Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2016-2021 годы и Декларации целей и задач Росстата в 2018 году подготовлен в соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 1449, а также Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 26 декабря 2013 г. N АМ-П36-89пр.
Сфера деятельности Росстата определена Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420.
I. Выполнение мероприятий по достижению цели деятельности Росстата и достижению значений целевых индикаторов
Целью деятельности Федеральной службы государственной статистики является предоставление актуальной и достоверной статистической информации Президенту Российской Федерации, органам власти Российской Федерации, организациям и гражданам, а также международным организациям для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы и удовлетворения информационных потребностей общества.
Росстат обеспечил выполнение важнейшей функции по предоставлению официальной статистической информации с охватом всех категорий пользователей.
Основной формат распространения официальной статистической информации - размещение на Интернет-портале и предоставление доступа к базам данных, в том числе Базе данных показателей муниципальных образований (БД ПМО), а также загрузка в сегмент Росстата в Единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС). По состоянию на 1 января 2019 г. в ЕМИСС загружено 3276 показателей, формируемых Росстатом. При этом особое внимание было уделено поддержанию этой информации в актуальном состоянии, а также расширению состава информации, доступной пользователям этих информационных ресурсов.
Росстатом в 2018 году практически ежедневно осуществлялся выпуск оперативной статистической информации - срочных информаций и справок по актуальным вопросам, оперативных докладов, мониторингов и тематических бюллетеней, содержащих комплексную информацию о социально-экономическом положении России и субъектов Российской Федерации.
Все официальные публикации Росстата, включая статистические сборники, выпускаются в электронном виде и размещаются в свободном доступе на официальном Интернет-портале Росстата. Срочные информации, ежемесячные доклады "Информация о социально-экономическом положении России" и "Социально-экономическое положение России" в электронном виде направляются в органы государственной власти с использованием системы Межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
Издано 14 официальных статистических сборников (11 тематических и 3 комплексных). Наряду с электронными публикациями осуществлено полиграфическое издание сборников "Россия в цифрах" и "Российский статистический ежегодник" - наиболее полного официального издания Росстата, который с 2017 года выпускается одновременно на русском и английском языках в связи с возрастающим спросом зарубежных пользователей на официальную статистическую информацию о социально-экономическом положении Российской Федерации. Ежегодник дополнен приложениями "Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2017 годах (непрерывные динамические ряды по основным показателям)" и "Исторические динамические ряды" со статистическими данными по России из фонда информационно-издательских материалов Росстата.
В целях популяризации статистики в 2018 году подготовлено новое издание - статистический справочник "Россия'2018". Сборник впервые в практике Росстата представляет официальную статистическую информацию преимущественно графическими и изобразительными средствами, понятными широкому кругу пользователей.
В отчетном периоде Росстатом предоставлялась официальная статистическая информация, необходимая для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы, Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей.
Продолжалась работа по информационному взаимодействию с международными организациями: в 2018 году заполнен и направлен в их адрес 401 международный вопросник. Осуществляется проработка вопроса об организации предоставления вопросников в ОЭСР в формате SDMX.
Наряду с распространением официальной статистической информации путем ее опубликования в изданиях Росстата, средствах массовой информации и размещения на Интернет-портале Росстата, обеспечивается предоставление официальной статистической информации по запросам органов государственной власти и местного самоуправления, гражданам и организациям в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной службой государственной статистики соответствующей государственной услуги.
В 2018 году направлены ответы в установленный срок по 32301 запросу граждан и организаций о предоставлении официальной статистической информации.
Оценка достижения и выполнения мероприятий по реализации цели основывается на системе целевых показателей, информация о выполнении которых в 2018 году приведена в Справке о выполнении в 2018 году мероприятий по реализации Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2016-2021 годы (Приложение 1) и в Справке о фактических значениях индикаторов достижения цели и реализации задач (направлений) Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2016-2021 годы в 2018 году (Приложение 2).
II. Выполнение мероприятий по реализации задач Росстата
2.1. Реализация Федерального плана статистических работ
Основополагающим документом для осуществления официального статистического учета в России является Федеральный план статистических работ, которым определены субъекты официального статистического учета и выполняемые ими работы по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации, группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления (распространения) пользователям.
В соответствии с принимаемыми законодательными и нормативно-правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с целью оптимизации статистической нагрузки на респондентов Федеральный план статистических работ (далее - План) постоянно актуализируется. Так, в 2018 году было принято 7 актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих внесение в него изменений.
