В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", протоколом заседания Аккредитационной коллегии Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 26 декабря 2019 года N 9, приказываю:
1. Утвердить Программу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством образования и науки Удмуртской Республики при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю за образовательной деятельностью на 2020 год.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики Т.В. Ворожцову.
Министр |
С.М. Болотникова |
Рассмотрено Протокол от 26 декабря 2019 г. N 9 |
|
Утверждено |
Программа
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством образования и науки Удмуртской Республики при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю за образовательной деятельностью на 2020 год
I. Аналитическая часть
а) Виды осуществляемого государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, в том числе:
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный надзор в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования;
лицензионный контроль за образовательной деятельностью.
б) Обзор по каждому виду государственного контроля (надзора), включая подконтрольные субъекты, обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), количество подконтрольных субъектов, данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба.
1.1. Обзор по каждому виду государственного контроля (надзора)
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" мероприятий.
Под лицензионным контролем за образовательной деятельностью понимается деятельность по оценке соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (далее - лицензионные требования) организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К субъектам, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия (далее - подконтрольные субъекты), относятся:
а) образовательные организации (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования);
б) организации, осуществляющие обучение (осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица);
в) индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно).
1.2. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора)
При осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерством утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования:
1. Нормативные правовые акты федерального уровня.
1) Федеральные законы и кодексы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) (Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) (Федеральный закон от 26.01.1994 N 51-ФЗ);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ);
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации";
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
2) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489";
постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)";
постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю";
постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1116 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений";
постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования".
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2013 N 2256-р "Об утверждении целевых показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий".
3) Ведомственные нормативные правовые акты:
приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Федеральной службы государственной статистики от 21.12.2011 N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 N 546 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 1096 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2014 N 550 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.11.2018 N 1545 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, формы отчета о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных значениях и значениях целевых показателей, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также установлении сроков его представления";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.10.2018 N 1417 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях".
2. Нормативные правовые акты регионального уровня:
Закон Удмуртской Республики от 21.03.2014 N 11-РЗ "О реализации полномочий в сфере образования";
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 30.10.2018 N 1012 "Об утверждении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства образования и науки Удмуртской Республики на 2019 год";
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 25.03.2019 N 344 "Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования" (с изменениями и дополнениями);
При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью Министерством утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью:
I. Нормативные правовые акты федерального уровня.
1) Федеральные законы и кодексы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) (Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) (Федеральный закон от 26.01.1994 N 51-ФЗ);
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) (Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-фЗ;
Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности";
Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации";
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
2) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю";
постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1116 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений";
постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения".
3) Ведомственные нормативные правовые акты:
приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 N 1197 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.03.2012 N 103 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.11.2018 N 1545 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, формы отчета о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных значениях и значениях целевых показателей, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также установлении сроков его представления";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.10.2018 N 1417 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях";
приказ Федеральной службы по надзору и контроля в сфере образования и науки от 18.04.2014 N 536 "Об утверждении заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему";
приказ Федеральной службы по надзору и контроля в сфере образования и науки от 25.10.2011 N 2261/796 "Об утверждении Порядка взаимодействия между лицензирующим органом и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2014 N 550 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам".
II. Нормативные правовые акты регионального уровня:
Закон Удмуртской Республики от 21.03.2014 N 11-РЗ "О реализации полномочий в сфере образования";
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 10.06.2015 N 589 "Об утверждении форм документов, используемых Министерством образования и науки Удмуртской Республики в процессе лицензирования образовательной деятельности" (с изменениями и дополнениями);
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 25.03.2019 N 344 "Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования" (с изменениями и дополнениями);
приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 15.12.2017 N 1308 "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства образования и науки Удмуртской Республики, уполномоченных направлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и утверждении примерных форм документов, связанных с направлением предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1.3. Количество подконтрольных субъектов. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
По состоянию на декабрь 2019 года Министерство имеет 1761 подконтрольный субъект (включая филиалы и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования), в том числе 1682 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2019 году проведено 360 плановых и внеплановых проверок по государственному контролю (надзору), из них 311 плановых проверок.
