Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Арктик Моторс" (далее - ООО "Арктик Моторс", заявитель): Босиков Р.В. (представитель по доверенности);
от заказчика казенного предприятия Республики Саха (Якутия) "Дороги Арктики" (далее - КП РС (Я) "Дороги Арктики", заказчик): Жирков С.А., Павлов А.А. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Арктик Моторс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера колесного с дополнительным клиновидным отвалом (изв. N 0116200007917007513), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Арктик Моторс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера колесного с дополнительным клиновидным отвалом (изв. N 0116200007917007513).
Из текста жалобы ООО "Арктик Моторс" следует, что по результатам подведения итогов электронного аукциона, заявка Общества была признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
С решением аукционной комиссии заказчика не согласны, поскольку считают, что заявка ООО "Арктик Моторс" содержит все необходимые документы, требуемые согласно аукционной документации в соответствии Законом о контрактной системе.
Представитель заявителя жалобу поддержал, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснил, что с жалобой ООО "Арктик Моторс" не согласен по следующим основаниям.
Закупаемый товар относится к бульдозерам на колесных тракторах и тягачах с кодом по ОКПД2 28.92.21.120, который включен в п. 6 перечня отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд являющегося приложением к постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 N656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N656).
В связи с этим в п. 34 Информационной карты установлен запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением N656.
Согласно подп. "а" п. 1 Постановления N656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары, указанные в пунктах 1-13, 17-32 и 34-55 перечня, предусмотренного приложением к настоящему постановлению (далее - перечень):
производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719), а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. При этом для целей настоящего постановления продукция машиностроения приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на срок не более 5 лет с момента заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет с момента начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;
соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта);
страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта, и отсутствия наименований товаров в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719).
Пунктом 2 Постановления N656 установлено нижеследующее.
Подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.
Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Участником закупки ООО "Арктик Моторс" не представлен ни один из документов, предусмотренных п. 2 Постановления N656, а также инструкцией по заполнению заявки.
Имеющийся в составе заявки акт экспертизы N002-11-04769 от 14.08.2017 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не относится к указанным документам по следующим основаниям.
Акт экспертизы о котором упоминается в абз. 2 п. 2 Постановления N656 составляется в соответствии с Положением о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ТПП РФ от 25.08.2014 N64, по форме согласно приложению N3 к указанному Порядку.
Вместе с тем, представленный годовой акт экспертизы составлен в соответствии с Порядком заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям постановления Правительства РФ "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14 июля 2014 года N656", утвержденным приказом ТПП РФ от 25.08.2014 N66 и по форме согласно приложению N2 этого Порядка.
В соответствии с п. 1.7 Порядка, утвержденного приказом ТПП РФ от 25.08.2014 N66, ТПП России размещает на информационном ресурсе ТПП РФ сведения о производителях и товарах, на которые оформлены Годовые акты экспертизы. На основании указанных сведений, получаемых из информационного ресурса ТПП РФ, уполномоченные ТПП оформляют и выдают документы, предусмотренные Положением о порядке выдачи сертификатов СТ-1 и Положением о порядке выдачи актов экспертизы.
Таким образом, на основании представленного годового акта экспертизы участник закупки в соответствии с п. 2.2 названного Порядка должен был получить в уполномоченном ТПП сертификат по форме СТ-1 на конкретный предлагаемый товар к конкретной закупке и с учетом его количества.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика с решением аукционной комиссии уполномоченного органа не согласились, поддержали жалобу ООО "Арктик Моторс".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 534 784,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
6) заявка единственного участника электронного аукциона признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
7) электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Арктик Моторс" необоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "Арктик Моторс" несоответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0116200007917007513-4 от 22 августа 2017 года заявка ООО "Арктик Моторс" признана не соответствующей требования аукционной документации на основании следующего: "Не соответствует на основании п.1 ч.6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 г. N 656 и документации электронного аукциона".
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, или копии этих документов
Аналогичное требование установлено в пункте 34 части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Во исполнение указанного положения Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также Постановление N 656).
Согласно пункту 1 Постановления N 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Пунктом 2 Постановления N 656 установлено, следующее:
Подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.
Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. ("Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденное Приказом ТПП РФ от 25 августа 2014 года N 64), (далее - Положение)
Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Следовательно, участникам закупки в составе вторых частей на участие в электронном аукционе в подтверждение соответствия товара требованиям Постановления N 656 надлежит представить или инвестиционный контракт, или акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в установленном порядке, либо сертификат о происхождении товара.
В целях объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" о предоставлении документов, представленных в составе вторых частей заявок участников закупки.
Согласно поступившим в ответ на запрос антимонопольного органа сведениям (вх. 8324 э от 29.08.2017 г.), в составе второй части заявки заявителем в подтверждение соответствия требованию пункта 34 части 1 "информационная карта" аукционной документации приложен акт экспертизы N 002-11-04864, выданный 06.09.2016 г., из содержания которого установлено, что основанием для его составления послужило заявление АО "Петербургский тракторный завод" N б/н от 01.09.2016 г. для оформления сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения акты экспертизы выдаются уполномоченными ТПП, заинтересованным участникам закупок (заявителем).
Пунктом 3.2 Положения установлено, что акт экспертизы оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара - объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения).
Согласно пункту 3.7 Положения акт экспертизы прекращает свое действие после завершения закупки товара для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для которой он был предназначен.
На основании пункта 4.1 Положения для получения акта экспертизы участник закупки представляет в уполномоченную ТПП заявление с просьбой о выдаче акта экспертизы, которое подписывается руководителем заявителя (участника закупок) или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя. В заявлении указываются наименование и адрес заказчика (организатора закупки); идентификационный код закупки; наименование товара - объекта закупок (с указанием марки, модели, иной маркировки, необходимой для идентификации по ОКПД ОК-034-2007 (КПЕС 2002), его количество, наименование и адрес производителя товара, другая информация, необходимая для оформления и выдачи акта экспертизы, а также запись заявителя о том, что он несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Из вышеизложенного следует, что акты экспертизы выдаются заинтересованным участникам закупок Торгово-промышленной палатой РФ для участия в определенной закупке.
Как установлено ранее, ООО "Арктик Моторс" акты экспертизы, выданный для участия в закупке в форме электронного аукциона (изв. N 0116200007917007513) с идентификационным кодом закупки (ИКЗ): 172140100076114010100100720012892000 на поставку бульдозера колесного с дополнительным клиновидным отвалом в составе второй части заявки не представил, инвестиционный контракт или сертификат о происхождении товара данным участником закупки также не представлены.
В силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка.
Пунктом 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника такого аукциона, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная комиссия уполномоченного органа приняла решение о признании заявки ООО "Арктик Моторс" несоответствующей требованиям аукционной документации правомерно.
Таким образом, жалоба заявителя признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Арктик Моторс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку бульдозера колесного с дополнительным клиновидным отвалом (изв. N 0116200007917007513) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 августа 2017 г. N 06-901/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017