Представление Счетной палаты РФ от 4 марта 2019 г. N ПР 03-24/03-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности использования федерального имущества и средств федерального бюджета, выделенных в 2016 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года (при необходимости в более ранние периоды) на обеспечение деятельности таможенных органов" в Центральной базовой таможне (далее - ЦБТ ФТС России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. ЦБТ ФТС России в нарушение статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации не приняты локальные нормативные акты, регламентирующие размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, перечень работ, профессий, должностей этих работников.
При этом за 2016 - 2017 годы и 9 месяцев 2018 года приобретено и выдано в постоянное пользование работникам ЦБТ ФТС России 709 шт. проездных билетов на общую сумму на общую сумму 1 659,3 тыс. рублей.
1.2. В нарушение пунктов 127, 130, 133 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 7, 23, 34, раздела VI Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), счет бухгалтерского учета 1 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество" использовался для учета движимого имущества (материальных ценностей), хранящегося на складах ЦБТ ФТС России, вместо предусмотренных - 1 101 00 000 "Основные средства" и 1 105 00 000 "Материальные запасы", таким образом, неправомерное отражение показателей по счетам бюджетного учета, повлекло искажение показателей бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2016 года, на 1 января 2017 года, на 1 января 2018 года.
1.3. При подготовке имущества к реализации ЦБТ ФТС России нарушены пункты 6 и 7 Порядка подготовки, принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 13 сентября 2007 г. N 1135 (далее - Порядок), а именно при проведении ежегодных инвентаризаций движимого имущества проверка его использования не проводилась, в состав созданных комиссий по высвобождению и реализации автомобильной техники, узлов, агрегатов и запасных частей к ней не включен представитель отдела бухгалтерского учета и контроля. При этом компетенция созданных комиссий была ограниченной и не предполагала определение целесообразности высвобождения и реализации офисной техники, постельных принадлежностей, форменной одежды, реализованных в 2017 году и подготовленных к реализации в 2018 году. Таким образом, ЦБТ ФТС России не проводилось определение необходимости высвобождения в отношении реализованных в 2017 году и подготовленных к реализации в 2018 году офисной техники, постельных принадлежностей, форменной одежды.
В нарушение пункта 9 вышеназванного Порядка акты технического состояния подлежащей высвобождению автомобильной техники от 28 июля 2015 г. N N 1-11 и от 18 февраля 2016 г. N N 1-5 подписывались работниками ЦБТ ФТС России, не входящими в состав комиссии, акты технического состояния подлежащей высвобождению автомобильной техники от 22 февраля 2017 г. N N 1-19 не подписаны председателем комиссии (находился в отпуске).
1.4. В нарушение статьи 8.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ЦБТ ФТС России не включены в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц отчеты об оценке движимого имущества, подлежащего реализации, от 24 июня 2016 г. N 1448-06.2016, от 30 августа 2017 г. N 795-17/М и от 9 ноября 2018 г. N 54/11/18А, составленные в рамках государственных контрактов от 3 июня 2016 г. N ГК-141/2016, от 31 июля 2017 г. N ГК-170/2017, от 7 ноября 2018 г. N ГК-207/2018 соответственно.
1.5. В нарушение положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие согласия собственника имущества (ТУ Росимущества в г. Москве) ЦБТ ФТС России в 2013 году и 2015 - 2018 годах осуществлена передача движимого имущества ФГБУ "Комбинат питания Российской академии наук" по договорам от 24 сентября 2015 г. N Д-180/2015 и от 1 марта 2016 г. N Д-058/2016, центральному аппарату ФТС России и подведомственным таможенным органам и учреждениям по договорам от 15 октября 2012 г. N 163, от 22 декабря 2015 г. N ГК-283/2015, от 16 марта 2018 г. N Д-061/2018 и от 7 февраля 2018 г. N Д-028/2018 на общую сумму 75 343,9 тыс. рублей, кроме того, в 2016 и 2017 годах ЦБТ ФТС России без согласования с Росимуществом было реализовано федеральное движимое имущество общей балансовой стоимостью 52 795,0 тыс. рублей.
