Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями, вакцинопрофилактика на территории
Новосибирской области на 2012 - 2013 годы"
Ведомственная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, вакцинопрофилактика на территории Новосибирской области на 2012 - 2013 годы"
1. Паспорт
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, вакцинопрофилактика на территории Новосибирской области на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа). Программа состоит из подпрограмм: "Сахарный диабет"; "Предупреждение и снижение заболеваемости туберкулезом"; "Предупреждение распространения заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; "Предупреждение и борьба с инфекциями, передаваемыми половым путем"; "Вирусные гепатиты"; "Психические расстройства"; "Профилактика и лечение артериальной гипертонии"; "Вакцинопрофилактика". |
Разработчик Программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области |
Руководитель Программы |
Министр здравоохранения Новосибирской области |
Цель и задачи Программы. |
Цель: стабилизация и улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с социально значимыми заболеваниями и инфекционными заболеваниями в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения, увеличение продолжительности и качества жизни больных с социально значимыми заболеваниями. Задачи: 1. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике сахарного диабета; 2. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике, предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом; 3. Повышение эффективности мероприятий по противодействию распространения вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); 4. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике, предупреждению дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путем (далее ИППП); 5. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике и лечению больных вирусными гепатитами; 6. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике и лечению психических расстройств; 7. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике и профилактике артериальной гипертонии; 8. Повышение эффективности мероприятий по профилактике инфекций, эндемичных для территории Новосибирской области; 9. Повышение информированности населения по вопросам профилактики социально значимых заболеваний; 10. Повышение квалификации медицинских работников. |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", ГБУЗ НСО "Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая туберкулезная больница"; ГБУЗ НСО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГБУЗ НСО "Новосибирский центр крови"; ГБУЗ НСО "Новосибирский областной кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ НСО "Новосибирская областная клиническая психиатрическая больница N 3", ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический кардиологический диспансер", ГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" ГБУЗ НСО "Ордынская центральная больница" ГБУЗ НСО "Чановская центральная больница" ГБУЗ НСО "Черепановская центральная больница", ГБУЗ НСО "Бердская центральная городская больница" ГБУЗ НСО "Искитимская центральная городская больница" ГБУЗ НСО "Убинская центральная больница" ГКУЗ НСО "Медицинский информационно-аналитический центр" ГАОУ СПО НСО "Новосибирский медицинский колледж" ГАОУ ДПО НСО "Новосибирский центр повышения квалификации работников здравоохранения" |
Объемы финансирования |
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 248 372,8 тыс. руб.: 2012 год - 92 645,8 тыс. руб.; 2013 год - 155 727,0 тыс. руб. |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
Целевые индикаторы: - доля осложнений при сахарном диабете; - показатель прекращения бактериовыделения у впервые выявленных больных; - смертность от туберкулеза на 100,0 тыс. населения; - количество вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией; - количество обследованных на ВИЧ-инфекцию; - заболеваемость сифилисом на 100,0 тыс. населения; - число серологических исследований на сифилис на 1000 населения; - заболеваемость детей сифилисом на 100,0 тыс. детского населения; - заболеваемость детей гонореей на 100,0 тыс. детского населения; - количество подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем; - количество пациентов, страдающих хроническими вирусными гепатитами В и С, получивших в рамках Программы противовирусное лечение; - доля пациентов, охваченных полипрофессиональной бригадной формой оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов; - число лиц, обученных в школах здоровья для больных артериальной гипертонией в текущем году; - охват населения области профилактическими прививками против клещевого энцефалита; - охват профилактическими прививками подлежащего контингента против туляремии в районах области; - охват профилактическими прививками контактных по вирусному гепатиту А; - охват профилактическими прививками контактных по кори; - охват экстренной профилактикой против бешенства подлежащего контингента; - охват туберкулинодиагностикой детей до 18 лет; - информационно-просветительские мероприятия по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе: - выступления на ТВ/ радио; - публикации в печатных СМИ; - информационно-пропагандистские материалы; - охват населения, подверженного риску развития и страдающего социально-значимыми заболеваниями, информацией о профилактике этих заболеваний; - потенциальное количество принимаемых обращений за консультативной профилактической помощью на "Телефон доверия", онлайн-службу медико-социальной помощи, в том числе в: Центр СПИД, психиатрические учреждения. В результате