Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 21 июня 2019 года N 243
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за I квартал 2019 года
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Ростехнадзоре при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии за I квартал 2019 года, сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
Контрольно-надзорная деятельность Ростехнадзора в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", а также следующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Ростехнадзора:
Положение о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии - утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5878);
Положение о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии - утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2233).
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденный приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (зарегистрирован в Минюсте России, рег. N 29174 от 25 июля 2013 г.).
Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, приведен в приложении N 3 к приказу Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. N 421 "Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
Основной целью проверок в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Федеральный государственный надзор на атомных станциях
В I квартале 2019 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 54 энергоблоках 11 атомных станций, из которых:
35 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности;
1 энергоблок находится на этапе ввода в эксплуатацию (2 блок Нововоронежской АЭС-2);
1 энергоблок остановлен для подготовки к выводу из эксплуатации (блок N 1 Ленинградской АЭС);
4 энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1, 2 блоки Белоярской АЭС, 3 блок Нововоронежской АЭС, 1 блок Билибинской АЭС);
4 энергоблока находятся в стадии сооружения (2 блок Ленинградской АЭС-2, 1, 2 блоки Курской АЭС-2, 1 блок Балтийской АЭС);
для 7 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (3, 4 блоки Ленинградской АЭС-2, 2 блок Балтийской АЭС, 1, 2 блоки Смоленской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300), опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем (СВБР-100);
2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (1, 2 блоки Нововоронежской АЭС).
Территориальными органами Ростехнадзора (Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью - далее МТУ ЯРБ) в I квартале 2019 года проведено 894 (850) инспекций и мероприятий по контролю атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (здесь и далее в скобках указаны данные за аналогичный период 2018 года), из них плановых проверок - 23 (32), внеплановых проверок - 57 (55), в режиме постоянного надзора было проведено 814 (763) мероприятий по контролю. Выявлено 84 (88) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 16 (13) раз применялись административные санкции, наложено штрафов на общую сумму 530 (791) тыс. руб.
В результате проведенного анализа отчетов МТУ ЯРБ делается вывод, что по сравнению с I кварталом 2018 года показатели надзорной деятельности изменились разнонаправленно. С 850 до 894 выросло общее число проверок. При этом с 19 до 7 снизилось количество плановых проверок и с 763 до 814 возросло количество мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора. Количество выявленных нарушений снизилось с 88 до 84, количество примененных административных санкций возросло с 13 до 16, сумма наложенных штрафов снизилась с 791 до 530 тыс. руб.
Апелляций, обращений в суд по поводу наложенных штрафов не было, разъяснений неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось.
Как недостаток следует отметить, что административные санкции применялись МТУ ЯРБ только в рамках постоянного надзора (за исключением Северо-Европейского МТУ ЯРБ) и только в отношении должностных лиц (за исключением Уральского МТУ ЯРБ).
Как положительную практику следует отметить применение в I квартале 2019 года Донским и Уральским МТУ ЯРБ таких мер профилактического воздействия, как предостережения (всего выдано 3 предостережения).
Число документарных проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 10 до 13. Документарные проверки проводили Донское МТУ ЯРБ (8), Северо-Европейское МТУ ЯРБ (2), Уральское МТУ ЯРБ (2) и Центральное МТУ ЯРБ (1).
Общее по всем МТУ ЯРБ количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение надзорных функций, снизилось по сравнению с I кварталом 2018 года со 136 до 113, количество занятых штатных единиц снизилось со 117 до 95. Таким образом, штатная укомплектованность МТУ ЯРБ снизилась с 86% до 84%. Продолжает оставаться проблема комплектования отделов инспекций по надзору за ЯРБ на АЭС достаточным количеством квалифицированного персонала. При этом укомплектованность отделов инспекций ЯРБ на Ростовской, Курской, Ленинградской, Смоленской, Калининской АЭС составляет 40-60% (из 5-6 предусмотренных штатным расписанием инспекторов фактически осуществляют надзорную деятельность 2-3 инспектора). На Билибинской АЭС надзор осуществляет 1 инспектор.
Центральным аппаратом Ростехнадзора в I квартале 2019 года плановых проверок (инспекций) атомных станций запланировано не было. Комиссией Ростехнадзора 26 февраля 2019 года проведена внеплановая проверка акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" АО "Концерн Росэнергоатом" с целью контроля выполнения пунктов предписаний Ростехнадзора от 2 декабря 2016 г. N ПР-04-16-ЭО и от 17 января 2018 г. N ПР-01-18-ЭО, срок исполнения которых истек. По результатам проверки нарушений не выявлено.