1.6. В нарушение пунктов 6, 318 Инструкции N 157н ЦБТ ФТС России в проверяемом периоде в Правилах по организации и ведению бюджетного учета в Центральной базовой таможне, утвержденных приказами ЦБТ ФТС России от 1 июня 2015 г. N 195, от 20 июля 2016 г. N 276, от 11 сентября 2018 г. N 382, от 1 октября 2018 г. N 430 (далее - Учетная политика), не установлен перечень документов, подтверждающих принятие (возникновение) бюджетных и денежных обязательств.
1.7. Проверкой установлено, что ЦБТ ФТС России переданы 18 единиц служебных автотранспортных средств в безвозмездное пользование Центральной энергетической таможне и Центральной акцизной таможне, с должностными лицами которых (сотрудники со специальными званиями и федеральные государственные гражданские служащие (далее - госслужащие) заключены договоры на право управления транспортными средствами.
Вместе с тем, должностным лицам ЦБТ ФТС России на основании договоров о полной индивидуальной материальной ответственности предоставлены в пользование 34 единицы служебных автотранспортных средств.
Указанный порядок предоставления служебного автотранспорта должностным лицам территориальных таможенных органов осуществляется с нарушением положений, установленных Нормативами обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемым при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, пунктом 69 приложения N 3 к приказу ФТС России от 10 марта 2017 г. N 369 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций ФТС России, таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России", в соответствии с которыми легковые автомобили должностным лицам и работникам таможенных органов, подведомственных ФТС России, предоставляются по вызову без персонального закрепления, а также пунктом 5 Инструкции о порядке эксплуатации автотранспортных средств, находящихся на балансе Центральной базовой таможни, утвержденной приказом ФТС России от 27 мая 2011 г. N 1093, в части заключения ЦБТ ФТС России договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.
При этом заключение ЦБТ ФТС России договоров о полной индивидуальной ответственности с должностными лицами осуществлено в нарушение статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации и Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденного постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.
1.8. В нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, в соответствии с которой форма 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (далее - ф. 0503169) составляется раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности в разрезе аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде на основании регистров бухгалтерского учета, Центральной базовой таможней в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2016 года по счету 1 209 71 000 отражена сумма дебиторской задолженности в размере 4 497,1 тыс. рублей, сумма кредиторской задолженности не отражена, в то время как в соответствии с Журналом операций N 5 по дебету данного счета остаток на начало 2016 года составляет 4 503,5 тыс. рублей, по кредиту - 6,4 тыс. рублей. Кроме того, операции по списанию просроченной кредиторской задолженности в сумме 6.4 тыс. рублей отражены по кредиту счета 1 209 71 000 со знаком "минус".
Таким образом, по состоянию на 1 января 2016 года искажены показатели в форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" (далее - ф. 0503130) и ф. 0503169 (дебиторская и кредиторская задолженности) на 6,4 тыс. рублей, в том числе по ряду показателей более чем на 10 процентов.
1.9. В нарушение пункта 339 Инструкции N 157н, согласно которому учет задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения, ЦБТ ФТС России 30 сентября 2018 года осуществлено списание дебиторской задолженности с балансового учета на забалансовый счет 04 в сумме 37 914,0 тыс. рублей при отсутствии оснований для списания.
Таким образом, искажены показатели в ф. 0503169 (дебиторская задолженность) по состоянию на 1 октября 2018 года более чем 10%.
1.10. В нарушение статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" госконтракт от 8 июня 2016 г. N ГК-141/2016, заключенный ЦБТ ФТС России с ООО "Цитадель-Эксперт", не содержит обязательных требований к договору на проведение оценки, предусмотренных указанной статьей*(1).
