Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N Р-16
Методические рекомендации
о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки
30 апреля, 12 июля 2019 г.
Раздел 1 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
1. Общая информация
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации и обеспечения деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП, Центр, Центры) на основе целевой модели, а также организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основ их деятельности.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования ЦОПП в субъектах Российской Федерации.
Методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; поручений Президента Российской Федерации по итогам поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 г. N Пр-580; Плана мероприятий Федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" Национального проекта "Образование", Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (п.п. 4.6).
ЦОПП создаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обязательством субъекта Российской Федерации является издание нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающего:
- регионального координатора,
- описание предполагаемого ЦОПП,
- комплекс мер по созданию ЦОПП, включающий "дорожную карту" по функционированию ЦОПП на период до 2024 г.
Данный нормативный правовой акт формируется в соответствии с требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" (далее - документация на участие в отборе).
В соответствии с Перечнем поручений по итогам рабочей поездки в Свердловскую область Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N Пр-580 (п. 1 "в") должно быть обеспечено создание, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки, с предоставлением им возможности:
использования, совместно с другими образовательными организациями, современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным, перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам "Ворлдскиллс", в том числе по программам ускоренного обучения;
реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;
проведения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс" для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;
осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии.
При организации информационного обеспечения деятельности ЦОПП руководствуется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Раздел 2 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
2. Термины и определения
Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - организация (структурное подразделение организации, филиал организации), координирующая развитие и использование ресурсов субъекта Российской Федерации в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
Опережающая профессиональная подготовка - система мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан изменяющимся технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности. Опережающая профессиональная подготовка обеспечивает освоение новых и перспективных компетенций, наиболее востребованных для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Образовательные ресурсы:
материально-технические ресурсы - учебные аудитории, мастерские, лаборатории, полигоны и другие подразделения образовательных и иных организаций субъекта Российской Федерации (в том числе сосредоточенные на базе межрегиональных и специализированных центров компетенций, центров проведения демонстрационного экзамена), предназначенные для проведения всех видов занятий, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки, оснащенные оборудованием и материалами, соответствующими современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс";
кадровые ресурсы - педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, методисты), прошедшие повышение квалификации с целью трансляции лучших мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированные эксперты Ворлдскиллс, наставники;
образовательно-методические ресурсы - разработанные и реализуемые образовательные программы или модули образовательных программ, включая онлайн-курсы, банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс";
информационно-коммуникационные ресурсы - информационные и аналитические платформы, платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования и оценки компетенций и иные информационно-коммуникационные ресурсы, используемые ЦОПП в своей деятельности.
Цифровая платформа ЦОПП (далее - цифровая платформа) - набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющих реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Базовые принципы объективной оценки результатов подготовки кадров - обязательные условия по организации и проведению демонстрационного экзамена, одобренные Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации.
Демонстрационный экзамен - вид аттестационного испытания в рамках государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования или по их части, по дополнительным профессиональным программам, по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих), который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, реализуемый с учетом базовых принципов.
Имущественный комплекс ЦОПП - все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Индивидуальная образовательная траектория - путь освоения профессиональных компетенций, самостоятельно формируемый человеком с использованием возможностей, предоставляемых сферой непрерывного образования.
Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки - список приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций или отдельных компетенций, формируемый на основе перечня компетенций Ворлдскиллс или вновь разработанных компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики субъекта Российской Федерации, утвержденный решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Получение первой профессии - освоение основных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
Программа ускоренного обучения - основная или дополнительная профессиональная образовательная программа, осваиваемая в короткие сроки (не более шести месяцев).
Профессиональная ориентация - система последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и выбора индивидуальной образовательной и трудовой траектории.
Региональный координатор в сфере образования - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Федеральный оператор - это уполномоченная Министерством просвещения Российской Федерации организация, осуществляющая экспертно-консультационное и аналитическое сопровождение практик создания в субъектах Российской Федерации региональных сетей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе в рамках реализации мероприятия национального проекта "Образование" по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование". В 2019 году под федеральным оператором понимается НФПК - Национальный фонд подготовки кадров.
3. Организационно-управленческая модель функционирования ЦОПП
Пункт 3.1 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.1. Нормативно-правовая основа создания и функционирования ЦОПП, определяется действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП, или вновь создаваемой в целях выполнения функций ЦОПП организации.
Организационные формы ЦОПП:
с образованием юридического лица;
без образования юридического лица, на базе профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования в качестве структурного подразделения или филиала.
При создании ЦОПП как юридического лица (организации) учитываются, в том числе, требования законодательства в части лицензирования образовательной деятельности.
Нормативные и правовые основы создания ЦОПП как структурных подразделений филиалов образовательных организаций определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
ЦОПП функционирует в соответствии с уставом образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, или уставом юридического лица, создаваемого как ЦОПП, и положением о ЦОПП. Положение о ЦОПП разрабатывается на основе настоящих методических рекомендаций и утверждается в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП.