Проведенный в I квартале 2019 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2018 году, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований по-прежнему являются:
1. Несоответствие отчета по обоснованию безопасности (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность АС, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте АС, и реализацией проекта АС в части отдельного оборудования). Нарушение п. 1.2.8 НП-001-15 - Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Эксплуатация отдельного оборудования и систем с нарушением регламентов и инструкций. Нарушение п. 1.2.4 НП-001-15 - Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ.
В связи с высокой потенциальной опасностью объектов подконтрольных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений, при отсутствии утвержденных методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), относим указанные типовые нарушения к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.
В течение I квартала 2019 года осуществлялся контроль за выполнением мероприятий для снижения последствий запроектных аварий на АЭС после событий на АЭС Фукусима, определенных Актуализированными мероприятиями для снижения последствий запроектных аварий на АЭС. По результатам контроля межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора установлено, что в IV квартале 2018 года не выполнены в срок следующие мероприятия:
не реализованы дополнительные проектные решения по подключению передвижных насосных установок для энергоблоков N 1, 2, 3 Курской АЭС,
не выполнен в полном объеме для всех объектов уточненный расчетный анализ сейсмических воздействий на реакторные установки, бассейны выдержки, стационарные хранилища отработавшего ядерного топлива, оборудование, важное для безопасности, здания и сооружения,
не введен в эксплуатацию комплекс разделки и хранения отработавшего топлива на Смоленской АЭС,
не выполнена корректировка инструкции по ликвидации аварий при реализации схем фиксирующего подключения передвижных установок энергоблока N 3 Ростовской АЭС.
В адрес АО "Концерн Росэнергоатом" направлен запрос от 21 января 2019 г. N 05-00-12/112 о причинах невыполнения мероприятий.
В I квартале 2019 года произошло 6 нарушений в работе энергоблоков атомных станций, классифицированных в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций (НП-004-08), что на 8 нарушений меньше, чем за тот же период 2018 года (в I квартале 2018 года произошло 14 нарушений).
Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01-П03 не было. Осуществлялся постоянный мониторинг своевременности направления в Ростехнадзор сообщений о нарушениях, соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при проведении расследований нарушений АЭС, правильности категорирования происшествий, выполнялся анализ достаточности разрабатываемых эксплуатирующей организацией корректирующих мер по предотвращению аналогичных нарушений. Требований о проведении дополнительных расследований нарушений в работе АЭС в АО "Концерн Росэнергоатом" в I квартале 2019 года Ростехнадзором не направлялось (в 2018 году такие требования направлялись в АО "Концерн Росэнергоатом" 6 раз).
В I квартале 2019 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Исследовательские ядерные установки
В I квартале 2019 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 63 исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) в 18-и эксплуатирующих организациях. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Тип ИЯУ |
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности |
||
Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова) |
Вывод из эксплуатации |
Сооружение |
|
Исследовательские реакторы |
24 (2) |
3 |
3 |
Критические стенды |
23 |
0 |
0 |
Подкритические стенды |
10 |
0 |
0 |
Количество ИЯУ по виду деятельности |
57 |
3 |
3 |
Всего ИЯУ |
63 |
В I квартале 2019 года МТУ ЯРБ проведено 57 (77) проверок, из них: плановых проверок - 2 (5), внеплановых проверок - 3 (9), в режиме постоянного надзора было проведено 52 (62) мероприятия по контролю.
В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 55 (111) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (ФНП) и условий действия лицензий (УДЛ). Административные санкции к юридическим и должностным лицам применялись 5 (4) раз. Административный штраф накладывался на юридическое лицо 1 (1) раз, на должностное лицо - 4 (2) раза. Сумма наложенных штрафов составила 500 (140) тыс. руб., из них на должностных лиц - 100 (40) тыс. руб.
Как недостаток можно отметить, что за 1-й квартал 2019 года МТУ ЯРБ по итогам проверок ИЯУ не было применено мер профилактического воздействия (предостережений) - 0 (6).
Апелляций, обращений в суд по поводу наложенных штрафов не было, разъяснений неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось.
