В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2018 год;
2) Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2018 год.
2. Отделу по связям с общественностью разместить настоящий приказ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области С.А. Королькову.
|
О.Н. Федина |
Утверждено
приказом руководителя
Госжилинспекции
Московской области
от 01.10.2019 г. N 207
Обобщение
практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2018 год
Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2018 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (далее - обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12 2008 N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
I. Общие положения
1. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о Госжилинспекции Московской области), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
2. Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - поднадзорные субъекты) требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также соблюдение положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", требований к обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее обязательные требования).
3. Целями обобщения практики являются:
принятие поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований;
обеспечение Госжилинспекцией Московской области доступности сведений об обобщении практики путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4. Задачей обобщения практики является выявление наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
5. При реализации функции по осуществлению государственного жилищного надзора Госжилинспекция Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
1) Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации);
3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
5) Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
6) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
7) Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
8) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
10) Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
11) Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
12) Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
13) Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
14) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
15) Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
16) Федеральным законом от 21.07.2014 N 209 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона вместо "N 209" следует читать "N 209-ФЗ"
17) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения";
18) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения";
19) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями";
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
29) постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
30) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
31) постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Ка 410);
32) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
33) постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре";
34) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
35) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
36) постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
37) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
38) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
39) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
40) постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации";
41) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
42) распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 718-р "Об утверждении индексов изменения размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов";
43) распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
44) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
45) приказом Госстроя Российской Федерации от 18.07.2002 N 149 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере";
46) приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
47) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
48) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
49) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
50) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
51) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.08.2013 N 360 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю";
52) приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02 2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
53) Уставом Московской области;
54) Законом Московской области N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан" (далее - Закон Московской области N 164/2006-ОЗ);
55) Законом Московской области N 148/2012-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля на территории Московской области";
56) Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области";
57) Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП Московской области).
II. Изменения в законодательстве, произошедшие в 2018 году
6. За последнее время нормативное правовое регулирование в сфере жилищных отношений, организации контроля и надзора претерпело значительные изменения.
С 1 января 2018 года для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг введена административная ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
Исключение составляют города федерального значения, часть поправок в них начнет действовать с 01 июля 2019 года (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ; КоАП Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.12.2017 N 437-ФЗ).
С 1 января 2018 года возобновлено действие статьи 47.1 ЖК Российской Федерации, предусматривающей проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ (ранее действие указанной нормы было приостановлено Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 267-ФЗ сначала до 1 января 2017 года, затем указанный срок был продлен до 1 января 2018 года, а для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - до 1 июля 2019 года).
С 1 января 2018 года введены меры административной ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере предоставления коммунальных услуг, в частности определены размеры штрафов, скорректирована ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ, введена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа (Федеральный закон от 28 декабря 2017 г N 437-ФЭ).
С 9 января 2018 года действуют изменения в ЖК Российской Федерации, устанавливающие обязанность Правительства Российской Федерации по утверждению требований к жилым помещениям, в том числе по приспособлению общего имущества для беспрепятственного доступа инвалидов к расположенному в нем жилому помещению. Установлена возможность приспособления общего имущества многоквартирных домов без решения общего собрания собственников в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ).
С 3 апреля 2018 год введена возможность и установлен порядок заключения "прямых договоров" предоставления коммунальных услуг между собственниками помещений в многоквартирных домах и РСО, региональным оператором по обращению с ТКО. (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ).
С 11 апреля 2018 год действуют изменения, внесенные в ряд постановлений Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 331):
- утвержден порядок раскрытия информации лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416);
- закреплена возможность осуществлять подготовку предложений о выполнении текущего и капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирных домах (поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290);
- установлены обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки (при нарушении качества коммунальной услуги) в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы (поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354);
- раскрываются виды и порядок проведения осмотров общего имущества, установлены новые требования к собственникам и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив, по определению размера платы за содержание жилого помещения (поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491).
