1. При проведении электронного аукциона обеспечение заявки может осуществляться исключительно через специальный счет.
Заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поставке рабочих станций (моноблоков) и принтеров.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом, согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
В соответствии с пунктом 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В разделе 13 "Обеспечение заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "13.1. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном настоящей документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч. 29 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего положение о возможности предоставлении в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, не соответствуют части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Учитывая изложенное, суд правомерно указал на то что действия Заказчика, установившего положение о возможности предоставлении в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, не соответствуют части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 г. по делу N А40-4435/19)
2. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 5 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ: "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная марки I тип А, соответствующая ГОСТ 9128-201: Наибольший размер минеральных зерен должен быть до 20; Щебень гранитный марки 800, фракция св. 40: Номинальные размеры зерен должны быть в диапазоне значений св. 40 до 80; Предел прочности при сжатии при температуре 50 °C; Предел прочности при сжатии при температуре 20 °C; Предел прочности при сжатии при температуре 0 °C; Содержание щебня; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Усадка пленки (изменение размеров) в течение 10 минут после удаления защитной подложки; Усадка пленки (изменение размеров) в течение 24 часов после удаления защитной подложки; Внешний вид; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 15 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 10 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 5 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 2,5 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 1,25 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,63 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,315 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,16 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,071 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм".
Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара, при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара в пределах установленных заказчиком диапазонов не может свидетельствовать о поставке товара с аналогичными показателями, что в свою очередь может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, конкретные показатели товара, представляемые участниками в заявке на участие в Аукционе, формируют условия поставки таких товаров, неисполнение которых может привести к расторжению контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 г. по делу N А40-48381/19)
3. Требования о запрете покупки иностранного программного обеспечения распространяется, в том числе, на покупку оборудования с установленным программным обеспечением.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на oказание услуг аренды автоматизированной системы весогабаритного контроля.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, Постановлением N 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 10.8. "Требования к техническому обеспечению центрального оборудованию Системы" документации об Аукционе содержит сведения о необходимости поставки товара с установленным программным обеспечением, при этом исходя из документации об Аукционе, программное обеспечение необходимо указать в первой части заявки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе не содержат запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, при этом, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 Заказчиком в ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 3 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "На заседании Комиссии установлено, что пункт 10.8. "Требования к техническому обеспечению центрального оборудованию Системы" документации об Аукционе содержит сведения о необходимости поставки товара с установленным машин и обеспечения) российских баз данных программ для (далее - реестр отсутствуют и реестре сведения о евразийского программном электронных российского программного обеспечении, классу программного обеспечения, что и программным обеспечением, при этом, исходя из документации об Аукционе, программное обеспечение необходимо указать в первой части заявки.
Вместе с тем, ФАС России установлено, что извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе не содержат запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, при этом, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 Заказчиком в ЕИС не размещено.
Таким образом, ФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2019 г. по делу N А40-177649/19-17-1525)
4. В документации об Аукционе не должны устанавливаться требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по созданию (размещению) объекта зеленых насаждений общего пользования.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе содержит, в том числе следующие требования к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения государственного контракта: "84. Кабель силовой в соответствии с пунктом 129 локального сметного расчета N 04-01-01" соответствие ГОСТ 31996-2012:
- "Классификация кабеля" - "небронированный, без экрана, со способностью самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с круглой формой поперечного сечения или небронированный, без экрана, со способностью группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с пониженным дымо- и газовыделением, с круглой формой поперечного сечения или небронированный, без экрана, со способностью группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с круглой формой поперечного сечения";
- "Наружная оболочка кабеля по виду материала" - "из поливинилхлоридного пластиката или из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности или из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести".
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ 31996-2012 Нераспространение горения: способность кабеля или группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4.1 ГОСТ 31996-2012 Кабели подразделяют на: е) по исполнению в части показателей пожарной опасности:
- не распространяющие горение при одиночной прокладке (без обозначения);
- не распространяющие горение при групповой прокладке (нг).
При этом, в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ наружная оболочка кабеля исполнения "нг" должна быть из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести.