Организационная структура определяется руководителем ЦОПП и должна обеспечивать реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на ЦОПП.
Пункт 3.2 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.2. Финансово-экономическая основа создания и функционирования ЦОПП.
Финансовое обеспечение деятельности ЦОПП предусматривает различные механизмы финансового обеспечения:
для победителей отбора Минпросвещения России::
предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение создания ЦОПП на 2019 год;
софинансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
софинансирование из внебюджетных средств.
Для Центров, создаваемых в инициативном порядке:
финансирование из внебюджетных средств, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и (или) финансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" соответствующего года, субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание не более одного ЦОПП. При проведении закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, устанавливающими в том числе приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.
В обязательства субъекта Российской Федерации входит финансирование мероприятий, реализуемых в целях создания и функционирования ЦОПП в части оплаты труда работников Центра, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, приобретения оборудования, реализации образовательных программ.
Оплата труда сотрудников ЦОПП, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, повышения квалификации и подготовки работников Центра может финансироваться, на усмотрение регионального координатора, как из средств субъекта Российской Федерации, так и из внебюджетных средств организации.
Пункт 3.3 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.3. Целевая модель деятельности ЦОПП.
Целевая модель определяет основные принципы создания и функционирования ЦОПП.
Деятельность ЦОПП направлена на:
- развитие приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона;
- формирование современной системы подготовки по приоритетным для региона компетенциям;
- обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона компетенциям;
- создание образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций;
- обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- реализацию комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, обучение их первой профессии на современном оборудовании;
- организацию и мониторинг проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена.
Подпункт 3.3.1 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.3.1. Цифровая платформа и информационное обеспечение деятельности ЦОПП.
В целях информационного сопровождения деятельности Центра и комплексного оперативного управления опережающей профессиональной подготовкой в субъекте Российской Федерации создается и функционирует цифровая платформа.
Для определения этапности внедрения цифровой платформы разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") на весь период реализации проекта.
Программно-аппаратный комплекс ЦОПП должен быть достаточен для создания и обеспечения функционирования информационного ресурса (цифровой платформы) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Цифровая платформа должна обеспечивать интеграцию с платформенными решениями современной цифровой образовательной среды региона и информационно-коммуникационными ресурсами, необходимыми для деятельности Центра.
Цифровая платформа должна предусматривать возможность регистрации входа (выхода) субъектов доступа, а также возможность верификации введенных данных. Цифровой платформой обеспечиваются аутентификация и идентификация субъектов доступа, а также все действия субъектов доступа, совершаемые с персональными данными. Субъект доступа должен иметь возможность онлайн-регистрации на проводимые ЦОПП мероприятия.
Цифровая платформа должна предусматривать возможность мониторинга проведения демонстрационного экзамена в регионе и формирования статистической отчетности для информирования Регионального координатора в сфере образования.
На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки.
База данных информационно-справочных ресурсов включает в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда субъекта Российской Федерации, прогноз востребованности кадров и компетенций.
База данных материально-технических ресурсов включает в себя:
1) перечень образовательных и иных организаций, участвующих в реализации программ опережающей профессиональной подготовки, а также перечень учебных аудиторий, мастерских и лабораторий (в том числе сосредоточенные на базе межрегиональных и специализированных центров компетенций, центров проведения демонстрационного экзамена) и т.д., для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки;
2) перечни имеющегося оборудования в разрезе компетенций, профессиональных образовательных программ, отвечающего современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс", технических средств обучения и компьютерной техники с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ЦОПП координирует порядок и график загрузки рабочих мест мастерских, публикует его на платформе и поддерживает в актуальном состоянии.
База данных кадровых ресурсов включает в себя перечни преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, прошедших дополнительное профессиональное образование на уровне лучших национальных и мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированных экспертов "Ворлдскиллс", наставников, в том числе, учебных центров предприятий, преподавателей, реализующих дополнительные общеразвивающие программы на базе детских технопарков "Кванториум" и наставников, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках проекта "Билет в будущее".
База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и/или аннотации к программам, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, в том числе стандартах "Ворлдскиллс", в том числе онлайн-курсы, размещаемые на портале "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций; методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс".
База данных информационно-коммуникационных ресурсов включает в себя перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.
Базы данных ЦОПП формируются и размещаются на цифровой платформе в информационно-коммуникационной сети Интернет в порядке, установленном действующим законодательством.
При формировании баз данных по перечисленным направлениям ЦОПП получает доступ к аналогичным базам данных других субъектов Российской Федерации, а также к федеральным цифровым платформам и иным информационно-коммуникационным ресурсам.