09 мая 2018 г. начала действовать Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденная Приказом Минстроя России от 05 декабря 2017 г. N 1614/пр, которая устанавливает правила безопасного использования газа собственниками и нанимателями многоквартирного дома, УО, ТСЖ, ЖСК и иными лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Инструкция устанавливает новые обязанности и регламентируется порядок инструктажа и действий при обнаружении утечки газа и работе с газовым оборудованием.
С 26 мая 2018 год рекомендована к применению новая примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (Приказ Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр).
С 3 июня 2018 года запрещено размещать рекламу на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Исключение составляют социальная реклама и справочно-информационные сведения, за нарушение данной нормы предусмотрена ответственность (Федеральный закон от 03 апреля 2018 г. N 61-ФЗ).
15 июня 2018 г. вступили в силу поправки, внесенные в ч. 4 ст. 161 ЖК Российской Федерации Федеральным законом от 04 июня 2018 г. N 134-ФЗ в части снижения срока проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также в случаях, предусмотренных ч. 13 ст. 161 и ч. 5 ст. 200 ЖК Российской Федерации.
28 июня 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в соответствии с которыми введены новые понятия и установлена обязанность муниципалитета нести расходы по содержанию и благоустройству придомовой территории в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом и (или) прилегающий к многоквартирному дому не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
03 июля 2018 г. вступили в силу поправки в нормы, регулирующие обязанность применения контрольно-кассовой техники (ККТ), затрагивающие деятельность ТСЖ, ЖСК, УО и РСО (при "прямых договорах") при расчетах с населением. Поправки внесены Федеральным законом от 03 июля 2018 г N 192-ФЗ в Федеральный закон от 22 мая 2003 г N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и устанавливают обязанность ТСЖ, ЖСК, УО, РСО применять онлайн-кассы с 01 июля 2019 г.
14 июля 2018 г. вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 03 июля 2018 г. N 177-ФЗ в п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". До указанной даты законодательная возможность осуществлять холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение была только у юридических лиц. Теперь такой возможностью наделены индивидуальные предприниматели, осуществляющие холодное и (или) горячее водоснабжение, водоотведение и эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем.
С 14 июля 2018 г. изменения, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2018 г. Ш 191-ФЗ в ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", можно применять на практике. Изменениями установлено право любого собственника помещения в многоквартирном доме обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
25 июля 2018 г. вступили в действие изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 810 в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 570, которыми уточняется перечень информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых и в неценовых зонах теплоснабжения.
С 11 июля 2018 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 31 декабря 2017 N 485-ФЗ, которым вводятся новые требования к организации деятельности ТСЖ, ЖСК. Предусматривается, что в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации жилищного кооператива ФНС России, жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке, установленном Минстроем России.
В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в течение 5 рабочих дней со дня принятия этого решения жилищным кооперативом представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом жилищным кооперативом в порядке установленном Минстроем России. Аналогичное требование вводится в отношении ТСЖ.
29 июля 2018 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" N 226-ФЗ (поправки вступили в силу с 01 января 2019 г.), которыми предусматривается компенсация за капитальный ремонт не только одиноко проживающим неработающим гражданам пенсионного возраста, но и проживающим в составе семьи, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов первой и второй групп.
1 декабря 2018 вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2018 N 434-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" согласно принятым изменениям в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Также установлено, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений В соответствии с вносимыми изменениями модернизация лифтов, ремонт лифтовых машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Внесение в такую программу изменений, обусловленных изменением сроков проведения данных работ, осуществляется без необходимости наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
08.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме" В частности, по тексту ЖК Российской Федерации в статьях 4, 8, 12, 14, 25, 26, 27, 28, 29, касающихся проведения перепланировок и переустройства в многоквартирных домах, термин "жилые помещения" заменяется на "помещения в многоквартирном доме". Таким образом, устанавливается единый порядок организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (виды переустройства и перепланировки, основания проведения, порядок согласования с органами местного самоуправления, завершения этих работ, последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки и другое). Дополняются полномочия органов государственного жилищного надзора вопросами предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами порядка осуществления перепланировки (или) переустройства помещения в многоквартирном доме.
III. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного жилищного надзора
7. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контрольно-надзорные и профилактические мероприятия).
8. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий установлен Федеральным законом N 294-ФЗ.
9. Разработаны и утверждены приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 04.12.2017 N 159 проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые применяются при проведении плановых проверок.
10. За 2018 год Госжилинспекцией Московской области проведено 2013 контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 5428 нарушений законодательства в жилищной сфере, в том числе:
- правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 2696;
- некачественное предоставление коммунальных услуг населению - 363;
- требований законодательства о раскрытии информации - 810;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 759;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 41;
- правил управления многоквартирными домами - 121;
- прочие нарушения - 638.
По фактам которых составлено 2748 протоколов об административных правонарушениях:
1) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (672);
2) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (532);
3) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (232);
4) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (25);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (392);
6) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (71);
7) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка" (103);
8) ст. 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" (108);
9) ст. 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" (238);
10) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (172);
11) ч. 2 ст. 7.21 "Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах" (64);
12) ч. 1 ст. 7.21 "Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению" (42);
13) ст. 7.23.2 ч. 1 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации." (67);
14) ст. 7.23.3 ч. 1 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (30).
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
11. Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2018 году.
Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений обязательных требований является:
1) нарушение Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе органом местного самоуправления не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации;
2) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:
а) неисправное остекление; отсутствует фурнитура на окнах и дверях;
б) невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток;
в) отсутствие плафонов на светильниках;
3) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:
а) отсутствие самозакрывающихся устройств;
б) отслоение покрасочного слоя и повреждение абонентских ящиков;
в) отсутствие освещения лестничной клетки;
4) не предоставление/некомплектность документации, в том числе:
а) не передана техническая документация на многоквартирный дом другой управляющей организации;
б) не предоставление сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме о размере остатка средств на специальном счете в установленный законом срок;
в) не предоставление документов по запросу Госжилинспекции Московской области, недостоверность представленных сведений;
5) нарушение Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе:
а) не размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
б) нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации;
в) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации;
6) тарифы и коммунальные платежи, в том числе:
а) нарушение пунктов 42 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах";
б) нарушение при начислении платы за отопление;
в) несоответствие платежного документа с формой Единого платежного документа;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
8) захламление мест общего пользования;
9) протечка кровли.
12. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами расположенными на территории Московской области на 2019 - 2021 годы.
13. Как показывает анализ правоприменительной практики существует необходимость в исключении норм, позволяющих выбирать и изменять способ управления многоквартирным домом в любое время.
Кроме права собственности на имущество у собственников есть обязанность по его надлежащему содержанию и ответственность за то, чтобы это имущество не нанесло вреда здоровью или имуществу других лиц (ч. З ст. 30 и ч.1 ст. 39 ЖК Российской Федерации).
ЖК Российской Федерации обязывает собственников жилья выбрать способ управления многоквартирным домом. Многоквартирный дом не может оставаться без управления. Поэтому если сами собственники не выполняют обязанности по выбору способа управления, то за них такой выбор делает муниципалитет в установленном порядке.
В силу право на изменение способа управления, в том числе управляющей организации, в любое время возникает негативная практика с двойными платежками и фальсификацией голосов при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. Также, отсутствие надлежащего уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах и кворума
Таким образом, существует необходимость внести изменения в пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 3 статьи 161 ЖК Российской Федерации в части установления максимального количества раз рассмотрения вопроса о выборе и изменении способа управления многоквартирным домом в течение года, за исключением случаев исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Текст обобщения практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2018 год не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 1 октября 2019 г. N 207 "Об утверждении обобщения практики применения Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2018 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Московской области (http://gzhi.mosreg.ru) 10 октября 2019 г.