реализации мероприятий Программы к 2014 году ожидается: - снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28,5%; - увеличение показателя прекращения бактериовыделения у впервые выявленных больных до 75,0%; - снижение смертности от туберкулеза до 27,0 на 100,0 тыс. населения; - снижение количества вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией до 2700; - увеличение количества обследованных на ВИЧ-инфекцию до 380,0 тыс. человек; - снижение заболеваемости сифилисом до 59,0 на 100,0 тыс. населения; - увеличение числа серологических исследований на сифилис до 1500,0 на 1000 населения; - снижение заболеваемости детей сифилисом до 9,6 на 100,0 тыс. детского населения; - снижение заболеваемости детей гонореей до 4,9 на 100,0 тыс. детского населения; - увеличение количества подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 2 единиц; - обеспечение пациентов, страдающих хроническими вирусными гепатитами В и С, противовирусным лечением в рамках Программы - до 32 человек ежегодно; - увеличение доли пациентов, охваченных полипрофессиональной бригадной формой оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов; - охват профилактическими прививками населения области против клещевого энцефалита не менее 26% от общей численности населения; - охват профилактическими прививками против туляремии подлежащего контингента в районах области не менее 86%; - охват экстренной профилактикой против бешенства подлежащего контингента не менее 91%; - охват профилактическими прививками контактных по вирусному гепатиту А не менее 91%; - охват профилактическими прививками контактных по кори не менее 96%; - охват туберкулинодиагностикой детей до 18 лет до 94%; - увеличение числа информационно-просветительских мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний; - увеличение потенциального количества принимаемых обращений за консультативной профилактической помощью на "Телефон доверия", онлайн-службу медико-социальной помощи до 13 900 обращений. |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет |
http://zdrav.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx |
2. Общие положения
Объект - население Новосибирской области, страдающее социально-значимыми заболеваниями и находящееся в группе риска по развитию социально-значимых заболеваний.
Предмет регулирования - система мероприятий по профилактике, раннему выявлению и эффективному лечению социально-значимых заболеваний.
Сфера действия программы - социальная.
Программа направлена на стабилизацию и улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера в Новосибирской области, на улучшение демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности, заболеваемости и инвалидности от заболеваний социального характера путем совершенствования организации служб, связанных с решением этой проблемы. Программой предусмотрено дальнейшее увеличение доступности и улучшение качества медицинской помощи населению.
Программа состоит из следующих подпрограмм:
"Сахарный диабет";
"Предупреждение и снижение заболеваемости туберкулезом";
"Предупреждение распространения заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
"Предупреждение и борьба с инфекциями, передаваемыми половым путем";
"Вирусные гепатиты";
"Психические расстройства";
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии";
"Вакцинопрофилактика".
Для целей настоящей Программы используются следующие термины и понятия:
цереброваскулярные болезни - заболевания головного мозга, обусловленные патологическими изменениями церебральных сосудов с нарушением мозгового кровообращения;
множественная лекарственная устойчивость - мутация микобактерий туберкулеза, приведшая к устойчивости к основным препаратам первого ряда при лечении больных туберкулезом;
ВИЧ-инфекция/СПИД - вирусное инфекционное заболевание, характеризующееся медленно прогрессирующим течением и развитием иммунной недостаточности, которая приводит к гибели больного от вторичных поражений.
артериальная гипертония - стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм. рт. ст. и выше;
территориальный регистр - предназначен для регистрации и ведения учета больных каким-либо заболеванием в территориальных учреждениях здравоохранения;
эндемичный - свойственный определенной географической местности;
полипрофессиональная бригадная форма оказания психиатрической помощи - оказание медицинской помощи с участием различных специалистов: врача - психиатра, медицинского психолога, социального работника и др.;
прекращение бактериовыделения у впервые выявленных больных - это доля лиц, у которых прекратилась бактериовыделение к общему числу лиц с бактериовыделением, выявленных в предыдущем году. Расчет производится по отчетной форме 33 "Сведения о больных туберкулезом", которая утверждена приказом Росстата от 28.01.2009 N 12.
Правовое обоснование Программы:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Статья 41.
2. Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
3. Федеральный закон о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) от 30.03.1995 (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 116н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями".
5. Постановление от 10 мая 2007 г. N 280 О Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)". Подпрограмма "вирусные гепатиты".
6. Постановление правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1236 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления. Мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С".
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2010 г. N 415н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля".
