Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Национального союза художников Украины к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Национальный союз художников Украины (творческий союз) оспаривает конституционность примененного в делах с его участием абзаца второго части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в соответствии с которым право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами вышестоящих инстанций, из владения Национального союза художников Украины и общества с ограниченной ответственностью истребовано недвижимое имущество, в удовлетворении встречных исковых требований Национального союза художников Украины и общественной организации о признании права собственности на него отказано. В передаче их кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Национальному союзу художников Украины отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании недействительным в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 986-р "Об определении подведомственности некоторых санаторно-курортных учреждений", признании действий незаконными, в том числе в связи с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением в суд. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое положение не соответствует статьям 8, 19 (часть 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3), 55 (части 2 и 3), 62 (часть 3) и 64 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой:
предусматривает, что право собственности на имущество прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым не с момента включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14, а с момента принятия постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма";
предполагает, что постановление Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" является правоустанавливающим документом;
способствует произвольному лишению права собственности неограниченного круга иных общественных организаций Украины, родовые признаки которых не имеют четких очертаний.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию (определения от 25 сентября 2014 года N 2155-О и от 24 марта 2015 года N 653-О).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким нормативным правовым актом является Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", который, как следует из его преамбулы, устанавливает особенности регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно его статье 1 правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных данным Законом.
При этом в силу статьи 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом; нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются (части 1 и 3).
В Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
Таким образом, абзац второй части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" - содержащий одну из специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию, - в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы заявителя.
Проверка же правильности установления организационно-правовой формы организации и наличия у нее подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, равно как и определение того или иного документа в качестве правоустанавливающего в конкретном деле, связана с исследованием фактических обстоятельств и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Национального союза художников Украины, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3466-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Национального союза художников Украины на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)