В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2, приказываю:
1. Утвердить Доклад о правоприменительной практике и о соблюдении обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики за 2018 год.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
В.А.Лашкарев |
Региональный государственный контроль (надзор) в области
розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики
Доклад
о правоприменительной практике и о соблюдении обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики за 2018 год
(по состоянию на 31.12.2018)
(утв. приказом Минпромторга УР от 21 февраля 2019 г. N 13/1)
I. Общие положения
Доклад разработан в соответствии с целевой моделью "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", паспортом приоритетного проекта "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях", во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях профилактики нарушений обязательных требований.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов государственных органов в сфере оборота алкогольной продукции, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблем правоприменительной практики статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесенных к его полномочиям, к нарушителям обязательных требований;
- выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- выработка рекомендаций в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
В качестве источников формирования докладов использованы:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан.
II. О правоприменительной практике
Состояние организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Региональный государственный контроль (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Общее количество действующих лицензий по состоянию 31 декабря 2018 года составило 571 единиц, из них на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания - 205 единиц, на розничную продажу алкогольной продукции - 366 единиц. Количество торговых объектов - 3641 и объектов общественного питания - 508.
В рамках предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в 2018 году Министерством рассмотрены заявления юридических лиц и принято 571 решение (в 2017 году - 645 решений), в том числе:
- 134 решения о предоставлении (выдаче) лицензии;
- 194 решения о продлении срока действия лицензии;
- 243 решения о переоформлении лицензии;
- 7 решений об отказе в выдаче лицензии, продлении переоформления;
- 7 решений о приостановлении действия лицензии;
- 2 решения по возобновлению действия лицензии.
На основании заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии в отчетном периоде проверено 1746 торговых объектов, из них:
- 506 объектов для получения лицензии;
- 446 объектов для переоформления лицензии;
- 794 объекта для продления лицензии.
Основными причинами принятия решений об отказе в выдаче лицензий является несоблюдение соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований:
- наличие у заявителя на первое число месяца и на дату поступления в Министерство заявления о выдаче лицензии (продлении срока действия лицензии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства (подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ);
- отсутствие подключения к ЕГАИС (пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
В 2018 году проведено 7 плановых проверок в отношении лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
По результатам плановых проверок нарушений алкогольного законодательства не выявлено.
Результаты осуществления регионального государственного контроля (надзора) указаны в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Всего |
В том числе: |
|
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции |
иные лица |
||
Возбуждено административных дел |
315 |
46 |
256 |
в том числе в отношении организаций |
51 |
26 |
25 |
по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
5 |
4 |
1 |
по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
4 |
4 |
0 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
37 |
14 |
24 |
по ст. 20.25 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
в том числе в отношении должностных лиц организации: |
251 |
20 |
231 |
по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ |
0 |
0 |
0 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
6 |
2 |
4 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
5 |
1 |
4 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
196 |
14 |
182 |
по ст. 20.25 КоАП РФ |
42 |
1 |
41 |
Составлено протоколам об административных правонарушениях |
299 |
45 |
254 |
в том числе в отношении организаций: |
52 |
26 |
26 |
по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
5 |
4 |
1 |
по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
4 |
3 |
1 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
37 |
14 |
24 |
по ст. 20.25 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
в том числе в отношении должностных лиц: |
247 |
19 |
228 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
6 |
2 |
4 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
4 |
0 |
4 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
194 |
14 |
180 |
по ст. 20.25 КоАП РФ |
41 |
1 |
40 |
Вынесено постановлений о прекращении производства по делу об административных правонарушениях |
2 |
2 |
0 |
в том числе в отношении организаций: |
2 |
2 |
0 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности |
226 |
38 |
188 |
в том числе в отношении организаций: |
46 |
20 |
26 |
по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ |
1 |
1 |
0 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
3 |
2 |
1 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
2 |
1 |
1 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
38 |
14 |
24 |
в том числе в отношении должностных лиц: |
180 |
18 |
162 |
по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ |
6 |
2 |
4 |
по ст. 14.19 КоАП РФ |
4 |
0 |
4 |
по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ |
2 |
2 |
0 |
по ст. 15.13 КоАП РФ |
168 |
14 |
154 |
В 2018 году Министерством особое внимание уделялось профилактической работе, направленной на предупреждение и пресечение подконтрольными субъектами правонарушений в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики, а именно:
- разъяснение подконтрольным субъектам до начала проведения мероприятия информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования и др.;
- на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен План проверок юридических лиц на 2018 год;
- на постоянной основе проводилась актуализация нормативных правовых документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и размещенных на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- в автоматизированную систему "Единый реестр проверок" вносилась информации о проводимых проверках и их результатах;
- юридическим лицам, имеющим лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, и администрациям муниципальных образований направлялись информационные письма о запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики в дни празднования Последнего звонка, Дня защиты детей, Дня знаний и Дня трезвости;
- в июне 2018 года проведено публичное обсуждение результатов правоприменительной практики.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в 2018 году нс направлялись.
