Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Болысаева О.Н. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Евграфова Дениса Андреевича (далее - ИП Евграфов Д.А.) не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем"): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой"(далее - ООО "Новострой"):не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заказчика администрации муниципального образования "Чапчылганский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - АМО "Чапчылганский наслег", заказчик):Бродников Г.Ю (глава муниципального образования "Чапчылганский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия));
от уполномоченного органаГосударственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок(далее - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган):Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобыИП Евграфова Д.А., ООО "Тандем", ООО "Новострой" на действия заказчика АМО "Чапчылганский наслег", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство спортивного зала (изв. N 0116200007917007759), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ИП Евграфова Д.А., ООО "Тандем", ООО "Новострой".
Из текста жалобы ИП Евграфова Д.А. следует, что:
1. Заказчик, в нарушение требований Закона о контрактной системе не установил в положениях документации об электронном аукционе виды и объемы работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570), которые должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно без привлечения третьих лиц, а также штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком данных работ.
2. Заказчик устанавливает требование о соответствии товаров действующим стандартам и одновременно указывает характеристики, не предусмотренные требуемыми стандартами.
Описание объекта закупки (Техническое задание) строительство спортивного зала в позиции 36 установлено требование: "Щебень из природного камня, тип 1, щебень фракции: должна быть 10-20 мм, ГОСТ 8267-93".
В позиции 37 настоящей документации установлено требование: "Щебень из природного камня, тип 2, щебень фракции: должна быть 20-40 мм, ГОСТ 8267-93".
Заявителем указано, что согласно пункту 4.2.1. ГОСТ 8267-93 щебень и гравий, который требуется Заказчику выпускаются в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
По мнению заявителя, установленное заказчиком требование к фракции щебня не соответствует действующему стандарту.
3. В аукционной документации в части описание объекта закупки (Техническое задание) на строительство спортивного зала в позиции 8 указан товар "Электроды тип 1" и в пункте 10 указан товар "Электроды тип 3", в данных пунктах установлены требования к характеристике номинальный диаметр - должен быть между 3 мм и 8 мм, При этом, заявитель считает, в инструкции по заполнению заявки заказчиком не разъяснено, что означает слово "между". Использованное заказчиком описание объекта закупки носит необъективный характер.
4. Размещенный заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) файл "ПСД Электронный вариант Спортзал.rar" имеет размер 87,41 Мб, что нарушает пункт 1.2. Приказа Казначейства России от 30.12.2015 N26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок", где указано, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единый информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Тандем" следует:
1. в описании объекта закупки (Техническое задание) на строительство спортивного зала, в позиции 21 в нарушение ГОСТ 18288-87 заказчиком установлены требования:
Бруски обрезные, тип 1.
Толщина должна быть не менее 40 мм.
Ширина должна быть не более 150 мм
2. в позиции 23 настоящей документации установлены требования:
Бруски обрезные, тип 3.
Толщина должна быть не менее 50 мм.
Ширина должна быть не более 150 мм.
Заявитель считает, что данные требования не отвечают действующему ГОСТ 18288-87.
3. в позиции 36"Щебень из природного камня, тип 1" заказчик установил требование: щебень фракции должна быть 10-20 мм, однако согласно ГОСТ 8267-93 фракция щебня должна быть св. 10 до 20 мм.
Как считает заявитель, заказчик установив данное требование не соблюдает требование ГОСТ 8267-93.
4. в позиции 37 настоящей документации заказчик установил требование: щебень фракции должен быть 10-20 мм, что также по мнению заявителя не отвечает требованиям ГОСТ 8267-93.
5. в позиции 34 "раствор готовый кладочный" заказчиком установлено требование:
Содержание щелочи: должно быть не более 0,6%.
В позиции 47 "Вода" заказчиком установлены требования:
Максимальное допустимое содержание растворимых солей должно быть не более 10000 мг/л;
Максимальное допустимое содержание ионов SO-224 должно быть не более 2700 мг/л;
Максимальное допустимое содержание ионов Cl- должно быть не более 4500 мг/л;
Максимальное допустимое содержание взвешенных частиц должно быть не более 300 мг/л.
