В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Порядка разработки и предоставления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "ушу" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В. Томилову.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа развития ушу в Российской Федерации
Введение
Настоящая Программа развития ушу в Российской Федерации (далее - Программа) разработана Общероссийской спортивной общественной организацией "Федерация ушу России" (далее - ФУР) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом от 30 октября 2015 года N 995.
Программа разрабатывалась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Стратегией развития физической культуры и спорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р.
При разработке Программы учитывались российский и передовой зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная Программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития ушу в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны по ушу к международным соревнованиям.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация ушу России", а также экспертным советом и соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнении участниками программы взятых на себя обязательств; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов, разработка рекомендаций для участников программы.
Введение так же может отражать специфические особенности деятельности общероссийской федерации по развитию соответствующего вида спорта.
Состояние ушу в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- постоянное развитие в субъектах Российской Федерации всех дисциплин: "таолу", "саньда", "кунгфу-традиционное ушу", "юнчуньцюань";
- увеличивается количество проведения межрегиональных и региональных спортивных соревнований;
- увеличивается количество участников соревнований;
- увеличивается количество спортсменов в субъектах Российской Федерации;
- улучшается качество подготовки спортсменов;
- увеличивается количество детей 12-14-летнего возраста, занимающихся ушу и участвующих в региональных соревнованиях и мероприятиях;
- улучшается качество работы судей, на соревнованиях российского уровня практически отсутствуют протесты на необъективное судейство;
- спортсмены сборных команд Российской Федерации по ушу стабильно входят в состав чемпионов и призеров официальных международных соревнований: чемпионатов мира, Европы, первенств мира и Европы, сборная России - одна из лидеров мирового ушу;
- осуществляется финансирование ушу из средств федерального бюджета, местных бюджетов;
- налажено взаимодействие с органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта, как Российской Федерации, так и ряда субъектов Российской Федерации;
- осуществляется сотрудничество со средствами массовой информации.
Паспорт программы
"Развитие ушу в Российской Федерации"
Наименование программы |
"Развитие ушу в Российской Федерации" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Утверждена Конференцией N 7 общероссийской спортивной общественной организации "Федерация ушу России" от 12.11.2019 |
Разработчик программы |
Общероссийская спортивная общественная организация "Федерация ушу России" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития ушу, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта |
Задачи Программы |
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по ушу к официальным международным соревнованиям; - совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия ушу; - укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, необходимых для развития ушу; - содействие реализации государственной спортивной политики путем решения оздоровительных, экологических, экономических и др. проблем средствами ушу; - укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры ушу, создание региональных центров развития ушу, строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по ушу; - организация и проведение российских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию ушу и спортивной культуры; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие ушу, включая его массовые и рекреационные формы; - создание системы информационного обеспечения ушу. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации. Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях; - количество юных спортсменов, занимающихся ушу в учреждениях спортивной подготовки; - увеличение количества отделений по ушу в учреждениях спортивной подготовки; - увеличение численности занимающихся ушу; - количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по ушу; - количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий ушу; - число тренеров (инструкторов) по ушу; - число штатных тренеров по ушу в учреждениях спортивной подготовки; - количество федеральных и региональных центров развития ушу. |
Срок реализации Программы |
Реализация Программы может включать 2 этапа. Первый этап 2020-2022 гг. направлен на: - разработку и реализацию целевых комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по ушу к международным соревнованиям; - разработку региональных программ развития ушу; - совершенствование нормативно-правовой базы развития ушу, включая массовые формы; - разработку концепции создания федеральных и региональных центров по ушу, начало ее реализации; - развитие материальной базы ушу, начало строительства современных спортивных сооружений для ушу; - создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в ушу в учреждениях спортивной подготовки; - разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по ушу; - разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров; - разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию ушу, в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ; - разработку системы финансового обеспечения ушу, включая массовые формы; - формирование интереса граждан к ушу как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности. Второй этап 2022-2024 гг. направлен на: - совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по ушу; - достижение запланированных результатов по ушу на международных соревнованиях; - реализацию мероприятий концепции создания федеральных и региональных центров по ушу; - реализацию мероприятий региональных программ развития ушу и создание муниципальных программ поддержки массового и рекреационного спорта; - дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в ушу в учреждениях спортивной подготовки; - оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки; - дальнейшее развитие материальной базы ушу, строительство современных спортивных сооружений для развития ушу, включая его массовые формы; - совершенствование нормативно-правовой базы развития ушу и его массовых форм; - увеличение количества тренеров и специалистов по ушу, судей и волонтеров, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных общероссийской федерацией; - продолжение реализации начатых программ по популяризации ушу и его массовых форм, совершенствование системы информационного обеспечения ушу, значительное увеличение количества информации о ушу в Интернете и СМИ, - поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по ушу, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы предполагается: - оставаться на уровне ведущих команд мира, продолжать завоевывать медали российскими спортсменами на международных соревнованиях; - обеспечить стабильную работу системы подготовки ближайшего резерва для сборных команд по ушу; - создать единую систему отбора наиболее одаренных спортсменов для обучения и тренировки в федеральных и региональных центрах подготовки спортсменов; - увеличить количество занимающихся ушу в системе подготовки спортивного резерва; - значительно улучшить материально-техническую базу ушу за счет введения в эксплуатацию новых и реконструкции имеющихся объектов; - создать современную нормативно-правовую базу, отвечающую потребностям развития ушу; - улучшить оснащение современным инвентарем и оборудованием профильных отделений по ушу в учреждениях спортивной подготовки; - обеспечить комплектование аттестованными специалистами всех спортивных сооружений, создаваемых в рамках программы; - увеличить количество международных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований по ушу на 20%; - обеспечить регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий по ушу в регионах Российской Федерации. |
1. Анализ развития ушу в Российской Федерации и мире
Спорт в современном мире - это важное социальное явление, активно влияющее на развитие общества. Ведущие политики разных стран склонны считать спорт важнейшей объединяющей силой, национальной идеей, способствующей становлению сильного государства и здорового общества.
Общепризнанна роль физической активности и массового спорта в поддержании и укреплении здоровья, формировании личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом. Оптимизация расходов на здравоохранение все больше связывается с вовлечением максимально возможного числа граждан в занятия массовым спортом и физической культурой.
