Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 5 июля 2019 г. N 604-р
Описание
создаваемой в 2020 - 2022 годах цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
15 августа 2019 г.
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению в 2020 - 2022 годах целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
(далее - Мероприятие)
В условиях формирования цифровой экономики изменяются требования к компетенциям выпускников. Это не только общие навыки в области цифровых технологий, но также широкий спектр навыков, получивших название "soft skills" (умение оперативно планировать свою деятельность в условиях быстро изменяющейся действительности, умение эффективно сотрудничать и работать в команде, умение работать со сложными информационными массивами, критически и системно мыслить, брать ответственность и принимать решения на многокритериальной основе, проникать в суть процессов мультидисциплинарного характера, быть адаптивными, креативными, восприимчивыми к новой информации, уметь ставить и решать проблемы цифровой реальности).
Нижегородская область - один из крупнейших научных и промышленных центров России. Фокус Правительства области нацелен как на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, так и на обеспечение цифровизации регионального образования, активное проникновение цифровых технологий во все сферы системы образования.
Однако в области существует кадровый дефицит. Особенно это касается специалистов в области IT-технологий, инженерных кадров, а также высококвалифицированных рабочих. Постоянно растёт потребность и в специалистах, владеющих цифровыми технологиями в тех областях, которые ранее не считались цифровыми. Именно школа должна заложить основные навыки использования цифровых технологий как рабочего инструмента, сориентировать обучающихся на восприятие цифрового пространства как универсального поставщика знаний и информации, как пространства для самообразования и профессионального совершенствования, взаимодействия и сотрудничества.
В Нижегородской области накоплен успешный опыт в сфере реализации проектов, связанных с внедрением элементов цифровизации, в образовательный процесс как в масштабе региона, так и в рамках отдельно взятого муниципалитета, а также на уровне отдельных школ. Образовательные учреждения широко используют интерактивное оборудование не только для проведения презентаций, семинаров и открытых уроков, но и применяют их в ежедневном образовательном процессе. Новые технологии позволяют усовершенствовать процесс обучения, сделать любую информацию более доступной для восприятия аудиторией. Вместе с тем, техническое обеспечение образовательных организаций недостаточно. В 2019 - 2022 гг. в более чем 30% образовательных организаций Нижегородской области планируется обновление технического парка для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. ИКТ-компетентность современного педагога определяется умениями грамотно использовать интерактивное оборудование в обучающем процессе, применять его многочисленные возможности для подготовки обучающихся в проектной деятельности, в разработке дидактических материалов, проведении онлайн-трансляций, организации совместной деятельности, реализации новых технологий обучения. Интерактивные панели за счет своей мобильности и позволят педагогам Нижегородской области более эффективно реализовать на учебных занятиях технологии смешанного обучения ("ротация станций", "перевернутое обучение"). Программное обеспечение и возможности "множественного касания" мультитач (от англ. Multi-touch) помогут более качественно организовать совместную работу двух и более обучающихся в классной и внеклассной работе учителя-предметника. Доля ноутбуков в общем числе компьютеров, используемых в учебных целях невысока (составляет 38,08%, доля планшетных компьютеров 6,01%). Доля персональных компьютеров, используемых в учебных целях и приобретенных до 2015 года, составляет 70%. Соотношение единиц вычислительной техники, используемой в учебном процессе, к общей численности обучающихся в Нижегородской области, составляет 0,268. Такое количество компьютеров не позволяет осуществлять принцип равных возможностей для всех обучающихся и осложняет внедрение новых образовательных технологий (персонализация обучения, индивидуальные траектории, мобильное обучение и др.). Современное цифровое интерактивное оборудование позволит вывести в Нижегородской области на качественно более высокий уровень совместные экспериментальные исследования педагогов и обучающихся; реализацию технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D моделирования, образовательную робототехнику, дистанционное обучение.
Участие Нижегородской области в федеральном проекте "Цифровая образовательная среда" - это новый шаг региональной системы образования на пути к цифровой трансформации, который даст возможность модернизировать технические и технологические средства (компьютерную технику, сетевое и периферийное оборудование, программное обеспечение), позволяющие обеспечить обучающихся, сотрудников и педагогических работников цифровой образовательной инфраструктурой и предоставить им доступ к единой цифровой образовательной среде.
