Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Социальное развитие и здравоохранение
В 2019 году вопросы законодательного регулирования социальной политики, в значительной мере определяющей качество жизни населения Московской области, находились в зоне пристального внимания Думы.
Законом Московской области N 3/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки" отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, с 1 января 2019 года предоставлена ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами в рамках меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги.
Также уточнены условия обеспечения достигнутых социальных гарантий лицам предпенсионного возраста (женщинам после 55 лет, мужчинам после 60 лет), направленных на улучшение качества жизни пожилых людей.
Соответствующие изменения внесены в законы Московской области: N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области"; N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области"; N 136/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения".
Законом Московской области N 9/2019-ОЗ "О единовременной денежной выплате в связи с 30-й годовщиной вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана" установлена единовременная денежная выплата (до 10 тыс. рублей) отдельным категориям ветеранов и членов их семей. Из бюджета Московской области на данную выплату потребовалось 143,6 тыс. рублей исходя из численности ветеранов и инвалидов боевых действий в Афганистане, а также членам семей, погибших (умерших) ветеранов боевых действий в Афганистане, имеющих место жительства в Московской области, в количестве 14 847 человек.
Законом Московской области N 23/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" предоставлены льготы пенсионерам, имеющим место жительства в Московской области и не имеющим льгот по оплате расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами установлена в следующих размерах:
лицам, прекратившим трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, - 30 процентов;
лицам, достигшим возраста 70 лет и старше, - 50 процентов;
лицам, достигшим возраста 80 лет и старше, - 100 процентов.
Принятие данного Закона потребовало выделения в 2019 году дополнительных средств бюджета Московской области в размере 742,24 млн. рублей.
Закон Московской области N 43/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, которым с 1 января 2019 года предусмотрено включение в структуру платы за коммунальные услуги новой составляющей - обращение с твердыми коммунальными отходами.
Принятыми изменениями предусмотрено использование стандарта нормативной площади жилого помещения в размере 42 кв. метра для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, а также коммунальных услуг по отоплению и по обращению с твердыми коммунальными отходами для одиноко проживающих граждан из числа пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, право которых установлено законодательством Московской области и законодательством Российской Федерации.
В целях совершенствования мер социальной поддержки семьи и детей в Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" внесены следующие изменения:
установлена новая мера социальной поддержки семьям с новорожденными детьми в виде подарочного набора детских принадлежностей, в состав которого включены необходимые средства ухода для матери ребенка (Закон Московской области N 61/2019-ОЗ);
предусмотрено предоставление семьям с новорожденными детьми подарочного набора или денежной выплаты на приобретение необходимых средств ухода для матери и ребенка (Закон Московской области N 165/2019-ОЗ).
В бюджете Московской области в 2019 году на указанную меру социальной поддержки было предусмотрено - 585 000,0 тыс. рублей из расчета стоимости коробки на 45 тысяч родившихся детей с 1 сентября и до конца 2019 года. На 2020 и 2021 годы предусмотрено финансирование в размере 1 170 000,0 тыс. рублей из расчета стоимости коробки на 90 тысяч родившихся детей в год;
предусмотрено предоставление первоклассникам подарочного набора школьных принадлежностей.
Право на получение подарочного набора для первоклассника предоставляется семьям, имеющим ребенка, обучающегося в первом классе в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения. Подарочный набор для первоклассника включает в себя набор необходимых школьных принадлежностей на общую сумму 2 600 рублей.
На реализацию данной меры социальной поддержки требуется 21,32 млн. рублей ежегодно, исходя из численности около 8 200 детей (Закон Московской области N 164/2019-ОЗ).
Принятым Законом Московской области N 63/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" установлено предоставление с 1 октября 2019 года гражданам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, подарочного набора в связи с их 80-летием, 85-летием, 90-летием, 95-летием, 100-летием, 105-летием, 110-летием, 115-летием.
Численность граждан, у которых возникло право на указанную меру социальной поддержки, составило: в 2019 году - 18 694 человека. В 2020 году в бюджете Московской области на подарки для более 72 тысяч именинников предусмотрено 156 421 тыс. рублей.
Закон Московской области N 101/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" принят Думой в целях реализации федерального проекта "Старшее поколение".
Внесенными изменениями предусмотрено введение трех новых видов бесплатных срочных социальных услуг:
доставка лиц, проживающих в сельской местности, в медицинские организации Московской области (для лиц старше 65 лет - бесплатно). В целях упрощения получения услуги она вводится как срочная социальная услуга, предоставляемая на основании заявления;
прохождение курса обучения практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными и имеющими ограничения жизнедеятельности гражданами для лиц, предполагающих осуществлять уход за инвалидами и претендующих на получение меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами;
услуги по поддержанию активного образа жизни - скандинавская ходьба, йога, ЛФК, занятия по вокалу, танцам, театральная студия, ручное творчество, дыхательная гимнастика, обучение компьютерной грамотности, иностранным языкам, правовая грамотность и др. (лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет - бесплатно).