Привлекательность большинства видов спорта обусловлена, тем, что они является доступными для различных категорий населения, удовлетворяющими их интересы и потребности в двигательной активности, а так же имеют огромное прикладное значение.
Спорт в современном мире - это важное социальное явление, активно влияющее на развитие общества. Ведущие политики разных стран склонны считать спорт важнейшей объединяющей силой, национальной идеей, способствующей становлению сильного государства и здорового общества.
Общепризнанна роль физической активности и массового спорта в поддержании и укреплении здоровья, формировании личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом. Оптимизация расходов на здравоохранение все больше связывается с вовлечением максимально возможного числа граждан в занятия массовым спортом и физической культурой.
Привлекательность занятий ушу обусловлена, тем, что этот вид спорта является доступным для различных категорий граждан, удовлетворяющим их интересам и потребностям в двигательной активности, физической и волевой подготовке, а по многообразию приемов и технике их исполнения имеет огромное прикладное значение.
В 1991 году в целях развития, пропаганды и популяризации ушу в Российской Федерации, укрепления позиций и престижа нашего отечественного вида спорта на спортивной международной арене была создана Общероссийская спортивная общественная организация "Федерация ушу России".
Федерация в установленном порядке зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 1998 года ОГРН N 1027739813815, аккредитована по виду спорта "ушу" (0870001511Я) в Министерстве спорта РФ (Свидетельство о государственной аккредитации от 28 марта 2016 г. N 341). Вид спорта "ушу" состоит из дисциплин: таолу, саньда, кунгфу-традиционное ушу и юнчуньцюань, что отражено во Всероссийском реестре видов спорта.
Федерация ушу России - член Европейской (EWUF) и Международной федераций ушу (IWUF), является членом Олимпийского комитета России (ОКР), Российского союза боевых искусств (РСБИ). В состав Федерации ушу России входят 47 региональных отделения (Федераций ушу субъектов Российской Федерации). 46 из них имеют соответствующую аккредитацию.
С 2010 года ушу входит в программу Всемирных игр боевых искусств, с 2017 года - Всемирной летней Универсиады.
В 2004 году в России состоялся Чемпионат и Первенство Европы по ушу.
С 2015 года в Москве каждый год проходят международные соревнования "Московские звезды ушу".
В 2016 году Федерация ушу России провела Чемпионат и Первенство Европы по ушу в г. Москва. В чемпионате принимало участие 27 стран и 350 участников. Спортивная сборная команда по ушу Российской Федерации завоевала 1 место в медальном зачете. Также в 2016 году было организовано и проведено 4 тренировочных мероприятия, чемпионаты, первенства и Кубок России по всем дисциплинам, включенным в ВРВС. Проводились мастер-классы для российских тренеров и спортсменов с привлечением ведущих китайских специалистов по ушу.
Авторским коллективом Федерации ушу России была издана книга "Короткое оружие" с учебным видеофильмом по спортивным дисциплинам "таолу" и "традиционное ушу".
В 2017 году было организовано и проведено 8 тренировочных мероприятия, чемпионаты, первенства и Кубок России по всем дисциплинам, включенным в ВРВС.
В период с 19 по 30 августа 2017 года в г. Тайбэе (Китайский Тайбэй) состоялось XXIX Всемирная летняя Универсиада 2017. Спортивная сборная команда по ушу Российской Федерации завоевала 3 серебряные и 1 бронзовую медали. Соревнования проходили под эгидой Международной федерации студенческого спорта (FISU).
Чемпионат мира по ушу 2017. прошел в г. Казань Республика Татарстан. В чемпионате принимало участие 65 стран и 950 участников. Спортивная сборная команда по ушу Российской Федерации завоевала 3 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали.
В 2017 году вид спорта "ушу" впервые включили в программу Спартакиады, в Сочи во Дворце зимнего спорта "Айсберг" проходил финальный этап соревнований по боевым искусствам VIII летней Спартакиады учащихся России 2017 года.
В 2017 году авторским коллективом Федерации ушу России была издана книга "Багуачжан" с учебным приложением для компьютеров под управлением Windows и Mac OS по спортивной дисциплине "традиционное ушу".
В 2018 году было организовано и проведено 8 тренировочных мероприятий, чемпионаты, первенства и Кубок России по всем дисциплинам, включенным в ВРВС.
В 2018 году в России прошел чемпионат и первенство Европы по ушу.
Во Всероссийский реестр видов спорта были включено 17 новых дисциплин (юнчуньцюань), развиваемые Федерацией ушу России. Также были переименованы дисциплины "традиционное ушу" в "кунгфу-традиционное ушу" в соответствии с международным стандартом. Проводились мастер-классы по новым дисциплинам для российских тренеров и спортсменов с привлечением ведущих китайских специалистов по ушу.
В 2018 году была обновлена Единая всероссийская спортивная классификация по ушу.
Новые квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта "ушу" были утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 06 апреля 2018 г. N 306
Новые правила вида спорта "ушу" были утверждены приказом Минспорта России от 18.02.2019 г. N 12.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 122"
В 2019 году в России прошел чемпионат и первенство Европы по ушу.
В 2019 году проводились семинары по дисциплинам "традиционное ушу", "таолу-чанцюань", "таолу-наньцюань", "юнчуньцюань" и др. Семинары проводили ведущие специалисты международной и европейской федераций ушу: Глеб Николаевич Музруков, Татьяна Викторовна Куприянова, Ди Гоюн, Лю Тежун, Ма Юэ, Байрон Джейкобс, Урс Кребс, Раймонд Смит.
С 1 по 4 октября 2019 г. в поселке Витязево проходили финалы Спартакиады учащихся по ушу 2019 г.
8 января 2020 года Международный олимпийский комитет провел заседание исполнительного комитета в Лозанне (Швейцария) и одобрил предложение о внесении ушу в программу Четвертых юношеских Олимпийских игр.
Летние юношеские Олимпийские игры 2022 года пройдут с 22 октября по 9 ноября 2022 года в столице Сенегала городе Дакар.
1.1. Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов сборной команды России по ушу на международных соревнованиях являются объективным критерием высокого уровня развития спорта высших достижений в стране по ушу, где российские спортсмены во многих видах программы являются одними из сильнейших в мире.
