Предисловие
1. Разработан Национальным Институтом Авиационных Технологий ОАО НИАТ
2. Внесен Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.09.2019 N 2604-р.
4. Имеет рекомендательный характер
1 Область применения
Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по опытному применению напрягаемой арматуры из высокопрочных композиционных материалов для усиления железобетонных конструкций мостов" (далее - методический документ) разработан в соответствии с законодательными и нормативными документами, действующими в дорожном хозяйстве, и носит рекомендательный характер [1, 2, 6, 8].
Настоящий методический документ разработан для использования органами управления дорожным хозяйством Российской Федерации при проведении работ по усилению железобетонных конструкций мостов напрягаемой арматурой из высокопрочных композиционных материалов.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы и стандарты.
1. СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*.
2. ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения.
3. СП 79.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86.
4. ГОСТ 10587-93. Смолы эпоксидно-диановые неотвержденные. Технические условия.
5. ГОСТ 8728-88. Пластификаторы. Технические условия.
6. ГОСТ 10187-75. ССБТ Противогазы и респираторы промышленные фильтрационные. Метод определения времени защитного действия фильтрующее-поглощающих коробок по парам ртути; Л09; ГОСТ 12.4.161-75;8-8,5.
7. СП 46.13330.2012. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91.
8. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
9. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
10. ГОСТ 12.3.002-75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
11. ГОСТ 12.3.005-75* ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности.
12. ГОСТ 12.3.016-87. ССБТ. Строительство. Работы антикоррозионные. Требования безопасности. Взамен ГОСТ 12.3.016-79.
13. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Взамен ГОСТ 12.4.009-75.
14. ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. Утвержден 05.11.1990 г. после Госстандарта СССР N 2797. Взамен ГОСТ 12.0.004-79.
15. ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ.
16. ГОСТ 12.4.011-89. ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация . Взамен ГОСТ 12.4.011-75.
17. ЕСЭКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием. Взамен ГОСТ 9.025-74.
18. ГОСТ 12.4068-79*. ССБТ. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования.
19. ГОСТ 12.1.013-78. ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования.
20. ГОСТ 2.601-2006 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы"
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины и соответствующие определения:
В настоящих рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями.
Мостовое сооружение - искусственное сооружение, расположенное на автомобильной дороге и являющееся конструктивной частью, предназначенное для перевода транспортного пути (дороги) и водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, скотопрогоны. Мостовое сооружение состоит из опор, пролетных строений, мостового полотна и регуляционных сооружений.
Долговечность сооружения - свойство сооружения сохранять работоспособное состояние в течение длительного периода времени с необходимыми перерывами на ремонт.
Работоспособное состояние пролетного строения - состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять полностью или частично заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической документации.
Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации элементов пролетных строений от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние.
Предельное состояние (пролетного состояния) опоры - состояние, при котором восстановление работоспособного состояния конструкции невозможно или нецелесообразно.
Капитальный ремонт - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности сооружения.
Ремонт - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик сооружения, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности сооружения.
Композиционный материал - конструкционный (неметаллический или металлический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала.
4 Основные положения
ОДМ содержит:
технические требования к композиционным материалам;
общие принципы проектирования усиления конструкций;
общие положения по расчету усиления железобетонных балочных пролётных строений автомобильных мостов;
расчет по предельным состояниям первой группы;
расчет по предельным состояниям второй группы;
конструктивные требования;
технология усиления;
требования безопасности работ;
пример использования методики расчёта для железобетонной балки прямоугольного сечения усиленной углепластиковыми лентами закреплёнными в анкерных устройствах;
пример проектной конструкторской документации по усилению железобетонных конструкций мостов.
Характеристики материалов
- прочность композиционного материала при растяжении при кратковременных испытаниях;
- модуль упругости композиционного материала при растяжении при кратковременных испытаниях;
- растягивающее напряжение в композиционном материале при кратковременных испытаниях;
, при t=10 часов - растягивающее напряжение в композиционном материале после 10 часов экспонирования при постоянной деформации;
- деформация композиционного материала под нагрузкой при кратковременных испытаниях;
, при t=10 часов - деформация композиционного материала после 10 часов экспонирования под постоянной нагрузкой;
N - количество циклов переменной нагрузки;
, при
циклов - прочность композиционного материала при растяжении - сжатии после приложения
циклов переменной нагрузки;
- расчетное сопротивление бетона осевому растяжению при расчете предварительно напряженны элементов по образованию трещин.
