В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Порядка разработки и предоставления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "рафтинг" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В. Томилову.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа
развития рафтинга в Российской Федерации
Президент
Федерации рафтинга России
А.А. Широков
Введение
Настоящая Программа развития рафтинга в Российской Федерации (далее - Программа) разработана Федерацией рафтинга России (далее - ФРР) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом от 30 октября 2015 года N 995.
Программа разрабатывалась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Стратегией развития физической культуры и спорта, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р.
При разработке Программы учитывался российский и международный опыт развития рафтинга, предложения ведущих научно-исследовательских и образовательных организаций.
Представленная Программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития рафтинга в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны по рафтингу к чемпионатам и первенствам мира и чемпионатам и первенствам Европы по рафтингу 2020-2022 годов.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов Федерации рафтинга России, а также экспертным советом и соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Реализовать Программу в соответствии с намеченным планом и ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: формирование проектного офиса по реализации Программы, регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнении участниками программы взятых на себя обязательств, разработка рекомендаций для участников программы.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа развития рафтинга в Российской Федерации до 2022 года |
Наименование общероссийской спортивной федерации |
Общероссийская общественная организация "Федерация рафтинга России" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Решение Исполкома от 10.05.2019 г. N 5/05 |
Цель программы |
- популяризация рафтинга и повышение интереса к нему во всех субъектах Российской Федерации и соответствующий рост числа населения, регулярно занимающихся рафтингом спортивной и рекреационной направленности |
Задачи программы |
- формирование системы оказания организационно-методической, информационно-аналитической помощи физкультурно-спортивным и образовательным организациям, развивающим рафтинг на территории Российской Федерации; - укрепление материально-технической базы рафтинга в Российской Федерации; - содействие развитию системы подготовки спортивного резерва в рафтинге; - совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации по рафтингу; - повышение качества подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных войти в составы сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; - формирование системы научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения рафтинга; - содействие в формировании культуры "нулевой терпимости" к допингу у спортсменов, занимающихся рафтингом; - содействие развитию студенческого рафтинга в рамках системы непрерывного образования от общеобразовательных организаций до образовательных организаций высшего образования; - совершенствование системы всероссийских и международных спортивных соревнований, проводимых в России. |
Срок и этапы реализации программы |
1 этап 2020-2022 гг. направлен на: - достижение устойчивой позитивной динамики широкомасштабного развития рафтинга среди различных социальных, профессиональных и возрастных групп населения, увеличение численности занимающихся рафтингом и укрепление материально-технической базы спортивных организаций, совершенствование системы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, создание каналов информации для пропаганды рафтинга. Формирование проектного офиса. 2 этап 2022-2024 гг. направлен на: - реализацию программы через проектный метод управления. Планомерное повышение количества занимающихся рафтингом и спортивных результатов спортивных сборных команд Российской Федерации, создание всероссийской студенческой лиги, совершенствование и развитие информационно-аналитической системы "рафтинга в России". Внедрение новых технологий научно-методического, медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, достижение плановых показателей Программы. |
Целевые показатели деятельности общероссийской спортивной федерации по развитию соответствующего вида спорта в Российской Федерации |
Планируемая численность занимающихся рафтингом: 2020 год - 6 270 человек 2021 год - 6 770 человек 2022 год - 7 000 человек 2023 год - 7 290 человек 2024 год - 7 600 человек Планируемая численность штатных тренеров и других специалистов по рафтингу в физкультурно-спортивных организациях: 2020 год - 15 человек 2021 год - 17 человек 2022 год - 20 человек 2023 год - 23 человека 2024 год - 28 человек Предполагаемое количество отделений в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, развивающих рафтинг 2020 год - 10 2021 год - 12 2022 год - 13 2023 год - 15 2024 год - 17 Планируемая численность лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства: 2020 год - 25 2021 год - 30 2022 год - 35 2023 год - 40 2024 год - 45 Планируемое количество спортсменов, имеющих спортивный разряд "кандидат в мастера спорта" и спортивные звания: 2020 год - 33 2021 год - 38 2022 год - 42 2023 год - 49 2024 год - 58 Планируемое количество спортсменов, имеющих спортивное звание "мастер спорта России" 2020 год - 20 2021 год - 22 2022 год - 26 2023 год - 32 2024 год - 40 Планируемое количество регионов, имеющих составы команд по рафтингу, регулярно выступающих на общероссийских и международных соревнованиях: 2020 год - 20 2021 год - 22 2022 год - 25 2023 год - 28 2024 год - 30 Планируемое количество организаций, принявших участие в мероприятиях, семинарах по недопущению использования допинга в рафтинге: 2020 год - 3 2021 год - 5 2022 год - 7 2023 год - 9 2024 год - 11 Планируемое соотношение внебюджетных средств, привлеченных для реализации программы к объемам бюджетного финансирования (бюджет федеральный и региональный): 2020 год - 15% 2021 год - 25% 2022 год - 30% 2023 год - 35% 2024 год - 40% |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация Программы предоставит возможность создать устойчивую систему поступательного развития рафтинга в Российской Федерации, позволяющую: - сформировать современную систему рафтинга, отвечающую интересам оздоровления и физического развития нации; - сформировать спортивные сборные команды по большинству видов дисциплин рафтинга; - сохранить позиции на уровне ведущих команд мира, добиться завоевания медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях; - обеспечить стабильную работу системы подготовки спортивного резерва для сборных команд по видам дисциплин рафтинга; - сформировать развитую систему организаций, осуществляющих спортивную подготовку, включающую в себя нормативно-правовую базу (федеральный стандарт спортивной подготовки) и различные виды организаций (ДЮСШ, СШ, СШОР); - создать современную систему научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения вида спорта; - создать систему подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации; - повысить зрелищность спортивных мероприятий в рафтинге для развития экономического потенциала и привлечения внебюджетных источников финансирования. |
1. Анализ состояния и перспектив развития рафтинга в Российской Федерации
1.1. Анализ состояния развития рафтинга в Российской Федерации в течение трех предыдущих лет
1.1.1. Массовый и детско-юношеский спорт
Рафтинг как вид спорта отвечает всем параметрам и задачам массового спорта - совершенствование физических качеств, повышение двигательной активности, укрепление здоровья, снижение отрицательных последствий, связанных с производственными и бытовыми факторами.
Рафтинг обладает достаточным, но не в полной мере реализованным потенциалом для своего развития и позиционирования как массового спорта.
В таблице 1 видно, что в Российской Федерации на 2019 год занимается рафтингом более 5780 человек (при этом почти 35% из них женщины).
Таблица 1
Данные государственной статистической отчетности по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"
Года |
Общее кол-во занимающихся, чел. |
Количество женщин, чел. |
% количества женщин в общем количестве занимающихся |
Число штатных тренеров-преподавателей, чел. |
Количество занимающихся на одного тренера-преподавателя |
2017 |
4 868 |
1 583 |
32,5% |
18 |
270 |
2018 |
5 355 |
1 915 |
35,8% |
16 |
335 |
2019 |
5 780 |
2 039 |
35,0% |
19 |
298 |
Изменение за период 3 года |
+912 |
+456 |
+2,5 |
+1 |
+28 |
Процент изменения за период 3 года в % к 2019 году |
+16% |
+22,4% |
+0,72% |
+5,3% |
+9,4% |
В настоящее время членами ФРР являются 20 региональных федераций и отделений - этот показатель демонстрирует большую заинтересованность в его дальнейшем развитии для того, чтобы охватить новые территории.
За последние 3 года в соревнованиях различного уровня приняли участие около 5 000 спортсменов из 118 городов и районных центров России.
Развитие рафтинга как массового спорта в Российской Федерации может быть представлено детско-юношеским и студенческим рафтингом.
Следует отметить неоднородность и неравномерное распределение численности занимающихся видом спорта в федеральных округах Российской Федерации, что может быть связано с недостаточным финансированием и дефицитом методического обеспечения.
Перспективными мероприятиями по развитию массовости будут являться:
- привлечение сборных команд (или отдельных спортсменов) региона или России для выступления в рамках физкультурно-массовых мероприятий;
- проведение открытых мастер-классов с участием спортсменов и сборных команд региона или России по рафтингу;
- дальнейшая проработка вопроса организации производства спортивного оборудования для рафтинга на российских предприятиях.
Основными целями массового, детско-юношеского спорта является организация и совершенствование спортивно-массовой работы, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности, повышение спортивного мастерства средствами избранного вида спорта.
