Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей ГБУЗ "ДГП N 91 ДЗМ": Д.О. Арзамасцева, В.В. Сапронова,
в отсутствие представителей ООО "Комплект Сервис", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/44453/17 от 01.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Комплект Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 91 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и установка противопожарных металлических дверей в ГБУЗ "ДГП N 91 ДЗМ" и филиалах (Закупка N 0373200084317000032) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/44453/17 от 01.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров пп. 2, 3, 4 "Смесь пескоцементная", п. 5 "Раствор кладочный", п. 6 "Раствор штукатурный", п. 1 "Бетон товарный", п. 7 "Цемент расширяющийся", п. 8 "Смеси сухие клеевые", п. 9 "Доски обрезные", п. 10 "Бруски обрезные", п. 11 "Плинтус", п. 12 "Олифа", п. 13 "Сетка арматурная сварная", п. 14 "Сетка проволочная штукатурная тканная", п. 15 "Пена монтажная", п. 16 "Стеклообои", п. 17 "Обои", п. 18 "Клей для пластических материалов", п. 19 "Шпатлевка клеевая", п. 20 "Грунтовка", п. 21 "Краска алюминиевая", п. 22 "Краска воднодисперсионная", п. 23 "Эмаль", п. 24 "Краска термостойкая", п. 25 "Краски цветные маслянные", п. 26 "Спирт этиловый технический", п. 27 "Смесь пропано- бутановая техническая", п. 28 "Растворитель", п. 29 "Резина техническая прессованная", п. 30 "Электроды для дуговой сварки", п. 31 "Электроды для дуговой сварки", п. 32 "Герметик", п. 33 "Паронит", п. 34 "Резина пористая", п. 35 "Масла индустриальные", п. 36 "Блок дверной противопожарный", п. 37 "Люк противопожарный", п. 38 "Доводчик дверной", пп. 39-41 "Замок врезной", п. 44 "Труба профильная стальная", п. 47 "Полосовая сталь", п. 48 "Проволока стальная", пп. 51, 52 "Гвоздь", п. 53 "Саморез", п. 54 "Саморез с пресс шайбой и сверлом", пп. 55, 57, 58 "Шурупы", п. 60 "Шайба пружинная", п. 61 "Шайба плоская", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. "Смесь пескоцементная": "Жизнеспособность раствора: 60 класс", "Водоудерживающая способность:
90 %", "Прочность при сжатии через 28 суток:
10 МПа", "Прочность на изгиб через 28 суток:
3 МПа", "Прочность сцепления раствора при отрыве:
0,5 МПа", "Морозостойкость:
50 цикл", "Фракция наполнителя:
2.5 мм";
-п. "Раствор штукатурный": "Водонепронецаймость: W1 класс", "Морозостойкость:
50 Цикл", "Морозостойкость: от 20* до 200* циклов", "Жизнеспособность раствора:
90 мин", "Фракция наполнителя:
2 мм" и т. д.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-п. 7 "Цемент расширяющийся": в параметре "Предел прочности" установлена единица измерения "кгс/см", что не соответствует положениям ГОСТ 11052-74 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся", согласно которому единицей измерения данного параметра является "кгс/см2";
-п. 33 "Паронит": в параметре "Температура применения (жидкость) в интервале" установлена единица измерения - "0С", что не соответствует положениям ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него", согласно которому единицей измерения данного параметра является "°С";
-п. 9 "Доски обрезные": "Порода древесины: должна быть сосна или ель или лиственница или кедр или пихта", "Порода древесины должна быть: сосна или ель или лиственница или кедр или пихта", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчиком дублированы указанные требования;
-п. 18 "Клей для пластических материалов": "Прочность клеевого слоя на сдвиг/адгезия: 0,3", что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить, Заказчику необходимо два значения, для сдвига и адгезии, или одно значение, а также в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствует описание символа "/";
-п. 28 "Растворитель": "Не должно наблюдаться свертывания и расслаивания ЛКМ. После высыхания не должно быть побеления пленки на поверхности, а также белесоватых или\ матовых пятен", что не позволяет определить требуемое Заказчиком значение;
-п. 37 "Люк противопожарный": "Высота по коробке: 700
1200", "Ширина по коробке:
700
1200", "Толщина по коробке:
100
60", "Толщина полотна двери:
60
40", "Ширина наличника:
60
70", п. 47 "Полосовая сталь": "Предельное отклонение по ширине полосовой стали:
+0,75
-1,0", что не позволяет определить требование Заказчика, а именно, Заказчику необходимо два значение или одно значение характеристики, поскольку согласно инструкции символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему, символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Установленные требования вводят в заблуждение участников закупки, поскольку в инструкции установлено положение на случай требования Заказчиком конкретного значения из требуемого диапазона: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения";
