Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 10 июля 2020 г. N 20П-115
Обобщение
практики осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в апреле - июне и первом полугодии 2020 года и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
2) обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
3) снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
4) повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
5) совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (далее - Положение), является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в области розничной продажи алкогольной продукции, лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В Московской области осуществляют деятельность 10696 (в 2019 - 11029) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 6545 (в 2019 - 6631) лицензиатов, на 17843 (в 2019 - 16462) объектах (магазин, предприятие общественного питания), в отношении которых осуществляется контроль (надзор) в области розничной продажи и декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции, 514 (в 2019 - 516) юридических лица и индивидуальных предпринимателей на 812 (в 2019 - 821) - в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома и отходов черных металлов, цветных металлов.
Во втором квартале 2020 года в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий (с учетом проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) нарушений обязательных требований в области розничной продажи и декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлено 512 нарушений (за аналогичный период прошлого года - 1115), а за первое полугодие - 1539 (за аналогичный период 2019 - 2456).
Контрольно-надзорные мероприятия во втором квартале 2020 года на территории Московской области проводились в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля, регионального контроля
1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) сформирован в соответствии с требованиями статей 6, 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Разработка ежегодного плана проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В ежегодные планы проверок на 2020 год в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включено 40 хозяйствующих субъектов, в рамках лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов - 31.
Утвержденные ежегодные планы проверок размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с указаниями, содержащимися в поручении председателя Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 из 21 проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от N 294-ФЗ (далее - проверки), назначенных Министерством, 9 проверок было завершено, 12 - приостановлено. Назначение 50 проверок было приостановлено.
2. Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Проведение внеплановых проверок Министерством осуществляется по основаниям, установленным статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), частью 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.
За указанный период основаниями для проведения проверок явились:
- план проведения плановых проверок;
- поступление в Министерство от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о предоставлении специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности;
- внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания.
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Проверки проводятся на основании приказа министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - приказ) о проведении проверки.
Типовая форма приказа утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 141, типовая форма).
В приказе указываются:
1) наименование Министерства, а также вид (виды) государственного контроля;
2) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) Административный регламент, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой.
4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Министерства, проводящих выездную плановую проверку, указанный срок может быть продлен министром сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министр), заместителем Министра, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Министерством обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок. Нарушений сроков проведения проверок нет.
5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
При организации и проведении Министерством плановых и внеплановых поверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
1) возможность непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
За прошедший период жалоб и заявлений о нарушении предусмотренных федеральным законодательством прав предпринимателей при проведении проверок не поступало.
6. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
По результатам проверки должностными лицами Министерства составляется акт проверки в соответствии с типовой формой. Типовая форма акта утверждена Приказом N 141.
В акте проверки указывается:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства;
3) дата и номер приказа Министра потребительского рынка и услуг Московской области, первого заместителя Министра потребительского рынка и услуг Московской области, заместителя Министра потребительского рынка и услуг Московской области о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников субъекта проверки, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу, способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок должностными лицами Министерства осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о Министерстве, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Министерства, проводящими проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований:
составляется акт проверки;
выдается предписание об устранении выявленных нарушений;
составляется протокол об административном правонарушении.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований подлежит исполнению в установленные в нем сроки.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностными лицами Министерства осуществляется контроль за исполнением предписаний в виде внеплановой документарной и (или) выездной проверок.
7. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля
В соответствии с Положением Министерство уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области и привлечение правонарушителей в установленном законодательством порядке к административной ответственности.
В судебном порядке привлечены к административной ответственности, предусмотренной:
статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), - 36 юридических лиц, из которых 16 было назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на сумму 1220,0 тыс. руб., 20 юридическим лицам назначено административное наказание в виде предупреждения;
статьей 14.1 КоАП РФ - 2 юридических лица, из которых 1 назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на сумму 30 тыс. руб. и 1 юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения;
статьей 19.5 КоАП РФ - 1 юридическое лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 тыс. руб.
