Приказ Министерства экономического развития РФ от 9 сентября 2020 г. N 586
"Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года"
В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N31, ст. 4006; 2020, N 14, ст. 2013), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2020, N 27, ст. 4216), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Основные положения развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр |
М.Г. Решетников |
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 9 сентября 2020 г. N 586
Основные положения
развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года
I. Общие положения
1. Основные положения развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; 2020, N 24, ст. 3743) (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") и определяют цели и направления развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - НГС) как системы взаимодействующих организаций - участников НГС, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее - организации инфраструктуры поддержки), к кредитным и иным финансовым ресурсам 1.
2. К участникам НГС относятся акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП"), акционерное общество "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "МСП Банк"), а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее - РГО), соответствующие требованиям к таким фондам и их деятельности, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами 2.
3. Участники НГС оказывают гарантийную поддержку, направленную на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки к кредитным и иным финансовым ресурсам путем предоставления участниками НГС поручительств и (или) независимых гарантий по:
1) обязательствам субъектов МСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах;
2) обязательствам кредитных организаций, микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП;
3) обязательствам специализированных финансовых обществ по выпуску облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам субъектов МСП;
4) иным обязательствам субъектов МСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки 3.
II. Принципы реализации настоящих Основных положений
5. К ключевым элементам настоящих Основных положений относятся:
1) получатели гарантийной поддержки: субъекты МСП, самозанятые граждане и (или) организации инфраструктуры поддержки (далее при совместном упоминании - получатели гарантийной поддержки). Отдельные группы получателей гарантийной поддержки (далее - целевые клиентские сегменты) осуществляют привлечение финансирования в рамках НГС с использованием специальных продуктовых решений (поручительств и независимых гарантий) участников НГС (далее - гарантийные продукты), разрабатываемых и внедряемых в соответствии с особенностями обеспечиваемых участниками НГС обязательств таких получателей гарантийной поддержки, а также в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации и (или) решениями Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации 5 условиями приоритетной поддержки отдельных социально значимых сфер и (или) отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты МСП (далее - приоритетные сферы экономики), территорий Российской Федерации, на которых осуществляют деятельность получатели гарантийной поддержки (далее - приоритетные территории), категорий субъектов МСП и самозанятых граждан (далее - приоритетные категории получателей поддержки);
2) линейка гарантийных продуктов, соответствующая потребностям целевых клиентских сегментов (далее - целевая продуктовая линейка);
3) каналы доведения финансовой поддержки в рамках НГС с учетом особенностей целевых клиентских сегментов: корпоративный (через инструменты прямого продвижения участниками НГС целевой продуктовой линейки среди получателей гарантийной поддержки, заинтересованных в ее предоставлении), партнерский (через финансовые и иные организации, являющиеся партнерами участников НГС).
Существенным направлением настоящих Основных положений является разработка и реализация в целях восстановления и роста экономики мер, направленных на поддержку субъектов МСП и самозанятых граждан в условиях ухудшения экономической ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - антикризисные меры).
6. Деятельность участников НГС обеспечивает предоставление финансовой поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам, консолидированный объем которой (далее - консолидированный объем финансовой поддержки в рамках НГС), установленный настоящими Основными положениями, включает в себя:
1) обеспеченные независимыми гарантиями и поручительствами участников НГС кредиты, займы, предоставляемые субъектам МСП, самозанятым гражданам, обязательства по банковским гарантиям, выдаваемым по обязательствам субъектов МСП, самозанятых граждан, обязательства субъектов МСП по погашению облигаций, размещенных на фондовой бирже, и выплате по ним купонного дохода, денежные обязательства (или обязательства в денежном эквиваленте) субъектов МСП, самозанятых граждан по договорам, контрактам, заключенным в рамках закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2020, N 31, ст. 5009) (далее - законодательство Российской Федерации о закупках отдельными видами юридических лиц) и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 31, ст. 5008) (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) (далее - закупки), договорам финансовой аренды (лизинга), договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга), договорам инвестирования с использованием инвестиционных платформ в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4418; 2020, N 30, ст. 4738), сделкам, предусматривающим иное финансирование;
2) предоставляемые субъектам МСП, самозанятым гражданам участниками НГС и дочерними организациями АО "Корпорация "МСП" и АО "МСП Банк" кредиты, займы, обязательства таких организаций в денежном эквиваленте по заключенным с субъектами МСП, самозанятыми гражданами договорам финансовой аренды (лизинга), сделкам, предусматривающим иное финансирование;
3) предоставляемые субъектам МСП, самозанятым гражданам кредиты, займы, обязательства субъектов МСП, самозанятых граждан в денежном эквиваленте по договорам финансовой аренды (лизинга), сделкам, предусматривающим иное финансирование, в отношении которых специализированными финансовыми обществами (далее - СФО) заключены сделки секьюритизации, удовлетворяющие любому из следующих условий: исполнение обязательств по таким сделкам обеспечено поручительствами АО "Корпорация "МСП"; участниками НГС организовано финансирование СФО посредством размещения облигаций СФО в рамках сделок секьюритизации и (или) предоставления СФО кредитов (займов); участниками НГС приобретены облигации, размещенные в рамках сделок секьюритизации, и (или) предоставлены кредиты (займы) СФО для приобретения портфелей денежных требований по кредитам, займам, иным обязательствам субъектов МСП и самозанятых граждан в качестве инвестора, приобретающего облигации СФО, номинальная стоимость которых составляет не менее 20% общей номинальной стоимости выпуска таких облигаций, и (или) предоставляющего СФО кредиты (займы) в размере, составляющем не менее 20% стоимости портфеля денежных обязательств по кредитам, займам, иным обязательствам субъектов МСП, самозанятых граждан ("якорного" инвестора);
4) кредиты Банка России, обеспечиваемые поручительствами АО "Корпорация "МСП" в рамках программы стимулирования кредитования субъектов МСП, предусматривающей предоставление уполномоченным банкам кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами АО "Корпорация "МСП" (далее - программа стимулирования кредитования субъектов МСП), в части кредитов, предоставляемых банками, получившими такие кредиты Банка России, субъектам МСП, самозанятым гражданам;
5) займы, предоставляемые субъектам МСП, самозанятым гражданам организациями инфраструктуры поддержки, получившими кредиты АО "МСП Банк", либо кредиты в рамках программы стимулирования кредитования субъектов МСП, либо независимые гарантии или поручительства участников НГС, обязательства таких организаций в денежном эквиваленте по заключенным с такими субъектами МСП, самозанятыми гражданами договорам финансовой аренды (лизинга), договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга), сделкам, предусматривающим иное финансирование.
