Постановлением Администрации Алтайского края от 18 марта 2013 г. N 142 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Алтайского края от 23 октября 2012 г. N 574
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие молочного
скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
18 марта, 10 июня 2013 г.
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2013 г. N 304 в настоящую Программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 23 октября 2012 г. N 574)
18 марта, 10 июня 2013 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года (далее - "Программа") |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года N 2-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае" |
Государственный заказчик программы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Основной разработчик программы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Цель и задачи программы |
цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства молока в Алтайском крае; задачи: стимулирование увеличения объемов производства молока и ускоренного развития молочного скотоводства; поддержка технической модернизации подотрасли |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; численность поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; средний надой молока на 1 корову в год в сельскохозяйственных организациях |
Срок реализации программы |
2013-2020 годы |
Исполнитель основных мероприятий программы |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
общий объем финансовых ресурсов на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составит 5638,7 млн. рублей, из них: за счет средств краевого бюджета - 798,7 млн. руб., в том числе: 2013 г. - 80,0 млн. руб.; 2014 г. - 81,0 млн. руб.; 2015 г. - 82,2 млн. руб.; 2016 г. - 98,3 млн. руб.; 2017 г. - 99,4 млн. руб.; 2018 г. - 100,5 млн. руб.; 2019 г. - 128,1 млн. руб.; 2020 г. - 129,2 млн. руб.; за счет внебюджетных источников 4840,0 млн. руб., в том числе: 2013 г. - 450,0 млн. руб.; 2014 г. - 460,0 млн. руб.; 2015 г. - 470,0 млн. руб.; 2016 г. - 600,0 млн. руб.; 2017 г. - 620,0 млн. руб.; 2018 г. - 630,0 млн. руб.; 2019 г. - 800,0 млн. руб.; 2020 г. - 810,0 млн. руб. Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утверждаемых законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
увеличение к 2020 году: в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, поголовья молочных коров до 174 тыс. голов; производства молока до 816 тыс. тонн; среднего надоя на 1 корову в сельскохозяйственных организациях до 4700 кг; приобретение 800 единиц кормоуборочных комбайнов, комплексов машин, оборудования для приготовления кормов, 960 единиц доильного и холодильного оборудования; модернизация 525 сервисных пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота |
1. Общие положения
Программа определяет цели, задачи и направления развития молочного скотоводства Алтайского края, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, показатели их результативности.
Объектом Программы является молочное скотоводство, которое рассматривается в качестве одной из ведущих, системообразующих подотраслей сельского хозяйства региона, формирующих его аграрную экономику и агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Предметом регулирования Программы являются условия развития молочного скотоводства Алтайского края.
Основания для разработки Программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 2071-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";
закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года N 2-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 10 марта 2004 года N 5-ЗС "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года";
закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года N 87-ЗС "Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года";
постановление Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года N 523 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы";
постановление Администрации Алтайского края от 28 декабря 2007 года N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края";
постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года N 539 "Об утверждении краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья";
постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года N 420 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы";
постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года N 330 "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года";
постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года N 445 "Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края.
За последние годы в Алтайском крае сформирован комплексный подход к развитию сельских территорий, который реализуется в рамках региональных целевых программ, в частности краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья", долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, Губернаторской программы "75x75".
В регионе достигнуты высокие результаты по ряду наиболее важных направлений: развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов агропромышленного комплекса, реализация в сельской местности социально значимых инвестиционных проектов.
За 2003-2012 годы улучшили жилищные условия более 5 тыс. сельских семей, включая 1,9 тыс. молодых семей и семей молодых специалистов, построено (приобретено) 315,6 тыс. кв. м жилья. Наряду с этим реконструировано 369,5 км линий электропередачи, введено в эксплуатацию 510,7 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировано более 12 тыс. домовладений, построено 333,4 км водопроводных сетей, приведено в нормативно-техническое состояние (построено) 40 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты. Однако для обеспечения устойчивого развития сельских территорий края многое еще предстоит сделать.
Программа имеет для этого существенное значение, так как молочное скотоводство является одной из основных подотраслей аграрного производства, обеспечивающих занятость и доходы сельского населения края. Наряду с указанным, в программе содержатся меры, направленные на создание условий для участия в ней предприятий малых, средних и крупных форм хозяйствования.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Алтайского края и его муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов, меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве. Программа принимает во внимание также приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и Алтайского края на долгосрочный период, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 и 597, направлена на повышение конкурентоспособности отрасли на основе модернизации производства и рассматривается как один из инструментов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению инвестиционной деятельности. По данному направлению в крае ведется серьезная работа.
