Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. N 12/396
Депсотрудничество направляет для использования в работе обзор действующих требований, предъявляемых к российской продукции для получения сертификата здоровья в третьих странах, подготовленный по материалам торгпредств России в зарубежных странах.
Одновременно отмечает, что требований о наличии сертификата здоровья (Health certificate) при импорте российской продукции на рынки стран ЕАЭС и СНГ не установлено.
Приложение: на 51 л.
Заместитель директора |
Л.В. Черемисина |
Обзор
действующих требований, предъявляемых к российской продукции для получения сертификата здоровья в третьих странах
(подготовлены по материалам торгпредств России согласно Технического задания от 18.10.2017 г. N ГА-59)
Страны:
Австрия, Аргентина, Бельгия, Венгрия, Дания, Египет, Иран, Испания, Китай, Литва, Никарагуа, Словакия, Турция, Финляндия, Чехия
Австрийская Республика
Австрия - страна-член Европейского Союза (ЕС). В соответствии с разделом III "Сельское хозяйство и рыболовство" Договора о функционировании Европейского Союза*(1) ЕС устанавливает и осуществляет общую политику в области сельского хозяйства и рыболовства. Правила организации рынка ЕС изложены в следующих документах:
- Регламент (ЕС) N 1308/2013 Европейского парламента и Совета от 17 декабря 2013 года, устанавливающий общую организацию рынков сельскохозяйственной продукции*(2);
- Регламент (ЕС) N 1379/2013 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2013 года об общей организации рынков продуктов рыболовства и аквакультуры*(3).
Этими регламентами предусмотрено, что импортируемые товары, поступающие на рынок ЕС должны соответствовать тем же требованиям, которые должны соблюдать производители ЕС (ст. 89-90 Регламента (ЕС) N 1308/2013 и п. 1 ст. 33 Регламента (ЕС) N 1379/2013).
Требования к пищевой продукции, организации контроля за ее качеством, форме сертификатов здоровья установлены в следующих регламентах ЕС:
- Регламент Европейского Парламента и Совета N 178-2002 от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований в продовольственном праве, о создании европейского органа по безопасности пищевых продуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов*(4);
- Регламент (ЕС) N 852/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о гигиене пищевых продуктов*(5);
- Регламент (ЕС) N 853/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, устанавливающий особые правила, касающиеся гигиены применительно к продовольственным продуктам животного происхождения *(6);
- Регламент (ЕС) N 854/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, устанавливающий особые правила, касающееся организации официальных проверок в отношении продуктов животного происхождения, предназначенных для употребления в пищу человеком*(7);
- Регламент (ЕС) N 882/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года по вопросу об официальных проверках, проводимых с целью установления соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правил, касающихся здоровья и благополучия животных*(8).
В соответствии с национальным режимом (принципом равного отношения к собственным производителям и производителям третьих стран) при поставках продукции на рынок ЕС требования, указанные в этих регламентах распространяются на деятельность контрольно-надзорного органа в Российской Федерации, выдающего сертификат здоровья, и предприятия, производящего продукцию на экспорт.
Продовольственная и ветеринарная служба ЕС (FVO) проводит аудит национальных контрольно-надзорных органов и нормативно-правовой базы третьих стран и дает оценку стандартам, применяемых к пищевым продуктам, экспортируемым в ЕС, и производственным цепочкам, на соответствие требованиям директив ЕС. По результатам аудита третья страна или часть ее территории включается или не включается в список третьих стран и территорий, из которых можно импортировать соответствующую пищевую или сельскохозяйственную продукцию.
Форма сертификатов здоровья и описание группы товаров, для которых действует эта форма, приводятся в соответствующих регламентах и решениях Европейской Комиссии. Основные используемые документы:
- для импорта определенных животных и свежего мяса, а также требований к ветеринарной сертификации - Регламент Европейской Комиссии (ЕС) N 206/2010 от 12 марта 2010 года*(9);
- для импорта некоторых мясных продуктов и обработанных желудков, пузырей и кишечника для потребления человеком - Решение Европейской Комиссии от 29 ноября 2007 г. (2007/777/ЕС)*(10);
- для импорта молока, молочных продуктов, молозива и продуктов на основе молозива, предназначенных для потребления человеком - Решение Европейской Комиссии от 2 июля 2010 г. (605/210)*(11);
- для импорта домашней птицы и продуктов из мяса домашней птицы - Регламент Европейской Комиссии (ЕС) N 798/2008 от 8 августа 2008, в котором представлен список третьих стран и территорий, из которых разрешено импортировать домашнюю птицу, продукты из домашней птицы в Сообщество и осуществлять их транзит через территорию*(12);
- для продуктов аквакультуры - Регламент Европейской Комиссии (ЕС) N 1251/2008 от 12 декабря 2008 года*(13).
Для оказания помощи странам в организации поставок продукции на европейский рынок разработана система TRACES, которая автоматизирует процесс поиска соответствующего сертификата здоровья по коду товара. Российские надзорные органы, такие как Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по рыболовству взаимодействуют с компетентными органами ЕС в части своевременного получения информации об изменении требований ЕС к импорту продовольственных товаров.
Федеральное министерство труда, по социальным вопросам, здравоохранения и защиты прав потребителей Австрийской Республики (далее - Министерство здравоохранения Австрии) в соответствии с Федеральным законом "О численности, сфере деятельности и организации федеральных министерств" (Bundesministeriengesetz 1986*(14)) является в Австрии уполномоченным министерством по регулированию обращения пищевой продукции.
Федеральный закон Австрии о регулировании рынка*(15) уполномочивает Федеральное министерство по вопросам устойчивого развития и туризма Австрии (правопреемник Федерального министерства сельского хозяйства, лесного хозяйства, охраны окружающей среды и водного хозяйств Австрии) устанавливать стандарты допуска сельскохозяйственной продукции третьих стран на рынок Австрии. В соответствии с этим же законом лицензия на импорт сельскохозяйственной продукции выдается агентством Агрармаркт Австрия (АМА). Бланк лицензии приведен в п. 12. Рабочего документа по общей сельскохозяйственной политике (МО-8300), утвержденном Директивой Федерального министерства финансов Австрии от 21.09.2017 N BMF-010307/0036-III/11/2017*(16).
Контроль за ввозом пищевой продукции осуществляется Министерством здравоохранения Австрии в соответствии с Федеральным законом "О требованиях к безопасности и других требованиях в отношении продуктов питания, посуды и косметических средств для защиты потребителей" (Lebensmittelsicherheits-undVerbraucherschutzgesetz - LMSVG), Федеральным законом "О здоровье животных" (Tiergesundheitsgesetz - TGG), а также законом от 6 августа 1909 г. "О защите животных и ликвидации болезней" (Tierseuchengesetz - TSG).
Параграф 4 закона "О требованиях к безопасности и других требованиях в отношении продуктов питания, посуды и косметических средств для защиты потребителей", параграф "О здоровье животных" указывают на необходимость исполнения актов ЕС. Приложение к закону содержит список актов ЕС, регулирующих, в том числе импорт продуктов питания.
Аргентинская Республика
Согласно законодательству Аргентины (постановление 295-1999-SENASA) как таковое понятия "сертификат здоровья" отсутствует, унифицированной формы подобного документа не установлено. Вместе с тем вся ввозимая в страну пищевая и сельскохозяйственная продукция должна пройти специальную процедуру оформления ветеринарных, сельскохозяйственных, рыбных и др. сертификатов, которая осуществляется местной Службой национального контроля и качества агропромышленной продукции - СЕНАСА, после электронного обращения заинтересованной стороны.
В постановлениях СЕНАСА, последним из которых является 116-2016-SENASA, отмечены ограничения на ввоз пищевой продукции в Аргентину, которые должны быть учтены экспортерами. В данном документе указано, что вся импортируемая и перемещаемая транзитом через Аргентину продукция должна отвечать местным фитосанитарным требованиям.
