Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 июня 2020 г. N С01-634/2020 по делу N А51-15142/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Рогожина С.П.,
судей Сидорской Ю.М., Четвертаковой Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эстив" (ул. Стрельникова, 9, г. Владивосток, 690065, ОГРН 1032502279446) на решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2019 по делу N А51-15142/2019 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по тому же делу
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Пятого арбитражного апелляционного суда следует читать как "от 13.03.2020 г."
по иску иностранного лица - Hyundai Motor Company (137-938, Seoul, Korea, 231, Yangjae-Dong, Seocho-Gu (Республика Корея) к обществу с ограниченной ответственностью "Эстив" о взыскании компенсации в размере 2 631 578 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Владивостокская таможня (ул. Посьетская, 21а, г. Владивосток, 690003, ОГРН 1052504398484), индивидуальный предприниматель Шадров Владимир Николаевич (г. Кемерово).
В судебном заседании принял участие представитель иностранного лица - Hyundai Motor Company - Журид О.Ю. (по доверенности от 13.01.2020).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
иностранное лицо - Hyundai Motor Company (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эстив" (далее - общество) о взыскании компенсации в размере 2 631 578 рублей 50 копеек (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Владивостокская таможня, индивидуальный предприниматель Шадров Владимир Николаевич.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Представитель компании выступил по доводам, изложенным в отзыве, в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Третьи лица отзыв на кассационную жалобу не представили.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Суда по интеллектуальным правам http://ipc.arbitr.ru, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев кассационную жалобу общества, проверив в порядке статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, компания является правообладателем товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 587731 в отношении товаров 4-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), в том числе в отношении материалы смазочные; материалы смазочные автомобильные; масла трансмиссионные; масла смазочные для автомобильных двигателей; масла для двигателей/моторные для автомобилей; масла моторные.
В регионе деятельности Владивостокской таможни обществом был совершен ввоз товаров (масел моторных, масел трансмиссионных, тормозных жидкостей), маркированных спорным товарным знаком, задекларированных по ДТ N 10702070/100419/0061560 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Данные сведения были получены истцом согласно уведомлениям Владивостокской таможни. Факт ввоза ответчиком товаров, маркированных товарным знаком компании установлен Владивостокской таможней в ходе таможенного досмотра.
Владивостокской таможней было отказано в выпуске товаров по ДТ N 10702070/100419/0061560.
Ответчиком 26.04.2019 на тот же товар подана скорректированная ДТ N 10702070/260418/0072884, по которой Владивостокской таможней 06.05.2019 также отказано в выпуске.
Истец 26.04.2019 обратился к ответчику с претензией с требованием о выплате компенсации за незаконное использование зарегистрированных товарных знаков истцов, ответ на которую не последовал.
Судебным актом по делу N А51-8935/2019 установлен факт контрафактности спорного товара, везенного по указанной таможенной декларации, а также то, что товарный знак, нанесенный на спорный товар ответчика, по своему графическому (визуальному) обозначению сходен до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком истца.
Полагая, что действиями по ввозу на территорию Российской Федерации без разрешения правообладателя ответчик нарушил исключительные права истца на использование охраняемого товарного знака, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Требование о взыскании компенсации было определено компаниями на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исходя из задекларированной обществом стоимости ввезенного товара (в размере 1 315 789 рублей 25 копеек).
Суд первой инстанции, с учетом положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал заявленные требования обоснованными, и не установив оснований для снижения заявленного истцом размера компенсации, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд по интеллектуальным правам признает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на представленных в материалы дела доказательствах, и соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Исследовав доводы, изложенные в кассационной жалобе общества, Суд по интеллектуальным правам установил, что ее заявителем не оспариваются выводы нижестоящих судов о наличии у истца исключительных прав на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 587731, а также о факте его незаконного использования.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неправомерно не была снижена сумма заявленной истцом компенсации.
Указанный довод признается коллегией судей суда кассационной инстанции несостоятельным, по следующим основаниям.