На международных соревнованиях по ушу в период 2016-2019 гг. завоевали медали спортсмены стран: Китая, Ирана, Малайзии, Индонезии, США, Италии, России, Японии, Туниса, Кореи, Марокко, Великобритании, Германии, Испании, Украины, Канады, Венгрии, Болгарии, Румынии, Израиля, Афганистана, Египта, Вьетнама, Филиппин, Австралии, Мексики, Бразилии, Аргентины, Чили, Франции, Кореи, Индии, Пакистана и др.
Таблица 1
Спортивные достижения команд стран - лидеров мирового ушу и России на чемпионатах мира и Европы, первенствах мира и Европы 2016-2019 гг.
годы |
Вид спорта (спортивные дисциплины) |
Медали |
Страны |
Россия |
||||
Китай |
Украина |
Румыния |
Вьетнам |
Корея |
||||
2016 |
ПЕ |
3 |
|
22 |
4 |
|
|
46 |
С |
|
20 |
|
|
|
36 |
||
Б |
|
12 |
|
|
|
14 |
||
ЧЕ |
3 |
|
16 |
4 |
|
|
42 |
|
с |
|
6 |
2 |
|
|
21 |
||
Б |
|
6 |
4 |
|
|
8 |
||
ЧМ |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
|
||
2017 |
ПЕ |
3 |
|
4 |
|
|
|
89 |
С |
|
8 |
|
|
|
67 |
||
Б |
|
14 |
|
|
|
57 |
||
ЧЕ |
3 |
|
6 |
4 |
|
|
31 |
|
С |
|
7 |
1 |
|
|
20 |
||
Б |
|
7 |
1 |
|
|
22 |
||
ЧМ |
3 |
28 |
6 |
5 |
6 |
6 |
23 |
|
С |
2 |
9 |
2 |
5 |
9 |
8 |
||
Б |
2 |
7 |
7 |
2 |
2 |
9 |
||
2018 |
ПЕ |
3 |
|
|
6 |
|
|
54 |
С |
|
|
5 |
|
|
25 |
||
Б |
|
|
15 |
|
|
19 |
||
ЧЕ |
3 |
|
|
5 |
|
|
44 |
|
С |
|
|
6 |
|
|
17 |
||
Б |
|
|
8 |
|
|
27 |
||
ЧМ |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
|
||
2019 |
ПЕ |
3 |
|
|
1 |
|
|
91 |
С |
|
|
2 |
|
|
28 |
||
Б |
|
|
3 |
|
|
21 |
||
ЧЕ |
3 |
|
|
4 |
|
|
48 |
|
С |
|
|
3 |
|
|
19 |
||
Б |
|
|
3 |
|
|
30 |
||
ЧМ |
3 |
32 |
3 |
3 |
1 |
1 |
6 |
|
С |
3 |
8 |
1 |
4 |
5 |
8 |
||
Б |
1 |
7 |
2 |
4 |
6 |
10 |
||
Всего: |
|
68 |
168 |
101 |
22 |
29 |
962 |
Анализируя выступления сборной команды России по ушу на международных соревнованиях 2016-2019 гг., видно, что в 2016 году было завоевано: 92 золотых, 60 серебряных, 29 бронзовых медали; в 2017 году - 143 золотых, 95 серебряных, 88 бронзовых медали; в 2018 году - 100 золотых, 44 серебряная, 50 бронзовых медалей; в 2019 году 145 золотых, 55 серебряных, 61 бронзовых. Таким образом, сборная команда России по ушу улучшила достижения в медальном зачете как в количественном, так и в качественном показателях по сравнению с 2012-2015 гг.
Таблица 2
Состав и возраст спортсменов - членов сборной команды России по ушу на чемпионатах мира и Европы, первенствах мира и Европы 2016-2019 гг.
Вид программы |
Фамилия, Имя, Отчество |
Возраст |
Результаты выступлений на МС |
||
|
|
|
ПЕ |
ЧЕ |
ЧМ |
Таолу - чанцюань |
Тарасова Дарья Александровна |
|
|
1 |
2 |
Таолу - чанцюань |
Константинова Сандра Тамазовна |
25 |
|
1 |
1 |
Таолу - гайцзицюань |
Краснобаев Иван Владимирович |
23 |
|
1 |
|
Таолу - цяншу |
Муратов Павел Павлович |
27 |
|
1 |
1 |
Таолу - даошу |
Максимов Владимир Викторович |
32 |
|
1 |
1 |
Таолу - наньцюань |
Ившина Татьяна Валерьевна |
32 |
|
1 |
2 |
Таолу - наньцюань |
Тиунов Дмитрий Олегович |
29 |
|
1 |
1 |
Таолу - даошу |
Меньшикова Ольга Юрьевна |
25 |
|
1 |
1 |
Таолу - наньцюань |
Загибалов Артем Александрович |
24 |
|
1 |
1 |
Таолу - даошу |
Хуснутдинов Ильяс Эльмирович |
30 |
|
1 |
1 |
Саньда - весовая категория 65 кг |
Абдулхаликов Магомед Ахмедович |
30 |
|
1 |
2 |
Саньда - весовая категория 75 кг |
Абдулхаликов Али Ахмедович |
28 |
|
1 |
2 |
Саньда - весовая категория 56 кг |
Маркова Наталья Викторовна |
34 |
|
1 |
|
Саньда - весовая категория 70 кг |
Морозова Кристина Александровна |
26 |
|
3 |
3 |
Саньда - весовая категория 75 кг |
Семилетова Анжелика Викторовна |
25 |
|
1 |
|
Таолу - чанцюань |
Сайбаталов Давлет Маратович |
17 |
1 |
|
|
Кунгфу - традиционное ушу чанбин |
Трутнев Андрей Юрьевич |
17 |
1 |
|
|
Таолу - наньцюань |
Крупинина Юлия Владимировна |
17 |
1 |
|
|
Таолу - наньдао |
Загибалов Денис Александрович |
18 |
|
1 |
1 |
Саньда - весовая категория 65 кг |
Абдусаламов Шамиль Нурмагомедович |
17 |
1 |
|
|
Таолу - цяншу |
Тиунова Ульяна Сергеевна |
17 |
1 |
|
|
Таолу - тайцзицюань |
Комиссаров Елизар Петрович |
18 |
1 |
|
|
Таолу - тайцзицюань |
Заморуева Полина Олеговна |
18 |
1 |
|
|
Таолу - чанцюань |
Парамонова Дарья Денисовна |
16 |
1 |
|
|
Таолу - наньцюань |
Трутнева Мария Юрьевна |
16 |
1 |
|
|
Таолу - чанцюань |
Бондаренко Кирилл-Зуи Александрович |
17 |
1 |
|
|
Таолу - чанцюань |
Холмина Стефания Александровна |
18 |
1 |
|
|
Саньда - весовая категория 80 кг |
Магомедов Джапар Мусагаджиевич |
20 |
|
1 |
|
Саньда - весовая категория 85 кг |
Ибаков Магомедхабиб Магомедович |
24 |
|
1 |
|
Саньда - весовая категория 56 кг |
Какраев Рустам Рамазанович |
34 |
|
|
2 |
Саньда - весовая категория 75 кг |
Степанова Евгения Дмитриевна |
21 |
|
|
2 |
Саньда - весовая категория 60 кг |
Магомедов Али Габлитдинович |
28 |
|
|
1 |
Саньда - весовая категория 52 кг |
Курбанов Мухаммад Сирежудинович |
23 |
|
1 |
|
______________________________
* - Возраст спортсменов обозначен на период участия в соревнованиях.
