В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановлением Правительства Свердловской области от 17.05.2013 N 619-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.05.2019 N 219 "Об утверждении административного регламента осуществления Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области (прилагается).
2. Отделу реализации государственной и инвестиционных программ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Е.А. Васильева) разместить настоящий приказ и руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (http://energy.midural.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области А.Н. Кислицына.
Министр |
Н.Б. Смирнов |
Утверждено
приказом
Министерства энергетики
и жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области
от 25 ноября 2019 г. N 520
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области
Глава 1. Общие положения
Настоящее руководство разработано в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области.
Целью настоящего руководства является оказание юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на территории Свердловской области.
Отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, муниципальными правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) от 17.11.2017 N 408 "Об утверждении перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области".
Глава 3. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Обязательные требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области установлены в отношении следующих юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее юридические лица):
1) органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
2) государственных и муниципальных учреждений, расположенных на территории Свердловской области;
3) организаций с участием государства или муниципального образования юридических лиц, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, Свердловская область, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, государственных компаний, государственных корпораций, а также юридических лиц, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
4) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности естественных монополий, организаций коммунального комплекса, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов), расположенных на территории Свердловской области.
Глава 4. Требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
4) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетических ресурсов;
5) требований к проведению энергетического обследования;
6) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
7) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
8) требований к государственным и муниципальным учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды и планирования бюджетных ассигнований на оплату энергетических ресурсов и воды;
9) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
10) обязанности реализации информационной программы и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При осуществлении деятельности, связанной с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотрена обязанность юридических лиц по:
1) заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, моторное топливо);
2) ведению учета потребляемых энергетических ресурсов:
- установке и вводу в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов;
- ведению документов о потреблении топливно-энергетических ресурсов, расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетных периодах;
- декларированию потребления энергетических ресурсов.
В составе государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС "Энергоэффективность") разработан и введен в эксплуатацию модуль "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Информация в форме электронного документа размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gisee.ru). Для подписания энергетической декларации требуется усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя организации либо лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации. Энергетическая декларация заполняется ежегодно после окончания календарного года до 1 апреля каждого отчетного периода лицом, ответственным за энергосбережение и повышение энергетической эффективности организации, отдельно по каждому зданию, строению и сооружению;
3) закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
4) утверждению и реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программа), содержащую:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программы, и их значения;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
5) формированию отчетности с начала действия программы. В дальнейшем отчетность формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом.
Отчетность должна состоять из отчета о достижении значений целевых показателей программы по форме согласно приложению N 4 к требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе ее реализации, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации" (далее - Требования), отчета о реализации мероприятий программы по форме согласно приложению N 5 к Требованиям;
6) распространению информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе изданию приказов, распоряжений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
7) реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
8) назначению лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, разработке должностной инструкции лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, направлению специалиста, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на обучение в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Глава 5. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Характерными нарушениями юридических лиц при осуществлении деятельности, связанной с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, являются:
1) отсутствие программы, неразработанные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности влекут нарушение статей 14, 22 и 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, статей 5 и 7 Закона Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", раздела 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.08.2010 N 100-ПК "Об утверждении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Свердловской области";
2) отсутствие отчетности о достижении значений целевых показателей программы по форме согласно приложению N 4 к Требованиям и отчета о реализации мероприятий программы по форме согласно приложению N 5 к Требованиям, в том числе нарушение сроков направления отчетов о реализации программ в Министерство, несоответствие направляемых отчетов формам приложений N 4 и 5 к Требованиям влекут нарушение пунктов 1 и 2 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации";
3) отсутствие документов о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетный период влечет нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях";
4) отсутствие документов об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии, неосуществление учета тепловой энергии и водоснабжения по приборам учета влекут нарушение статьи 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р;
5) отсутствие лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в штате квалифицированных специалистов, ответственных за энергосбережение, имеющих соответствующий квалификационный сертификат, влечет нарушение пунктов 2 и 3 Указа Губернатора Свердловской области от 09.02.1999 N 53 "О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области";
6) отсутствие договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ, моторное топливо) влечет нарушение статьи 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, подпункта 1 пункта 5 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования";
7) непредставление заполненной энергетической декларации в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности "Модуль энергетических деклараций" (www.dper.gisee.ru) влечет нарушение статей 16 и 17 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 3 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", пунктов 2 и 3 Указа Губернатора Свердловской области от 09.02.1999 N 53 "О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области";
8) отсутствие документов, подтверждающих право собственности (владения, распоряжения) на оборудование, и технической документации на оборудование, находящееся на праве собственности, оперативного управления, аренды или ином законном основании у юридического лица, влечет нарушение статьи 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, раздела 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-Р.
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет применение к виновным лицам следующих мер юридической ответственности:
1) дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение) по следующим основаниям:
отсутствие отчетности о достижении значений целевых показателей программы и отчета о реализации мероприятий программы;
отсутствие документов о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетный период;
отсутствие документов о назначении лица, ответственного за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
отсутствие документов, подтверждающих прохождение обучения специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) гражданско-правовой ответственности за убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего Федеральному закону от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, которые подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, расположенным на территории Свердловской области;
3) административной ответственности в соответствии со статьей 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
отсутствие программы и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
отсутствие документов об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии, неосуществление учета тепловой энергии и водоснабжения по приборам учета (несоблюдение требований оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов) влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей;
осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В случае выявления в результате проверки нарушений юридическими лицами обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами Свердловской области, должностные лица Министерства, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, обязаны:
1) выдать предписание проверяемой организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.
Глава 7. Основные задачи в вопросах осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области
1) дальнейшее повышение эффективности и результативности осуществления регионального государственного контроля за счет принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;
2) выполнение в полном объеме плановых проверок по соблюдению законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
3) проведение документарных проверок;
4) взаимодействие с органами прокуратуры, иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функций в области государственного надзора;
5) своевременная подготовка проектов планов проведения плановых проверок по соблюдению законодательства юридическими лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25 ноября 2019 г. N 520 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (http://energy.midural.ru)