Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 5 июля 2019 г. N 604-р
Описание
создаваемой в 2020 - 2022 годах цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
15 августа 2019 г.
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению в 2020 - 2022 годах целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
(далее - Мероприятие)
В условиях формирования цифровой экономики изменяются требования к компетенциям выпускников. Это не только общие навыки в области цифровых технологий, но также широкий спектр навыков, получивших название "soft skills" (умение оперативно планировать свою деятельность в условиях быстро изменяющейся действительности, умение эффективно сотрудничать и работать в команде, умение работать со сложными информационными массивами, критически и системно мыслить, брать ответственность и принимать решения на многокритериальной основе, проникать в суть процессов мультидисциплинарного характера, быть адаптивными, креативными, восприимчивыми к новой информации, уметь ставить и решать проблемы цифровой реальности).
Нижегородская область - один из крупнейших научных и промышленных центров России. Фокус Правительства области нацелен как на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, так и на обеспечение цифровизации регионального образования, активное проникновение цифровых технологий во все сферы системы образования.
Однако в области существует кадровый дефицит. Особенно это касается специалистов в области IT-технологий, инженерных кадров, а также высококвалифицированных рабочих. Постоянно растёт потребность и в специалистах, владеющих цифровыми технологиями в тех областях, которые ранее не считались цифровыми. Именно школа должна заложить основные навыки использования цифровых технологий как рабочего инструмента, сориентировать обучающихся на восприятие цифрового пространства как универсального поставщика знаний и информации, как пространства для самообразования и профессионального совершенствования, взаимодействия и сотрудничества.
В Нижегородской области накоплен успешный опыт в сфере реализации проектов, связанных с внедрением элементов цифровизации, в образовательный процесс как в масштабе региона, так и в рамках отдельно взятого муниципалитета, а также на уровне отдельных школ. Образовательные учреждения широко используют интерактивное оборудование не только для проведения презентаций, семинаров и открытых уроков, но и применяют их в ежедневном образовательном процессе. Новые технологии позволяют усовершенствовать процесс обучения, сделать любую информацию более доступной для восприятия аудиторией. Вместе с тем, техническое обеспечение образовательных организаций недостаточно. В 2019 - 2022 гг. в более чем 30% образовательных организаций Нижегородской области планируется обновление технического парка для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. ИКТ-компетентность современного педагога определяется умениями грамотно использовать интерактивное оборудование в обучающем процессе, применять его многочисленные возможности для подготовки обучающихся в проектной деятельности, в разработке дидактических материалов, проведении онлайн-трансляций, организации совместной деятельности, реализации новых технологий обучения. Интерактивные панели за счет своей мобильности и позволят педагогам Нижегородской области более эффективно реализовать на учебных занятиях технологии смешанного обучения ("ротация станций", "перевернутое обучение"). Программное обеспечение и возможности "множественного касания" мультитач (от англ. Multi-touch) помогут более качественно организовать совместную работу двух и более обучающихся в классной и внеклассной работе учителя-предметника. Доля ноутбуков в общем числе компьютеров, используемых в учебных целях невысока (составляет 38,08%, доля планшетных компьютеров 6,01%). Доля персональных компьютеров, используемых в учебных целях и приобретенных до 2015 года, составляет 70%. Соотношение единиц вычислительной техники, используемой в учебном процессе, к общей численности обучающихся в Нижегородской области, составляет 0,268. Такое количество компьютеров не позволяет осуществлять принцип равных возможностей для всех обучающихся и осложняет внедрение новых образовательных технологий (персонализация обучения, индивидуальные траектории, мобильное обучение и др.). Современное цифровое интерактивное оборудование позволит вывести в Нижегородской области на качественно более высокий уровень совместные экспериментальные исследования педагогов и обучающихся; реализацию технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D моделирования, образовательную робототехнику, дистанционное обучение.
Участие Нижегородской области в федеральном проекте "Цифровая образовательная среда" - это новый шаг региональной системы образования на пути к цифровой трансформации, который даст возможность модернизировать технические и технологические средства (компьютерную технику, сетевое и периферийное оборудование, программное обеспечение), позволяющие обеспечить обучающихся, сотрудников и педагогических работников цифровой образовательной инфраструктурой и предоставить им доступ к единой цифровой образовательной среде.
Нижегородская область богата высококвалифицированными педагогическими кадрами, которые сосредоточены в более чем 25 вузах, 77 профессиональных образовательных организациях и 902 общеобразовательных организациях. В тоже время уровень реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий недостаточен. Существует необходимость развивать кадровый потенциал региональной системы образования для успешного решения образовательных задач в условиях цифровой экономики.
В настоящее время все школы Нижегородской области осуществили переход на электронные дневники/журналы. Однако, есть проблемы и в управленческой деятельности - многие управленческие задачи решаются без использования цифровой среды, не везде внедрен электронный документооборот. Необходима модернизация образовательной и управленческой деятельности, внедрение инструментов цифровой среды, повышение эффективности организационно-управленческих процессов, обеспечивающих активное использование цифровых технологий в образовательном процессе общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Решение вышеперечисленных проблем позволит приступить к изменению не только формы, но и содержания образования, а также и самого пространства современной школы в соответствии с новыми возможностями и вызовами цифровой экономики.
