Книга 6
"Руководство по реализации проектов"
О стандарте
Область применения стандарта
Стандарт комплексного развития территорий (далее - Стандарт) - это методический документ, определяющий основные подходы к формированию и развитию территорий жилой и многофункциональной застройки в соответствии с актуальными потребностями и запросами жителей, а также с учетом индивидуальных особенностей развития городов России.
Документ охватывает различные сферы пространственного развития городских территорий: формирование новой застройки на свободных участках, преобразование территорий сложившейся застройки, благоустройство открытых городских пространств, включая вопросы как проектирования, так и управления. Рекомендации Стандарта применимы как в административных границах городов различного размера, так и на территории других населенных пунктов России (поселков городского типа, сельских поселений и пр.).
Стандарт сводит воедино и уравновешивает требования различных сфер регулирования, таких как безопасность жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, градостроительная деятельность, планировка и застройка территории и др. На основе документа формируется комплексное предложение по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы в сфере развития территорий жилой и многофункциональной застройки в городах России.
Книги стандарта
Стандарт состоит из восьми книг, которые образуют комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.
Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий
Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой и многофункциональной застройки в городах России. В книге описаны основные приоритеты и принципы Стандарта, а также представлены целевые модели городской среды.
Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий
Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой и многофункциональной застройки.
Книга 3. Стандарт освоения свободных территорий
Содержит рекомендации по формированию новой жилой и многофункциональной застройки на свободных городских территориях.
Книга 4. Стандарт формирования облика города
Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в соответствии с установленной типологией.
Каталог элементов и узлов открытых пространств
Включает в себя конструктивные и функциональные составляющие открытых городских пространств, определяющие их вид и характер использования.
Каталог принципиальных архитектурно-планировочных решений
Содержит рекомендации по формированию жилой застройки с использованием различных типов жилых домов, архитектурно-планировочные решения для различных элементов жилого дома и пр.
Книга 5. Руководство по разработке проектов
Определяет порядок подготовки документации по развитию территорий.
Книга 6. Руководство по реализации проектов
Предлагает набор инструментов для реализации Стандарта.
Целевые модели стандарта
Цель Стандарта - разработка рекомендаций по формированию целостной городской среды на территориях жилой и многофункциональной застройки и повышение качества жизни горожан. Эти рекомендации опираются на приоритеты, принципы и целевые модели городской среды, установленные в Книге 1 "Свод принципов комплексного развития городских территорий".
Целевая модель Стандарта - эталонный образец территории жилой и многофункциональной застройки: совокупность функционально-планировочных и объемно-пространственных решений, описанная набором регулируемых параметров.
Целевые модели Стандарта различаются по двум определяющим параметрам:
- доле помещений для объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории;
- плотности застройки территории (брутто).
Оба параметра определяют ключевые характеристики качества жизни в городе: доступность объектов торговли и услуг, мест приложения труда, время ежедневных поездок на личном и общественном транспорте, безопасность и социальный контроль на открытых пространствах, эффективность использования зданий и территорий.
В зависимости от значений, устанавливаемых для определяющих параметров, Стандарт выделяет три целевые модели:
- малоэтажную;
- среднеэтажную;
- центральную.
Каждая модель обладает собственным набором функционально-планировочных и объемно-пространственных решений и соответствующих им параметров. Благодаря этим различиям обеспечивается не только равномерно высокое и устойчивое качество жизни на городских территориях, но и возможность выбора образа жизни в ключевых его составляющих: жилье, перемещения, работа, потребление и досуг.