С 2016 года проводятся проверки с двумя или тремя темами "комплексные проверки" (федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль, федеральный государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль, федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль). В 2017 году таких плановых проверок проведено 102, что составляет 48,3% от общего числа плановых проверок по государственному контролю (надзору), в 2018 году "комплексных проверок" проведено 168 (63%), в 2019-296 (95%).
В 2019 году было выдано 258 предписаний об устранении выявленных нарушений по государственному контролю (надзору), что составляет 87% об общего числа проведенных проверок. По лицензионному контролю за образовательной деятельностью выдано 20 предписаний об устранении выявленных нарушений (6,4%).
По итогам проведенных плановых и внеплановых проверок по государственному контролю (надзору) было выявлено 1615 нарушений обязательных требований, а также 40 правонарушений. Составлено 40 протоколов об административных правонарушениях, наложено 27 административных наказаний.
По итогам плановых и внеплановых проверок по лицензионному контролю за образовательной деятельностью было выявлено 36 нарушений и правонарушений, составлено 19 протоколов об административных правонарушениях, наложено 8 административных наказаний.
1.4. Данные о мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба.
В рамках реализации статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Министерством проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований.
В 2019 году разработана и реализована Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством образования и науки Удмуртской Республики при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю в сфере образования на 2019 год.
Приказом Министерства от 25.03.2019 N 344 утверждены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) для осуществления лицензионного контроля за образовательной деятельностью и размещены на официальном сайте Министерства (http://udmedu.ru/) в сети "Интернет", включая тексты соответствующих нормативных правовых актов. Приказом Министерства от 05.05.2019 N 545 в данный приказ были внесены изменения.
В целях обеспечения реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, требований Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2 Министерством утвержден План-график проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики по государственному контролю (надзору) в сфере образования Управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики на 2019 год. В соответствии с данным графиком проведены:
публичное обсуждение результатов правоприменительной практики по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения в форме семинара для государственных организаций (1 квартал 2019 года);
публичное обсуждение с докладом по руководству обязательных требований основных нарушений законодательства в сфере образования органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, выявленных на мероприятиях по государственному контролю (надзору) в сфере образования (2 квартал 2019 года);
публичное обсуждение с докладом по правоприменительной практике по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения для частных организаций и индивидуальных предпринимателей (3 квартал 2019 года);
публичное обсуждение результатов правоприменительной практики по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью муниципальных образовательных организаций в форме семинара для детских школ искусств (4 квартал 2019 года).
В 2019 году также проведен ряд иных мероприятий по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных лицензионных в сфере образования:
совещания (в т.ч. в форме ВКС) с юридическими лицами (в том числе с иными юридическими лицами, для которых образовательная деятельность не является основным видом деятельности), индивидуальными предпринимателями, руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (14 мероприятий);
круглые столы с участием сотрудников Министерства по вопросам соблюдения обязательных лицензионных требований, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 круглый стол);
размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" разъяснений и информации об изменениях в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, а также материалов по результатам проведенных проверок, иных аналитических материалов (в течение года);
оказание консультационной помощи юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (405 консультаций);
проведение теле- и радиопередач, выступлений в прямом эфире руководителей органов государственной власти (5 выступлений).
Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей разработана и размещена на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" форма отчета об исполнении предписаний об устранении выявленных нарушений.
Приказом Министерства от 15 декабря 2017 года N 1308 утверждена примерная форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также примерные формы документов, связанных с направлением предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2018 году выдано 18 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований по результатам поступившей в Министерство информации от физических и юридических лиц.
Организациями в установленные сроки направлены ответы на все предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью принятия предупредительных мер по нарушению лицензионных требований в 2019 году вопросы соблюдения лицензионных требований,
соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривались на совещаниях заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики с Главами и заместителями Глав Администраций по социальным вопросам муниципальных образований, на заседаниях Постоянной комиссии по науке, культуре и образованию Государственного Совета Удмуртской Республики, на межведомственных совещаниях с органами государственной власти в сфере здравоохранения, социальной политики с участием Прокуратуры Удмуртской Республики. Были проведены совещания с органами местного самоуправления, общеобразовательными организациями, организациями дополнительного и дошкольного образования.