Образование Нижегородской области должно отвечать вызовам современности, пройти путь цифровой трансформации и сделать уверенный шаг в цифровое будущее.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
По состоянию на конец 2018 - 2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 915 общеобразовательные организации. Из них 884 муниципальные, 12 государственных и 19 частных школ, в том числе 48 коррекционных (41 муниципальные и 7 государственные). 51% общеобразовательных организаций функционируют в городской местности, остальные 49% - сельские школы.
Общая численность обучающихся в общеобразовательных организациях региона составляет 325 263 обучающихся. В частных школах обучаются 4 165 детей, коррекционные школы посещают 6 887 человек.,медико-биологическому агентству, 4 - частных профессиональных образовательных организации.
Количество обучающихся профессиональных образовательных организаций составляет - 58 543 человека. Ежегодный выпуск составляет более 10 тысяч специалистов среднего звена и более 3,5 тысяч квалифицированных рабочих, служащих.
В государственных профессиональных образовательных организациях Нижегородской области работает 3 125 педагогических работников, из них 768 человек - педагоги в возрасте до 35 лет. Средний возраст педагогов - 46,7 лет.
В 2018/2019 учебном году уровень оснащенности общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий персональными компьютерами, в том числе используемыми в учебных целях составил 66%, информационным и периферийным оборудованием - 78,68%, персональными компьютерами, используемыми в учебных целях и доступными для использования обучающимися в свободное от основных занятий время - 50,32%.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия
Профессиональное развитие руководителей и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий формируется на основе систематического анализа потребности образовательных организаций в курсовой подготовке и современных требований, предъявляемых к специалистам системы образования в связи с модернизацией образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты.
Повышение квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в проекте, в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в рамках персонифицированной модели обучения, предполагающей возможность выстраивания педагогом индивидуальной образовательной траектории на основе накопительной системы учета образовательных достижений. Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) разработаны и используются в работе с педагогами различные формы и технологии повышения квалификации: онлайн-курсы, смешанное обучение, стажировки, каскадное обучение, тьюторское сопровождение, кейс-стадии. Межкурсовая методическая поддержка педагогов области осуществляется интерактивно на основе системы дистанционного обучения LMS Moodle, программы вебинаров, сетевых профессиональных сообществ, онлайн-конференции и др. ГБОУ ДПО НИРО реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по широкому спектру направлений цифровизации образования.
Статистика показывает позитивную динамику и высокий процентный уровень повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий.
По данным только за 2019 год доля педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в области цифровых технологий в области повышения ИКТ-компетентности составил 2,7%, в области применения в образовательном процессе цифрового интерактивного оборудования - 1,2%, в области реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ - 0,6%. Уровень реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (5,11%), а также доля образовательных организации и профессиональных образовательных организаций, применяющих дистанционные образовательные технологии, составляет 9,04%, во многом определяется недостаточно высоким уровнем развития цифровой инфраструктуры.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия
На современном этапе развития цифрового общества цифровая трансформация регионального образования прежде всего диктуется мегатенденциями развития современных образовательных процессов:
- непрерывность и цифровизация как новые качества образования;
- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
- активное освоение обучающимися различных способов познавательной деятельности;
- обеспечение возможностей самораскрытия личности обучающегося.
Национальная политика в сфере образования
Развитие цифровой экономики Российской Федерации, процессы формирования в России общества знаний, осуществляемые в рамках государственной политики, инициируют процессы трансформации и развития российской системы образования.
Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества является стратегической целью государственной политики в сфере российского образования. При этом приоритетными задачами являются:
- обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями;
- создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационной экономики;
- обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров.
Решение данных задач невозможно без создания необходимых условий, напрямую связанных с процессами цифровизации современной системы образования.
Нормативно-правовой контекст цифровой трансформации региональной системы образования:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Цифровая трансформация осуществляется в соответствии с положениями следующих документов стратегического планирования:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646;
- Приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", паспорт проекта, утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года N 9;
- Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г. N Пр-1753;
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";
- Проект стратегии развития Нижегородской области до 2035 года.
Стратегия развития образования Нижегородской области, как компонент стратегии развития Нижегородской области, является программным документом, отражающим социальный заказ региональной системе образования в условиях формирования цифрового общества, общества знаний в Российской Федерации. Социальный заказ ориентирует не только на создание механизмов устойчивого развития образовательных организаций на основе внедрения прогрессивных цифровых технологий и методик обучения, но и на разработку механизмов постоянного обновления системы образования с учетом социальных и экономических потребностей образовательных учреждений, интересов личности, общества и государства. Это является одним из наиважнейших условий, влияющих на процессы цифровой трансформации региональной системы образования.