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N 151н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой".
9. Федеральный закон о предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации от 18.06.2001 N 77-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1224н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации".
11. Федеральный закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 02.07.1992 N 3185-1 (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 326-ФЗ)
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 599н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля". (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 N 362н)
13. Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 17.09.1998 (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ).
3. Характеристика сферы действия ведомственной целевой программы
В настоящее время на территории Новосибирской области сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (инфекционные заболевания, в том числе, туберкулез, вирусные гепатиты В и С, сахарный диабет, психические расстройства, инфекции, передаваемые половым путем), с высоким уровнем заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Актуальность проблемы сахарного диабета
Сахарный диабет является одной из актуальных проблем здравоохранения. Высокая и постоянно увеличивающаяся распространенность и заболеваемость сахарным диабетом позволила экспертам Всемирной организации здравоохранения признать наличие эпидемии сахарного диабета неинфекционного характера. На 2011 год количество больных диабетом составляло более 284,6 млн. человек, это 6,0% населения в возрасте от 20 до 79 лет.
За 11 лет с 2001 по 2011 годы в Новосибирской области количество больных сахарным диабетом удвоилось. Согласно скрининговым исследованиям частота сахарного диабета в районах Новосибирской области достигает 7,0%.
Большая социальная значимость сахарного диабета состоит в том, что он приводит к ранней инвалидизации и летальности, которая обусловлена наличием поздних сосудистых осложнений. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца выше в 2 - 3 раза, слепота в 10 раз, нефропатия в 12 - 15 раз чаще, чем среди населения в целом. Сахарный диабет по летальности уже давно занимает третье место после сердечно-сосудистой патологии и злокачественных заболеваний.
Высокие расходы, связанные с лечением сосудистых осложнений диабета, намного превосходят средства, необходимые для лечения и контроля нарушенного углеводного обмена.
Реального снижения указанных расходов можно добиться лишь в случае проведения активной профилактики, достигая при этом уменьшения распространенности и заболеваемости сахарным диабетом. Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не может быть достигнут необходимый уровень компенсации углеводного обмена.
Актуальность эпидемиологической ситуации по туберкулезу
Заболеваемость туберкулезом на территории Новосибирской области сохраняется на уровне 128,0 - 130,0 на 100,0 тыс. населения, что в 1,6 раза превышает средние показатели по Российской Федерации, причем в системе ГУФСИН России по Новосибирской области ежегодно выявляются 17,0% - 20,0% первичных больных, при численности спецконтингента до 1,0% от населения Новосибирской области.
В настоящее время число больных с лекарственно - устойчивыми формами туберкулеза в Новосибирской области составляет 22,7% среди впервые выявленных больных и 47,3% от всех больных, выделяющих микобактерии туберкулеза. Данный факт неблагоприятно влияет на эффективность лечения и значительно повышает стоимость лечения, поскольку противотуберкулезные препараты 2 ряда, используемые для лечения этой формы заболевания дороже препаратов 1 ряда в 10 - 15 раз.
Значительную проблему представляет рост больных сочетанной патологией ВИЧ-туберкулез. Число таких больных выросло за 2011 год на 65,4%. В ближайшие годы эта категория больных будет способствовать увеличению заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, поскольку в области около 11 700 ВИЧ-инфицированных и именно у этой категории пациентов на первом месте причиной смерти является туберкулез.
Одной из приоритетных задач практической фтизиатрии является раннее выявление больных туберкулезом. Своевременно выявленный больной представляет собой пример решения основных проблем борьбы с туберкулезом: такого больного возможно гарантированно вылечить; процесс лечения укорочен во времени; финансовые затраты на излечение носят минимальные размеры; в период от начала болезни до ее обнаружения данный больной заражает минимальное количество людей. В связи с этим, необходимо приобретение лабораторного оборудования для ранней диагностики туберкулеза.
Необходимо решать вопрос повышения квалификации медицинских работников, как врачей - фтизиатров, так и среднего медицинского персонала.
Для улучшения эпидемиологической ситуации по туберкулезу большое значение имеет санитарно-просветительная работа. Необходимы дополнительные меры по повышению грамотности населения в вопросах профилактики туберкулеза.
Актуальность распространения ВИЧ-инфекции/СПИДа
Проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа в последнее время становится все более актуальной.