Таблица 3
Средний возраст спортсменов - членов сборной команды России по ушу на чемпионатах мира 2016-2019 г.г.
Год проведения |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Средний возраст, лет |
26 |
25 |
25 |
25 |
Как видно из таблицы 4 средний возраст спортсменов - членов сборной команды России по ушу на период 2016-2019 г.г. составляет 25 лет.
1.2. Спорт равных возможностей (с учетом проведения соревнований)
Соревнования по ушу для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены и не проводятся.
1.3. Подготовка спортивного резерва
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки и спортивных клубах.
Таблица 4
Динамика количества занимающихся ушу 2016-2018 гг. по данным N 1-ФК
Год |
Всего |
Женщины |
Тренеры |
2016 |
62768 |
16048 |
520 |
2017 |
62678 |
17417 |
529 |
2018 |
64803 |
19366 |
537 |
За период 2016-2018 гг. в стране увеличилась численность занимающихся ушу, в том числе женщин и положительная динамика изменения количества тренеров.
Таблица 5
Динамика численности занимающихся ушу в учреждениях спортивной подготовки 2016-2018 г.г. по 5-ФК
Год |
Вид спорта |
Ушу | |
2016 |
10638 |
2017 |
9525 |
2018 |
8928 |
Таблица 6
Численность занимающихся ушу на разных этапах спортивной подготовки в 2016-2018 г.г. (чел.) по данным 5-ФК
N |
Виды спорта (спортивные дисциплины) |
Этапы подготовки |
|||||
Спортивно-оздоровительный |
Начальной подготовки |
Учебно-тренировочный |
Совершенствования спортивного мастерства |
Высшего спортивного мастерства |
|||
1. |
Ушу |
2016 |
1511 |
4895 |
3872 |
251 |
37 |
2. |
Ушу |
2017 |
1323 |
3997 |
3750 |
287 |
62 |
3. |
Ушу |
2018 |
250 |
2160 |
1928 |
349 |
70 |
Как видно из таблицы 6, имеет место постепенное увеличение численности занимающихся ушу на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Известно, что этап совершенствования спортивного мастерства является основным индикатором эффективности подготовки спортивного резерва. Количество спортсменов этапа совершенствования спортивного мастерства выросло с 251 человек в 2016 году до 349 человек в 2018 году, а количество спортсменов этапа высшего спортивного мастерства с 37 в 2016 до 70 в 2018 году, что позволило улучшить спортивные достижения сборной команды России по ушу в 2018 году на международных соревнованиях.
Таблица 7
Квалификационный уровень занимающихся ушу 2016-2018 г.г. по данным 5-ФК
N |
Вид спорта |
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
МСМК |
ЗМС |
|
1. |
Ушу |
2016 |
3336 |
382 |
357 |
43 |
12 |
3 |
2. |
Ушу |
2017 |
3493 |
441 |
435 |
66 |
17 |
3 |
3. |
Ушу |
2018 |
2938 |
422 |
480 |
64 |
18 |
2 |
Как видно из таблицы 7, увеличилось количество занимающихся с нормативом кандидат в мастера спорта.
Как показывает практика, определяющим показателем успешного выступления на крупнейших соревнованиях является количество подготовленных мастеров спорта международного класса. В 2016 году занималось 12 мастеров спорта международного класса, в 2018 году - 18 мастеров спорта международного класса.
Таблица 8
Тренерско-преподавательский состав учреждений спортивной подготовки в 2016-2018 г.г. по данным 5-ФК
Год |
Кол-во тренеров |
Квалификационная категория |
||||
Всего |
Штатных |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Звание "Заслуженный тренер России" |
|
2016 |
293 |
235 |
80 |
51 |
23 |
9 |
2017 |
275 |
224 |
76 |
34 |
20 |
9 |
2018 |
272 |
220 |
76 |
27 |
15 |
8 |
Как видно из таблицы 8, количество тренеров по ушу в учреждениях спортивной подготовки остается небольшим, так как не увеличивается количество отделений ушу в ДЮСШ. На сегодняшний день количество тренеров по ушу увеличивается за счет частных спортивных клубов.
Опыт западных стран свидетельствует, что на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе большую пользу приносят комплексные командные соревнования и подготовка в объединенных спортивных лагерях с возможностью для юных спортсменов соревноваться в разных видах дисциплинах вида спорта. В региональных спортивных лагерях создаются возможности для профессионального роста тренерских кадров и поиска наиболее одаренных юных спортсменов для последующей специализации в региональных и клубных командах.
Базовыми регионами по развитию вида спорта "ушу" являются Республика Карелия и Тюменская область.