Цифровое общество и люди будущего нуждаются в обновлении стандартов образования, предусматривающих воспитание и формирование новой личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. Стратегической целью нового стандарта образования является обеспечение жителей региона равными возможностями в получении образования для повышения конкурентоспособности на рынке труда и личностного роста.
При этом одной из важных задач является задача развития системы школьного образования как современного института социализации и формирования личности. Решение данной задачи предусматривает активное использование цифровых технологий в целях:
- обеспечения доступности современных условий получения школьного образования и повышение его качества на всех территориях региона, в том числе через создание центров образования на основе базовых школ и сети филиалов в сельских территориях с центрами в городских поселениях;
- внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, в том числе создание центра информационных технологий и внедрение в практику деятельности образовательных организаций ресурсов "Российской электронной школы".
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях позволит повысить эффективность решения задач трансформации регионального образования, определенных в стратегии развития Нижегородской области.
Одним из важнейших условий, влияющих на процессы цифровой трансформации региональной системы образования, является обеспечение образовательных организаций стабильным и быстрым интернет-соединением, а также обновление цифровой ресурсной базы образовательных организаций (обновление и приобретение средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту). Это позволит автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, внедрить в образовательные программы современные образовательные технологии, эффективно использовать в учебном процессе цифровой учебный контент специализированных образовательных платформ.
В основу внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях заложены принципы
- сквозного формирования навыков цифровой грамотности;
- поэтапный переход к образовательному процессу, выстроенному на гибких образовательных траекториях;
- образования, не привязанного к месту (качественное образование, основанное на использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
Региональная система образования в условиях функционирования цифровой образовательной среды
Функционирование региональной системы образования (включающей органы управления образованием и подведомственные им учреждения, сеть образовательных организаций различных организационно-правовых форм, типов и видов) в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях претерпевает цифровую трансформацию, напрямую связанную с тремя составляющими макроструктуры среды:
- совокупность цифровых образовательных платформ и технологий;
- инфраструктура цифрового взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- цифровой информационный и образовательный контент.
Использование цифровых образовательных платформ (1С: Образование, ИАС "Аверс: Управление образовательной организацией", Директум, Дневник.ру, "Российская электронная школа", "Учи.ру", "Знаника.ру" "ЯКласс", "Яндекс.Просвещение", "Мобильное электронное образование", "Открытое образование", "ПроеКТОрия" и др.) и цифровых технологий взаимодействия (облачные решения, мобильные технологии, интерактивные технологии, дистанционные образовательные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.) позволят модернизировать образовательную и управленческую деятельности: автоматизировать процессы управления, расширить информационное учебное пространство, трансформировать образовательные процессы в соответствии с актуальными трендами развития современной системы образования.
Инфраструктура цифрового взаимодействия субъектов образовательного процесса позволит эффективно решать образовательные задачи с достижением высокого качества образования, организовать активное продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений, формировать персональные образовательные траектории, фиксировать образовательные достижения.
Цифровой информационный и образовательный контент позволит содержательно расширить информационное и образовательное поле деятельности всех субъектов системы образования, создать условия для реализации моделей электронного обучения, смешанного и мобильного обучения в образовательных организациях, формировать навыки и компетенции XXI века.
Это окажет существенное влияние на повышение эффективности процессов всех форм сетевого взаимодействия в региональной системе образования, позволит активизировать процессы реализации образовательных программ на основе использования информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций и всех субъектов образовательных отношений будет основано на широком использовании цифровой информации и цифровых технологий взаимодействия.
Учитывая тот факт, что единство образовательного пространства России обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (п. 1, ст. 11, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), внедрение целевой модели цифровой образовательной среды становится важным условием развития информационного пространства как совокупности информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, информационных систем и необходимой инфраструктуры. Все это позволит не только реализовать основные образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, но и аккумулировать в цифровом формате образовательный и административный потенциал различных организаций, функционирующих в сфере образования.