В расчет консолидированного объема финансовой поддержки в рамках НГС включается полная сумма:
- кредита (займа, обязательства по банковской гарантии) или кредитного лимита, указанная в договорах овердрафта, невозобновляемой, возобновляемой кредитных линий, независимо от порядка (этапности, очередности) выдачи и возврата средств (траншей) по таким договорам, а также независимо от количества участников НГС, оказавших соответствующую поддержку;
- финансирования по договору финансовой аренды (лизинга), договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) или сделке, предусматривающей иное финансирование, указанная в заключенном кредитном договоре (договоре займа, банковской гарантии, договоре финансовой аренды (лизинга), договоре финансирования под уступку денежного требования (факторинга), договоре, предусматривающем иное финансирование);
- договора, контракта, заключенного в рамках закупки.
При этом в расчет консолидированного объема финансовой поддержки в рамках НГС не включается повторно сумма предоставленной финансовой поддержки, одновременно обеспеченной несколькими участниками НГС, если она один раз уже была включена в такой расчет.
7. Достижение установленных настоящими Основными положениями показателей консолидированного объема финансовой поддержки в рамках НГС обеспечивается участниками НГС во взаимодействии с финансовыми организациями 6, иными организациями, с которыми АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк", РГО заключены соглашения о сотрудничестве в целях предоставления независимых гарантий и поручительств по обязательствам получателей гарантийной поддержки, основанным на кредитных договорах (договорах займа), договорах финансовой аренды (лизинга), договорах финансирования под уступку денежного требования (договорах факторинга), договорах, предусматривающих иное финансирование, договорах о предоставлении независимых гарантий и поручительств.
8. Участники НГС осуществляют свою деятельность, соблюдая формируемую АО "Корпорация "МСП" единую гарантийную политику НГС, представляющую собой систему универсальных подходов к оказанию гарантийной поддержки, основанную на единых приоритетах развития НГС, соблюдении участниками НГС ключевых принципов оказания гарантийной поддержки, унифицированных правилах взаимодействия участников НГС с финансовыми организациями и получателями гарантийной поддержки, консолидации результатов оказания гарантийной и финансовой поддержки в рамках НГС.
9. Основными факторами, определяющими направления развития НГС, являются:
- национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации в сфере развития МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы;
- приоритетные сферы экономики, приоритетные территории, целевые клиентские сегменты, принципы формирования продуктовой линейки участников НГС.
III. Современное состояние развития НГС
10. НГС сформирована в качестве инструмента реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3549; 2018, N 15, ст. 2198).
11. За период с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) участники НГС предоставили более 52 тысяч независимых гарантий и поручительств более чем 34 тысячам субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки на общую сумму 658,4 млрд рублей, что в сочетании с кредитованием АО "МСП Банк" (далее - прямая кредитная поддержка) и лизинговыми услугами с участием АО "Корпорация "МСП" 7, АО "МСП Банк" обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в рамках НГС в размере 1,423 трлн рублей, в том числе:
- в 2015 году гарантийная поддержка на сумму 42,6 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 93 млрд рублей;
- в 2016 году гарантийная поддержка на сумму 102,2 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 165 млрд рублей;
- в 2017 году гарантийная поддержка на сумму 140,9 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 253 млрд рублей;
- в 2018 году гарантийная поддержка на сумму 146,4 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 275 млрд рублей;
- в 2019 году гарантийная поддержка на сумму 159,2 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 428 млрд рублей;
- в 2020 году (по состоянию на 1 июля 2020 г.) оказана гарантийная поддержка на сумму 67,1 млрд рублей, обеспечившая финансовую поддержку на сумму 209 млрд рублей (планируется предоставление гарантийной поддержки в 2020 году на сумму 139,1 млрд рублей, планируемый объем финансовой поддержки - 311 млрд рублей).