Правила и процедуры подключения цифровой платформы ЦОПП к другим информационно-коммуникационным ресурсам и обмен данными регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Техническое задание на создание и функционирование цифровой платформы и информационно-коммуникационных ресурсов ЦОПП формируется с учетом положений пункта 13 настоящих методических рекомендаций.
Подпункт 3.3.2 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.3.2. Формирование заказа на программы опережающей профессиональной подготовки и их продвижение.
При формировании перечней компетенций и направлений программ для опережающей профессиональной подготовки учитываются:
национальные проекты Российской Федерации по направлениям "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года и другие национальные проекты и государственные программы";
стратегические приоритеты субъекта Российской Федерации, включающие приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации, а также программы и проекты социально-экономического развития;
"точки роста" субъекта Российской Федерации, в том числе реализуемые в регионе инвестиционные проекты, формирующиеся и действующие на территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, технопарки, кластеры, научно-образовательные центры и иные институты, определяющие перспективные направления развития экономики;
перспективные компетенции корпораций, холдингов, компаний, профессиональных объединений работодателей, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
отраслевые программы развития кадрового потенциала;
общемировые и общероссийские тренды и требования к компетенциям, обусловленные трансформацией национальной и мировой экономики.
Подпункт 3.3.3 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.3.3. Проектирование, конструирование, разработка и реализация программ опережающей профессиональной подготовки.
ЦОПП формирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивает конструирование и разработку (проектирование) программ опережающей профессиональной подготовки, экспертизу предоставляемых для размещения программ.
Программы и модули образовательных программ разрабатываются с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий, в том числе стандартов "Ворлдскиллс".
При разработке и конструировании программ ЦОПП руководствуется основными подходами, приведенными в пункте 14 методических рекомендаций.
Программы и их отдельные модули разрабатываются с использованием принципа "конструктора компетенций". Программа опережающей профессиональной подготовки может состоять из всех или части элементов (модулей) компетенции, а также включать элементы (модули) из разных компетенций.
Каждому модулю любой из компетенций соответствуют определенные требования к материально-техническому оснащению и к компетентности педагога, мастера, эксперта или наставника, которые могут проводить обучение по данному модулю.
Принципом реализации программ опережающей профессиональной подготовки является ускоренное обучение с длительностью программ не более шести месяцев.
Оценка результатов освоения программ опережающей профессиональной подготовки осуществляется с применением механизма демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки кадров. В ходе демонстрационного экзамена производится оценка освоения модулей компетенции (компетенций), входящих в состав программы опережающей профессиональной подготовки.
Обработка результатов и хранение данных по результатам демонстрационного экзамена осуществляются с использованием соответствующего информационного ресурса, в том числе "Цифровая платформа - Система мониторинга качества подготовки кадров" (eSim).
В целях опережающей профессиональной подготовки разрабатываются следующие программы по компетенциям:
1. Программы профессиональных модулей для интегрирования в образовательные программы среднего профессионального образования.
Программы, предусматривающие освоение компетенции (или модулей компетенции), представляющие собой элементы целей освоения (практический опыт, знания и умения), а также дидактические единицы теории и практики для интегрирования в образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе, за счет вариативной части).
2. Программы для обучающихся общеобразовательных организаций включают в себя:
дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие профессиональную ориентацию обучающихся в виде профессиональных проб;
программы профессионального обучения, направленные на получение обучающимися первой профессии.
3. Программы под заказ работодателей.
Распоряжением Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68 в абзаце пятнадцатом слово "ЦОПП" заменено на слово "Центр"
Указанные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, ориентированные на специфику конкретного производства и особенности технологического процесса на отдельных предприятиях и направлены на целевое освоение сотрудниками предприятий новых и перспективных профессиональных технологий.
4. Отраслевые программы.
Указанные программы включают в себя дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, ориентированные на программы развития отраслей, в том числе на освоение новых и сквозных отраслевых технологий, оборудования, инструментов, материалов.
5. Программы для граждан предпенсионного возраста.
Указанные программы включают в себя программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, ориентированные на целевую группу граждан предпенсионного возраста (отнесенных к данной категории в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) в соответствии со специальной программой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 3025-р.
6. Программы по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики.
Разрабатываются и реализуются в формате демонстрационных профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций, а также как профессиональные модули основных профессиональных образовательных программ или как дополнительные профессиональные программы.
Программы предназначены для формирования компетенций, в том числе в области современных информационно-коммуникационных технологий и базовой цифровой грамотности, освоения компетенций, связанных с цифровой трансформацией сфер профессиональной деятельности.
По всем разновидностям программ должен быть разработан макет программы.
При разработке программ опережающей профессиональной подготовки Центр пользуется индикаторами готовности программы к реализации:
а) определена компетенция программы, соответствующая перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки;
б) сформирован заказ на опережающую профессиональную подготовку по программе;
в) разработано содержание модулей программы;
г) определены и доступны все виды образовательных ресурсов для реализации программы;
д) определены требования к результату подготовки и форме его оценки;
е) разработаны комплекты оценочной документации для осуществления оценки результатов, достигнутых гражданами, обучающимися по программе.