5. Технические требования к композиционным материалам
Технические требования к композиционным материалу, из которого изготавливаются ленты для усиления железобетонных пролётных строений автомобильных мостов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Плотность |
|
1550 |
Кратковременная прочность при растяжении |
МПа |
1400 |
Кратковременный модуль упругости при растяжении |
ГПа |
50,0 |
Показатель релаксации в виде отношения не менее |
% |
93 |
Показатель ползучести в виде отношения не более |
% |
110 |
Показатель выносливости в виде отношения,
не менее |
% |
30 |
6. Общие принципы проектирования усиления конструкций
6.1. Общие положения по расчету усиления железобетонных балочных пролётных строений автомобильных мостов
Перед усилением пролётных строений мостовых сооружений необходимо произвести их обследование в соответствии со СНиП 3.06.07-86.
При необходимости усиления пролётных строений руководствуются следующими принципами.
Расчеты по прочности и трещиностойкости балок, изложенные в СНиП 2.05.03-84*, не полностью отражают работу ненапрягаемых и предварительно напряженных балок, усиленных напрягаемыми лентами из композиционного материала.
В предварительно напряженных балках предварительно напряженная арматура имеет сцепление с бетоном по всей длине и работает совместно с бетоном как на постоянную, так и временную нагрузку.
Предварительно напряженная арматура, установленная в балках при их усилении, не имеет сцепления с бетоном и расчет сечений по прочности производится с учетом п. 3.65 СНиП 2.05.03-84*.
6.2. Расчет по предельным состояниям первой группы
Данным расчётом должно быть подтверждено достижение требуемого класса по грузоподъёмности и требуемой категории по трещиностойкости. В качестве исходного положения используются значения:
- напряжения в бетоне сжатой зоны от постоянной нагрузки,
- напряжения в центре тяжести арматуры растянутой зоны от постоянной нагрузки,
- - модули упругости применённых в конструкции бетона и арматуры.
Основные предпосылки расчёта:
- расчёт производится исходя из фактического состояния конструкций,
- расчёт производится из условия плоских сечений и прямой пропорциональности деформаций в бетоне и арматуре по мере удаления от нейтральной оси сечения,
- деформация сжатия в бетоне не превышает 0,003,
- бетон растянутой зоны в расчёте не учитывается,
- диаграмма зависимости напряжение-деформация в элементе усиления носит линейный характер до момента разрушения.
Прочность сечения нормального к продольной оси и усиленного в растянутой зоне углепластиковой арматурой, проверяется, исходя из требования достижения напряжений в материалах, не превышающих расчётных сопротивлений:
(напряжения и расчётное сопротивление композита)
Значение для напрягаемой композитной арматуры определяется по формуле (1)
[Мпа], (1)
- прочность углепластиковой арматуры при растяжении при кратковременных испытаниях
- коэффициент длительного сопротивления углепластиковой арматуры
- коэффициент учитывающий релаксацию в углепластиковой
Напряжения от временной нагрузки в бетоне сжатой зоны , в арматуре
и в композите
определяют из рассмотрения равновесия внутренних сил усиленного сечения. При этом расчёт ведут в две стадии.
Стадия N 1 - предварительный расчёт, исходящий из положения, что размер сжатой зоны сечения при действии временной нагрузки может быть принят равным:
Расчет сечений, нормальных к продольной оси балки, у которой внешняя сила действует в плоскости оси симметрии сечения и продольная арматура сосредоточена у перпендикулярных указанной плоскости граней элемента, производился в зависимости от значения относительной высоты сжатой зоны , определяемой из соответствующих условий равновесия. При этом проверялось условие, при котором значение
при расчете балки не должно превышать относительной высоты сжатой зоны бетона
, при которой предельное состояние бетона сжатой зоны наступает не ранее достижения в растянутой арматуре напряжения, равного расчетному сопротивлению
или
.
Значение определялось по формуле (2)
, (2)
где - для элементов с обычным армированием,
при этом расчетное сопротивление бетона принималось в МПа;
напряжения в арматуре , МПа, принималось равными:
- для ненапрягаемой арматуры.
расчетное сопротивление напрягаемой арматуры растяжению принималось с учетом снижения характеристик при длительной эксплуатации, а величину предварительного напряжения в арматуре
- с учетом потерь. При наличии напрягаемой и ненапрягаемой арматуры напряжение
принимается по напрягаемой арматуре;
напряжение принималось равным 500 МПа.
В процессе расчёта последовательно определяют:
а) площадь бетона сжатой зоны (рис.1)
;
Рис. 1 Схема усилий и эпюра относительных деформаций в сечении Т-обр. балки (+ - растяжение; - - сжатие)
б) напряжения в бетоне сжатой зоны, принимая что суммарные напряжения от постоянной и временной нагрузки равны расчётному сопротивлению бетона сжатию
(2)
в) относительные удлинения
- по верхним фибрам бетонного сечения
(3)
- в уровне ц.т. рабочей арматуры (рис1,а)
(4)
- в уровне установки композитной арматуры, в частности, для случая установки по нижним фибрам бетонного сечения
(5)
г) напряжения в композитной арматуре
(6)
- расчётный модуль упругости композита, равный модулю заявленному производителем, делённому на коэффициент надёжности
;
д) предварительная величина увеличения несущей способности сечения
(в %) (7)
или для случая нескольких углепластиковых арматурных элементов
(в %) (8)
Величина не должна быть меньше требуемого увеличения несущей способности, установленного по результатам обследования и оценки состояния сооружения. В зависимости от величины требуемого
могут приниматься следующие решения: добавляется количество углепластиковых арматурных элементов снизу, сбоку или снизу и сбоку; углепластиковые арматурные элементы предварительно напрягаются; и увеличивается их количество.