В рамках оказания гарантийной поддержки обеспечено снижение стоимости финансирования субъектов МСП: средневзвешенная ставка по кредитам и займам, выданным субъектам МСП с участием НГС, в 2015 году составила 16,91% (при средневзвешенной рыночной ставке кредитования субъектов МСП, рассчитанной по отчетам Банка России, - 18,93%), в 2016 году - 12,14% (при среднерыночной ставке - 15,32%), в 2017 году - 11,09% (при среднерыночной ставке - 12,85%), в 2018 году - 9,48% (при среднерыночной ставке - 10,82%), в 2019 году - 9,13% (при среднерыночной ставке - 10,70%).
12. АО "Корпорация "МСП" за период с 2016 по 2020 годы реализован ряд мероприятий по формированию и развитию НГС.
Проведена унификация работы в рамках НГС: утвержден пакет единых требований и стандартов оказания поддержки в рамках НГС, включающий подходы к ценообразованию по гарантийным продуктам и поручительствам, предоставляемым АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" и РГО; подходы к формированию партнерской сети участников НГС, включающему в себя отбор финансовых организаций, в первую очередь банков, и иных организаций, а также к заключению (расторжению) с такими организациями соглашений о взаимодействии (далее соответственно - партнерская сеть, банки-партнеры, организации-партнеры, аккредитация, деаккредитация) в рамках работы с АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" и РГО по предоставлению независимых гарантий, поручительств и размещению временно свободных денежных средств; подходы к системе управления рисками НГС, связанными с возникновением потерь в результате осуществления деятельности участников НГС; технологические требования к процедуре предоставления независимых гарантий (в том числе банковских) и поручительств в рамках НГС.
Проведена работа по расширению партнерской сети АО "Корпорация "МСП". Одним из приоритетов формирования банковской партнерской сети является работа с банками, имеющими обособленные подразделения на территории 20 и менее субъектов Российской Федерации (далее - региональные банки), а также с банками с базовой лицензией.
В 2016 году партнерская сеть АО "Корпорация "МСП" включала 50 банков-партнеров (включая региональные банки), а также 3 организации-партнера, обеспечивающие финансирование инвестиционных проектов субъектов МСП. По состоянию на 1 июля 2020 г. заключены соглашения с 59 банками-партнерами АО "Корпорация "МСП"; 41 финансовой организацией-партнером (включая лизинговые компании, организации инфраструктуры поддержки) и 62 уполномоченными банками по программе стимулирования кредитования субъектов МСП.
АО "Корпорация "МСП" совместно с АО "МСП Банк" разработана автоматизированная информационная система управления заявками субъектов МСП, обращающихся за финансовой поддержкой в рамках НГС (далее - АИС НГС), организовано онлайн-взаимодействие между финансовыми организациями, участниками НГС и заемщиками - субъектами МСП в целях предоставления кредитно-гарантийной поддержки и операционного сопровождения реализации программы субсидирования, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 58; 2020, N 14, ст. 2126) (далее - программа субсидирования кредитования), и иных программ субсидирования, реализуемых Минэкономразвития России.
Сформирована целевая продуктовая линейка, направленная на удовлетворение широкого спектра потребностей МСП, включающая базовые гарантийные продукты (для инвестиционного, оборотного финансирования, согарантии с PГO), гарантийные продукты для финансирования субъектов МСП - участников закупок, в том числе с выделением гарантийной поддержки на специальных условиях для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах экономики, включая высокотехнологичные и инновационные компании, для субъектов МСП, осуществляющих деятельность на приоритетных территориях (в том числе на территориях Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа), для организаций инфраструктуры поддержки, а также гарантийные продукты для субъектов МСП в рамках реализации антикризисных мер.
Созданы инструменты для расширения доступа микро- и малых предприятий к финансовой и гарантийной поддержке, в том числе за счет снижения средних сумм независимых гарантий и поручительств, выдаваемых в рамках НГС.
В целях расширения доступа субъектов МСП к получению гарантийной поддержки, упрощения и сокращения процедур рассмотрения заявок и принятия решений АО "Корпорация "МСП" внедрило технологию предоставления независимых гарантий в сумме до 100 млн рублей на основе оценки кредитного риска, проведенной финансовыми организациями, без дополнительного анализа кредитоспособности заемщика (механизм без повторного андеррайтинга).
На основе разработанных Банком России единых стандартов кредитования субъектов МСП обеспечено применение ключевого инструмента, позволяющего привлечь ресурсы институциональных инвесторов, - секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП. При этом совершенствовались механизмы секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП, в том числе посредством объединения в рамках одной сделки секьюритизации портфелей кредитов субъектов МСП, выданных несколькими банками (мультиоригинаторные сделки).
В рамках развития корпоративного канала продвижения гарантийных продуктов АО "Корпорация "МСП" организован отбор инвестиционных проектов субъектов МСП в регионах Российской Федерации.
АО "Корпорация "МСП" получен кредитный рейтинг на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации: рейтинг "ААА (RU)", присвоенный по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (Акционерное общество), прогноз "Стабильный", что позволяет банкам - партнерам АО "Корпорация "МСП" применять первую категорию риска (с минимальным размером резервирования) для кредитов с независимыми гарантиями АО "Корпорация "МСП".