По уровню прироста кумулятивного числа ВИЧ-инфицированных Новосибирская область занимает одно из ведущих мест среди территорий Сибирского федерального округа. В течение 2011 года зарегистрировано 2 821 новых случаев ВИЧ-инфекции, кумулятивное число заболевших достигло 14 264 случаев. Показатель распространенности ВИЧ на территории Новосибирской области составил на 01.01.2012 538,0 на 100,0 тысяч населения.
Эпидемический процесс распространения ВИЧ-инфекции среди населения Новосибирской области характеризуется высокой циркуляцией ВИЧ среди наиболее уязвимых групп населения: молодежи в возрастных группах 20-39 лет (показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди которых значительно превосходят среднеобластной показатель от 1,8 до 3,2 раза), особенно среди лиц, употребляющих наркотические и психоактивные вещества внутривенно (до 75,0% от всех регистрируемых ежегодно ВИЧ-инфицированных). В 2011 году более 42,0% случаев ВИЧ-инфекции зарегистрировано в учреждениях ГУФСИН России по Новосибирской области.
Ежегодно в Центр СПИД обращаются до 100 медицинских работников, имеющих аварии с кровью, при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным. В соответствии с п. 8.3 "Профилактика профессионального инфицирования ВИЧ" санитарно-эпидемиологический правил СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" профилактика передачи ВИЧ должна быть начата в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов (8.3.3.3.1.) и все лечебно-профилактические учреждения должны быть обеспечены и иметь запас антиретровирусных препаратов (8.3.3.3.4.).
Прогноз заболеваемости и смертности на 2012 - 2015 гг. по Новосибирской области:
уровни заболеваемости ВИЧ-инфекцией могут иметь колебания от 106,0 до 118,0 (в расчете 1: 100,0 тыс. населения), т.е. около 3 000 - 3 500 случаев ежегодно;
показатель пораженности ВИЧ-инфекцией населения Новосибирской области может достигнуть до 350,0 - 400,0 (из расчета 1:100,0 тыс. населения).
число умерших ежегодно, начиная с 2011 года, может колебаться от 200 до 250 случаев, в том числе непосредственно от ВИЧ-инфекции/СПИДа - 50-75 человек, вследствие заболевания "туберкулезом + ВИЧ" 75 - 100 человек.
Актуальность распространенности инфекций, передаваемых половым путем
На территории Новосибирской области в 2011 году заболеваемость ИППП составила 560,9 на 100 тыс. населения, что на 12,2% ниже, чем в 2010 году.
Заболеваемость всеми формами сифилиса на территории Новосибирской области в 2011 году оставляет 46,9 на 100 тыс. населения. Уровень заболеваемости сифилисом детей от 0 до 17 лет превышает общероссийский показатель (7,1 на 100 тыс. населения) в 1,3 раза и составляет 9,4 на 100 тыс. населения, преимущественно за счет заболеваемости подростков.
Заболеваемость сифилисом подростков 15-17 лет в 2011 году составила 37,8 на 100 тыс. населения и превышает общероссийский показатель (28,5 на 100 тыс. населения) в 1,3 раза.
В структуре заболеваемости сифилисом отмечается рост поздних форм, что ведет к увеличению числа нейросифилиса. Велика эпидемиологическая значимость контингента больных скрытыми формами сифилиса, т.к. это способствует дальнейшему распространению и "накоплению" инфекции в популяции.
Заболеваемость сифилисом среди беременных 10,0 на 100 тыс. населения. В 2011 году по сравнению с 2010 годом отмечается рост заболеваемости сифилисом среди беременных на 16,3%. Неблагоприятным прогностическим признаком является рост удельного веса беременных, больных сифилисом, от общего числа женщин, больных сифилисом.
Заболеваемость гонококковой инфекцией в 2011 году составила 38,3 на 100 тыс. населения. Отмечается высокий уровень заболеваемости гонококковой инфекцией у подростков 15-17 лет: в 2011 году - 36,3 на 100 тыс. населения, что в 1,3 раза выше, чем в 2010 году.
Индикаторы качества противоэпидемических мероприятий свидетельствуют о недостаточной эффективности профилактических мероприятий, проводимых медицинскими работниками первичного звена здравоохранения.