1.11. ЦБТ ФТС России в нарушение пункта 3.1 Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Казначейства России от 30 ноября 2012 г. N 19н (действовавшем в проверяемом периоде и утратившим силу в 2017 году), и пункта 4.1 Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н, в проверяемом периоде не обеспечено направление в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты или об уплате денежных средств (соответственно извещения о начислении или извещения о приеме к исполнению распоряжения в форме электронного документа), а также уточнения ранее предоставленной информации.
1.12. ЦБТ ФТС России за 9 месяцев 2018 года без учета нормы расхода смазочного материала (0,6 литра из расчета на 100 литров от общего расхода топлива) на основании Ведомостей (ф. 0504210) излишне списано со счетов бухгалтерского учета смазочного материала (моторного масла) в общем количестве 539 л. на общую сумму 286,3 тыс. рублей (расчетно), что не соответствует нормам расхода смазочных материалов (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенным в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
1.13. В нарушение пункта 1 части 6 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (в редакции до 31 декабря 2017 г.), согласно которому денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса в течение не более чем пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе либо после заключения контракта (победителю определения поставщика), ЦБТ ФТС России в ряде случаев несвоевременно осуществлялся возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие конкурсе. Нарушение сроков составило от 1 до 79 дней*(2).
1.14. ЦБТ ФТС России в нарушение положений части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, согласно которым, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней (в течение 3 рабочих дней - в редакции до 31 декабря 2017 года) с даты исполнения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги соответствующие документы и информацию, по 17 государственным контрактам документы о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также информация об оплате контрактов направлялись в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов с нарушением установленного срока*(3) от 1 до 301 дней.
1.15. В нарушение пункта 197 Инструкции N 157н, согласно которому учет расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением, осуществляется в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, ЦБТ ФТС России несвоевременно осуществило начисление в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций, предъявленных поставщикам за неисполнение условий государственных контрактов от 24 ноября 2017 г. N ГК-267/2017 с ООО "Глобал Гласс" в сумме 10,0 тыс. рублей и от 1 ноября 2017 г. N ГК-244/2017 с ООО "Институт Технологий" в сумме 9,6 тыс. рублей, что повлияло на искажение бюджетной отчетности за 2017 год по ф. 0503130 (строка 320 графа 6 и 8) и ф. 0503169 "дебиторская задолженность" (по счету 1 16 90010 01 6000 140 1 209 40 000 графа 5 и 9).
1.16. В нарушение пункта 2 Приложения к Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в приказе ЦБТ ФТС России от 20 июня 2014 г. N 228 "Об установленном лимите остатка наличных денег в кассе Центральной базовой таможни" лимит остатка наличных денег в кассе установлен без определения (расчета).
1.17. ЦБТ ФТС России в нарушение пункта 11 Инструкции N 157н, раздела 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - Методические указания по применению форм первичных учетных документов N 52н), формирование регистров бухгалтерского учета осуществлялось без графы "Дата операции", предусмотренной единой формой документа "Журнал операций", а также без наименований групп объектов учета.
При этом в ходе проверки кассовых книг ЦБТ ФТС России установлено, что в дни выплат заработной платы в кассовых книгах из общего остатка на конец дня не выводился остаток на заработную плату, что не соответствует положениям раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов N 52н.
Кроме того, в проверяемом периоде авансовые отчеты, а также результаты инвентаризации наличных денежных средств, бланков строгой отчетности и денежных документов оформлялись по формам, не соответствующим утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
1.18. ЦБТ ФТС России в проверяемом периоде в рамках подраздела 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора" запланированы и оплачены коммунальные услуги и услуги по содержанию помещений, переданных по договорам безвозмездного пользования медицинским учреждениям, для оказания стационарной и амбулаторной помощи: ГКУ "Центральный клинический госпиталь ФТС России" для оказания стационарной помощи на сумму 220 345,8 тыс. рублей: ГКУ "Центральная поликлиника ФТС России" для оказания амбулаторной помощи на общую сумму 22 940,0 тыс. рублей, что не соответствует положениям пункта 3.2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, согласно которому указанные расходы подлежат отражению по 0901 "Стационарная медицинская помощь" и 0902 "Амбулаторная помощь" соответственно.