В отчетном периоде в План внесены изменения, направленные на совершенствование федерального статистического наблюдения по следующим направлениям:
- формирование показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- формирование показателей для мониторинга демографического и социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- формирование официальной статистической информации, необходимой для мониторинга достижения показателей национальных проектов.
Основные направления реализации Федерального плана статистических работ
Основными направлениями реализации Федерального плана статистических работ в 2018 году было формирование официальной статистической информации по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:
- для мониторинга оценки выполнения указов и поручений Президента Российской Федерации, документов стратегического планирования;
- для мониторинга показателей достижения целей устойчивого развития Российской Федерации;
- о развитии регионов Российской Федерации;
- об экономических, социальных и демографических процессах в Российской Федерации.
В рамках реализации Федерального плана статистических работ Росстатом выполнена 641 работа. В общей сложности органами государственной статистики обработано более 21 млрд показателей.
В рамках Федерального плана статистических работ в отчетном периоде Росстатом выполнены все запланированные на этот период работы.
Среди них необходимо отметить ряд новых разработок.
Начиная с пересчета данных за 2016-2017 годы, расчет квартальных показателей счета производства осуществлялся с применением методов моделирования сбалансированных оценок макроэкономических показателей. Применение данных методов на практике позволило осуществить первый шаг к автоматизации процесса расчета квартальных показателей национальных счетов, а следовательно, к повышению их качества и оперативности представления.
В 2018 году использовался новый источник получения информации о бедности и неравенстве на основе выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, что позволило существенно расширить систему показателей.
Создан и размещен на Интернет-сайте Росстата новый раздел о населении, проживающем в малоимущих домашних хозяйствах (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pop ulation/level/#).
По итогам за 2017 год сформирована официальная статистическая информация о развитии мобильной торговли, складской сети организаций торговли.
В 2018 году в целях получения информации о степени выброса в атмосферу различных негативно сказывающихся на экологии веществ впервые сформирована официальная статистическая информация о количестве автотранспортных средств по экологическим классам.
Впервые в ОЭСР представлен вопросник "Показатели бизнес-демографии" (BD), в котором приведены данные, характеризующие создание и ликвидацию предприятий, число быстрорастущих и имеющих высокий потенциал роста предприятий, молодых быстрорастущих предприятий-"газелей", разработанные в соответствии с международными стандартами на основе данных автоматизированной системы Генеральная совокупность объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН).
В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618, на Интернет-портале Росстата в рубрике Официальная статистика/Предпринимательство создана подрубрика "Показатели, характеризующие состояние конкурентной среды", в которой размещается статистическая информация по показателям данной тематики.
2.2. Подготовка, проведение и подведение итогов всероссийских переписей, специализированных обследований и наблюдений, разработка базовых таблиц "затраты-выпуск"
2.2.1. Подведение окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года
В 2018 году важнейшей задачей Росстата и его территориальных органов являлось получение окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, их официальное опубликование.
Во исполнение п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 316 "Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года" была разработана и утверждена программа публикации окончательных итогов ВСХП 2016 по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
Окончательные итоги ВСХП 2016 в целом по Российской Федерации, в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации опубликованы в 8 томах (11 книгах), включая атлас переписи, и размещены в открытом доступе на Интернет-портале Росстата.
Окончательные итоги ВСХП 2016 по субъектам Российской Федерации в разрезе муниципальных районов и городских округов с учётом соблюдения требований конфиденциальности размещены на сайтах территориальных органов Росстата в декабре 2018 года.
В соответствии с Правилами подведения итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 152, окончательные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в краткой форме в декабре 2018 года опубликованы в "Российской газете".
2.2.2. Проведение пробной переписи населения 2018 года
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2444-р и от 22 января 2018 г. N 58-р с 1 по 31 октября 2018 года проведена пробная перепись населения. Ее целью являлась отработка методологических, организационных и технологических вопросов проведения, способов сбора сведений о населении и подведения итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.
В ходе пробной переписи населения 2018 года отработано применение способов сбора сведений о населении, определенных Федеральным законом от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", в том числе в электронной форме с использованием мобильных устройств, а также на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Интернет-перепись - новый способ сбора сведений о населении в нашей стране. Возможность заполнить переписные листы онлайн была предоставлена не только жителям территорий пробной переписи населения 2018 года, но и любому постоянно проживающему в Российской Федерации пользователю ЕПГУ с подтвержденной учетной записью. Услугой "Участие в переписи населения" на ЕПГУ воспользовались более 460 тысяч пользователей. Они заполнили электронные переписные листы на себя и членов своего домохозяйства, всего на 1,2 млн человек. Доля населения России, переписавшегося по Интернету, составила 0,8%. В регионах пробной переписи населения 2018 года, где велась более активная реклама переписи, доля участников Интернет-переписи выше - 2,8% населения соответствующих муниципальных образований.