В настоящее время в регионе в системе развития общего образования происходят следующие трансформационные процессы:
- создаются центры образования на основе базовых школ и сети филиалов в сельских территориях с центрами в городских поселениях (инновационный проект "Муниципальное цифровое образование" на базе сети школ Сокольского района на 2019/2020 учебный год);
- в рамках реализации первого этапа федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" 12% образовательных организаций обеспечиваются стабильным и быстрым интернет соединением не менее 100 Мбит/с в городских, не менее 50 Мбит/с в сельских организациях и гарантированным интернет-трафиком;
- в образовательный процесс внедряются цифровые технологии, в том числе на базе ресурсов цифровых образовательных платформ (федеральные платформы "Российская электронная школа", "Мобильное электронное образование", "Учи.ру", "Знаника.ру" "ЯКласс", "Яндекс.Просвещение", "Открытое образование", "Фоксворд", "Проектория", Прошколу.ру, Инфоурок.ру, Видеоуроки.ру и др., региональная платформа "Нижегородская дистанционная школа");
- начинается апробация цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов в рамках проекта благотворительного фонда ПАО "Сбербанк" "Вклад в будущее";
- обновляется техническая и технологическая инфраструктура образовательных организаций (24 общеобразовательных организаций и 3 профессиональных образовательных организаций): обновление и приобретение средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровому образовательному контенту;
- осуществляются процессы автоматизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на базе введения в эксплуатацию модулей: 1С: Образование, АИАС "Аверс", Директум, Дневник.ру, программного обеспечения "Электронное зачисление в школу", "Электронное расписание уроков" и др.;
- при реализации образовательных программ применяются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, что позволяет использовать в учебном процессе цифровой контент специализированных образовательных платформ;
- активизируются процессы реализации образовательных программ на основе использования современных образовательных технологий, информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды;
- осуществляется информационное наполнение и расширение функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций (сайтов) согласно дорожной карте 2018 - 2019;
- создается региональная сеть центров цифрового образования для детей "IT-куб" (1 центр в 2019 году согласно дорожной карте);
- создаются и развиваются ресурсы повышения профессиональных компетенций специалистов системы образования в сфере использования цифровых технологий на основе реализации сетевого взаимодействия школ, создания сетевых сообществ "Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного повышения компетентности педагога", "Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в процессе реализации сетевых проектов в начальной школе", "Разработка и апробация технологии развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка средствами сетевого корпоративного ресурса" и др.;
- осуществляются мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов системы образования в сфере применения цифровых технологий, электронного обучения, ДОТ. В этих целях осуществляется
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации, нацеленных на развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и актуализирующих подготовку по вопросам разработки авторских онлайн-курсов и их геймификации, реализации образовательного процесса в электронной образовательной среде с применением современных образовательных технологий;
- разработка и апробация модулей повышения квалификации, нацеленных на формирование цифровых компетенций специалистов системы образования по направлению "цифровые интерактивные технологии", "облачные технологии и сервисы", "безопасная работа в сети интернет", и т.п., затрагивающие актуальные вопросы цифровизации образования;
- совершенствование содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- организационно-методическое сопровождение педагогической деятельности на региональной платформе "Нижегородская дистанционная школа".
- внедрение современных технологий и методов организации учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде с применением ресурсов платформ открытого образования и интернет-сервисов.
Возрастающая потребность в применении электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ отражается не только в постоянном увеличении числа специалистов системы образования, повышающих квалификацию в сфере применения цифровых технологий (в настоящее время это более 2000 чел.), но и в увеличении авторских ресурсов и количества пользователей региональной образовательной платформы "Нижегородская дистанционная школа". Так в 2018 - 2019 учебном году пользователями платформы стали 65 педагогов из 39-ти муниципальных районов Нижегородской области. В настоящее время на платформе зарегистрировано более 1000 учащихся. За период функционирования платформы (4 года) количество учебных онлайн-мероприятий (онлайн-курсы, интернет-проекты, дистанционные олимпиады, виртуальные НОУ, интернет-кружки, предметные недели и пр.) возросло более чем в шесть раз (с 12-ти в 2015 - 2016 учебном году до 69-ти в 2018 - 2019 учебном году).
Приведенные факты свидетельствуют о все возрастающих социальных запросах на переход к цифровым образовательным услугам, что в свою очередь актуализирует вопросы технического оснащения образовательных организаций и современную, адекватную процессам цифровой трансформации образования подготовку педагогических кадров.
Результаты мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (до 2022 года)
Согласно документам "Паспорт Регионального проекта "Цифровая образовательная среда", "Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятия "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от "12" февраля 2019 г. в Нижегородской области будут достигнуты следующие результаты (индикаторы):
1. Внедрена целевая модель цифровой образовательной среды.
2. Доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам, достигнет 50%.
3. Доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций, возрастет до 60%.
4. Доля обучающихся по программам общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам, составит 10%.
5. Доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"), в общем числе педагогических работников общего образования составит 20%.
6. Все образовательные организации, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы, обновили информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов (официальных сайтов в сети "Интернет").
7. Для не менее 8 тыс. детей, обучающихся в 15% общеобразовательных организациях Нижегородской области, внедрены в образовательную программу современные цифровые технологии.
8. Создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб".
Механизмы достижения результатов
1. Для реализации внедрения целевой модели цифровой образовательной среды предполагается оснастить образовательные организации техническими и программными средствами, позволяющими обеспечить доступ пользователей к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, обеспечить развитие (обучение) кадрового потенциала образовательных организаций, осуществить внедрение аналитического сопровождения, прогнозирования, оценки эффективности и контроля качества образования.
2. На основе использования ресурсов и механизмов современной цифровой платформы единого образовательного пространства внедрить электронный документооборот, облачную бухгалтерию, электронную отчетность в целях оптимизации деятельности управленческого аппарата образовательных организаций.
3. В целях повышения квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, обеспечить условия и механизмы обучения по программам повышения квалификации на базе организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью повышения их компетенций в области современных технологий онлайн-обучения.
4. В целях внедрения в образовательные программы современных цифровых технологий разработать механизмы использования современных цифровых технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов образовательных платформ, провести эксперимент по внедрению в образовательную программу современных цифровых технологий.