Малоэтажная модель
Описание
Направлена на формирование индивидуальной жилой застройки, которая дает возможность жить в собственном доме или иметь участок земли в индивидуальном пользовании. Территории, развиваемые согласно малоэтажной модели, могут быть расположены в любой укрупненной планировочной зоне города: в центре, срединной зоне, на периферии. В крупных городах с высокой стоимостью земли такая застройка, как правило, будет расположена на периферии. В городах, где индивидуальные дома являются традиционно популярным видом жилой застройки, малоэтажная модель может применяться и к территориям в центральной части города.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
10-20% |
|
Плотность застройки территории |
4-8 |
|
Плотность населения |
50-80 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
10 |
|
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
30 м |
Местных улиц |
8 м |
|
Площадь кварталов (макс.) |
5 га |
|
Плотность застройки квартала |
1,5-16 |
|
Этажность застройки (макс.) |
4 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
5 эт. |
Среднеэтажная модель
Описание
Предполагает создание комфортных районов преимущественно жилой застройки. Создание таких территорий основано на формировании сомасштабных человеку пространств и повышении разнообразия объектов общественно-деловой инфраструктуры рядом с домом. Модель предполагает снижение этажности при более компактном размещении домов, многофункциональное использование зданий и территорий и создание пространственных условий для размещения объектов торговли и услуг.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
20-30% |
|
Плотность застройки территории |
8-15 |
|
Плотность населения |
300-350 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
15 |
|
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
43 м |
Второстепенных улиц |
23 м |
|
Местных улиц |
10 м |
|
Площадь кварталов (макс.) |
4,5 га |
|
Плотность застройки квартала |
5-40 |
|
Этажность застройки (макс.) |
8 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
12 эт. |
Центральная модель
Описание
Нацелена на восполнение дефицита компактных и разнообразных районов в городах России. Сегодня такие территории представляют собой исторические центры городов - наиболее популярные районы, где расположены основные культурные и деловые объекты: бизнес-центры, театры, музеи и пр. Первые этажи интенсивно используются для размещения кафе, ресторанов, магазинов. Отличительной чертой центральной модели служит размещение крупных общественно-деловых объектов в составе кварталов жилой застройки. Таким территориям свойственны хорошая транспортная доступность и развитый рынок аренды жилья.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
||
Плотность застройки территории |
15-20 |
|
Плотность населения |
350-450 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
||
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
44 м |
Второстепенных улиц |
23 м |
|
Местных улиц |
10 м |
|
Размер (площадь) кварталов (макс.) |
0,9 га |
|
Плотность застройки квартала |
12-50 |
|
Этажность застройки (макс.) |
9 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
18 эт. |
Типы городской среды
Стандарт предлагает рекомендации по формированию городской среды на свободных и застроенных территориях. В первом случае возможно достижение полного соответствия параметрам целевых моделей Стандарта, во втором значения этих параметров служат ориентирами, к которым следует стремиться, учитывая особенности сложившейся планировочной структуры территории и морфологии застройки.
Стандарт выделяет пять типов городской среды - фрагментов сформированных территорий жилой и многофункциональной застройки с определенным набором планировочных и объемно-пространственных характеристик. К этим типам относятся:
- индивидуальная жилая городская среда;
- среднеэтажная микрорайонная городская среда;
- многоэтажная микрорайонная городская среда;
- советская периметральная городская среда;
- историческая смешанная городская среда.
Индивидуальная жилая городская среда по своим качественным характеристикам наиболее близка малоэтажной модели Стандарта, среднеэтажная микрорайонная - среднеэтажной. Поступательное развитие территорий многоэтажной микрорайонной городской среды предполагает достижение качественных характеристик, также сопоставимых с параметрами среднеэтажной модели. Территории советской периметральной и исторической смешанной городской среды рекомендуется развивать согласно центральной модели. При этом значения параметров, регулирование которых может привести к нарушению исторического облика таких территорий, в качестве целевых не рассматриваются. Развитие этих типов среды ведется преимущественно средствами благоустройства.