Сохраняется целый комплекс проблем, связанный с недостаточным финансированием дерматовенерологической службы для осуществления первичной профилактики инфекций, передаваемых половым путем, созданием единой информационной системы для эпидемиологического контроля за инфекциями, передаваемыми половым путем, и заразными кожными заболеваниями, оснащением современным диагностическим оборудованием, доступностью квалифицированной дерматовенерологической помощи в ряде районов области, созданием единой системы лабораторного контроля инфекций, передаваемых половым путем, на территории Новосибирской области.
Актуальность распространенности вирусных гепатитов
Заболеваемость вирусными гепатитами постоянно растет, в основном, за счет хронических форм гепатитов В и С. Именно хронические гепатиты В и С являются наиболее частой причиной развития такого тяжелого осложнения, как цирроз печени, ведущего к потере трудоспособности, инвалидизации и летальным исходам.
Число впервые выявленных хронических вирусных гепатитов возросло - с 16,9 случаев на 100,0 тыс. населения в 2000 до 114,3 в 2011.
Учитывая распространенность хронических гепатитов, в основном среди лиц трудоспособного возраста, проблема лечения дорогостоящими препаратами интерферронов является особенно актуальной.
Актуальность распространенности психических расстройств
Психические расстройства - серьезная медико-социальная проблема современного общества. Общемировая тенденция последних лет - рост общей заболеваемости и болезненности психическими расстройствами. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности.
Эпидемиологические исследования и экспертная оценка свидетельствуют о высокой распространенности психических расстройств в Новосибирской области.
Отмечается рост контингента психически больных: 2008 - 76 319 человек, 2009 - 77 101, 2010 - 78 8311. По состоянию на 01.01.2012 под наблюдением врачей-психиатров медицинских учреждений Новосибирской области находилось 79 830 больных психическими заболеваниями. Таким образом, около 3,0% жителей Новосибирской области страдают психическими расстройствами различного генеза.
Согласно статистическим данным, в структуре психических заболеваний по Новосибирской области на первом месте находятся психические расстройства непсихотического характера (40,5%), на втором - умственная отсталость (33,0%), на третьем - психозы (26,5%).
Показатель болезненности умственной отсталостью по Новосибирской области превышает общероссийский в 1,55 раза.
В 2011 году в Новосибирской области было зафиксировано 5 640 больных с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства, что составило 211,6 на 100,0 тыс. населения (2008 - 193,7; 2009 - 184,7; 2010 - 209,6). Таким образом, за последние три года рост показателя первичной заболеваемости психической патологией составил 14,6%.
Число посещений к врачам-психиатрам за три года увеличилось на 1,9% и составило в 2011 - 554 667 посещений (2009 - 544 105; 2010 - 543 764).
Показатель общей инвалидизации в связи с психическими заболеваниями в 2009 - 2011 гг. увеличился на 7% и составил 758,9 на 100,0 тыс. населения (2009 - 709 на 100,0 тыс. населения; 2010 - 736,2 на 100,0 тыс. населения).
Несмотря на наметившуюся положительную тенденцию к снижению уровня суицидов (2007 - 35,2 на 100,0 тыс. населения; 2008 - 34,7 на 100,0 тыс. населения; 2009 - 32,2 на 100,0 тыс. населения), Новосибирская область остается регионом с высоким уровнем смертности населения от самоубийств: 2010 - 27,6 на 100,0 тыс. населения.
В соответствии с современными тенденциями уменьшения объема стационарной психиатрической помощи является актуальным увеличение объема и спектра амбулаторной психиатрической помощи.
Учитывая большую социальную значимость психиатрической службы, а также тот факт, что контингент психически больных является самым незащищенным и в то же время потенциально опасным для общества, охране и укреплению психического здоровья населения следует уделять особое внимание, проводить дальнейшее развитие и совершенствование психиатрической службы.
Актуальность распространенности артериальной гипертонии
В настоящее время по распространенности, тяжести осложнений артериальная гипертония является одной из актуальных проблем современной кардиологии, так как регистрируется практически у 50,0% взрослого населения. Артериальная гипертония является одной из основных причин развития острого нарушения мозгового кровообращения, инфаркта миокарда, внезапной коронарной смерти.
В последние годы наблюдается тенденция к росту распространенности артериальной гипертонии, что обусловлено активным ее выявлением. Отмечается рост и других случаев социально значимых болезней органов кровообращения (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, острые нарушения мозгового кровообращения), сохраняется тенденция к увеличению количества случаев инсульта у лиц пожилого возраста.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения на протяжении последних 10 лет колеблется от 52,0 до 54,0%. Доля основных осложнений артериальной гипертонии составляет: ишемической болезни сердца - 46,0%, цереброваскулярных болезней - 38,0%. Кроме того, немаловажной проблемой является ухудшение качества жизни больных артериальной гипертонией, ранняя инвалидизация и снижение трудоспособности.