5. Обновить информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов, в том числе сайтов образовательных организаций, за счет каталогизации цифровых образовательных платформ, электронных образовательных ресурсов, использования ресурсов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, создания авторских цифровых ресурсов педагогов, обновления нормативно-правовой документации.
6. Создать центры цифрового образования детей, в том числе "IT-куб", для развития региональной сети центров цифрового образования.
7. Создать условия функционирования платформы-навигатора и набора сервисов непрерывного образования в регионе, обеспечить интеграцию образовательных услуг образовательных организаций региона на данной платформе.
8. Обеспечить условия и механизмы обучения руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды по программам профессиональной переподготовки.
9. Сформировать нормативные и организационные условия использования механизмов оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн курсах независимо от места их нахождения в целях обеспечения качества образования.
Реализация модели цифровой трансформации региональной системы образования до 2022 года направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов управления образованием, подведомственных им учреждений, сети общеобразовательных организаций и профессиональных организаций в целях:
- развития цифровой инфраструктуры системы образования на основе внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
- формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей региональной системы образования;
- внедрения цифровых образовательных технологий в реализацию образовательных программ;
- создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций специалистов системы образования в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.
5. Опыт Нижегородской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.
Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций принимают участие в международных и федеральных мероприятиях по оценке качества образования.
Ежегодно нижегородские школьники принимают участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, выполняют оценочные работы в рамках исследования ICCS, участвуют в международном исследовании PISA.
Регулярно нижегородские школы включаются в федеральную выборку для проведения национальных исследований качества образования (далее - НИКО) по иностранному (французскому) языку (2016 г.), по основам безопасности жизнедеятельности, химии и биологии (2017 г.), мировой художественной культуре и географии (2018 г.).
Нижегородские школы активно участвуют в проведении всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), в том числе на добровольной основе. В 2017 году более 14 тысяч пятиклассников и 3,5 тысяч одиннадцатиклассников в режиме апробации выполнили ВПР по математике, русскому языку, истории, биологии, географии, физике и химии. В 2018 году в режиме апробации ВПР выполнили более 16 тысяч шестиклассников и 4,4 тысяч одиннадцатиклассников. В 2019 году в режиме апробации ВПР выполнили более 61 тысячи семиклассников и 14 тысяч одиннадцатиклассников.
Также в ВПР на добровольной основе принимали участие профессиональные образовательные организации Нижегородской области: 500 студентов в 2017 году, более 1,5 тысяч студентов в 2018 году, более 3 тысяч студентов в 2019 году.
Нижегородская область в 2017 году принимала участие и стала победителем в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в Нижегородской области" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы.
По результатам реализации мероприятия все пункты проведения единого государственного экзамена в Нижегородской области (93 ППЭ) были оснащены оборудованием для внедрения технологий печати контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в аудиториях проведения экзаменов, сканирования экзаменационных работ в ППЭ и проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам.
Также были созданы банк заданий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе и программные продукты для автоматизированного сбора и обработки данных, формирования аналитических материалов для информирования общественности и использования в управленческих и педагогических процессах:
- программный продукт для учета динамики индивидуальных результатов обучающихся на основе данных оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, олимпиады и т.д.);
- программный продукт для контекстного анализа результатов государственной итоговой аттестации, на основе бесконтактной технологии сбора информации с сайтов образовательных организаций;
- программный продукт единых форм представления результатов независимой оценки качества образования для использования в образовательных организациях, муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.
ГБОУ ДПО НИРО разработаны 5 программ повышения квалификации работников системы образования в области оценки качества образования в т.ч. в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур), по которым в течение 2017 года были обучены 435 работников системы образования Нижегородской области.
Нижегородская область становится организатором заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году региональным министерством образования совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву. Нижегородская область приняла участников из 57 субъектов Российской Федерации. В 2017 году совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина" проведен заключительный этап олимпиады по географии. Нижегородской областью принято 206 участников из 60 регионов России. В 2018 году Нижегородская область снова совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" приняла 260 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву из 65 субъектов Российской Федерации.
В сфере профессионального образования в 2017 году регион стал победителем в федеральных отборах на 2018 год региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на создание регионального сервисно-сетевого Центра сетевого взаимодействия на базе ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского", а также субсидии на создание детского технопарка "Кванториум".
В 2017 и 2018 году в Нижегородской области были созданы две базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, на базе ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" и ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум".
В 2018 году 6 профессиональных образовательных организаций Нижегородской области стали победителями конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий на создание современных мастерских и лабораторий, оснащенных инновационным оборудованием. По итогам отбора регион стал первым в России по количеству выделенных средств из федерального бюджета - 144 570 350 рублей. По количеству организаций-победителей от одного региона Нижегородская область вошла в пятерку лидеров.