Стадия N 2 - уточняется расчёт, исходя из принятой на первой стадии площади углепластиковых арматурных элементов. Прежде всего, расчётом на этой стадии уточняется значение "х" из рассмотрения равновесия внутренних сил сечения:
или ... (9)
Если установленное уточняющим расчётом значение "х" отличается от принятого ранее (на 1-й стадии) на величину более , расчёт по формулам (2) : (8) повторяют и устанавливают уточнённое значение
. Если уточнённое значение "х" находится в пределах
, результаты предварительного расчёта принимают за окончательные. Возможные схемы усиления тавровых балок приведены на рис.2.
Рис. 2 Схемы усиления, вызванные недостаточной прочностью нормальных сечений
Если принятое значение не приводит к требуемому усилению конструкций, повторяется вариант усиления с предварительным напряжением конструкций.
При расчете на прочность по предельным состояниям первой группы исходными данными служат момент и поперечная сила от нагрузки, приходящейся на балку.
Путем сопоставления расчетных усилий от внешних нагрузок с предельными нагрузками подбирают дополнительное количество арматуры из композиционных материалов.
Поперечное сечение усиливаемой балки и рабочая арматура, установленная при изготовлении балки, являются исходными данными расчета.
Если балка рассчитана по предельным состояниям СНиП 2.05.03-84*, то можно использовать все расчетные характеристики, приведенные в типовом или индивидуальном проекте.
Если балка рассчитана по другим нормативным документам, то пересчитывают несущую способность балки (основных сечений) по ВСН 32-89 (Транспорт, М., 1991).
Расчетные характеристики материала (стали и бетона) усиливаемой балки принимают по ВСН 32-89 в зависимости от года постройки (срока эксплуатации сооружения) и по СНиП 2.05.03-84*.
Расчет проводят в два этапа.
Вначале определяют несущую способность балки с арматурой, установленной при ее изготовлении. Затем определяют разницу в несущей способности существующей и усиленной балок.
На эту разницу усилий, используя поперечное сечение балки, подбирают площадь поперечного сечения высокопрочной арматуры.
Расчет наклонных сечений на действие поперечной силы проводят также в два этапа.
На первом этапе расчета учитывают только арматуру, установленную в балке при ее изготовлении (отогнутые стержни или пучки, хомуты и т.д.).
Для определения необходимости усиления наклонных сечений выполняется расчет в соответствии со СНиП 2.05.03-84*, учитывая фактическое состояние бетона и арматуры.
При расчетах должно быть установлено удовлетворение условиям:
по обеспечению прочности бетона между наклонными трещинами, зависящей в основном от прочности бетона, площади сечения балки, площади сечения арматурных хомутов и расстояния между ними;
по обеспечению прочности наклонного сечения по изгибающему моменту, зависящей от площади сечения арматурных хомутов.
Если имеющейся в балке арматуры не достаточно, то на этих, как правило, концевых участках наклеивают углепластиковые ламели. Возможная схема усиления балок ламелями приведена на рис. 1 - 4 и предлагаемый вариант конструкции в приложении 1, однако проект усиления мостовой конструкции должен быть разработан под конкретную мостовую конструкцию.
В этом случае должно быть обеспечено сцепление наклеиваемой арматуры на этом участке с бетоном согласно п. 3.170 СНиП 2.05.03-84*.
Расчет сечений, наклонных к продольной оси элемента, на действие изгибающего момента проводят также в два этапа.
На первом этапе расчета учитывают только арматуру, установленную в балке при ее изготовлении.
Если имеющейся в балке арматуры не достаточно, то в расчет вводят арматуру, устанавливаемую для усиления балки, при этом сцепление ее с бетоном не учитывают, а расчетные сопротивления арматуры принимают как при расчете по прочности (см. п. 3.85 СНиП 2.05.03-84*).
Расчет на местное сжатие (смятие) и местные напряжения в зоне установки упоров
Расчет на местное сжатие (смятие) осуществляют согласно п. 3.89 СНиП 2.05.03-84*.
Кроме того, бетон в зоне установки упора проверяют на действие местных напряжений.
При расчете местных напряжений в бетоне в зоне установки упора при натяжении арматуры учитывают всю или часть нагрузки, действующей на балку (собственный вес балки, мостовое полотно и временная нагрузка) и усилия от предварительного натяжения высокопрочной арматуры.
Расчет проводят в две стадии: на момент натяжения лент и на стадии эксплуатации.