Интернет-перепись - это один из способов участия в переписи населения. Для получения полных и достоверных итогов переписи в районах пробной переписи населения 2018 года проводился традиционный обход переписчиками помещений, где живут люди, и заполнение переписных листов на население, не прошедшее перепись по Интернету.
Переписчики счетных участков в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Великий Новгород оснащались для сбора сведений о населении мобильными устройствами - планшетными компьютерами с электронными переписными листами. В остальных районах пробной переписи населения переписчики использовали машиночитаемые переписные листы на бумажном носителе. Всего переписчиками опрошено более 410 тысяч человек.
Проект доклада в Правительство Российской Федерации о результатах пробной переписи населения и предложениях по оптимизации организационно-технологической схемы подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2020 года направлен Росстатом в Минэкономразвития России во исполнение п.4 распоряжения Правительства Российской от 22 января 2018 г. N 58-р.
2.2.3. Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год
В 2018 году был сформирован первый рабочий вариант базовых таблиц ресурсов и использования за 2016 год в номенклатуре классификаторов ОКВЭД - 2007 и ОКПД - 2007. В течение года проводилась работа по анализу и корректировке показателей таблиц с целью снижения уровня дисбалансов между ресурсами и использованием товаров и услуг по их группам.
2.2.4. Проведение статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения
Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" в 2018 году Росстатом проведен ряд выборочных обследований.
В январе-феврале 2018 года проведено Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах с охватом 60 тыс. домохозяйств. В опросах приняли участие более 113 тыс. респондентов в возрасте 16 лет и старше.
По итогам обследования получена информация о видах доходных источников, о денежных и совокупных доходах домашних хозяйств, о размерах доходов от трудовой деятельности, о видах и размерах пенсий и социальных пособий, о наличии доходов от собственности, об уплаченных налогах и полученных налоговых льготах, об объемах обязательных платежей.
Итоги обследования опубликованы на Интернет-портале Росстата в декабре 2018 года.
В мае 2018 года проведено Выборочное наблюдение рациона питания населения с охватом 45 тыс. домохозяйств.
По результатам наблюдения получена информация, позволяющая измерить уровень потребления пищевых продуктов, определить калорийность и химический состав рациона питания каждого человека в зависимости от его возраста, сферы занятости, состояния здоровья, уровня благосостояния, места проживания и национальных традиций.
В сентябре 2018 года проведено Комплексное наблюдение условий жизни населения с охватом 60 тыс. домохозяйств.
По результатам наблюдения получена информация, характеризующая фактические условия проживания российских семей, в том числе жилищные и бытовые условия; удовлетворение потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, транспорта, торговли, бытового обслуживания; занятость и условия труда; социальное обеспечение и социальная защита; использование свободного времени. Итоги обследования будут опубликованы на Интернет-портале Росстата в марте 2019 года.
В октябре 2018 года проведено Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения с охватом 15 тыс. домохозяйств, по итогам которого получена статистическая информация, отражающая фактическое влияние поведенческих факторов, получивших массовое распространение в образе жизни россиян, на состояние здоровья различных по возрасту, полу, социальному статусу (уровень образования, сфера занятости) групп населения, а также в зависимости от категории населения. Итоги выборочного наблюдения размещены на Интернет-портале Росстата в декабре 2018 года.
2.2.5. Совершенствование методологии проведения федеральных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации и расчетов макроэкономических показателей
В 2018 году научно-методологическая деятельность Росстата осуществлялась в соответствии с Планом научно-исследовательских работ Росстата. В рамках этого Плана выполнено 34 научно-исследовательские работы, которые были направлены на решение приоритетных задач, стоящих перед органами государственной статистики. Основной акцент был сделан на совершенствовании макроэкономической статистики, методов построения базовых таблиц "затраты - выпуск", социально-демографической статистики, подготовку к Всероссийской переписи населения 2020 года.