Общий объем выданных независимых гарантий и поручительств АО "Корпорация "МСП" по состоянию на 1 июля 2020 г. составил 354,4 млрд рублей, в том числе по программе стимулирования кредитования субъектов МСП в размере 220,0 млрд рублей.
Объем выданных независимых гарантий и поручительств АО "Корпорация "МСП" к 2020 году более чем в 4 раза превысил объем выданных независимых гарантий и поручительств в 2015 году (17,8 млрд рублей в 2015 году; 80,0 млрд рублей на 1 января 2020 г.). В рамках оказания консолидированной поддержки АО "Корпорация "МСП" и РГО (согарантия с РГО) оказана гарантийная поддержка субъектам МСП в размере 46 млрд рублей (38,3 млрд рублей независимых гарантий АО "Корпорация "МСП" и 7,7 млрд рублей поручительств РГО), что обеспечило предоставление финансовой поддержки субъектам МСП в виде кредитов и займов на общую сумму 74,8 млрд рублей.
В целях обеспечения расширения доступа субъектов МСП к гарантийной поддержке АО "Корпорация "МСП" и сокращения стоимости кредитования для субъектов МСП реализованы следующие мероприятия:
- обеспечено снижение средней суммы независимой гарантии АО "Корпорация "МСП" с учетом выработанных принципов сегментации: 39,2 млн рублей в 2019 году; 27,9 млн рублей в 2020 году (по состоянию на 1 июля 2020 г.);
- снижен размер вознаграждения за предоставление независимой гарантии АО "Корпорация "МСП" с 1,25% до 0,75% годовых от суммы независимой гарантии, а для крупных независимых гарантий (от 500 млн рублей) до 0,5% годовых и до 0,4% годовых от суммы независимых гарантий, обеспечивающих кредиты субъектов МСП, реализующих проекты долевого строительства с использованием счетов эскроу;
- снижен размер вознаграждения за поручительство по программе стимулирования кредитования субъектов МСП с 0,5% до 0,1% годовых от суммы поручительства.
13. В 2017 году АО "МСП Банк" начало оказывать прямую кредитную и гарантийную поддержку субъектам МСП, сокращая оказание поддержки по двухуровневой системе (через сеть банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки). В настоящее время преобладающим целевым клиентским сегментом при оказании АО "МСП Банк" кредитной и гарантийной поддержки субъектам МСП являются малые и средние предприятия, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики, в том числе: в сфере закупок, инноваций, высоких технологий, в том числе стартапы и быстрорастущие инновационные, высокотехнологичные предприятия ("газели"), в сфере сельскохозяйственной кооперации, в том числе фермеры - члены сельскохозяйственных кооперативов, в сфере физической культуры, спорта и туризма, в сфере кредитования под залог интеллектуальной собственности, в сфере экспорта и развития экспортного потенциала, на приоритетных территориях, в том числе на территориях Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (далее - моногорода), а также предприниматели из приоритетных категорий получателей поддержки (женщины, молодежь, предприниматели старше 45 лет, лица с ограниченными физическими возможностями, самозанятые граждане и др.). Практически все указанные приоритеты включены в задачи национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; 2020, N 30, ст. 4884) (далее - национальный проект).
Важными аспектами деятельности АО "МСП Банк" также являются реализация рыночных механизмов рефинансирования портфелей кредитов МСП коммерческих банков с использованием механизмов секьюритизации кредитов, предоставленных субъектам МСП, а также участие в развитии инструментов фондового рынка для использования субъектами МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
Для обеспечения возможностей кредитования субъектов МСП в субъектах Российской Федерации непосредственно АО "МСП Банк" сформировало региональную сеть по продаже кредитно-гарантийных продуктов посредством организации дистанционной работы сотрудников ("удаленные рабочие места") (далее - УРМ), а также привлечения к продвижению таких продуктов организаций-партнеров (далее - агенты). УРМ являются центрами информирования, консультирования и привлечения получателей гарантийной поддержки, помогают субъектам МСП в оформлении заявок и сопровождении кредитов. В настоящее время АО "МСП Банк" открыто 47 УРМ, в том числе во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, и в 4 субъектах Российской Федерации, относящихся к субъектам Российской Федерации, включенным в определенный решением Председателя Правительства Российской Федерации перечень субъектов Российской Федерации, имеющих низкий уровень социально-экономического развития. Агенты АО "МСП Банк" оказывают услуги по привлечению и отбору субъектов МСП для предоставления кредитов и независимых гарантий, сопровождению их кредитных и гарантийных сделок. В настоящее время АО "МСП Банк" сотрудничает с 353 агентами в 113 городах в 65 субъектах Российской Федерации, в том числе в части кредитования субъектов МСП - с 253 организациями.
Для решения задачи по обеспечению предоставления в рамках НГС кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП на всей территории Российской Федерации АО "МСП Банк" используется АИС НГС.
За период с 2017 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) АО "МСП Банк":
- заключило 3 261 кредитный договор с субъектами МСП в рамках оказания прямой кредитной поддержки, предоставило кредитных средств на сумму 199,9 млрд рублей;
- предоставило 6 380 независимых гарантий по обязательствам субъектов МСП на сумму 71,4 млрд рублей (в основном - для обеспечения участия в закупках).
Консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной АО "МСП Банк" субъектам МСП, составил 536,5 млрд рублей.
Средневзвешенная процентная ставка кредитования находится на уровне ниже рыночного. Так, по всем выдачам кредитов в 2020 году средневзвешенная ставка составила 8,2% годовых.
Доля кредитной поддержки, предоставленной в 2020 году АО "МСП Банк" субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах экономики, на приоритетных территориях, отнесенным к приоритетным категориям получателей поддержки, в общем объеме предоставленной в 2020 году АО "МСП Банк" кредитной поддержки субъектам МСП составила 88%.
14. Во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют РГО. Общий объем гарантийного капитала всех РГО на 1 июля 2020 г. превышает 57,2 млрд рублей (на 1 января 2015 г. - 42,5 млрд рублей). Действующий портфель поручительств всех РГО на 1 июля 2020 г. составляет 97,8 млрд рублей (на 1 января 2015 г. - 51,6 млрд рублей).
Объем выданных РГО поручительств к 2020 году более чем в 2 раза превысил объем выданных поручительств в 2015 году (24,9 млрд рублей в 2015 году и 53,1 млрд рублей за 2019 год). Указанный объем выданных поручительств позволил субъектам МСП привлечь финансовую поддержку в 2015 году на сумму 64,2 млрд рублей, а в 2019 году - на сумму 136,9 млрд рублей.
Отношение портфеля поручительств к объему гарантийного капитала по системе РГО в целом по состоянию на 1 января 2015 г. - 1,2, по состоянию на 1 июля 2020 г. - 1,7 при минимальном значении 1,5, установленном пунктом 5.1 требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2016 г., регистрационный N 45078), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 6 декабря 2017 г. N 651 (зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2017 г., регистрационный N 49470), от 10 декабря 2018 г. N 694 (зарегистрирован в Минюсте России 17 января 2019 г., регистрационный N 53390), от 14 марта 2019 г. N 125 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2019 г., регистрационный N 54891) и от 1 июня 2020 г. N 323 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2020 г., регистрационный N 58846).
В рамках создания и развития НГС с 2016 по 2020 год Минэкономразвития России совместно с АО "Корпорация "МСП" и РГО реализованы следующие мероприятия:
1) проведена стандартизация основных процессов деятельности РГО (разработаны и утверждены детализированные требования к РГО и их деятельности);
2) сформирована система оценки соответствия деятельности РГО требованиям законодательства Российской Федерации и мониторинга основных показателей такой деятельности;
3) создан инструмент объективной оценки финансовой устойчивости и эффективности РГО;
4) изменен принцип финансирования РГО с заявительного на оценочный.
Ежегодно проводимая АО "Корпорация "МСП" в отношении всех РГО работа по оценке соблюдения требований, установленных статьей 15.2 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обеспечила:
- унификацию всех операционных процессов РГО;
- стандартизацию формирования и учета гарантийного капитала, включая направление нераспределенной прибыли прошлых лет на его пополнение;
- увеличение объема гарантийной поддержки, оказываемой субъектам МСП;
- рост партнерской сети РГО;
- возможность участия РГО в поддержке крупных региональных проектов посредством предоставления согарантий совместно с АО "Корпорация "МСП";
- существенное сокращение потерь гарантийного капитала РГО в депозитах, размещенных в банках, у которых впоследствии Банком России была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;
- координацию и мониторинг основных показателей деятельности, повышение эффективности деятельности РГО;
- внедрение автоматизированной информационной системы "Мониторинг МСП" (http://monitoring.corpmsp.ru) (далее - АИС "Мониторинг МСП") в целях перевода всех процессов взаимодействия по реализации полномочий АО "Корпорация "МСП" в отношении РГО, включая планирование и контроль за соблюдением ключевых показателей эффективности, в электронный формат.
По состоянию на 1 июля 2020 г. партнерами РГО являлась 421 организация, из них:
- 227 (53,9%) - кредитные организации с действующей лицензией Банка России;
- 79 (18,8%) - микрокредитные организации;
- 69 (16,4%) - лизинговые компании;
- 46 (10,9%) - фонды развития промышленности, фонды инвестиций (венчурные фонды) и другие организации, осуществляющие финансирование субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки.