В сечении (в зоне установки упора), учитывая поперечное сечение балки, прочность бетона и арматуры, установленной в балке, определяют напряжения от внешних нагрузок и местные напряжения от натяжения лент.
Напряжения в бетоне и арматуре, возникающие от этих нагрузок, затем суммируют и сравнивают с нормативными.
Во всех случаях расчета количество и вид арматуры (продольной или поперечной, учитываемой в расчете) определяется растянутыми участками эпюр местных напряжений.
При расчете продольной и поперечной арматуры (продольные, отогнутые стержни и хомуты) ее учитывают на расстоянии, равном 0,5 высоты балки в обе стороны от места установки упора.
При этом площадь арматуры, попадающая в растянутую область эпюры местных напряжений, должна воспринимать растягивающие усилия в этой зоне.
При расчете местных напряжений, возникающих в месте установки накладного упора, прикрепляемого к стенке балки болтами, рекомендуется рассматривать упор как состоящий из нескольких внутренних упоров (по числу болтов для всего накладного упора), расположенных на горизонтальных или наклонных к оси балки осях.
Количество и диаметр болтов подбираются таким образом, чтобы напряжения в бетоне за и перед болтами не превышали расчетных сопротивлений бетона.
Для участков балки, где местные напряжения в зоне установки упоров не превышают 0,4 , проверка на трещиностойкость не обязательна.
Местные напряжения в зоне установки упоров для типовых балок можно не рассчитывать, если усилие в лентах, передающееся на упор, не превышает 30 тс. Внутренний цилиндрический упор выполняют в виде пальца диаметром 100 мм и более. Накладной упор крепят к стенке балки шестью болтами диаметром 24-25 мм. Внутренний цилиндрический упор устраивают в зоне взаимодействия арматуры балки с бетоном, которая определяется по п. 3.110 СНиП 2.05.03-84*, если его располагают в растянутой зоне бетона.
6.3. Расчет по предельным состояниям второй группы
Балки, усиливаемые предварительно напряженными лентами, должны удовлетворять категориям требований по трещиностойкости, приведенным в табл. 39 СНиП 2.05.03-84*.
3.95*. Железобетонные конструкции мостов и труб в зависимости от их вида и назначения, применяемой арматуры и условий работы должны удовлетворять категориям требований по трещиностойкости, приведенным в табл. 2*. Трещиностойкость характеризуется значениями растягивающих и сжимающих напряжений в бетоне и расчетной шириной раскрытия трещин.
Таблица 2*
Вид и назначение конструкций, особенности армирования |
Категория требований по трещиностойкости |
Предельные значения |
||
растягивающих напряжений в бетоне |
расчетной ширины раскрытия трещин |
минимальных сжимающих напряжений при отсутствии временной нагрузки |
||
Элементы железнодорожных мостов (кроме стенок балок пролетных строений), армированные напрягаемой проволочной арматурой всех видов. Элементы автодорожных и городских мостов (кроме стенок балок пролетных строений), армированные напрягаемой высокопрочной проволокой диаметром 3 мм, арматурными канатами класса К-7 диаметром 9 мм, а также напрягаемыми стальными канатами (со спиральной и двойной свивкой и закрытыми) |
2а |
|
- |
- |
Элементы железнодорожных мостов (кроме стенок балок пролетных строений), армированные напрягаемой стержневой арматурой. Элементы автодорожных и городских мостов (кроме стенок балок пролетных строений), армированные напрягаемой высокопрочной проволокой диаметром 4 мм и более, напрягаемыми арматурными канатами класса К-7 диаметром 12 и 15 мм. Сваи мостов всех назначений, армированные напрягаемой стержневой арматурой и напрягаемой высокопрочной проволокой диаметром 4 мм и более, а также напрягаемыми арматурными канатами класса К-7 |
2б |
0,015** |
Не менее 0,1 |
|
Стенки (ребра) балок предварительно напряженных пролетных строений мостов при расчете на главные напряжения |
3а |
По табл. 40* |
0,015 |
- |
Элементы автодорожных и городских мостов, армированные напрягаемой стержневой арматурой. Участки элементов (в мостах всех назначений), рассчитываемые на местные напряжения в зоне расположения напрягаемой проволочной арматуры |
3б |
- |
0,020 |
- |
Элементы мостов и труб всех назначений с ненапрягаемой арматурой. Железобетонные элементы мостов всех назначений с напрягаемой арматурой, расположенной вне тела элемента. Участки элементов (в мостах всех назначений), рассчитываемые на местные напряжения в зоне расположения напрягаемой стержневой арматуры |
3в |
- |
0,030*** |
- |
------------------------------
* При смешанном армировании допускается повышать предельные растягивающие напряжения в бетоне согласно указаниям п. 3.96*.