Наибольшее количество нарушений приходится на нарушения состояния эксплуатационной документации, организации эксплуатации ИЯУ, подготовке и допуску к работе персонала.
В результате проведенного анализа отчетов МТУ ЯРБ делается вывод, что по сравнению с 2018 годом показатели надзорной деятельности значительно изменились. Снизилось общее число проверок (с 77 до 57). При этом резко снизилось количество проверок в режиме постоянного надзора (с 62 до 52), количество плановых проверок снизилось с 5 до 2, внеплановых проверок - с 9 до 3. Количество выявленных нарушений и примененных санкций незначительно возросло: санкций было 4, стало 5. Сумма наложенных штрафов увеличилась со 140 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Общее по всем МТУ ЯРБ количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение надзорных функций, составляет 42, количество занятых штатных единиц увеличилось до 32. Штатная укомплектованность МТУ ЯРБ в процентном отношении относительно новых штатов составляет 72,7%. Продолжает оставаться проблема комплектования отделов инспекций по надзору за ЯРБ на ИЯУ достаточным количеством квалифицированного персонала.
За I квартал 2019 года проведенный анализ нарушений, выявленных при проведении проверок Центральным аппаратом Ростехнадзора, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:
несоответствие отчета по обоснованию безопасности ИЯУ (ООБ ИЯУ) фактическому состоянию ИЯУ (ввиду отсутствия проекта на сооружение для размещения систем обращения с ТРО и спецканализации, эксплуатирующей организацией не обеспечено соответствие ООБ ИЯУ проекту ИЯУ; приведенное в ООБ описание хранилища "свежего" ядерного топлива, а также системы аварийной сигнализации о возникновении СЦР, и их фактическое состояние не соответствует проекту ИЯУ). Нарушение п. 20 НП-049-17 - Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок;
несоответствие программ качества, действующих на ИЯУ, требованиям федеральных норм и правил (в ПОК отсутствует: краткая информация об основных функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой и реализацией ПОК, а также контролирующих выполнение и оценивающих результативность выполнения ПОК, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества; основные сведения о порядке взаимодействий с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, другими организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; отсутствует описание процедур, предусматривающих определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации; формирование и поддержание культуры безопасности в организации; аттестацию и (или) проверку знаний и навыков персонала, выполняющего работы (предоставляющего услуги), влияющие на безопасность реактора; отсутствует описание порядка оценки и выбора организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации). Нарушения п.п. 15, 16, 19-24 Требований к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии (НП-090-11);
эксплуатирующими организациями не разработан порядок передачи Ростехнадзору информации о выявленных фактах несоответствия продукции установленным к ней требованиям и о принятых мерах в отношении такой продукции в случае, если указанные несоответствия повлияли или могли повлиять на безопасность объекта использования атомной энергии. Нарушение п. 40 Правил оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения (НП-071-18).
В связи с высокой потенциальной опасностью подконтрольных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений, при отсутствии утвержденных методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), относим указанные типовые нарушения к высокому (максимально возможному) риску в работе ИЯУ.
Для устранения нарушений обязательных требований необходимо принятие организационных мер со стороны руководства эксплуатирующих организаций и административного контроля со стороны руководства по выполнению персоналом требований законов, ФНП и УДЛ.