Королевство Бельгия и Великое Герцогство Люксембург
Бельгия и Люксембург, как страны-члены Европейского Союза, не применяют национальных требований в отношении сельскохозяйственной продукции из третьих стран. Данные аспекты гармонизированы на уровне ЕС.
При этом наличия как такого "сертификата здоровья" в качестве требования к импорту российской продукции на рынки этих стран не имеется.
В данном контексте следует отметить, что соответствующим "сертификату здоровья" могут выступать "фитосанитарный сертификат" или "ветеринарный сертификат". Порядок оформления "фитосанитарного сертификата" изложен в регламенте Совета 2000/29/ЕС, а "ветеринарного сертификата" - в регламентах Совета 282/2004 (животноводческая продукция) и регламенте Совета 136/2004 (живые животные).
На национальном уровне в Бельгии и Люксембурге отдельных требований в отношении оформления и получения указанных сертификатов не применяется.
Венгерская Народная Республика
Действующая в Венгрии система организации и проведения государственного контроля (надзора) качества поступающей на внутренний и внешний рынок продукции, работ и услуг включает в себя стандартизацию, сертификацию и аккредитацию, являющиеся неотъемлемыми составными частями системы обеспечения качества. Стандартизация, сертификация, а также аккредитация органов по оценке соответствия установленным требованиям и контролю (надзору) за рынком в отношении реализации продукции рассматривается государственными структурами Венгрии и местным бизнес-сообществом как необходимое и эффективное средство развития торгово-экономических связей и продвижения продукции отечественных производителей на внутренний и внешний рынок.
Нынешняя нормативно-правовая база Венгрии в данной области в главных своих чертах гармонизирована с правовыми требованиями Европейского Союза, полноправным членом которого Венгрия является с 1 мая 2004 года. Требование о проведении подготовительной работы по обеспечению гармонизации национального законодательства и соответствующих механизмов его применения явилось одним из условий приёма Венгрии в ЕС. В том числе, это касалось системы осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением качества реализуемой продукции, её стандартизации, сертификации и аккредитации, предусматривающей возможность адаптации, внедрения и применения европейских стандартов.
Важным шагом на этом пути явилось принятие в 1995 году Закона XXVIII "О национальной стандартизации", значительно ускорившего внедрение технических стандартов ЕС, которые в обязательном порядке становились национальными венгерскими стандартами. В результате этого и в рамках принятой в Венгрии Национальной программы стандартизации к моменту официального вступления Венгрии в ЕС в стране было внедрено более 12,5 тыс. европейских технических стандартов.
Вопросы, связанные с качеством, стандартизацией, сертификацией и аккредитацией в настоящее время в Венгрии регулируются не одним специальным законом, а целым блоком нормативных актов. Помимо уже упомянутого выше Закона XXVIII от 1995 года "О национальной стандартизации" основными документами в данной области являются Гражданский Кодекс, Директива 2001/95/ЕС Европейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 года "По общей безопасности продукции", Регламент (ЕС) N 765/2008 Европейского парламента и Совета от 9 июля 2008 года "О требованиях к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции".
Вышеперечисленные документы, а также целый ряд иных подзаконных актов и инструкций отраслевых министерств и ведомств, регулирующих нормы и обеспечивающие безопасность товаров широкого потребления по контролю качества, стандартизации, сертификации и аккредитации, устанавливают общие требования к аккредитации и контролю (надзору) за рынком в отношении реализации продукции. Органы исполнительной власти и управления устанавливают конкретные перечни товаров, изделий и услуг, которые могут поступать в торговый оборот внутри страны только при наличии сертификата качества/соответствия, удостоверяющего, что данная продукция прошла соответствующую экспертизу в аккредитованных испытательных лабораториях. Подобные нормативные акты приняты в отношении отдельных электротехнических изделий, строительных материалов, конструкций, оборудования, продовольственных товаров и т.д., реализация которых субъектами экономической деятельности допускается только при наличии у них протоколов испытаний или сертификатов соответствия.
Основными принципами национальной системы контроля качества, стандартизации, сертификации и аккредитации являются: открытость, доступное изложение требований, соответствие национальным и международным стандартам, объективная оценка качества, независимость от интересов тех или иных групп производителей и потребителей, единообразие, соответствие современным достижениям науки и техники, а также требованиям Евросоюза по транспарентности аккредитации, обеспечивающей необходимый уровень доверия к сертификатам соответствия.
При поступлении на европейский рынок российская продукция должна иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям Европейского союза. В целом, в ЕС действуют меры, призванные способствовать развитию международной торговли между ЕС и третьими странами. В том случае, если третья страна имеет сопоставимый уровень технического развития и совместимый подход в отношении оценки качества, ЕС заключает с ней договор "О взаимном признании протоколов испытаний, соответствия продукции по безопасности". В настоящее время такие соглашения имеются с Японией, Швейцарией, США, Израилем, Австралией, Новой Зеландией и Канадой.
Европейский парламент и Совет достигли политического соглашения по новому Положению об официальном контроле 15 июня 2016 года. Это постановление было частью пакета предложений, представленных Еврокомиссией в мае 2013 года, с целью усиления соблюдения широкого круга правил, применимых к пищевой продукции. Новые правила заменят Регламент N 882/2004 об официальных мерах контроля и других законодательных актах, которые в настоящее время регулируют соблюдение правил в рамках агропродовольственного комплекса.
Единые правила контроля являются ключевым элементом управления поставками пищевых продуктов в Европе. Эти правила предоставляют национальным органам надзора и Еврокомиссии необходимые полномочия и механизмы для эффективного соблюдения нормативных требований.
Постановление об официальном контроле также предоставляет Европейской комиссии полномочия по аудиту и контролю в государствах-членах Евросоюза и третьих странах. 15 марта 2017 года Еврокомиссия опубликовала информационный бюллетень о соблюдении правил поставки продукции пищевого сектора в Европейский союз. Официальные проверки, проводимые компетентными органами в каждом государстве-члене, обеспечивают постоянный контроль за соблюдением этих требований. Новые правила перестроят текущую систему. Они обеспечат единую структуру для всех официальных контролирующих органов в рамках поставок пищевых продуктов. Предприятиям и органам будет выгодно снизить административное бремя, повысить эффективность процессов и усилить контроль. Потребители получат больше прозрачности в отношении того, как осуществляются меры контроля за обеспечением безопасности пищевых продуктов и предотвращением мошенничества в этой сфере.
Официальные проверки проводятся странами ЕС в целях обеспечения безопасности и качества продуктов питания и кормов, здоровья растений и животных. Аналогичные меры применяются в отношении продуктов, поступающих в ЕС из третьих стран.
Новые правила также расширяют подконтрольную сферу. Одним из важных нововведений является установление минимальной частоты контроля там, где этого требуют повышенные риски. Правила распространяются на все этапы производства, переработки и распределения животных, растений, готовых продуктов питания, кормов, а также материалов или оборудования для пищевой промышленности. Контроль будет производится без предварительного уведомления, с учетом рисков, которые конкретный продукт или процесс может потенциально представлять для здоровья людей и животных или окружающей среды. Другими важными факторами оценки рисков является анализ прошлых отчётов операторов на предмет соответствия предъявляемым требованиям или выявления случаев введения потребителей в заблуждение относительно свойств, качества, состава или страны происхождения пищевых продуктов.
Такой целенаправленный контроль позволит высвободить ресурсы, чтобы сосредоточиться на тех областях, где обеспечение соблюдения регламентов качества должно быть приоритетным. Новые правила также требуют повышения прозрачности и большей подотчетности со стороны органов государств-членов. Единый набор правил будет применяться при пограничном контроле продукции из третьих стран, процедуры должны стать менее обременительными для надзорных органов и участников рынка.