ЦОПП содействует появлению в регионе новых компетенций путем организации разработки документации по новой компетенции, повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, обеспечения доступности современной материально-технической базы (оснащения мастерских), формирования и развития экспертных сообществ по новым компетенциям.
ЦОПП также обеспечивает сетевое взаимодействие с другими региональными центрами по всем направлениям деятельности.
ЦОПП содействует формированию экспертных и педагогических сообществ по новым и актуальным компетенциям, обеспечивает мероприятия по вводу новых компетенций, в том числе в соответствующий перечень, утверждаемый Союзом Ворлдскиллс Россия.
3.3.4. Совместное использование материально-технической базы для реализации образовательных программ.
Использование ЦОПП совместно с другими организациями материально-технической базы осуществляется в сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.
3.4. Методической основой функционирования ЦОПП является комплект методических материалов, включающий в себя:
разрабатываемые самостоятельно на основе положений, приведенных в данных методических рекомендациях, с учетом специфики конкретного региона;
материалы лучших практик по разработке и реализации программ опережающей подготовки, презентуемые на мероприятиях Центра и размещаемые в открытом доступе информационно-коммуникационной сети Интернет.
Пункт 3.5 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
3.5. Условия функционирования ЦОПП.
Для организации деятельности Центра создаются необходимые условия и формируется имущественный комплекс, соответствующий требованиям документации на участие в отборе.
Согласование документов (функциональные зоны и дизайн-проект, инфраструктурный лист, калькуляция операционных расходов на функционирование ЦОПП) в виде независимой экспертной оценки по запросу Министерства просвещения Российской Федерации в 2019 году осуществляет федеральный оператор.
Рекомендуемые требования к помещениям (в соответствии с документацией на участие в отборе соответствующего года).
Помещения ЦОПП должны располагаться единым самостоятельным комплексом, с единым входом.
В случае если ЦОПП создается на базе образовательной организации, помещения ЦОПП должны быть выделены таким образом, чтобы потоки обучающихся и потоки сотрудников и посетителей ЦОПП не пересекались, проход посетителей и сотрудников ЦОПП в функциональные зоны ЦОПП был обеспечен без пересечения каких-либо зон, связанных с реализацией образовательного, воспитательного, административного процессов в образовательной организации.
Функциональные зоны ЦОПП должны располагаться компактно, не быть разнесенными по различным корпусам, не должны отстоять друг от друга на один или несколько этажей.
Расположение и обустройство помещений ЦОПП должны соответствовать сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012), санитарным нормам и нормам противопожарной безопасности.
Площадка для размещения ЦОПП должна отвечать следующим минимальным требованиям:
"Ядро" ЦОПП, общей площадью не менее 500 кв. метров, должно включать:
помещение для организации пространства для коворкинга (от 50 квадратных метров до 120 квадратных метров);
лекторий (от 100 до 150 квадратных метров);
медиазону (от 50 до 80 квадратных метров);
зону для проектной деятельности (от 50 до 100 квадратных метров);
компьютерный класс, мест для участников должно быть оборудовано не менее 20,
аудитории-трансформеры (от 20 до 50 квадратных метров в количестве 3 штук);
помещение для персонала (от 50 квадратных метров до 150 квадратных метров),
рецепцию (от 30 квадратных метров до 50 квадратных метров).
Рекомендуемые требования к материально-техническому оснащению деятельности ЦОПП.
Зонирование помещений ЦОПП рекомендуется осуществить в соответствии с их примерным назначением.
1. Помещение для организации пространства для коворкинга. Помещение должно быть оснащено необходимой оргтехникой, в планировке помещения должна предусматриваться возможность отделения рабочей зоны от переговорной, зоны для рекреации, зоны для организации одновременной и/или совместной работы нескольких рабочих групп по направлениям.
2. Лекторий. Помещение для проведения публичных лекций, профориентационных мероприятий, презентаций, мероприятий по обмену опытом и т.д., оснащенное проекционным, демонстрационным и звукоусиливающим, интерактивным оборудованием.
3. Медиазона предназначена, в том числе, для работы с информацией на электронных носителях.
4. Зона для проектной деятельности - зона совместной деятельности представителей различных заинтересованных сторон, в том числе, по анализу востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, конструированию программ опережающей профессиональной подготовки, разработке компетенций и т.д.
5. Компьютерный класс - помещение, оборудованное компьютерами для развития компетенций в сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), с выделением пространства для программно-аппаратного комплекса цифровой платформы ЦОПП.
6. Аудитории-трансформеры - помещения, легко трансформируемые под различные формы организации групповой и совместной деятельности, в том числе, под различные формы организации образовательного процесса, с возможностью обеспечения автономного входа в каждую из аудиторий.