Таблица 9
Количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на чемпионатах и первенствах мира и Европы за 2016-2019 годы
N |
Год |
Медали |
Уровень соревнований |
Всего |
|||
ЧМ |
ЧЕ |
ПМ |
ПЕ |
||||
1. |
2016 |
3 |
|
42 |
4 |
46 |
92 |
С |
|
21 |
3 |
36 |
60 |
||
Б |
|
8 |
7 |
14 |
29 |
||
2. |
2017 |
3 |
23 |
31 |
|
89 |
143 |
С |
8 |
20 |
|
67 |
95 |
||
Б |
9 |
22 |
|
57 |
88 |
||
3. |
2018 |
3 |
|
44 |
2 |
54 |
100 |
С |
|
17 |
2 |
25 |
44 |
||
Б |
|
27 |
4 |
19 |
50 |
||
4. |
2019 |
3 |
6 |
48 |
|
91 |
145 |
С |
8 |
19 |
|
28 |
55 |
||
Б |
10 |
30 |
|
21 |
61 |
||
Всего: |
64 |
329 |
22 |
547 |
962 |
Анализируя выступления сборной команды России по ушу на международных соревнованиях 2016-2019 гг., видно, что в 2016 году было завоевано: 92 золотых, 60 серебряных, 29 бронзовых медали; в 2017 году - 143 золотых, 95 серебряных, 88 бронзовых медали; в 2018 году - 100 золотых, 44 серебряная, 50 бронзовых медалей, в 2019 году - 145 золотых, 55 серебряная, 61 бронзовых медалей. Таким образом, спортивная сборная команда России по ушу улучшила достижения в медальном зачете как в количественном, так и в качественном показателях по сравнению с 2012-2015 гг.
1.4. Массовый спорт (Спорт для всех)
В настоящее время ушу, как массовый спорт, активно развивается в Российской Федерации. Этому способствует его практическая ценность как единоборства и универсальной системы физической подготовки.
В 2018 году Федерация ушу России проводила показательные выступления и мастер-классы в Сирийской Арабской Республике.
В рамках развития студенческого спорта Федерация ушу России ежегодно проводит чемпионаты России среди студентов и участвует в международных соревнованиях среди студентов по ушу таких как: Всемирная Универсиада 2017 года, I чемпионат мира по ушу среди студентов 2018 года, планирует принять участие во II чемпионате мира среди студентов 2020 года. Также Федерацией запланировано создание студенческой лиги по ушу в 2020 году.
Федерация ушу России каждый год проводит массовые старты по ушу в рамках всероссийских Юношеских игр в Анапе и Владивостоке, матчевые встречи Россия - Китай. Проводятся показательные выступления на наиболее значимых событиях в мире боевых искусств таких как: вручение национальной премии "Золотой пояс" в Государственном Кремлевском Дворце, "Битва Чемпионов" и др. Также ежегодно проводятся межрегиональные фестивали по ушу в Москве, Московской области, Орловской области, Амурской области, Приморском крае, Владимирской области, Новосибирской области и др.
1.5. Развитие вида спорта в регионах Российской Федерации
В настоящее время вид спорта культивируется в большинстве регионов Российской Федерации.
В общероссийскую спортивную общественную организацию "Федерация ушу России" входят 44 аккредитованных региональных спортивных федераций.
По данным Федерации на 2018 год ушу в Российской Федерации занимается 64803 спортсмена, в 169 спортивных клубах, в том числе в школьных спортивных клубах. Преподают ушу в России 537 тренеров. Увеличилось количество занимающихся женщин с 16048 в 2016 году до 19366 в 2018 году.
Вышеприведенные данные показывает, что популярность вида спорта "ушу" с каждым годом растет, в т.ч. и среди женщин.
В настоящее время 9 человек имеют звание "Заслуженный тренер России", 20 человек - звание "Мастер спорта международного класса России". 33 человека имеют звание "Судья Всероссийской категории".
Увеличилось количество спортивных клубов, профилирующих ушу, в ряде субъектов Российской Федерации, например, таких как Белгородская, Вологодская, Калужская, Московская, г. Москва, Новосибирская область, Пермский край, ХМАО - Югра, Республика Дагестан.
Увеличилось количество детей 12-14 лет, принимающих участие в соревнованиях районного и городского уровня, субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий Минспорт России в Российской Федерации ежегодно проводятся:
- чемпионаты и первенства в субъектах Федерации, федеральных округах, а также в г. Москве и г. Санкт-Петербурге;
- всероссийские соревнования.
1.6. Кадровое обеспечение вида спорта
Для обеспечения динамичного развития ушу Федерация ушу России проводит подготовку и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерско-преподавательского состава;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- судей для проведения соревнований;
- квалифицированного персонала для создания и содержания спортивных сооружений;
- других специалистов обеспечения сборных команд России;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
- подготовка и издание необходимой учебно-методической и научной литературы по ушу.
- аттестация тренеров, судей и других специалистов по ушу.
1.7. Финансовое обеспечение развития вида спорта
Федерация ушу России в рамках своих полномочий вносит предложения по развитию ушу в Министерство спорта Российской Федерации, региональные и муниципальные органы власти в области физической культуры и спорта, посредством своих региональных федераций, а также обращается с инициативами в организации в целях привлечения внебюджетных средств.
Федерация ушу России реализует мероприятия программы, а также координирует работу и обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в реализации мероприятий программы, обеспечивая максимальную эффективность использования выделяемых ресурсов.
В рамках текущей деятельности, осуществляет реализацию формирования и подготовки сборных команд России, обеспечение проведения Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий и спортивных мероприятий.
Финансовое обеспечение реализации Программы должно осуществляться на основе принципа консолидации средств бюджета Федерации, федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации по ушу, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям и обеспечение их участия в таких соревнованиях относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации обеспечивают создание необходимых условий для членов сборных команд России по ушу, представляющих их регион, и принимают участие в обеспечении их подготовки.
Финансирование развития детских спортивных учреждений, клубов, секций, культивирующих развитие ушу, осуществляется за счет средств регионов, муниципальных образований, а также за счет других привлеченных средств.
Развитие детско-юношеского спорта, массового спорта обеспечивается в субъектах Российской Федерации на основе федеральных и региональных программ развития спорта при содействии Минспорта России, Минобрнауки России и Федерации ушу России.
Предполагаемые объемы финансового обеспечения на реализацию мероприятий программы развития по ушу за счет средств федерального бюджета на период до 2023 года определяются на основе параметров федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год, с учетом ожидаемых изменений, в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года.