Регулирование распространяется и на продукты питания, продаваемые через интернет. Электронная коммерция также должна быть предметом официального контроля. Новое Положение подтверждает, что контролирующие органы государств-членов могут, в целях проверки, делать анонимные закупки товаров через Интернет. Несоблюдение европейских требований может привести к штрафам независимо от местонахождения оператора. Мошенничество подрывает доверие потребителей, вредит конкуренции и может поставить под угрозу продовольственную безопасность. Новые правила требуют от государств-членов регулярного, необъявленного, основанного на оценке риска официального контроля для выявления мошеннической практики. Финансовые штрафы за мошенничество должны быть адекватными ожидаемой экономической выгоде.
В настоящее время идёт работа по созданию справочных центров ЕС для обеспечения аутентичности и целостности агропродовольственной информации. Они будут предоставлять странам ЕС современные технические данные и результаты исследований для содействия эффективному выполнению их контрольных задач. Справочные центры ЕС также обеспечат научно-техническую экспертизу методов оценки по соответствию пищевых продуктов европейским требованиям.
Новое Постановление разъясняет принципы сотрудничества и административной помощи между странами ЕС для обеспечения трансграничного применения правил. Государства-члены Евросоюза обязаны содействовать обмену информацией между компетентными надзорными и правоохранительными органами.
Интегрированная система управления официальным контролем (IMSOC) будет объединять все существующие компьютерные системы, такие как TRACES, RASFF и Europhyt, чтобы обеспечить оптимальное использование данных, снизить нагрузку на предприятия и национальные правоохранительные органы и ускорить обмен информацией между государствами-членами ЕС.
Внутри страны общий контроль за соблюдением законодательства по стандартизации и сертификации возложен на Венгерский совет по стандартизации, в ведении которого находится сеть органов по оценке соответствия - сертификационных агентств. Членами совета на сегодняшний день являются около 320 компаний, охватывающих более 85% всей венгерской экономики (Официальный сайт Совета: http://www.mszt.hu).
В качестве одного из наиболее активных участников деятельности в области сертификации на территории Венгрии можно назвать акционерное общество по контролю качества нефтепродуктов AMEI (Официальный сайт организации: http://www.amei.hu). Компания уполномочена на осуществление сертификации нефти, нефтепродуктов, масел растительного и животного происхождения. Реализация перечисленной продукции на венгерском рынке не может осуществляться без сертификата качества AMEI.
Согласно постановлению 768/2008/ЕС (статья R6) импортёр обязан предпринять следующие шаги при размещении продукции на рынке стран Европейского Союза:
- удостовериться, что продукция изготовлена в соответствии с требованиями гармонизированных стандартов, утвержденных технических решений, регламентов и директив ЕС;
- подготовить до начала процедуры сертификации техническую документацию, определить процедуру оценки соответствия стандартам и выпустить Декларацию соответствия, которая свидетельствует, что доказано соответствие продукции законодательным требованиям ЕС;
- в случаях, когда импортируемая продукция не соответствует техническим требованиям ЕС, импортер (изготовитель) обязан устранить несоответствия или изъять с рынка ЕС такую продукцию. При этом изготовитель обязан немедленно поставить в известность власти страны ЕС о возможных рисках.
При сертификации производитель (экспортер) должен учитывать действующие в ЕС как единые, так и национальные стандарты. Как правило, европейские и национальные стандарты носят рекомендательный характер. Производитель имеет право не применять данные стандарты, однако ему будет необходимо подтвердить, что при создании его продукции были просчитаны все риски и она безопасна как для человека, так и для окружающей среды.
В сертификате соответствия указываются следующие данные: наименование продукции, модель или модификация, производитель продукции, уполномоченный орган выдавший сертификат, срок действия сертификата, номер и дата протокола испытаний продукции с указанием гармонизированных стандартов и директив ЕС, согласно которым были проведены испытания и которые применялись к данной продукции. Необходимо отметить, что на всей территории ЕС признаются сертификаты соответствия, выданные исключительно организациями, расположенными на территории стран Европейского союза, а также в Австралии (2 шт.), Канаде (1 шт.), Новой Зеландии (1 шт.), США (26 шт.) и Японии (2 шт.). В остальных случаях все организации, обладающие аккредитацией на местном уровне, предлагают услугу по европейской сертификации исключительно в качестве посредников.
В соответствии с положениями Закона Венгрии N CXXVI от 2003 года на территории страны в полном объёме действует таможенное право Евросоюза, под которым понимаются Таможенный кодекс ЕC и директивы ЕС о его исполнении. Кроме того, согласно §140 Закона Венгрии N ХХIХ от 2004 года экспорт, импорт и транзит товаров и услуг может регулироваться венгерским правительством как в гармонизированных с нормами Евросоюза сферах, так и в негармонизированных. Сходным образом деятельность ветеринарной и фитосанитарной служб регулируется соответствующими правовыми документами Евросоюза, а также адаптированными к ним венгерскими законами и подзаконными актами. Например, импорт животноводческой и птицеводческой продукции в Венгрию из третьих стран регулируется директивами Евросоюза 2009/158/EC и 2002/99/ЕС, регламентами Еврокомиссии 798/2008ЕК, 318/2007ЕК и 798/2008/ЕК, а также Законом Венгрии N XLVI от 2008 года "О государственном контроле в области реализации продовольственных товаров".
Государственным органом Венгрии, уполномоченным на принятие решений в области санитарных и фитосанитарных мер, является Национальное управление продовольственной безопасности (). Адрес официального сайта Управления - http://www.nebih.gov.hu/en/. Управление наделено компетенциями в области государственного регулирования по широкому кругу вопросов растениеводства, животноводства, рыболовства, охраны окружающей среды, защиты растений, развития лесного хозяйства, контроля за качеством сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, ветеринарии, фитосанитарии, землепользования. Все основные документы, издаваемые Управлением, публикуются на его сайте на венгерском языке по адресу: http://www.nebih.gov.hu/a_hivatalrol/jogszabalyok.
Порядок доступа на венгерский рынок рыбной и мясной продукции, молока и молочной продукции, семян, растительного масла, сахара, зерна и муки регулируется, прежде всего, соответствующими нормативными актами Евросоюза. Относящиеся к данной сфере директивы ЕС, правила, регламенты и инструкции (в том числе и указанные выше директивы 2009/158/EC, 2002/99/ЕС и другие) размещены на английском языке на сайте http://ec.europa.eu/food/animal/liveanimals/index_en.htm.
В число основных задач Управления входит регулирование внутренних и внешних субсидий Евросоюза и организация работы интервенционной системы. Мероприятиями по внешнему рынку Общей Аграрной Политики Евросоюза (CАР) определяется система условий торговли со странами, не входящими в ЕС, т.н. "третьими странами" в отношении следующих аграрных и продовольственных товаров: живые животные (КРС) и говядина; свинина и продукты из нее; молоко и молочные продукты; зерно и мукомольные изделия; рис и продукты из риса; сахар; домашняя птица и мясо птицы; яйца; продукты переработки сельскохозяйственного сырья. Евросоюз может предоставлять экспортную компенсацию экспортёрам вышеперечисленных товаров для покрытия разницы между более высокой внутренней ценой и более низкой ценой мирового рынка. Размеры субсидий определяются Еврокомиссией отдельно по каждому продукту для каждой страны назначения, а затем публикуются в официальном издании Евросоюза. Субсидии, как правило, пересматриваются каждую неделю или месяц, но по решению Еврокомиссии могут меняться и чаще, принимая во внимание актуальные цены и ситуацию на рынке.
Согласно информации Министерства национальной экономики Венгрии, определение квот и прочих вопросов ввоза в страну различных сортов мяса проводится в согласованном порядке в соответствующих комитетах ЕС (в частности в 133-ем Комитете по выработке согласованной торговой политики ЕС) и дополнительно согласовывается со всеми странами Евросоюза. Никаких специальных ограничений или квот на импорт птицеводческой продукции в Венгрию не существует. Импорт птицеводческой продукции из третьих стран регулируется действующим регламентом Еврокомиссии 798/2008/ЕК, в соответствии с которым поставки допускаются только из тех стран, которые включены в официальный перечень стран-поставщиков птицеводческой продукции, утвержденный Еврокомиссией.