В период 2015-2020 годов в ходе работы по формированию НГС отдельными РГО разработаны и внедрены с учетом региональной специфики механизмы и инструменты взаимодействия с субъектами МСП, финансовыми организациями, а также технологии построения деятельности, которые позволили таким РГО значимо увеличить объемы оказания гарантийной поддержки субъектам МСП за счет реализации, в том числе, следующих подходов:
- предложение комплексного решения, связанного с предоставлением гарантийной поддержки: создание на базе РГО центра кредитования, обеспечивающего подготовку и маршрутизацию заявок предпринимателей на привлечение кредитных средств в банк (Республика Татарстан);
- интеграция процессов кредитования и получения гарантийной поддержки, в том числе с использованием инфраструктуры и сервисов банков (включая электронные): запуск сервиса онлайн-кредитования малых предприятий с гарантийной поддержкой РГО (Республика Татарстан); реализация упрощенного порядка рассмотрения заявок на предоставление поручительств по кредитным договорам в отношении банков с высокими объемами кредитования субъектов МСП и низким уровнем дефолтов по кредитам (г. Москва); применение электронной подписи при заключении договоров поручительства со стороны кредитной организации, РГО и субъекта МСП (г. Москва);
- организация кампаний по продвижению целевой продуктовой линейки, направленных на информирование субъектов МСП и финансовых организаций о возможностях и способах получения гарантийной поддержки: адресные рассылки потенциальным заемщикам с информацией об условиях предоставления гарантийной поддержки (Ленинградская область); проведение на регулярной основе информационных кампаний в целях продвижения гарантийных продуктов РГО (Ленинградская область, Ростовская область, Забайкальский край); проведение РГО обучающих мероприятий для финансовых организаций по условиям предоставления гарантийной поддержки (Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Тюменская область, Республика Крым, г. Санкт-Петербург); участие РГО в разработке внутренних документов банков-партнеров, регламентирующих деятельность в сфере кредитования МСП, в том числе пошаговых инструкций и методических рекомендаций (г. Санкт-Петербург);
- расширение партнерской сети и позиционирование РГО: формирование разветвленной сети финансовых организаций-партнеров (Республика Крым); включение в состав коллегиальных органов, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений за гарантийной поддержкой, представителей отраслевых ведомств, некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (Калужская область, Алтайский край);
- оптимизация процесса размещения временно свободных денежных средств РГО путем использования для проведения торгов электронной площадки (Калининградская область).
IV. Цели, принципы и приоритеты развития НГС
15. Основным направлением развития НГС на период 2021-2024 годов будет являться дальнейшее увеличение объемов кредитно-гарантийной поддержки в целях расширения доступа субъектов МСП, самозанятых граждан к льготному финансированию в целях реализации федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" национального проекта, а также достижения показателей (индикаторов) национального проекта и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2162; 2020, N 22, ст. 3504).
16. Ключевые цели развития НГС:
1) увеличение объемов предоставления кредитов, поручительств и независимых гарантий по кредитным и иным обязательствам субъектов МСП и самозанятых граждан, связанным с оказанием финансовой поддержки;
2) повышение эффективности процессов оказания гарантийной и финансовой поддержки участниками НГС, в том числе с использованием инструментов автоматизации на базе сервисов АИС НГС;
3) обеспечение использования возможностей участников НГС для расширения доступа субъектов МСП и самозанятых граждан к финансовой поддержке с участием НГС в условиях восстановления экономики и реализации антикризисных мер;
4) обеспечение автоматической маршрутизации между участниками НГС заявок на предоставление независимых гарантий и (или) поручительств через АИС НГС в рамках соблюдения единых требований и стандартов оказания поддержки в рамках НГС.
17. Ключевые принципы оказания гарантийной поддержки в рамках НГС:
1) принцип "сегментации":
- РГО обладают преимущественным правом рассмотрения заявок на предоставление поручительств по обязательствам субъектов МСП и самозанятых граждан в случае, если заявка по объему и содержанию соответствует возможностям и требованиям РГО (в сумме до 25 млн рублей включительно). Данный принцип применяется при поступлении заявки как в РГО, так и в АО "Корпорация "МСП";
- АО "Корпорация "МСП" рассматривает заявки на предоставление независимых гарантий в сумме, превышающей 25 млн рублей, а также в сумме до 25 млн рублей включительно в рамках установленного Советом директоров АО "Корпорация "МСП" лимита на выдачу таких гарантий, в том числе в рамках механизма без повторного андеррайтинга, способствующего расширению доступа субъектов MCП и самозанятых граждан к финансовой поддержке при сокращении сроков рассмотрения заявки на получение гарантийной поддержки.
АО "Корпорация "МСП" осуществляет гарантийную поддержку субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных сферах экономики, в том числе в сфере высоких технологий и инноваций, включая поддержку стартапов и быстрорастущих инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП ("газелей"); субъектов МСП - экспортно-ориентированных предприятий; субъектов МСП - эмитентов облигаций на фондовой бирже и иных малых и средних предприятий, включая гарантийную поддержку, оказываемую в условиях восстановления экономики и реализации антикризисных мер.
АО "МСП Банк" рассматривает заявки на предоставление банковских гарантий по обязательствам субъектов МСП и самозанятых граждан - поставщиков государственных и муниципальных заказчиков, крупнейших заказчиков в рамках реализации законодательства Российской Федерации о закупках отдельными видами юридических лиц и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате развития НГС к 2023 году будут обеспечены условия, необходимые для углубления сегментации участников НГС в зависимости от суммы заявки на предоставление независимой гарантии или поручительства. При этом переход на данный этап сегментации возможен при соблюдении следующих условий:
- все РГО выполняют требования, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также рекомендациями АО "Корпорация "МСП", и обеспечивают оказание гарантийной поддержки субъектам МСП в сегменте до 25 млн рублей включительно в рамках стандартизированных лучших практик по оказанию гарантийной поддержки, реализуемых АО "Корпорация "МСП" и РГО, в том числе в части:
уровня комиссии при выдаче поручительств;
сроков рассмотрения заявок;
унификации пакета документов;
применения специальных режимов рассмотрения заявок, включая механизм без повторного андеррайтинга;
- участники НГС осуществляют рассмотрение заявок субъектов МСП и самозанятых граждан на предоставление поручительств и независимых гарантий с использованием сервисов АИС НГС, которые обеспечивают возможность маршрутизации таких заявок в интерактивном режиме (режиме онлайн) между участниками НГС, в рамках реализуемых принципов сегментации в соответствии с едиными требованиями и стандартами оказания поддержки в рамках НГС.