В ноябре 2018 года Нижегородская область, как "пилотный" регион, принимала участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода и Нижегородской области фестивале профессий "Билет в будущее". Участниками стали почти 6 500 обучающихся. Работа фестиваля была организована по 8 тематическим направлениям: ИТ и коммуникации, Транспорт, Новые материалы, Здоровье, Энергетика, Космос, Городская среда, Сельское хозяйство. Каждое направление отражало ключевые отрасли развития страны и регионов, а также познакомило ребят с разнообразными актуальными профессиями и профессиями будущего, востребованными в современной экономике.
С целью транслирования лучших педагогических практик проводятся Областные семинары и конференции для педагогических работников профессиональных образовательных организаций Нижегородской области, ответственных за карьерное проектирование и содействие трудоустройству выпускников. Ежегодно в данных мероприятиях принимает участие более 200 педагогических работников.
Ежегодно в Нижегородской области организуется Областной конкурс исследовательских, проектных и творческих работ "Моя профессиональная карьера" направлен на расширение знаний о видах профессиональной деятельности воспитанников и обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, привлечение внимания детей и молодежи к изучению профессий и осознанному профессиональному выбору, к формированию образовательной траектории; вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в активную деятельность в области профессионального самоопределения, содействие в формировании обучающимися общеобразовательных организаций, студентами профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования профессиональных планов и карьерной стратегии; развитие педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, поиск и трансляцию наиболее эффективных методов и передового педагогического опыта в профориентации и карьерном проектировании. В 2019 году в конкурсе приняли участие 1014 воспитанников дошкольных образовательных организаций, 520 обучающихся общеобразовательных организаций, 98 студентов и 110 педагогических работников. Педагогические работники, ставшие лауреатами конкурса, принимают участие во Всероссийских конкурсах методических материалов по профориентации (Zaсобой, Конкурс профориентационных практик и т.д.).
С 2013 года в Нижегородской области активно развивается движение "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", оператором которого в регионе является ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж" - Региональный координационный центр движения Ворлдскиллс в Нижегородской области.
Ежегодно в рамках международного образовательного форума в Нижнем Новгороде проходят региональные чемпионаты "Молодые профессионалы". И если первый региональный чемпионат начинался с 7 компетенций, то сегодня региональный чемпионат представлен уже 31 компетенцией, по которым состязаются около 300 участников, а судят около 400 экспертов. Это ведущие педагоги профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, специалисты предприятий и профессиональных сообществ региона.
Активными зрителями региональных чемпионатов являются участники деловой программы, мастер-классов, экскурсий по площадкам чемпионата, их количество возросло от 3000 в 2014 году до 5000 человек в 2018 году. Среди них - обучающиеся общеобразовательных организаций, для которых проводятся профориентационные мероприятия.
Движение "Молодые профессионалы" в Нижегородской области развивается при поддержке партнеров в лице Ассоциации Кулинаров Нижнего Новгорода, Группы компаний ГАЗ, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", ООО "КНАУФ ГИПС ДЗЕРЖИНСК", ООО "Пешеланский гипсовый завод", ОАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина", ООО "Группа Компаний "Кухонные Инновационные Технологии", Ассоциация отельеров Нижегородской области и многих других. Партнерская сеть движения в регионе сегодня насчитывает около 40 предприятий разного уровня.
Развитие движения в регионе во многом способствовало профессиональному росту тех специалистов, которые по роду своей деятельности в регионе осуществляют подготовку кадров и наставничество. Организация и проведение Чемпионатов, подготовка команды региона, работа экспертных групп в межчемпионатный период, общение на экспертном форуме; обучение в Академии Ворлдскиллс Россия, обучающие мероприятия в регионе с участием производителей современного оборудования, материалов, программных продуктов - все это способствует профессиональному развитию педагогических работников профессиональных образовательных организаций и создает условия для формирования профессиональных сообществ в области. Сегодня движение "Молодые профессионалы" объединяет более 400 экспертов. Среди них - 13 имеют статус сертифицированных экспертов Союза "Молодые профессионалы" Ворлдскиллс Россия. Всего прошли обучение по стандартам WSR - 874 педагогических работника из профессиональных образовательных организаций Нижегородской области. 123 эксперта получили право проведения Региональных чемпионатов, 592 эксперта имеют право участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.
По ряду компетенций педагоги Нижегородской области являются лидерами на всероссийском и международном уровнях. Так, например, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж" является заместителем международного эксперта по компетенции Технологии моды. Педагоги профессиональных образовательных организаций региона выступают в качестве главных экспертов на Национальном чемпионате по компетенциям: Кузовной ремонт, Графический дизайн, Веб-дизайн.
Более 50% участников регионального чемпионата преодолевают барьер 500 баллов, что говорит о соответствии уровню международного стандарта. Все участники команды Нижегородской области в количестве 6 человек на финале Национального чемпионата в 2017 году были удостоены медалями разного достоинства. В 2018 году команда завоевала 3 призовых места. В 2019 году участники финала от Нижегородской области удостоены 6 медалями разного достоинства. Выпускники профессиональных образовательных организаций, прошедшие "школу Ворлдскиллс" и получившие чемпионатный опыт, успешно реализуют свои навыки на предприятиях региона.
Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" опубликовал список Топ-100 лучших образовательных организаций России. От Нижегородской области в Топ-100 вошли государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дзержинский педагогический колледж" и государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский индустриальный колледж".
В 2017 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации был разработан пакет документов и запущен процесс пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в регионах России, который является одним из инструментов независимой оценки квалификации.
В Нижегородской области стартап внедрения демонстрационного экзамена начался в 2018 году.
Региональный координационный центр движения Ворлдскиллс в Нижегородской области осуществляет координирование процесса подготовки и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в регионе в рамках промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Координация процесса заключается в обеспечении взаимодействия с Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" в рамках подготовки демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, оказании методической помощи в подготовке пакета документов для аккредитации центров проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, осуществлении деятельности по работе в электронной системе интернет мониторинга - esim (организация работы по созданию личных профилей участников и экспертов, формирование экзаменационных групп, согласование главных экспертов и экспертных групп), ведении мониторинга, сбора и обработки результатов демонстрационного экзамена.
С 2018 г. Нижегородская область присоединилась к Юниорскому направлению движения WorldSkills Russia. С целью популяризации чемпионатного движения среди общеобразовательных организаций в 2018 году проведены областные вебинары для руководителей школ: "Введение обучающихся в мир труда через современные форматы представления профессий", в котором приняли участие 88 человек, "Современные форматы развития профориентационной деятельности в школе. Движение WorldSkills, как стартовая площадка профессионального самоопределения", в котором приняли участие 43 человека.
Нижегородская область имеет большой опыт в реализации проектов в системе дополнительного образования детей на различных уровнях, в том числе участие и победы во Всероссийском фестивале "РобоФест", в соревнованиях JuniorSkills, Международном проекте "STEM-ЦЕНТРЫ", WRO - Всероссийская олимпиада по робототехнике, Деталька, "РобоФинист".
Ежегодно нижегородские школы участвуют в международных квестах по цифровой грамотности "Сетевичок", всероссийской образовательной акции "Урок цифры", всероссийских контрольных работах по информационной безопасности Единого урока безопасности в сети "Интернет", сетевых интернет-проектах всероссийского и международного уровней (с международным участием по английскому и французскому языках "Поэтический гений", "Университетско-школьный кластер", целями работы которого являются создание системы сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности в целях повышения качества образования). Так, в 2017 году МАОУ "Школа N 118 с углубленным изученным отдельных предметов" награждена грамотой I степени в международном открытом конкурсе сайтов "Лучший образовательный сайт". МАОУ "Гимназия N 67" и МБОУ "Лицей N 21" (г. Дзержинск) году стали победителями Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций "Топ 900" - "Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России". МАОУ "Школа N 118 с углубленным изученным отдельных предметов" (г. Нижний Новгород) стала победителем Всероссийской выставки форума образовательных учреждений - 2016 год; лауреатом Открытого публичного Всероссийского смотра конкурса образовательных организации - 2017; награждена грамотой I Степени в международном открытом конкурсе сайтов "Лучший образовательный сайт" - 2017.
На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр молодежных инженерных и научных компетенций "КВАНТОРИУМ" (далее - ЦМИНК "КВАНТОРИУМ") в 2013 году создан Региональный ресурсный центр по робототехнике. Одним из ключевых событий ЦМИНК "КВАНТОРИУМ" является проведение ежегодного Регионального робототехнического фестиваля "РобоФест-Нижний Новгород".
Успешными стали следующие образовательные события ЦМИНК "КВАНТОРИУМ".
В 2016 году совместно с ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" проведен Первый ежегодный слет учащихся "Газпром-классы".
В 2018 году проведена профориентационная смена "Технологический тест-драйв" в рамках подписанного соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации, ЦМИНК "КВАНТОРИУМ" и Правительством Нижегородской области о предоставлении гранта в форме субсидии из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.
Реализован сетевой образовательный проект "КосмоКампус", целью которого является создание единой информационной образовательной среде (онлайн общение), посредством которой осуществляется популяризацию космических исследований, вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, пробуждение у них интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие поисковой активности.
Коллектив ЦМИНК "КВАНТОРИУМ" стал одним из разработчиков программы августовской профильной смены "Атлас профессий" в рамках проекта "Нижегородский Сириус" направления "Наука", вид деятельности "Робототехника". Смена проходила на территории Нижегородской области в ГБУДО ДСООЦ "Лазурный" (городской округ Выкса) с 7 по 31 августа 2018 года.
Реализация проекта детский технопарк "Кванториум" Нижний Новгород по модели "Стандарт" на площадке Парк науки ННГУ, начиная с 2018 года. В 2019 году планируется открытие детского технопарка "Кванториум" по модели "Мини" на площадке Корпоративного университета Группы ГАЗ.
2018/2019 учебный год детского технопарка "Кванториум" Нижний Новгород:
1. В стенах детского технопарка "Кванториум" Нижний Новгород прошли обучение более 900 детей.
