Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 113.01.02-2019
"Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по построению структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших доступных технологий"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 407-ст)
Best available techniques. Methodical recommendations about structure of assessment of technological processes, equipment, technical means and methods for the compliance with requirements of the best available techniques
ОКС 13.020.01
Дата введения - 1 декабря 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 407-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 999 "О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности"
5 Введен впервые
Введение
Одним из важнейших элементов формируемой инновационной системы Российской Федерации является организация работ в области перехода отечественной промышленности на регулирование, основанное на технологическом нормировании на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Эта работа направлена на создание эффективного механизма устойчивого и стабильного развития российской промышленности с применением методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов с учетом природоохранных мероприятий [1].
Решение задач модернизации производства с использованием НДТ отразится не только на вопросах повышения конкурентоспособности и импортозамещения, но и обеспечит качественно новый подход для обеспечения деятельности отечественных товаропроизводителей.
В 2017 году завершился один из этапов перехода на государственное регулирование на основе НДТ: в соответствии с распоряжением [2] разработаны и утверждены 51 (39 отраслевых и 12 межотраслевых) информационно-технический справочник (ИТС) по НДТ, содержащие описание основных технологических процессов, характерных для реальных секторов экономики, технологические показатели НДТ, перечень технологий, отнесенных к НДТ, а также перспективные технологии, определяющие вектор (направление) развития производства по [2].
Следующим шагом по обеспечению перехода на государственное регулирование на основе НДТ должна стать проработка вопросов правоприменения ИТС НДТ, таких как решение задач по оценке НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) Межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (МВК) до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ по [3]-[4].
В последующий период возникнет задача соблюдения требований НДТ и их оценки при работе экспертных комиссий по рассмотрению заявок на оказание Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) мер государственной поддержки и рассмотрения инвестиционных проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе НДТ по [5].
Таким образом, в Российской Федерации должны быть сформированы общие принципы построения системы оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.
Решение о выстраивании в Российской Федерации системы оценки НДТ берет свое начало еще с 2014 года, когда по [6] был утвержден Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий.
На тот момент нормативно-правовая база по НДТ только формировалась: не были определены области применения НДТ; порядок определения технологии в качестве НДТ; критерии, на основании которых осуществлялось отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий [7]-[9].
По мере перехода на государственное регулирование на основе НДТ появилось понимание того, что в Российской Федерации должна быть создана система экспертной оценки внедрения НДТ, сформированы экспертные отраслевые и межотраслевые советы НДТ, объединенные в экспертное сообщество НДТ, целью которого станет осуществление экспертной оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов принципам НДТ.
Создание системы оценки НДТ и формирование экспертного сообщества НДТ стало задачей федерального проекта 4.11 "Внедрение наилучших доступных технологий", включенного в Национальный проект "Экология" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 сентября 2018 г. N 12), разработанного на основании [10].
Основное назначение настоящего стандарта заключается в построении структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.
Настоящий стандарт содержит положения, определяющие порядок организации работы участников системы оценки НДТ, а также основные принципы и критерии оценки для обеспечения объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет выполнения (соблюдения) требований НДТ с целью обеспечения информационной поддержки всем заинтересованным сторонам для принятия экологически значимых решений.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок оценки НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов ППЭЭ МВК до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ.
Настоящий стандарт предназначен для субъектов деятельности в сфере промышленности, субъектов электроэнергетики, сельскохозяйственных товаропроизводителей, субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (производители технологий, продавцы, потребители технологий), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе органов государственного, регионального контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора), государственных корпораций и негосударственных организаций, общественных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций, образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов и консультационных компаний, заинтересованных в обеспечении объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов требованиям НДТ.