Таким образом, предоставление участниками закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно следующих показателей характеристик: "Классификация кабеля" - "небронированный, без экрана, со способностью самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с круглой формой поперечного сечения" и "Наружная оболочка кабеля по виду материала" - "из поливинилхлоридного пластиката" будет соответствовать требованиям документации об Аукционе и одновременно противоречить положениям ГОСТ.
Кроме того, предоставление в составе заявок по указанным позициям конкретных показателей явилось одним из оснований для отказа в допуске к участию в Аукционе участникам с порядковыми номерами NN 1, 3.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе содержит, в том числе следующие требования к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения государственного контракта: "84. Кабель силовой в соответствии с пунктом 129 локального сметного расчета N 04-01-01" соответствие ГОСТ 31996-2012:
"Классификация кабеля" - "небронированный, без экрана, со способностью самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с круглой формой поперечного сечения или небронированный, без экрана, со способностью группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с пониженным дымо- и газовыделением, с круглой формой поперечного сечения или небронированный, без экрана, со способностью группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания, с круглой формой поперечного сечения";
При этом Заказчик указывает, что возможна любая изоляция кабеля из указанных: "Наружная оболочка кабеля по виду материала" может быть - "из поливинилхлоридного пластиката или из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, или из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести" (пп. 8 п. 84 Приложения N 1 к техническому заданию).
Если участник предложит указанный кабель с наружной оболочкой кабеля по виду материала из поливинилхлоридного пластиката, то есть без дополнительных требований к пониженной горючести, то предложенный кабель будет соответствовать требованиям Заказчика (Приложения N 1 к техническому заданию), но будет противоречить ГОСТ 31996-2012 в связи со следующим. В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ 31996-2012 Нераспространение горения: способность кабеля или группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение после удаления источника зажигания.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4.1 ГОСТ 31996-2012 Кабели подразделяют на: е) по исполнению в части показателей пожарной опасности:
- не распространяющие горение при одиночной прокладке (без обозначения);
- не распространяющие горение при групповой прокладке (нг). При этом, с пунктом 4.2 ГОСТ 31996-2012 наружная оболочка указанного кабеля (со способностью группы совместно проложенных кабелей самостоятельно прекращать горение) может быть только в исполнении "нг", то есть оболочка должна быть исключительно из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести.
На основании изложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, которая будет соответствовать и документации и ГОСТ. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2019 г. по делу N А40-132357/19-93-1090)
5. Требования документации должны позволять участникам закупки заполнить заявки без ошибок.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно требования к товарам установлены сплошным текстом, без нумерации, в формате PDF, что препятствует составлению заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Приложению N 5 требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены следующим образом, например: "Наименование товара: Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная марки I тип А, соответствующая ГОСТ 9128-2013. Идентификация товара: Р1293-ТКР1-8, Транспортная развязка на пересечении автомобильной дороги "Санкт-Петербург - завод им. Свердлова - Всеволожск" (км 39) с железной дорогой на перегоне Всеволожская-Мельничный Ручей во Всеволожском районе Ленинградской области, Дорожные работы. N показателя товара: 1. Наименование показателя (характеристики) товара: Наибольший размер минеральных зерен. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Единица измерения: мм. Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров: должен быть до 20. N показателя товара: 2. Наименование показателя (характеристики) товара: Остаточная пористость. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Единица измерения: %. Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: должна быть в диапазоне значений свыше 2,5 до 5,0. Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. N показателя товара: 3. Наименование показателя (характеристики) товара: Пористость минеральной части. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется" и так далее.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в Приложении N 5 документации об Аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены ненадлежащим образом, сплошным текстом, без нумерации, не позволяющим участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку на основании установленных в Приложении N 5 требований к характеристикам товаров не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно характеристики к какому товару подлежат указанию участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара, при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара в пределах установленных заказчиком диапазонов не может свидетельствовать о поставке товара с аналогичными показателями, что в свою очередь может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 г. по делу N А40-48379/19)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.