Занятия рафтингом, развивающие физическую выносливость и командное "чувство локтя", привлекают своей эмоциональностью и в меру экстримальностью. Рафтинг способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья. Благодаря ему дети скорее избавляются от страха перед водой, исправляют осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, успешно овладевают другими видами физических упражнений.
Основными мероприятиями по развитию массового и детско-юношеского спорта в рамках Программы должны являться
- организация и проведение фестивалей рафтинга (муниципальных, региональных, федеральных);
- проведение физкультурно-массовых мероприятий по рафтингу;
- пропаганда рафтинга посредством привлечения спортсменов и сборных команд к проведению открытых уроков и мастер-классов;
- проведение работы по увеличению количества отделений по рафтингу в физкультурно-спортивных клубах и спортивных школах;
- совершенствование системы соревновательной деятельности для детско-юношеского спорта;
- привлечение внебюджетных средств для участия во всероссийских и международных соревнованиях;
- проведение работы по улучшению материально-технической базы в спортивных школах и физкультурно-спортивных клубах по месту жительства;
- пропаганда рафтинга в социальных сетях (Вконтакте, Instagram, Youtube), посредством созданных рецензируемых Федерацией аккаунтов.
Анализ состояния дел в рафтинге показывает, что существующие проблемы в детском и юношеском рафтинге не обеспечивают качественной подготовки спортивного резерва и, таким образом, не позволяют в полной мере использовать возможности рафтинга для пропаганды здорового образа жизни, продвижения рафтинга для международных соревнований.
Многие профильные физкультурно-спортивные клубы, спортивные школы плохо оснащены, что значительно ограничивает временной период подготовки юных спортсменов.
Имеющегося спортивного инвентаря не хватает для того, чтобы расширить возможность набора лиц, желающих заниматься рафтингом. Кроме того, профильные физкультурно-спортивные клубы и спортивные школы испытывают острую нехватку в современном спортивном оборудовании и инвентаре.
1.1.2. Студенческий спорт
Развитие отечественного студенческого рафтинга, как с позиций достижения высоких спортивных результатов на уровне сборной команды России, так и массового спорта для привлечения к активному здоровому образу жизни студенческой молодежи является одной из приоритетных задач.
Ранее в 2012-2015 годах Федерация рафтинга России совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" (далее - РССС) и Минспортом России ежегодно проводила всероссийские соревнования по рафтингу.
С целью популяризации студенческого рафтинга в России, а также для привлечения как можно более широкого круга участников соревнований планируется возобновить проведение первенства между профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
Задача проведения соревнований по рафтингу - вовлечение в структуру их проведения всех существующих студенческих команд, повышение качества проведения соревнований, а также содействие созданию новых команд в большем количестве субъектов Российской Федерации.
1.1.3. Подготовка спортивного резерва
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Таблица 2
Динамика числа отделений по рафтингу и занимающихся в них спортсменов в период 2018-2019 гг.
Год |
Всего отделений |
Всего занимающихся |
Количество занимающихся на одно отделение |
Количество тренеров |
Количество занимающихся на одного тренера |
2017 |
7 |
179 |
25 |
18 |
10 |
2018 |
8 |
242 |
30 |
16 |
15 |
2019 |
8 |
285 |
35 |
19 |
15 |
Изменения |
+1 |
+106 |
+10 |
+1 |
+5 |
% изменений |
12,5% |
37,2% |
40% |
5,3% |
50% |
Таблица 3
Динамика развития спортсменов по этапам подготовки в период 2018-2019 гг.
Года |
Всего в России |
СОГ |
НП |
ТЭ (СП) |
ССМ |
ВСМ |
2017 |
179 |
- |
122 |
18 |
24 |
15 |
2018 |
242 |
47 |
132 |
23 |
22 |
18 |
2019 |
285 |
47 |
123 |
27 |
11 |
14 |
Изменение за 3 года |
+106 |
- |
+1 |
+9 |
-13 |
-1 |
% изменения |
+37,2% |
- |
0,9% |
+33,3% |
-44,2 |
-6,7% |
Как видно из таблицы 2 и таблицы 3, число спортсменов за 3 года увеличилось на 37,2%. С другой стороны, тревожным фактором является нестабильность выполнения занимающимися в спортивных школах массовых спортивных разрядов и спортивных званий в рафтинге.
Как видно из таблицы 4, соотношение подготовленных спортсменов, имеющих первый спортивный разряд и выше, к спортсменам, имеющим массовые спортивные разряды - соответственно 1 к 5 и 1 к 7; отсутствие в настоящее время спортсменов, имеющих звания МСМК и ЗМС, позволяет сделать выводы о том, что потенциал вида спорта в полной мере не реализован. МСМК и ЗМС может быть реализован при кворуме на топовых международных соревнованиях и результатах на них.
Таблица 4
Динамика численности спортсменов, имеющих спортивные звания
Год |
Всего разрядников и спортсменов, имеющих спортивные звания в рафтинге |
% разрядников к общей численности занимающихся |
Численность разрядников и спортсменов, имеющих спортивные звания в рафтинге |
Присвоено спортивных разрядов за год |
% выполнивших спортивный разряд в год к общей численности разрядников |
||||
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
МСМК, ЗМС |
|||||
2017 |
65 |
36,31 |
17 |
9 |
24 |
15 |
- |
20 |
30,7 |
2018 |
87 |
35,95 |
38 |
10 |
19 |
20 |
- |
43 |
49,4 |
2019 |
118 |
53,15 |
58 |
18 |
28 |
14 |
- |
63 |
53,3 |
изменения |
+53 |
+16,84 |
+41 |
+9 |
+4 |
-1 |
- |
43 |
+22,6 |
Для решения задач подготовки спортивного резерва необходимо:
- проведение работы по увеличению количества организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- совершенствование системы соревновательной деятельности для отбора спортивного резерва;
- привлечение внебюджетных средств для организации и проведения соревнований по рафтингу;
- внедрение и совершенствование федерального стандарта спортивной подготовки по рафтингу и разработанных на его базе примерных программ по рафтингу.
1.1.4. Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов на общероссийских и международных соревнованиях являются объективным критерием уровня развития спорта высших достижений в стране. Так в 2019 году только 1770 спортсменов, проходящих спортивную подготовку, приняли участие в официальных общероссийских соревнованиях, т.е. каждый из числа занимающихся и каждый пятнадцатый, имеющий спортивный разряд или спортивное звание.
Ежегодно международная Федерация IRF проводит чемпионаты и первенства мира, Европы и кубковые соревнования по рафтингу.
Страны, занимающие лидирующие позиции на международных соревнованиях (дисциплина "многоборье"):
- 2017 год: Россия, Чехия, Бразилия
- 2018 год: Россия, Бразилия, Япония
- 2019 год: Россия, Чехия, Аргентина.
Таблица 5
Динамика результатов стран, входящих в пятерку лучших на Чемпионатах и Первенствах мира, Чемпионатах и Первенствах Европы
|
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
золото |
серебро |
бронза |
золото |
серебро |
бронза |
золото |
серебро |
бронза |
|
Россия |
12 |
2 |
0 |
5 |
2 |
5 |
9 |
7 |
6 |
Чехия |
5 |
3 |
2 |
0 |
0 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Бразилия |
3 |
1 |
3 |
4 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
Япония |
1 |
0 |
2 |
2 |
6 |
0 |
2 |
3 |
1 |
Аргентина |
0 |
2 |
3 |
0 |
3 |
0 |
4 |
3 |
4 |
Данные показатели из таблицы 5 свидетельствуют об имеющихся возможностях дальнейшего развития спорта высших достижений на основе международного сотрудничества.
Данные показатели из таблицы 6 свидетельствуют, что наилучшие результаты достигаются спортсменами возрастных групп до 19 и 24 лет. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке спортивного резерва и создать условия для повышения мастерства спортсменов.