Индивидуальная жилая городская среда
Описание
Представлена главным образом частными домами советского периода и современными коттеджами, иногда включает современную блокированную застройку. Территории индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в городах России в основном представлены сложившимся в советское время частным сектором. Такая застройка может быть расположена на периферии и в центральных зонах города. Независимо от расположения она слабо обеспечена инженерными коммуникациями и объектами общественно-деловой инфраструктуры, качество улично-дорожной сети здесь низкое.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
7% |
|
Плотность застройки территории |
2 |
|
Плотность населения |
30-35 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
10 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
15 м |
Местных улиц |
8 м |
|
Площадь кварталов |
4 га |
|
Плотность застройки квартала |
0,3-5 |
|
Этажность застройки |
1-3 надземных этажа |
Среднеэтажная микрорайонная городская среда
Описание
Сформирована застройкой первого этапа индустриального домостроения второй половины 1950 - 1960-х гг. Территории микрорайонной застройки заняты преимущественно жилой функцией и находятся на удалении от мест приложения труда. Общественно-деловая инфраструктура территорий характеризуется нехваткой офисов и малых производств.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
20% |
|
Плотность застройки территории |
8 |
|
Плотность населения |
200-250 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
4 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
70 м |
Второстепенных улиц |
45 м |
|
Местных улиц |
30 м |
|
Площадь кварталов |
24 га |
|
Плотность застройки квартала |
4-12 |
|
Этажность застройки |
5-9 надземных этажей |
Многоэтажная микрорайонная городская среда
Описание
Сформирована многоэтажными многоквартирными домами башенного и секционного типа советского и постсоветского периода. Территории многоэтажной микрорайонной городской среды обладают достаточной плотностью для развития функционально разнообразной среды, однако этому препятствуют планировочные и объемно-пространственные особенности таких территорий: укрупненные кварталы, низкая плотность улично-дорожной сети, избыточная ширина профилей улиц, отсутствие возможностей для размещения объектов стрит-ретейла на первых этажах.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
16% |
|
Плотность застройки территории |
14 |
|
Плотность населения |
450-500 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
4 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
70 м |
Второстепенных улиц |
40 м |
|
Местных улиц |
30 м |
|
Площадь кварталов |
27 га |
|
Плотность застройки квартала |
7-18 |
|
Этажность застройки |
10-18 надземных этажей |
Советская периметральная городская среда
Описание
Сформирована застройкой начала 1920-х - конца 1950-х гг., к которой относятся рабочие поселки и типовое жилье, возведенное до середины 1930-х гг., и ансамблевая застройка последующих лет, до начала эпохи индустриального домостроения. Территории такой застройки, как правило, формируют центр города или расположены рядом с ним и отличаются высоким уровнем функционального разнообразия.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
29% |
|
Плотность застройки территории |
10 |
|
Плотность населения |
250-350 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
10 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
50 м |
Второстепенных улиц |
25 м |
|
Местных улиц |
15 м |
|
Площадь кварталов |
7 га |
|
Плотность застройки квартала |
5-18 |
|
Этажность застройки |
5-8 надземных этажей |
Историческая смешанная городская среда
Описание
Состоит из территорий исторической разреженной и исторической периметральной застройки дореволюционного периода с отдельными включениями застройки всех последующих лет вплоть до настоящего времени. Историческая смешанная среда в основном представлена в центрах городов России. Для среды этого типа характерны высокая плотность улично-дорожной сети и высокая доля объектов торговли и услуг.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
34% |
|
Плотность застройки территории |
11 |
|
Плотность населения |
200-300 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
12 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
30 м |
Второстепенных улиц |
25 м |
|
Местных улиц |
15 м |
|
Площадь кварталов |
4 га |
|
Плотность застройки квартала |
8-24 |
|
Этажность застройки |
3-8 надземных этажей |
Примечания
Часть 2. Общий порядок реализации проектов
1 Баевский О.А. Эволюционный подход к управлению градостроительным развитием крупнейшего города. Московский опыт. // Градостроительство России XXI века. Сборник научных статей РААСН. М.: Московские учебники и картолитография, 2001.
2 Портал ИСОГД г. Пермь, https://isogd. gorodperm.ru/.
3 В соответствии с Книгой 4 "Стандарт формирования облика города".
4 Программный продукт ТТПО ИСОГД Минстроя России ScalaCity, https://scalacity.ru.
5 Подробнее см. Книгу 5, Часть 2. "Рекомендуемый порядок градостроительного проектирования".
6 О кадастровой деятельности. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
7 Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
8 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
9 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
10Ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
11 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. Утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр.
12 См. там же.
13Ст. 79 Земельного кодекса Российский Федерации.
14 Распределение рекомендуется проводить по методу естественных интервалов Дженкса (Jenks' Natural Breaks algorithm). Подробнее см.: Jenks, George F. 'The Data Model Concept in Statistical Mapping', in International Yearbook of Cartography, Vol. 7, 1967, pp. 186-190.
15 КБ "Стрелка". Отчет 1. Комплексный анализ существующей практики развития городских территорий. М.: КБ "Стрелка", 2017.
16 UCL Space Syntax. 'Betweenness Centrality', http://otp.spacesyntax.net/term/betweeness.
17 Определение пороговых значений для групп рекомендуется проводить по методу естественных интервалов Дженкса (Jenks' Natural Breaks algorithm). См. подробнее: Jenks, George F. Opt. Cit.