7. Помещение для персонала - рабочие места для сотрудников ЦОПП.
Помещения Центра должны быть оформлены в соответствии с Руководством по брендированию ЦОПП.
Рекомендуемые требования к кадровому составу ЦОПП.
Штатное расписание ЦОПП формируется в соответствии с типовым штатным расписанием, форма которого указана в документации на участие в отборе. Перечень штатных единиц Центра является рекомендуемым и может быть скорректирован в случае служебной и производственной необходимости.
Штатное расписание ЦОПП формируется в соответствии с типовым штатным расписанием (п. 13 данных рекомендаций). Перечень штатных единиц Центра является рекомендуемым и может быть скорректирован в случае служебной и производственной необходимости.
Раздел 4 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
4. Модель мониторинга и прогнозирования востребованности кадров на территории субъектов Российской Федерации
Мониторинг и прогнозирование востребованности кадров (в том числе в разрезе профессиональных компетенций) на территории субъекта Российской Федерации предназначены для формирования и актуализации перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Модель мониторинга и прогнозирования востребованности кадров на территории субъектов Российской Федерации описывает основные информационно-аналитические ресурсы и порядок проведения их анализа.
Для обеспечения мониторинга и прогнозирования востребованности кадров ЦОПП использует необходимые информационно-аналитические ресурсы, в том числе:
сводные данные о востребованности кадров на территории субъекта Российской Федерации и среднесрочный прогноз её изменений (включая исчезающие, новые и перспективные компетенции);
отраслевые прогнозы востребованности кадров, данные о востребованности кадров работодателями и объединениями работодателей (в том числе полученные путем специальных опросов и исследований), востребованности кадров в рамках реализуемых на территории субъекта Российской Федерации инвестиционных проектов;
перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, формируемый и актуализируемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
перечень компетенций "Ворлдскиллс", формируемый и актуализируемый Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", включая Future Skills ("компетенции будущего");
государственный информационный ресурс "Справочник профессий";
материалы форсайтов, касающиеся прогноза развития компетенций и перспективных профессий (международные, отраслевые, корпоративные, региональные форсайты) и др.;
иные данные, относящиеся к мониторингу и прогнозированию востребованности кадров.
ЦОПП дополнительно проводит аналитические мероприятия, организует опросы и исследования, запрашивает необходимые данные.
Порядок предоставления, анализа, актуализации и использования данных о востребованности кадров определяется субъектом Российской Федерации.
Раздел 5 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
5. Типовая модель формирования условий для внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий
Типовая модель формирования условий для внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий включает в себя:
нормативно-правовое регулирование построения индивидуальных образовательных траекторий;
перечень инструментов для разработки и реализации практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
В качестве инструментов практико-ориентированных и гибких программ, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории, выступают:
модульный принцип разработки и реализации программ опережающей профессиональной подготовки, подразумевающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей ("конструктор компетенций");
получение первой профессии обучающимися общеобразовательных организаций, в том числе в рамках мероприятий по профессиональной ориентации на основе профессиональных проб;
включение модулей по новым компетенциям, приоритетным для развития экономики региона в программы среднего профессионального образования, за счет вариативной части программ;
опережающее освоение дополнительных профессиональных программ по запросам работодателей, параллельно с освоением программ среднего профессионального образования;
освоение нескольких компетенций в рамках программ среднего профессионального образования;
зачет компетенций (модулей компетенций), освоенных в рамках предшествующих образовательных программ, с целью сокращения сроков освоения программ;
учет индивидуальных особенностей и запросов обучающихся по обеспечению реализации программ среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
6. Механизмы организации в субъектах Российской Федерации профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, обучению их первой профессии (реализация программ профессионального обучения)
Механизм организации профессиональной ориентации предусматривает работу по основным направлениям:
- сопровождение мероприятий в рамках реализуемых федеральных и региональных проектов;
- организация доступности профессиональных проб;
- реализация программ по освоению приоритетных для региона компетенций;
- организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;
- создание и внедрение образовательных программ и необходимых условий для обеспечения возможности изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум".
ЦОПП содействует реализации на территории субъекта Российской Федерации федерального проекта "Билет в будущее" и проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию.
В целях реализации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций ЦОПП:
а) привлекает представителей научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций;
б) содействует разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;
в) участвует в формировании экспертного сообщества из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации.
Раздел 7 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
7. Типовая модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям совместно с другими образовательными организациями субъекта Российской Федерации, а также в интересах организаций реального сектора экономики
Ключевой задачей ЦОПП является обеспечение разработки и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Деятельность ЦОПП в соответствии с типовой моделью подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям предусматривает:
- формирование заказа на реализацию программ опережающей профессиональной подготовки (в соответствии с п. 3.3.2. настоящих методических рекомендаций);
- конструирование программ опережающей профессиональной подготовки (в соответствии с п. 3.3.3. настоящих методических рекомендаций);
- организацию реализации разработанных программ в сетевой форме с учетом имеющихся или привлекаемых образовательных ресурсов (в соответствии с п. 3.3.4 настоящих методических рекомендаций);
- организацию и развитие сетевых форм реализации образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- организацию оценки результативности проведенных образовательных программ с применением механизма демонстрационного экзамена.