Таблица 6
Динамика результатов выступления сборной команды России на официальных международных соревнованиях
|
2017 |
2018 |
2019 |
Всего медалей |
||||||
золото |
серебро |
бронза |
золото |
серебро |
бронза |
золото |
серебро |
бронза |
||
Чемпионат мира |
2 |
|
|
3 |
|
|
2 |
1 |
|
8 |
Первенство мира, юниоры и юниорки до 19 лет |
2 |
1 |
|
4 |
1 |
2 |
|
5 |
5 |
20 |
Первенство мира, юноши и девушки до 24 лет |
2 |
|
|
3 |
1 |
4 |
4 |
|
1 |
15 |
Чемпионат Европы |
3 |
1 |
|
9 |
2 |
6 |
|
6 |
5 |
32 |
Первенство Европы, юниоры и юниорки до 19 лет |
3 |
|
|
6 |
3 |
6 |
|
5 |
5 |
28 |
Первенство Европы, юноши и девушки до 24 лет |
|
|
|
9 |
2 |
2 |
8 |
4 |
2 |
27 |
Всего медалей |
12 |
2 |
|
34 |
9 |
20 |
14 |
21 |
18 |
130 |
Для реализации Программы по данному направлению необходимо:
- организация международной деятельности ФРР;
- совершенствование системы российских соревнований по рафтингу;
- проработка вопроса привлечения внебюджетных средств для организации и проведения всероссийских и международных соревнований по рафтингу на территории Российской Федерации;
- подготовка и профессиональная переподготовка тренерского состава.
1.1.5. Развитие рафтинга в субъектах Российской Федерации
В настоящее время членами Федерации являются 20 региональных федераций и отделений.
По данным с сайта "Спортивный советник" http://gov.sportsovetnik.ru в субъектах Российской Федерации насчитывается следующее количество спортсменов и тренеров по рафтингу:
|
Спортсменов (чел.) |
Тренеров (чел.) |
Центральный Федеральный округ |
|
|
Город Федерального значения Москва |
40 |
|
Московская область |
40 |
2 |
Липецкая область |
47 |
1 |
Южный Федеральный округ
| ||
Краснодарский край |
16 |
|
Северо-Западный Федеральный округ
| ||
Город Федерального значения Санкт-Петербург |
13 |
3 |
Северо-Кавказский Федеральный округ
| ||
Республика Дагестан |
20 |
1 |
Сибирский Федеральный округ
| ||
Томская область |
17 |
2 |
Новосибирская область |
74 |
3 |
По данным контроля и учета ФРР, отчетов региональных федераций и отделений в субъектах Российской Федерации насчитывается следующее количество спортсменов и тренеров по рафтингу
|
Спортсменов (чел.) |
Тренеров (чел.) |
Центральный Федеральный округ |
|
|
Город Федерального значения Москва |
110 |
5 |
Московская область |
40 |
2 |
Липецкая область |
119 |
2 |
Рязанская область |
72 |
2 |
Белгородская область |
70 |
2 |
Южный Федеральный округ
| ||
Краснодарский край |
230 |
3 |
Республика Адыгея |
31 |
2 |
Уральский Федеральный округ
| ||
Свердловская область |
42 |
2 |
Северо-Западный Федеральный округ
| ||
Город Федерального значения Санкт-Петербург |
142 |
7 |
Республика Карелия |
18 |
2 |
Ленинградская область |
28 |
3 |
Дальневосточный Федеральный округ
| ||
Забайкальский край |
25 |
2 |
Приморский край |
32 |
1 |
Сибирский Федеральный округ
| ||
Томская область |
66 |
3 |
Иркутская область |
36 |
1 |
Республика Алтай |
127 |
7 |
Красноярский край |
127 |
7 |
Алтайский край |
210 |
7 |
Новосибирская область |
87 |
4 |
Омская область |
104 |
2 |
Наиболее успешными регионами в развитии рафтинга по результатам участия в соревнованиях всероссийского и международного уровней являются: Республика Алтай, Красноярский край, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Белгородская область, Рязанская область, Томская область.
Федерация рафтинга России совместно с региональными аккредитованными Федерациями ежегодно проводит всероссийские и межрегиональные соревнования. Количество команд и участников на чемпионатах и первенствах федеральных округов в 2019 году существенно выше, чем в 2017 и 2018 годах, но на стартах российского уровня не существенно изменяется. За период 2017-2019 гг. общее количество участников всех соревнований по рафтингу увеличилось на 38% и за последние 3 года достигло 1 81 человек.
Таблица 7
Количество проведенных соревнований и количество спортсменов, принявших в них участие
|
|
Чемпионат и Первенство России |
Кубок России и Всероссийские соревнования |
Чемпионаты и Первенства Федеральных округов (6 стартов по округам) |
Всероссийские соревнования (5 стартов в год) |
Итого |
2017 |
Кол-во команд/участников (чел.) |
83/398 |
67/334 |
75/385 |
14/70 |
239/1187 |
Кол-во округов субъектов |
5/33 |
5/31 |
4/14 |
2/6 |
|
|
2018 |
Кол-во команд/участников (чел.) |
91/458 |
72/364 |
80/401 |
21/105 |
265/1328 |
Кол-во округов субъектов |
5/35 |
5/30 |
4/15 |
3/7 |
|
|
2019 |
Кол-во команд/участников (чел.) |
80/404 |
79/398 |
154/773 |
61/316 |
374/1891 |
Кол-во округов субъектов |
5/33 |
5/32 |
4/25 |
5/28 |
|
В настоящее время, как базовый вид спорта, рафтинг официально определен только в Республике Алтай. Таким образом, важнейшей задачей программы в сфере развития рафтинга в регионах - это создание спортивных сборных команд регионов, решение организационных (включая нормативное правовое регулирование) задач по дальнейшему определению базовых регионов для развития рафтинга.
1.1.6. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним
Антидопинговые программные мероприятия Федерации рафтинга России синхронизированы с деятельностью соответствующих служб Минспорта России, Российским антидопинговым агентством "РУСАДА", международной федерации и включают, в соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329, следующие мероприятия:
- назначение ответственных лиц за антидопинговое обеспечение из числа специалистов в области физической культуры и спорта;
- ознакомление спортсменов с положениями основных действующих антидопинговых документов: общероссийскими антидопинговыми правилами, правилами международной федерации, Всемирного антидопингового Кодекса, а также других Международных стандартов Всемирного антидопингового агентства);
- подготовка договора о совместной деятельности ФРР и Российского антидопингового агентства "РУСАДА";
- проведение антидопинговой пропаганды среди спортсменов;
- оказание содействия спортсменам в обеспечении своевременной подачи заявок для получения разрешений на терапевтическое использование запрещенных субстанций, включенных в Запрещенный список ВАДА;
- оказание всестороннего содействия антидопинговым организациям в проведении допинг-контроля и реализации мер, направленных на борьбу с допингом в спорте;
- размещение на официальном сайте Федерации рафтинга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Антидопинг" общероссийских антидопинговых правил, а также другой справочной информации по антидопинговой тематике;
- предоставление в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами общероссийской антидопинговой организации необходимой информации для формирования списка спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и вне соревновательного периода;
- обеспечение спортсменов, тренеров и медицинского персонала полным комплектом антидопинговых информационно-образовательных материалов и методических пособий, необходимых для информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положений международных спортивных объединений;
- организация участия представителей Федерации в образовательных мероприятиях: семинарах, круглых столах, рабочих группах и др. для тренеров, врачей, массажистов и сотрудников федерации по виду спорта, проводимых Российским антидопинговым агентством "РУСАДА" и Минспортом России по вопросам борьбы с использованием запрещенных средств и методов подготовки;
- изучение спортсменами и специалистами по рафтингу России национальных нормативных и антидопинговых документов посредством раздачи брошюр на соревнованиях и систематической пропаганды в СМИ до и после соревнований, а также непосредственно во время самих соревнований - методом обращения ко всем спортсменам и тренерам присутствующим на всех спортивных мероприятиях проводимых Федерацией рафтинга России;
- разработка рекомендаций для всех представителей региональных общественных организаций, тренеров клубов и секций по рафтингу о недопущении применения спортсменами препаратов, входящих в списки "РУСАДА", в целях привить культуру "честной борьбы", без употребления запрещенных средств.
1.1.7. Международное спортивное сотрудничество
Координацию развития рафтинга на международном уровне организует Международная федерация рафтинга IRF (далее - Международная Федерация). Международная Федерация является некоммерческой организацией, на сегодняшний день её членами являются 34 страны Европы, Азии и Океании.
Представитель Федерации рафтинга России, Широков Алексей Александрович, в настоящее время является членом Sport and Competition Committee (S&C Com) Международной организации, основной задачей которого является развитие правил вида спорта, развитие спортивной системы и организация международных соревнований.
На всех международных стартах Россия представлена судьями, из них спортивный судья всероссийской категории, судья международной категории Дегтярев Н.А. (Республика Алтай) не раз был судьей на чемпионатах мира и Европы.
