Решение Ленинского районного суда г. Владивостока
от 13 февраля 2019 г. N 2а-1183/2019
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.В.,
при секретаре Александровой М.С.
с участием представителя административного истца Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Герасимова А.Г.,
представителя административного ответчика администрации г. Владивостока по доверенности Бакулиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владивостока (далее - администрация) о признании нормативного правового акта недействующим. Ссылаясь на статьи 5, 7, 23, 68.1, 68.2, 70.1, 85, 87 Лесного кодекса РФ, пункт 4 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. N 72 административный истец указал, что постановление администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества не соответствует требованиям законодательства. Так, при разработке лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества в перечень документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент, не включен приказ Федерального агентства лесного хозяйства об определении количества лесничеств на территории Владивостокского городского округа и установлении их границ. До настоящего времени не определено количество лесничеств и их границы на землях населенных пунктов Владивостокского городского округа, то есть, лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества принят в отсутствие установленных границ лесничества, установление которых находится в исключительной компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, что грубо нарушает указанные нормативные требования к составу лесохозяйственного регламента и порядка его разработки. Без надлежащего установления границ лесничества неправомерным является проектирование лесных участков, установление целевого назначения лесов, и проведение других мероприятий в рамках лесоустройства, лесного планирования. Поскольку границы лесничества надлежащим образом не установлены лесохозяйственный регламент не может иметь обязательную силу для граждан, юридических лиц, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. В связи с изложенным Лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества, утверждённый постановлением администрации Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457, принятый в отсутствие установленных границ лесничества, не соответствует закону с момента его издания, вопреки части 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ не может являться основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Просит признать не действующим со дня вступления решения в законную силу постановление администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества" до момента установления уполномоченным государственным органом границ Городского Владивостокского лесничества. Обязать администрацию опубликовать сообщение о принятии судом решения в официальном источнике опубликования согласно статьи 37 Устава г. Владивостока в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения, направил в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, подписанный представителем Варванцевой С.Ю., в котором указано, что требования прокурора законны и обоснованны, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Приморского края не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения, направил письменный отзыв на административное исковое заявление, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве представитель Фунтусова Е.А. указала, что доказательств надлежащего согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти генерального плана Владивостокского городского округа в Департаменте лесного хозяйства Приморского края не имеется. Согласно сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01 января 2018 г. общая площадь земель, на которых расположены леса, в границах Владивостокского городского округа составляет 37346,3 га, в том числе по категориям земель: земли лесного фонда - 17883,0 га, земли обороны и безопасности - 13471,0 га, земли населенных пунктов - 895,3 га, земли иных категорий - 5097,0 га. В границах Владивостокского городского округа находятся земли лесного фонда Владивостокского лесничества на общей площади 17883,0 га, а именно: Лазурное участковое лесничество - 4312,0 га; Островное участковое лесничество - 2497,0 га, Садгородское участковое лесничество - 6727,0 га, Седанское участковое лесничество - 4347,0 га. Решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 г. N 119 утвержден генеральный план Владивостокского городского округа (далее - ВГО), согласно которому в границы ВГО вошли указанные земли лесного фонда (территории которые ранее не входили в границы ВГО). При этом информация и подтверждающие документы о формировании границ лесных участков для включения их в границы г. Владивостока в Департаменте отсутствует. Данное обстоятельство является причиной имеющихся на сегодняшний день противоречий сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу с целью организации работы по устранению данных противоречий в администрацию направлены обращения от 25 июля 2017 г. N 9-07/2720 и от 31 июля 2017 г. N 9-07/3731 о необходимости срочного принятия мер по организации городского лесничества (лесопарка) не только в отношении лесов, расположенных в границах г. Владивостока на площади 895,3,0 га, но и лесов Садгородского, Седанского, Лазурного, Островного участковых лесничеств Владивостокского лесничества, в том числе в части подготовки и предоставления в Рослесхоз материалов для издания приказа об установлении границ лесничества (лесопарка) на землях населенных пунктов. Письмом Рослесхоза от 30 октября 2017 г. N АВ-03-31/15553 администрации рекомендовано в проекте внесения изменений в генеральный план запроектировать участки земель с категорией "лесной фонд", как ранее включенные в границы населенных пунктов, с целью исключения данных участков из состава земель лесного фонда и организации городских лесов. Лесохозяйственным регламентом Владивостокского городского лесничества учтено 873,0 га, при этом генеральным планом в границы Владивостокского городского округа включены земли лесного фонда площадью 17883,0 га (Садгородское, Седанское, Лазурное, Островное участковые лесничества Владивостокского лесничества), которые в свою очередь отнесены к зоне Р1 (рекреационная зона, зона лесов или городские леса). На основании изложенного, считают доводы, изложенные Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором в административном исковом заявлении обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного истца Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Герасимов А.Г. настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что решение Ленинского районного суда г. Владивостока, на которое ссылается представитель административного истца, следовало исполнять с соблюдением требований, установленных к порядку утверждения лесохозяйственного регламента.
