Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2019 г. N 305-ЭС19-5290
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 15.03.2019 Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот, агентство), кассационную жалобу от 19.03.2019 капитана морского порта Новороссийск - должностного лица Росморречфлота Тузинкевича Евгения Владимировича (далее - капитан морского порта Тузинкевич Е.В.) и кассационную жалобу от 04.04.2019 Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ, министерство) на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2018 по делу N А40-58461/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2019 по тому же делу по заявлению публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", общество) к Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ), Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), капитану морского порта Тузинкевичу Евгению Владимировичу (далее - капитан морского порта Тузинкевич Е.В.) о признании незаконными действий (бездействия) и распоряжений, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждение "Администрация морских портов Черного моря" (далее - ФГБУ "АМП Черного моря"), установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2018 заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными: бездействие Минтранса РФ, выразившееся в неосуществлении надлежащего контроля и необеспечении отмены принятых должностными лицами морского порта Новороссийск распоряжений от 31.01.2018 N ИП-2-р, от 01.02.2018 N ЕТ-4-р, от 15.02.2018 N ИП-6-р; бездействие Росморречфлота, выразившееся в необеспечении надлежащей организации работы должностных лиц морского порта Новороссийск; действия капитана морского порта Тузинкевича Е.В., совершенные в период с 31.01.2018 по 01.03.2018, выразившиеся в создании препятствий для осуществления хозяйственной деятельности общества в морском порту Новороссийск, возложении на ПАО "НМТП" не предусмотренной законом обязанности по обслуживанию танкера "Пенелопа"; распоряжения от 31.01.2018 N ИП-2-р, от 01.02.2018 N ЕТ-4-р, от 15.02.2018 N ИП-6-р; действия капитана морского порта Тузинкевича Е.В. по включению в графики расстановки и движения судов в морском порту Новороссийск с 03.02.2018 по 17.02.2018 танкера "Пенелопа" с назначением швартовых операций к причалам ПАО "НМТП" без подтверждения обществом как оператором морского терминала готовности принять танкер и с отметкой о том, что швартовые операции в отношении всех иных танкеров должны осуществляться на причалах ПАО "НМТП" только после операций в отношении танкера "Пенелопа"; действия капитана морского порта Тузинкевича Е. В. по разрешению движения танкера "Пенелопа" 17.02.2018 к причалу N 27 в морском порту Новороссийск с назначением швартовой операции к причалу без подтверждения ПАО "НМТП" как оператором морского терминала готовности принять танкер; бездействие капитана морского порта Тузинкевича Е.В., выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению соблюдения правил длительной стоянки танкера "Пенелопа" у причала N 27 ПАО "НМТП" в морском порту Новороссийск, а также в невыполнении обязанности по корректировке графиков расстановки и движения судов в морском порту Новороссийск в период с 17.02.2018 по 01.03.2018 в части отвода танкера "Пенелопа" от причала N 27 ПАО "НМТП".
На Минтранс РФ, Росморречфлот, капитана морского порта Тузинкевича Е.В. возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 прекращено производство по апелляционной жалобе Акционерного общества "Роснефтефлот" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2018. Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2018 по настоящему делу оставлено без изменения.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 19.02.2019 прекратил производство по кассационной жалобе Акционерного общества "Роснефтефлот", решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители ставят вопрос об отмене судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как усматривается из судебных актов, 31.01.2018 в морской порт Новороссийск прибыл танкер "Пенелопа" (судовладелец - ООО "Прайм Шиппинг") на погрузку нефтепродуктами у причалов общества.
Распоряжением заместителя капитана морского порта Новороссийск Пушко И.А. от 31.01.2018 N ИП-2-р исключена обязанность по направлению физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в порту, при подаче капитану порта заявки на внесение судна в график движения и расстановки судов в порту (далее также - график) подтверждения оператора причала о готовности судна к швартовке/отшвартовке (предусматривающее указанную обязанность распоряжение от 15.09.2017 N ЕТ-42-р признано утратившим силу).
Распоряжением капитана морского порта Тузинкевича Е.В. от 01.02.2018 N ЕТ-4-р изменен круг лиц, правомочных подавать заявки на внесение судов в график: таковыми признаны исключительно капитаны судов и судовые агенты (распоряжение от 31.01.2018 N ИП-2-р признано утратившим силу).