В 2008-2011 годах определены новые стандарты и механизмы управления инвестиционной деятельностью региона: принята краевая программа "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011-2016 годы, утвержден план мероприятий по ее реализации, сформирован институт инвестиционных уполномоченных, создан региональный инвестиционный фонд с объемом средств в размере порядка 600 млн. рублей. Большое внимание в крае уделяется реализации инфраструктурных проектов. Решаются вопросы энерго- и газообеспечения, создания транспортных развязок, увеличения их пропускной мощности, что не только способствует развитию действующих производств, но и позволяет привлекать в регион инвесторов для создания новых.
Программа рассчитана на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса края, создание условий для повышения качества жизни сельского населения на основе устойчивого, динамичного развития подотрасли молочного скотоводства, повышения ее инвестиционной привлекательности на основе государственно-частного партнерства и получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике региона.
2. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Алтайский край - один из крупнейших в стране производителей молочной продукции, который вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.
В 2011 году в хозяйствах всех категорий было получено 1451,8 тыс. тонн молока (таблица 1). В расчете на душу населения произведено 608,1 кг молока, что более чем в 2 раза превысило среднероссийский уровень. По данному показателю регион занимает первое место в стране.
Таблица 1
Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае
Показатели |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2008 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
366,7 |
366,7 |
366,7 |
366,7 |
100,0 |
Удой на корову в год в крупных и средних сельскохозяйственных организациях |
кг |
3464,0 |
3576,0 |
3735,0 |
3941,0 |
113,8 |
Валовое производство молока |
тыс. тонн |
1375,1 |
1393,3 |
1422,8 |
1451,8 |
105,6 |
Производство молока на душу населения |
кг |
549,5 |
558,7 |
578,5 |
608,1 |
110,7 |
Выход телят на 100 маток |
голов |
84,0 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
101,2 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
11,0 |
12,3 |
14,8 |
15,7 |
142,7 |
Рентабельность производства молока: |
|
|
|
|
|
|
с учетом субсидий |
% |
24,0 |
15,7 |
38,9 |
34,6 |
144,2 |
без учета субсидий |
% |
23,3 |
9,5 |
38,0 |
25,9 |
111,2 |
Алтайский край является лидером в Российской Федерации по выпуску сыров (66,3 тыс. тонн - 1-е место), входит в первую пятерку регионов по производству сухого молока и животного масла. На долю Алтайского края приходится более 25% молока, произведенного в Сибирском федеральном округе, и пятая часть реализованного скота.
Регион обладает высокоразвитой перерабатывающей промышленностью. Край полностью обеспечивает потребности своих жителей в молочных продуктах и вывозит более 45% производимых сухих молочных продуктов, 30% животного масла, 70% твердых сыров. Таким образом, развитие молочного скотоводства в Алтайском крае имеет важнейшее значение для обеспечения продуктами питания отечественного производства населения не только региона, но и всего Сибирского федерального округа, а также Российской Федерации в целом.
В последние годы в молочном скотоводстве Алтайского края наблюдается положительная динамика. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, и сохранить ежегодный рост продуктивности сельскохозяйственных животных.
С 2008 года производство молока в крае возросло на 5,6%, а рентабельность его увеличилась с 24,0 до 34,6%. Продуктивность коров за этот период выросла на 477 килограммов, или 13,8%), и составила в 2011 году 3941 к г. В целом по краю продуктивность коров свыше 3,5 тыс. килограммов молока получена в 139 хозяйствах, свыше 5 тыс. килограммов - в 25 хозяйствах, свыше 6 тыс. килограммов - в 7 хозяйствах. На 3 предприятиях надой на одну корову составил более 7 тыс. килограммов молока. Рост производственных показателей молочного скотоводства во многом обусловлен повышением генетического потенциала сельскохозяйственных животных, чему способствует развитие племенного животноводства.
В настоящее время на территории края районированы 3 молочные и молочно-мясная породы крупного рогатого скота - черно-пестрая, красно-пестрая, красная степная и симментальская. Поголовье скота в племенных хозяйствах обеспечивает генетический потенциал товарного животноводства на достаточно высоком уровне, на что указывает селекционный дифференциал, который достигает 1300 кг молока на корову. Племенное маточное поголовье молочного скота увеличилось до 26,0 тыс. коров.