8. Механизмы организации в субъекте Российской Федерации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения организуются по программам опережающей профессиональной подготовки, в том числе в рамках исполнения п. 25 Плана мероприятий Федерального проекта "Молодые профессионалы" и в соответствии с Методическими рекомендациями о проведении повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в том числе сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс.
ЦОПП оказывает содействие Союзу Ворлдскиллс России в проведении конкурсного отбора лучших стажировочных площадок на территории субъекта Российской Федерации для реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения и сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс по перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки.
ЦОПП организует сбор и формирование заявок образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на участие в программах повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по компетенциям, включенным в перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки.
Центр может инициировать включение компетенции в перечень компетенций для организации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, а также самостоятельно организовать повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения по новым, перспективным и востребованным компетенциям, в том числе с привлечением для этих целей образовательных ресурсов (в первую очередь, кадров) других субъектов Российской Федерации.
Раздел 9 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
9. Проведение государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс"
Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется:
федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливающими требования к результатам освоения образовательной программы, по отношению к которым осуществляется оценка в рамках государственной итоговой аттестации;
соответствующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями о проведении аттестации в виде демонстрационного экзамена.
базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки кадров;
методическими рекомендациями об организации и проведении демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс", утверждаемыми ежегодно приказом Союза Вордскиллс Россия и размещенными на сайте организации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Для организации процесса проведения демонстрационного экзамена ЦОПП формирует базу данных ресурсного обеспечения процесса. Данные доводятся до сведения всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Раздел 9 дополнен пунктом 9.1 с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
9.1. Проведение демонстрационного экзамена для обучающихся по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения.
При реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения, разработанных ЦОПП, в качестве инструмента оценки качества освоения программы используется процедура демонстрационного экзамена.
Для проведения демонстрационного экзамена используются комплекты оценочной документации, размещенные на электронном ресурсе "Единая система актуальных требований" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и доступные по адресу: esat.worldskills.ru.
При отсутствии комплектов оценочной документации Центр организует их разработку. Разработанные комплекты оценочной документации согласуются с Союзом "Ворлдскиллс Россия" в установленном порядке.
Для проведения процедуры демонстрационного экзамена используется инфраструктура аккредитованных Союзом "Ворлдскиллс Россия" Центров проведения демонстрационного экзамена.
При проведении демонстрационного экзамена в экспертную группу включаются независимые эксперты с правом оценки демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции, не являющиеся преподавателями программы.
Раздел 10 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
10. План первоочередных действий по созданию и функционированию ЦОПП
План первоочередных действий по созданию и функционированию ЦОПП должен включать комплекс мер (дорожную карту), предусмотренный документацией на участие в отборе.
Раздел 11 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
11. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности создания и функционирования ЦОПП
______________________________
* Значение данного показателя указывается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Министерство просвещения Российской Федерации может устанавливать дополнительные показатели эффективности функционирования ЦОПП на соответствующий год.
Раздел 12 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
12. Типовой инфраструктурный лист на 2019 и 2020-2022 годы
Типовой инфраструктурный лист на 2019 год
N |
Наименование |
Характеристики |
1. |
Средства обучения |
|
Наглядные средства обучения
| ||
1.1. |
Флипчарт |
|
2. |
Средства "смешенной реальности" |
|
2.1. |
Компьютерные тренажеры, (в т.ч. VR/AR оборудование) |
|
3. |
Средства вычислительной техники |
|
3.1. |
Программно-аппаратный комплекс цифровой платформы |
|
3.2. |
Сервер |
|
3.3. |
Системный блок |
|
3.4. |
Монитор |
|
3.5. |
Веб-камера |
|
3.6. |
Микрофоны |
|
3.7. |
Звукоусилительная аппаратура |
Звуковая панель, колонки, монитор и др. |
3.8. |
Оборудование для локальной сети |
|
3.9. |
Сетевые принтеры |
|
3.10. |
Зоны подключения к сети |
|
4. |