Росстат осуществляет последовательное развитие системы национальных счетов (СНС) на основе утвержденного Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В целях дальнейшего развития российской системы национальных счетов (СНС) расширялось межведомственное взаимодействие по вопросам создания новых и совершенствованию имеющихся источников информации для повышения надежности формируемых элементов СНС.
Межведомственной рабочей группой по разработке согласованных показателей нефинансовых и финансовых счетов СНС, гармонизации показателей СНС и других областей макроэкономической статистики с участием Росстата, Банка России, Минфина России, Федерального казначейства в 2018 году была согласована классификация институциональных секторов экономики в соответствии с рекомендациями СНС 2008 и СГФ 2014.
В результате утверждены и введены в действие с 1 января 2019 года в составе Общероссийского классификатора организационно-правовых форм классификации институциональных секторов экономики.
В целях перехода расчетов основных макроэкономических показателей на ОКВЭД2 осуществлен пересчет годовых показателей счета производства и счета образования доходов по Российской Федерации за 2016 год в ОКВЭД2.
Для формирования отраслевых показателей СНС по сектору нефинансовых корпораций в рамках программного комплекса, обеспечивающего создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу на микро- и макроуровне (ПК ГД-ПТК) создана информационная база для расчетов региональных макроэкономических показателей по ОКВЭД2.
Продолжалось внедрение в российскую систему национальных счетов основных методологических положений СНС 2008 года.
В соответствии с методологией СНС 2008 построены и размещены на официальном сайте Росстата баланс активов и пассивов и счета накопления по основным видам основного капитала за 2016 год. В баланс активов и пассивов по данным Банка включены финансовые активы и финансовые обязательства России.
Также на заседаниях рабочих групп, созданных при Минприроды России, с участием Росстата прорабатывались вопросы учета в балансе активов и пассивов природного капитала.
Впервые информация о запасах полезных ископаемых и некультивируемых биологических ресурсов в стоимостном измерении на конец 2017 года размещена в ЕМИСС.
Осуществлялось информационное обеспечение участия Российской Федерации в международных сопоставлениях ВВП, результаты которых используются для оценки уровней общеэкономического развития стран, благосостояния наций, для определения и сравнения эффективности национальных экономик, а также для определения размера взноса и числа голосов стран при участии в международных организациях.
Росстат обеспечивал участие Российской Федерации в годовых международных сопоставлениях ВВП ОЭСР - Евростата за 2015-2017 годы, в рамках Глобального раунда - в двух региональных группах: ОЭСР - Евростат и СНГ за 2017 год. Результаты сопоставлений ВВП Российской Федерации по паритету покупательной способности опубликованы ОЭСР и Всемирным банком, размещены на Интернет-портале Росстата и в ЕМИСС.
В соответствии с Перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" подпунктом "Разработка методик расчета показателей" разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. N 1373 методики расчета показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепленные за Росстатом.
В рамках разработки методологических подходов к использованию "Больших данных" в статистике розничных продаж и потребительских цен в 2018 году продолжалась работа по взаимодействию с ФНС России в части использования информации, поступающей с онлайн-касс, с целью обеспечения полноты и объективности официальной статистической информации.
Для оптимизации статистических наблюдений за субъектами малого предпринимательства, исключения дублирования представляемых респондентами показателей, снижения административной нагрузки на малый бизнес осуществлен анализ возможностей использования административной информации для формирования показателей, характеризующих деятельность микропредприятий, определены направления дальнейшей работы по созданию алгоритмов корректировок административных данных с целью приближения их методологии к статистическим оценкам.
В целях получения надежной социально-демографической информации разработана методология формирования выборочной совокупности объектов и единиц наблюдения для проведения отдельно по городскому и сельскому населению наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, и алгоритмы формирования выборочных совокупностей для проведения комплексного наблюдения условий жизни населения.
Актуализирована территориальная выборка многоцелевого назначения для проведения обследований по социально-демографическим проблемам, а также совокупность счетных участков для проведения ежемесячных обследований рабочей силы.
Проведена работа по оптимизации перечня городов, в которых осуществляется наблюдение за потребительскими ценами в целях более полного и объективного отражения динамики цен в отдельных субъектах Российской Федерации и России в целом.
Продолжена работа над совершенствованием обследования крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей с учетом результатов ВСХП 2016 года.
Разработаны и утверждены Росстатом "Методологические положения по организации процессов производства официальной статистической информации".
Данный документ представляет собой описание всех этапов производства официальной статистической информации от сбора статистических данных до их распространения и/или предоставления пользователям, а также содержит изложение современного понимания понятия качества статистической информации и его критериев, принятых в международной статистической практике.
3. Модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий
Ежегодно в Информационно-вычислительной системе Росстата (далее - ИВС Росстата) на федеральном уровне обрабатывается более 21 млрд показателей, ведется более 1425 операционных баз по различным направлениям статистики. Данные кодируются по единому каталогу статистических показателей, содержащему более 74 тысяч показателей. Их разрезность описывается на основании единой нормативно-справочной информации, включающей 24 общероссийских классификатора и около 1000 отраслевых справочников.
Накопленные данные используются для формирования всех официальных публикаций государственной статистики.
В 2018 году Росстат продолжил модернизацию ИВС Росстата, что позволило улучшить систему сбора и обработки статистических данных за счет ее централизации, а также обеспечить эффективную интегрированную систему защиты статистических информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
В 2018 году Росстат активно внедрял централизованную технологию электронного сбора данных. В результате на централизованную систему Web-сбора было переведено 59 территориальных органов Росстата. Также во втором квартале 2018 года началось внедрение Единого модуля приема отчетности от специализированных операторов связи (ЦЕМПОС). Пилотное внедрение ЦЕМПОС производилось на базе Нижегородстата. К концу 2018 года ЦЕМПОС внедрен уже в 43 территориальных органах Росстата.
В 2018 году также продолжался переход на Централизованную обработку данных (далее - ЦСОД).
ЦСОД позволяет решить следующие задачи: приведение к единой НСИ всех расчетов регулярных статистических наблюдений, обрабатываемых в ЦСОД; создание единых механизмов обогащения статистических данных, как на региональном, так и на федеральном уровне; обеспечение централизованного планирования и контроля проведения статистических наблюдений; повышение скорости реагирования процесса сбора и обработки на изменения в методологии за счет одной точки развертывания программного обеспечения; оптимизация управляемости и прозрачности процесса сбора и обработки статистических данных.
В 2018 году в ЦСОД обрабатывались данные 19 форм федерального статистического наблюдения: П-1, Приложение N 2 к форме П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), 1-предприятие с приложениями, ТЗВ-МП, ТЗВ-Бюджет, 8-ВЭС-рыба, 1-автобензин, 2-наука (краткая), 1-кооператив, 6-нефть, 4-кооператив, 12-строительство, 1-РЛХ (Чернобыль), 3-кооператив, 1-администрация.
В целях дальнейшего перевода обработки данных форм федеральных статистических наблюдений в ЦСОД в 2018 году продолжались работы по развитию системы подготовки электронных экономических описаний (СПЭЭО).
В 2018 году еще 10 экономических описаний были формализованы в системе подготовки электронных экономических описаний.
Функционирование ЦСОД тесно взаимосвязано с работой других компонентов ИВС Росстата, в частности с Автоматизированной системой ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), которая позволяет централизованно формировать согласованные каталоги хозяйствующих субъектов, представляющих первичные статистические данные.
Развитие функционала АС ГС ОФСН в 2018 году позволило реализовать возможность формирования и отслеживания показателей бизнес-демографии объектов статистического наблюдения, обеспечило возможность оперативного предоставления сведений для внешних пользователей (Банк России, Федеральное казначейство и пр.), находящихся вне корпоративной сети Росстата с использованием подсистемы АС ГС ОФСН "Информационная система для внешних пользователей", обеспечило возможность публикации в сети Интернет сведений об идентификационных кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической информации (ОК ТЭИ).
В 2018 году продолжалась работа по системному сопровождению и развитию подсистемы ведения нормативно-справочной информации системы многомерного анализа данных ИВС Росстата (ПС НСИ СМАД) по гармонизации и внедрению единой НСИ во всех компонентах ИВС Росстата.
Разработан и внедрен механизм ведения и согласования внесения изменений в общероссийские классификаторы ОКАТО, ОКТМО непосредственно в системе ведения НСИ с использованием безбумажной технологии.
В рамках работ по системному сопровождению единого хранилища данных системы многомерного анализа данных ИВС Росстата (ПС ЕХД) завершены работы по загрузке исторических данных из БД ПМО в ЕХД, модернизированы механизмы предоставления данных в ЕМИСС. Продолжается перевод всех компонентов ИВС Росстата на работу с ПС ЕХД и исключение дублирующих баз данных.
В рамках работ по совершенствованию ИВС Росстата в части инструментария распространения результатов, был модернизирован функционал витрин данных.