Настоящий стандарт распространяется на технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена I либо II категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с [8].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 56828.1 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию перспективных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.2 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации представления информации по экономическим аспектам реализации наилучших доступных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.3 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по представлению в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям информации по основному технологическому оборудованию
ГОСТ Р 56828.4 Наилучшие доступные технологии. Подходы к проведению сравнительного анализа ресурсоэффективности и экологической результативности предприятий для предупреждения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду
ГОСТ Р 56828.5 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по порядку применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке воздействия проектируемых предприятий на окружающую среду
ГОСТ Р 56828.6 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по порядку применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке (экспертизе, конкурсном отборе) проектов модернизации предприятий, направленных на достижение требований наилучших доступных технологий (внедрение НДТ)
ГОСТ Р 56828.7 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации представления информации по текущим уровням выбросов/сбросов загрязняющих веществ (эмиссий) и потребления ресурсов в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.8 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию наилучших доступных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.9 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по проведению сравнительного анализа производств при разработке информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.10 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по актуализации информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям
ГОСТ Р 56828.11 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по разработке раздела информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям по описанию приоритетных проблем отрасли
ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 14031 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версии этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. |
3.2
меры стимулирования деятельности в сфере промышленности: Действия правового, экономического и организационного характера, которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, и направлены на достижение целей промышленной политики. |
3.3
наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. |
3.4
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: Объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. |
3.5
отрасль промышленности: Совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. |
3.6
ресурсосбережение: Организационная, экономическая, техническая, научная, практическая и информационная деятельность, методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла продукции, этапы технологического цикла отходов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов. [ГОСТ Р 56828.15-2015, статья 2.166] |
3.7
субъекты деятельности в сфере промышленности: Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации. |
3.8
технологические нормативы: Нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей. |
3.9
технологические показатели: Показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и/или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги. |
3.10
технические нормативы: Нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду. |
3.11 экологическая результативность: Измеримые результаты функционирования системы экологического менеджмента, относящиеся к управлению организации своими экологическими аспектами, основанному на ее экологической политике, экологических целях и задачах.
3.12 эксперт НДТ: Физическое лицо, обладающее научными и практическими знаниями, квалификацией и деловой репутацией в области наилучших доступных технологий.
3.13 энергетическая эффективность: Характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
4 Общие положения
4.1 Оценка технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте I либо II категории, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, подразумевает создание системы оценки НДТ, определение критериев оценки, порядка формирования экспертного сообщества НДТ, а также разработку требований к экспертам НДТ.
4.2 Основная цель создания системы оценки НДТ - обеспечение объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет выполнения (соблюдения) требований НДТ на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов ППЭЭ МВК до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ.
4.3 Цель формирования экспертного сообщества НДТ - обеспечение участия экспертов НДТ в конкретных работах по рассмотрению и подготовке экспертного заключения о НДТ.
4.4 Критерии оценки разрабатываются в целях повышения достоверности экспертных оценок. Разработка требований к экспертам НДТ осуществляется для привлечения в группу наиболее компетентных специалистов, обладающих научными и практическими знаниями, квалификацией и деловой репутацией в области НДТ для проведения оценки.
5 Система оценки наилучших доступных технологий
5.1 Система оценки НДТ обеспечивает оценку применения НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов МВК ППЭЭ до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ.
5.2 Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- формированием принципов и основных критериев оценки применения НДТ;
- рассмотрением проектов ППЭЭ на этапе их одобрения МВК до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ;
- разработкой и совершенствованием инструментов сравнительного анализа (сопоставления) экологической и энергетической эффективности предприятий, технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности, с требованиями НДТ (с учетом отраслевых и региональных особенностей);
- формированием экспертного мнения о достаточности предложенных мероприятий для достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении проектов программ;
- привлечением экспертного сообщества НДТ для подготовки экспертного заключения о НДТ;
- ведением реестра экспертов НДТ.
5.3 Объектом оценки в системе оценки НДТ являются проекты ППЭЭ, еще не утвержденные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ ППЭЭ.
5.4 Предмет оценки в системе оценки НДТ - технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена I категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с [8].
5.5 Предметом оценки в добровольном порядке могут также являться технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена II категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с [8].