Кроме того, ЦБТ ФТС России в рамках направления расходов 90049 "Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований" были запланированы и произведены расходы по содержанию персонала запасного пункта управления, предусмотренного в структуре ЦБТ ФТС России для обслуживания специального объекта ФТС России "Пансионат Руза", и по обеспечению указанного спецобъекта материальными ценностями на общую сумму 16 815,3 тыс. рублей, что не соответствует положениям пункта 4(1).2.5(1) раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, согласно которому указанные расходы подлежат отражению по направлению расходов 92041 "Содержание специальных объектов".
1.19. ЦБТ ФТС России в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 114 Инструкции N 157н, раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов N 52н факты хозяйственной жизни по списанию со счетов бухгалтерского учета запасных частей в общем количестве 5389 шт., общей стоимостью 19 080,5 тыс. рублей оформлялись не в соответствии с Актами о списании материальных запасов (ф. 0504230), а на основании Ведомостей выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
1.20. В нарушение пункта 6 Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе, утвержденного приказом ФТС России от 27 февраля 2015 г. N 339, и пункта 6 Порядков о внутреннем финансовом контроле ЦБТ ФТС России, утвержденных 30 декабря 2015 года и 30 декабря 2016 года, согласно которым карта внутреннего финансового контроля подлежит актуализации до начала очередного финансового года, ЦБТ ФТС России карта внутреннего финансового контроля отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга на 2016 год актуализирована несвоевременно - 11 января 2016 года и на 2017 год - 27 марта 2017 года.
2. Проведенной проверкой выявлены следующие недостатки:
2.1. При проведении контрольного мероприятия установлен факт переплаты ЦБТ ФТС России за услуги по оценке по государственному контракту от 31 июля 2017 г. N ГК-170/2017 с ООО "Консалтинг Групп" в размере 2,0 тыс. рублей (КБК расходов 153 0106 27501 90049 244) по причине неверного расчета цены на оказание услуг по определению рыночной стоимости движимого имущества, связанного с включением в него, не подлежащего реализации, эксплуатируемого по настоящее время автомобиля, что свидетельствует о неэффективности расходов федерального бюджета.
2.2. ЦБТ ФТС России были приняты результаты оказанных услуг, не соответствующие условиям госконтракта от 8 июня 2016 г. N ГК-141/2016, а именно пункту 1.6 указанного госконтракта. Так, отчет об оценке движимого имущества от 24 июня 2016 г. N 1448-06.2016, составленный в рамках госконтракта от 8 июня 2016 г. N ГК-141/2016 ООО "Цитадель-Эксперт", не соответствует общим требованиям к содержанию отчета об оценке объекта оценки, предусмотренным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также требованиям пунктов 5 и 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299. Вместе с тем, ЦБТ ФТС России акт сдачи-приемки оказанных услуг был подписан без замечаний.
2.3. В проверяемом периоде ЦБТ ФТС России дебиторская задолженность прошлых лет истребовалась у дебиторов не в полном объеме. Частично производился зачет дебиторской задолженности прошлых лет по расчетам с поставщиками коммунальных услуг, в счет оплаты услуг, оказанных по государственным контрактам, заключенным на текущий финансовый год по КБК 153 0106 27501 90049 244: в 2016 году за счет средств 2015 года - в сумме 1 203,5 тыс. рублей; в 2017 году за счет средств 2016 года - в сумме 2 163,0 тыс. рублей; в 2018 году за счет средств 2017 года - в сумме 120,3 тыс. рублей; по КБК 153 0106 99700 92041 244: в 2018 году за счет средств 2017 года - в сумме 26,1 тыс. рублей.
Кроме того, в декабре предшествующего года допускалось необоснованное перечисление взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и заработной платы при отсутствии соответствующих начислений, что повлекло за собой возникновение дебиторской задолженности, зачтенной ЦБТ ФТС России в счет оплаты расходных обязательств по взносам на обязательное социальное страхование следующего отчетного периода по КБК 153 0106 27501 90049 129: в 2016 году за счет средств 2015 года - в сумме 20,2 тыс. рублей, в 2017 году за счет средств 2016 года - в сумме 77,1 тыс, рублей, в 2018 году за счет средств 2017 года - в сумме 410,2 тыс. рублей.