В конструкциях автодорожных и городских мостов с проволочной напрягаемой арматурой при расположении ее в плите проезжей части предельные значения растягивающих напряжений в бетоне в направлении его обжатия не должны быть более .
** При оцинкованной проволоке допускается принимать см.
*** Ширина раскрытия трещин не должна превышать, см:
0,020 - в элементах пролетных строений железнодорожных мостов, в верхних плитах проезжей части автодорожных и городских мостов при устройстве на них гидроизоляции, в стойках и сваях всех опор, находящихся в зоне переменного уровня воды, а также в элементах и частях водопропускных труб;
0,015 - в элементах промежуточных опор железнодорожных мостов в зонах, расположенных выше и ниже переменного уровня воды;
0,010 - на уровне верхней грани в продольных стыках верхних плит проезжей части автодорожных и городских мостов.
При расположении мостов и труб вблизи плотин гидростанций и водохранилищ в зоне попеременного замораживания и оттаивания (в режиме по ГОСТ 10060-87) ширина раскрытия трещин в зависимости от числа циклов попеременного замораживания в год должна составлять, см, не более:
0,015 - при числе циклов менее 50;
0,010 - то же, 50 и более.
------------------------------
Расчеты по определению напряжений в бетоне, образованию трещин и определению ширины их раскрытия должны производиться с учетом потерь предварительного напряжения в арматуре согласно обязательному приложению 11*.
В составных предварительно напряженных конструкциях мостов всех назначений возникновение растягивающих напряжений в обжимаемых стыках, а также в элементах сквозных пролетных строений железнодорожных мостов не допускается.
В составных по длине конструкциях пролетных строений мостов минимальные сжимающие напряжения в бетоне при воздействии создаваемой нормативной постоянной нагрузкой должны соответствовать категории требований по трещиностойкости 2б.
В неразрезных пролетных строениях, составленных из разрезных преднапряженных балок с надопорными необжатыми бетонируемыми стыками, армированными ненапрягаемой арматурой, ширина трещин в бетоне под нормативной нагрузкой должна отвечать категории требований 3.
Расчет на трещиностойкость проводят в следующем порядке.
Определяют трещиностойкость балки от нормативной (расчетной) нагрузки, определённой по предельным состояниям первой группы, с учетом только арматуры, установленной в балке до ее усиления. Если при этом условии трещиностойкость и напряжения в наиболее растянутых (крайних) стержнях не превышают значений, требуемых нормами, то ленты напрягают на усилие, обеспечивающее включение высокопрочной арматуры из композиционных материалов в совместную работу с арматурой балки. В этом случае арматура усиления работает как шпренгель.
Если ширина раскрытия трещин в бетоне балки от расчетной нагрузки или напряжения в наиболее растянутых (крайних) стержнях превышают значения, требуемые нормами, то предварительно напряженную арматуру напрягают на усилие, компенсирующее раскрытие трещин и снижение предела текучести в арматуре свыше расчетной величины. В этом случае предварительно напряженная арматура усиления работает как шпренгель только тогда, когда сжимающие напряжения в растянутой зоне бетона балки полностью исчерпаны.
Приращение растягивающих напряжений в напрягаемой арматуре после снижения предварительного сжимающего напряжения в бетоне до нуля определяют согласно п.3.108 СНиП 2.05.03-84*.
3.108*. При определении ширины нормальных трещин в растянутой зоне предварительно напряженных элементов следует учитывать всю растянутую арматуру. При определении ширины трещин в предварительно напряженных сваях допускается учитывать всю арматуру растянутой зоны.
Приращение растягивающего напряжения в напрягаемой арматуре согласно п. 3.105, возникающее после снижения под временной нагрузкой предварительного сжимающего напряжения в бетоне до нуля, допускается определять по формуле
, (130)
где - растягивающее напряжение в бетоне на уровне центра тяжести площади растянутой зоны бетона;
- коэффициент армирования, определяемый как отношение учитываемой в расчете площади поперечного сечения продольной арматуры к площади всей растянутой зоны бетона (арматура, не имеющая сцепления с бетоном, при вычислении
не учитывается).
При смешанном армировании напряжение в бетоне определяется на уровне центра тяжести той части площади растянутой зоны бетона, в пределах которой растягивающие напряжения не превышают
.
Напряжения в ненапрягаемой арматуре при смешанном армировании допускается определять по формуле
,
где - напряжения в бетоне на уровне центра тяжести части площади
растянутой зоны бетона, в пределах которой напряжения в бетоне превышают
;
.
Суммарные напряжения не должны превышать расчетных сопротивлений арматуры.
Напряжения в элементах конструкций определяют согласно п.3.14 и приложению 11* СНиП 2.05.03-84*.
3.14. Напряжения в элементах предварительно напряженных конструкций следует определять по контролируемому усилию за вычетом:
первых потерь - на стадии обжатия бетона;
первых и вторых потерь - на стадии эксплуатации.