Лицензионное программное обеспечение |
|
4.1. |
Антивирус для сети компьютеров |
|
4.2. |
Операционная система |
|
4.3. |
Офисные программы |
|
4.4. |
Программы для работы с базами данных |
|
5. |
Интерактивное и презентационное оборудование |
|
5.1. |
Мультимедиапроектор |
|
5.2. |
Экраны |
|
5.3. |
Интерактивная доска |
|
6. |
Мебель |
|
6.1 |
Компьютерные столы |
|
6.2. |
Офисные столы (трансформер) |
|
6.3. |
Компьютерные стулья |
|
6.4. |
Складные стулья |
|
Типовой инфраструктурный лист на 2020-2022 годы
N |
Наименование |
1. |
Мебель |
1.1. |
Офисная мебель |
1.2. |
Аудиторная мебель |
1.3. |
Мебель для организаций (преподавателей, студентов) |
1.4. |
Мебель для приемных |
1.5. |
Офисное оборудование (кроме компьютеров) |
2. |
Интерактивное оборудование |
2.1. |
Интерактивные столы |
2.2. |
Трибуны |
2.3. |
Сенсорные киоски, терминалы |
2.4. |
Интерактивные панели |
2.5. |
Презентационное оборудование |
2.6. |
Оборудование для проведения видео-конференц-связи |
3. |
Средства вычислительной техники |
3.1. |
Компьютеры |
3.2. |
Периферийное оборудование |
3.3. |
Программное обеспечение |
3.4. |
Компьютерные тренажеры (в т.ч. AR/VR) |
3.5. |
Программно-аппаратный комплекс цифровой платформы |
Раздел 13 изменен с 12 июля 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 12 июля 2019 г. N Р-68
13. Создание, функционирование и обеспечение деятельности цифровой платформы и информационно-коммуникационных ресурсов ЦОПП
13.1. Общая характеристика
Цифровая платформа представляет собой набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющих реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Для определения этапности внедрения цифровой платформы разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") на весь период реализации проекта.
Дизайн и оформление элементов цифровой платформы проводится в соответствии с Брендбуком (концепцией по брендированию центров опережающей профессиональной подготовки), утвержденным Заместителем Министра просвещения Российской Федерации 10 апреля 2019 года.
13.2. Задачи Платформы
Цифровая платформа должна обеспечивать выполнение следующих задач:
1. Определение и актуализация компетенций опережающей профессиональной подготовки (далее - ОПП) в соответствии с приоритетами развития экономики региона.
2. Конструирование и экспертиза образовательных программ и модулей ОПП, направленных на формирование приоритетных компетенций региона.
3. Формирование, пополнение и поддержка в актуальном состоянии баз данных ресурсов субъекта Российской Федерации (в соответствии с целевой моделью функционирования ЦОПП) и библиотеки цифровых учебных материалов для ОПП.
4. Интеграция с цифровой образовательной средой региона или отдельных профессиональных образовательных организаций для передачи информации в базы данных кадровых и материально-технических ресурсов, библиотеку цифровых учебных материалов и для формирования единого цифрового расписания ЦОПП, учета загрузки образовательных ресурсов региона и координации их совместного использования в реальном времени.
5. Прием, распределение и контроль выполнения заказов на ОПП.
6. Запись населения для прохождения профориентационных мероприятий, программ ОПП с возможностью формирования индивидуальных образовательных траекторий.
7. Реализация профориентационных мероприятий и образовательных программ и модулей ОПП с использованием электронного обучения (далее - ЭО) и ДОТ, виртуальных тренажеров, электронных учебно-методических комплексов и других цифровых учебных материалов.
8. Мониторинг проведения демонстрационного экзамена в регионе и формирования статистической отчетности для информирования Регионального координатора в сфере образования.
9. Непрерывный мониторинг процесса ОПП с возможностью получения статистических отчетов по компетенциям на текущий момент.
10. Проведение опросов и накопление данных для анализа состояния рынка труда региона.
13.3. Архитектура цифровой платформы. Основные информационные системы, сервисы и базы данных
Цифровая платформа включает информационные системы, сервисы и базы данных, обеспечивающие автоматизацию управления и контроля деятельности ЦОПП и цифровизацию процесса ОПП.
На этапе создания и внедрения платформы вводятся в эксплуатацию:
1. Сервисы взаимодействия с пользователями, размещаемые в открытом доступе на сайте ЦОПП и обеспечивающие предоставление пользователям актуальной информации о реализуемых образовательных программах и возможности записи для прохождения подготовки или участия в ее организации и осуществлении.
2. Базы данных ресурсов субъекта Российской Федерации для ОПП и базы данных компетенции и образовательных программ, материально-технических ресурсов, кадровых ресурсов информационно-коммуникационных ресурсов, информационно-справочных ресурсов обеспечивают накопление и хранение информации о ресурсах региона, которые могут быть задействованы в деятельности ЦОПП.
3. Информационные системы для разработки, конструирования и экспертизы образовательных программ и цифровых учебных материалов ОПП, обеспечивающие создание образовательных программ ОПП, направленных на формирование востребованных компетенций.
4. Информационные системы и сервисы для организации ОПП, формирующие Ситуационный центр ЦОПП и обеспечивающие планирование образовательной и профориентационной деятельности ЦОПП с учетом доступных образовательных ресурсов региона и организацию приема на обучение.
