Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Дементьева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Определением суда апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции и принято новое - об отказе в удовлетворении требования гражданина А.В. Дементьева, предъявленного к войсковой части, о признании его несовершеннолетнего внука в качестве члена семьи военнослужащего.
Как указал суд апелляционной инстанции, обязанность по содержанию несовершеннолетнего внука возложена на его родителей, соответственно, он не может рассматриваться в качестве лица, находящегося на иждивении А.В. Дементьева.
Заявитель оспаривает конституционность пункта 5 (а фактически его абзацев пятого - десятого) статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" о том, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
По мнению А.В. Дементьева, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 7, 18, 38 (часть 1), 39 (часть 1) и 40, поскольку она ограничивает круг лиц, входящих в состав семьи военнослужащего, в целях предоставления им жилищных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также препятствует признанию в качестве членов семьи военнослужащего его родственников, проживающих с ним и ведущих совместное хозяйство.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяя круг членов семьи военнослужащего, которым предоставляются социальные гарантии, обусловленные особым правовым статусом военнослужащего, одновременно предусматривает возможность предоставления этих гарантий иным категориям граждан в случаях, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих (членов их семей) на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, задающим общие параметры в этой сфере правового регулирования (определения от 28 июня 2018 года N 1570-О, от 27 сентября 2018 года N 2332-О, от 29 мая 2019 года N 1364-О и др.).
С этим согласуется и положение абзаца третьего пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которому при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые направлены на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты определенного круга членов семьи военнослужащего и которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 апреля 2018 года N 1016-О, не регламентируют условия предоставления дополнительных жилищных гарантий и круг их получателей, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, включая разрешение вопроса о том, является ли конкретный гражданин членом семьи военнослужащего с учетом требований жилищного законодательства, а также проверка правильности выбора судами правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле с учетом его фактических обстоятельств, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дементьева Александра Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 3050-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дементьева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)