1.8. Международное сотрудничество, взаимодействие с международной федерацией по ушу и другими спортивными организациями
Федерация ушу России (ФУР) осуществляет следующие основные направления международной политики:
- обеспечение участия сборных команд России в международных соревнованиях;
- обеспечение участия дополнительного числа представителей ФУР в IWUF и EWUF;
- расширение сотрудничества с 1WUF и EWUF;
- осуществление сотрудничества с федерациями ушу стран мира и Европы;
- осуществление обмена опытом работы с международными организациями по ушу в области организации международных соревнований и допингового контроля.
Участие российских представителей в работе IWUF и EWUF позволяет получать информацию и оперативно реагировать по вопросам развития ушу в Европе и мире, в том числе по вопросам формирования систем квалификаций, изменений в правилах проведения соревнований по ушу, формирования программ европейских и мировых чемпионатов и календаря спортивных мероприятий.
Переизбрание Президента Федерации ушу России Музрукова Г.Н. на пост вице-президента Международной федерации ушу говорит признании достижений российских спортсменов на международных соревнованиях, являются несомненным успехом и говорят о высоком уровне развития дисциплин в России. Также Музруков Глеб Николаевич возглавляет технический комитет EWUF (Европейская федерация ушу).
1. Куприянова Татьяна Викторовна (ЗТР) является членом технического комитета IWUF
2. Тарасова Дарья Александровна является членом исполнительного комитета IWUF, председателем комитета спортсменов IWUF
3. Гребнева Ираида Львовна является председателем комитета по спортивному ушу-таолу EWUF (Европейской федерации), судья международной категории
4. Будз-Преображенская Анастасия Евгеньевна - судья международной категории
5. Пак Таисия Ростиславовна - судья международной категории
6. Грибанов Анатолий Юрьевич - судья международной категории
7. Кожемякин Михаил Алексеевич - судья международной категории
8. Абрамов Александр Васильевич - судья международной категории
9. Дмитриев Денис Иванович - судья международной категории
10. Беликов Радимир Броисович - судья международной категории
В целях укрепления международного сотрудничества и повышения качества подготовки ведущих российских спортсменов, ФУР регулярно проводит матчевые встречи сборной команды России со сборными командами различных национальных федераций. Проводятся семинары для судей, тренеров и ведущих спортсменов с приглашением ведущий мировых специалистов ушу.
1.9. Противодействие нарушению антидопинговых правил
"Антидопинговые программные мероприятия федерации по виду спорта должны быть синхронизированы с деятельностью соответствующих служб Минспорта России, РАА "РУСАДА" и международной федерации по виду спорта и включать, в соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329, следующие мероприятия:
- назначение ответственных лиц за антидопинговое обеспечение из числа специалистов в области физической культуры и спорта;
- ознакомление спортсменов и персонал спортсменов с положениями основных действующих антидопинговых документов (общероссийские антидопинговые правила, соответствующие правилам международной федерации и переведенные на русский язык, Кодекс ВАДА, Международные стандарты ВАДА), в объеме, касающихся этих лиц;
- подписание договора о совместной деятельности федерации по виду спорта и РАА "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА". Разработка и проведение совместно с РАА "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА" образовательных, информационных программ и семинаров по антидопинговой тематике для спортсменов и персонала спортсменов;
- проведение антидопинговой пропаганды среди спортсменов;
- содействие в обеспечении своевременной подачи заявок для получения разрешений на терапевтическое использование спортсменами, запрещенных субстанций и/или методов, включенных в Запрещенный список ВАДА;
- обеспечение своевременной подачи информации о месте нахождения спортсменов, включенных в международный и национальный списки тестирования;
- заключение со спортсменами и персоналом спортсмена соглашения о недопустимости нарушения антидопинговых правил;
- оказания всестороннего содействия антидопинговым организациям в проведении допинг контроля и реализации мер, направленных на борьбу с допингом в спорте;
- опубликование в общероссийских периодических изданиях и размещение на официальном сайте ФУР в сети Интернет общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, переведенных на русский язык;
- предоставление в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами общероссийской антидопинговой организации необходимой информации для формирования списка спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный период, так и вне соревновательного периода;
- разработку и внедрение эффективных не допинговых технологий повышения работоспособности и восстановления спортсменов;
- обеспечение спортсменов, тренеров и медицинского персонала полным комплектом антидопинговых информационно-образовательных материалов и методических пособий, информирование спортсменов и тренеров относительно всех последних изменений в Запрещенный список ВАДА и соответствующих положений международных спортивных объединений;
- участие представителей ушу в образовательных мероприятиях: семинарах, круглых столах, рабочих группах и др. с участием ведущих специалистов в области спортивной медицины для тренеров, врачей, массажистов и сотрудников ФУР, проводимых РАА "РУСАДА" и Минспорта России по вопросам борьбы с использованием допинга в спорте.
1.10. Информационное обеспечение развития вида спорта
В настоящее время значительное число неолимпийских видов спорта, в том числе ушу, относятся к числу видов спорта, наименее упоминаемых в российских СМИ.
Привлечение внебюджетных и спонсорских средств в современных условиях требуют также самого пристального внимания к информационному обеспечению развития ушу.
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях отечественных спортсменов в соревнованиях по ушу, планах развития ушу и ходе их реализации. В этих целях необходимо расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ.
Вместе с тем наиболее доступным и популярным среди молодежи и других слоев населения остается Интернет. В связи с этим наибольшее внимание ФУР уделяет использованию Интернет-ресурса. Создание и наполнение сайтов федерации необходимой информацией будет оставаться приоритетным направлением работы. Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности вида спорта.
Расширение информационного обеспечения предполагает не только увеличение количества болельщиков ушу, но и ведет к дополнительному вовлечению молодежи в ряды занимающихся ушу, благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих.
1.11. Проблемы развития вида спорта в Российской Федерации
Развитие детско-юношеского спорта является важнейшим системным направлением развития спорта в Российской Федерации. По данным статистики, 70% молодежи стремятся заниматься единоборствами, в том числе ушу. Острой проблемой развития детско-юношеского ушу является малое количество отделений в детско-юношеских спортивных школах в субъектах Российской Федерации, что связано с недостаточным финансированием на организацию отделений ушу в ДЮСШ.
Важным направлением развития массовости ушу является его внедрение в общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, и высшие учебные заведения.
Существенным фактором популяризации ушу и привлечения занимающихся являются высокие достижения российских спортсменов на международных соревнованиях. Федерация ушу России информируют население о ушу, как виде спорта, и о мероприятиях по ушу регионального и федерального уровня, а также об успехах российских спортсменов на международном уровне используя онлайн трансляции всех спортивных мероприятий на официальных каналах Федерации в Youtube и Facebook.