Кроме того, при осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, привлечено 19 юридических лиц и 2 индивидуальных предпринимателя, из которых 9 назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на общую сумму 505 тыс. руб., а также вынесено 12 предупреждений;
статьей 14.19 КоАП РФ - 3 юридических лица, которым назначено административное наказание в виде административного штрафа на общую сумму 450 тыс. руб.
8. Работа, проведенная по рассмотрению обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований, причинения вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей
В первом полугодии 2020 года в адрес Министерства поступило 97 обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований в части оборота алкогольной продукции. Обращений о причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей не поступало.
Обращения о нарушении обязательных требований в части оборота алкогольной продукции не соответствовали требованиям, установленным частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Указанные обращения могли быть рассмотрены исключительно с использованием оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем были направлены в органы защиты правопорядка.
Основными темами обращений были:
- розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним - 7%;
- нарушение времени розничной продажи алкогольной продукции - 83%;
- прочие нарушения - 10%.
В части деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов получено 6 обращений. Все обращения не были связаны с вопросами лицензионного контроля и не относились к полномочиям Министерства (шум, близкое расположение к жилым домам, неэстетичный вид пунктов приема лома).
9. Организация и проведение мероприятий по контролю, в том числе без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Подготовка и утверждение задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями включает в себя следующие действия:
1) разработка отделом лицензионного контроля Управления лицензирования, декларирования и контроля задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
2) утверждение должностным лицом Министерства задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
3) размещение задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями его в единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности.
Процедура проводится в виде наблюдения за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальных печатных средствах массовой информации об их деятельности в соответствии с требованиями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В ходе контрольных мероприятий используются сведения, размещенные в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГАИС, при взаимодействии с:
1) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - по вопросам действия договора аренды, окончания его срока действия, изменения ранее внесенных сведений об объекте недвижимости;
2) Федеральной налоговой службой - по вопросам внесения изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка - по вопросам учета объема реализации алкогольной продукции;
4) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросу наличия сведений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
По результатам проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
1) в случае выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица Министерства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме Министру мотивированное представление по форме, утвержденной приказом Министра, с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанной в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
2) в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований Министерством направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
1. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении государственного контроля
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:
При проведении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции:
оборот алкогольной продукции в нарушение требований статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации";
оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в соответствующей лицензии;
искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции;
нарушение сроков переоформления лицензии;
недостоверная (искаженная) информация в документах лицензиата.
При проведении лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
2. Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований
В первом полугодии 2020 года Министерством в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.
Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:
1) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основным видом указанного нарушений является указание в декларациях недостоверных сведений об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядком заполнения деклараций об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Росалкогольрегулирование), предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными документами, удостоверяющими легальность их производства и оборота.
При этом в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных документах, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) непредставление деклараций.
Основные виды указанного нарушения:
а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.
При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;
б) использование для представления деклараций формата, не соответствующего формату, утвержденному Росалкогольрегулированием.
В соответствии с пунктом 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.
Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";
в) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи, действующей на момент представления деклараций.
В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
г) несвоевременное предоставление деклараций в Министерство.
Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) предоставление деклараций по месту осуществления деятельности организации.
Организации зачастую предоставляют декларации не по месту нахождения организации, а по месту осуществления деятельности, что противоречит требованиям пункта 19 Правил. Декларации по форме N 8 представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Представление деклараций об объемах оборота алкогольной продукции в другой субъект приравнивается к непредставлению такой декларации.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:
представлять декларации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя);
при представлении деклараций использовать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;
перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;
осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции;
усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в базу данных деклараций в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru);
контролировать получение квитанции о приеме деклараций Министерством;
3) оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в лицензии.
Оборот алкогольной продукции в помещениях (местах), не указанных в соответствующей лицензии, влечет наложение административной ответственности, предусмотренную статьей 14.17 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона 171-ФЗ оборот алкогольной продукции допускается только в местах, указанных в соответствующей лицензии.