Международная Федерация осуществляет профессиональную подготовку инструкторов по рафтингу и персональных тренеров, проводит семинары для судей по рафтингу. Помимо организации тренировок, обучения тренеров и аккредитации национальных Федераций, Международная Федерация организует и проводит ежегодный чемпионат Мира по рафтингу. Приоритетными направлениями в развитии рафтинга на международном уровне являются:
- расширение работы по сотрудничеству с Международной и национальными Федерациями в целях проведения совместных тренерских и судейских семинаров под эгидой IRF;
- проработка вопроса возможности подготовки сборных команд России за рубежом;
- согласование позиций по вопросам развития рафтинга;
- участие представителей от России на конференциях IRF.
1.1.8. Пропаганда и популяризация рафтинга
Целью информационной политики является содействие успешной деятельности Федерации рафтинга России и ее региональных организаций по улучшению имиджа вида спорта, его привлекательности для населения России, распространению идей здорового образа жизни, популяризации занятий рафтингом и посещения соревнований, привлечению новых членов в ряды федерации, укреплению и развитию спортивно-массового движения.
Федерацией на всех всероссийских официальных соревнованиях проводится техническая съемка, что дает возможность увидеть наши соревнования все большему количеству болельщиков и любителей рафтинга.
На данный момент рафтингу в Российской Федерации уделяется явно недостаточное количество внимания со стороны средств массовой информации и информационных агентств. Отдельные рубрики, посвященные рафтингу, в периодических и спортивных изданиях отсутствуют; разделы, относящиеся к вопросам вида спорта, находятся на "задворках" информационных ресурсов.
Ситуация в информационном обеспечении рафтинга в современных условиях требует повышенного внимания к самой информационной составляющей развития вида спорта. Работа в этом направлении должна быть направлена на гораздо более широкое оповещение всех слоев населения Российской Федерации о деятельности организаций и учреждений, достижениях наших команд и спортсменов, планах развития рафтинга и ходе их реализации.
В связи с этим необходимо максимально расширить сферу информирования, использовать все возможные инструменты, средства и методы работы - интернет, телевидение, реклама, агитация. Наиболее перспективным решением в этой области может стать создание рецензируемых Федерацией аккаунтов в социальных сетях, таких как Вконтакте, Facebook, Instagram, Youtube.
Необходимо расширять сотрудничество с общероссийскими и региональными телеканалами, Федерация продолжит работу по участию представителей руководства Федерации рафтинга России и членов сборных команд в телепередачах, таким образом популяризуя вид спорта в стране.
В настоящий момент официальный сайт Федерации рафтинга России наполняется актуальной и востребованной информацией, кроме этого, необходимо создание новых ресурсов, ориентированных на конкретную целевую аудиторию: специалисты, любители, студенты, подростки и молодежь.
Итоговым результатом должна стать система доведения информации, планов, передового опыта и практики работы Федерации рафтинга России до организаций, их представителей в регионах, четкая система обратной связи и получения информации о состоянии, проблемах и наиболее актуальных нуждах рафтинга в регионах Российской Федерации.
Приоритетами в данной сфере являются следующие направления:
- формирование единой информационной политики под эгидой ФРР;
- популяризация рафтинга в печатных СМИ и Интернет-ресурсах;
- организация и проведение телевизионных трансляций крупнейших спортивных соревнований, интересных событий;
- совершенствование официального сайта ФРР;
- привлечение спортсменов и сборных команд для участия в теле- и радиопередачах;
- создание рецензируемых Федерацией аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Instagram, Youtube).
1.1.9. Организация и проведение на территории Российской Федерации физкультурных мероприятий и спортивных соревнований по рафтингу (в том числе международных)
Одной из проблем качественного перехода спортсменов из резерва в основной состав спортивной сборной команды является проблема приобретения опыта участия в официальных соревнованиях. Очень важно, чтобы такой опыт нарабатывался на соревнованиях в российских условиях, существенно облегчающих адаптацию молодых спортсменов в конкурентной спортивной среде.
Основными мероприятиями Программы по данному направлению должны являться:
- организация проведения мероприятий согласно Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий (далее - ЕКП);
- содействие региональным и местным организациям в проведении мероприятий по рафтингу соответствующего уровня;
- проработка вопроса привлечения внебюджетных средств финансирования для организации и проведения соревнований;
- проработка вопросов менеджмента и маркетинга соревнований по рафтингу.
Федерация рафтинга России проводит большую работу, добиваясь права на проведение на территории Российской Федерации Международных соревнований.
1.1.10. Создание спортивной инфраструктуры (в том числе реконструкция и строительство объектов спорта)
Формирование современной инфраструктуры для занятий рафтингом как одного из факторов увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом, должно стать одной из системных задач для субъектов Российской Федерации и найти отражение в региональных и муниципальных программах развития физической культуры и спорта.
Важным фактором развития инфраструктуры рафтинга должно стать создание материально-технической базы с возможностью проведения международных соревнований высшего уровня.
Опираясь на аналитические данные по регионам по количеству наличия спортивных школ, а также учитывая перспективы базового вида спорта для региона, необходимо предусмотреть строительство спортивных сооружений с возможностью проведения занятий и соревнований по рафтингу для спортивных клубов.
Для создания условий совершенствования навыков спортсменов в рамках соревновательной деятельности и создания оптимальных условий для зрителей, требует строительства объектов спорта уровню проводимых соревнований.
В целях обеспечения системного развития рафтинга от массовости до спорта высшего достижения необходимо предусмотреть совместно с региональными Федерациями, органами исполнительной власти и Министерством спорта Российской Федерации строительство двух универсальных спортивных комплексов, способных принимать международные и общероссийские соревнования по рафтингу, прежде всего в субъектах Российской Федерации - Республика Алтай и Краснодарский край.
Кроме этого, важным фактом является обеспечение спортсменов спортивной инфраструктурой, а также создание условий для организаций и поддержки студенческих команд.
1.1.11. Подготовка тренеров и иных специалистов по виду спорта "рафтинг"
Одной из проблем, оказывающей значительное влияние на развитие спорта высших достижений, является дефицит квалифицированных тренерских кадров. Так, только 5 тренеров имеет высшее физкультурное образование; из 16 тренеров по рафтингу только 4 имеют первую квалификационную категорию и 2 вторую квалификационную категорию.
В настоящее время Федерация рафтинга России готовит проект обращения и предложений в Томский Государственный Университет (факультет физической культуры - декан Шилько В.Г.) для разработки методических материалов и других документов по подготовке тренерского и судейского состава по виду спорта "рафтинг".
Для обеспечения динамичного развития вида спорта необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерского состава;
- спортивных судей;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- врачей по спортивной медицине;
- контролеров-распорядителей;
- инструкторов;
- волонтеров.
Приоритетные направления в кадровой политике развития рафтинга:
- развитие системы подготовки тренеров и специалистов по рафтингу в организациях высшего профессионального образования (вузах) и профессиональных образовательных организациях (училищах, колледжах, техникумах олимпийского резерва);
- развитие системы повышения квалификации и переподготовки тренерских кадров и специалистов по рафтингу;
- создание высшей школы тренеров по рафтингу для подготовки тренеров высшей квалификации;
- подготовка тренеров из числа молодых спортсменов, завершивших спортивную карьеру (кадровый резерв ФРР);
- организация стажировок тренеров и иных специалистов в области рафтинга в ведущих российских центрах спортивной подготовки, академиях, спортивных школах и др.;
- формирование заявки ФРР на высшую профессиональную подготовку тренеров за счет государственных и частных источников финансирования, в том числе по целевому набору в профильных образовательных организациях высшего образования.
- привлечение менеджеров и специалистов в области маркетинга.
Показатели из таблицы 8 свидетельствуют об острой нехватке тренерских кадров для решения поставленных задач и увеличения как качества подготовки спортивного резерва, так и количества занимающихся. При этом показатели свидетельствуют о сохранении "тренерской школы", что позволяет рассчитывать на развитие системы наставничества и качественную подготовку молодых специалистов.
Таблица 8
Показатели, характеризующие динамику изменения количества тренерского состава, обеспечивающего спортивную подготовку по рафтингу в Российской Федерации
Года |
Кол-во тренеров |
Квалификационная категория |
||||
Всего |
Штатных |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Звание "Заслуженный Тренер России" |
|
2017 |
12 |
8 |
|
4 |
2 |
|
2018 |
16 |
8 |
|
4 |
2 |
- |
2019 |
19 |
9 |
|
4 |
2 |
- |
% изменения за 1 год |
18% |
12% |
|
|
|
- |
Показатели свидетельствуют об острой нехватке тренерских кадров для решения поставленных задач по увеличению качества подготовки спортивного резерва и количества занимающихся. При этом показатели свидетельствуют о сохранении "тренерской школы", что позволяет рассчитывать на развитие системы наставничества и качественную подготовку молодых специалистов.