Наличие квалифицированного тренерского и судейского состава по ушу является гарантией качественной подготовки спортсменов разного уровня, повышения качества проведения соревнований, подготовки резерва сборных команд Российской Федерации, развития спорта высших достижений. Вместе с тем имеет место недостаточная работа ряда региональных отделений ФУР по подготовке инструкторов и судей по ушу.
Большую сложность для развития ушу представляет отсутствие во многих регионах необходимой материально-технической базы.
Имеет место финансирование ушу из федерального и региональных бюджетов по остаточному принципу, несмотря на стабильно высокие результаты российских спортсменов по данному виду спорта на международных соревнованиях.
Федерация ушу России решает вышеупомянутые проблемы методом планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития ушу и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем:
- создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно методического обеспечения устойчивого развития ушу в Российской Федерации;
- формирование интереса различных категорий граждан к ушу как одной из доступных и массовых форм физической активности населения России;
- завоевание передовых позиций в мировом ушу;
- разработка программ для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва на основе федеральных стандартов.
Реализация программы "Развитие ушу в Российской Федерации до 2024 года", разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2024 года, является рациональным решением проблемы развития ушу в условиях долгосрочного планирования.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития ушу, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
При разработке Программы необходимо учитывать российский и зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Предполагается регулярный контроль и коррекция выполнения мероприятий Программы.
2. Цели и задачи программы, ожидаемые результаты и этапы реализации программы
2.1. Цели и задачи программы
Цель Программы. Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития ушу, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта.
Задачи Программы:
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по ушу к официальным международным соревнованиям;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия ушу;
- укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, необходимых для развития ушу;
- содействие реализации государственной спортивной политики путем решения оздоровительных, экологических, экономических и др. проблем средствами ушу;
- укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры ушу, создание региональных центров развития ушу, строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по ушу;
- организация и проведение российских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию ушу и спортивной культуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие ушу;
- создание системы информационного обеспечения ушу.
2.2. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях;
количество юных спортсменов, занимающихся ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- увеличение количества отделений по ушу в учреждениях спортивной подготовки;
количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по ушу;
количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий ушу;
- число тренеров (инструкторов) по ушу;
- число штатных тренеров по ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- количество региональных центров развития ушу.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы включает 2 этапа.
Первый этап направлен на:
- разработку и реализацию целевых комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по ушу к международным соревнованиям;
- разработку региональных программ развития ушу;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития ушу, включая массовые формы;
- разработку концепции создания федеральных и региональных центров по ушу, начало ее реализации;
- развитие материальной базы ушу, начало строительства современных спортивных сооружений для ушу;
- создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по ушу;
- разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров;
- разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию ушу, в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ;
- разработку системы финансового обеспечения ушу, включая массовые формы;
- формирование интереса граждан к ушу как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности.
Второй этап направлен на:
- совершенствование системы подготовки спортсменов спортивных сборных команд России по ушу;
- достижение запланированных результатов по ушу на международных соревнованиях;
- реализацию мероприятий концепции создания федеральных и региональных центров по ушу;
- реализацию мероприятий региональных программ развития ушу и создание муниципальных программ поддержки массового и рекреационного спорта;
- дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки;
- дальнейшее развитие материальной базы ушу, строительство современных спортивных сооружений для развития ушу, включая его массовые формы;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития ушу и его массовых форм;
- увеличение количества тренеров и специалистов ушу, судей и волонтеров, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных общероссийской федерацией;
- поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по ушу, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях;
- продолжение реализации начатых программ по популяризации ушу и его массовых форм, совершенствование системы информационного обеспечения ушу, значительное увеличение количества информации о ушу в Интернете и СМИ.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей по годам представлена в Приложении N 1.
3. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их выполнения
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, приведены в Приложении N 2.
4. Оценка социально-экономической эффективности программы
Ожидаемая социально-экономическая эффективность реализации программы будет оцениваться ежегодно по динамике целевых индикаторов и показателей, которые приведены в Приложении N 1 к Программе.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы используются целевые показатели реализации Программы, основным из которых является масштаб развития ушу в Российской Федерации.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях;
- количество юных спортсменов, занимающихся ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- увеличение количества отделений ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- увеличение численности занимающихся ушу;
- количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по ушу;
- количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий ушу;
- число тренеров (инструкторов) по ушу;
- число штатных тренеров по ушу в учреждениях спортивной подготовки;
- количество региональных центров развития ушу.