Общая заболеваемость по болезням системы органов кровообращения среди взрослого населения Новосибирской области за последние 10 лет выросла на 85,4%. Это свидетельствует не только об улучшении выявляемости сердечно-сосудистой патологии, но и о ее истинном росте.
Сокращение объема профилактической работы в лечебно-профилактических учреждениях, недостаточный объем пропаганды в средствах массовой информации по вопросам формирования здорового образа жизни у населения, осведомленности о причинах, ранних проявлениях и последствиях артериальной гипертонии приводит к недовыявлению данной категории больных.
Борьба с артериальной гипертонией является сложным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация.
Актуальность вакцинопрофилактики
Международные эксперты рассматривают вакцинопрофилактику как наиболее доступный и экономически выгодный способ защиты и укрепления здоровья нации.
В Новосибирской области в течение эпидемического сезона 2011 года сохранялась неблагополучная ситуация по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом. Всего зарегистрировано 193 случая заболевания, показатель составил 7,28 на 100 тысяч населения, что на 13% превышает данные 2010 года (6,3 на 100 тысяч населения). Количество пострадавших от укуса клещом жителей Новосибирской области за 2011 год составило 21 339 человек, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2010 года (2010 год - 15 950 пострадавших), в том числе среди пострадавших от укуса клещом детей до 14 лет 4 962 обращения, что на 27% больше, чем в 2010 году (3 918 человек). Максимальное количество укусов клещом жителей Новосибирской области произошло при посещении территорий Новосибирского района, Тогучинского, Искитимского, Мошковского, Ордынского районов, города Бердска. По результатам исследования напряженности иммунитета у лиц, проживающих на эндемичных территориях, антитела к вирусу клещевого энцефалита в защитном разведении выявлены у 51%, у привитых лиц - в 95%.
На территории области зарегистрировано 58 очагов бешенства среди животных на территории 23-х районов области. За 2011 год зарегистрировано более 9000 покусов животными, в том числе дикими - более 220. Стабильно высокие показатели обращаемости за антирабической помощью происходят на фоне напряженной эпизоотологической обстановки по бешенству среди животных.
Новосибирская область является энзоотичной территорией по туляремии. В таких крупных реках как: Обь, Иня, Чулым, Чаус и Карасук, протекающих через большое число крупных и мелких поселений человека, обнаруживается антиген туляремии. В 2010 году на территории Новосибирской области была зарегистрирована активизация крупнейшего за последние 20 лет очага туляремии. Его границы трудно определяемы, так как нехарактерное и неравномерное увеличение численности водяной полевки в пойме реки Иня (преимущественно в среднем и нижнем ее течение) и по большинству ее притоков способствовало быстрому их изменению. В течение всего летнего периода 2011 года площадь очага существенно увеличивалась.
Об активизации природного очага туляремии на территории Новосибирской области свидетельствуют результаты лабораторных исследований объектов внешней среды (органы и гнезда грызунов, погадки хищных птиц). Так, в 2010 году число положительных находок возбудителя туляремии в гнездах грызунов возросло в 20 раз по сравнению с 2007 годом (2% и 40% соответственно). Не вызывает сомнения, что наиболее эффективной мерой профилактики туляремии является иммунизация.
На современном этапе дальнейшее совершенствование профилактики инфекционных болезней, эндемичных для территории Новосибирской области, сохраняет свою актуальность.
С учетом вышеизложенного, можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
1) высокий уровень заболеваемости рядом социально-значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет и др.) в связи с низким уровнем мотивации населения на ведение здорового образа жизни и профилактики этих заболеваний;
2) не полное соответствие организации работы социально-значимых служб, в том числе, материально-техническое обеспечение, утвержденным Минздравсоцразвития России стандартам и Порядкам;
3) недостаточный уровень информированности населения о необходимости иммунизации, профилактики социально-значимых заболеваний;
4) уровень квалификации медицинских работников, в том числе первичного звена здравоохранения требует постоянного повышения.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является продолжение дальнейшей реализации на территории Новосибирской области ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, вакцинопрофилактика на территории Новосибирской области на 2012 - 2013 годы".