Спортивные судьи
В настоящее время по данным статистического наблюдения по форме 1-ФК на 2019 год имеют статус спортивных судей по рафтингу 38 специалистов, что является недостаточным для всего объема проводимых мероприятий по рафтингу в Российской Федерации. В то же время, возникает необходимость формирования специальной системы подготовки спортивных судей по рафтингу в объеме не менее 30 человек в год и повышения квалификации не менее 35 человек в год.
Основные приоритеты работы по подготовке спортивных судей:
- становление и развитие системы всероссийской подготовки спортивных судей в Российской Федерации через увеличение количества всероссийских и региональных семинаров подготовки спортивных судей;
- реализация унифицированного подхода к программному материалу семинаров по подготовке спортивных судей через разработку методических пособий по всем сферам судейства;
- повышение квалификации действующих и подготовка новых спортивных судей всероссийской категории по рафтингу и сертифицированных судей;
- подготовка спортивных судей из числа молодых спортсменов, завершивших спортивную карьеру (кадровый резерв ФРР);
- организация судейских обменов спортивными судьями с крупными спортивными организациями в других странах;
- обеспечение большей мотивации молодежи и опытных судей для занятия судейской деятельностью, повышение престижа судейской работы и ее оплаты, перевод на постоянно оплачиваемую работу руководящего состава коллегии спортивных судей ФРР.
Кадровые потребности в тренерах, менеджерах и судьях в России должны быть увязаны с показателями массовости и численности спортсменов на этапах спортивной подготовки в отдельных субъектах Российской Федерации, а также с количеством и уровнем проводимых соревнований по рафтингу.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- обеспечение участия тренеров в обучающих программах;
- разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового резерва управленческого звена и тренерского состава региональных сборных команд;
- разработка и внедрение адекватной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- создание системы аттестации тренеров, и других специалистов по виду спорта;
- создание периодических журналов, обсуждающих проблемы развития рафтинга.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и волонтеров, необходимых для организации и проведения соревнований по виду спорта, особенно актуальна в период активного строительства и ввода в эксплуатацию специализированных спортивных объектов, поскольку без их наличия эти сооружения не могут иметь полноценную загрузку спортивными и спортивно-массовыми мероприятиями.
В числе задач подготовки кадров по рафтингу на базе профессиональных образовательных организаций (училищ олимпийского резерва, техникумов и колледжей) и организаций высшего образования:
- открытие и сохранение в образовательных организациях соответствующей специализации "рафтинг" в рамках подготовки специалистов, получающих среднее специальное образование, бакалавров и магистров, совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- взаимодействие с образовательными организациями по формированию содержания учебных программ дисциплин и практик по специализации "Теория и методика рафтинга" для подготовки выпускников этих учреждений в соответствии с современным уровнем развития рафтинга и потребностями работодателей;
- подготовка и издание необходимой учебно-методической и научной литературы по рафтингу.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового#
- разработка и внедрение эффективной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- создание системы аттестации и сертификации тренеров, и других специалистов по рафтингу.
1.1.12 Экономический потенциал
Рафтинг как составляющая часть отрасли экономики спорта вовлекает в себя значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы, что требует постоянного совершенствования существующих и разработки новых моделей управления и финансирования.
В то же время экономический потенциал рафтинга в полной мере не реализуется.
Следует отметить, что значительный круг вопросов, связанных с проблемами управления ресурсным потенциалом спортивного комплекса как рафтинга в целом, разработан недостаточно и требует нормативного правового закрепления, методического обеспечения и научного обоснования.
Финансовое обеспечение реализации Программы в настоящее время, как правило, осуществляется за счёт средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, что обеспечивает консолидацию усилий публично-правовых образований, негосударственного сектора и бизнеса.
При использовании и развитии спортивного потенциала необходимо учитывать, что сегодня каждый регион вправе сам определять основные направления политики в области спорта и объемы финансирования исходя из социально-экономической ситуации, традиций и запросов общественных институтов и профессиональных сообществ.
Рафтинг, соответствующие услуги и товары, связанные с развитием рафтинга, имеют значительный потенциал роста. Многое здесь зависит от популяризации вида спорта:
- рост интереса к посещению спортивных мероприятий в России обеспечивается повышением уровня сервиса и предлагаемого ассортимента услуг;
- создание положительного образа ФРР и проработка возможности и использования атрибутики ФРР в целях маркетинга и привлечения внебюджетных средств;
- рост интереса бизнеса к использованию возможностей спорта для продвижения своих товаров и услуг, брендов.
В этой связи необходимо обратить внимание на развитие экономического потенциала рафтинга прежде всего в городах с населением более 100 тыс. жителей. По данным государственной статистики, около 47% населения России проживает именно в таких городах.
Основными направлениями Программы, направленными на развитие экономического потенциала рафтинга в России, являются:
- разработка и внедрение бизнес-планов организации клубов по рафтингу;
- проработка вопроса использования возможностей государственного (муниципального) - частного партнёрства для развития рафтинга;
- проработка вопроса спонсорских договоров для ФРР;
- проработка вопроса заключения договоров с телевизионными компаниями на создание видеопродукции для пропаганды рафтинга;
- проработка вопроса заключения договоров с организациями - производителями спортивных товаров, компаниями производителями спортивной экипировки и рафтов для продвижения брендов в сотрудничестве с ФРР;
- организация мероприятий по формированию стартапов в создании инфраструктуры рафтинга (в т.ч. с использованием возможностей программы "Дальневосточный гектар");
- разработка и внедрение бизнес-планов, эксплуатация спортивных объектов инфраструктуры для рафтинга.
1.2 Характеристика проблем развития рафтинга в Российской Федерации и анализ причин их возникновения
В настоящее время, помимо проблем, существующих в целом в области физической культуры и спорта, в сфере рафтинга имеется ряд факторов, затрудняющих его активное развитие в Российской Федерации:
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы для занятий рафтингом;
- недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере рафтинга;
- слабая социальная защищенность и крайне низкая оплата труда тренерских кадров;
- недостаток соревновательной деятельности на всероссийских и международных соревнованиях;
- недостаточная пропаганда рафтинга как эффективного средства сохранения здоровья;
- брендирование официальной символики.
Помимо проблем, типичных не только для рафтинга, но и для других видов спорта, в Российской Федерации существуют специфические проблемы развития среди отдельных групп и категорий населения и направлений подготовки спортсменов. Для развития рафтинга важное значение имеет состояние детско-юношеского спорта, обеспечивающего массовость занятий среди детей и подростков, а также подготовку резерва для сборных команд регионов и страны.
Одним из наиболее существенных является фактор крайне низкой обеспеченности тренерскими кадрами профильных спортивных школ и иных учреждений, реализующих программу рафтинг. Также профильные спортивные школы испытывают острую нехватку в современном спортивном оборудовании.
Региональный уровень кадрового обеспечения профильных спортивных школ и отделений рафтинга значительно ниже реальных потребностей вида спорта, что обусловлено причиной невысокого уровня заработных плат тренеров по рафтингу в государственных и муниципальных учреждениях. Также есть большая разница в условиях работы и возможностях организации тренировочного и соревновательного процесса и обеспеченности ресурсами в государственных и муниципальных учреждениях и школах.
Следует признать, что до последнего времени не в достаточной степени уделялось и продолжает мало уделяться внимания внедрению современных достижений науки, техники, информационному и методическому сопровождению процесса подготовки инструкторов рафтинга, начиная с уровня детских спортивных школ.
Российскому рафтингу необходим переход на использование современных технологий и методов работы:
- использование современных информационных технологий и систем сбора, обработки и анализа информации по направлениям организации (выявление и мониторинг развития талантливых спортсменов, сбор и обработка достоверной статистической информации об основных показателях развития рафтинга в России, обработка и анализ состояния и эффективности использования материально-технической базы);
- организация перехода на новый уровень развития отечественного рафтинга, включая научное и методическое сопровождение со стороны ведущих спортивных, научных и образовательных российских организаций.
- сбор и анализ методов и форм работы, применяемых лучшими клубами, тренерами, специалистами зарубежных стран, адаптации, применительно к российским условиям опыта работы в вопросах организации подготовки спортсменов;
- сбор, обработка и использование информации и сведений о состоянии и динамике развития рафтинга в ведущих мировых державах.