5. Информационные системы и сервисы для осуществления ОПП, обеспечивающие реализацию образовательных программ и учебных модулей ОПП и осуществление профориентационной работы с использованием ЭО, ДОТ.
6. Информационные системы для контроля и анализа результатов ОПП, обеспечивающие документирование, хранение и первичную статистическую обработку результатов обучения и профессиональной ориентации.
7. Информационная система для изучения рынка труда региона и проведения опросов, обеспечивающая получение информации по интересующим вопросам от различных категорий пользователей.
8. Пользовательские интерфейсы (личные кабинеты) различных категорий пользователей, в том числе:
- интерфейс сотрудника ЦОПП с возможностью управления процессами ОПП в Ситуационном центре ЦОПП и контроля результатов образовательной деятельности ЦОПП;
- интерфейс координатора (представителя органов исполнительной власти);
- интерфейс организации-подрядчика ОПП, заказчика ОПП, работодателя;
- интерфейс преподавателя (мастера производственного обучения);
- интерфейс обучающегося.
9. Цифровой контент по направлениям деятельности ЦОПП для различных целевых аудиторий (электронные учебно-методические комплексы, обучение с использованием ДОТ, оценочные средства, виртуальные тренажеры и проч.).
10. Системы интеграции и обмена данными с другими цифровыми платформами и ресурсами, выполняющими схожие задачи (онлайн-платформа Академии "Ворлдскиллс Россия", платформа "50+" для организации обучения граждан предпенсионного возраста, платформа "Билет в будущее", региональные платформы "Цифровой колледж" и иные).
В дальнейшем реализуются и вводятся в эксплуатацию:
1. Комплексное цифровое портфолио пользователей платформы с накоплением и хранением результатов обучения по всем программам ОПП на различных информационных платформах и сервисах, выступающих ресурсами для ЦОПП.
2. Конфигурирование платформы под региональную специфику ЦОПП. Создание дополнительного функционала (информационных систем, сервисов, баз данных).
13.4. Возможные категории пользователей цифровой платформы, их функциональные возможности
На цифровой платформе должны быть предусмотрены роли для следующих категорий пользователей:
1. Сотрудники ЦОПП должны иметь возможность управлять разработкой и экспертизой цифровых учебных материалов, управлять выполнением заказов на ОПП и образовательными процессами ЦОПП, управлять базами данных ресурсов региона для обеспечения ОПП, организовывать и контролировать обучение по образовательным программам ОПП.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны иметь возможность получать информационные и аналитические отчеты о реализации профориентационных мероприятий, программ ОПП на базе ЦОПП, статистику проведения демонстрационного экзамена в субъекте Российской Федерации.
3. Педагогические работники должны иметь возможность конструировать образовательные программы ОПП и модули по компетенциям, разрабатывать и проводить экспертизу цифровых учебных материалов, сопровождать обучение.
4. Обучающиеся должны иметь возможность подавать заявки на обучение по образовательной программе ОПП или отдельным модулям, проходить профориентационные мероприятия и обучение с возможностью построения индивидуальных образовательных траекторий.
5. Организации-заказчики должны иметь возможность формировать заказы на ОПП в соответствии со своими потребностями, получать предложения подрядчиков ОПП, контролировать процесс выполнения заказов на ОПП.
6. Организации-поставщики ОПП должны иметь возможность вносить сведения об имеющихся материально-технических, кадровых и иных ресурсах для осуществления ОПП в базы данных ресурсов, предоставлять учебные аудитории, мастерские, лаборатории, полигоны и другие ресурсы для проведения занятий и демонстрационного экзамена на договорной основе, принимать заказы на ОПП и обеспечивать их выполнение.
7. Работодатели должны иметь возможность размещать вакансии и получать доступ к результатам ОПП (с согласия обучающихся) с целью поиска потенциальных кандидатов.
13.5. Информационные системы, сервисы и базы данных цифровой платформы
13.5.1. Сервисы для взаимодействия с пользователями
Каталог образовательных программ ОПП должен представлять находящиеся в открытом доступе сведения об образовательных программах и модулях ЦОПП. Должна быть предусмотрена возможность поиска программ и модулей, в том числе отбора по компетенциям, уровням образования и другим параметрам.
Сервис записи на обучение должен предоставлять пользователям, просматривающим Каталог образовательных программ ОПП (далее - Каталог), возможность записаться на обучение по выбранным программам ОПП или отдельным модулям.
Сервис регистрации организаций-заказчиков и подрядчиков ОПП должен предоставлять образовательным организациям, государственным и частным компаниям и иным заинтересованным организациям возможность подать заявку на участие в деятельности ЦОПП в качестве исполнителя, ресурсной базы, заказчика образовательных услуг ЦОПП или потенциального работодателя для выпускников ЦОПП.
Сервис п
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28 февраля 2019 г. N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций о создании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.