К первым потерям следует относить:
а) в конструкциях с натяжением арматуры на упоры - потери вследствие деформации анкеров, трения арматуры об огибающие приспособления, релаксации напряжений в арматуре (в размере 50% полных), температурного перепада, быстронатекающей ползучести, а также от деформации форм (при натяжении арматуры на формы):
б) в конструкциях с натяжением арматуры на бетон - потери вследствие деформации анкеров, трения арматуры о стенки закрытых и открытых каналов, релаксации напряжений в арматуре (в размере 50% полных).
Ко вторым потерям следует относить:
а) в конструкциях с натяжением арматуры на упоры - потери вследствие усадки и ползучести бетона, релаксации напряжений в арматуре (в размере 50% полных):
б) в конструкциях с натяжением арматуры на бетон - потери вследствие усадки и ползучести бетона, релаксации напряжений в арматуре (в размере 50% полных), смятия под витками спиральной или кольцевой арматуры, навиваемой на бетон, деформации стыков между блоками в составных по длине конструкциях.
Значения отдельных из перечисленных потерь следует определять по обязательному приложению 11* с учетом п. 3.15.
Допускается принимать, что вторые потери от релаксации напряжений в арматуре (в размере 50% полных) происходят равномерно и полностью завершаются в течение одного месяца после обжатия бетона.
При проектировании суммарное значение первых и вторых потерь не должно приниматься менее 98 МПа (1000 ).
3.15. При определении потерь предварительного напряжения в арматуре от усадки и ползучести бетона необходимо руководствоваться следующими указаниями:
а) изменение во времени потерь от усадки и ползучести бетона допускается определять по формуле
, (39)
где - конечные (предельные) значения потерь в арматуре от усадки и ползучести бетона, определяемые по обязательным приложениям 11* или 13*;
t - время, отсчитываемое при определении потерь от ползучести - со дня обжатия бетона, от усадки - со дня окончания бетонирования, сут;
е=2,718 - основание натуральных логарифмов;
б) для конструкций, предназначенных для эксплуатации при влажности воздуха окружающей среды ниже 40%, потери от усадки и ползучести бетона следует увеличивать на 25%, за исключением конструкций, предназначенных для эксплуатации в климатическом подрайоне IVA согласно СНиП 2.01.01-82 и не защищенных от солнечной радиации, для которых указанные потери увеличиваются на 50%;
в) допускается использовать более точные методы для определения потерь и перераспределения усилий от усадки и ползучести бетона с учетом предельных удельных значений деформаций ползучести и усадки бетона, влияния арматуры, возраста и передаточной прочности бетона, постадийного приложения нагрузки и длительности ее воздействия на каждой стадии, скорости развития деформаций во времени, приведенных размеров поперечных сечений, относительной влажности среды и других факторов. Эти методы должны быть обоснованы в установленном порядке. При этом нормативные деформации ползучести и усадки бетона
для классов бетона, соответствующих его передаточной прочности, следует принимать по табл. 3 обязательного приложения 1*.
Приложение 11*
Обязательное
Потери предварительного напряжения арматуры
Таблица 1*
|
Фактор, вызывающий потери предварительного напряжения |
Значение потерь предварительного напряжения, МПа |
||
1. а) |
Релаксация напряжений арматуры: при механическом способе натяжения арматуры: проволочной |
|
||
|
стержневой |
|
||
б) |
при электротермическом и электротермомеханическом способах натяжения стержневой арматуры |
Здесь |
||
2. |
Температурный перепад при натяжении на упоры (разность температур натянутой арматуры в зоне нагрева и устройства, воспринимающего усилие натяжение при прогреве бетона) |
Для бетона классов " " класса В45 и выше - 1,0 где Расчетное значение |
||
3. |
Деформация анкеров, расположенных у натяжных устройств, при натяжении: |
|
||
|
а) на упоры |
где |
||
|
б) на бетон |
где
l - длина натягиваемого арматурного элемента, мм;
|
||
4. |
Трение арматуры: |
|
||
а) |
о стенки закрытых и открытых каналов при натяжении арматуры на бетон |
где e - основание натуральных логарифмов;
x - длина участка от натяжного устройства до расчетного сечения, м;
|
||
б) |
об огибающие приспособления |
где e - основание натуральных логарифмов;
При применении промежуточных отклоняющих упорных устройств, раздельных для каждого арматурного элемента и имеющих перемещение (за счет поворота) вдоль стенда, потери от трения об упорные устройства допускается не учитывать |
||
5. |
Деформация стальной формы при изготовлении предварительно напряженных железобетонных конструкций с натяжением на упоры |
где
l - расстояние между наружными гранями упоров; n - число групп арматурных элементов, натягиваемых неодновременно;
При отсутствии данных о технологии изготовления и конструкции форм потери от деформации форм следует принимать равными 30 МПа |
||
6. |
Быстронатекающая ползучесть при натяжении на упоры для бетона: |
|
||
а) |
естественного твердения |
где |
||
б) |
подвергнутого тепловой обработке |
Потери вычисляются по формулам поз. 6а настоящей таблицы с умножением полученного результата на коэффициент, равный 0,85 |
||
7. а) |
Усадка бетона при натяжении: на упоры: |
Бетон классов по прочности на сжатие |
||
|
|
В35 и ниже |
В40 |
В45 и ниже |
|
бетон естественного твердения |
40 |
50 |
60 |
|
бетон с тепловой обработкой |
35 |
40 |
50 |
б) |
на бетон независимо от условий твердения |
30 |
35 |
40 |
8. |
Ползучесть бетона |
где
естественного твердения - 1,0; подвергнутого тепловой обработке при атмосферном давлении - 0,85 |
||
9. |
Смятие под витками спиральной или кольцевой арматуры, наматываемой на бетон (при диаметре конструкции |
|
||
10. |
Деформация обжатия стыков между блоками (для конструкций, состоящиз из блоков) |
где n - число швов конструкции и оснастки по длине натягиваемой арматуры;
заполненных бетоном - 0,3 мм; клеенных после отверждения клея - 0,0; l - длина натягиваемой арматуры, мм. Допускается определение деформации стыков иными способами на основании опытных данных. |
Примечание. Каждому виду потерь предварительного напряжения арматуры в соответствии с номерами позиций присваивать обозначения от до
.