5.6 Участниками системы оценки НДТ являются:
- Минпромторг России - федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности МВК;
- Бюро наилучших доступных технологий (Бюро НДТ) - подведомственная Минпромторгу России организация, осуществляющая организационную, методическую и экспертную поддержку деятельности МВК по рассмотрению ППЭЭ, в том числе по обеспечению функционирования системы оценки НДТ, формированию экспертного сообщества по НДТ, а также ведению реестра экспертов НДТ;
- эксперт НДТ - лицо, обладающее специальными знаниями и опытом из состава экспертного сообщества НДТ, определенного настоящим приказом и привлекаемое Бюро НДТ для подготовки экспертного заключения о НДТ;
- заявители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории;
- МВК - коллегиальный орган по рассмотрению и одобрению проектов ППЭЭ до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;
- заинтересованные стороны - федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в том числе органы государственного, регионального контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора), государственные корпорации и негосударственные организации, общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации, образовательные учреждения, научно-исследовательские институты и консультационные компании.
5.7 Рассмотрение проекта ППЭЭ и подготовка экспертного заключения о НДТ проводится Бюро НДТ с привлечением экспертов НДТ в каждом конкретном случае.
5.8 Рассмотрение проекта ППЭЭ и подготовка экспертного заключения о НДТ складывается из следующих этапов:
- Эксперт НДТ проводит оценку проекта ППЭЭ и подготавливает индивидуальное заключения по ППЭЭ;
- Бюро НДТ на основании индивидуальных заключений экспертов НДТ формирует общее экспертное заключение о НДТ.
5.9 В случае, если один из экспертов НДТ не согласен с экспертным заключением о НДТ, им формируется особое мнение, где кратко и четко обосновывается, по каким причинам и позициям эксперт НДТ не согласен с общими выводами.
5.10 Эксперт НДТ при рассмотрении проекта ППЭЭ имеет право запрашивать дополнительные материалы и информацию по вопросам, относящимся к его компетенции. Запрос материалов осуществляется через Бюро НДТ, которое в свою очередь запрашивает материалы от юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, разработавших проекты ППЭЭ, через Минпромторг России.
5.11 Бюро НДТ обеспечивает наполнение и ведение реестра экспертов НДТ.
6 Экспертное сообщество НДТ
6.1 Экспертное сообщество НДТ образуют эксперты НДТ, соответствующие требованиям, указанным в настоящем стандарте и включенные в реестр экспертов НДТ.
6.2 Перечень экспертов НДТ утверждается ведомственным документом Минпромторга России.
6.3 В своей деятельности эксперты НДТ руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и актами федеральных органов исполнительной власти, иными документами.
6.4 Кандидаты в экспертное сообщество НДТ номинируются отраслевыми ассоциациями, союзами, профессиональными обществами, научно-исследовательскими и проектными организациями, консалтинговыми компаниями, учебно-методическими объединениями высших учебных заведений. Допускается инициативная заявка от кандидата в эксперты.
6.5 В комплект для подачи предложений по кандидатурам в эксперты НДТ входит типовой перечень документов, разрабатываемый Бюро НДТ:
- заявка на кандидата в эксперты НДТ;
- анкета кандидата в эксперты НДТ;
- общая характеристика профессиональной деятельности кандидата в эксперты НДТ.
6.6 Дополнительно к заявке прилагается подписанное каждым из кандидатов в эксперты НДТ письменное согласие на обработку Минпромторгом России и Бюро НДТ его персональных данных (указанных в заявке) в соответствии со статьей 9 [11].
6.7 Заявки на кандидатов направляются в Бюро НДТ.
6.8 По результатам рассмотрения поступивших заявок Бюро НДТ направляет в Минпромторг России рекомендации по формированию экспертного сообщества НДТ с приложением перечня кандидатов.
6.9 Состав экспертного сообщества НДТ утверждается Минпромторгом России с учетом рекомендаций Бюро НДТ.
6.10 Актуализация состава экспертного сообщества НДТ проводится не реже чем один раз в год на основании списка кандидатов в эксперты НДТ, подготовленных Бюро НДТ, или на основании поручения Минпромторга России.
6.11 Бюро осуществляет ведение реестра экспертов НДТ с использованием информационной системы.
7 Требования к эксперту НДТ
7.1 Эксперт НДТ может состоять в штате Бюро НДТ, быть внештатными экспертом из числа лиц, предложенных в качестве кандидата в эксперты НДТ отраслевыми ассоциациями, союзами, профессиональными обществами, научно-исследовательскими и проектными организациями, консалтинговыми компаниями, учебно-методическими объединениями высших учебных заведений, либо быть привлеченными в инициативном порядке.