При этом дебиторская задолженность прошлых лет не учитывалась при определении сметных показателей текущего финансового года.
2.4. В проверяемом периоде расходы ЦБТ ФТС России на содержание студии художников ФТС России (оплата труда, начисления на оплату труда, командировочные расходы, приобретение проездных билетов), штатная численность которых - 5 единиц (равна фактической), составили 8 588,9 тыс. рублей. При этом результатом их работы за период 2016 - 2017 годы и 9 месяцев 2018 года являются поставленные на баланс ЦБТ ФТС России 10 картин общей стоимостью 340,3 тыс. рублей, а также 1 барельеф. Таким образом, за 2 года и 9 месяцев, расчетно, одним художником изготавливается около 2 картин.
С учетом изложенного необходимо рассмотреть экономическую целесообразность содержания и финансирования студии художников в штате Центральной базовой таможни.
2.5. В ходе выборочной проверки сопоставления подписанных инвентаризационных описей наличных денежных средств и табелей учета использования рабочего времени установлено, что начальник отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга подписала 9 января 2017 года Инвентаризационную опись наличных денежных средств от 9 января 2017 г. N 1 (приказ ЦБТ ФТС России от 9 января 2017 г. N 4), вместе с тем согласно Табелю учета использования рабочего времени за период с 1 по 31 января 2017 года, 9 января 2017 года она находилась в отпуске.
При этом в соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
2.6. Проверкой установлено наличие в проверяемом периоде неиспользуемого федерального имущества, в том числе 7 жилых квартир общей балансовой стоимостью 57 611,6 тыс. рублей.
2.7. Проверкой наличия обеспечения исполнения государственных контрактов установлено, что в проверяемом периоде в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности фактически отсутствовало обеспечение исполнения обязательств по 10 госконтрактам, заключенных ЦБТ ФТС России. Новые гарантийные обязательства ЦБТ ФТС России не запрашивались*(4).
С момента отзыва лицензии Банк утрачивает возможность выплаты гарантийного обязательства непосредственно при предъявлении к нему требования о платеже. Отсутствие банковской гарантии - обеспечения исполнения госконтракта, несет в себе риски для федерального бюджета, связанные с не возможностью взыскания с банка, выдавшего банковскую гарантию, штрафных санкций и сумм неустоек в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственных контрактов.
2.8. ЦБТ ФТС России при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) по госконтрактам на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей (ГК-222/2015 от 23 ноября 2015 года, ГК-268/2016 от 1 декабря 2016 года, ГК-044/2017 от 9 февраля 2017 года) не учитывались положения пункта 3.7. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, в части достаточного исследования рынка путем изучения общедоступных источников информации.
Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что при наличии необходимых условий для проведения ремонта транспортных средств силами работников ЦБТ ФТС России, ремонт осуществлялся силами сторонних организаций, при этом сопоставительный анализ цен по идентичным запасным частям показал, что в контрактах со сторонними организациями на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей стоимость запасных частей в ряде случаев в 2 раза выше стоимости запасных частей, приобретаемых ЦБТ ФТС России в рамках контрактов на поставку для осуществления ремонта своими силами. Выборочно по ряду позиций общее превышение составило 277,0 тыс. рублей, что может свидетельствовать о признаках завышения НМЦК при заключении контрактов на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. Кроме того, при осуществлении ремонта силами сторонних организаций помимо стоимости запасных частей, также оплачиваются работы по их установке и прочее.