Так или иначе, к сдерживающим факторам в развитии спортивного рафтинга в России можно отнести целый комплекс причин субъективного и объективного характера, влияющих на развитие вида спорта:
- отсутствие единой, поддерживаемой на государственном уровне системы для всех возрастов и категорий населения, включая организацию и проведение соревнований, механизмы финансирования, подготовку кадров, а также систему стимулирования и поддержки тренеров, осуществляющих деятельность в государственных и муниципальных учреждениях;
- отсутствие достаточного количества объектов инфраструктуры, пригодной для занятий видом спорта, в регионах (прежде всего сертифицированных спортивных клубов); невозможность организации должного тренировочного процесса и соревнований;
- отсутствие системы выявления, поддержки и стимулирования талантливых спортсменов от начального этапа подготовки и до участия в составе сборных команд страны;
- недостаточное внимание и недофинансирование отрасли на уровне субъектов Российской Федерации, начиная с поселений и муниципальных образований;
- недостаточное количество отделений рафтинга в государственных и муниципальных спортивных школах по рафтингу;
- недостаточное количество квалифицированных тренеров и специалистов.
Очевидна необходимость развития отечественного рафтинга на основе системного подхода, учитывающего положительный опыт, наработки и достижения предыдущего периода, а также опыт и передовые практики мировых держав. Ключевым принципом дальнейшей совместной работы государственных и общественных структур, осуществляющих деятельность в сфере развития физической культуры, спорта и рафтинга в стране должны стать:
- чёткие и согласованные действия организаций в интересах развития рафтинга, в соответствии с единой политикой и программой развития рафтинга в России, согласованной и утвержденной на государственном уровне;
- применение современных технологий, в том числе на основе разработки и внедрения проектов, дающих значительный эффект при минимальных тратах, инвестирование в реальные проекты, направленные на развитие массовости и доступности вида спорта для различных слоев населения в регионах Российской Федерации;
- преемственность этапов и результатов работы по воспитанию талантливых спортсменов для сборных команд России;
- эффективное использование существующей на данный момент спортивной инфраструктуры, рациональный подход к регионам, где есть потребность в инфраструктуре в сочетании с получением результата в будущем.
Эффективным механизмом решения проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития вида спорта и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, включением строительства объектов спорта для рафтинга в Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - ФЦП), а также привлечение внебюджетных источников финансирования.
1.3. Обоснование необходимости решения проблем развития рафтинга в Российской Федерации, анализ различных вариантов их решения с указанием возможных рисков
Осознавая масштаб задач и целей, решение которых требует реализации комплексной системы мер, целесообразно проводить мероприятия с использованием программно-целевого метода, поскольку:
- мероприятия относятся к вопросам федерального уровня и (или) к вопросам совместного ведения;
- мероприятия входят в число приоритетных для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения;
- мероприятия не могут быть проведены в коротком временном пределе и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
- мероприятия носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на обеспечение стабильности результатов спорта высших достижений, а также на социальное благополучие населения.
Программно-целевой метод эффективен системным характером, что позволяет концентрировать ресурсы и решать вопросы по приоритетным направлениям:
- создание в качестве пилотных проектов на базе образовательных организаций высшего образования центров развития рафтинга на основе кластерного подхода и интеграции спортивной, образовательной и научной деятельности по подготовке спортивного резерва и педагогических, тренерских и научных кадров для развития вида спорта;
- создание центра управления процессом переподготовки и повышения квалификации тренерских кадров;
- создание студенческих спортивных лиг;
- развитие массовой# рафтинга с учетом необходимости повышения обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры субъектов Российской Федерации;
- развитие спорта высших достижений;
- совершенствование методического сопровождения организации и реализации мероприятий Программы.
Отказ от применения программно-целевого метода будет означать, что реализация каждого мероприятия потребует отдельного решения либо обособления в рамках текущей деятельности.
Реализация Программы без использования программно-целевого метода может привести к следующим результатам:
- отсутствие стабильности и возможное снижение результатов в выступлении спортивных сборных команд Российской Федерации;
- отсутствие системного подхода в решении задач, стоящих перед государством в области развития рафтинга;
- разобщенность целей и усилий федерального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при формировании спортивного резерва по рафтингу;
- снижение активности использования потенциала рафтинга при позиционировании государства на международном уровне;
- возможное ущемление прав личности российских граждан, касающихся доступности физкультурно-спортивных услуг в зависимости от региона проживания;
- снижение социальной эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в части воспитания детей и молодежи.
Характерной чертой Программы является то, что мероприятия проводятся на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Органы местного самоуправления, проводящие мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры, испытывают дефицит средств местных бюджетов на эти цели.
Целесообразными в рамках программно-целевого метода рассматриваются два варианта решения проблемы.
Первый является интенсивным: он основывается на новых принципах решения поставленных задач. Вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками, так как потребует взаимодействия федерального центра и ограниченного числа субъектов Российской Федерации, выбранных в соответствии с решениями Федерации рафтинга России). При этом ожидаемые результаты могут быть исполнены с привлечением меньших средств за счёт концентрации на создании ключевых спортивных кластеров с использованием типовых проектных решений для объектов массового спорта.
Второй вариант является инерционным: он заключается в сохранении достигнутых объемов деятельности и сформированной инфраструктуры. Вариант обладает более высоким риском, так как не предусматривает создания ключевых объектов инфраструктуры для подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации, нуждающихся в развитии рафтинга. Подобному методу присуща недостаточная эффективность, так как повышение значений целевых показателей, характеризующих качество подготовки спортсменов, будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
При недостаточном финансировании Программы в процессе ее реализации необходимо будет корректировать План мероприятий по реализации Программы в сторону сокращения планируемых мероприятий, что приведет к снижению эффективности. Также к финансовому риску следует отнести невыполнение субъектами Российской Федерации в полном объеме принятых финансовых обязательств.
К рискам программно-целевого метода следует отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Программы. В качестве административных рисков могут выступать запоздалое заключение государственных контрактов, некачественная подготовка обосновывающих материалов при реализации и корректировке мероприятий Программы.
Для снижения воздействия данных рисков предполагается постепенный переход на проектный метод управления Программой.
Невыполнение отдельных мероприятий Программы, связанное с вышеописанными рисками, может привести к неудовлетворительным результатам:
- отсутствие эффективной системы формирования спортивного резерва как основы для формирования спортивных сборных команд Российской Федерации по рафтингу;
- низкий уровень подготовки профессиональных кадров;
- неудовлетворенность населения обеспеченностью инфраструктуры для занятий рафтингом;
- дальнейшее ухудшение материально-технического состояния объектов спорта, предназначенных для мероприятий по рафтингу.
Учитывая вышеизложенное, оптимальным является интенсивный вариант реализации.
Использование данного варианта позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем:
- создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно-методического обеспечения устойчивого развития вида спорта в Российской Федерации;
- формирование интереса различных категорий граждан к виду спорта как одной из доступных и массовых форм физической активности населения России;
- удержание передовых позиций в мировом спорте.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития вида спорта, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
2. Цели и задачи программы, целевые показатели деятельности общероссийской спортивной федерации по развитию рафтинга в Российской Федерации, ожидаемые результаты реализации программы
Главной целью Программы является популяризация рафтинга и повышение интереса к нему во всех субъектах Российской Федерации и соответствующий рост числа населения, регулярно занимающегося рафтингом спортивной и оздоровительной направленности.
Для достижения указанных целей должны быть выполнены следующие основные задачи:
- формирование системы оказания организационно-методической, научно-методической, информационно-аналитической помощи физкультурно-спортивным и образовательным организациям, развивающим рафтинг на территории Российской Федерации;
- укрепление материально-технической базы рафтинга в Российской Федерации;
- содействие развитию системы подготовки спортивного резерва в рафтинге;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации по рафтингу;
- повышение качества подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных войти в составы сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- совершенствование системы научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения рафтинга;
- содействие в формировании культуры "нулевой терпимости" к допингу у спортсменов, занимающихся рафтингом;
- содействие развитию школьного и студенческого рафтинга в рамках системы непрерывного образования от общеобразовательных организаций до образовательных организаций высшего образования;
- совершенствование системы всероссийских и международных спортивных соревнований, ежегодно проводимых в России, в том числе для различных групп населения (школьный, студенческий, ветеранский рафтинг).
Решение задач предусматривается осуществлять по направлениям Программы.
Реализация Программы, в зависимости от объемов финансирования возможных вариантов (интенсивный и инерционный), оценивается с помощью целевых показателей Программы.