Закон Московской области N 173/2019-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2020 год в целях установления социальной доплаты к пенсии" принят в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Законом Московской области N 13/98-ОЗ "О прожиточном минимуме в Московской области".
Величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год.
Социальная доплата к пенсии предоставляется неработающим пенсионерам, материальное обеспечение которых не достигает установленной величины прожиточного минимума пенсионера.
В соответствии с указанным Законом величина прожиточного минимума пенсионера для социальной доплаты к пенсии на 2020 год в Московской области установлена на уровне 9 908 рублей, что превысило величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, которая составляет 9 311 рублей по проекту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Расчетное значение величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2020 год, полученное в соответствии с Правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2019 N 975, определено исходя из величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области за I квартал 2019 года в размере 9 396 рублей, за II квартал 2019 года - 9 848 рублей и величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации за I квартал 2019 года в размере 8 894 рубля, за II квартал 2019 года - 9 236 рублей.
Финансирование расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии будет осуществляться за счет средств бюджета Московской области. Потребность денежных средств в 2020 году составит 6,065 млрд. рублей. Указанная потребность определена исходя из прогнозных данных о численности получателей социальной доплаты (167,3 тысяч человек) и среднего размера доплаты (2 991,2 рубля в месяц).
Закон Московской области N 195/2019-ОЗ "О внесении изменения в статью 25 "Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" принят в целях предоставления льготы по уплате транспортного налога за одно подлежащее налогообложению транспортное средство с мощностью двигателя менее 150 лошадиных сил гражданам, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, полученные (приобретенные) ими через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области количество лиц, являющихся собственниками автомобилей, полученных или приобретенных через органы социальной защиты населения, по которым произведен расчет транспортного налога, составил 67 человек. Сумма выпадающих доходов бюджета Московской области - 26 875 рублей.
Закон Московской области N 176/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" принят в целях приведения в соответствие действующему законодательству средней величины затрат по Московской области на выплату годовой заработной платы (с учетом начисления на выплаты по оплате труда) одному работнику органа местного самоуправления, обеспечивающему предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также внесения изменения в Методику расчета субвенции на организацию предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и установления средней величины затрат по Московской области в размере 853,42 тыс. рублей (ранее средняя величина затрат определена в размере 670,04 тыс. рублей).
Закон Московской области N 177/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" принят в целях приведения Закона Московской области N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которым за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания закреплены функции по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг.
Законом внесены уточняющие изменения. К полномочиям центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социального обслуживания отнесено обеспечение технической возможности выражения мнений получателями социальных услуг и иными гражданами о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания на официальном сайте центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социального обслуживания в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Законом Московской области N 196/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О прожиточном минимуме в Московской области" в целях приведения законодательства области в соответствие с Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 4, которым устанавливается порядок утверждения величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии. Величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится Министерством социального развития Московской области до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
Закон Московской области N 214/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки".
Данным Федеральным законом внесены изменения в статью 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части определения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования и в сфере высшего образования при разработке порядков проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Указанным выше Законом Московской области внесены соответствующие изменения в пункт 1 части 1 статьи 5 Закона Московской области N 103/2014-ОЗ "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области".
Закон Московской области N 223/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление меры социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, и признании утратившими силу некоторых законов Московской области" принят в связи с решением Правительства Московской области о переходе с обеспечения полноценным питанием в натуральной форме беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет на ежемесячную денежную выплату.
Дополнительная потребность средств бюджета Московской области в 2020 году составит 775,0 млн. рублей, при этом оптимизация расходов на содержание пунктов выдачи питания составит 179,6 млн. рублей, таким образом, общая дополнительная потребность средств бюджета Московской области составит 595,4 млн. рублей к сложившимся расходам в сумме 1 483,4 млн. рублей.
Закон Московской области N 226/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" принят в связи с передачей в собственность Московской области федерального государственного бюджетного учреждения "Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".
Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов создан с целью предоставления социальных услуг детям-инвалидам с полной или частичной потерей зрения и (или) слуха и (или) речи в возрасте от 3 до 18 лет, а также инвалидам, в случае продолжения обучения, до момента окончания образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но не старше 23 лет, признанным нуждающимися в предоставлении социальных услуг, и их реабилитации. В учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, а также дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Принятый Закон предоставил право гражданам из числа детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет и инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет при признании их нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов, вне зависимости от их проживания на территории Московской области, получать социальное обслуживание в указанном учреждении бесплатно.
Закон Московской области N 233/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" принят в целях предоставления права на бесплатный проезд на Московском метрополитене и на Малом кольце Московской железной дороги отдельным категориям граждан, имеющим право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, но не имеющим права на бесплатный проезд на метрополитене города Москвы и на Малом кольце Московской железной дороги. К данным категориям отнесены:
лица, не достигшие возраста 60 лет и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве;
один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
один из родителей инвалида с детства, обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет;
лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве.