Возможные риски причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) причиненного ущерба:
- отсутствие фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе розничной продажи алкогольной продукции влечет причинение имущественного ущерба бюджету Удмуртской Республики в виде недополученных сумм акцизных платежей, поскольку уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации акцизы распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объемам реализации продажи алкогольной продукции, отраженной в ЕГАИС;
- розничная продажа алкогольной продукции без лицензии либо без сопроводительных документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Просчитать конкретный объем суммы ущерба в виде недополученных сумм акцизов не представляется возможным ввиду самого факта несписания алкогольной продукции в ЕГАИС, а, следовательно, отсутствия достоверной и полной информации об объеме ее реализации.
Основными видами нарушений, выявляемых в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:
- розничная продажа алкогольной продукции в запрещенное время и дни;
- розничная продажа алкогольной продукции без лицензии;
- розничная продажа алкогольной продукции без вскрытия потребительской тары в объекте общественного питания;
- продажа алкогольной продукции без ЕГАИС, нарушение порядка учета алкогольной продукции;
- нарушение порядка и сроков, искажение информации при декларировании объемов розничной продажи алкогольной продукции;
- продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Основными причинами являются:
- отсутствие контроля со стороны руководства организаций-лицензиатов и предпринимателей за действиями продавцов;
- недостаточная разъяснительная работа с продавцами, которым своевременно не доводится информация о запретах в области розничной продажи алкогольной продукции;
- технические проблемы с оборудованием и программным обеспечением, используемым для подписания и отправки файлов деклараций;
- нарушение порядка заполнения и формата представления декларации;
- неосведомленность о наличии обязанности по представлению декларации, что особенно характерно для начинающих индивидуальных предпринимателей;
- неосведомленность о наличии задолженности по налогам;
- несвоевременная оплата штрафов, наложенных по административным правонарушениям Министерством.
III. О соблюдении обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции
Основные требования при осуществлении деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции установлены Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Дополнительные ограничения установлены Законом Удмуртской Республики от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики".
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также ее потреблению установлены статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ и заключаются в следующем:
- розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей;
- розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки);
- в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением продажи, связанной с оказанием услуг общественного питания;
- потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Таким образом, в объектах общественного питания запрещена торговля алкогольной продукцией, если продажа не связана с оказанием услуг общественного питания (то есть как в магазине, не связанная с потреблением на месте покупки).
Данный запрет действует ежедневно, в том числе в ночное время и в дни, когда продажа алкогольной продукции в Удмуртской Республике запрещена в магазинах.
Обращаем внимание, что за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ: штраф на должностных лиц от 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)" на органы, осуществляющие региональный государственный контроль, возложены полномочия по проведению контрольных закупок.
Таким образом, сотрудники Министерства с 2019 года в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей будут проводить контрольные закупки.
С 1 января 2019 года будет изменен порядок заполнения деклараций и формат их представления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719 внесены следующие изменения в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815:
1. Для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", изменился номер формы декларации с N 11 на N 7;
для организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, изменился номер формы декларации с N 12 на N 8.