Таблица 2*
Поверхность канала |
Коэффициенты для определения потерь от трения арматуры (см. поз. 4 табл. 1 *) |
||
|
|
||
пучков из высокопрочной проволоки, арматурных канатов класса К-7, стальных канатов и гладких стержней |
стержней периодического профиля |
||
Гладкая, металлическая |
0,003 |
0,35 |
0,4 |
Бетонная, образованная с помощью жесткого каналообразователя (или полиэтиленовых труб) |
0,005 |
0,55 |
0,65 |
Гофрированная полиэтиленовая |
0,20 |
0,20 |
- |
Таблица 3
Показатель
|
Значения нормативных деформаций ползучести бетона |
||||||||||
В20 |
В22,5 |
В25 |
В27,5 |
В30 |
В35 |
В40 |
В45 |
В50 |
В55 |
В60 |
|
|
115 |
107 |
100 |
92 |
84 |
75 |
67 |
55* |
50* |
41** |
39** |
|
11,3 |
10,9 |
10,2 |
9,4 |
8,6 |
7,7 |
6,8 |
5,6* |
5,1* |
4,2** |
4,0** |
|
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
365* |
330* |
315** |
300** |
------------------------------
* При осадке конуса 1-2 см.
** При жесткости смеси 35-30 с.
------------------------------
Примечания: 1. При определении и
классы бетона должны соответствовать передаточной прочности бетона
(см. п. 3.31).
2. Для бетона, подвергнутого тепловлажностной обработке, значения и
следует уменьшать на 10%.
В предварительно напряженных конструкциях вторые потери не учитывают, так как ползучесть, усадка и релаксация напряжений в бетоне и арматуре к моменту усиления балки закончились.
В конструкциях с ненапрягаемой рабочей арматурой вторые потери учитывают, за исключением усадки бетона.
Определение прогибов и углов поворота.
Кривизну предварительно напряженных элементов (балок), в которых пояса отнесены к категориям требований по трещиностойкости 2а, 2б и 3б, допускается определять как для сплошного сечения по п.3.113 СНиП 2.05.03-84*.
3.113*. Кривизну предварительно напряженных элементов, в которых пояса отнесены к категориям требований по трещиностойкости 2а, 2б и 3б, допускается определять как для сплошного сечения по формуле
, (136)
где
- моменты в рассматриваемом сечении, создаваемые соответственно усилием в напрягаемой арматуре, постоянной и временной нагрузками;
- жесткости сечения при длительном воздействии соответственно усилия в напрягаемой арматуре и постоянной нагрузки;
B - жесткость сплошного сечения при кратковременном действии нагрузок.
Значения перечисленных жесткостей допускается определять по обязательному приложению 13*.
Допускается правую часть формулы (136) определять другими методами, обоснованными в установленном порядке.
Моменты от предварительного напряжения следует вычислять исходя из напряжений в арматуре, соответствующих стадиям работы конструкции: на стадии обжатия - за вычетом первых потерь; на последующих стадиях, в том числе и на стадии эксплуатации, за вычетом также и вторых потерь согласно обязательному приложению 11*. Значения изгибающих моментов при навесном монтаже следует определять с учетом веса монтируемых блоков и других возможных строительных нагрузок. При определении жесткостей
и
учитывается влияние усилия предварительного напряжения и длительности действия нагрузки.
Кривизну элементов с ненапрягаемой арматурой, в которых пояса отнесены к категориям требований по трещиностойкости 3в, следует определять с учетом образования трещин.