15.02.2018 заместителем капитана порта Пушко И.А. принято распоряжение N ИП-6-р, которым утверждена новая Инструкция по контролю за обеспечением безопасности при перевалке опасных грузов в порту, в соответствии с которой швартовные операции судов с опасными грузами проводятся в соответствии с графиком движения и расстановки судов в порту, утверждаемым капитаном порта на основании передаваемой ему капитаном судна информации о заходе судна в порт; Инструкция, утвержденная распоряжением капитана морского порта Тузинкевича Е.В. от 01.11.2017 N ЕТ-51-р и предусматривающая, что для составления графика движения и расстановки в порту судов с опасными грузами диспетчерские службы стивидорных компаний подают в инспекцию государственного портового контроля ежедневные заявки о приходе/отходе судов, признана утратившей силу.
В период с 31.01.2018 по 01.03.2018 с учетом вышеприведенных нормативных правовых актов капитаном морского порта Тузинкевичем Е.В. утверждался график движения и расстановки судов в порту, предусматривающий швартовку танкера "Пенелопа" к причалам NN 26, 27 морского порта Новороссийск, а также осуществлялось бездействие, выразившееся в отказе иным прибывшим в порт судам в движении и швартовке к указанным причалам в целях осуществления погрузки.
У ПАО "НМТП", эксплуатирующего инфраструктуру морского порта, отсутствовали документы на груз, подлежащий погрузке на танкер "Пенелопа", и в этой связи - возможность обслужить судно, о чем оно неоднократно извещало капитана морского порта Тузинкевича Е.В. и просило внести изменения в график движения и расстановки судов в порту.
Бездействие капитана в связи с указанными обращениями обжаловалось обществом в Росречморфлот и в Минтранс РФ, однако вмешательства в ситуацию со стороны указанных ведомств не последовало.
Поскольку изложенные события вызвали блокировку работы причалов морского порта NN 26, 27 в период с 03.02.2018 по 15.02.2018, а с 15.02.2018 - блокировку работы причала N 27 и длительную стоянку танкера "Пенелопа" у причала, невозможность оказания стивидорных услуг с использованием данных причалов, ПАО "НМТП" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьей 78 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьями 8.1, 11, 12, 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 N 140.
Суды исходили из того, что реализуя функции в области государственного регулирования в морском порту, капитан морского порта не вправе вмешиваться в законную хозяйственную деятельность в порту, создавать для нее препятствия, возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение обязанностей, не предусмотренных законом. Регулирование движения и стоянки судов в морском порту Новороссийск в период с 31.01.2018 по 01.03.2018 осуществлялось капитаном порта Тузинкевичем Е.В. без учета того обстоятельства, что ПАО "НТМП" не было готово обслужить танкер "Пенелопа", а также без учета его текущих и планируемых хозяйственных операций, что создало препятствия экономической деятельности общества и нарушило его законные интересы.
Опираюсь на положения нормативных правовых актов, определяющих правовой статус Росречморфлота и Минтранса РФ, суды пришли к выводу, что данные ведомства были полномочны пресечь незаконную деятельность капитана морского порта Тузинкевича Е.В.: Росречморфлот - в рамках имеющихся трудовых отношений с ним, а также в порядке административного подчинения; Минтранс РФ - в рамках контрольных полномочий за деятельностью Росречморфлота. Вопреки имеющимся полномочиям, ведомства бездействовали.
В ходе судебного разбирательства исследовались доводы капитана морского порта Тузинкевича Е.В. о том, что при утверждении графика движения и расстановки судов он обязан руководствоваться иными обстоятельствами, влияющими на безопасность нахождения судов в порту, а не планами хозяйственной деятельности оператора морского порта. На основе представленных в дело доказательств данные доводы отклонены судами, объективных обстоятельств, оправдывающих преимущественное движение и стояние у причалов порта танкера "Пенелопа" не установлено.
Доводы Минтранса РФ и Росречморфлота об отсутствии у них контрольных полномочий в отношении капитана порта, а также об отсутствии у капитана морского порта законной обязанности координировать свою властно-распорядительную деятельность с хозяйствующими субъектами также проверены судами и мотивированно отклонены, в частности, со ссылкой на то, что отсутствие такой координации противоречит целям государственного регулирования в морском порту, обеспечению правопорядка и безопасности.
В кассационных жалобах заявители повторяют доводы, которые ранее заявлялись в ходе судебного разбирательства, всесторонне изучены судами и получили надлежащую оценку. Обоснование позиции заявителей, изложенное в кассационных жалобах, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и норм процессуального права, фактически, подразумевает несогласие с выводами судов по настоящему делу, что само по себе основанием для отмены либо изменения судебных актов явиться не может.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Федерального агентства морского и речного транспорта, кассационной жалобы капитана морского порта Новороссийск - должностного лица Росморречфлота Тузинкевича Евгения Владимировича и кассационной жалобы Министерства транспорта Российской Федерации на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2019 г. N 305-ЭС19-5290 по делу N А40-58461/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-38/19
28.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45928/18
17.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-58461/18
26.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33241/18