2. Новые формы деклараций содержат три раздела (вместо двух):
в форме N 7 (ранее форма N 11):
- в разделе 1: убрана графа "поступление по импорту";
- в разделе 2: убраны четыре графы с данными лицензий поставщика, но добавлена графа "вид деятельности, указанной в лицензии"; графа "дата закупки (дата отгрузки поставщиком)" стала называться "дата закупки (дата поставки поставщиком)";
- в новом разделе 3: отображается возвращаемая поставщику продукция в разрезе кодов вида алкогольной продукции, производителей, дат возврата, номеров возвратных ТТН и номеров таможенных деклараций;
в форме N 8 (ранее форма N 12):
- в разделе 1: в разделах "расход" и "поступления" добавлены графы перемещения между подразделениями, также добавлен раздел "3", аналогичный форме N 7.
В настоящее время формат представления в электронной форме данных деклараций, а также Порядок их заполнения Минфином России не утвержден. До момента утверждения обновленного формата и порядка заполнения деклараций представление деклараций должно осуществляться в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198, и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
Срок представления деклараций не изменился. Декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Корректирующие декларации можно подать до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом. Нарушение порядка и сроков предоставления данных деклараций влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.
В 2018 году Министерством за нарушение порядка и сроков, искажение информации при декларировании объемов розничной продажи алкогольной продукции составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 242 хозяйствующих субъектов, из них 155 индивидуальных предпринимателей, 35 должностных лиц (руководители организаций) и 42 юридических лица привлечены к административной ответственности.
Начиная с 1 января 2018 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в городских поселениях, в сельских поселениях, обязаны представлять сведения в ЕГАИС в части подтверждения факта закупки пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Также с 1 января 2018 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, в сельских поселениях, за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязаны представлять сведения в ЕГАИС в части подтверждения факта розничной продажи каждой единицы тары (бутылка, упаковка) алкогольной продукции, на которую нанесена федеральная специальная марка (ФСМ) или акцизная марка (АМ).
Министерство обращает внимание, что согласно пп. 6 п. 9 ст. 19 и п. 4 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ требования, установленные в том числе ст. 25 и 26 данного Закона, являются лицензионными и обязательны для соблюдения организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ, является основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в судебном порядке и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.
В 2018 году за нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции привлечены к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ 2 юридических лица, 2 должностных лица (руководители организаций) и 4 индивидуальных предпринимателя.
Анализ судебной практики за 2018 год показывает, что участились случаи:
- розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности;
- несоответствия организаций типу предприятия общественного питания (невыполнения организациями минимальных требований, указанных в ГОСТ 30389-2013).
Данные обстоятельства послужили основанием для приостановления деятельности и аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Рекомендации по соблюдению обязательных требований
Министерство рекомендует перед обращением в лицензирующий орган с заявлением на получение лицензии или продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции:
1) обратиться налоговый орган для проверки наличия задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней (не допускается задолженность на первое число месяца и на дату поступления в Министерство заявления о выдаче лицензии);
2) подключиться к ЕГАИС (необходимые инструкции для самостоятельного подключения к ЕГАИС доступны на сайте egais.ru);
3) убедиться в отсутствии неоплаченного административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области оборота алкогольной продукции;
4) в случае намерения осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания подать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (г. Ижевск);
5) проверить месторасположение объекта общественного питания и (или) стационарного торгового объекта и складских помещений относительно организаций и объектов, на прилегающей территории к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции;
6) привести объекты общественного питания в соответствие с минимальными требованиями, указанным в ГОСТ 30389-2013;
7) организовать строгий контроль за сроками действия лицензий;
8) обеспечить надлежащий контроль со стороны руководства организаций-лицензиатов и предпринимателей за действиями продавцов и ответственных лиц в части недопущения ими установленных ограничений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 21 февраля 2019 г. N 13/1 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике и о соблюдении обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики за 2018 год"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был