).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
в срок до 1 марта 2017 года:
1. В связи с ухудшением финансового положения Предприятия инициировать внесение изменений в Стратегию развития ФГУП "ГлавУпДК при МИД России".
2. Утвердить Положение о Комиссии по анализу эффективности и решению других вопросов деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных МИДу России, и Регламент ее работы.
3. По фактам нарушений законодательства Российской Федерации в сфере выполнения полномочий собственника федерального имущества, установленным Счетной палатой Российской Федерации, провести служебные проверки и по их результатам принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц допустивших указанные нарушения.
В срок до 1 апреля 2017 года:
4. Внести изменения в Устав ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" в части определения видов расходов, осуществляемых Предприятием за счет чистой прибыли, остающейся в его распоряжении после оплаты установленных законодательством обязательных платежей, определить возможность Предприятия оказывать благотворительную помощь, ее размеры и источники.
5. Проанализировать деятельность убыточных филиалов Предприятия на предмет выполнения ими целей и задач, для которых они созданы, и принять решение о целесообразности их дальнейшего функционирования.
6. Совместно с Росимуществом рассмотреть вопрос о правомерности планируемого изъятия из хозяйственного ведения Предприятия "Лечебно-реабилитационного центра МИД России" и передачи его в оперативное управление Министерства.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2016 г. N 61К (1136)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру иностранных дел Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в вышеуказанные сроки.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. N ПР 04-321/04-02
Текст представления официально опубликован не был