Особая роль в структуре племенного животноводства принадлежит ОАО "Племпредприятие "Барнаульское", которое является ведущим в Сибирском федеральном округе производителем биопродукции. Ежегодно им реализуется около 800 тыс. доз семени. Это позволяет осеменять до 250 тыс. коров и телок в товарных хозяйствах края, что составляет 75% от общего маточного поголовья сельхозпредприятий края и обеспечивает стабильно высокий выход телят в расчете на 100 коров - 82-85 голов.
В 2011 году в результате реализации мероприятий краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011 -2013 годы по направлению "молочное скотоводство" построено, реконструировано и модернизировано 116 объектов на 34,2 тыс. скотомест. В 2012 году в рамках Программы "100 + 100" заявлено строительство, реконструкция и модернизация 165 объектов на 243,7 тыс. постановочных мест с привлечением 4,5 млрд. руб. кредитных средств.
Алтайский край имеет необходимые ресурсы и условия для дальнейшего интенсивного развития молочного скотоводства и значительного увеличения производства молока, в частности:
природно-климатические условия, позволяющие разводить молочный скот различных районированных пород;
значительные площади зерновых культур и кормовых угодий (1136 тыс. га сенокосов, 2602 тыс. га пастбищ, 595 тыс. га посевов многолетних трав);
активно развивающаяся комбикормовая промышленность (производственная мощность - 1270 тыс. тонн комбикорма в год);
необходимые трудовые ресурсы (более 46% населения края проживает в сельской местности; в молочном скотоводстве трудится 25 тыс. человек, или 18,6% занятых в сельском хозяйстве края);
традиционность отрасли для региона (молочным скотоводством в Алтайском крае занимаются во всех 59 районах более 500 сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также личные подсобные хозяйства);
научный и кадровый потенциал (в Алтайском крае функционируют НИИ сельского хозяйства, НИИ животноводства и ветеринарии, НИИ сыроделия, являющиеся учреждениями Россельхозакадемии, высшие и средние специальные учебные заведения);
развитая молокоперерабатывающая промышленность (производственная мощность предприятий - 1870 тыс. тонн молока; полностью обеспечена глубокая переработка молока-сырья, выпускается молочная продукция длительного срока хранения (твердые сыры, сухое молоко и др.).
Однако, несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие молочного скотоводства в крае:
1. Недостаточный уровень кормообеспеченности, который обусловлен незначительным обновлением посевов многолетних трав, небольшой площадью орошаемых земель, нехваткой современной высокопроизводительной-кормоуборочной техники.
Слабая техническая оснащенность предприятий является одной из главных причин несвоевременного и некачественного выполнения мероприятий по внедрению прогрессивных технологий заготовки кормов, что приводит к потерям 25-30% выращенного урожая и снижению его кормовой ценности. Основная масса грубых и сочных кормов заготавливается по традиционным технологиям с применением машин преимущественно устаревших конструкций. В среднем по краю в 2009-2011 годах на 1 условную голову приходилось по 23,3 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов. В производимых в последние годы кормах дефицит белка составляет 18-20%, сахара - 20-50%. Использование концентрированных кормов в молочном животноводстве достигает не более 60% от потребности. Дефицит фуражного зерна, жмыха, шротов в рационах не позволяет обеспечить животных необходимым количеством энергии и протеина. Не в полной мере применяются при кормлении скота премиксы, белково-витаминные, минеральные и другие добавки.
Недостаточная обеспеченность современными мобильными кормоцехами и комбикормовыми установками, а также другим оборудованием для организации полноценного сбалансированного кормления в соответствии с зоотехническими нормами в значительной степени влияет на интенсификацию животноводства, рост продуктивности животных и качество получаемой продукции. Грубые и сочные корма в виде однородной смеси составляют не более 16-18% от общего объема потребления, что ведет к перерасходу кормов при производстве молока на 30-35% и низкой молочной продуктивности коров. В последние годы в крае проводится активная работа, направленная на развитие кормопроизводства. Меры государственной поддержки способствуют улучшению состояния кормовой базы. Реализация ведомственных целевых программ в 2009-2011 годах позволила сельхозтоваропроизводителям приобрести более 250 новых кормоуборочных комбайнов, более 120 мобильных кормоцехов типа "Измельчитель-смеситель-раздатчик кормов", за счет применения которых сэкономлено до 20% кормов. Площади, занятые зерновыми смесями, в крае увеличены до 200 тыс. гектаров, что составляет 75% в структуре севооборота однолетних культур. Это позволило повысить содержание протеина в кормах до 89-95 граммов в кормовой единице. Однако без дальнейшей государственной поддержки невозможно обеспечить интенсивное развитие кормопроизводства и повышение эффективности молочного скотоводства.
2. Относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве, низкий удельный вес ферм с современным оборудованием и технологией производства продукции, что ведет к снижению продуктивности скота и качества продукции, увеличению ее себестоимости.
За период с 1990 по 2008 годы постоянный рост издержек производства не позволял большинству сельхозпроизводителей обновлять основные фонды. Изношенность технологического оборудования, отработавшего в ряде хозяйств по 25-35 лет, достигла 70 и более процентов. На многих фермах не применялись молокопроводы, кормоцеха и кормокухни, механизированная транспортировка и раздача кормов. Практически не велось строительство новых комплексов и ферм, не обновлялось оборудование. Частично или полностью перестали работать многие крупные промышленные молочные комплексы.
Последние три года благодаря краевым целевым программам приобретается доильное и холодильное оборудование для молочного скотоводства. Хозяйствами края куплены 154 новые линейные доильные установки, смонтировано 8 современных доильных залов, приобретено 138 танков-охладителей молока. Тем не менее темпы технического переоснащения животноводческих ферм недостаточны для решения задачи повышения эффективности и увеличения объемов производства молока.
3. Низкий охват искусственным осеменением скота.
За период с 2008 по 2011 годы в крае создано 525 центров по искусственному осеменению коров и телок. Для увеличения доли маточного поголовья крупного рогатого скота, в отношении которого применяется искусственное осеменение, и повышения продуктивности коров необходимо осуществить модернизацию указанных центров.
Наличие вышеуказанных сдерживающих факторов оказывает существенное влияние на экономическую эффективность молочного скотоводства и сдерживает его ускоренное развитие.
В современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Государственная поддержка племенного животноводства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием дальнейшего развития молочного скотоводства в крае.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, доступного по цене;
биологическими особенностями разведения крупного рогатого скота по сравнению с птицеводством и свиноводством, в силу которых производственный цикл выращивания особи до взрослого животного составляет 24-28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства молока в Алтайском крае.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
стимулирование увеличения объемов производства молока и ускоренного развития молочного скотоводства;
поддержка технической модернизации подотрасли.
4. Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложение 1.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточное финансирование отрасли инвесторами на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственными производителями из собственных и заемных средств;
неблагоприятная для села рыночная конъюнктура в части товаров и услуг (повышение стоимости энергоносителей, удобрений и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям, вызванным его реализацией;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования;
усиление конкуренции на агропродовольственном рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
2. Внутренние риски:
организационные риски, несвоевременная подготовка кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и высоких темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критерия недостижения плановых показателей принято отсутствие повышения по сравнению с предыдущим годом производства молока на корову и выполнение только на 96% плана по численности коров.
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Таблица 2
Оценка рисков недополучения
ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы
Виды рисков |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Недостижение плановой продуктивности, кг молока на корову |
241,3 |
248,6 |
256,0 |
263,7 |
271,3 |
279,1 |
287,3 |
295,9 |
Недостижение планового поголовья коров, тыс. голов |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
Общая оценка рисков, тыс. тонн (снижение объема производства молока) |
68,3 |
70,3 |
72,4 |
74,6 |
76,9 |
79,2 |
81,5 |
84,0 |
Общая оценка рисков, млн. руб. (для расчета принята цена 1 тонны молока - 13,8 тыс. руб.) |
942,0 |
970,6 |
999,7 |
1029,8 |
1060,7 |
1092,4 |
1125,2 |
1158,8 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
5. Система программных мероприятий
Реализация программных мероприятий направлена на создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства молока в Алтайском крае. Система программных мероприятий приведена в приложении к Программе.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства краевого бюджета, а также внебюджетные средства. Объемы финансирования ежегодно уточняются при формировании краевого бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей краевого бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы.
Сводные финансовые затраты на выполнение Программы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сводные финансовые затраты
по направлениям долгосрочной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
Источники и направления расходов |
Сумма затрат, млн. руб. |
||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
весь период |
|
Всего финансовых затрат, в том числе |
530,0 |
541,0 |
552,2 |
698,3 |
719,4 |
730,5 |
928,1 |
939,2 |
5638,7 |
из краевого бюджета |
80,0 |
81,0 |
82,2 |
98,3 |
99,4 |
100,5 |
128,1 |
129,2 |
798,7 |
из внебюджетных источников |
450,0 |
460,0 |
470,0 |
600,0 |
620,0 |
630,0 |
800,0 |
810,0 |
4840,0 |
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Алтайском крае.