7.2 Эксперт НДТ должен соответствовать следующим требованиям:
- быть независимым от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые им решения при рассмотрении проекта ППЭЭ и подготовки экспертного заключения о применении заявителем НДТ в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов на этапе рассмотрения и одобрения проектов программ ППЭЭ МВК до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ (далее - объект экспертного заключения о НДТ в системе оценки НДТ);
- не состоять в трудовых или иных договорных отношениях с объектом экспертного заключения о НДТ, а также быть представителем юридического лица, состоящего с объектом экспертного заключения о НДТ в договорных отношениях, либо представителем аффилированного с объектом экспертного заключения о НДТ юридического лица;
- иметь профильное образование;
- иметь опыт работы на предприятиях промышленности, относящихся к областям применения НДТ;
- иметь публикации в области НДТ;
- должен быть участником процесса определения технологии в качестве НДТ, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников или национальных стандартов по НДТ и иметь высокий уровень знаний в соответствующих областях экспертной оценки НДТ;
- иметь специальное обучение (подготовку) по вопросам НДТ с периодичностью не менее одного раза в три года.
7.3 Эксперт НДТ имеет право:
- сообщать Бюро НДТ о необходимости получения дополнительной информации для подготовки экспертного заключения о НДТ;
- формулировать особое мнение при несогласии с выводами экспертного заключения о НДТ.
7.4 Эксперт НДТ обязан:
- осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ материалов объекта экспертного заключения о НДТ, оценивать их соответствие установленным технологическим показателям НДТ, положениям отраслевых информационно-технических справочников по НДТ, национальных стандартов в области НДТ (при их наличии и применимости), нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, других нормативно-технических документов и предоставлять заключения по таким материалам;
- соблюдать установленные в соответствии с законодательством сроки рассмотрения материалов объекта экспертного заключения о НДТ;
- обеспечивать конфиденциальность сведений, содержащихся в материалах объекта экспертного заключения о НДТ.
8 Принципы и критерии оценки в системе оценки НДТ
8.1 Оценка в системе оценки НДТ осуществляется на соответствие установленным требованиям нормативных правовых актов, нормативных документов, информационно-технических справочников по НДТ, других документов, содержащих требования к технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам с учетом положений ГОСТ Р ИСО 14031, ГОСТ Р 56828.1 - ГОСТ Р 56828.11, ГОСТ Р 56828.15.
8.2 Оценка в системе оценки НДТ осуществляется на основе следующих принципов:
- прозрачности, согласно которому должна быть обеспечена доступность информации о процедуре проведения оценки;
- сбалансированности, согласно которому при проведении оценки интересы всех заинтересованных лиц должны учитываться в равной степени;
- добровольности, согласно которому недопустимо принуждение к участию эксперта по НДТ в оценке проекта ППЭЭ;
- защиты информации, согласно которому при проведении оценки проекта программы соблюдаются требования законодательства по обращению с информацией, составляющей государственную или коммерческую тайну;
- объективности, согласно которому у экспертов по НДТ, непосредственно проводящих оценку проекта ППЭЭ, отсутствует личная заинтересованность в результатах проведенной оценки.
8.3 Критериями оценки является соответствие включенных в проекты ППЭЭ перечней мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроков их выполнения, объемов и источников финансирования, перечней ответственных за их выполнение должностных лиц требованиям законодательства Российской Федерации и утвержденным информационно-техническими справочниками по НДТ.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" |
[2] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р "Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий" |
[3] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 999 "О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности" |
[4] |
Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 г. N 666 "Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности" |
[5] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения" |
[6] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 398-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий" |
[7] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям". |
[8] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р "Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий" |
[9] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" |
[10] |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" |
[11] |
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
[12] |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" |
[13] |
Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" |
[14] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" |
[15] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1299-р "Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ" |
[16] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2018 г. N 622-р "О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 г. N 1299-р" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 113.00.02-2019 "Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по построению структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований наилучших доступных технологий" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 407-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 декабря 2019 г.