Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.А. Дмитриева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин О.А. Дмитриев осужден приговором суда (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением) к лишению свободы за совершение преступлений, в том числе за совершение в составе организованной группы незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ (сибутрамина).
По мнению О.А. Дмитриева, взаимосвязанные положения статьи 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов" УК Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" не соответствуют статьям 8 (часть 1), 15 (части 1 и 4), 17 (часть 1), 46 (часть 1) и 74 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют привлекать к уголовной ответственности лицо, осуществившее ввоз в Российскую Федерацию из государства - участника Таможенного союза в рамках ЕАЭС вещества сибутрамин, входящего в состав лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 226.1 УК Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
В Постановлении от 16 июля 2015 года N 22-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лекарственные средства, в состав которых входят сильнодействующие вещества, могут представлять опасность для здоровья при неконтролируемом врачами (немедицинском) их использовании, а значит, их неконтролируемый оборот может угрожать общественной безопасности и здоровью населения, защищаемым в том числе статьей 226.1 УК Российской Федерации. Оценка определенности этой статьи может быть осуществлена лишь в привязке к положениям нормативных правовых актов, устанавливающих перечень соответствующих веществ и порядок их перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС, с учетом единой таможенной территории и унифицированного таможенного регулирования, включая единые правила декларирования и таможенные режимы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 1924-О, от 20 апреля 2017 года N 838-О и от 23 ноября 2017 года N 2767-О).
Так, статья 30 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в городе Астане 29 мая 2014 года, устанавливает, что государства - члены ЕАЭС создают в его рамках общий рынок лекарственных средств, соответствующих стандартам надлежащих фармацевтических практик, основанный в том числе на принципах обеспечения единства обязательных требований к качеству, эффективности и безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении на территории ЕАЭС, и реализации разрешительных и контрольно-надзорных функций в сфере обращения лекарственных средств соответствующими уполномоченными органами этих государств.
Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" конкретизирует порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию (статья 47), определяет круг юридических лиц, которым разрешен ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию (статья 48), и перечень документов, представляемых в таможенные органы Российской Федерации при ввозе лекарственных средств в Российскую Федерацию (статья 49). Часть 7 статьи 47 данного Федерального закона (предусматривающая, что лица, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных лекарственных средств, несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле) подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в его рамках.
В свою очередь, Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", относя биологически активные добавки к пищевым продуктам, определяет их как природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов (статья 1), и прямо закрепляет, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 3). При этом как законодательство Таможенного союза в рамках ЕАЭС, так и нормативные акты Российской Федерации исключают содержание в биологически активных добавках сильнодействующих веществ, определенных действующими нормативно-правовыми актами (пункт 55 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 марта 2007 года N 8 "Об усилении надзора за производством и оборотом БАД" и от 20 мая 2009 года N 36 "О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)").
Согласно же примечанию к статье 234 УК Российской Федерации списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей этой статьи и других статей данного Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации. В развитие приведенного законоположения Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации", в силу которого сибутрамин, а также его структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием, отнесены к сильнодействующим веществам.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения, действуя в системе правового регулирования, не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте, а потому данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дмитриева Олега Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 1177-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дмитриева Олега Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)