Целевые показатели деятельности общероссийской спортивной федерации по развитию вида спорта в Российской Федерации:
Показатели |
Изменение показателей по этапам реализации Программы |
|
2020-22 |
2022-24 |
|
Численность занимающихся рафтингом (массовый спорт), тыс.* |
6,3 |
8,0 |
Численность штатных тренеров-преподавателей по рафтингу (массовый спорт), чел.* |
21 |
28 |
Кол-во отделений в организациях детско-юношеского спорта, развивающих рафтинг (школьный спорт)** |
11 |
18 |
Количество отделений по рафтингу в УОР, имеющих право использовать в наименовании слово "олимпийский" (детско-юношеский спорт)** |
- |
- |
Численность лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства (подготовка спортивного резерва)** |
25 |
60 |
Количество спортсменов, имеющих спортивный разряд "кандидат в мастера спорта" и спортивные звания (подготовка спортивного резерва)** |
35 |
100 |
Рост количества спортивных клубов по рафтингу, принимающих участие в официальных российских соревнованиях (спорт высших достижений) |
10 |
18 |
Количество регионов, имеющих профессиональную команду по рафтингу (развитие вида спорта в субъектах Российской Федерации) |
20 |
28 |
Рост количества объектов спорта, используемых физкультурно-спортивными организациями, развивающими рафтинг |
- |
15% |
Количество организаций, принявших участие в мероприятиях, семинарах по недопущению использования допинга в рафтинге (Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним) |
3 |
10 |
Соотношение внебюджетных средств, привлеченных для реализации программы к объемам бюджетного финансирования (экономический потенциал вида спорта) |
15% |
35% |
______________________________
* Форма 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте".
** По форме 5-ФК "Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку".
Ожидаемые результаты реализации Программы:
Программа реализуется в течении четырех лет и включает в себя два этапа:
1 этап - Достижение устойчивой позитивной динамики широкомасштабного развития рафтинга среди различных социальных, профессиональных и возрастных групп населения, увеличение численности занимающихся рафтингом и укрепление материально-технической базы спортивных организаций, совершенствование системы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, создание информационно-аналитической системы "Рафтинг в России". Формирование проектного офиса.
Подготовка перевода управления программой на проектный метод управления.
2 этап - Внедрение проектного метода управления реализацией Программы. Планомерное повышение количества занимающихся рафтингом и спортивных результатов спортивных сборных команд Российской Федерации, становление и развитие студенческого рафтинга. Внедрение новых технологий научно-методического, медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, достижение плановых показателей Программы.
Для каждого этапа формируются свои ожидаемые результаты, подчиненные цели и задачам Программы:
- оставаться на уровне ведущих команд мира, продолжать добиваться завоевания медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях;
- обеспечить стабильную работу системы подготовки спортивного резерва для сборных команд по виду спорта;
- создать развитую систему организаций спортивной подготовки, включающую в себя нормативно-правовую базу (федеральный стандарт спортивной подготовки);
- создать современную систему научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения вида спорта;
- создать систему подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации по виду спорта;
- повысить зрелищность спортивных соревнований по избранному виду спорта для развития экономического потенциала и привлечения внебюджетных источников финансирования.
На первом этапе планируется сконцентрировать усилия на реализации приоритетных направлений и мероприятий внутри них, на втором этапе - завершить планируемые мероприятия. Таким образом, риск недофинансирования будет перераспределён между мероприятиями Программы.
Возможное недофинансирование приоритетных направлений может быть компенсировано на втором этапе за счет корректировки планов, что позволит достичь отдельных поставленных целей.
В течение первого этапа (2020-2022 годы) по первому сценарию предусматривается:
- сформировать инфраструктуру управления рафтингом, выйти на стабильный рост запланированных показателей по Программе.
В течение второго этапа (2022-2024 годы) по первому сценарию предусматривается:
- продолжение поддержки реализации региональных программ развития физической культуры и спорта, направленных на:
- развитие массового рафтинга (закупка спортивного оборудования открытие региональных федераций и отделений);
- развитие школьного, детско-юношеского и спорта высших достижений;
- проработка вопроса привлечения внебюджетного финансирования.
Приложение N 1
к программе "Развитие рафтинга
в Российской Федерации"
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы "Развитие рафтинга в Российской Федерации"
Показатели |
Изменение показателей по этапам реализации Программы |
|
2020-2022 |
2022-2024 |
|
Количество медалей на чемпионатах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
5/7/3 |
7/5/3 |
Количество медалей на первенствах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
8/10/6 |
10/8/6 |
Численность юных спортсменов, занимающихся рафтингом в учреждениях спортивной подготовки (тыс. человек) |
0,3-0,65 |
0,8-1,2 |
Увеличение количества отделений в учреждениях спортивной подготовки на |
2-5 |
8-12 |
Численность занимающихся рафтингом (тыс. человек) |
6,3-6,8 |
7,4-7,9 |
Количество регионов, проводящих физкультурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия по рафтингу |
20-22 |
25-28 |
Количество новых, реконструированных и введенных в эксплуатацию объектов по рафтингу (единиц) |
- |
1 |
Увеличение количества тренеров (инструкторов) по рафтингу на (человек) |
20-30 |
35-45 |
В том числе штатных тренеров по рафтингу в учреждениях спортивной подготовки на (человек) |
5-10 |
15-20 |
Федеральные и региональные центры развития рафтинга |
- |
1 |
Приложение N 2
к программе "Развитие рафтинга
в Российской Федерации"
Перечень и описание основных программных мероприятий (по направлениям), а также сроки их выполнения по этапам реализации программы
Здесь и далее в таблице нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.4. |
Корректировка Программы развития рафтинга в Российской Федерации на 2020-2023 годы |
Ежегодно, по результатам обсуждения |
Дополнения к Программе развития рафтинга на 2020-2023 года |
ФРР, Министерство спорта России |
||
1.5. |
Корректировка и внесение изменений в ЕКП и ЕВСК |
Ежегодно, по результатам обсуждения |
Утверждение изменений в Минспорте России |
ФРР, Министерство спорта России |
||
1.6. |
Разработка нормативных актов ФРР в обеспечение реализации Программы развития 2020-2023 гг. |
III квартал |
X |
Пакет нормативных актов, утвержденных ФРР |
ФРР, региональные организации |
|
2. |
Развитие массового и детско-юношеского спорта |
|||||
2.1. |
Развитие системы спортивных клубов по рафтингу по месту жительства и физкультурно-спортивных обществ |
2020-2022 годы |
Формирование спортивных клубов по рафтингу - юридических лиц в различных организационно-правовых формах |
Региональные и местные органы власти, региональные организации ФРР, ФРР, Минспорт России |
||
2.2. |
Проработка вопроса организации производства спортивного оборудования для рафтинга на российских предприятиях |
X |
I-III квартал 2021 |
Соглашение российских организаций-производителей с ФРР о подготовке и начале производства продукции для фитнес-аэробики |
ФРР, |
|
2.2. |
Принятие активного участия в создании спортивных клубов по рафтингу в учебных заведениях. |
2020-2022 годы |
Открытие спортивных клубов, их членство в ФРР |
ФРР, региональные и местные организации ФРР |
||
2.3. |
Проведение работы по увеличению количества отделений по рафтингу в спортивных школах |
2020-2022 годы |
Формирование новых отделений рафтинга в спортивных школах, |
Региональные органы исполнительной власти, публично-правовые образования, учредители спортивных школ, ФРР, Минобрнауки России, Минспорт России |
||
2.4. |
Совершенствование системы соревновательной деятельности для детско-юношеского спорта |
2020-2022 годы |
Регламент ФРР о детско-юношеских соревнованиях Методические рекомендации Минспорта России |
Публично-правовые образования, региональные местные организации ФРР, ФРР, Минобрнауки России, Минспорт России |
||
3. |
Развитие студенческого спорта |
|||||
3.1. |
Проведение официальных соревнований среди студентов |
2020-2022 годы |
Проведение официальных соревнований среди студентов |
Минспорт России (в части включения в ЕКП), ФРР, образовательные организации |
||
4. |
Подготовка спортивного резерва |
|||||
4.1. |
Проведение работы по увеличению количества организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва |
2020-2022 годы |