В 2018 году разработана новая версия Интернет-портала Росстата и сайтов ТОГС.
В обновленный портал Росстата интегрирована витрина данных для внешних пользователей, повышающая оперативность актуализации и достоверности официальной статистической информации, публикуемой на Интернет-портале.
4. Реализация мероприятий программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
Росстатом в рамках реализации мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" проведен сбор информации о текущих потребностях органов власти, органов местного самоуправления и респондентов в услугах цифровой аналитической платформы предоставления статистических, административных данных и НСИ. Информация направлена Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Акимову М.А. и размещена в единой информационной системе электронного взаимодействия участников реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В соответствии с Планом мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - План), предусмотрена разработка и утверждение концепции создания цифровой аналитической платформы представления статистических, административных данных и НСИ (далее - Концепция создания Платформы).
Проект Концепции создания Платформы подготовлен Росстатом на основе анализа текущих потребностей органов власти, органов местного самоуправления и респондентов в услугах Платформы с учетом ориентиров, заложенных в проектах документов по национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", и предложений Минэкономразвития России, НИУ "Высшая школа экономики" и ПАО "Ростелеком" (соисполнители мероприятия Плана).
Документ представлен в рамках круглого стола по обсуждению перспектив создания Платформы, состоявшегося 28 декабря 2018 года на площадке НИУ "Высшая школа экономики" с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, экспертного и бизнес-сообществ.
Доработанный проект Концепции с учетом предложений, поступивших в рамках указанного круглого стола, будет направлен на согласование в Минэкономразвития России и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.
5. Оптимизация федеральных статистических наблюдений
В 2018 году информационные статистические ресурсы Росстата формировались на базе 222 форм федерального статистического наблюдения. Из них 46% - с годовой периодичностью представления данных; 24,6% - с квартальной периодичностью; 21,4% - с месячной периодичностью; 5,3% - единовременные и представляемые раз в несколько лет; 2,7% - прочие.
Мероприятия по утверждению (переутверждению) форм федерального статистического наблюдения осуществляются в целях обеспечения требований законодательной базы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Особое внимание уделялось исключению дублирования первичных статистических данных, собираемых различными министерствами и ведомствами, снижению статистической нагрузки на хозяйствующие субъекты, более широкому применению административных данных в статистике.
В 2018 году проведена работа по инвентаризации форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляется в системах других министерств и ведомств.
По результатам этой работы утверждено 38 форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для сбора и обработки информации в системе этих ведомств, из них 7 форм новых. При этом отменено 27 форм федерального статистического наблюдения из ранее утвержденных.
Росстатом на постоянной основе проводится работа по оптимизации федеральных статистических наблюдений, идет поиск новых инструментов для минимизации статистической нагрузки.
Стратегическим направлением решения задачи сокращения отчетной нагрузки на респондентов является развитие межведомственного взаимодействия.
В 2018 году утвержден Регламент информационного взаимодействия между Росздравнадзором и Росстатом, обеспечивающий предоставление в Росстат информации о средних ценах на отдельные лекарственные препараты по субъектам Российской Федерации.
На постоянной основе проводится работа по повышению роли административных источников в статистической деятельности, позволяющих получать необходимые для статистики данные без дополнительного их запроса у респондентов.
Объединение статистических ресурсов субъектов официального статистического учета осуществлено в рамках создания и развития Единой межведомственной информационно-статистической системы ЕМИСС, координатором которой является Росстат, оператором - Минкомсвязь России. Система в электронном виде обеспечивает свободный доступ к реестру формируемых министерствами и ведомствами показателей официальной статистики. Осуществляются работы по ее интеграции с другими государственными информационными системами. Таким образом, создан механизм для исключения дублирования показателей официальной статистики различными ведомствами - субъектами официального статистического учета.
6. Реализация концепции открытости федеральных органов исполнительной власти
Росстат, являясь главным информационным ведомством страны, особое внимание уделяет вопросам обеспечения прозрачности и максимальной открытости для общества всех важных аспектов своей деятельности.
Росстатом разработан и 26 марта 2018 г. утвержден Ведомственный план Федеральной службы государственной статистики по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год, который включает в себя 3 раздела: "Внутренние организационные мероприятия", "Развитие ключевых механизмов открытости", "Инициативные проекты".
В рамках Плана в 2018 году выполнены все мероприятия по развитию ключевых механизмов открытости и направлений открытости.
6.1. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449 разработан План деятельности Росстата на 2016-2021 годы.