Поддержка технологической модернизации молочного скотоводства позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2013-2020 годах приобрести более 500 линейных доильных установок и 20 доильных залов, более 400 танков-охладителей молока, обновить технологическое оборудование, имеющееся на фермах и в животноводческих комплексах. Кроме того, будут приобретаться смесители-раздатчики кормов (КИС-8, "Оптимикс", "Хозяин" и другие), новые кормоуборочные комбайны, что будет способствовать увеличению объема и повышению качества заготавливаемых кормов.
Реализация программных мероприятий по техническому перевооружению молочного скотоводства будет способствовать увеличению площадей, занятых кормовыми культурами с 1100 тыс. га в 2011 году до 1400 тыс. га в 2020 году, или на 13%. При этом посевы однолетних культур расширятся до 370 тыс. га, кукурузы на силос - до 200 тыс. га. Создание однолетних пастбищ с посевом суданской травы, многолетних трав и других культур на площади 60 тыс. га для выпаса коров, расширение посевов рапса на зеленый корм до 40-45 тыс. га позволит не допустить спада суточных удоев молока в осенний период, продлить сроки использования "зеленого конвейера".
Все это даст возможность заготовить в 2,2 раза больше силоса и сенажа, повысить обеспеченность грубыми и сочными кормами с 16 до 31 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота (а с учетом концентрированных кормов - до 48 центнеров кормовых единиц), улучшить качество кормов. Сохранение государственной поддержки орошения кормовых культур позволит ежегодно осуществлять полив на площади 20,0 тыс. га и получать стабильные урожаи.
В результате реализации Программы поголовье молочных коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к 2020 году планируется сохранить. Наращивание генетического потенциала товарных стад, решение проблемы заготовки кормов и проведение других мероприятий, направленных на развитие молочного скотоводства, обеспечат к 2020 году рост продуктивности дойного стада на 19,2%, или на 757 кг молока к уровню 2012 года. В результате прирост производства молока составит 148,2 тыс. тонн. А общий объем его производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличится до 792,2 тыс. тонн.
Эффективность расходования средств финансирования, определяемая соотношением конечных результатов данной Программы и затрат на ее реализацию, в среднем за восемь лет составит 268%, что для Программы, предназначенной создать условия устойчивого и интенсивного развития молочного скотоводства, которое характеризуется длительными сроками окупаемости капитальных вложений, является высоким показателем (таблица 4)
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Единица измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Всего за 8 лет |
Выручка от реализации молока * |
млн. руб. |
8025,1 |
8265,1 |
8515,4 |
8770,8 |
9035,1 |
9305,9 |
9584,4 |
9871,9 |
10167,1 |
81540,9 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока |
млн. руб. |
8,2 |
240,0 |
250,3 |
255,4 |
264,4 |
270,8 |
278,5 |
287,5 |
295,2 |
2142,0 |
Финансирование Программы, всего |
млн. руб. |
X |
80,0 |
81,0 |
82,2 |
98,3 |
99,4 |
100,5 |
128,1 |
129,2 |
798,7 |
Коэффициент эффективности |
|
X |
3,00 |
3,09 |
з,п |
2,69 |
2,72 |
2,77 |
2,24 |
2,28 |
2,68 |
* За 2012 год указано фактическое значение выручки, за 2013-2020 годы выручка рассчитана в ценах 2012 года (13,8 руб./кг).
8. Система управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое обеспечивает мониторинг достижения основных показателей Программы и предоставление в установленном порядке необходимой информации о ходе ее выполнения.
В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку молочного скотоводства.