Критерии для включения третьей страны в официальный перечень стран-экспортёров следующие:
- в странах-экспортерах должны действовать компетентные ветеринарные власти, несущие ответственность по всей продовольственной цепи. Власти должны располагать ресурсами для реализации эффективных инспекций и обеспечения гарантии надежной сертификации соответствующих ветеринарных и общих санитарных условий;
- в странах или регионах происхождения птицеводческой продукции должны выполняться соответствующие стандарты здоровья животных. Это означает, что страна-экспортер должна быть членом Всемирной Организации по охране здоровья животных и должна соответствовать стандартам и обязательствам этой организации по представлению отчетов;
- национальные власти страны-экспортера должны также гарантировать выполнение требований в области гигиены и общественного здравоохранения. Законодательство в области гигиены и санитарии содержит конкретные требования к структуре учреждений, оборудованию и технологическим процессам убоя, разделки, хранения и переработки мяса птицы. Эти положения направлены на обеспечение высоких стандартов и на предотвращение любого загрязнения продукта во время переработки;
- в местах производства продукции должна действовать система мониторинга соблюдения требований ЕС по остаткам ветеринарных лекарственных препаратов, пестицидов и загрязняющих веществ;
- соответствующая программа мониторинга должна быть разработана компетентными органами страны-экспортера и представлена в Европейскую комиссию для первоначального утверждения и ежегодного продления;
- импорт продукции птицеводства допускается только от предприятий (бойня, разделка, переработка, холодильная камера), которые были проверены компетентными органами страны-экспортера и признаны соответствующими требованиям ЕС. Компетентный орган страны-экспортера обеспечивает необходимые гарантии и обязан выполнять регулярные инспекции;
- проверка соответствия вышеуказанным требованиям должна проводиться продовольственными и ветеринарными комиссиями, что является основой установления доверия между Комиссией ЕС и компетентным органом страны-экспортера.
В отношении рынка зерна и муки необходимо отметить, что Венгрия традиционно является экспортёром зерна (как продовольственного, так и фуражного), а также муки и мукомольных изделий. На протяжении последних лет производство пшеницы в стране превышает собственные потребности в 1,5-2 раза, в связи с чем Венгрия постоянно сталкивается с проблемой реализации зерна на внешних рынках. При общей ориентации на экспорт Венгрия все же ввозит продовольственную пшеницу в относительно небольших объемах. Таможенно-тарифная политика Венгрии в отношении пшеницы и пшеничной муки согласована внутри Евросоюза и направлена на защиту внутреннего рынка ЕС от конкуренции со стороны экспортеров муки из третьих стран. Требования по качеству продуктов мукомольной промышленности содержатся в Директиве N 2-61 "Продукция мукомольной промышленности" Венгерского продовольственного кодекса (издание 3-е, 2007 год). Директива, в частности, определяет общие требования по качеству (внешний вид, органолептические свойства, физические и химические характеристики, требования по чистоте) продукции переработки пшеницы (мука, манная крупа, отруби и т.д.), ржи, риса, кукурузы, а также гороха.
Основные требования безопасности зерна и продукции его переработки определяются Директивой Европейского Парламента и Европейского Союза N 852/2004/ЕК от 29 апреля 2004 года "О продовольственной гигиене", устанавливающей для предприятий пищевой промышленности принцип первичной ответственности за безопасность продовольственной продукции.
Требования к содержанию в зерне и продуктах его переработки опасных химических и других загрязняющих веществ определены Постановлением Еврокомиссии N 1881/2006/ЕК от 19 декабря 2006 года "Об определении предельно допустимого содержания отдельных загрязняющих веществ в продовольственных продуктах", а также распоряжением (уже прекратившего своё самостоятельное функционирование) Министерства здравоохранения Венгрии N 17/1999 (VI.16.) "О допустимых концентрациях химических загрязнений в продовольственных продуктах".
Контроль за соблюдением требований безопасности и качества зерна и продукции его переработки осуществляется региональными подразделениями по карантину и защите растений Национального управления продовольственной безопасности путём отбора образцов и их исследования в аккредитованных лабораториях с выдачей соответствующих фитосанитарных сертификатов. Согласно действующей в Венгрии нормативно-правовой базе и сложившейся практике, обязательному 100-процентному контролю на пропускных пунктах подлежат все импортируемые сельскохозяйственные товары, а также любая продукция, которая может нести угрозу для здоровья и жизни людей (например, радиоактивные вещества, определенные виды химических изделий и т.д.). В случае обнаружения отклонений качества прибывшего товара от указанных в сертификате характеристик, вся партия груза перемещается на расположенную рядом с пунктом пропуска специальную карантинную площадку для проведения более тщательных экспертиз. Методологической основой организации работы в пунктах пропуска страны пребывания являются нормы ЕС, а также рекомендации ОЭСР.
Таким образом, действующая в настоящее время в Венгрии национальная система контроля (надзора) качества, стандартизации, сертификации и аккредитации является неотъемлемой составной частью общеевропейской системы контроля качества продукции и в своей деятельности обязана неукоснительно следовать соответствующим стандартам и требованиям ЕС. Поскольку результат сертификации, осуществлённой в Венгрии, получает юридическое основание для действия на территории всего Евросоюза, то и самостоятельность Венгрии в области контроля (надзора) качества, стандартизации, сертификации и аккредитации, а также применение санкций и/или наказаний за несоблюдение стандартов жёстко ограничены правовым полем Евросоюза.
Что касается практики применения Сертификата здоровья, то законодательство Венгрии не запрещает его применения при импорте агропродукции из государств, не входящих в Евросоюз, в случае необходимости и по взаимному согласованию сторон, но детальной регламентации не предусматривает. Представленная выше интегрированная система европейской и национальной сертификации достаточна сложна, но оставляет возможность для введения и использования новых инструментов регулирования международной торговли.
Королевство Дания
Система сертификации в Дании полностью соответствует требованиям законодательства Евросоюза в этой сфере (в национальное законодательство имплементированы все Директивы ЕС, связанные с этой деятельностью).
Основное требование, предъявляемое к продукции для поставок на рынки Евросоюза - безопасность и безвредность для человека, животных, имущества и окружающей среды. Критерии определяются в соответствующих Директивах ЕС и конкретизируются в гармонизированных европейских и международных стандартах.
Законодательство Европейского Союза оставляет право членам ЕС разрабатывать собственные механизмы с более строгими правилами, но запрещает упрощение на национальном уровне.
Особые требования по наличию сертификата здоровья для импорта продукции на рынок Дании установлены в отношении куриных яиц. Это закреплено в Исполнительном распоряжении Еврокомиссии N 427/2012 от 22 мая 2012 года "О расширении особых гарантий по защите от сальмонеллы Регламента (ЕС) N 853/2004 на куриные яйца, импортируемые в Данию". Согласно документу, импорт куриных яиц в Данию (наравне со Швецией и Финляндией) должен сопровождаться сертификатом здоровья, документально подтверждающим факт отсутствия в них сальмонеллы. Образец сертификата и требования к процедуре проведения микробиологического тестирования птиц на сальмонеллу установлены в Регламенте (ЕС) N 1688/2005 от 14 октября 2005 года. Дания получила право запрещать ввоз яиц без соответствующего сертификата здоровья благодаря полному избавлению от сальмонеллы в яйцах, производимых на территории страны.
Других законодательных требований по наличию сертификата здоровья, отличающихся от общих правил, действующих на территории ЕС, в датском законодательстве не предусмотрено.
