Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2020 г. N 301-ЭС20-10767 по делу N А43-34729/2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - агентство) на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.03.2020 по делу N А43-34729/2017 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Семеновский спецсемлесхоз" (далее - ГБУ НО "Семеновский спецсемлесхоз", учреждение) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о взыскании 8 000 000 рублей неосновательного обогащения в виде ошибочно перечисленных денежных средств по договору об ответственном хранении от 11.11.2011,
установила:
решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2018, вступившим в законную силу, требования удовлетворены, с Федерального агентства лесного хозяйства за счет казны Российской Федерации в пользу ГБУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" взыскано 8 000 000 рублей неосновательного обогащения. Во исполнение решения выдан исполнительный лист ФС N 032916052.
Министерство финансов Российской Федерации (далее также - министерство), как орган, исполняющий решение, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения от 18.10.2018 и приостановлении исполнительного производства до рассмотрения настоящего заявления.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2019, оставленным в силе постановлением Первого апелляционного суда от 06.12.2019, в удовлетворении заявления министерства отказано.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.03.2020 определение суда от 30.09.2019 и постановление апелляционного суда от 06.12.2019 отменены, порядок и способ исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2018 изменены. Кассационный суд постановил, что решение суда подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральному агентству лесного хозяйства на реализацию соответствующих полномочий.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства возражает против постановления кассационного суда, обращая внимание, что денежные средства в размере 8 000 000 рублей, поступившие от ГБУ НО "Семеновский спецсемлесхоз", были перечислены на счет, используемый для учета доходов федерального бюджета. Агентство данную денежную сумму в свое распоряжение не получало и, следовательно, не имеет источника для их возмещения учреждению. Заявитель также считает, что оснований для изменения порядка и способа исполнения решения суда не имелось, поскольку федеральный бюджет входит в казну Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворяя решением от 18.10.2018 требования ГБУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" к Федеральному агентству лесного хозяйства и отказывая в удовлетворении требований к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, исходил из того, что ошибочно перечисленная по договору от 11.11.2011 денежная сумма в размере 8 000 000 рублей поступила в федеральный бюджет. Следовательно, неосновательное обогащение возникло на стороне Российской Федерации, подлежит возмещению за счет казны публичного образования, а интересы Российской Федерации в рамках настоящего дела полномочно представлять Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель бюджетных средств.
Разрешая вопрос об изменении порядка и способа исполнения решения суда, Арбитражный суд Волго-Вятского округа руководствовался статьями 161, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736.
Суд учел, что в соответствии с положениями бюджетного законодательства за счет казны Российской Федерации подлежат исполнению судебные акты по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главных распорядителей средств бюджета. В свою очередь, судебные акты по требованиям, возникающим в связи с исполнением договорных обязательств, подлежат исполнению в порядке, предусмотренном для обращения взыскания на средства бюджетов по обязательствам казенных учреждений.
Проанализировав решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2018, кассационный суд пришел к выводу, что оснований для его исполнения за счет казны Российской Федерации, т.е. Министерством финансов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Из судебных актов под делу усматривается, что неосновательное обогащение в размере 8 000 000 рублей представляет собою денежную сумму, подлежащую возврату в пользу ГБУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" из дохода федерального бюджета.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.
Федеральное агентство является главным администратором доходов федерального бюджета.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральное агентство лесного хозяйства не приводит оснований, в силу которых оно лишено возможности осуществить операции, предусмотренные Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, и произвести возврат ошибочно уплаченных в федеральный бюджет денежных средств в отношении закрепленного за агентством источника доходов.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Федеральному агентству лесного хозяйства в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2020 г. N 301-ЭС20-10767 по делу N А43-34729/2017
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9049/20
06.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-989/18
24.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-989/18
30.05.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2100/19
17.01.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-989/18
18.10.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-34729/17
18.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2540/18
05.04.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-989/18
14.12.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-34729/17