В случае, если прогибы и углы поворота, подсчитанные без учета предварительно напряженной арматуры усиления, превышают допускаемые СНиП 2.05.03-84*, необходимо ввести в расчеты предварительно напряженную арматуру усиления, которая напрягается на величину, обеспечивающую прогибы и углы поворота согласно требованиям СНиП 2.05.03-84*.
7. Конструктивные требования
При проектировании конструкций усиления следует соблюдать требования п.3.116 СНиП 2.05.03-84* и требования настоящего раздела.
При усилении балок и пролетных строений необходимо соблюдать требования СНиП 2.05.03-84*.
При разработке конструкций усиления упоры для передачи усилий натяжения на усиливаемую конструкцию располагают таким образом, чтобы местные напряжения, вызываемые сосредоточенной передачей усилия с упора на бетон, были минимальными и не требовали установки дополнительной арматуры или увеличения сечения бетона. Упоры рекомендуется устанавливать в зоне минимальных моментов от внешних нагрузок, т.е. не дальше, чем в 1/8 пролета балки (от её торца).
Располагать упоры в зоне действия больших главных растягивающих напряжений от постоянной и временной нагрузок не рекомендуется.
При разработке конструкций закладных деталей (опорных плит, упоров, отгибающих устройств и т.д.) следует руководствоваться п.п.3.171-3.173 СНиП 2.05.03-84*.
8. Технология усиления
1. Произвести обследование конструкции на предмет повреждений.
2. Рассчитать необходимые усилия натяжения композиционной арматуры.
3. Определить положение стальной арматуры в балке.
4. Изготовить кондуктора для разделки отверстий в железобетонной балке и в стальной плите анкерных устройств.
5. Разделать отверстия в железобетонной балке.
6. Разделать отверстия в анкерных устройствах.
7. Установить на мостовую конструкцию анкерные устройства.
8. Зажать в анкерных устройствах композиционные напрягаемые элементы.
9. Установить гидравлические домкраты обеспечив гидравлическую связь для равномерного натяжения.
10. Подать в гидродомкраты расчётное давление.
11.Выдержать конструкцию под напряжением от гидродомкратов в течении 10 ти часов для преодоления релаксации композиционного материала (углепластика).
12.3акрепить фиксирующие болты натяжных устройств.
13. Сбросить давление из гидроцилиндров.
14. Снять гидроцилиндры и скобы натяжителей.
15. На первых опытных мостовых конструкциях необходимо устанавливать тензодатчики для контроля натяжения композиционной арматуры и контроля напряжений в бетоне.
9. Требования безопасности работ
1. Все работы должны производиться при строгом соблюдении правил и норм техники безопасности и противопожарной защиты, установленными СНиП 12-03-2001, ГОСТ 12.1.007, ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.33.016, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 12.0.004, ВСН-37-84.
2. Места производства работ обустраивают инвентарными подмостями или лесами и настилами таким образом, чтобы расстояние между настилом и обрабатываемой поверхностью конструкции составляло 1 - 1,2 м, а высота яруса - 2 м. Подмости или леса должны иметь ширину не менее 1,5 м и обеспечивать свободное перемещение рабочих вдоль всего фронта работ.
Ремонтные работы на высоте более 2 м должны выполняться с подвесных или стоечных подмостей, люлек или других средств, обеспечивающих безопасное выполнение работ. Леса и подмости, применяемые для производства работ на высоте, должны быть прочными, настил не должен иметь зазоров, по периметру лесов и подмостей следует устраивать ограждения (перила).
С целью обеспечения безопасности работ рекомендуется использовать передвижные инвентарные люльки, специализированные подъемно-транспортные машины и оборудование, машины для инспекции и осмотра сооружений.
3. Используемое технологическое оборудование должно быть снабжено паспортами. Строительные механизмы и электрический инструмент должны быть заземлены. Лица, привлекаемые к работе с технологическим оборудованием, должны пройти инструктаж.
10. Пример использования методики расчёта для железобетонной балки прямоугольного сечения усиленной углепластиковыми лентами, закреплёнными в анкерных устройствах.
Рис. 1. Натяжное устройство
1. Мостовая балка.
2. Основание.
3. Болты крепления основания к мостовой балке.
4. Механизм самоориентации ленты.
5, 6 Устройство крепления ленты.
7. Лента углепластиковая.
8, 9. Винт и гайка фиксации ленты в натянутом состоянии.
10. Кронштейн фиксации ленты в натянутом состоянии.
11. Упор домкрата.
12. Домкрат гидравлический.
13. Тяга натяжения.
14. Балочка.
Рис.2
Рис. 3
Рис. 4
Рис.5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.089-2019 "Методические рекомендации по опытному применению напрягаемой арматуры из высокопрочных композиционных материалов для усиления железобетонных конструкций мостов" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 26 сентября 2019 г. N 2604-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) опубликован не был