Нижегородская область богата высококвалифицированными педагогическими кадрами, которые сосредоточены в более чем 25 вузах, 77 профессиональных образовательных организациях и 902 общеобразовательных организациях. В тоже время уровень реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий недостаточен. Существует необходимость развивать кадровый потенциал региональной системы образования для успешного решения образовательных задач в условиях цифровой экономики.
В настоящее время все школы Нижегородской области осуществили переход на электронные дневники/журналы. Однако, есть проблемы и в управленческой деятельности - многие управленческие задачи решаются без использования цифровой среды, не везде внедрен электронный документооборот. Необходима модернизация образовательной и управленческой деятельности, внедрение инструментов цифровой среды, повышение эффективности организационно-управленческих процессов, обеспечивающих активное использование цифровых технологий в образовательном процессе общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Решение вышеперечисленных проблем позволит приступить к изменению не только формы, но и содержания образования, а также и самого пространства современной школы в соответствии с новыми возможностями и вызовами цифровой экономики.
Образование Нижегородской области должно отвечать вызовам современности, пройти путь цифровой трансформации и сделать уверенный шаг в цифровое будущее.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
По состоянию на конец 2018 - 2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 915 общеобразовательные организации. Из них 884 муниципальные, 12 государственных и 19 частных школ, в том числе 48 коррекционных (41 муниципальные и 7 государственные). 51% общеобразовательных организаций функционируют в городской местности, остальные 49% - сельские школы.
Общая численность обучающихся в общеобразовательных организациях региона составляет 325 263 обучающихся. В частных школах обучаются 4 165 детей, коррекционные школы посещают 6 887 человек.,медико-биологическому агентству, 4 - частных профессиональных образовательных организации.
Количество обучающихся профессиональных образовательных организаций составляет - 58 543 человека. Ежегодный выпуск составляет более 10 тысяч специалистов среднего звена и более 3,5 тысяч квалифицированных рабочих, служащих.
В государственных профессиональных образовательных организациях Нижегородской области работает 3 125 педагогических работников, из них 768 человек - педагоги в возрасте до 35 лет. Средний возраст педагогов - 46,7 лет.
В 2018/2019 учебном году уровень оснащенности общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий персональными компьютерами, в том числе используемыми в учебных целях составил 66%, информационным и периферийным оборудованием - 78,68%, персональными компьютерами, используемыми в учебных целях и доступными для использования обучающимися в свободное от основных занятий время - 50,32%.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия
Профессиональное развитие руководителей и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий формируется на основе систематического анализа потребности образовательных организаций в курсовой подготовке и современных требований, предъявляемых к специалистам системы образования в связи с модернизацией образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты.
Повышение квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в проекте, в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в рамках персонифицированной модели обучения, предполагающей возможность выстраивания педагогом индивидуальной образовательной траектории на основе накопительной системы учета образовательных достижений. Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) разработаны и используются в работе с педагогами различные формы и технологии повышения квалификации: онлайн-курсы, смешанное обучение, стажировки, каскадное обучение, тьюторское сопровождение, кейс-стадии. Межкурсовая методическая поддержка педагогов области осуществляется интерактивно на основе системы дистанционного обучения LMS Moodle, программы вебинаров, сетевых профессиональных сообществ, онлайн-конференции и др. ГБОУ ДПО НИРО реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по широкому спектру направлений цифровизации образования.
Статистика показывает позитивную динамику и высокий процентный уровень повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий.
По данным только за 2019 год доля педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в области цифровых технологий в области повышения ИКТ-компетентности составил 2,7%, в области применения в образовательном процессе цифрового интерактивного оборудования - 1,2%, в области реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ - 0,6%. Уровень реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (5,11%), а также доля образовательных организации и профессиональных образовательных организаций, применяющих дистанционные образовательные технологии, составляет 9,04%, во многом определяется недостаточно высоким уровнем развития цифровой инфраструктуры.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия
На современном этапе развития цифрового общества цифровая трансформация регионального образования прежде всего диктуется мегатенденциями развития современных образовательных процессов:
- непрерывность и цифровизация как новые качества образования;
- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
- активное освоение обучающимися различных способов познавательной деятельности;
- обеспечение возможностей самораскрытия личности обучающегося.
Национальная политика в сфере образования
Развитие цифровой экономики Российской Федерации, процессы формирования в России общества знаний, осуществляемые в рамках государственной политики, инициируют процессы трансформации и развития российской системы образования.
Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества является стратегической целью государственной политики в сфере российского образования. При этом приоритетными задачами являются:
- обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями;
- создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационной экономики;
- обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров.
Решение данных задач невозможно без создания необходимых условий, напрямую связанных с процессами цифровизации современной системы образования.
Нормативно-правовой контекст цифровой трансформации региональной системы образования:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Цифровая трансформация осуществляется в соответствии с положениями следующих документов стратегического планирования:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646;
- Приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", паспорт проекта, утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года N 9;
- Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г. N Пр-1753;
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";
- Проект стратегии развития Нижегородской области до 2035 года.
Стратегия развития образования Нижегородской области, как компонент стратегии развития Нижегородской области, является программным документом, отражающим социальный заказ региональной системе образования в условиях формирования цифрового общества, общества знаний в Российской Федерации. Социальный заказ ориентирует не только на создание механизмов устойчивого развития образовательных организаций на основе внедрения прогрессивных цифровых технологий и методик обучения, но и на разработку механизмов постоянного обновления системы образования с учетом социальных и экономических потребностей образовательных учреждений, интересов личности, общества и государства. Это является одним из наиважнейших условий, влияющих на процессы цифровой трансформации региональной системы образования.
Цифровое общество и люди будущего нуждаются в обновлении стандартов образования, предусматривающих воспитание и формирование новой личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. Стратегической целью нового стандарта образования является обеспечение жителей региона равными возможностями в получении образования для повышения конкурентоспособности на рынке труда и личностного роста.
При этом одной из важных задач является задача развития системы школьного образования как современного института социализации и формирования личности. Решение данной задачи предусматривает активное использование цифровых технологий в целях:
- обеспечения доступности современных условий получения школьного образования и повышение его качества на всех территориях региона, в том числе через создание центров образования на основе базовых школ и сети филиалов в сельских территориях с центрами в городских поселениях;
- внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, в том числе создание центра информационных технологий и внедрение в практику деятельности образовательных организаций ресурсов "Российской электронной школы".
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях позволит повысить эффективность решения задач трансформации регионального образования, определенных в стратегии развития Нижегородской области.
Одним из важнейших условий, влияющих на процессы цифровой трансформации региональной системы образования, является обеспечение образовательных организаций стабильным и быстрым интернет-соединением, а также обновление цифровой ресурсной базы образовательных организаций (обновление и приобретение средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту). Это позволит автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, внедрить в образовательные программы современные образовательные технологии, эффективно использовать в учебном процессе цифровой учебный контент специализированных образовательных платформ.
В основу внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях заложены принципы
- сквозного формирования навыков цифровой грамотности;
- поэтапный переход к образовательному процессу, выстроенному на гибких образовательных траекториях;
- образования, не привязанного к месту (качественное образование, основанное на использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
Региональная система образования в условиях функционирования цифровой образовательной среды
Функционирование региональной системы образования (включающей органы управления образованием и подведомственные им учреждения, сеть образовательных организаций различных организационно-правовых форм, типов и видов) в условиях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях претерпевает цифровую трансформацию, напрямую связанную с тремя составляющими макроструктуры среды:
- совокупность цифровых образовательных платформ и технологий;
- инфраструктура цифрового взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- цифровой информационный и образовательный контент.
Использование цифровых образовательных платформ (1С: Образование, ИАС "Аверс: Управление образовательной организацией", Директум, Дневник.ру, "Российская электронная школа", "Учи.ру", "Знаника.ру" "ЯКласс", "Яндекс.Просвещение", "Мобильное электронное образование", "Открытое образование", "ПроеКТОрия" и др.) и цифровых технологий взаимодействия (облачные решения, мобильные технологии, интерактивные технологии, дистанционные образовательные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.) позволят модернизировать образовательную и управленческую деятельности: автоматизировать процессы управления, расширить информационное учебное пространство, трансформировать образовательные процессы в соответствии с актуальными трендами развития современной системы образования.
Инфраструктура цифрового взаимодействия субъектов образовательного процесса позволит эффективно решать образовательные задачи с достижением высокого качества образования, организовать активное продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений, формировать персональные образовательные траектории, фиксировать образовательные достижения.