2.9. ЦБТ ФТС России ненадлежащим образом осуществлены бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также установленные приказом ФТС России от 21 октября 2016 г. N 2018 "Об осуществлении таможенными органами и казенными учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" в части уточнения кода бюджетной классификации по штрафным санкциям в сумме 8,8 тыс. рублей, поступившим от ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" 18 декабря 2017 года на КБК 1 16 90010 01 6000 140 вместо КБК 1 16 33010 01 6000 140. Таким образом, в бюджетной отчетности ЦБТ ФТС России по состоянию на 1 января 2018 года искажены показатели (по указанным КБК) в ф. 0503127 в разделе 1 "Доходы бюджета".
2.10. Проверкой установлено, что за 2016 - 2017 годы и 9 месяцев 2018 года приобретено и выдано в постоянное пользование должностным лицам и работникам ЦБТ ФТС России 9 630 шт. проездных билетов на общую сумму 24 850,4 тыс. рублей, в том числе сотрудникам - 2 613 шт. на общую сумму 6 740,5 тыс. рублей, госслужащим - 6 308 шт. на общую сумму 16 450,6 тыс. рублей*(5), работникам - 709 шт. на общую сумму 1 659,3 тыс. рублей.
При этом в отсутствие обоснований маршрутов следования ЦБТ ФТС России проездные билеты приобретались с самым дорогостоящим и максимально возможным тарифом в г. Москве "Единый на один календарный месяц", который обеспечивает возможность проезда в течение одного календарного месяца на всех видах городского транспорта на территории "Большой Москвы", стоимостью 2,6 тыс. рублей (31,2 тыс. рублей в год).
2.11. Проверкой установлен факт переплаты ЦБТ ФТС России налога на добавленную стоимость в отношении дохода от реализации, полученного в 2017 году в сумме 5 263,0 тыс. рублей. ЦБТ ФТС России уплачен НДС в доход федерального бюджета в сумме 845,3 тыс. рублей, при этом в связи с неверным расчетом переплата НДС составила, расчетно, 82,4 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективности расходов федерального бюджета.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость подлежат возврату и перечислению в доход федерального бюджета в соответствии с пунктом 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н.
2.12. Проверкой претензионно-исковой работы установлено, что в проверяемом периоде в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, связанных с возмещением расходов по договорам аренды нежилых помещений и договорам на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, административно-хозяйственных услуг и услуг по содержанию помещений, заключенным с ООО "ТРИаР" (от 17 сентября 2014 г. N Д-311/2014, от 10 июня 2014 г. N Д-165/2014), с ОАО "МТС" (от 22 августа 2014 г. N D140530156, от 30 июля 2014 г. N Д-273/2014), с ФГБУ "Комбинат питания Российской академии наук (от 1 декабря 2015 г. N ГК-240/2015, от 30 мая 2016 г. N Д-128/2016), с Войсковой частью 66631 (от 19 мая 2016 г. N 16/4-221, от 3 июля 2017 г. N 17/4-258), с религиозной организацией (от 10 апреля 2015 г. N Д-066/2015), ЦБТ ФТС России не предъявлялись требования об уплате неустойки в сумме 86,5 тыс. рублей и задолженности в общей сумме 6,7 тыс. рублей.
2.13. В ходе проверки установлено, что ЦБТ ФТС России на счете 1 106 30 000 в качестве вложений в движимое имущество учитывалось движимое имущество, приобретенное по государственным контрактам (договорам), заключенным и оплаченным центральным аппаратом ФТС России (далее - ЦА ФТС России). Имущество приобреталось в качестве "резерва" ФТС России, в случае возникновения необходимости, в рамках централизованного снабжения с целью дальнейшей передачи другим таможенным органам, а также для обеспечения текущей деятельности ЦА ФТС России. По состоянию на 1 января 2016 года общая стоимость имущества, числящегося на счете 1 106 30 000 составляла 252 009,0 тыс. рублей, на 1 января 2017 года - 91 530,0 тыс. рублей, на 1 января 2018 года - 513 596,4 тыс. рублей, на 1 октября 2018 года - 237 796,3 тыс. рублей.