Образец сертификата здоровья
Арабская Республика Египет
Мероприятия, необходимые для выдачи сертификатов на продукты питания, импортируемые из Российской Федерации в Арабскую Республику Египет по информации Генеральной организации экспортного и импортного контроля:
1) Предоставление сертификата о здоровье для импортных поставок как основного документа для импорта продукции (Постановление Премьер-министра N 1186 от 2003 г.);
2) Предоставление сертификата об отсутствии радиации;
3) Сертификат здоровья и сельскохозяйственный сертификат для импортируемых продуктов питания включают в себя подтверждение отсутствия каких-либо болезней;
4) Сертификат здоровья и сельскохозяйственные сертификаты на импортируемые из России продукты питания включают в себя положения и условия, указанные в предыдущих достигнутых соглашениях об импорте продовольствия, а также молочной продукции, рыбы, мяса и продуктов их переработки.
5) Для подтверждения сертификатов здоровья и сельскохозяйственных сертификатов необходимо обратиться в Департамент международной торговли и соглашений Минпромторга Египта, специализацией которого является установление договоренностей между Египтом и другими государствами в данной сфере.
Исламская Республика Иран
Исламская Республика Иран не предъявляет отдельных требований к российской продукции при выпуске сертификатов здоровья Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ. Требования Ирана едины ко всем странам и соответствуют международным стандартам.
Нижеследующие пункты являются обязательными при выпуске сертификата здоровья компетентными иностранными организациями.
1. Грузоотправитель
2. Грузополучатель
3. Адрес грузополучателя
4. Транспортное средство
5. Вид упаковки
6. Пункт отправления
7. Пункт назначения
8. Масса партии
9. Дополнительная информация
10. Заключение
Кроме того, в сертификате здоровья обязательно наличие формулировки "Настоящим удостоверяем, что груз свободен от отравляющих, вредоносных материалов и пригоден для потребления".
Иранские государственные организации требуют наличия сертификата здоровья на зерновые культуры и продукты их переработки, а также на ряд продуктов питания.
Королевство Испания
Выработка требований, которым должна соответствовать российская продукция импортируемая на территорию ЕС, а также осуществление санитарного контроля в отношении импортной продукции животного и растительного происхождения, относится к компетенции ЕС (Главное управление по здравоохранению и потреблению - European Directorate for Health and Consumer). При этом ЕС руководствуется положениями Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер, действующего с 01.01.1995 года.
Регламентом (CE) N 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 года установлены принципы законодательства в сфере обращения пищевых продуктов.
К нормативно-правовым актам, на основе которых производится санитарный и фитосанитарный контроль в Испании, относятся следующие акты:
- Королевский Указ 1317/1984 о регулировании санитарного контроля. Детально процедура контроля описывается Приказом министерства от 07.05.1985 и Приказом Министерства здравоохранения SPI/2136/2011 от 19 июля;
- Закон 14/1986 от 25.04.1986 о здравоохранении (с дополнениями от 29.03.2014);
- Приказ Министерства здравоохранения и потребления Испании от 20.01.1994 (с изменениями и дополнениями от 30.07.2011), который устанавливает формы таможенного контроля за перемещением продовольственных продуктов из стран, не входящих в ЕС.
Законодательство ЕС и Испании не предусматривает никакой особой процедуры импорта продуктов питания, за исключением специального режима для диетических продуктов (Королевский указ 2685/1976 от 16 октября в редакции от 16.09.2014).
Королевским Указом 191/2011 от 16 февраля (с изменениями от 16.09.2014) в Испании была введена обязательная регистрация в Едином санитарном реестре поставщиков и производителей продуктов питания предпринимателей, импортирующих, производящих и распространяющих продовольственные товары.
Данное уведомление может быть произведено путем представления указанных документов лично/либо в электронном виде при помощи заполнения электронной декларации в информационной системе внешнего здравоохранения (Sistema de Sanidad Exterior (SISAEX) или Sistema
Veterinario Integrado (TRACES)).
К декларации должны также прилагаться следующие документы:
- фотокопия счета-фактуры
- фотокопия транспортного документа
- фотокопия таможенной декларации
- санитарный сертификат, выданный органами власти страны-происхождения продукции.
Контроль осуществляется только в случае, если продовольственные товары предназначены для потребления человеком и ввозятся для конечного потребления на территории ЕС.
При поставках продуктов питания на территорию Испании предоставление сертификата здоровья не предусмотрено.
Поставляемые на территорию Испании продукты питания подлежат обязательной сертификации на соответствие Глобальному стандарту по безопасности пищевых продуктов и о соответствии требованиям относительно контакта материалов упаковки с пищевыми продуктами.
На территории Европейского Союза в целях защиты потребителя, могут распространяться только те продукты, которые соответствуют требованиям по маркировке. Директивы Европейского Союза устанавливают обязательные требования и стандарты маркировки для продуктов питания.
Китайская Народная Республика
Сертификат здоровья (далее СЗ) является одним из ключевых документов, подтверждающих безопасность пищевой продукции, законность ее ввоза в Китай и проведение карантинной инспекции в соответствии с законодательством КНР.
Необходимость оформления СЗ на импортируемую пищевую продукцию предусмотрена Законом КНР "О безопасности пищевой продукции"*(17). Процедура получения СЗ регулируется территориальными органами Главного государственного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантину (AQSIQ) и может различаться в зависимости от расположения пункта пропуска продукции. Вместе с тем существуют следующие общие этапы ее прохождения:
I. Зарубежный поставщик - производитель пищевой продукции заблаговременно регистрируется в территориальном органе AQSIQ по месту расположения пункта пропуска, через который планируется ввоз данной пищевой продукции. При этом экспортеру присваивается уникальный регистрационный номер.
До фактической поставки товара при первичном ввозе расфасованной для розничной продажи продукции в приграничном органе инспекции и карантина открывается регистрационное досье (10-15 рабочих дней). В этой связи импортеру необходимо представить следующие материалы:
- учредительные документы экспортера и учредительные документы производителя пищевой продукции, в т.ч. свидетельство о разрешении на производство и реализацию импортируемой продукции, выданное уполномоченным органом страны-экспортера;
- учредительные документы импортера;
- развернутую оригинальную этикетку розничной упаковки в формате А4 (представляется в бумажном и электронном видах);
- перевод всех надписей на этикетке, выполненных на иностранном языке, скрепленную печатью компании (представляется в бумажном и электронном видах в форматах word либо excel);
- сканированную копию типографской этикетки либо самоклеющегося стикера на китайском языке, выполненных в соответствии с госстандартами КНР. Размер сканкопии выполняется в отношении 1:1;
- табличное описание численного состава компонентов пищевой продукции на китайском и английском языках, скрепленное печатью (2 экземпляра, представляется в бумажном и электронном видах в форматах word либо excel);
- дипломы и медали, присвоенные данной пищевой продукции;
- для определенных видов пищевой продукции карантинный орган может потребовать предоставление СЗ, выданного уполномоченным органом страны-экспортера.
Разработка этикетки является обязательным этапом допуска продукции на рынок КНР и обеспечивает защиту прав рядового потребителя, который при покупке пищевой продукции на территории КНР может затребовать у продавца сертификат здоровья и соответствие этикетки требованиям законодательства КНР.
В настоящее время в отношении этикетки действует государственный стандарт N GB 7718-2011 "Положение об этикетках расфасованной пищевой продукции" (русскоязычная версия прилагается). В случае несоответствия этикеток упомянутому госстандарту карантинный орган может потребовать внести изменения (все расходы несет экспортер).
II. По прибытию товара на китайскую территорию после пересечения границы необходимо предъявить товар для инспекции приграничным органам инспекции и карантина.
Проводится проверка на предмет соответствия фактически поставленного товара сопроводительным документам (сертификаты соответствия, декларации о соответствии требованиям Таможенного союза ЕАЭС, свидетельство о государственной регистрации пищевой продукции, сертификаты качества, сертификаты происхождения, свидетельства об обеззараживании продукции (фумигации) на некоторые виды продукции, свидетельства об обеззараживании (фумигации) деревянных паллет (при поставке продукции на деревянных паллетах), сертификат о дезинфекции транспортного средства), соответствие этикетки либо самоклеющегося стикера ранее предоставленным их образцам (1-3 рабочих дня).