Цифровой информационный и образовательный контент позволит содержательно расширить информационное и образовательное поле деятельности всех субъектов системы образования, создать условия для реализации моделей электронного обучения, смешанного и мобильного обучения в образовательных организациях, формировать навыки и компетенции XXI века.
Это окажет существенное влияние на повышение эффективности процессов всех форм сетевого взаимодействия в региональной системе образования, позволит активизировать процессы реализации образовательных программ на основе использования информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций и всех субъектов образовательных отношений будет основано на широком использовании цифровой информации и цифровых технологий взаимодействия.
Учитывая тот факт, что единство образовательного пространства России обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (п. 1, ст. 11, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), внедрение целевой модели цифровой образовательной среды становится важным условием развития информационного пространства как совокупности информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, информационных систем и необходимой инфраструктуры. Все это позволит не только реализовать основные образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, но и аккумулировать в цифровом формате образовательный и административный потенциал различных организаций, функционирующих в сфере образования.
В настоящее время в регионе в системе развития общего образования происходят следующие трансформационные процессы:
- создаются центры образования на основе базовых школ и сети филиалов в сельских территориях с центрами в городских поселениях (инновационный проект "Муниципальное цифровое образование" на базе сети школ Сокольского района на 2019/2020 учебный год);
- в рамках реализации первого этапа федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" 12% образовательных организаций обеспечиваются стабильным и быстрым интернет соединением не менее 100 Мбит/с в городских, не менее 50 Мбит/с в сельских организациях и гарантированным интернет-трафиком;
- в образовательный процесс внедряются цифровые технологии, в том числе на базе ресурсов цифровых образовательных платформ (федеральные платформы "Российская электронная школа", "Мобильное электронное образование", "Учи.ру", "Знаника.ру" "ЯКласс", "Яндекс.Просвещение", "Открытое образование", "Фоксворд", "Проектория", Прошколу.ру, Инфоурок.ру, Видеоуроки.ру и др., региональная платформа "Нижегородская дистанционная школа");
- начинается апробация цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов в рамках проекта благотворительного фонда ПАО "Сбербанк" "Вклад в будущее";
- обновляется техническая и технологическая инфраструктура образовательных организаций (24 общеобразовательных организаций и 3 профессиональных образовательных организаций): обновление и приобретение средств вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровому образовательному контенту;
- осуществляются процессы автоматизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях на базе введения в эксплуатацию модулей: 1С: Образование, АИАС "Аверс", Директум, Дневник.ру, программного обеспечения "Электронное зачисление в школу", "Электронное расписание уроков" и др.;
- при реализации образовательных программ применяются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, что позволяет использовать в учебном процессе цифровой контент специализированных образовательных платформ;
- активизируются процессы реализации образовательных программ на основе использования современных образовательных технологий, информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды;
- осуществляется информационное наполнение и расширение функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций (сайтов) согласно дорожной карте 2018 - 2019;
- создается региональная сеть центров цифрового образования для детей "IT-куб" (1 центр в 2019 году согласно дорожной карте);
- создаются и развиваются ресурсы повышения профессиональных компетенций специалистов системы образования в сфере использования цифровых технологий на основе реализации сетевого взаимодействия школ, создания сетевых сообществ "Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного повышения компетентности педагога", "Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в процессе реализации сетевых проектов в начальной школе", "Разработка и апробация технологии развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка средствами сетевого корпоративного ресурса" и др.;
- осуществляются мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов системы образования в сфере применения цифровых технологий, электронного обучения, ДОТ. В этих целях осуществляется
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации, нацеленных на развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и актуализирующих подготовку по вопросам разработки авторских онлайн-курсов и их геймификации, реализации образовательного процесса в электронной образовательной среде с применением современных образовательных технологий;
- разработка и апробация модулей повышения квалификации, нацеленных на формирование цифровых компетенций специалистов системы образования по направлению "цифровые интерактивные технологии", "облачные технологии и сервисы", "безопасная работа в сети интернет", и т.п., затрагивающие актуальные вопросы цифровизации образования;
- совершенствование содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- организационно-методическое сопровождение педагогической деятельности на региональной платформе "Нижегородская дистанционная школа".
- внедрение современных технологий и методов организации учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде с применением ресурсов платформ открытого образования и интернет-сервисов.