18 Определение пороговых значений для групп рекомендуется проводить по методу естественных интервалов Дженкса (Jenks' Natural Breaks algorithm). См. подробнее: Jenks, George F. Opt. Cit.
19Книга 3 "Стандарт освоения свободных территорий".
20Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков (с изменениями на 6 октября 2017 года)".
21 Книга 2 "Стандарт развития застроенных территорий".
22Книга 1 "Свод принципов комплексного развития городских территорий".
23Ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
24Ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
25 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. СП 47.13330.2016. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96. Утвержден Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1033/пр.
26ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения.
27Пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель"
Часть 3. Выбор механизмов вовлечения территорий в проекты комплексного развития
1Ч. 10 ст. 55 ГрК РФ.
2П. 1, п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 14 и п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3Ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4Глава 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5 Там же, ст. 34.
6Ч. 10 ст. 55 ГрК РФ.
7Ст. 174 ЖК РФ.
8Ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
9Ст. 45 ЖК РФ.
10Ч. 3 ст. 164 ЖК РФ.
11Ст. 46 ЖК РФ.
12Ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 4 ч. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
13 Методические рекомендации по разработке и реализации проектов реконструкции жилых домов с надстройкой и обстройкой зданий без отселения жителей с привлечением средств собственников и других источников внебюджетного финансирования. Департамент градостроительства города Москвы, 2013.
14Ч. 10 ст. 55 ГрК РФ.
16Ст. 46.2 ГрК РФ.
17Ст. 46.4 ГрК РФ.
18 В состав комиссии включаются представители этого органа власти, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. В случае необходимости в состав комиссии могут также включаться представители органов архитектуры и градостроительства, эксперты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Собственники жилых помещений привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
19П. 7 ч. I и п. 42 ч. IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
20 Там же, п. 44 ч. IV.
21Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
22Ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
23Ч. IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016). "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
24Ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
25Ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
26Ч. 6-8 ст. 32 ЖК РФ.
27Ч. 9 ст. 32 ЖК РФ.
28П. 9.10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
29 Известия. "Работу Фонда ЖКХ продлят до 2026 года", https://iz.ru/786128/svetlana-volokhina/ rabotu-fonda-zhkkh-prodliat-do-2026-goda
30Ч. 1 ст. 225 ГК РФ.
31 В городах федерального значения.
32П. 10 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
33Ч. 2 ст. 225 и ст. 234 ГК РФ.
34Ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. 03.08.2018) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
35Ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ.
36Ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ.
37Ч. 3 ст. 46.10 ГрК РФ.
38Ч. 8 ст. 46.10 ГрК РФ.
39Ч. 9 ст. 46.10 ГрК РФ.
40Ч. 14 ст. 46.9 ГрК РФ.
41Ч. 1 ст. 46.4 ГрК РФ.
42Ч. 2 ст 46.4 ГрК РФ.
43Ч. 2 ст. 46.4 ГрК РФ.
44Ч. 5 ст. 46.4 ГрК РФ.
45П. 5 ч. 5 ст. 46.4 ГрК РФ.
Часть 4. Финансовые инструменты стимулирования реализации проектов развития территорий
1 Об утверждении государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 323.
2 Жилье для российской семьи. "Минстрой Оренбургской области провел семинар-совещание по реализации программы "Жилье для российской семьи", http:// программа-жрс.рф
3 АИЖК. "Результаты программы 'Стимул'", http://www.aigk.ru
4 ДОМ.РФ. "Порядок и условия финансирования арендных проектов АО 'ДОМ.РФ'", https://аренда.дом.рф.ru
5Ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
6 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ.
7 О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Федеральный закон от 28.12.2017 N 432-ФЗ.
8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296.
9 Федеральная служба государственной статистики. "Цели использования средств материнского капитала", http://www.gks.ru
10 Федеральная служба государственной статистики. "Цели, на которые были направлены (или собираетесь направить) средства материнского капитала", http://www.gks.ru
11Письмо Министерства регионального развития РФ от 13.03.2009 N 6890-СК/07.
12 О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ.
13Ст. 91.3 ЖК РФ.
14П. 2 ст. 91.7 ЖК РФ.
15Подпрограмма "Развитие арендного фонда жилья в Калужской области - жилье для профессионалов" в рамках программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области", утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 772.