Суд по интеллектуальным правам отмечает, что в пункте 3 статьи 1252 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
При этом пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Таким образом, пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ предусмотрены два типа компенсации, в равной мере применимых при нарушении исключительного права на товарный знак, и правообладатель вправе сделать выбор по собственному усмотрению. Поэтому размещение на контрафактных товарах обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца, позволяет правообладателю по своему выбору требовать взыскания компенсации в размере, предусмотренном подпунктом 1 либо подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, в том числе в двукратном размере стоимости данного товара, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.04.2019 N 10) сказано, что заявляя требование о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), истец должен представить расчет и обоснование взыскиваемой суммы (пункт 7 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также документы, подтверждающие стоимость права использования либо количество экземпляров (товаров) и их цену.
Как указывалось ранее, требование о взыскании компенсации было определено компаниями на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ исходя из стоимости ввезенного товара.
Как усматривается из оспариваемых судебных актов, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи все приведенные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, проверив расчет компенсации, осуществленной истцами на основании стоимости ввезенного товара (в размере 1 315 789 рублей 25 копеек), основываясь на положениях статей 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, признав его верным, и не установив оснований для ее снижения, исходя из необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, а также принципов разумности и справедливости, суды пришли к выводу о том, что заявленный истцом размер компенсации в сумме 1 783 680 рублей 80 копеек является обоснованным.
Суд по интеллектуальным правам отмечает, что при установлении размера компенсации, рассчитанного на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, снижение размера компенсации ниже установленных законом пределов (в том числе рассчитанной на основании стоимости контрафактных экземпляров (товаров)) возможно лишь в исключительных случаях (с учетом абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края" (далее - постановление N 28-П) и лишь при мотивированном заявлении об этом ответчика.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении от 13.12.2016 N 28-П, суд, при определенных условиях, может снизить размер компенсации ниже низшего предела, установленного статьей 1515 ГК РФ, однако такое уменьшение возможно лишь по заявлению ответчика и при следующих условиях:
- убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком;
- правонарушение совершено ответчиком впервые;
- использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью деятельности ответчика, и не носило грубый характер (например, если продавцу не было заведомо известно о контрафактном характере реализуемой им продукции).
Поэтому следует учитывать, что в соответствии с приведенными правовыми позициями снижение размера компенсации ниже минимального предела обусловлено Конституционным Судом Российской Федерации одновременным наличием ряда критериев. При этом обязанность доказывания обстоятельств, соответствующих этим критериям, возлагается именно на ответчика.
Суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленными требованиями, но не ниже низшего предела, установленного законом. Однако суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе. Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры.
Как разъяснено в пункте 64 постановления от 23.04.2019 N 10, положения абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ применяются только при множественности нарушений и лишь в случае, если ответчиком заявлено о необходимости применения соответствующего порядка снижения компенсации.
Следовательно, исходя из требования об установлении обстоятельств с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в данном случае суду необходимо было определить, на что конкретно направлены доводы ответчика о снижении размера компенсации - на оспаривание доказываемой истцом цены контрафактных экземпляров, либо на установление обстоятельств, позволяющих снизить размер компенсации ниже установленного размера.
Как следует из материалов дела, ответчиком не была оспорена цена контрафактных экземпляров.
Кроме этого, из материалов дела не следует, что ответчиком в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии фактических обстоятельств, соответствующих критериям, обозначенным в постановлении от 13.12.2016 N 28-П.
Таким образом, принимая во внимание, что применение мер ответственности, возможно только в случае доказанности факта нарушения исключительных прав, что в рассматриваемом случае было установлено, а заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, и учитывая, что в данном деле обществом не приведено обстоятельств, позволяющих снизить размер компенсации ниже установленного размера, Суд по интеллектуальным правам считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основании представленных в материалы дела доказательств, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы об обратном, сделан правильный вывод о том, что данные обстоятельства являлись основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании чего Суд по интеллектуальным правам считает, что судами при рассмотрении настоящего спора правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований законодательства.
Следовательно, фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что не относится в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к полномочиям суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с результатами содержащейся в оспариваемых судебных актах оценки доказательств по делу не является основанием для их отмены, поскольку его доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, и не опровергают установленные ими обстоятельства.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2019 по делу N А51-15142/2019 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.П. Рогожин |
Судья |
Ю.М. Сидорская |
Судья |
Е.С. Четвертакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 июня 2020 г. N С01-634/2020 по делу N А51-15142/2019
Текст постановления опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2020 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-634/2020
12.05.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-634/2020
13.03.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-408/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15142/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-15142/19