По итогам рассмотрения его на заседании Общественного совета при Росстате, а также с учетом результатов его общественного обсуждения приказом Росстата от 23 мая 2016 г. N 242 План утвержден и в установленном порядке зарегистрирован в Реестре документов стратегического планирования.
Годовой отчет о ходе реализации в 2017 году Плана деятельности Росстата на 2016-2021 годы размещен в открытом доступе на Интернет-портале Росстата 26 февраля 2018 года.
6.2. На Интернет-портале Росстата размещена Декларация целей и задач на 2018 год, одобренная на заседании Общественного совета при Росстате 21 февраля 2018 г. и публично представленная на расширенном заседании коллегии Росстата 27 февраля 2018 года.
6.3. Подготовлен доклад о результатах деятельности Росстата в 2018 году и основных направлениях на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Результаты его обсуждения на Общественном совете при Росстате, а также доработанный вариант доклада будут опубликованы на Интернет-портале Росстата.
6.4. В сентябре 2018 года Федеральной службой государственной статистики совместно с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и Российской ассоциацией статистиков проведена Международная научно-практическая конференция "Современные вызовы российской статистики: цифровизация и глобализация экономических процессов", которая была приурочена к 100-летию создания Центрального статистического управления РСФСР.
В конференции приняли участие руководство Министерства экономического развития Российской Федерации, специалисты федеральных органов исполнительной власти, представители международных организаций и национальных статистических служб, члены Научно-методологического совета Росстата, члены Общественного совета при Росстате, представители научных организаций, высших учебных заведений, общественных организаций, бизнес-сообщества.
6.5. В 2018 году в целях регламентации взаимодействия Росстата с референтными группами и в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р, Росстатом разработаны и утверждены Методические рекомендации по взаимодействию Федеральной службы государственной статистики с референтными группами.
Методическими рекомендациями определены основные референтные группы Росстата, цели, задачи и принципы, предмет взаимодействия, каналы, инструменты и способы взаимодействия Росстата с референтными группами.
В сентябре 2018 года создана Рабочая группа по улучшению имиджа Росстата и популяризации результатов его деятельности, совершенствованию методов взаимодействия с референтными группами.
С целью получения обратной связи с референтными группами, повышения качества своей работы Росстат ежегодно, начиная с 2013 года, проводит обследование удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата.
В 2018 году в ходе обследования было опрошено 576 экспертов. В число респондентов вошли ведущие специалисты в области экономики и статистики, представители научных и образовательных учреждений, общественных организаций, бизнес-сообщества, СМИ, в том числе члены Научно-методологического совета Росстата, Общественного совета при Росстате и его территориальных органов.
Эксперты положительно оценили качество официальной статистической информации, общественные обсуждения деятельности Росстата, работу Росстата в целом.
В то же время, полученные результаты обращают внимание на неудовлетворенность пользователей оперативностью публикации официальной статистической информации, на наличие потребности в разработке и публикации новых статистических показателей, необходимость детализации имеющейся официальной статистической информации.
6.6. Особое внимание Росстатом уделяется организации рассмотрения важнейших вопросов, связанных с деятельностью органов статистики на Общественном совете при Росстате и Научно-методологическом совете.
В отчетном периоде проведено 4 заседания Общественного совета при Росстате, на которых были рассмотрены такие вопросы как проекты Ведомственного плана Федеральной службы государственной статистики по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год, Декларации целей и задач Росстата на 2018 год, доклада о результатах деятельности Росстата в 2017 году и основных направлениях на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, о работе Федеральной службы государственной статистики с обращениями граждан; о ходе и эффективности исполнения ведомственного плана по противодействию коррупции.
В 2018 году продолжили свою деятельность Научно-методологический совет Росстата и его секции. В ходе заседаний были обсуждены следующие темы:
- "Проблемы методологической согласованности индексов промышленного производства с показателями динамики объема добавленной стоимости по промышленным видам деятельности на уровне субъектов Российской Федерации";
- "Методологические рекомендации по составлению счетов активов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов Системы природно-экономического учета";
- "Ежегодные таблицы "затраты-выпуск" как инструмент согласования счетов СНС";
- "Совершенствование статистики по топливно-энергетическим балансам в соответствии с методологией Евростата";
- "О методологических положениях формирования обобщающих показателей, характеризующих уровень и структуру доходов домашних хозяйств, на основе итогов ежегодного Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах".