Возрастающая потребность в применении электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ отражается не только в постоянном увеличении числа специалистов системы образования, повышающих квалификацию в сфере применения цифровых технологий (в настоящее время это более 2000 чел.), но и в увеличении авторских ресурсов и количества пользователей региональной образовательной платформы "Нижегородская дистанционная школа". Так в 2018 - 2019 учебном году пользователями платформы стали 65 педагогов из 39-ти муниципальных районов Нижегородской области. В настоящее время на платформе зарегистрировано более 1000 учащихся. За период функционирования платформы (4 года) количество учебных онлайн-мероприятий (онлайн-курсы, интернет-проекты, дистанционные олимпиады, виртуальные НОУ, интернет-кружки, предметные недели и пр.) возросло более чем в шесть раз (с 12-ти в 2015 - 2016 учебном году до 69-ти в 2018 - 2019 учебном году).
Приведенные факты свидетельствуют о все возрастающих социальных запросах на переход к цифровым образовательным услугам, что в свою очередь актуализирует вопросы технического оснащения образовательных организаций и современную, адекватную процессам цифровой трансформации образования подготовку педагогических кадров.
Результаты мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (до 2022 года)
Согласно документам "Паспорт Регионального проекта "Цифровая образовательная среда", "Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятия "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от "12" февраля 2019 г. в Нижегородской области будут достигнуты следующие результаты (индикаторы):
1. Внедрена целевая модель цифровой образовательной среды.
2. Доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам, достигнет 50%.
3. Доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций, возрастет до 60%.
4. Доля обучающихся по программам общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам, составит 10%.
5. Доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"), в общем числе педагогических работников общего образования составит 20%.
6. Все образовательные организации, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы, обновили информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов (официальных сайтов в сети "Интернет").
7. Для не менее 8 тыс. детей, обучающихся в 15% общеобразовательных организациях Нижегородской области, внедрены в образовательную программу современные цифровые технологии.
8. Создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб".
Механизмы достижения результатов
1. Для реализации внедрения целевой модели цифровой образовательной среды предполагается оснастить образовательные организации техническими и программными средствами, позволяющими обеспечить доступ пользователей к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, обеспечить развитие (обучение) кадрового потенциала образовательных организаций, осуществить внедрение аналитического сопровождения, прогнозирования, оценки эффективности и контроля качества образования.
2. На основе использования ресурсов и механизмов современной цифровой платформы единого образовательного пространства внедрить электронный документооборот, облачную бухгалтерию, электронную отчетность в целях оптимизации деятельности управленческого аппарата образовательных организаций.
3. В целях повышения квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, обеспечить условия и механизмы обучения по программам повышения квалификации на базе организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью повышения их компетенций в области современных технологий онлайн-обучения.
4. В целях внедрения в образовательные программы современных цифровых технологий разработать механизмы использования современных цифровых технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов образовательных платформ, провести эксперимент по внедрению в образовательную программу современных цифровых технологий.
5. Обновить информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов, в том числе сайтов образовательных организаций, за счет каталогизации цифровых образовательных платформ, электронных образовательных ресурсов, использования ресурсов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, создания авторских цифровых ресурсов педагогов, обновления нормативно-правовой документации.
6. Создать центры цифрового образования детей, в том числе "IT-куб", для развития региональной сети центров цифрового образования.
7. Создать условия функционирования платформы-навигатора и набора сервисов непрерывного образования в регионе, обеспечить интеграцию образовательных услуг образовательных организаций региона на данной платформе.
8. Обеспечить условия и механизмы обучения руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды по программам профессиональной переподготовки.
9. Сформировать нормативные и организационные условия использования механизмов оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн курсах независимо от места их нахождения в целях обеспечения качества образования.
Реализация модели цифровой трансформации региональной системы образования до 2022 года направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов управления образованием, подведомственных им учреждений, сети общеобразовательных организаций и профессиональных организаций в целях:
- развития цифровой инфраструктуры системы образования на основе внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
- формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей региональной системы образования;
- внедрения цифровых образовательных технологий в реализацию образовательных программ;
- создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций специалистов системы образования в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.
5. Опыт Нижегородской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.
Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций принимают участие в международных и федеральных мероприятиях по оценке качества образования.
Ежегодно нижегородские школьники принимают участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, выполняют оценочные работы в рамках исследования ICCS, участвуют в международном исследовании PISA.