По завершении этой процедуры упомянутым карантинным органом выдается соответствующее удостоверение (1-3 рабочих дня) об успешном прохождении карантинной инспекции, после чего на основании заявления импортера товар передается к досмотру непосредственно таможенному органу. Таможенным органом проверяется уплата таможенных платежей (импортной пошлины, НДС, таможенных сборов, 1-3 рабочих дня), выявляется соответствие сопроводительных инвойсов и упаковочных листов количеству и качеству товара.
При отсутствии замечаний оформление СЗ осуществляется на основании заявления импортера территориальным карантинным органом после проведения испытаний образцов продукции на предмет соответствия качества государственным стандартам КНР.
До выдачи СЗ ввозимая продукция находится под таможенным контролем на территории, определенной приграничным карантинным органом инспекции и карантина. Использование и реализация товара при этом запрещена.
Литовская Республика
Обязанность импортёров предоставлять Heath Certificate (далее - Сертификат) при прохождении литовской таможни введена на основании директивы Европейского союза 2002/99/ЕС.
Однако, как пояснили в Ветеринарной и продовольственной службе Литовской Республики, данный Сертификат предоставляется по требованию и запрашивается не во всех случаях. Торгпредство в своей практике работы с российскими экспортёрами дважды столкнулось с требованием предъявить Сертификат на таможенном пункте.
Данный документ составляется российскими предприятиями самостоятельно и подтверждается российскими ветеринарными лабораториями. При этом необходимо, чтобы в Сертификате было чётко прописано наименование и описание сертифицируемой продукции, и оно должно совпадать с данными, указанными на этикетках (в случае их наличия) и в других таможенных документах. Несоответствие вышеуказанным требованиям ведёт к отказу от пропуска таможней продуктов питания.
Точный перечень товарных групп, для импорта которых требуется предоставление Сертификата, отсутствует. Критерием необходимости является отнесение товаров к продуктам питания.
Республика Никарагуа
Требования к регистрации фитосанитарных сертификатов для импорта определены в NTON 11005-08 (обязательный Никарагуанский технический стандарт для импорта продуктов и субпродуктов растительного происхождения и живых организмов сельскохозяйственного предназначения).
Срок действия фитосанитарного сертификата на импорт растительных продуктов составляет максимум 90 дней.
Импортеры в Никарагуа продуктов и субпродуктов растительного происхождения должны выполнить следующие действия:
1. Зарегистрироваться в качестве импортера в "Едином окне" Института защиты и охраны сельского хозяйства (IPSA), представив ксерокопию регистрационного номера уникального налогоплательщика (RUC). Этот реестр обновляется ежегодно.
2. Заполнить заявку на импорт в "Едином окне" IPSA.
3. Предоставить копию счета-фактуры.
4. В случае импорта семян и посадочного материала предоставить разрешение Департамента семян IPSA.
5. Предоставить аваль Министерства сельского хозяйства (MAG) в случае безвозмездной помощи.
6. Предоставить подтверждение платежа, полученное в "Едином окне" IPSA после авторизации импорта.
В случае, если IPSA решит вопрос о карантине на импорт конкретных продуктов и субпродуктов растительного происхождения, заявка на импорт будет дополнительно рассмотрена и IPSA должен ответить в письменной форме в течение максимум восьми рабочих дней, приняв или отклонив данную заявку.
В случае отрицательного ответа, Департамент карантина растений должен проинформировать заинтересованную сторону в письменной форме о технических основаниях для принятия решения, при этом данное решение должно быть соответствующим образом обосновано.
Департамент карантина растений на основе особых требований к импорту продуктов и субпродуктов растительного происхождения устанавливает пункты ввоза продукции, которые будут подробно описаны в официальном документе под названием Санитарно-фитосанитарное разрешение на импорт.
Санитарно-фитосанитарное разрешение на импорт действительно в течение 30 дней и может использоваться только для одной поставки. В случае истечения срока действия санитарно-фитосанитарного разрешения на импорт заинтересованная сторона будет иметь дополнительно 30 дней для однократного продления документа. Упомянутое продление необходимо оформить в "Едином окне", предоставив оригинал разрешения и копии соответствующих документов.
Импортеры, заинтересованные в импорте растительных продуктов и субпродуктов и живых организмов сельскохозяйственного предназначения, не подходящие под требования настоящего стандарта, подлежат Анализу риска заражения вредителями (ARP), после которого будет приниматься решение о разрешении или отказе от заявки на импорт. Исследование ARP должно быть заранее оплачено заинтересованной стороной в соответствии с Тарифами IPSA.
Заинтересованная сторона сообщает и предоставляет Экспортеру информацию в форме Приложения А-2 и А-3 настоящего стандарта, которая будет использована для проведения исследования ARP.
Запрошенная техническая информация должна поступать от Национальной организации по защите растений экспортирующей страны. Информация должна быть на испанском языке и отправляться в Дирекцию по охране здоровья растений IPSA.
ARP, который будет выполняться Группой анализа рисков, будет соответствовать стандарту ФАО ООН (NIMF N 11 "Анализ заражения вредителями", для карантинных вредителей, включая анализ рисков окружающей среды и живых измененных организмов от 2004 г.).
Департамент карантина растений на основании полученной информации, указанной в подразделе 5.7 стандарта, в период, не превышающий 120 календарных дней, направляет ответ заинтересованному лицу, установив фитосанитарные требования для ввоза или запрещения ввоза продукта, растительного субпродукта или живых организмов сельскохозяйственного предназначения в соответствии с результатами исследования ARP.
Новые реквизиты, которые будут определены после исследования ARP, будут включены в пункт 6 настоящего стандарта в случае их изменения.
В случае если есть свидетельства или подозрения в изменении статуса вредителей в странах-экспортерах, потребуется пересмотр требований в течение максимум восьми дней или подготовка ARP.
Заинтересованные лица также могут предоставить собственные исследования ARP, подготовленные физическими или юридическими лицами. Данные исследования должны быть одобрены IPSA и соответствовать NIMF N 11, а также учитывать анализ рисков по списку вредителей, предоставленных Группой анализа рисков Департамента фитосанитарного надзора IPSA.