По состоянию на 20 декабря 2018 года на складах ЦБТ ФТС России хранятся материальные ценности, приобретенные в 2008 - 2016 годах, закупленные в качестве "резерва" и не распределенные подведомственным таможенным органам для использования ими в текущей деятельности, общей балансовой стоимостью 21 124,8 тыс. рублей, что, учитывая моральное и физическое старение имущества, длительное хранение его на складах, а также закупку в отсутствие реальной потребности, является неэффективным использованием федерального имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета.
По результатам контрольного мероприятия установлено, что необоснованное создание резервов материальных ценностей приводит не только к его не востребованности, но и к необходимости последующей реализации.
Оценочная стоимость имущества, подлежащего реализации, по отношению к балансовой стоимости составила в 2016 году - 7,3%, в 2017 году - 13,0%, в 2018 году - 35,6%. Таким образом, реализация федерального имущества в 2016 и 2017 годах по возможно заниженной оценочной стоимости может свидетельствовать о недополучении доходов федерального бюджета в указанном периоде.
2.14. В проверяемом периоде ЦБТ ФТС России на корректировку несвоевременно использованной проектно-сметной документации было дополнительно потрачено 79 801,3 тыс. рублей из федерального бюджета.
ЦБТ ФТС России на выполнение проектно-изыскательских работ с целью корректировки проектно-сметной документации по объекту строительства "Гаражный комплекс для служебных автомобилей ФТС России, г. Москва, ул. 2-я Магистральная, 14Б" и разработку рабочей документации был заключен государственный контракт с АО "Москапстрой" от 30 мая 2018 г. N ГК-105/2018 на сумму 43 780,0 тыс. рублей, при этом предыдущая проектно-сметная документация по данному объекту была разработана в 2011 году стоимостью 38 500,0 тыс. рублей, данный объект не был включен в Федеральную адресную инвестиционную программу и бюджетные ассигнования на объект не выделялись.
ЦБТ ФТС России заключен государственный контракт с ООО "Проектная организация "ГИПРОКОН" от 22 марта 2017 г. N ГК-078/2017 на выполнение проектно-изыскательских работ с целью корректировки проектно-сметной документации на реконструкцию Центрального клинического госпиталя ФТС России (4 очередь) по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, д. 32 на сумму 36 021,3 тыс. рублей, при этом предыдущая проектно-сметная документация по данному объекту была разработана в 2011 году на сумму 42 039,0 тыс. рублей, но в результате отсутствия финансирования строительства истекло время действия оперативных данных по инженерно-геологическим, экологическим и гидрогеологическим изысканиям, а также морально устарели применяемые в проекте медицинские технологии и инженерные решения.
2.15. В ЦБТ ФТС России с декабря 2016 года не нашли применения проектно-изыскательские работы на ремонт внутриплощадочных инженерных сетей по административному зданию по адресу: г. Москва, 1-ая Радиальная ул., д. 2, принятые и оплаченные в сумме 3 258,5 тыс. рублей. Таким образом, наличие неиспользуемых проектно-изыскательских работ является неэффективным использованием федерального имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Центральной базовой таможне надлежит выполнить следующие требования:
1. Разработать локальный нормативный акт, регламентирующий размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников ЦБТ ФТС России, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Обеспечить учет движимого имущества, числящегося на счетах 1 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество" по состоянию на 1 января 2019 года, отразив его на соответствующих счетах 1 101 00 000 "Основные средства" и 1 105 00 000 "Материальные запасы", в соответствии с требованиями Инструкции N 157н и Инструкции N 162н и скорректировать бюджетную отчетность ЦБТ ФТС России за 2018 год.
3. Включить в состав комиссии по высвобождению и реализации движимого имущества представителя отдела бухгалтерского учета и контроля, а также обеспечить высвобождение и реализацию движимого имущества в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 13 сентября 2007 г. N 1135.
4. Обеспечить размещение отчетов об оценке движимого имущества, подлежащего реализации от 24 июня 2016 г. N 1448-06.2016, от 30 августа 2017 г. N 795-17/М и от 9 ноября 2018 г. N 54/11/18А в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.