Выполнение вышеуказанных условий обеспечит стандартизацию условий получения гарантийной поддержки и условий взаимодействия с финансовыми организациями, а также отсутствие конкуренции между АО "Корпорация "МСП" и другими участниками НГС, внедрившими единые требования и стандарты оказания поддержки в рамках НГС.
АО "Корпорация "МСП" в рамках указанной сегментации будет осуществлять оказание гарантийной поддержки в сегменте заявок на получение независимых гарантий в сумме, превышающей 25 млн рублей. В случае невозможности оказания гарантийной поддержки в сегменте до 25 млн рублей со стороны РГО АО "Корпорация "МСП" также может рассмотреть возможность предоставления независимых гарантий в таком сегменте посредством маршрутизации заявок в АИС НГС.
В рамках координации деятельности институтов развития, осуществляемой ВЭБ.РФ в соответствии с частями 5.1 - 5.3 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2562; 2020, N 31, ст. 5051), АО "Корпорация "МСП" при поддержке ВЭБ.РФ и других институтов развития либо при совместном с ними участии может оказывать гарантийную поддержку субъектам МСП с привлечением иных участников НГС и с учетом действующих принципов сегментации гарантийной поддержки НГС, при этом ВЭБ.РФ может участвовать в выдаче независимых гарантий и поручительств в обеспечение исполнения обязательств и (или) в пользу субъектов МСП (за исключением индивидуальных предпринимателей) и организаций, оказывающих им финансовую поддержку, использовать иные механизмы поддержки АО "Корпорация "МСП" и других институтов развития в соответствии с положениями Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. N 1510-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 5031; N 41, ст. 6271), и решениями его органов управления;
2) принцип "клиентоориентированности и комплементарности" ("синергии"). Участники НГС разрабатывают и внедряют гарантийные продукты и технологии предоставления гарантийной поддержки, исходя из:
- специфики деятельности и актуальных потребностей целевых клиентских сегментов;
- гибкости и оптимальной дифференциации формируемой целевой продуктовой линейки;
- обеспечения своевременности предложения новых кредитно-гарантийных продуктов;
- технологических особенностей использования этих продуктов.
Реализация указанного принципа позволит обеспечить предельно широкий охват гарантийным продуктовым предложением получателей гарантийной поддержки и максимизацию синергетического эффекта от оказания такой поддержки;
3) принцип соблюдения участниками НГС единых требований и стандартов оказания поддержки в рамках НГС при координации АО "Корпорация "МСП", включая:
- унификацию:
требований к пакету документов, представляемых субъектами МСП и самозанятыми гражданами вместе с заявками на предоставление гарантийной поддержки;
сроков рассмотрения заявок субъектов МСП и самозанятых граждан, обращающихся за предоставлением гарантийной поддержки;
требований к бизнес-процессам участников НГС;
критериев и подходов к оценке и экспертизе субъектов МСП и самозанятых граждан при рассмотрении заявок на предоставление гарантийной поддержки;
требований к ценообразованию при формировании целевой продуктовой линейки участников НГС;
технологических требований к предоставлению независимых гарантий и поручительств в рамках НГС, в том числе с использованием сервисов АИС НГС;
- обеспечение внедрения лучших практик предоставления гарантийной поддержки участниками НГС, включая применение механизма без повторного андеррайтинга в целях сокращения сроков рассмотрения заявки на предоставление гарантийной поддержки;
- определение принципов формирования целевой продуктовой линейки участников НГС;
- определение стандартов аккредитации и деаккредитации финансовых и иных организаций;
- определение подходов к системе управления рисками НГС и организации работы с проблемной задолженностью.