------------------------------
*(1) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/?uri=celex:12012E/TXT
*(2) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02013R1308-20170 801
*(3) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02013R1379-20150 601
*(4) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02002R0178-20140 630
*(5) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02004R0852-20090 420
*(6) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32004R0853
*(7) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02004R0854-20170 101
*(8) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02004R0882-20180 101
*(9) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1500030968754&uri=CELE X:02010R0206-20170327
*(10) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1500031810848&uri=CELE X:02007D0777-20170701
*(11) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1500032257589&uri=CELE X:02010R0605-20140326
*(12) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1500297485978&uri=CELE X:02008R0798-20160326
*(13) см. http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1500030806771&uri=CELE X:02008R1251-20161001
*(14) https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetz esnummer=10000873
*(15) https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetz esnummer=20005399
*(16) https://findok.bmf.gv.at/findok?execution=e2s1#
*(17) http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/selhoz
Приложение N 1
Дополнительная информация
1. Список карантинных центров Никарагуа:
- Blancas
- San Carlos
- San Pancho
- San Juan de Nicaragua
- Aeropuerto Internacional
- Aduana Central
- El Rama
- Teotecacinte
- Las Manos
- El Espino
- El Guasaule
- Corinto
Перечень подкарантинных продуктов, запрещенных к импорту
No. |
Научное название |
No. |
Научное название |
1 |
Zamiafurfuracea |
26 |
Ophiopogonjaponicus |
2 |
Lantana montevidensis |
27 |
Arundodonax |
3 |
Liriopemuscari |
28 |
Toreniafournieri |
4 |
Ophiopogonjaponicus, |
29 |
Acalyphaamentacea |
5 |
Sedumpalmeri |
30 |
Alternanthera ficoidea |
6 |
Sedumpraealtum |
31 |
Lobelia erinus |
7 |
Pennisetumsetaceum |
32 |
Lysimachianummularia |
8 |
Adiantumpedatum |
33 |
Anemone coronaria |
9 |
Dietes bicolor |
34 |
Ranunculusasiaticus |
10 |
Heliconia bihai |
35 |
Gomphrenahybrida |
11 |
Heliconia psittacorum |
36 |
Arachisglabrata |
12 |
Rhapis excelsa |
37 |
Peperomiaclusiifolia |
13 |
Agave attenuata |
38 |
Epipremnumpinnatum |
14 |
Aloe striata x maculata |
39 |
Ficus retusa |
15 |
Zamia purpurea |
40 |
Lobulariahybrida |
16 |
Dypsiscabadae |
41 |
Festucasp |
17 |
Macrosiphonialongiflora |
42 |
Ruscusaculeatus |
18 |
Hederahelix |
43 |
Durantarepens |
19 |
Cyperuspapyrus |
44 |
Agave americana |
20 |
Vetiveriazizanioides |
45 |
Furcraeafoetida |
21 |
Heliconia chartacea |
46 |
Xanthiumstrumarium |
22 |
Dieffenbachiaamoena |
47 |
Convolvulusarvensis |
23 |
Philodendronxanadu |
48 |
Epipremnumpinnatum |
24 |
Pennisetumvillosum |
49 |
Tecomacapensis |
25 |
Eragrostiselliotii |
50 |
Gazanialinearis |
Для таких продуктов, как: кукуруза, соя и рис обязательным является отбор проб на выявление ГМО.
Для пшеницы необходимо наличие дополнительной декларации от Национальной организации по защите растений экспортирующей страны об отсутствии Trogoderma variabile, Stegobium paniceum. Также производится отбор проб для анализа на Aflatoxina.
Словацкая Республика
Словацкая Республика следует общепринятым европейским требованиям к получению сертификата здоровья (Health certificate) на поставляемую продукцию.
При этом предъявление сертификата здоровья на ввоз пищевой продукции из третьих стран является обязательным только для товаров, которые содержатся в директиве ЕС 884/2014, устанавливающей конкретные условия для импорта некоторых кормов и продуктов питания из отдельных стран из-за риска загрязнения афлатоксинами. Ввоз пищевой продукции из третьих стран осуществляется в соответствии с директивами ЕС N 2002/99/ES, п. 3 N 28/2012 и N 605/2010. Более подробную информацию можно найти не сайте Словацкой санитарно-пищевой службы: http://www.svps.sk/zvierata/dovoz_vyvoz_dovoz.asp, а также http://www.svps.sk/dokumenty/zvierata/Dovoz_Zivocisne_Produkty_2017.pdf на словацком и английском языках.
Директивой ЕС 853/2004 устанавливаются особые гигиенические условия для продуктов животного происхождения, перечень товарных групп продуктов и стран, из которых разрешен импорт этих продуктов, указан по адресу: https://webgate.ec.europa.eu/sanco/traces/output/non_eu_listsPerActivity_ en.htm.
В соответствии с условиями Директивы 2002/99/EC Евросоюз составил перечень третьих стран, из которых можно импортировать продукты животного происхождения, но эти продукты могут быть экспортированы на территорию Европейского союза, в случае если они соответствуют требованиям, применимым ко всем этапам производства, обработки и распространения таких товаров в ЕС.
Директива ЕС N 853/2004 устанавливает правила гигиены пищевых продуктов животного происхождения, в статье 6 излагаются условия для импорта продуктов животного происхождения, которые поступают из третьих стран. Этим же постановлением устанавливаются конкретные правила для организации официального контроля продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком, в главе III рассматриваются процедуры импорта. Согласно статье 6, импорт может иметь место в случае, если страна - импортер перечислена в перечне третьих стран, из которых разрешается импорт этого продукта.
Обращений со стороны российских экспортеров, которые испытывали трудности при поставках товаров в связи с отсутствием сертификата здоровья, за последние 3 года в Торгпредство России в Словакии не поступало.
Турецкая Республика
С момента вступления Турции в Таможенный союз ЕС внешнеторговый режим страны приведен в полное соответствие с таможенными нормами Евросоюза.
В отношении всех сельскохозяйственных товаров и "промышленного компонента" переработанных сельскохозяйственных товаров, Таможенный союз предусматривает "в значительной степени схожую" политику Турции и ЕС в области импортного и экспортного регулирования (включая сертификацию, лицензирование, правила применения и администрирования квот, защиты от недобросовестного импорта). Кроме того, в рамках таможенного союза предусматривается обязательство Турции привести в соответствие с законодательством ЕС свое торговое законодательство в ряде сфер, имеющих существенное значение с точки зрения определения условий доступа на рынок: в сфере таможенного администрирования (с даты начала функционирования ТС с ЕС), в сфере технического регулирования (в течение переходного периода). Турция приняла решение о заключении параллельно с ЕС двусторонних соглашений с третьими странами о взаимном признании результатов оценки соответствия.
Дополнительно сообщаем, что до настоящего момента турецкая сторона не согласовала требования к оформлению сертификата здоровья на сельскохозяйственную продукцию, происхождением из Российской Федерации. Образцы сертификатов здоровья не утверждены.
Финляндская Республика
В Торговое представительство России в Финляндии за последние три года обратились десятки российских предприятий за содействием в осуществлении экспорта продуктов питания в Финляндию, включая вопросы сертификации.
Компетентным органом в России по сертификации продуктов питания при осуществлении экспорта является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Россельхознадзор".
Торгпредство обращалось за разъяснениями по данному вопросу в соответствующий национальный орган, осуществляющий надзор в Финляндии - Агентство пищевой безопасности Финляндии Evira (www.evira.fi).
По информации Агентства Evira, к "сертификатам здоровья" относятся различные сертификаты, в том числе фитосанитарные для продуктов растительного происхождения, а также ветеринарные сертификаты для продуктов животного происхождения. Полуфабрикаты считаются, так называемыми, смешанными продуктами питания, т.е. содержат как переработанные продукты животного происхождения, так и продукты растительного происхождения. В некоторых случаях, для таких продуктов не будет осуществляться ветеринарный пограничный досмотр и, следовательно, для них не требуется сертификат. Но, как правило, следует исходить из необходимости предоставления сертификатов здоровья на продукты питания.
Продукты животного происхождения (включая морепродукты) могут импортироваться в страны-члены ЕС, если они закуплены в третьих странах, включенных в ежегодно обновляемые Еврокомиссией списки государств, из которых ввоз этих продуктов разрешен, но только у зарегистрированных Комиссией ЕС предприятий. Для регистрации предприятия-экспортера третьей страны требуется официальный запрос в Комиссию ЕС компетентного ветеринарного органа страны потенциального экспортера (для России - Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Россельхознадзор"). Этот орган должен гарантировать соответствие качества продукции экспортера ветеринарным и санитарным нормам и требованиям ЕС и (после регистрации предприятия Еврокомиссией с присвоением ему соответствующего номера) выдавать экспортеру "сертификат здоровья" на каждую партию отгружаемого им товара.
Таким образом, в Финляндии предъявляются следующие требования для импорта продукции животного происхождения:
1. Одобренная страна происхождения. Продукты из птичьего мяса можно импортировать со всей России, продукты из говядины и свинины только из Калининградской области, рыбные продукты также со всей России. Полуфабрикаты, содержащие молочные продукты (например, сыр), разрешено ввозить со всей России.
2. Одобренное Евросоюзом предприятие, ссылка на список по странам: https://webgate.ec.europa.eu/sanco/traces/output/non_eu_listsPerCountry_e n.htm (выбрать страну и потом, например, мясные продукты).
