Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
распоряжением
министерства
образования
Кировской области
от 19.06.2019 N 5-535
Модель
региональной системы оценки качества образования
10 августа 2020 г.
1. Общие положения
1.1. Модель региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) определяет цели, задачи, организационную и функциональную структуру РСОКО на территории Кировской области.
1.2. РСОКО распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательные программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы (далее вместе - образовательные организации).
1.3. РСОКО представляет собой целостную систему оценочных процедур, реализуемых на единой концептуально-методологической основе, включающей оценку индивидуальных достижений обучающихся, результатов деятельности педагогических работников, образовательных организаций, эффективности региональной и муниципальной систем образования.
1.4. Целью РСОКО является обеспечение участников образовательных отношений и общества в целом объективной и достоверной информацией о состоянии и результатах образования на разных уровнях, тенденциях его развития как составной части общероссийской системы оценки качества образования.
Пункт 1.5 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
1.5. Задачи РСОКО:
формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, факторов, влияющих на повышение качества образования и подходов к его измерению;
определение критериев и показателей, позволяющих оценить и получить достоверную информацию о качестве образования;
осуществление процедур оценки качества образования;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
анализ результатов процедур оценки качества образования;
разработка рекомендаций по повышению качества образования на основе проведенного анализа;
принятие управленческих решений и оценка их эффективности.
1.6. Принципы РСОКО:
объективность и достоверность информации о процедурах оценки качества образования;
открытость и информационная безопасность процедур оценки качества образования;
реалистичность требований, норм и показателей оценки качества образования, их социальная и личностная значимость;
оптимальность показателей для оценки качества образования; объективность получения результатов качества образования; соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
соблюдение традиций и преемственности в процедурах оценивания на всех уровнях образования.
1.7. Создание РСОКО способствует: обеспечению единого образовательного пространства; повышению уровня информированности заказчиков и потребителей
информации о качестве образования;
принятию обоснованных управленческих решений органами, осуществляющими управление в сфере образования, различных уровней.
1.8. РСОКО позволяет:
определять динамику развития региональной и муниципальных образовательных систем, отдельной образовательной организации, оценивать их эффективность и прогнозировать их развитие с учетом социально- экономических приоритетов;
определять вклад отдельных уровней в интегральный результат;
устанавливать полноту выполнения требований и запросов заказчиков, потребителей;
проводить сопоставления по качеству образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
2. Структура РСОКО
Пункт 2.1 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.1. Проектирование и реализация модели РСОКО осуществляется на основе государственного и социального заказа на образование, а также взаимосвязи субъектов и объектов оценки качества образования. При оценке качества образования учитываются условия, процессы и результаты деятельности образовательных организаций разного типа.
2.2. Модель РСОКО включает нормативно-правовой, организационно-технологический и оценочно-результативный компоненты.
2.3. Нормативно-правовой компонент модели РСОКО представляет собой единый для всей Кировской области комплекс нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, регламентирующих процедуры оценки качества образования. Данные процедуры могут включать в себя разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации.
К таким полномочиям можно отнести:
порядок оценки качества образования (процедуру и технологию);
порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования;
порядок разработки, апробации и сертификации измерительных материалов;
порядок информирования заказчиков и потребителей о состоянии качества образования разных уровней и др.
Ресурсная составляющая нормативно-правового компонента модели РСОКО также включает кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.
Кадровое обеспечение РСОКО и повышение квалификации экспертов по оценке качества образования осуществляется образовательными организациями дополнительного профессионального образования.
Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКО осуществляется через проведение специалистами в сфере оценки качества образования курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, консультаций, разработку необходимых методических и иных материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических сборников по результатам оценки и др.
Материально-техническое обеспечение РСОКО заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКО на всех уровнях.
Финансовое обеспечение РСОКО осуществляется за счет бюджетных средств в рамках текущего финансирования субъектов РСОКО.
Информационное сопровождение РСОКО предназначено для широкого информирования заказчиков и потребителей о качестве образования и обеспечивается посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования в регионе, размещения материалов в средствах массовой информации, функционирования постоянно действующей на официальном информационно-образовательном интернет
портале Кировской области страницы "РСОКО", отражающей нормативную составляющую РСОКО, информацию об оценочных процедурах, технологии и инструментарии их проведения, полученные результаты и др.
РСОКО является динамично развивающейся системой. Субъекты РСОКО своевременно обеспечивают образовательные организации нормативно-правовыми документами по проведению процедур оценки качества образования.
2.4. Организационно-технологический компонент модели РСОКО предполагает проведение следующих процедур контроля и оценки качества образования:
2.4.1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2.4.2. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.