-п. 47 "Полосовая сталь": "Ширина, полосы полосовой стали: 15*-30*", "Толщина, полосы полосовой стали: 4*-5*"; п. 50 "Болт шестигранный": "Длина резьбы: 22*-42*", "Головка, высота понная: 5*-7*", "Размер под ключ: 14*-17*"; п. 56 "Болт анкерный": "Диаметр головки: 12*-14*", "Длина болта: 100*-150*"; п. 58 "Шурупы": "Головка, высота: 4*-5*"; п. 59 "Болт шестигранный": "Длина резьбы: 22*-32*", "Головка, высота понная: 5*-7*"; п. 61 "Шайба плоская": "Внешний диаметр: 18*-22*", "Толщина: 2*-2,5*"; п. 62 "Гайка шестигранная": "Высота: 8*-10*", при этом согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения, однако, согласно ГОСТ, указанные параметры выражены единичными конкретными значениями;
-п. 20 "Грунтовка": "Диапазон температуры эксплуатации: -40
+60"; п. 21 "Краска алюминиевая": "Диапазон рабочих температур:
-40
+40", п. 23 "Эмаль": "Диапазон рабочих температур не уже:
-60
+60", п. 24 "Краска термостойкая": "Диапазон рабочих температур:
-60
+160", п. 32 "Герметик": "Температура применения:
-5
+40", "Температурный рабочий диапазон:
-30
+80", п. 33 "Паронит": "Температура применения (жидкость) в интервале:
-40
+400", п. 34 "Резина пористая": "Температурный рабочий диапазон:
-30
+70", п. 38 "Доводчик дверной": "Допустимая температура эксплуатации в интервале:
-15
+40", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки, необходимо указать конкретное значение, при этом данные параметры в соответствии с ГОСТ установлены в диапазонных значениях;
-п. 27 "Смесь пропано-бутановая техническая": "Марка: ПБА или ПБТ или БТ", что не соответствует ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные", согласно которому пропано-бутановой технической смесь является марка ПБТ;
-п. 21 "Краска алюминиевая": "Компонент лак битумный в интервале: 75*-80*", что не соответствует положениям ГОСТ 5631-79 "Лак БТ-577 и краска БТ-177", согласно которому краска БТ-177 представляет собой суспензию алюминиевой пудры ПАП-2 по ГОСТ 5494 в лаке БТ-577 и приготовляется непосредственно перед нанесением путем смешения 80-85% лака БТ-577 и 15-20% алюминиевой пудры.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлены неправомерные положения о соответствии используемых при выполнении работ товаров следующим ГОСТ: "Товары должны соответствовать нормативным документам, ГОСТ, ГОСТ Р и пр. п. 1 должен соответствовать ГОСТ 26633-2012, п. 3 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, п. 4 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, п. 5 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, п. 6 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, п. 7 должен соответствовать ГОСТ 11052-74, п. 8 должен соответствовать ГОСТ Р 56387-2015, п. 9 должен соответствовать ГОСТ 18288-87, п. 10 должен соответствовать ГОСТ 18288-87, п. 11 должен соответствовать ГОСТ 19111-2001, п. 12 должен соответствовать ГОСТ 7931-76, п. 13 должен соответствовать ГОСТ 6727-80, п. 14 должен соответствовать ГОСТ 3826-82, п. 16 должен соответствовать ГОСТ 52805-2007, п. 17 должен соответствовать ГОСТ 6810-2002, п. 18 должен соответствовать ГОСТ 18992-80, п. 19 должен соответствовать ГОСТ Р 52020-2003, п. 20 должен соответствовать ГОСТ 25129-82, п. 21 должен соответствовать ГОСТ 5631-79, п. 22 должен соответствовать ГОСТ 28196-89, п. 23 должен соответствовать ГОСТ 6465-76, п. 25 должен соответствовать ГОСТ 10503-71, п. 26 должен соответствовать ГОСТ 17299-78, п. 27 должен соответствовать ГОСТ Р 52087-2003, п. 28 должен соответствовать ГОСТ 7827-74, п. 29 должен соответствовать ГОСТ 7338-90, п. 30 должен соответствовать ГОСТ 9467-75, п. 31 должен соответствовать ГОСТ 9467-75, п. 33 должен соответствовать ГОСТ 481-80, п. 34 должен соответствовать ГОСТ 20799-88, п. 36 должен соответствовать ГОСТ 31173-2003, п. 37 должен соответствовать ГОСТ 31173-2003, п. 39, п. 40, п. 41 должны соответствовать ГОСТ 5089-97, п. 42 должен соответствовать ГОСТ 10884-94, п. 43 должен соответствовать ГОСТ 10884-94, п. 44 должен соответствовать ГОСТ Р 54157-2010, п. 45 должен соответствовать ГОСТ 8509-93, п. 46 должен соответствовать ГОСТ 8509-93, п. 47 должен соответствовать ГОСТ 103-2006, п. 48 должен соответствовать ГОСТ 3282-74, п. 50 должен соответствовать ГОСТ 7808-70, п. 51 должен соответствовать ГОСТ 4028-63, п. 52 должен соответствовать ГОСТ 7811 - 7035, п. 55 должен соответствовать ГОСТ 1144-80, п. 56 должен соответствовать ГОСТ 28778-90, п. 57, п. 58 должны соответствовать ГОСТ 1144-80, п. 59 должен соответствовать ГОСТ 7798-70 DIN 933, п. 60 должен соответствовать ГОСТ 6402-70, п. 61 должен соответствовать ГОСТ 11371-78, п. 62 должен соответствовать ГОСТ 5915-70, п. 63 должен соответствовать ГОСТ 16337-77", однако, как указывает Заявитель, ГОСТы 26633-2012, 31173-2003, 5089-97, Р54157-2010 - недействующие, ГОСТ 7811-7035 не существует, а ГОСТ 20799-88 "Масла индустриальные. Технические условия (с Изменениями N 1-5)" - установлен как регламентирующий характеристики товара под п. 34 "Резина пористая", что вводит в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Комплект Сервис" на действия ГБУЗ "ДГП N 91 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии Д.А. Орехов
С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2017 г. N 2-57-10659/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017