Документы, подтверждающие наличие случаев смерти, заболеваний (отравлений, несчастных случаев) людей, загрязнения окружающей среды, причинения вреда объектам имущества юридических лиц, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью лицензиатов - таких фактов чрезвычайных происшествий связанных с образовательным процессом, в 2019 году по Удмуртской Республике нет.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году не было.
в) Цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба.
Цели программы профилактики:
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
повышение прозрачности системы государственного контроля; разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований; создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов.
Задачи программы профилактики:
формирование единого понимания обязательных требований у всех подконтрольных субъектов;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере образования, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
повышение правосознания и правовой культуры руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов и присвоенной им категории риска (опасности).
II. План мероприятий по профилактике нарушений на 2020 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
а) Мероприятия по профилактике нарушений, проведение которых предусмотрено частью 2 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" | |||
1. |
Размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
После утверждения перечней нормативных правовых актов |
Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании (далее - отдел надзора) Отдел государственной аккредитации и контроля качества образования (далее - отдел контроля) АУУР "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - РЦИиОКО) |
2. |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований |
В течение года |
Управление по контролю и надзору в сфере образования Министерства (далее - управление) |
3. |
Обобщение практики осуществления в сфере образования государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" соответствующих обобщений |
Февраль 2019 |
Управление РЦИиОКО |
4. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
При наличии оснований |
Приказом Министерства 1308 от 15.12.2017 N 1308 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать предостережения: Начальник Управления; сотрудники отдела надзора; сотрудники отдела контроля) |
б) Специальные мероприятия по профилактике нарушений, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение которых предусмотрено федеральными законами, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) | |||
1. |
Семинар "Проблемные вопросы применения обязательных требований по реализации адаптированных образовательных программ, осуществления контрольно-надзорных функций в отношении образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы" |
Февраль 2020 г. |
Управление |
2. |
Публичное обсуждение с докладом о правоприменительной практике "Вопросы соблюдения обязательных требований, изменения обязательных требований при реализации юридическими лицами образовательных программ дополнительного профессионального образования, основных программ профессионального обучения" |
Июнь 2020 г. |
Управление |
3. |
Публичное обсуждение с докладом о правоприменительной практике "Вопросы соблюдения обязательных требований, изменения обязательных требований при реализации юридическими лицами образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств" |
Август 2020 г. |
Управление |
4. |
Семинар "Проблемные вопросы применения обязательных требований по реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевой формы" |
Ноябрь 2020 г. |
Управление |
5. |
Подготовка информационных писем по актуальным вопросам обеспечения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) |
В течение года |
Управление |
6. |
Консультационные услуги юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования по актуальным вопросам обеспечения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) |
В течение года |
Управление |
III. Результаты отчетных показателей эффективности и результативности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2019 год
а) доля проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок составила 87%;
б) доля проверок по федеральному государственному контролю качества образования, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, от общего количества запланированных проверок составила 1,7%;
в) доля проверок по лицензионному контролю за образовательной деятельностью, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок составила 11,6%;
г) информированность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" осуществлялась своевременно;
д) доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охваченных мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований составила 68%.
IV. Отчетные показатели эффективности и результативности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2020 год
Отчетные показателями эффективности и результативности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2020 год:
а) доля проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Министерством планирования федерального государственного надзора в сфере образования, соблюдения лицензионных требований в сфере образования за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
б) доля проверок по федеральному государственному контролю качества образования, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Министерством планирования федерального государственного контроля качества образования за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с применением риск- ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
в) доля проверок по лицензионному контролю за образовательной деятельностью, осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Министерством планирования лицензионному контролю за образовательной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
г) информированность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Министерства в сети "Интернет";
д) доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охваченных мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований. Показатель определяется как соотношение количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охваченных мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований в отчетном периоде к общему количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в реестр лицензий на образовательную деятельность Министерства в отчетном периоде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 г. N 1783 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством образования и науки Удмуртской Республики при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю за образовательной деятельностью на 2020 год"
Настоящий приказ вступает в силу с 28 декабря 2019 г.
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства образования и науки Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmedu.ru 28 декабря 2019 г.