2.4.3. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает:
федеральный государственный контроль качества образования, обеспечивающий оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения
проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер;
федеральный государственный надзор в сфере образования, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
2.4.4. Государственная итоговая аттестация обучающихся как форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся по освоению основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
2.4.5. Независимая система оценки качества работы образовательных организаций осуществляется с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации и иных экспертов в целях повышения качества работы образовательных организаций и включает в себя обеспечение достоверной информацией о качестве образования заказчиков и потребителей, в том числе в электронной форме, а также формирование результатов независимой оценки качества работы образовательных организаций и рейтингов их деятельности.
2.4.6. Международные исследования качества образования обеспечивают оценку качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, чтения и понимания текста PIRLS, образовательных достижений учащихся PISA и др.
2.4.7. Мониторинг в системе образования включает систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, состоянием сети образовательных организаций.
2.4.8. Оценка результатов освоения образовательной программы на региональном и институциональном уровне проводится для получения достоверной информации об индивидуальных учебных и внеучебных достижениях обучающихся, в том числе личностных, предметных и метапредметных результатах освоения образовательных программ в ходе проведения внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования в образовательной организации (процедуры всероссийских проверочных работ, национального исследования качества образования и др.).
2.4.9. Оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году осуществляется ежегодно комиссиями, созданными учредителями образовательных организаций с включением в их состав по согласованию представителей министерства образования Кировской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, МЧС России, МВД России, ФСБ России и Роспотребнадзора.
2.4.10. Исследования уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования осуществляются с целью оценки удовлетворенности заказчиков и потребителей разными качественно-количественными характеристиками качества образования (условиями обучения, педагогическим составом, состоянием материально-технической базы, выполнением требований пожарной безопасности, соответствием помещений санитарным требованиям и др.) и позволяют выявить основные
причины неудовлетворенности населения качеством образования и спланировать мероприятия по улучшению показателей удовлетворенности.
2.4.11. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
2.4.12. Самообследование проводится для оценки образовательной деятельности, системы управления образовательной организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализа показателей деятельности образовательной организации.
Пункт 2.4 дополнен подпунктом 2.4.13. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.4.13. Оценка региональных механизмов управления качеством образования:
системы оценки качества подготовки обучающихся (приложение N 1 к настоящей модели РСОКО);
системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (приложение N 2 к настоящей модели РСОКО);
системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (приложение N 3 к настоящей модели РСОКО);
системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся (приложение N 4 к настоящей модели РСОКО);
системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (приложение N 5 к настоящей модели РСОКО);
системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Кировской области (приложение N 6 к настоящей модели РСОКО);
системы мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников (приложение N 7 к настоящей модели РСОКО);
системы методической работы (приложение N 8 к настоящей модели РСОКО);
системы организации воспитания и социализации обучающихся (приложение N 9 к настоящей модели РСОКО).
Пункт 2.5 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.5. Оценочно-результативный компонент модели РСОКО представляет собой уровневую структуру, включающую в себя: региональный, муниципальный уровень и уровень образовательной организации.
Пункт 2.6 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.6. Организационно-функциональной составляющей РСОКО между субъектами являются министерство образования Кировской области, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" (далее - КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области" ), Кировское областное государственное автономное учреждение "Центр оценки качества образования" (далее - КОГАУ "Центр оценки качества образования" ), Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования одаренных школьников" (далее - КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" ), Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Областной центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций" (далее - КОГБУ "ЦПТО" ), органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, общественность и профессиональные объединения.
2.7. Министерство образования Кировской области формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования, регламентирует функционирование РСОКО и оценочных процедур, осуществляет нормативно-правовое и финансовое обеспечение РСОКО, корректирует и утверждает критерии РСОКО, координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по повышению качества образования в Кировской области.
Пункт 2.8 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.8. КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области" осуществляет разработку критериев РСОКО, подготовку экспертов по оценке качества образования, повышение квалификации руководящих и педагогических работников, разработку аналитических материалов по функционированию РСОКО, научно-методическое сопровождение функционирования РСОКО, разработку региональных показателей мониторинга системы оценки качества подготовки обучающихся, системы работы со школами с низкими результатами обучения, со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона, системы мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников, системы методической работы, системы организации воспитания и социализации обучающихся, сбор, обработку, интерпретацию и анализ информации, подготовку предложений о принятии мер по повышению качества образования, анализ эффективности принятых мер в рамках указанных механизмов управления качеством образования.
Пункт 2.9 изменен. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.9. КОГАУ "Центр оценки качества образования" осуществляет организационно-технологическое сопровождение функционирования РСОКО, разработку, формирование и апробации измерительных материалов для оценки качества образования, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования РСОКО, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в Кировской области, разработку региональных показателей мониторинга системы объективности процедур оценки качества образования, системы работы со школами с низкими результатами обучения, со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, обработку, интерпретацию и анализ информации, подготовку предложений о принятии мер по повышению качества образования, анализ эффективности принятых мер в рамках указанных механизмов управления качеством образования.