Приложение
к постановлению Администрации
Алтайского края
от 23 октября 2012 г. N 574
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
См. текст приложения
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 марта 2013 г. N 142 настоящая программа дополнена приложением 1
Приложение 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
и на период до 2020 года
Динамика
целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
тыс. тонн |
644,0 |
663,5 |
683,4 |
704,0 |
725,1 |
746,8 |
769,2 |
792,2 |
816,0 |
Численность поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
тыс. голов |
173,5 |
173,5 |
173,5 |
173,5 |
173,5 |
173,7 |
173,9 |
174,0 |
174,0 |
Средний удой молока от 1 коровы в год в сельскохозяйственных организациях |
кг |
3943,0 |
4020,0 |
4072,0 |
4129,0 |
4200,0 |
4300,0 |
4400,0 |
4550,0 |
4700,0 |
Производство кормовых культур на орошаемых землях |
тыс. тонн кормовых единиц |
87,8 |
106,9 |
126,9 |
152,3 |
182,7 |
219,3 |
263,1 |
315,8 |
378,9 |
Количество приобретенной техники |
единиц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кормоуборочные комбайны |
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
кормосмесители |
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
доильное оборудование |
|
|
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
танки-охладители молока |
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Количество модернизированных сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах |
|
|
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
70 |
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2013 г. N 304 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к долгосрочной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства
в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
и на период до 2020 года
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2013-2015 годы и на период до 2020 года
10 июня 2013 г.
Цель, задача, мероприятие |
Сумма затрат, млн. руб. |
Источники финансирования |
Исполнитель |
Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель - создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и повышения конкурентоспособности производства молока в Алтайском крае |
530,0 |
541,0 |
552,2 |
698,3 |
719,4 |
730,5 |
928,1 |
939,2 |
5638,7 |
всего |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - ГУСХ) |
сохранение или рост поголовья дойного стада, повышение продуктивности коров до 4700 кг, прирост объемов производства молока к 2012 году на 172,0 тыс. тонн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|||
80,0 |
81,0 |
82,2 |
98,3 |
99,4 |
100,5 |
128,1 |
129,2 |
798,7 |
краевой бюджет |
|||
450,0 |
460,0 |
470,0 |
600,0 |
620,0 |
630,0 |
800,0 |
810,0 |
4840,0 |
внебюджетные источники |
|||
Задача 1. Стимулирование увеличения объемов производства молока и ускоренного развития молочного скотоводства |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
1200,0 |
всего |
ГУСХ |
увеличение объемов производства молока к 2020 году до 816,0 тыс. тонн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|||
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
400,0 |
краевой бюджет |
|||
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
800,0 |
внебюджетные источники |
|||
Мероприятие 1.1. Субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство кормов на орошаемых участках |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
1200,0 |
всего |
ГУСХ |
увеличение объемов производства кормов на орошаемых участках по отношению к 2012 году в 4,3 раза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|||
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
400,0 |
краевой бюджет |
|||
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
800,0 |
внебюджетные источники |
|||
Задача 2. Поддержка технической модернизации подотрасли |
380,0 |
391,0 |
402,2 |
548,3 |
569,4 |
580,5 |
778,1 |
789,2 |
4438,7 |
всего |
ГУСХ |
стимулирование процессов модернизации и технического перевооружения молочного скотоводства и кормопроизводства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|||
30,0 |
31,0 |
32,2 |
48,3 |
49,4 |
50,5 |
78,1 |
79,2 |
398,7 |
краевой бюджет |
|||
350,0 |
360,0 |
370,0 |
500,0 |
520,0 |
530,0 |
700,0 |
710,0 |
4040,0 |
внебюджетные источники |
|||
Мероприятие 2.1. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства |
380,0 |
389,5 |
400,5 |
546,5 |
567,5 |
578,5 |
776,0 |
787,0 |
4425,5 |
всего |
ГУСХ |
приобретение 800 единиц кормоуборочных комбайнов, комплексов машин, оборудования для приготовления кормов, 960 единиц доильного и холодильного оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|||
30,0 |
29,5 |
30,5 |
46,5 |
47,5 |
48,5 |
76,0 |
77,0 |
385,5 |
краевой бюджет |
|||
350,0 |
360,0 |
370,0 |
500,0 |
520,0 |
530,0 |
700,0 |
710,0 |
4040,0 |
внебюджетные источники |
|||
Мероприятие 2.2. Субсидирование части затрат на модернизацию сервисных центров искусственного осеменения коров и телок |
0 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
13,2 |
краевой бюджет |
ГУСХ |
модернизация 525 сервисных пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 23 октября 2012 г. N 574 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае" на 2014-2016 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 2012 г. N 198, ч.3, с.259
Постановлением Администрации Алтайского края от 31 марта 2015 г. N 121 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 11 марта 2014 г. N 103
Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2013 г. N 647
Постановление Администрации Алтайского края от 4 октября 2013 г. N 515
Постановление Администрации Алтайского края от 16 августа 2013 г. N 455
Постановление Администрации Алтайского края от 10 июня 2013 г. N 304
Постановление Администрации Алтайского края от 18 марта 2013 г. N 142