18. Ключевые приоритеты развития НГС:
1) упрощение доступа получателей гарантийной поддержки к мерам финансовой поддержки с акцентом на оказание такой поддержки субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах экономики, в том числе в сфере инноваций, высоких технологий (включая поддержку стартапов и быстрорастущих инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП ("газелей"), в сфере сельскохозяйственной кооперации, в сфере физической культуры, спорта и туризма, в сфере кредитования под залог интеллектуальной собственности, в сфере закупок, в сфере экспорта и развития экспортного потенциала, в сфере благоустройства городской среды, социальной сферы и экологии, в сфере поддержки предпринимательской инициативы граждан, на приоритетных территориях, в том числе на территориях Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, моногородов, а также субъектам МСП, отнесенным к приоритетным категориям получателей поддержки (женщины, молодежь, предприниматели старше 45 лет, лица с ограниченными возможностями здоровья и другие), а также субъектам МСП и самозанятым гражданам, приоритеты оказания поддержки которым определены национальным проектом и (или) предусмотрены антикризисными мерами, реализуемыми Правительством Российской Федерации в условиях восстановления и роста экономики;
2) улучшение условий финансирования получателей гарантийной поддержки в рамках НГС, в том числе за счет снижения процентной ставки по кредиту (займу), стоимости услуг лизинга, факторинга, иного финансирования для конечного получателя финансовой поддержки, уменьшения средних размеров независимых гарантий и поручительств для микро- и малых предприятий;
3) обеспечение приоритетного предоставления долгосрочного финансирования субъектам МСП, в том числе на цели реализации инвестиционных проектов;
4) обеспечение соответствия гарантийных продуктов участников НГС потребностям получателей гарантийной поддержки и финансовых организаций;
5) расширение возможностей РГО в предоставлении поручительств, в том числе в рамках взаимодействия с АО "Корпорация "МСП" в части разработки и внедрения АО "Корпорация "МСП" механизмов финансовой и иной поддержки РГО.
V. Цели, задачи и принципы взаимодействия участников НГС
19. Основной целью деятельности АО "Корпорация "МСП" является координация деятельности других участников НГС по предоставлению поручительств и (или) независимых гарантий, а также увеличение консолидированного объема финансовой поддержки в рамках НГС во взаимодействии с финансовыми организациями.
20. Задачами АО "Корпорация "МСП" являются:
1) определение средне- и долгосрочных целей развития НГС, выявление целевых клиентских сегментов для участников НГС во взаимодействии с АО "МСП Банк" и РГО;
2) формирование, внедрение и соблюдение единой гарантийной политики НГС, включая единые требования к оказанию гарантийной поддержки, консолидация результатов оказания гарантийной и финансовой поддержки в рамках НГС, анализ эффективности НГС;
3) предоставление дифференцированных по срокам и целевым клиентским сегментам гарантийных продуктов АО "Корпорация "МСП" и совместных с РГО гарантийных продуктов с учетом приоритетов, определенных национальным проектом, федеральными, региональными и отраслевыми программами поддержки МСП;
4) координация разработки и внедрения новых технологий и стандартов оценки кредитных рисков участников НГС и организаций, включенных в партнерскую сеть участников НГС;
5) обеспечение разработки и внедрения лучших практик для РГО, включая разработку базовых стандартизированных продуктовых решений, рекомендуемых для РГО в целях увеличения объемов гарантийной поддержки;
6) взаимодействие с Банком России, инвесторами и участниками рынков капитала по вопросам рефинансирования и (или) секьюритизации обязательств участников НГС (или обеспеченных независимыми гарантиями (поручительствами) участников НГС);
7) актуализация единых требований и стандартов оказания поддержки в рамках НГС с учетом развития АИС НГС, в том числе в части:
- организации рассмотрения участниками НГС заявок на получение независимых гарантий и поручительств;
- требований к пакету документов, представляемых заявителями для получения гарантийной поддержки;
- требований к ценообразованию по независимым гарантиям и поручительствам участников НГС;
- подходов к аккредитации и деаккредитации банков - партнеров и организаций - партнеров участников НГС;
- принципов формирования целевой продуктовой линейки участников НГС;
- подходов к организации управления рисками участников НГС и принципов по работе с проблемными активами;
8) обеспечение во взаимодействии с АО "МСП Банк" разработки и внедрения кредитно-гарантийных продуктов для расширения доступа субъектов МСП и самозанятых граждан к участию в закупках, в том числе путем активизации выдачи независимых гарантий для участия субъектов МСП и самозанятых граждан в закупках и обеспечения исполнения ими договоров, контрактов, заключенных по результатам закупок, а также путем обеспечения выдачи субъектам МСП и самозанятым гражданам кредитов для обеспечения их участия в закупках;
9) создание системы ранговой оценки РГО с учетом степени их финансовой устойчивости и эффективности.
21. Основной целью деятельности АО "МСП Банк", являющегося дочерним обществом АО "Корпорация МСП", как участника НГС является реализация программ финансирования получателей гарантийной поддержки, в том числе посредством увеличения консолидированного объема финансовой поддержки в рамках НГС.
22. Задачами АО "МСП Банк" являются:
1) предоставление кредитно-гарантийной поддержки целевым клиентским сегментам, в первую очередь получателям такой поддержки, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах экономики, на приоритетных территориях, а также включенных в приоритетные категории получателей поддержки, преимущественно с использованием механизмов государственных и региональных программ поддержки МСП;
2) разработка и реализация механизмов предоставления кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам в целевых клиентских сегментах, испытывающих наибольшую потребность в ее получении, в том числе в условиях отсутствия удовлетворяющих запросы таких получателей поддержки предложений от финансовых организаций, не являющихся партнерами участников НГС;
3) формирование
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития определило направления развития гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса на период до 2024 г. Указаны участники системы, виды поддержки и условия их реализации.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 9 сентября 2020 г. N 586 "Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 октября 2020 г. N 0001202010300015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 326
Изменения вступают в силу с 29 мая 2024 г.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 декабря 2023 г. N 882
Изменения вступают в силу с 15 декабря 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2023 г. N 162
Изменения вступают в силу с 10 марта 2023 г.