Тенденция роста указанных показателей будет свидетельствовать об эффективности реализуемых мероприятий в части создания социально-экономических условий для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения граждан России к регулярным занятиям спортом и ведению активного образа жизни, укрепления материально-технической базы ушу, повышения эффективности подготовки спортивного резерва и сборных команд России по ушу, повышения конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к программе "Развитие ушу в Российской Федерации"
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы "Развитие ушу в Российской Федерации"
Показатели |
Изменение показателей по этапам реализации Программы |
|
2020-2021 |
2022-2024 |
|
1. Количество медалей на Всемирных играх боевых искусств, чемпионатах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
10/10/14 |
12/13/15 |
- Количество медалей на первенствах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
12/12/14 |
13/14/15 |
2. Количество отделений в учреждениях спортивной подготовки |
102 |
103 |
Численность занимающихся ушу |
9200 |
9500 |
3. Количество регионов, проводящих физкультурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия по ушу |
45 |
47 |
4. Количество новых, реконструированных и введенных в эксплуатацию объектов по ушу (единиц) |
1 |
|
5. Количество тренеров (инструкторов) по ушу (человек) |
272 |
280 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к программе "Развитие ушу в Российской Федерации"
Перечень
мероприятий к программе "Развитие ушу в Российской Федерации"
Мероприятия |
Этапы реализации |
Ожидаемый результат |
|
2020-2022 |
2022-2024 |
|
|
1. Общие вопросы развития ушу
| |||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение развития ушу
| |||
Коррекция Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "ушу" |
+ |
|
Повышение результативности подготовки спортсменов на всех этапах подготовки |
Коррекция Программы спортивной подготовки для ДЮСШ. СДЮСШОР, ЦСП по ушу на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "ушу" |
|
+ |
Повышение результативности подготовки спортсменов на всех этапах подготовки |
Разработка программы развития ушу в Российской Федерации |
+ |
+ |
Завоевание медалей на чемпионатах, первенствах мира и Европы, Всемирных играх боевых искусств; увеличение количества юных спортсменов в учреждениях спортивной подготовки; увеличение количества отделений в учреждениях спортивной подготовки; количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по ушу; число тренеров по ушу; число штатных тренеров по ушу в учреждениях спортивной подготовки; количество федеральных и региональных центров развития ушу |
1.2. Вопросы развития инфраструктуры ушу
| |||
Разработка предложений по созданию региональных центров спортивной подготовки |
+ |
+ |
Расширение инфраструктуры ушу |
Работа по открытию секций и спортивных клубов в регионах России (средних и высших учебных заведениях) |
+ |
+ |
Расширение инфраструктуры для занятий ушу детьми и молодежью |
1.3. Общие вопросы
|
|
|
|
Расширение взаимодействий региональных спортивных федераций с органами власти различного уровня |
+ |
+ |
Помощь региональным спортивным федерациям во взаимодействии с органами власти в субъектах Российской Федерации |
Разработка концепции международного сотрудничества |
+ |
+ |
Формирование принципов в отношениях с международными организациями |
Расширение сотрудничества с IWUF и EWUF |
+ |
+ |
Увеличение представительства ФУР в Комиссиях IWUF и EWUF |
Участие в конференциях, симпозиумах, совещаниях IWUF и EWUF |
+ |
+ |
Повышение международного престижа. Обмен опытом управления, организации соревнования и допингового контроля. Увеличение количества международных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации |
Организация мониторинга и анализа результатов всероссийских и региональных соревнований Всесторонний анализ итогов деятельности, оптимизация календарного плана спортивных мероприятий |
+ + |
+ + |
Объективизация результатов деятельности ФУР и ее региональных отделений Объективизация результатов деятельности ФУР и ее региональных отделений |
Участие представителей федерации в научных конгрессах и форумах |
+ |
+ |
Пропаганда российских традиций спортивных и прикладных единоборств |
2. Спорт высших достижений
| |||
Комплекс мероприятий, направленный на исполнение Приказов Минспорта России N 49 от 20.02.2009 г., N 654 от 18.08.2009 г. |
+ |
+ |
Увеличение количества региональных отделений ФУР |
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей и специалистов сборных команд Российской Федерации |
+ |
+ |
Повышение качества подготовки спортсменов высокого класса для завоевания медалей на чемпионатах и первенствах мира и Европы |
Разработка и реализация системы стажировки ведущих тренеров из регионов в сборных командах |
+ |
+ |
Повышение качества подготовки спортсменов высокого класса в регионах Российской Федерации |
Организация медицинского обслуживания спортсменов сборных команд Российской Федерации |
+ |
+ |
Профилактика заболеваний, травматизма, обследование и лечение спортсменов, врачебный контроль за тренировочным процессом |
Реализация программы профилактики допинга |
+ |
+ |
Повышение уровня осведомленности спортсменов, тренеров, специалистов в вопросах борьбы с допингом, предотвращение использования допинга |
Внедрение и совершенствование системы психологической подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации |
+ |
+ |
Повышение уровня психологической подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях |
Проведение семинаров, сборов, консультаций ведущими тренерами по дисциплинам в регионах |
+ |
+ |
Повышение качества подготовки спортсменов и тренеров. Рост спортивного мастерства |
Проведение судейских семинаров |
+ |
+ |
Повышение квалификации судей. Приглашение международных судей. Информирование судей об изменениях правил соревнований |
Подготовка российских судей для участия в судействе международных соревнований |
+ |
+ |
Увеличение количества российских судей в судействе международных соревнований |
3. Подготовка спортивного резерва
| |||
Разработка и корректировка федерального стандарта по ушу |
+ |
+ |
Повышение качества подготовки спортивного резерва |
Разработка примерной программы спортивной подготовки на основе Федерального стандарта спортивной подготовки |
+ |
+ |
Повышение качества подготовки спортивного резерва на основе ФССП |
Проведение исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ подготовки спортивного резерва и их внедрение |
+ |
+ |
Внедрение результатов исследований и разработок в учебно-тренировочный процесс. Повышение качества подготовки спортивного резерва |
Организация семинаров по подготовке и проведению спортивных мероприятий |
+ |
+ |
Повышение уровня проведения спортивных мероприятий |
Разработка и внедрение электронной базы данных российских спортсменов, тренеров и судей |
+ |
+ |
Систематизация данных |
Открытие секций и спортивных клубов в регионах |
+ |
+ |
Увеличение в регионах количества секций и спортивных клубов по ушу для детей, подростков и молодежи |
4. Массовый спорт
| |||
Организация секций ушу в спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных центрах |
+ |
+ |
Привлечение населения к занятиям, пропаганда здорового образа жизни |
Организация занятий для лиц среднего и пожилого возраста |
+ |
+ |
Привлечение населения к занятиям, пропаганда здорового образа жизни, организация досуга населения |
Разработка и проведение семинаров для специалистов, осуществляющих управление, организацию и проведение соревнований |
+ |
+ |
Повышение квалификации специалистов, повышение качества управления, организации и проведения соревнований |
Разработка и внедрение программы агитационно-пропагандистской и рекламной деятельности в средствах массовой информации |
+ |
+ |
Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение населения к занятиям ушу |
Работа со средствами массовой информации по освещению спортивных мероприятий |
+ |
+ |
Популяризация ушу, формирование положительного общественного мнения и потребности в занятиях ушу |
Издание и распространение полиграфической продукции |
+ |
+ |
Пропаганда здорового образа жизни, популяризация ушу |
Разработка и внедрение программы для фан-клуба ушу посредством Интернет ресурсов |
+ |
+ |
Увеличение числа болельщиков всех возрастных групп и увеличение интереса общества к ушу |
Участие в спортивно-массовых мероприятиях, общественных акциях и организация показательных выступлений по ушу |
+ |
+ |
Расширение количества юношей и девушек, занимающихся ушу |
Президент |
Г.Н. Музруков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 5 марта 2020 г. N 188 "Об утверждении программы развития вида спорта "Ушу" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был