2. Проведено более 200 мероприятий, из которых:
- 55 мероприятий с общим охватом внешней аудитории 3327 человек;
- 59 непрофильных мероприятий с общим охватом 2844 человек;
- 31 Гуру-лекция с общим охватом 831 человек;
- 43 мероприятия со школами с общим охватом 1235 человек.
3. Юные кванторианцы Нижегородской области заняли призовые места:
- во Всероссийском конкурсе "Школа исследователей и изобретателей "Юниквант" - 2019";
- в региональном и всероссийском фестивале "РобоФест-2019";
- в фестивале "Дни робототехники в Пермском крае" (2019 г.);
- в областном VR-хакатоне "Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D моделирование и программирование";
- в командной инженерной олимпиаде школьников "Олимпиада Национальной технической инициативы"
- во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив "Леонардо";
- во Всероссийском технологическом фестивале PROFEST-2019;
- в хакатоне Всероссийского фестиваля виртуальной и дополненной реальности;
- приняли участие в Международных соревнованиях "FIRST LEGO League Open International Turkey 2019";
- стали призерами Международных соревнований по образовательной робототехнике и нейротехнологиям "Деталька 2019".
Также нижегородские кванторианцы являются постоянными участниками федеральных недель, реализуемых в рамках "Программы развития общекультурных компетенций" федеральным государственным автономным учреждением "Фонд новых форм развития образования" - федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум". В мае 2019 года 3 нижегородских ролика стали победителями Федеральной недели истории.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат "Центр одаренных детей" на протяжении многих лет является организатором региональных отборочных этапов олимпиад и конкурсов: Турнира им. М.В. Ломоносова, межрегионального химического турнира, олимпиады Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". С 2018 года в лицее открывается информационно - методический центр сопровождения одаренных детей Нижегородской области.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" является организатором Всероссийских соревнований "Кубок Лобачевского по робототехнике". Соревнования проводятся с целью популяризации научно-технического творчества среди учащихся и студентов образовательных учреждений, приобретения учащимися навыков создания моделей роботов, развития логического мышления, интеллектуальных способностей, сохранения и развития творческого потенциала учащихся.
На уровне Нижегородской области системное решение проблемы повышения престижа инженерно-технических специальностей и воспитание мотивированной, заинтересованной молодежи, готовой справляться с непредвиденными трудностями завтрашнего дня, определило создание и функционирование, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2018 г. N 715-р, Детского технопарка "Нижегородский Кванториума" по модели "Стандарт". Площадка - Парк науки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" (ул. Ульянова, 10Б).
Запуск данного проекта стал ключевым элементом региональной системы мотивации молодежи к выбору научных и инженерных профессий, поддержки личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления, формирования технического мышления, воспитания будущих научных и инженерных кадров.
Ежегодно при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода на базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева проходит открытая городская олимпиада по робототехнике среди школьников и студентов, областные соревнования по робототехнике и региональный нижегородский этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО), которая является отборочным этапом Международных состязаний World Robot Olympiad 2018 (WRO) под общим названием "Состязания роботов 2018". Организаторами данного мероприятия выступают ФГБОУ ВО Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, МБУ ДО "Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова", АНО ДПО Нижегородский институт информационных технологий, ГБУ ДО Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области.
Нижегородская область также имеет большой опыт в реализации проектов и мероприятий в области электронного обучения, онлайн-обучения и дистанционных образовательных технологий, инфраструктурных проектов на различных уровнях образования, в том числе международных.
На протяжении ряда лет в Нижегородской области реализуется международное сотрудничество с крупнейшими IT-компаниями по реализации проектов в сфере образования. Развитие кадрового и инфраструктурного потенциала региональной системы образования Нижегородской области в области современных образовательных технологий электронного обучения и дистанционного обучения детей происходило в рамках многолетнего участия в проектах компании "INTEL" "Обучение для будущего", "Учимся с Intel", "Мобильные технологии - школам", "Создание ИКТ - насыщенной среды в начальной школе", "Формирование у младших школьников навыков и умений 21 века", "STEM-ЦЕНТРЫ", а также компании Microsoft "Исследование влияния электронной среды обучения на качество образования младших школьников".
Различные аспекты профессиональной ориентации детей в области цифрового образования являлись предметом проектирования в рамках международного проекта Еврокомиссии TEMPUS и Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" "Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России" в 2014 - 2016 годах.
С 2018 года Нижегородская область активно включилась в реализацию национальных проектов. Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области были разработаны и утверждены Губернатором Нижегородской области, Председателем Правительства паспорта 9 региональных проектов в рамках соответствующих федеральных проектов национального проекта "Образование" и 1 региональный проект в рамках соответствующего федерального проекта национального проекта "Демография".
В результате реализации в Нижегородской области национального проекта "Образование" в 2019 году:
- в 46 школах и 16 коррекционных школах будет обновлена материально-технической база;
- будет создан детский технопарк "Кванториум";
- будут созданы ключевой центр развития детей на базе ВУЗа, центр выявления и поддержки одаренных детей с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех";
- будет внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей;
- будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в 27 образовательных организациях, будет создан центр цифрового образования "IT-куб";
- будут созданы 7 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.