5. Обеспечить согласование с собственником имущества (ТУ Росимущества в г. Москве) передачу движимого имущества в безвозмездное пользование ФГБУ "Комбинат питания Российской академии наук" по договорам от 24 сентября 2015 г. N Д-180/2015 и от 1 марта 2016 г. N Д-058/2016, центральному аппарату ФТС России и подведомственным таможенным органам и учреждениям по договорам от 15 октября 2012 г. N 163, от 22 декабря 2015 г. N ГК-283/2015, от 16 марта 2018 г. N Д-061/2018 и от 7 февраля 2018 г. N Д-028/2018.
6. Привести положения Учетной политики в соответствие с требованиями Инструкции N 157н в части принятия перечня документов, подтверждающих принятие (возникновение) бюджетных и денежных обязательств получателя средств федерального бюджета.
7. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Центральной базовой таможни, допустивших указанные нарушения.
8. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 февраля 2019 г. N 5К (1301).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июня 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" начальнику Центральной базовой таможни или лицу, исполняющему его обязанности на основании соответствующего приказа о возложении обязанностей, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
*(1) Госконтракт не содержит дату определения стоимости объекта оценки, по состоянию на которую должна быть определена стоимость объекта оценки, указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24.6 Федерального закона N 135-ФЗ, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
*(2) По открытым конкурсам, объявленными извещениями N N 0373100023315000116 (госконтракт заключен 12.01.2016 года, обеспечение заявки возвращено 22.01.2016 года, срок возврата нарушен на 3 дня), 0373100023316000063 (госконтракт - 11.08.2016 года, обеспечение возвращено 19.08.2016 года, срок возврата нарушен на 1 день), 0373100023316000076 (протокол от 2.09.2016 года, обеспечение возвращено 13.09.2016 года, срок возврата нарушен на 2 дня; госконтракт - 16.09.2016 года, обеспечение возвращено 6.10.2016 года, срок возврата нарушен на 9 дней), 0373100023316000041 (госконтракт - 24.06.2016 года, обеспечение возвращено 20.10.2016 года, срок возврата нарушен на 79 дней), 0373100023316000079 (госконтракт - 26.09.2016 года, обеспечение возвращено 6.10.2016 года, срок возврата нарушен на 3 дня) и 0373100023316000113 (госконтракт - 12.01.2017 года, обеспечение возвращено 23.01.2017 года, срок возврата нарушен на 2 дня).
*(3) Госконтракты от 16.02.2016 г. N ГК-04772016, от 12.05.2016 г. N ГК-112/2016, от 10.05.2016 г. N ГК-110/2016, от 23.05.2016 г. N ГК-124/2016, от 23.05.2016 г. N ГК-123/2016, от 31.05.2016 г. N ГК-131/2016, от 11.07.2016 г. N ГК-162/2016, от 08.08.2016 г. N ГК-188/2016, от 03.08.2016 г. N ГК-180/2016, от 02.06.2016 г. N ГК-134/2016, от 21.03.2016 г. N ГК-072/2016, от 18.03.2016 г. N ГК-069/2016, от 19.04.2016 г. N ГК-095/2016, от 18.04.2016 г. N ГК-094/2016, от 28.04.2016 г. N ГК-107/2016, от 12.04.2016 г. N ГК-089/2016, от 28.04.2016 г. N ГК-106/2016.
*(4) Госконтракты: от 1.02.2016 г. N ГК-026/2016; от 1.12.2016 г. N ГК-269/2016; от 24.01.2017 г. N ГК-018/2017; от 22.12.2015 г. N ГК-284/2015; от 21.12.2015 г. N ГК-282/2015; от 9.12.2015 г. N ГК-257/2015; от 24.12.2015 г. N ГК-286/2016; от 8.12.2016 г. N ГК-278/2016; от 30.12.2017 г. N ГК-331/2017.
*(5) В 2016 году - 5 617,6 тыс. рублей, в 2017 году - 5 579,4 тыс. рублей, в 2018 году - 5 253,6 тыс. рублей.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 марта 2019 г. N ПР 03-24/03-01
Текст представления официально опубликован не был