Регулярно нижегородские школы включаются в федеральную выборку для проведения национальных исследований качества образования (далее - НИКО) по иностранному (французскому) языку (2016 г.), по основам безопасности жизнедеятельности, химии и биологии (2017 г.), мировой художественной культуре и географии (2018 г.).
Нижегородские школы активно участвуют в проведении всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), в том числе на добровольной основе. В 2017 году более 14 тысяч пятиклассников и 3,5 тысяч одиннадцатиклассников в режиме апробации выполнили ВПР по математике, русскому языку, истории, биологии, географии, физике и химии. В 2018 году в режиме апробации ВПР выполнили более 16 тысяч шестиклассников и 4,4 тысяч одиннадцатиклассников. В 2019 году в режиме апробации ВПР выполнили более 61 тысячи семиклассников и 14 тысяч одиннадцатиклассников.
Также в ВПР на добровольной основе принимали участие профессиональные образовательные организации Нижегородской области: 500 студентов в 2017 году, более 1,5 тысяч студентов в 2018 году, более 3 тысяч студентов в 2019 году.
Нижегородская область в 2017 году принимала участие и стала победителем в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в Нижегородской области" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016 - 2020 годы.
По результатам реализации мероприятия все пункты проведения единого государственного экзамена в Нижегородской области (93 ППЭ) были оснащены оборудованием для внедрения технологий печати контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в аудиториях проведения экзаменов, сканирования экзаменационных работ в ППЭ и проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам.
Также были созданы банк заданий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе и программные продукты для автоматизированного сбора и обработки данных, формирования аналитических материалов для информирования общественности и использования в управленческих и педагогических процессах:
- программный продукт для учета динамики индивидуальных результатов обучающихся на основе данных оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, олимпиады и т.д.);
- программный продукт для контекстного анализа результатов государственной итоговой аттестации, на основе бесконтактной технологии сбора информации с сайтов образовательных организаций;
- программный продукт единых форм представления результатов независимой оценки качества образования для использования в образовательных организациях, муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.
ГБОУ ДПО НИРО разработаны 5 программ повышения квалификации работников системы образования в области оценки качества образования в т.ч. в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур), по которым в течение 2017 года были обучены 435 работников системы образования Нижегородской области.
Нижегородская область становится организатором заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году региональным министерством образования совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву. Нижегородская область приняла участников из 57 субъектов Российской Федерации. В 2017 году совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина" проведен заключительный этап олимпиады по географии. Нижегородской областью принято 206 участников из 60 регионов России. В 2018 году Нижегородская область снова совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" приняла 260 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву из 65 субъектов Российской Федерации.
В сфере профессионального образования в 2017 году регион стал победителем в федеральных отборах на 2018 год региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на создание регионального сервисно-сетевого Центра сетевого взаимодействия на базе ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского", а также субсидии на создание детского технопарка "Кванториум".
В 2017 и 2018 году в Нижегородской области были созданы две базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, на базе ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" и ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум".
В 2018 году 6 профессиональных образовательных организаций Нижегородской области стали победителями конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий на создание современных мастерских и лабораторий, оснащенных инновационным оборудованием. По итогам отбора регион стал первым в России по количеству выделенных средств из федерального бюджета - 144 570 350 рублей. По количеству организаций-победителей от одного региона Нижегородская область вошла в пятерку лидеров.
В ноябре 2018 года Нижегородская область, как "пилотный" регион, принимала участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода и Нижегородской области фестивале профессий "Билет в будущее". Участниками стали почти 6 500 обучающихся. Работа фестиваля была организована по 8 тематическим направлениям: ИТ и коммуникации, Транспорт, Новые материалы, Здоровье, Энергетика, Космос, Городская среда, Сельское хозяйство. Каждое направление отражало ключевые отрасли развития страны и регионов, а также познакомило ребят с разнообразными актуальными профессиями и профессиями будущего, востребованными в современной экономике.
С целью транслирования лучших педагогических практик проводятся Областные семинары и конференции для педагогических работников профессиональных образовательных организаций Нижегородской области, ответственных за карьерное проектирование и содействие трудоустройству выпускников. Ежегодно в данных мероприятиях принимает участие более 200 педагогических работников.
Ежегодно в Нижегородской области организуется Областной конкурс исследовательских, проектных и творческих работ "Моя профессиональная карьера" направлен на расширение знаний о видах профессиональной деятельности воспитанников и обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.