Формирование новых организаций (подразделений организаций) осуществляющих спортивную подготовку по рафтингу |
Публично-правовые образования, учредители организаций спортивной подготовки, ФРР |
||
4.2. |
Содействие организациям, использующим в названии словосочетание "олимпийский резерв" |
2020-2022 годы |
Выделение субсидии на проведение тренировочных мероприятий по базовым видам спорта |
ФРР (в части координации организаций), Минспорт России, региональные органы исполнительной власти |
||
4.3. |
Совершенствование системы соревновательной деятельности для отбора спортивного резерва |
2020-2022 годы |
Регламент ФРР по проведению соревнований, направленных на отбор перспективных спортсменов в резерв спортивных сборных команд России |
ФРР, ФГБУ "ФЦПСР" |
||
4.4. |
Внедрение федерального стандарта спортивной подготовки по рафтингу |
IV квартал 2020 года |
X |
Утвержденный Минспортом России федеральный стандарт спортивной подготовки по рафтингу |
Минспорт России (в части утверждения) ФРР, региональные организации ФРР, ФГБУ "ФЦПСР", организации спортивной подготовки (экспертная оценка) |
|
4.5. |
Разработка и внедрение примерной программы спортивной подготовки по рафтингу на основе Федерального стандарта. |
X |
IV квартал 2022 года |
Утверждение программы в ФРР и в Минспорте России. |
Минспорт России (в части утверждения) ФРР, региональные организации ФРР, ФГБУ "ФЦПСР", организации спортивной подготовки (экспертная оценка) |
|
5. |
Спорт высших достижений |
|||||
5.1. |
Подготовка документации для строительства спортивных центров по рафтингу |
X |
2022 год |
Наличие необходимой документации |
ФРР, Минспорт России (в пределах своей компетенции), заинтересованные организации |
|
5.2. |
Формирование и организация участия в международных соревнованиях спортивных сборных команд РФ по рафтингу |
2020-2022 годы |
Создание команд |
ФРР, Минспорт России, заинтересованные организации |
||
5.3. |
Совершенствование системы российских соревнований по рафтингу |
2020-2022 годы |
Регламент ФРР по проведению официальных соревнований. Методические рекомендации региональным организациям |
ФРР, заинтересованные организации |
||
6. |
Развитие вида спорта в субъектах Российской Федерации |
|||||
6.1. |
Подготовка документации для строительства в регионах объектов спорта для рафтинга |
II квартал 2021 года |
I-III квартал 2022 года |
Наличие необходимой документации для строительства объектов спорта, в которых будут проводиться мероприятия по рафтингу |
Региональные и местные органы исполнительной власти, региональные отделения ФРР |
|
6.2. |
Включение в программы развития спорта в субъектах Российской Федерации приоритетных положений о развитии рафтинга |
II квартал 2020 года |
X |
|
Региональные и местные органы исполнительной власти, региональные отделения ФРР, ФРР |
|
6.3. |
Открытие новых региональных организаций |
II квартал 2020 года |
X |
Не менее 10 субъектов |
ФРР |
|
7. |
Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним |
|||||
7.1. |
Проведение мероприятий, семинаров по внедрению культуры "нулевой терпимости" к допингу |
Ежегодно по отдельному плану |
Проведение антидопинговых мероприятий |
РУСАДА (по согласованию), ФРР, региональные организации ФРР |
||
7.2. |
Создание методического продукта антидопингового содержания |
X |
I квартал 2022 года |
Методические рекомендации ФРР |
ФРР, заинтересованные организации |
|
7.3. |
Организация целевого тестирования спортсменов - участников соревнований и зачетных походов |
Ежегодно по отдельному плану |
Проведение антидопинговых мероприятий |
РУСАДА (по согласованию), ФРР, региональные организации ФРР |
||
8. |
Международное спортивное сотрудничество |
|||||
8.1. |
Подготовка и проведение международных конференций |
Ежегодно, по отдельному плану |
Участие в международных конференциях представителей ФРР, доклады, выступления, аналитические записки по результатам участия |
ФРР, заинтересованные организации |
||
8.2. |
Участие в работе IRF |
Постоянно в соответствии с планами организаций |
Официальное участие представителей ФРР в работе IRF |
ФРР |
||
8.3. |
Подготовка и подписание договоров о сотрудничестве с национальными федерациями рафтинга |
2020-2022 годы |
Наличие договоров и соглашений с национальными федерациями рафтинга |
ФРР, ОКР (по согласованию) |
||
8.4. |
Развитие сотрудничества с зарубежными спортивными организациями |
2020-2022 годы |
Наличие договоров и соглашений со спортивными организациями |
ФРР |
||
9. |
Пропаганда и популяризация вида спорта |
|||||
9.1. |
Формирование единой информационной политики под эгидой ФРР |
IV квартал |
X |
Административный регламент ФРР, Методические рекомендации |
ФРР, заинтересованные организации |
|
9.2. |
Популяризация рафтинга в печатных СМИ и на Интернет-ресурсах |
2020-2022 годы |
Наличие публикаций и трансляций в СМИ по популяризации рафтинга |
ФРР, заинтересованные организации |
||
9.3. |
Совершенствование официального сайта ФРР |
III квартал. |
X |
Ребрендинг официального сайта ФРР |
ФРР, заинтересованные организации |
|
10. |
Организация и проведение на территории Российской Федерации физкультурных мероприятий и спортивных соревнований (в том числе международных) |
|||||
10.1. |
Организация проведения мероприятий согласно ЕКП |
Постоянно в соответствии с ЕКП |
Проведение официальных мероприятий согласно Правилам вида спорта |
Организаторы официальных соревнований и физкультурных мероприятий |
||
10.2. |
Содействие региональным и местным организациям в проведении мероприятий по рафтингу соответствующего уровня |
2020-2022 годы |
Проведение в субъектах Российской Федерации официальных мероприятий |
ФРР, организаторы мероприятий |
||
11. |
Создание спортивной инфраструктуры (в том числе реконструкция и строительство объектов спорта) |
|||||
11.1. |
Подготовка документации по строительству и реконструкции специализированных спортивных сооружений по рафтингу для профильных спортивных организаций |
X |
до 2022 года |
Объекты спорта, используемые для рафтинга |
ФРР, Минспорт России (в части ФЦП), Региональные органы исполнительной власти, заинтересованные организации |
|
11.2. |
Начало строительства специализированных спортивных сооружений по рафтингу для профильных спортивных организаций |
X |
2021-2023 годы |
Новые объекты спорта - специализированные спортивные сооружения по рафтингу для профильных спортивных организаций в субъектах Российской Федерации |
Региональные органы исполнительной власти, Минспорт России (в части ФЦП) |
|
11.3. |
Реконструкция объектов спорта для занятий рафтингом |
2020-2023 годы |
|
Региональные органы исполнительной власти, заинтересованные организации, ФРР |
||
12. |
Подготовка тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта |
|||||
12.2. |
Подготовка тренеров, руководителей и специалистов региональных и местных федераций рафтинга |
2020-2022 годы |
Наличие специализированных программ подготовки, организация группы контрактного набора по специальности "тренер по рафтингу" в профильных организациях высшего образования |
ФРР, региональные органы исполнительной власти, региональные федерации рафтинга, организации высшего образования |
||
12.3. |
Проведение тренерских семинаров по повышению квалификации |
2020-2022 годы |
Наличие программ подготовки |
ФРР, заинтересованные организации |
||
12.4. |
Подготовка судейского корпуса для рафтинга |
2020-2022 годы |
Наличие программ подготовки, подготовка судей |
ФРР, региональные органы исполнительной власти, заинтересованные организации |
||
12.5. |
Подготовка контролёров-распорядителей для мероприятий по рафтингу |
2020-2022 годы |
Наличие специализированной программы подготовки. Наличие соглашения организации с ФРР |
ФРР, заинтересованные организации |
||
12.6. |
Подготовка инструкторов по рафтингу |
2020-2022 годы |
Наличие специализированной программы подготовки. Наличие соглашения организации с ФРР |
ФРР, заинтересованные организации |
||
13. |
Развитие экономического потенциала |
|||||
13.1. |
Проработка вопроса использования государственного (муниципального) - частного партнёрства для развития рафтинга (в том числе для оборудования и эксплуатации объектов спорта) |
III квартал |
X |
Методические рекомендации ФРР по использованию ГЧП |
ФРР, Минспорт России, региональные органы исполнительной власти, региональные организации ФРР, заинтересованные организации (частные партнеры) |
|
13.2. |
Проработка вопроса заключения договоров на передачу права использования символики ФРР |
III квартал |
X |
Документация по договорам |
ФРР, заинтересованные организации |
|
13.3 |
Проработка вопроса заключения договоров с организациями компаниями производителями спецодежды на тестирование |
2020-2022 годы |
Документация по договорам. |
ФРР, заинтересованные организации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 23 марта 2020 г. N 239 "Об утверждении программы развития вида спорта "Рафтинг" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был