В I квартале 2019 года комиссиями центрального аппарата Ростехнадзора были проведены:
с 21 по 25 января 2019 года внеплановая выездная проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, обосновывающих обеспечение безопасности эксплуатации ИЯР ИР-8 НИЦ "Курчатовский институт" в связи с планируемым внесением изменений в УДЛ на эксплуатацию ИЯР ИР-8 по заявлению N АК-935/34 от 29 января 2018 г. Составлен 1 протокол об административных правонарушениях в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения протокола наложен штраф на сумму 300 тыс. руб. Выдано предписание N ПР1-НИЦ "Курчатовский институт" - ЦА/19 от 25 января 2019 г. на устранение 4 нарушений обязательных требований;
с 13 по 14 февраля 2019 года внеплановая выездная проверка ГНЦ РФ-ФЭИ с целью проверки сведений, изложенных в материалах обращения (жалобы) АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" от 29 ноября 2018 г. N 224/7.02-04/6884-Е, а также информации Центрального МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора исх. N 13-01/4502 от 19 декабря 2018 г., в части возможности наличия основания подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) в отношении АО "ГНЦ РФ-ФЭИ". Составлен 1 протокол об административных правонарушениях в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения протокола наложен штраф на сумму 200 тыс. руб. Выдано предписание N ПР2-АО "ГНЦ РФ-ФЭИ"-ЦА/19 от 13 февраля 2019 г. на устранение 5 нарушений обязательных требований;
с 18 по 20 марта 2019 года внеплановая выездная проверка в отношении акционерного общества "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского" в связи с обращением АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" с целью контроля за соблюдением требований в области использования атомной энергии при подготовке к проведению контрольного физического пуска в соответствии с п. 67 НП-008-16 Правил ядерной безопасности критических стендов (исх. от 27 февраля 2019 г. N 224/7-01/15). Выдано предписание N ПР3-АО "ГНЦ РФ-ФЭИ"-ЦА/19 от 20 марта 2019 г. на устранение 1 нарушения обязательных требований;
с 25 марта по 5 апреля 2019 года плановая выездная проверка в отношении деятельности в области использования атомной энергии юридического лица - федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет". По результатам проверки составлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица и 4 протокола - в отношении должностных лиц. По результатам рассмотрения протоколов наложено 5 штрафов на сумму 330 тыс. руб. Выдано предписание N ПР4-ФГАОУ ВО НИ ТПУ-ЦА/19 от 5 апреля 2019 г. на устранение 40 нарушений обязательных требований.
Сведения о проведенных проверках внесены в автоматизированную систему "Единый реестр проверки" и в АИС ЯРБ Ростехнадзора.
В I квартале 2019 года нарушений в работе исследовательских ядерных установок, классифицируемых как аварии и происшествий категорий П01, П02, П04 и П06, П07, П09 не было. Произошло 3 нарушения в работе (одно нарушение категории П03 и 2 нарушения категории П08), подлежащие учету в соответствии с "Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10), в I квартале 2018 года было 1 нарушение (категория - П05).
Федеральный государственный надзор за безопасностью объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов
Аварий на поднадзорных объектах использования атомной энергии в I квартале 2019 года не было.
Уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности в поднадзорных организациях соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Проверочные мероприятия проводились в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; отмечается тенденция к снижению количества выявленных нарушений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При выявлении фактов нарушений выдаются предписания на их устранение, проводится разъяснительная работа для руководства и персонала поднадзорных организаций.
За I квартал 2019 года на поднадзорных объектах Ростехнадзором было проведено 5 проверок, из них плановых - 2, внеплановых целевых - 3.
В ходе проверок выявлено 23 нарушения. По фактам выявленных нарушений выданы предписания на их устранение.
По результатам проведенного анализа проверок поднадзорных организаций в I квартале 2019 года типовыми нарушениями на поднадзорных объектах использования атомной энергии явились:
своевременно не вносятся изменения в производственно-технические документы эксплуатирующей организации (инструкции, эксплуатационная документация): содержатся ссылки на утратившие силу нормативные документы, не учтены изменения в штатной структуре подразделений;
в эксплуатационной документации не установлены методы сравнения измеренных значений фактического выброса и установленных разрешенных значений выбросов радиоактивных веществ;
обращение с РАО (в том числе хранение РАО) осуществляется в местах, не предусмотренных проектной и эксплуатационной документацией.
Ведется профилактическая работа с поднадзорными организациями по предупреждению и недопущению случаев аварийности и травматизма путем проведения семинаров, бесед, размещения информации на официальных сайтах управлений.
По результатам анализа правоприменительной практики, представленной МТУ по надзору за ядерной радиационной безопасностью, выявлены следующие проблемы.
1. В связи с вводом в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии - "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" НП-038-16 (далее - НП-038-16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. N 405, и отменой федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" НП-038-11 (далее - НП-038-11) в настоящее время отсутствуют требования по радиационной и технической безопасности, применимые к пунктам хранения радиоактивных веществ (далее - РВ) и пунктам хранения, хранилищам радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе требования к классификации систем и элементов этих объектов.
Пункт 1.5 НП-038-11 распространял действие данных правил также на пункты хранения в части требований, не определенных другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты, а требования НП-038-16 не распространяются на пункты хранения РВ, пункты хранения, хранилища РАО.
С целью стандартизации требований при осуществлении государственного надзора, а также исключения возможности установления излишних требований для организаций, эксплуатирующих стационарные хранилища РВ и РАО, необходимо на уровне федеральных норм и правил определить требования по радиационной и технической безопасности к стационарным хранилищам РВ и РАО.
