Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2019 г. N 301-ЭС19-2654
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018 по делу N А38-1682/2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2018 по тому же делу
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра", организатор закупки, заявитель) о признании недействительными решения Комиссии по контролю в сфере проведения торгов управления от 29.01.2018 по делу N 02-12/03-18 и предписания от 29.01.2018 об устранении нарушений при проведении торгов N 02-12/03-18,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Технология" (далее - общество, участник), установила:
решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2018, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, не согласившись с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, признавая ПАО "МРСК Центра" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3, пункты 3, 4, 5 части 9, пункты 1, 4, 5 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и пункт 8.1.5.2, подпункт "л" пункта 8.1.1.1, подпункт 8.1.9.3 пункта 8.1.9 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (положение о закупке), утвержденного Советом директоров ПАО "Россети" (протокол от 30.10.2015 N 206) (далее - Единый стандарт), при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольный орган исходил из неправомерности действий организатора закупки при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договоров на проектно-изыскательские работы.
По мнению управления, требование конкурсной документации к опыту выполнения работ в установленном размере не связано с конкретным объемом работ, являющихся предметом контракта, определено произвольно, без необходимого документального подтверждения и приводит к ограничению круга лиц, которые могли бы принять участие в конкурсе; предоставление сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по нему.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили ряд обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности выводов управления, противоречащих законодательству и нарушающих права заявителя, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Суды исходили из того, что предметом спорного конкурса является право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договоров на проектно-изыскательские работы, при этом, согласно извещению о проведении открытого конкурса и конкурсной документации начальная (максимальная) цена конкурса заказчиком не определена; учитывая, что предметом закупки является выполнение проектно- изыскательских работ на объектах, являющихся источниками повышенной опасности, расширенные требования к участникам закупки направлены на безопасную работу объектов электросетевого хозяйства заявителя.
Суды отметили, что требования, установленные заказчиком, в равной мере применяются ко всем участником закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения его потребностей, а сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия последнего повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Суды также приняли во внимание, что выполнив требование, установленное для всех участников, о предоставлении сведений обо всей цепочке его собственников при подаче заявки, участник закупки свое несогласие с ним выразил лишь после отклонения поданной заявки.
Проанализировав условия конкурсной документации, Единого стандарта, учитывая обстоятельства проведения самого конкурса, суды пришли к выводу, что изменение даты подведения итогов закупки после вскрытия конвертов с заявками без продления срока подачи заявок не привело к нарушению прав участников конкурса.
Кроме того, суды установили, что антимонопольный орган принял оспариваемое решение с превышением полномочий, определенных частью 13 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выявив в рамках рассмотрения жалобы общества другие нарушения в действиях заказчика.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.
Доводы управления основаны на неверном толковании положений законодательства, фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2019 г. N 301-ЭС19-2654 по делу N А38-1682/2018
Текст определения опубликован не был