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение уровня социально значимых заболеваний в Новосибирской области, наиболее эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
1) решение комплексных задач Программы;
2) высокий уровень координации мероприятий Программы, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
3) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
4) контроль эффективности расходования средств областного бюджета.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с социально значимыми заболеваниями и их осложнениями, стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с социально значимыми заболеваниями на территории Новосибирской области, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики этих заболеваний, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, а также сокращению уровня смертности и инвалидизации, снижению показателей заболеваемости.
4. Цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью Программы является стабилизация и улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с социально значимыми заболеваниями и инфекционными заболеваниями в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения, увеличение продолжительности и качества жизни больных с социально значимыми заболеваниями.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих общих задач:
1. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике сахарного диабета;
2. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике, предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом;
3. Повышение эффективности мероприятий по противодействию распространения вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
4. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике, предупреждению и дальнейшему распространению инфекций, передаваемых половым путем;
5. Повышение эффективности мероприятий по лечению больных вирусными гепатитами;
6. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике и лечению психических расстройств;
7. Повышение эффективности мероприятий по ранней диагностике и профилактике артериальной гипертонии;
8. Повышение эффективности мероприятий по профилактике инфекций, эндемичных для территории Новосибирской области;
9. Повышение информированности населения по вопросам профилактики социально значимых заболеваний;
10. Повышение квалификации медицинских работников.
Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 2. Плановые значения целевых показателей определены главными штатными и внештатными специалистами министерства здравоохранения Новосибирской области путем расчета, на основании анализа ситуации, сложившейся в регионе за последние 3 года с учетом динамики показателей.
5. Программные мероприятия ведомственной целевой программы
Система программных мероприятий состоит из перечня конкретных, увязанных с целью и задачами Программы мероприятий, представлена в приложении N 3 к Программе.
6. Механизм реализации ведомственной целевой программы
Проблема снижения уровня заболеваемости и улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с социально значимыми заболеваниями в Новосибирской области будет решаться по следующим направлениям:
- совершенствование организационных мероприятий по развитию социально значимых служб в сфере здравоохранения;
- совершенствование системы мероприятий по ранней диагностике, профилактике и лечению больных с социально значимыми заболеваниями;
- повышение информированности населения по вопросам профилактики социально значимых заболеваний;
- повышение квалификации медицинских работников.
Реализация мероприятий Программы по отдельному плану (ОП), отдельному списку (ОС) осуществляется на основании следующих принципов:
- перечень расходных материалов по пункту 1.4. Программы утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.10.2007 N 672 "Об организации деятельности мобильного лечебно-профилактического модуля для оказания эндокринологической специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2007 N 10607);
- реализация мероприятий 2.2. и 2.3 Программы осуществляется в соответствии с тематическими планами, которые составляются на текущий год и утверждаются министерством здравоохранения Новосибирской области;
- перечень иммунологических препаратов по пункту 8.2. Программы формируется в зависимости от эпидемиологической ситуации на территории Новосибирской области;
- реализация мероприятия 8.3. Программы по отдельному плану (ОП) формируется санитарно-эпидемиологической комиссией в зависимости от санитарно- эпидемиологической ситуации на территории Новосибирской области.
Программа реализуется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
После утверждения Программы министерство здравоохранения Новосибирской области обеспечивается финансовыми ресурсами, определенными областным бюджетом Новосибирской области.
Министерство здравоохранения Новосибирской области доводит до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на осуществление программных мероприятий, а с государственными бюджетными учреждениями заключает соглашения о предоставлении субсидии на иные цели.
Мероприятия Программы реализуются:
- министерством здравоохранения Новосибирской области;
- подведомственными министерству здравоохранения Новосибирской области учреждениями;
- организациями, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Исполнители Программы осуществляют исполнение программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в пределах выделенных бюджетных средств.
Систему организации управления и контроля исполнения Программы осуществляет министерство здравоохранения Новосибирской области.
Система управления реализацией Программы сформирована с учетом специфики Программы.
Организатором управления реализацией и контролирующим органом за ходом реализации Программы является министерство здравоохранения Новосибирской области.