В настоящее время рассматривается вопрос о возможности внесения изменений в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" НП-016-05 с целью распространения их действия и на стационарные хранилища РВ и РАО.
2. Пункт 1.3 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии - "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" НП-024-2000 (далее - НП-024-2000) распространяет действие документа на все действующие объекты использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), кроме блоков атомных электрических станций и ОИАЭ военного назначения. Таким образом, применять данный документ при осуществлении государственного надзора за войсковыми частями нельзя. При этом основная часть войсковых частей эксплуатирует измерители мощности дозы в оборонных целях типа ДП-5, ПКУЗ, ИМД, имеющие в своем составе контрольные радиационные источники, назначенный срок эксплуатации которых давно истек.
Глава 2 НП-024-2000 содержит требования только для эксплуатирующих организаций, а организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, которые в силу требований статьи 36.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" не признаются эксплуатирующими организациями. Таким образом, НП-024-2000 невозможно применять в отношении организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
Кроме того, органы управления использованием атомной энергии, а именно Минздрав России, Минпромторг России, Роснедра отказывают эксплуатирующим организациям в утверждении решений о продлении назначенного срока эксплуатации в соответствии с требованиями НП-024-2000. Свой отказ органы управления мотивируют тем, что НП-024-2000 не прошли регистрацию в Минюсте России, поэтому согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009) положения НП-024-2000 применяться не могут.
Вследствие вышеизложенного назрела острая необходимость в переработке НП-024-2000.
В настоящее время ОАО "ТВЭЛ" разрабатывает техническое задание на выполнение работ по разработке федеральных норм и правил, устанавливающих требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии (взамен НП-024-2000). Начало упомянутых работ запланировано на 2019 год.
3. В соответствии с требованиями пункта 10 Правил регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - Правила регистрации), утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184, регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.
Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления должен организовать проведение внеплановой проверки заявителя, получить и оценить результаты проверки, подготовить и принять в установленном порядке решение о регистрации организации, либо об отказе в ее регистрации. Практика показывает, что для надлежащего проведения указанных процедур срок 30 дней является крайне сжатым. При разбросанности объектов по нескольким территориям, фактических сроков, затрачиваемых Почтой России на пересылку почтой материалов, связанных с организацией проверки и материалов, оформленных по результатам проверки, соблюдение 30-ти дневного срока затруднительно.
Для решения проблемы необходимо внести изменения в пункт 10 Правил регистрации с целью увеличения срока проверки полноты сведений до 45 рабочих дней.
В настоящее время продолжается согласование законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Принятие законопроекта потребует внесения корреспондирующих изменений в Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184, в рамках которого предлагается учесть вышеуказанное предложение по увеличению срока проведения внеплановой проверки.
4. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" радиоактивные отходы и радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.
В последнее время появляются сведения о появлении радиоактивных веществ (труб, загрязненных природными радионуклидами), которые находятся в собственности индивидуальных предпринимателей. При этом содержание радионуклидов в данных материалах позволяет отнести их к категории очень низкоактивных радиоактивных отходов. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Такая ситуация приводит к невозможности передачи таких материалов в специализированную организацию по обращению с радиоактивными отходами или национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами и обеспечить безопасное обращение с ними.
Тем не менее, случаи появления радиоактивных веществ в собственности индивидуальных предпринимателей единичны, в связи с чем внесение изменений в нормативно-правовые акты является нецелесообразным.
5. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (НП-071-18) не распространяются на объекты ядерного топливного цикла, суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно-технологического обслуживания, радиационных источников, объектов.
В настоящее время Госкорпорацией "Росатом" по согласованию с Ростехнадзором организуется разработка (пересмотр) федеральных норм и правил, устанавливающих правила и требования к оценке соответствия продукции и процессов в отношении радиационных источников, объектов ядерного топливного цикла, судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания.
Надзор за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования
В I квартале 2019 года МТУ ЯРБ осуществлялся надзор за деятельностью 1237 организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.
За I квартал 2019 года проведено 72 проверки, из них:
33 - плановых выездных проверки, с целью проверки соблюдения требований условий действия лицензий;
39 - внеплановых проверок, из которых 29 проверок по заявлению организаций, связанных с выдачей лицензии, и 10 проверок по другим основаниям.