3. Наличие сертификата. Партии продуктов должны сопровождаться оригиналом сертификата установленной формы, образец сертификата можно найти в Регламенте Комиссии (ЕС) N 28/2012 Приложение I (поправка 468/2012). Сертификат должен быть надлежащим образом заполнен и подписан официальным ветеринаром страны происхождения или, в некоторых случаях, официальным инспектором.
4. Ветеринарный пограничный досмотр. Для каждой входящей на территорию ЕС партии проводится платный ветеринарный пограничный досмотр. Импорт данной продукции возможен только через определенные КПП. В Финляндии имеется четыре КПП с пунктом пограничного ветеринарного контроля (Хельсинский порт, Аэропорт Хельсинки-Вантаа, Хамина и Ваалимаа). Если партия поставляется из России в Финляндию наземным транспортом, инспекция проводится в ветеринарном пункте пограничного поста Vaalimaa (Ваалимаа). Инспекция должна быть согласована заранее с пограничным ветеринаром по электронной почте (vaalimaa@evira.fi) пограничный ветеринарный врач Johanna тел. 040 489 3362. КПП других стран можно найти по ссылке: http://ec.europa.eu/food/animal/bips/bips_contact_en.htm.
При пограничном контроле осуществляется проверка документов и идентификация, возможно, потребуется образец. Образцы могут быть взяты либо для физической проверки (органолептическая оценка), либо для лабораторных тестов. Лабораторные тесты проводятся в соответствии с годовым планом Evira с использованием случайной выборки, либо на основании подозрений. Если пробы берутся на основании подозрений, партию ставят под запрет на пограничном посту до готовности результатов, и импортер оплачивает стоимость лабораторных тестов и хранения.
При проверке должны быть представлены оригинальный сертификат, счёт, упаковочный лист и другие документы, касающиеся ввоза партии. До ввоза первой партии импортеру следует отсканировать документы, в том числе сертификат, для пункта пограничного контроля, rajatarkastus@evira.fi.
5. Предварительное уведомление о поставке партии с использованием системы TRACES. О ввозимых партиях импортер должен сделать предварительное уведомление в системе TRACES, для использования системы в ней следует зарегистрироваться. Дополнительная информация о системе TRACES на сайте Агентства Evira: https://www.evira.fi/elaimet/tuonti-ja-vienti/traces/rekisteroityminen-ja -ongelmatilanteet/.
Для осуществления экспорта пищевой продукции предприятию-экспортеру необходимо, прежде всего, наличие покупателя, т.е. импортера, который, как правило, обладает информацией о необходимости предоставления сертификата здоровья, а также других документов на поставку. Далее следует обратиться в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Россельхознадзор" для получения необходимого сертификата, если экспортируемый продукт относится к продуктам животного происхождения, а также для запроса о регистрации предприятия-экспортера в Комиссию ЕС.
Чешская Республика
Проблематикой импорта в Чехию живых животных, продукции животного происхождения, продуктов питания и ряда других подобных товаров занимаются Государственное ветеринарное управление и Государственная сельскохозяйственная и продовольственная инспекция, которые являются подведомственными организациями Министерства сельского хозяйства Чешской Республики.
Импортерам продовольствия необходимо учитывать действующие правила касательно ввоза той или иной продукции в Чешскую Республику, публикуемые Государственной сельскохозяйственной и продовольственной инспекцией на официальном веб-сайте в разделе "Импорт из третьих стран".
Согласно общему правилу, для ввоза в Чехию продовольственных продуктов из третьих стран не нужны какие-либо специальные разрешения и сертификаты, если импортируемая продукция являются безопасной и не относится к категории товаров, на которые напрямую распространяются предписания, устанавливающие особые условия ввоза.
Все продукты, ввозимые на территорию Европейского союза, должны удовлетворять требованиям постановления ЕС N 1169/2011 в актуальной редакции. В Чехии они имплементированы в закон N 110/1997 с учетом последних изменений и положение N 417/2016 "О некоторых способах маркировки продовольственных продуктов" в актуальной редакции. Важным предписанием является постановление (ЕС) Европейского парламента и Совета N 178/2002, устанавливающее общие принципы и требования продовольственного законодательства, учреждающее Европейское ведомство по безопасности продуктов питания и определяющее процедуры в области безопасности продовольствия, с учетом последних изменений.
Равно как и при торговле в рамках ЕС, при импорте в Евросоюз продукты питания делятся на гармонизированную и негармонизированную категории. В случае если товары относятся к гармонизированной категории, то они должны отвечать требованиям, установленным соответствующими правовыми нормами органов ЕС. В отношении продуктов негармонизированной категории должны выполняться требования национальных предписаний страны, где данная продукция была произведена или первый раз выпущена в оборот на рынок ЕС. Например, если российский импортер намерен поставить впервые на чешский рынок нешоколадные кондитерские изделия, то должны быть удовлетворены условия положения N 76/2003, предусматривающего специальные требования к натуральным сладким веществам, меду, кондитерским изделиям, какао-порошку и смеси какао с сахаром, шоколаду и шоколадным конфетам.
Ответственность за качество ввозимых продуктов несет импортер, от которого также зависит, каким способом он обеспечивает их безопасность (например, запрашивает результаты тестов в зарубежной лаборатории или тестирует продукты в чешских аккредитованных организациях). О результатах тестов не нужно куда-либо дополнительно сообщать, а также нет необходимости ни у кого запрашивать согласия.
В то же время Европейская комиссия в соответствии со статьей 53 упомянутого постановления (ЕС) N 178/2002 предусматривает особые условия ввоза из третьих стран отдельных продуктов питания и сырья, которые могут представлять опасность для здоровья человека. В зависимости от серьезности ситуации Европейская комиссия имеет право приостановить импорт продовольствия из третьих стран или ввести особые условия для ввоза той или иной группы продовольственных товаров.
В этой связи выделяются три группы товаров:
1. продукты, импорт которых запрещен на территорию ЕС или временно ограничен;
2. продукты, которые можно ввозить только через авторизованные пункты. Сюда относятся товары, в отношении которых осуществляется усиленный контроль либо применяется особый режим импорта, а также продовольственная продукция из Японии. Государственная сельскохозяйственная и продовольственная инспекция проводит, согласно непосредственным предписаниям ЕС, в авторизованных пунктах ввоза систематические или выборочные проверки таких продуктов перед их выпуском в свободный оборот на общеевропейском рынке;
3. продукты, на которые распространяются особые условия ввоза. К таким условиям относится, в частности, обязанность импортера предоставлять сертификаты здоровья в первом месте пересечения границы с ЕС (на Пограничном контрольном посту), выданные уполномоченными органами страны - импортера. Кроме того, на сайте Еврокомиссии в разделе, посвященном санитарным и фитосанитарным требованиям, отмечено, что все импортируемые в ЕС живые животные и продукты животного происхождения должны сопровождаться сертификатами здоровья, выписанными компетентными органами страны - экспортера. На сайте Еврокомиссии в разделе "Торговля растениями и продуктами растительного происхождения со странами, не входящими в ЕС" можно ознакомиться с перечнем продукции, для ввоза которой на территорию ЕС также требуются специальные сертификаты.
В отличие от продуктов из 2-й группы, в данном случае предписания ЕС не ограничивают пункты, через которые может производиться ввоз товаров в ЕС. Продовольственные продукты и сырье, относящиеся к этой последней категории, можно представить в любом таможенном управлении на территории Чехии. Например, к ним относится рис из США и Китая, грибы из некоторых третьих стран, в том числе из России, продовольствие, подвергшееся ионизированному облучению.
Особые требования сертификации предъявляются при импорте в ЕС ростков и семян, предназначенных для проращивания.
За последние три года в Торгпредство России в Чехии не поступали запросы со стороны российских компаний, испытывающих трудности при поставках в Чешскую Республику в связи с отсутствием сертификата здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. N 12/396
Текст письма опубликован не был