6.7. В целях улучшения информирования общественности в соответствии с потребностями общества и в целях информационно-разъяснительной работы по направлениям деятельности Росстата и информационному и экспертному сопровождению Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики Росстат проводит свою коммуникативную политику в соответствии с коммуникативной стратегией Министерства экономического развития Российской Федерации.
Продолжается системное взаимодействие со специализирующимися на экономической тематике федеральными СМИ. В рамках разъяснительной работы по предоставлению официальной статистической отчетности регулярно публикуются материалы информационно-разъяснительного характера в журналах "Главбух" и "Учет. Налоги. Право", интернет-газете "Экономика и жизнь".
Проведены информационно-разъяснительные кампании:
- по подведению итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года с участием представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, органов муниципального самоуправления, научного и экспертного сообществ;
- по организации, проведению и подведению итогов Пробной переписи населения с участием представителей органов государственной власти и органов муниципального самоуправления (в том числе Министерства экономического развития Российской Федерации, министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) научного и экспертного сообществ, руководства Росстата и руководителей территориальных органов Росстата.
Было организовано и проведено 28 публичных мероприятий руководства Росстата со СМИ, в том числе 14 интервью, 6 брифингов/пресс-конференций, 8 круглых столов. С участием представителей органов государственной власти и органов муниципального самоуправления проведено 12 публичных мероприятий, 5 из них - в территориальных органах Росстата.
В настоящее время все интернет-ресурсы Росстата интегрированы с социальными сетями в единый коммуникационный комплекс, используемый для коммуникаций с пользователями официальной статистической информации в целях популяризации статистики и повышения статистической грамотности. Информационные материалы структурируются по темам в хештегах #StatistikaNews, #Учим матчасть, #Лучшие_практики. Подготовлены и размещены на Интернет-портале Росстата презентационные материалы по социально значимой статистике (заработная плата, цены, демография и т.п.), а также к таким информационным поводам как День работника статистики, Чемпионат мира по футболу 2018 года, День Победы.
6.8. Во исполнение Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р, Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187-р "О перечнях общедоступной информации, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных" Росстатом размещается в информационно-коммуникационной сети "Интернет" социально значимая информация, в том числе в формате открытых данных.
В 2018 году эта работа проводилась в соответствии с:
- Ведомственным планом Федеральной службы государственной статистики по реализации мероприятий в области открытых данных в 2018 году;
- планом-графиком актуализации приоритетных социально значимых наборов данных в форме открытых данных Федеральной службы государственной статистики в 2018 году.
По состоянию на 1 января 2019 г. в разделе "Открытые данные" на Интернет-портале Росстата размещено более 1 тысячи наборов открытых данных.
В ЕМИСС размещено более 3 тысяч статистических показателей, формируемых в соответствии с Федеральным планом статистических работ, с возможностью выгрузки в формате открытых данных. Интернет-портал Росстата и ЕМИСС синхронизированы с Порталом "Открытые данные Российской Федерации", на котором размещено около 6 тысяч наборов данных Росстата.
В 2018 году в ЕМИСС зарегистрировано около 3 млн обращений пользователей за официальной статистической информацией, что свидетельствует о высокой популярности и востребованности этого информационного ресурса.
По итогам оценки организационно-технической готовности и качества организации работы с открытыми данными, проведенной в 2018 году ("Индекс качества работы с открытыми денными"), Росстат занял 5 место среди 60 федеральных органов исполнительной власти.
Как лучшие практики отмечены: "Организация процессов раскрытия данных", "Регламентирование работы с потребителями открытых данных в части исправления ошибок", "Обеспечение раскрытия данных из всех информационных систем органа власти", "Отслеживание результатов применения наборов открытых данных в приложениях и исследованиях", "Оценка востребованности размещаемых данных".
6.9. Особое внимание уделяется работе с обращениями граждан. Должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Росстата своевременно и в полном объеме обеспечено рассмотрение письменных обращений граждан и организаций, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные сроки.
В Росстат в 2018 году поступило более 12,5 тыс. обращений граждан, из них 2 тыс. обращений - в центральный аппарат.
Наиболее актуальными для граждан остаются вопросы:
- связанные с назначением и перерасчетом пенсии;
- роста потребительских цен на товары и платные услуги населению.
Руководитель |
П.В. Малков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2016-2021 годы и Декларации целей и задач Росстата в 2018 году (утв. Федеральной службой государственной статистики 28 февраля 2019 г.)
Текст доклада опубликован не был