Министерство здравоохранения Новосибирской области выполняет следующие функции:
осуществляет управление реализацией Программы;
осуществляет общую координацию деятельности участников Программы в пределах их компетенции;
осуществляет контроль исполнения мероприятий Программы подведомственными учреждениями здравоохранения;
проводит анализ, корректирует ход выполнения Программы и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Подведомственные учреждения здравоохранения:
- организуют выполнение мероприятий Программы;
- ежеквартально до 5 числа первого месяца квартала и ежегодно до 15 января представляют в министерство здравоохранения Новосибирской области отчеты о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный квартал, отчетный год.
Министерство здравоохранения Новосибирской области:
- ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о ходе исполнения Программы в разрезе программных мероприятий с приложением аналитической записки;
- ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о финансировании ведомственной целевой программы по итогам отчетного года;
- ежегодно до 15 декабря текущего года в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области план мероприятий ведомственной целевой программы на очередной финансовый год;
- ежегодно до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и в министерство экономического развития Новосибирской области результаты эффективности реализации ведомственной целевой программы по итогам прошедшего отчетного года.
7. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием системы показателей, являющихся критериями оценки эффективности реализации Программы, значения которых по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
обеспечить снижение заболеваемости и смертности населения Новосибирской области;
повысить уровень качества жизни;
оптимизировать использование ресурсов здравоохранения и кадрового потенциала отрасли.
Социально-экономическая эффективность Программы предполагает:
улучшение демографической ситуации в Новосибирской области за счет снижения смертности, увеличения средней продолжительности жизни, восстановления репродуктивного здоровья населения;
стабилизацию трудового потенциала населения;
формирование элементов здорового образа жизни населения области на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей;
повышение эффективности оказания медицинской помощи, стабилизацию эпидемиологической ситуации по социально значимым заболеваниям и инфекционным заболеваниям, что позволит стабилизировать уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, инфекциями, передаваемыми половым путем, инфекционными болезнями, в том числе с помощью управляемых средств специфической профилактики, вирусными гепатитами, снизить число случаев осложнений, возникших вследствие заболевания сахарным диабетом (слепоты, ампутации конечностей, хронической почечной недостаточности, ишемической болезни сердца);
повышение квалификации медицинских работников.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- снизить долю осложнений при сахарном диабете до 28,5%;
- увеличить показатель прекращения бактериовыделения у впервые выявленных больных до 75,0%;
- снизить смертность от туберкулеза до 27,0 на 100,0 тыс. населения;
- снизить количество вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией до 2700;
- увеличить количество обследованных на ВИЧ-инфекцию до 380,0 тыс. человек;
- снизить заболеваемость сифилисом до 59,0 на 100,0 тыс. населения;
- увеличить число серологических исследований на сифилис до 1500,0 на 1000 населения;
- снизить заболеваемость детей сифилисом до 9,6 на 100,0 тыс. детского населения;
- снизить заболеваемости детей гонореей до 4,9 на 100,0 тыс. детского населения;
- увеличить количество подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 2 единиц;
- увеличить количество пациентов, страдающих хроническими вирусными гепатитами В и С, получивших в рамках Программы противовирусное лечение до 32 человек;
- увеличить долю пациентов, охваченных полипрофессиональной бригадной формой оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 20,0%;
- увеличить численность лиц, обученных в школах здоровья для больных артериальной гипертонией, до 16 000;
- увеличить охват профилактическими прививками населения области против клещевого энцефалита не менее 26% от общей численности населения;
- увеличить охват профилактическими прививками против туляремии подлежащего контингента в районах области не менее 86%;
- увеличить охват экстренной профилактикой против бешенства подлежащего контингента не менее 91%;
- увеличить охват профилактическими прививками контактных по вирусному гепатиту А не менее 91%;
- увеличить охват профилактическими прививками контактных по кори не менее 96%;
- увеличить охват туберкулинодиагностикой детей до 18 лет до 94%;
- увеличить число информационно-просветительских мероприятий по профилактике социально значимых заболеваний;
- увеличить потенциальное количество принимаемых обращений за консультативной профилактической помощью на "Телефон доверия", онлайн-службу медико-социальной помощи до 13 900 обращений.
8. Объемы финансирования ведомственной целевой программы
Общий объем финансирования ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, вакцинопрофилактика на территории Новосибирской области на 2012 - 2013 годы" составляет 248 372,8 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Информация о необходимом финансовом обеспечении ведомственной целевой программы в разрезе расходных обязательств областного бюджета, ведомственной структуры расходов с расшифровкой по годам отражена в табличной форме приложения N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.