Представитель административного ответчика администрации г. Владивостока Бакулина А.А. в судебном заседании требования не признала, предоставила письменный отзыв, ссылаясь на часть 1.1 статьи 84, части 3, 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 72 указала, что администрация не согласна с административным исковым заявлением, поскольку утверждение лесохозяйственного регламента относится к полномочиям органов местного самоуправления, постановление не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Лесохозяйственный регламент разработан и утвержден во исполнение решения Ленинского районного суда города Владивостока от 10 декабря 2013 г., вступившего в законную силу 14 апреля 2014 г., в соответствии с которым по требованию Приморского межрайонного природоохранного прокурора, на администрацию возложена обязанность исполнить требования статьей 84, 87 Лесного кодекса РФ и разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Владивостокского городского округа Приморского края. Исполнение указанного решения суда в силу требований ГПК РФ, Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не могло быть отложено до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти границ лесничества. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные отзывы и возражения, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из статьи 5 Лесного кодекса РФ следует, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ закреплено понятие лесного участка - земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые могут располагаться в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 85 Лесного кодекса РФ лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Согласно частей 1, 6, 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 72 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов).
Пунктом 5 Состава лесохозяйственных регламентов предусмотрено, что во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатываемого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных и иных нормативно-правовых актов, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент.
Пунктом 6 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать в том числе следующую информацию:
1) краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую:
наименование и местоположение лесничества, лесопарка;
общую площадь лесничества и участковых лесничеств;
распределение территории лесничества по муниципальным образованиям;
карту-схему субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества;
распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования с приложением схематической карты территории лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам;
2) виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Как следует из материалов дела, 09 июня 2017 г. администрацией г. Владивостока принято постановление N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества", опубликовано в издании "Владивосток" N 85 (5851), на официальном сайте администрации г. Владивостока.
16 ноября 2018 г. письмом N 9-07/6567 Департамент лесного хозяйства по ДФО (пункт 2 письма) сообщил и.о. прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что в связи с тем, что приказ Рослесхоза об определении количества лесничеств (лесопарков) и установления их границ на землях населенных пунктов, входящих в состав Владивостокского городского округа, на которых расположены городские леса, отсутствует, постановление главы администрации г. Владивостока N 1457 от 09 июня 2017 г. "Об утверждении лесохозяйственного регламента Владивостокского городского лесничества" не соответствует требованиям законодательства.
Проанализировав нормы Лесного кодекса РФ, Приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" суд приходит к выводу о том, что Лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества противоречит положениям части 1 статьи 87 Лесного РФ в той мере, в какой отсутствует указание на границы Городского Владивостокского лесничества.
Отклоняя доводы представителя административного ответчика о том, что границы Городского Владивостокского лесничества установлены, о чем указано в пункте 1.1 лесохозяйственного регламента, согласно которому "Городское Владивостокское лесничество находится на территории Владивостокского городского округа (далее - ВГО), расположенного в южной части Приморского края в границах, установленных Законом Приморского края от 06.12.2004 N 179-КЗ "О Владивостокском городском округе", суд исходит из следующего.
Пунктом 5.5. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы.
В настоящее время границы Городского Владивостокского лесничества приказом Рослесхоза не установлены, о чем прямо свидетельствует письмо Департамента лесного хозяйства по ДФО N 9-07/6567 от 16 ноября 2018 г. Администрацией данное доказательство не опровергнуто.
Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, предусмотрены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков. Из пункта 3 данной инструкции следует, что в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств.
Лесное законодательство содержит следующие понятия: "местоположение лесничества", "местоположения границ лесничества" "общая площадь лесничества", "территории лесничества", "границы лесничества", через которые осуществляется правовое регулирование использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесохозяйственный регламент также является правовым источником для правоприменителей, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что определяющее юридическое значение для действия лесохозяйственного регламента имеют границы лесничества.
По мнению суда в условиях отсутствия границ Городского Владивостокского лесничества применение лесохозяйственного регламента не представляется возможным, поскольку именно в отношении лесничества осуществляется проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра (часть 4 статьи 23 Лесного кодекса РФ); в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 4 Состава лесохозяйственных регламентов).
Ссылки представителя административного истца на необходимость принятия лесохозяйственного регламента в целях исполнения решения суда, в условиях возбужденного исполнительного производства, не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно решению Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 10 декабря 2013 г. по гражданскому делу N 2-4259/2013 с учетом апелляционного определения Приморского краевого суда от 14 апреля 2014 г. на администрацию г. Владивостока по иску межрайонного природоохранного прокурора возложена обязанность "_исполнить требования статей 67, 68 Лесного кодекса РФ, пункта 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516 и провести лесоустройство городских лесов на территории Владивостокского городского округа Приморского края, а именно:
проектирование лесничеств и лесопарков; проектирования защитных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, защитных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
исполнить требования ст.ст. 84, 87 Лесного кодекса РФ и разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Владивостокского городского округа Приморского края;
исполнить требования ст. ст. 51, 84 Лесного кодекса РФ и организовать муниципальный лесной контроль в отношении лесных участков городских лесов Владивостокского городского округа Приморского края; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах Владивостокского городского округа Приморского края;
исполнить требования ст. 91 Лесного кодекса РФ, п. 2 Порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления, утвержденного приказом Рослесхоза от 15.02.2012 N 53, и представить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации документированную информацию, содержащуюся в государственном лесном реестре;
исполнить требования ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 14 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства IS.08.2008 N 618, и представить в органы кадастрового учета выписку из раздела лесохозяйственного регламента, определяющего виды разрешенного использования лесов (земельных участков), установить срок для исполнения решения суда до 01.06.2014.
Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края исполнить требования ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 15 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618, и организовать включение в государственный кадастр недвижимости сведений о лесах на земельных (лесных) участках лесного фонда РФ, находящихся на территории Владивостокского городского округа, установить срок для исполнения решения суда до 01.06.2015.".
Содержание решения суда свидетельствует о том, что на администрацию возложена обязанность осуществить комплекс работ по лесоустройству. При этом, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента должно предшествовать закрепление на местности местоположения границ лесничеств.
Таким образом, утверждение лесохозяйственного регламента в отрыве от исполнения иных обязанностей, возложенных судом в сфере лесоустройства преждевременно, администрации следует совершить последовательные действия по исполнению судебного решения в рамках требований лесного законодательства.
Окончание исполнительного производства N 6761/1825037-ИП от 15 августа 2014 г., возбужденного в рамках исполнения указанного решения суда, не свидетельствует о законности оспариваемого нормативно-правового акта, поскольку данный вопрос не относится к компетенции судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания постановления администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Установление окончания периода признания акта недействующим нормами действующего законодательства не предусмотрено, в связи с чем требование прокурора о признании нормативного правового акта недействующим до момента установления уполномоченным государственным органом границ Городского Владивостокского лесничества подлежит отклонению.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. На основании данного требования закона на администрацию следует возложить обязанность опубликовать сообщение о принятии судом решения в официальном источнике опубликования согласно статьи 37 Устава г. Владивостока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании нормативного правового акта не действующим удовлетворить частично.
Признать постановление администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества" не действующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию г. Владивостока обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2019 г. N 2а-1183/2019
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Ленинского районного суда г. Владивостока в Internet (http://leninsky.prm.sudrf.ru)
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2019 г. N 2а-1183/2019 административное исковое заявление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании настоящего постановления не действующим удовлетворено полностью со дня вступления решения суда в законную силу