Меры, которые необходимо принимать юридическим лицам, в целях недопущения нарушений:
своевременно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, включив в адрес объекта необходимые помещения, либо новый объект;
4) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования).
В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к товарно-транспортной накладной.
При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к товарно-транспортной накладной, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.
При этом статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии по решению Министерства, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях избежания совершения данного нарушения организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:
осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru);
осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;
проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной (в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов;
осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции;
5) нарушение сроков переоформления лицензии.
Статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ введена обязанность лицензиата переоформить лицензию в случаях:
- изменения наименования лицензиата (без его реорганизации);
- изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений (без добавления новых объектов);
- окончания срока аренды стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности;
- изменения иных указанных в лицензии сведений;
- реорганизации юридического лица.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Нарушение сроков переоформления лицензии влечет наложение административной ответственности, предусмотренной ст. 14.17 КоАП РФ.
В целях недопущения нарушений лицензиатом рекомендуется отслеживать наступление причин переоформления, в особенности изменение юридического адреса, либо адреса места нахождения объекта лицензирования.
Нарушения, совершаемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие на каждом объекте по приему лома и отходов металлов в доступном для обозрения месте следующей информации:
наименование юридического лица, номер его телефона;
данные о лице, ответственном за прием лома и отходов металлов;
распорядок работы;
условия приема и цены на лом и отходы металлов;
перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте информации;
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
оборудования для сортировки или измельчения стружки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9(1) постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
В целях недопущения указанных нарушений хозяйствующим субъектам необходимо усилить контроль за наличием информации, необходимого оборудования и технической документации в каждом из мест осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
3. Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представившими заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Министерством при осуществлении лицензионного контроля
Распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 15.05.2020 N 20РВ-136 утвержден административный регламент "Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области" (далее - Административный регламент), которым установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги.
При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление лицензии) в Министерство наиболее часто встречаются следующие нарушения:
нахождение объекта лицензирования в зоне запретов и ограничений;
объект, в котором планируется осуществлять деятельность, не является стационарным;
объект, в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у лицензиата в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
в нарушение требований приказ Минфина России от 14.08.2018 N 172н "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в представленных документах не указана информация о месте нахождения обособленного подразделения по структуре адреса, в соответствии с Федеральной информационной адресной системой, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
В целях предотвращения указанных правонарушений соискателям лицензий необходимо:
регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;
повышать квалификацию персонала.
4. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности
Предложения по совершенствованию законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции отсутствуют.
Вместе с тем наблюдается неполнота в правовом регулировании отношений в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так, до настоящего времени федеральный закон, предусматривающий передачу осуществления полномочий по лицензированию указанного вида деятельности, не принят.
Субвенции на осуществление указанных полномочий из федерального бюджета не предоставлялись. Министерство осуществляет указанные полномочия за счет средств бюджета Московской области.
Учитывая, что данный вид деятельности связан с высокой степенью общественной опасности требуется внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
1) в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденное постановлением Правительства от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов":
в части установления требований, которым должны соответствовать земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и техническая документация (включая ее состав), необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а также определения необходимости наличия здания, строения, сооружения, помещения при наличии земельного участка;
2) в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", и Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения":
в части определения размеров площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием.
5. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, Министерством проводятся мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с утверждаемыми программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований Министерство:
а) размещает на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов:
- приказом Министра от 18.06.2020 N 20П-94 утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- приказом Министра от 18.06.2020 N 20П-95 утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
- приказом Министра от 18.06.2020 N 20П-96 утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- приказом Министра от 18.06.2020 N 20П-97 утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области;
б) осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проводит еженедельные вебинары по вопросам, связанным с оборотом алкогольной продукции. Размещает информацию в личных кабинетах хозяйствующих субъектов на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru). В случае изменения обязательных требований. Министерство подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
в) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
г) выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10 июля 2020 г. N 20П-115 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.