Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам территориальной избирательной комиссии города Кызыла и Ооржака Рената Чадамбаевича на решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года, которым удовлетворен административный иск Ооржака Андриана Шериг-ооловича о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 1 августа 2019 года N 75/462-4 "О регистрации Ооржака Рената Чадамбаевича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6, выдвинутым в порядке самовыдвижения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения представителя Ооржака Р.Ч. по доверенности Сороковнина С.Г. и представителя территориальной избирательной комиссии города Кызыла по доверенности Щегонина А.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб представителя Ооржака А.Ш. по доверенности Вахрушева С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 5 июня 2019 года N 2252 ПВХ-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 июня 2019 года N 55/278-7 на территориальную избирательную комиссию города Кызыла возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6.
Решением территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 1 августа 2019 года N 75/462-4 Ооржак Ренат Чадамбаевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6.
Ооржак Андриан Шериг-оолович, зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 1 августа 2019 года N 75/462-4 "О регистрации Ооржака Рената Чадамбаевича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6, выдвинутым в порядке самовыдвижения".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что кандидат Ооржак Р.Ч. не представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, не представил документы, отвечающие по форме и содержанию требованиям закона, не представил в соответствии с законными требованиями список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, при этом представленные подписные листы являются недействительными. Как указал административный истец, кандидат Ооржак Р.Ч. в подписных листах не указал свою принадлежность к общественной организации, что свидетельствует о несоблюдении требований закона и влечет признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными. Также Ооржак Р.Ч. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указал место жительства: г. Москва, ..., а в подписных листах указал адрес места жительства: г. Кызыл, ... В связи с этим, кандидатом до избирателей доведены сведения, не соответствующие действительности.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 1 августа 2019 года N 75/462-4 "О регистрации Ооржак Рената Чадамбаевича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6, выдвинутым в порядке самовыдвижения".
В апелляционных жалобах территориальная избирательная комиссия города Кызыла и Ооржак Р.Ч. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также примечанием приложения N 8 к данному Федеральному закону установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Ооржак Р.Ч. в своем заявлении о согласии баллотироваться уведомил избирательную комиссию о принадлежности к региональной общественной организации "Федерация шахмат Республики Тыва", приложив соответствующую справку.
Между тем, в представленных кандидатом 106 подписных листах с 422 подписями сведения о его принадлежности к указанной общественной организации и его статус в данной общественной организации не указаны.
Как верно указал суд, наличие в подписном листе информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате.
Необходимость указания в представленных заявителем подписных листах на принадлежность к общественной организации является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что невнесение в подписные листы сведений о принадлежности кандидата в депутаты к общественному объединению, которые в свою очередь отражены в заявлении о согласии баллотироваться, является основанием для признания 422 подписей избирателей на 106 подписных листах недействительными.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что до регистрации кандидата избирательной комиссией он не являлся членом общественного объединения, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания региональной общественной организации "Федерация шахмат Республики Тыва" от 15 июля 2019 года, и данные сведения не были представлены суду первой инстанции лишь в связи с отсутствием этой информации у кандидата, не может изменить юридическую природу обжалуемого решения, поскольку указание в подписном листе сведений о принадлежности кандидата к общественному объединению, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, является безусловной обязанностью кандидата. Кроме того, уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, не были внесены им в порядке и сроки, установленные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Неисполнение указанной выше обязанности является основанием согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для признания недействительными всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, не соответствующих определенной форме в приложении 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку все подписные листы не содержали предусмотренных законом сведений об указании принадлежности кандидата к общественному объединению, постольку в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд первой инстанции обоснованно посчитал решение избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы территориальной избирательной комиссии города Кызыла и Ооржака Рената Чадамбаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 92-АПА19-8
Текст определения опубликован не был