Раздел 2 дополнен пунктом 2.9 1. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.9 1. КОГАОУ ДО "Центр дополнительного образования одаренных школьников" осуществляет разработку критериев РСОКО, региональных показателей мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, системы объективности олимпиад школьников, инструктивно-методическое сопровождение мероприятий системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, системы объективности олимпиад школьников, обработку, интерпретацию и анализ информации, подготовку предложений о принятии мер по повышению качества образования, анализ эффективности принятых мер в рамках указанных механизмов управления качеством образования.
Раздел 2 дополнен пунктом 2.9 2. - Распоряжение Министерства образования Кировской области от 10 августа 2020 г. N 861
2.9 2. КОГБУ "ЦПТО" осуществляет разработку критериев РСОКО, региональных показателей мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, инструктивно-методическое сопровождение мероприятий системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, сбор, обработку, интерпретацию и анализ информации, подготовку предложений по принятию мер, направленных на развитие и совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, анализ эффективности принятых мер в рамках указанного механизма управления качеством образования.
2.10. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают проведение процедур в рамках внешней оценки качества образования на муниципальном уровне, осуществляют
информационно-методическое сопровождение, ведение и предоставление сведений на основе действующих баз данных, организуют сбор образовательной статистики, содействуют в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования, осуществляют обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством.
2.11. Образовательные организации обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования, осуществляют сбор, ведение и предоставление данных в базы данных, контроль качества предоставляемой информации, осуществляют обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством.
2.12. Общественность и профессиональные объединения осуществляют контроль качества образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участвуют в обсуждении критериев, характеризующих состояние и динамику развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальных систем образования и системы образования Кировской области.
2.13. Потребителями результатов деятельности РСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о результатах процедур контроля и оценки качества образования.
Среди групп потребителей выделяются:
государство (органы законодательной, исполнительной, судебной власти);
производство (государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.);
общество (политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.);
личность (отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством);
сама система образования (образовательные организации, их сети и органы, осуществляющие управление в сфере образования).
2.14. Логика функционирования РСОКО строится на основе запросов заказчиков и потребителей, постановки целей и задач оценки, определения субъектов и объектов оценки, выбора процедур, определения показателей, проведения оценки, интерпретации полученных результатов для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
2.15. В рамках РСОКО предусматривается внешняя и внутренняя оценка качества образования.
2.16. Внешняя оценка качества образования предусматривается со стороны государства, общественных организаций, населения и проводится на региональном и муниципальном уровнях.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями этих требований.
Общественные организации, работодатели, образовательные сообщества принимают участие в оценке качества образования, в том числе на основе доступной информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, участвуют в оценке уровня образованности населения; доступности образования; рассматривают влияние образования на занятость населения, развитие гражданского
общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и т.д.
Население выражает свое мнение в части удовлетворенности условиями обучения - комфортность, личная безопасность и т.д.; состоянием материально-технической базы; уровнем капитализации полученного образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека и др.
На региональном уровне осуществляется оценка качества образования, индивидуальных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, региональной и муниципальных образовательных систем с использованием результатов различных процедур оценки качества образования и данных государственной статистики.
Предметом оценки качества образования на муниципальном уровне выступают:
условия реализации образовательных программ в муниципальных образовательных организациях;
эффективность деятельности руководителей подведомственных образовательных организаций;
эффективность выполнения образовательными организациями муниципальных заданий;
качество работы сайтов образовательных организаций и др.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают информационно-методическое, техническое сопровождение внешней оценки качества образования, проводимой на муниципальном уровне, а также организацию диагностических и мониторинговых исследований в подведомственных образовательных организациях.
2.17. Внутренняя оценка качества образования предполагает проведение процедур по оценке качества образования образовательными организациями самостоятельно.
Образовательные организации проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).
ВСОКО нацелена на выявление степени соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов деятельности образовательной организации и строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса:
организация и осуществление образовательного процесса;
ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Образовательная организация планирует и проводит текущий контроль учебных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляет комплексный подход к выявлению реальных результатов освоения образовательных программ путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, итоговой аттестации обучающихся, организации мониторинговых исследований, проведения экспертизы достижений обучающихся и пр. Внутренняя оценка осуществляется субъектами ВСОКО обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся.
Обучающиеся осуществляют самооценку, самоанализ (рефлексию), и взаимооценку.
Педагогическими и руководящими работниками проводится стартовая и текущая диагностика, оценка образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностика проблем в образовании.
Родители (законные представители) обучающихся принимают участие в оценке качества образования в части удовлетворенности (неудовлетворенности) получаемым или полученным образованием.
Данные, полученные в ходе внутренних оценочных процедур, используются образовательной организацией для выработки оперативных решений и лежат в основе внутришкольного управления качеством образования.
Внутренняя оценка, фиксирующая динамику образовательных достижений обучающихся, строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя - на основе планируемых результатов освоения обучающимися образовательных программ.
3. Глоссарий РСОКО
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных образовательных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на
определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.
Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.