Также предусмотрено предоставление бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения детям в возрасте от 5 до 7 лет, имеющим место жительства в Московской области.
На предоставление указанной льготы потребуется дополнительных расходов в 2020 году - 1 313,4 млн. рублей; в 2021 году - 1 361,9 млн. рублей.
Закон Московской области N 245/2019-ОЗ "О признании утратившим силу решения Президиума Московского областного Совета народных депутатов от 15.08.1991 N 115/15 "Об оказании социальной помощи гражданам и семьям, проживающим в Московской области" принят в рамках мероприятий по инкорпорации нормативных правовых актов Московской области как субъекта Российской Федерации или их отдельных положений в действующее законодательство Московской области и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Московской области.
Закон Московской области N 260/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Принятые изменения касаются реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортного средства, управляемого инвалидом, или транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида. На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Для транспортных средств инвалидов III группы распространяются те же правила в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Со дня вступления в силу принятых изменений (с 1 июля 2020 года) устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов, а также допускается применение опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.
Законом Московской области N 30/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об охране труда в Московской области" дополнен перечень работников, в отношении которых не проводится специальная оценка условий труда (надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), а также отменена специальная оценка условий труда для работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законодательством.
Закон Московской области N 88/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" принят в целях приведения действующей редакции Закона в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 542-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части установления особенностей распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на религиозные организации".
В соответствии с указанным Федеральным законом статья 19 Закона Московской области дополнена ссылкой на статью 345.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, устанавливающую особенности распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей - религиозные организации.
Закон Московской области N 122/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об охране труда в Московской области" принят в целях приведения Закона Московской области N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" в соответствие со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации (информация об организациях, оказывающих услуги в области охраны труда, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).
В действовавшей редакции пункта 4 статьи 10 Закона Московской области N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда, проходят уведомительную регистрацию в Министерстве социального развития Московской области, основной задачей которой является создание базы данных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере охраны труда на территории Московской области.
Учитывая положения статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы, закрепленные в пункте 4 статьи 10 Закона Московской области N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" об уведомительной регистрации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда в Московской области, стали избыточны. В этой связи указанные пункты Закона признаны утратившими силу.
В 2019 году Дума продолжила совершенствование регионального законодательства в сфере здравоохранения.
Закон Московской области N 12/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством и предусматривает возможность выдачи рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе рецепты на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, справок и рецептов на медицинские изделия, как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, что позволит существенно оптимизировать процедуру оформления указанных документов и упростить процедуру получения необходимых лекарственных препаратов.
Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 56-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения в 37 федеральных законов в части предоставления возможности получения поставщиками информации о предоставляемых мерах социальной поддержки и иных социальных гарантиях посредством использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО), а также возможности обработки содержащихся в ней сведений уполномоченными органами, в том числе и в статью 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", дополненной частью 3, которая обязывает размещать в ЕГИССО информацию об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. Размещение в ЕГИССО касается также информации об обеспечении предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в области лекарственного обеспечения. Соответствующие изменения внесены в Закон Московской области N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области".
Закон Московской области N 8/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 299-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", который передал полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц больных гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом (типами I, II, VI) в полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
До принятия вышеуказанного Федерального закона пять названных редких (орфанных) заболеваний были включены в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения этих заболеваний относилась к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Передача полномочий на федеральный уровень будет способствовать реализации гарантированных государством прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также улучшению финансового обеспечения региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами.
Законом Московской области N 61/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" уточнены полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по созданию в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности. Кроме того, уточнено, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Закон Московской области N 100/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций", которым внесены изменения, направленные на установление нового подхода к применению клинических рекомендаций при оказании гражданам медицинской помощи.
Введено понятие "клинические рекомендации", которые представляют собой документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.
Закон Московской области N 135/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении Московской области" принят в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2019 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи", который расширил понятие паллиативной медицинской помощи, уточнил ее виды, а также порядок и условия ее оказания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Установлено, что паллиативная медицинская помощь будет включать в себя медицинские вмешательства, направленные на облегчение боли у неизлечимо больных пациентов и других тяжелых проявлений их заболеваний, меры психологического характера, а также уход (действовавший порядок предполагал только медицинские вмешательства).
Паллиативная помощь определяется как комплекс мероприятий, включающих не только медицинские вмешательства, как это было ранее, но и мероприятия психологического характера и уход. При этом медработники будут взаимодействовать с родственниками, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания и религиозными организациями.
Данная помощь может оказываться медицинскими работниками в амбулаторных, стационарных условиях, а также на дому. Пациенту гарантировано использование на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека. Принятым Законом Московской области N 135/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" внесены соответствующие изменения.
Развитие паллиативной медицинской помощи в Московской области предусмотрено подпрограммой 4 "Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям" государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2019 - 2024 годы.
Согласно перечню мероприятий на оказание паллиативной помощи в 2019 году предусмотрено 279,3 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 150,3 млн. рублей. Средства федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утве
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.