Выявлено 34 нарушения и выдано 9 предписаний на их устранение.
Федеральный государственный строительный надзор на объектах использования атомной энергии
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
Государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии в соответствии с приказом Ростехнадзора от 6 июля 2014 г. N 247 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии" осуществляется комплексными рабочими группами (далее - КРГ), назначаемыми приказами руководителей МТУ по надзору за ЯРБ с включением в состав КРГ представителей других территориальных органов Ростехнадзора.
В отношении объектов использования атомной энергии по итогам I квартала 2019 года осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции 40 объектов капитального строительства.
В течение I квартала 2019 года при осуществлении государственного строительного надзора Ростехнадзором проведено 26 проверок.
По результатам проведения 26 проверок за I квартал 2019 года было выявлено 201 нарушение.
По результатам проведенных проверок выдано 17 предписаний об устранении выявленных нарушений.
По результатам проведенных за I квартал 2019 года проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 21 административное наказание.
Сумма наложенных в I квартале 2019 года административных штрафов составила 1 475 тыс. руб., в том числе на должностные лица - 145 тыс. руб., на юридические лица - 1 300 тыс. руб.
По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора в отношении объектов использования атомной энергии в I квартале 2019 года выдано 1 заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В I квартале 2019 года в рамках осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии выявлено 7 нарушений требований в области экологии, выявлено 8 нарушений требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и 3 нарушения требований пожарной безопасности.
Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются:
отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ;
нарушение сроков направления извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ;
нарушения требований при ведении исполнительной документации (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ и т.д.), что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ;
нарушения организационного порядка строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ;
нарушения технологии строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ;
недостаточный уровень осуществления строительного контроля на объекте, что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Государственный надзор за учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
О результатах надзора за учетом и контролем ядерных материалов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 51 организацией, осуществляющими обращение с ядерными материалами.
За I квартал 2019 года было проведено 58 проверок, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов (55 проверок, проведенных в режиме постоянного надзора, 3 плановых проверки).
Около 5% проверок (3) было проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).
В процессе инспекций выявлено 33 нарушения обязательных требований. За аналогичный период 2018 года было проведено 49 проверок, выявлено 16 нарушений.
За отчетный период случаев, связанных с утратой и несанкционированным использованием ядерных материалов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
О результатах надзора за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
В настоящее время под надзором состоит 2098 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 75 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центров).
За I квартал 2019 года инспекторами Ростехнадзора было проведено 299 проверок (137 плановых проверок, 82 проверки в режиме постоянного надзора, 80 внеплановых проверок), в рамках которых проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 120 нарушений (119 нарушений обязательных требований и 1 нарушение условий действия лицензии). За аналогичный период 2018 года проведено 262 проверки, выявлено 102 нарушения норм и правил и условий действия лицензий.
За отчетный период обнаружено 30 неучтенных открытых источников ионизирующего излучения на территории организации.
Поступила информация о захоронении 3 радиоактивных источников при обрыве бурильного оборудования при производстве геологоразведочных работ (каротаж).
О результатах надзора за физической защитой на ядерных и радиационно-опасных объектах
В I квартале 2019 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 54 ядерных объектах.
В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2019 год за I квартал 2019 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведено 3 плановых инспекции и 63 проверки выполнения требований к физической защите при постоянном надзоре (за аналогичный период в 2018 году было проведено 1 плановая инспекция, 2 внеплановые и 81 проверка при постоянном надзоре).
В процессе инспекций выявлено 45 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий (43 нарушения обязательных требований и 2 нарушения условий действия лицензий). За аналогичный период 2018 году было выявлено 50 нарушений.
О результатах надзора за физической защитой на радиационно-опасных объектах
В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2019 год за I квартал 2019 года на 2008 радиационно-опасных объектах комиссиями проведено 111 плановых инспекций, 63 внеплановых и 60 проверок выполнения требований по физической защите при постоянном надзоре, включая ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (за аналогичный период в 2018 году было проведено 120 плановых инспекций, 52 внеплановых и 55 проверок при постоянном надзоре).
В процессе инспекций выявлено 24 нарушения обязательных требований. За аналогичный период 2018 года было выявлено 37 нарушений.
Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения не выявлено.
Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля ядерных материалов:
пп. 89, 91 "Основных правил учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255, в положении о подразделении, а также в должностных инструкциях материально ответственных лиц по учету и контролю ядерных материалов не определены функции, права и обязанности их в части учета и контроля ЯМ, не создана служба (подразделение) учета и контроля ядерных материалов. Выявлено 14 нарушений. Нарушения данных пунктов составляют около 42% от общего количества нарушений;
пп. 54, 55 НП-030-12, при проведении годовой физической инвентаризации ядерных материалов не проверялось наличие учетных единиц, результаты показаний системы видеонаблюдения не оформляются документально и не предоставляются инвентаризационной комиссии, не соблюдены установленные сроки представления отчетных документов (МБО, СФНК), оформленных по результатам годовой физической инвентаризации, не проведена проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов, были нарушены 7 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 21% от общего количества нарушений;
пп. 33, 34 НП-030-12, применяются пломбы, не удовлетворяющие национальным стандартам, в промежутках между инвентаризациями ЯМ не проводится выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ, результаты контроля документально не регистрируются, были нарушены 3 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 9% от общего количества нарушений;
п. 37 НП-030-12, в программе измерений ядерных материалов не приведены формы, не указаны сроки составления документов, в которых регистрируются результаты измерений, был нарушен 2 раза. Нарушения данного пункта составляют около 6% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации:
пп. 12, 15, 17 "Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. N 503, не разработано положение по учёту и контролю РВ и РАО, не разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения, осуществляющего деятельность с РВ и РАО, не назначены ответственные за учет и контроль РВ и РАО, были нарушены 54 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 45% от общего количества нарушений;
пп. 80, 81 НП-067-16, отчетные документы составляются не на основе учетных документов и результатов инвентаризации по формам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, не представлены отчётные документы в информационно-аналитический центр системы государственного учёта и контроля РВ и РАО, были нарушены 22 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 18% от общего количества нарушений;
пп. 27, 28 НП-067-16, не проверяется состояние и целостность пломб чаще, чем частота инвентаризаций с регистрацией таких проверок в журнале, не разработана программа применения пломб, были нарушены 15 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 13% от общего количества нарушений;
пп. 32 НП-067-16, в программе измерений радиоактивных веществ и радиоактивных отходов не определен перечень используемых в целях учета и контроля РВ и РАО средств измерений, типов стандартных образцов, процедуры пробоотбора, методик измерений, не определены формы и порядок оформления результатов измерений, был нарушен 12 раз. Нарушения данного пункта составляют около 10% от общего количества нарушений;
пп. 55, 63 НП-067-16, в приказе на проведение инвентаризации РВ и РАО не указано время, после которого запрещаются любые перемещения без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, в актах инвентаризации РВ не отражены результаты проверки ведения учетных документов РВ и РАО, результаты измерений, выполненных при проведении инвентаризации, результаты проверки СКД, были нарушены 9 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 8% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:
пп. 63-90 "Требований к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. N 343, на отдельных участках охраняемых зон (защищенных и внутренних), а также в категорированных зданиях (сооружениях) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению, были нарушены 16 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 35% от общего количества нарушений;
п. 46 НП-083-15, отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы по организационным мероприятиям (положения, планы, инструкции), был нарушен 9 раз. Нарушения данного пункта составляют около 20% от общего количества нарушений;
пп. 109-112 НП-083-15, оборудование контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивают контроль разрешенного прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (ядерных материалов, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ и предметов из металла), были нарушены 8 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 18% от общего количества нарушений;
пп. 26-30 НП-083-15, анализ уязвимости ядерного объекта проведен с отступлениями от положений нормативных документов, были нарушены 2 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 4% от общего количества нарушений;
пп. 35-39 НП-083-15, оценка эффективности системы физической защиты на ядерном объекте проведена с отступлениями от положений нормативных документов, были нарушены 2 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 4% от общего количества нарушений;
пп. 130-139 НП-083-15, обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиационных источников и радиоактивных веществ при перевозках и транспортировании не соответствует ведомственным и (или) нормативным правовым актам, были нарушены 2 раза. Нарушения данного пункта составляют около 4% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:
пп. 63-90 "Требований к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. N 343, на отдельных участках охраняемых зон (защищенных и внутренних), а также в категорированных зданиях (сооружениях) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению, были нарушены 16 раз. Нарушения данных пунктов составляют около 35% от общего количества нарушений;
п. 46 НП-083-15, отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы по организационным мероприятиям (положения, планы, инструкции), был нарушен 9 раз. Нарушения данного пункта составляют около 20% от общего количества нарушений;
пп. 109-112 НП-083-15, оборудование контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивают контроль разрешенного прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (ядерных материалов, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ и предметов из металла), были нарушены 8 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 18% от общего количества нарушений;
пп. 26-30 НП-083-15, анализ уязвимости ядерного объекта проведен с отступлениями от положений нормативных документов, были нарушены 2 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 4% от общего количества нарушений;
пп. 35-39 НП-083-15, оценка эффективности системы физической защиты на ядерном объекте проведена с отступлениями от положений нормативных документов, были нарушены 2 раза. Нарушения данных пунктов составляют около 4% от общего количества нарушений;
пп. 130-139 НП-083-15, обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиационных источников и радиоактивных веществ при перевозках и транспортировании не соответствует ведомственным и (или) нормативным правовым актам, были нарушены 2 раза. Нарушения данного пункта составляют около 4% от общего количества нарушений.
Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на радиационно опасных объектах:
п. 22 (приложение N 3) "Правил физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утвержденным приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 г. N 280, не разработаны или требуют корректировки отдельные документы, определяющие организацию физической защиты (инструкции, журналы, планы, положения, перечни), был нарушен 7 раз. Нарушения данного пункта составляют около 29% от общего количества нарушений;
п. 6 НП-034-15, не разработана модель нарушителей или не согласована в установленном порядке, был нарушен 6 раз. Нарушение данного пункта составляет около 25% от общего количества нарушений;
п. 21 НП-034-15, комплекс ИТСФЗ не в полной мере соответствует установленным требования, был нарушен 4 раза. Нарушения данного пункта составляет около 16% от общего количества нарушений;
п. 11 "Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240, разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии в части физической защиты у руководства организаций на момент проверок отсутствовали, был нарушен 4 раза. Нарушения данного пункта составляет около 16% от общего количества нарушений;
п. 20 НП-034-15, не установлен уровень физической защиты или установленный уровень физической защиты не соответствует требованиям, был нарушен 3 раза. Нарушение данного пункта составляет около 13% от общего числа нарушений.
Результаты правоприменительной практики
За I квартал 2019 года всего за нарушения в области физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов наложено 9 штрафов на общую сумму в размере 840 тысяч рублей (за аналогичный период 2018 года 14 штрафов на общую сумму в размере 1 миллиона 540 тысяч рублей).
Основными причинами выявленных нарушений в рамках систем физической защиты на ядерных и радиационно-опасных объектах, государственного учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов являются:
недостаточный административный контроль со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии по соблюдению обязательных требований и условий действия лицензий;
недостаточный уровень подготовки и повышения квалификации персонала поднадзорных организаций;
недостаточная эффективность и оперативность процедур проведения тендеров на модернизацию и совершенствование систем физической защиты поднадзорных организаций.
Планируемые мероприятия по недопущению поднадзорными объектами типовых и массовых нарушений обязательных требований в сфере надзора за учетом, контролем и физической защитой.
В целях содействия соблюдению требований норм и правил в области использования атомной энергии Управление специальной безопасности Ростехнадзора в I квартале 2019 года разработало (находятся на этапе согласования) руководства по безопасности при использовании атомной энергии, в части учета, контроля и физической защиты:
Руководство по безопасности "Рекомендации по применению средств контроля доступа в системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов";
Руководство по безопасности "Рекомендации по обеспечению физической защиты ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов при их проектировании и сооружении".
Планируемые мероприятия по недопущению поднадзорными объектами типовых и массовых нарушений обязательных требований:
дальнейшая разработка и утверждение руководств по безопасности при использовании атомной энергии, в части учета, контроля и физической защиты;
размещение в сети "Интернет" на официальном сайте Ростехнадзора руководств по безопасности, методических ведомственных документов (положений, инструкций, методических рекомендаций) по соблюдению обязательных требований в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты;
направление в органы государственного управления использованием атомной энергии информации о типовых и массовых нарушениях обязательных требований в сфере надзора за учетом, контролем и физической защитой на подведомственных объектах, с целью организации и проведения мероприятий объектового и ведомственного контроля;
реализация Подпрограммы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018 - 2020 годы Управления специальной безопасности Ростехнадзора.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за I квартал 2019 года (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июня 2019 г. N 243)
Текст приказа опубликован не был