16 РБК Недвижимость. "Эксперты составили портрет покупателя жилья в России", https://realty.rbc.ru
17 По данным исследования рынка жилой недвижимости PwC и "Avito Недвижимость", https://www.pwc.ru/ru/assets/Avito/ presentation-real-estate.pdf
Часть 5. Ключевые параметры оценки проектов развития территорий
1 OECD. 'Glossary of key terms in evaluation and results based management'. Paris: OECD Publishing, 2010.
2 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ ISO 9000-2011. Введен в действие с 01.01.2013 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 N 1574-ст.
3 Кикава Н.П., Лазарев А.С., Анциферов В.В., Менделенко О.А., Валиуллина А.Н. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности мероприятий комплексного развития территорий. М: ГАУ г. Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования города Москвы", 2017.
4 Например, в Москве эксплуатационные расходы рассчитывается в соответствии со Сборником стоимостных нормативов по эксплуатации зданий и сооружений, содержания памятников культурного наследия, праздничному и тематическому оформлению (СН-2012) в текущих ценах, утвержденных распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22 декабря 2016 г. N 38-P.
Часть 6. Порядок контроля за реализацией проектов
1 См. Книга 6 Часть 2, Глава 3
2 В соответствии с СП 48.13330.2011
3 В соответствии с СП 48.13330.2011
4 Требования к проекту производства работ подробно описаны в СП 48.13330.2011 "Организация строительства"
5 Подробнее о системе контроля качества смотри ГОСТ ISO 9001-2011
6СП 48.13330.2011 "Организация строительства"
7 См. подробнее Часть 4 настоящей главы
8 См. подробно Части 2, 3 настоящей главы
9 См. подробнее Часть 6 настоящей главы
10 См. СП 48.13330.2011 Организация строительства
Приложение 1. Обзор финансовых инструментов, применяемых в зарубежной практике с целью реализации программ развития территорий
1 По данным экспертов L'Observatoire Credit Logement, https://www.creditlogement.fr
Приложение 2. Анализ международного опыта оценки эффективности проектов развития территорий
1 Greater London Authority. 'The London Plan: the spatial development strategy for London consolidated with alterations since 2011', https://www.london.gov.uk/what-we-do/ planning/london-plan
2 Department of City Planning. 'Special Purpose Districts: Citywide', https://www1. nyc.gov
3 Demarches d'urbanisme a Paris, https:// teleservices.paris.fr/demarchesurbanisme
4 Urban Redevelopment Authority. 'Master Plan', https://www.ura.gov.sg/Corporate/ Planning/Master-Plan
5 Urban Redevelopment Authority, 'Development control Handbooks for residential and non-residential development', https://www.ura.gov.sg
6 Urban Redevelopment Authority (URA). 'Development Application', https://www.ura.gov.sg
7 BREEAM, http://www.breeam.com/
8 The Building and Construction Authority. 'About BCA Green Mark Scheme', https:// www.bca.gov.sg
https://www.bca.gov.sg/GreenMark/others/ GM_RB_2016_criteria_final.pdf
9 The Building and Construction Authority. 'Legislation on Environmental Sustainability for Buildings', https://www.bca.gov.sg
10 Например, Green Building Platinum Guidebooks: Building Planning and Massing, https://www.bca.gov.sg/GreenMark/others/ bldgplanningmassing.pdf
11 GREAT BRITAIN. Government Construction: Common Minimum Standards for the procurement of built environments in the public sector. London: Cabinet Office, 2017.
12 UK Government. The Green Book: appraisal and evaluation in central government, https://www.gov.uk
13 UK Government. НМ Treasury: Checklist for Assessment of Business Cases, https://www.gov.uk
14 DGNB System, https://www.dgnb-system.de
15 Design Quality Indicator, http://www.dqi.org.uk.
16 Design Quality Method, https://www.bre. co.uk/page.jsp?id=1623
17 Royal Institute of British Architects, /https:// www.architecture.com/
18 Design Council CABE, https://www. designcouncil.org.uk
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Книга 6 "Руководство по реализации проектов"
Текст документа опубликован на официальном сайте Минстроя России
Редакция от 18 марта 2019 г.
Разработано Дом.РФ (АИЖК) и КБ "Стрелка" совместно с Минстроем России