В позиции 6 "Шлакопортландцемент, тип 1"заказчик установил требование:
содержание добавок, в том числе: доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков должно быть более 20%, глиежа: не более 20% или отсутствовать.
Суммарное содержание добавок доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков и глиежа должно быть более 20%.
В позиции 11 "Рогожа" заказчик установил требование:
вид применяемого сырья должен быть льняная пряжа с содержанием льняного волокна не менее 70% или пряжа с содержанием льняного волокна не менее 30%, сочетание этой пряжи с хлопчатобумажной пряжей, химическими нитями (вискозными, полиэфирными, полиамидными, полипропиленовыми) или пряжа из грубых лубяных волокон.
Заявитель указывает, что предметом закупки не является изготовление товаров, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения, химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что установленные заказчиком требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям указанные в описании закупки являются излишними:
66 |
Шлакопортландцемент, тип 1 Марка по прочности на сжатие в 28-суточном возрасте должна быть 400 или 500 Содержание добавок, в том числе: доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков должно быть более 20%, глиежа: не более 20% или отсутствовать Суммарное содержание добавок доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков и глиежа должно быть более 20%. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток должен быть не менее 5,4 Мпа Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть не более 39,2 Мпа Тонкость помола цемента должна позволять при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N 008 проходить не менее 85% массы просеиваемой пробы Массовая доля ангидрида серной кислоты должна быть не более 3,5% |
|
77 |
Шлакопортландцемент, тип 2 Марка по прочности на сжатие в 28-суточном возрасте должна быть 400 или 500 Содержание добавок, в том числе: доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков должно быть более 20%, глиежа: не более 20% Суммарное содержание добавок доменных гранулированных и электрофосфорных шлаков и глиежа должно быть более 20%. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток должен быть не менее 4,4 Мпа Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть не более 29,4 Мпа Тонкость помола цемента должна позволять при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N 008 проходить не менее 85% массы просеиваемой пробы Массовая доля ангидрида серной кислоты должна быть не более 3,5% |
|
336 |
Щебень из природного камня, тип 1 Щебень фракции: должна быть 10-20 мм Группа щебня: должна быть 1 или 2 или 3 Марка по дробимости: должна быть выше 600 Содержание зерен слабых пород: должно быть не более 10% Марка по морозостойкости: должна быть выше F50 Щебень должен быть из осадочных и метаморфических пород либо из изверженных пород Содержание зенрен пластинчатой и лещадной формы требуется не менее 10% и не более 25% |
|
337 |
Щебень из природного камня, тип 2 Щебень фракции: должна быть 20-40 мм Группа щебня: должна быть 1 или 2 или 3 Марка по дробимости: должна быть выше 600 Содержание зерен слабых пород: должно быть не более 10% Марка по морозостойкости: должна быть выше F50 Щебень должен быть из осадочных и метаморфических пород либо из изверженных пород Содержание зенрен пластинчатой и лещадной формы требуется не менее 10% и не более 25% |
|
447 |
Вода Вода не должна содержать химических соединений и примесей в количествах, которые могут повлиять на сроки схватывания цемента, скорость твердения, прочность, морозостойкость и водонепроницаемость бетона, коррозию арматуры По назначению вода должна быть для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных неармированных конструкций Максимальное допустимое содержание растворимых солей должно быть не более 10000 мг/л Максимальное допустимое содержание ионов SO-24 должно быть не более 2700 мг/л Максимальное допустимое содержание ионов Cl- должно быть не более 4500 мг/л Максимальное допустимое содержание взвешенных частиц должно быть не более 300 мг/л |
Как считает заявитель, вышеприведенные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Во время рассмотрения дела представитель уполномоченного органа указал, что не согласен с доводами жалобы ИП Евграфова Д.А. и поясняет следующее:
1.По первому доводу жалобы ИП Евграфова Д.А. согласно пункту 5.3.1. проекта контракта подрядчик обязуется выполнить все работы лично, своими силами, без привлечения субподрядчиков.
Представитель уполномоченного органа утверждает, что данное условие согласуется с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик в праве привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Исходя из этого все работы, предусмотренные контрактом подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения субподрядчиков, в связи с чем постановление Правительства от 15.05.2017 г. N570 не применяется.
2. По второму доводу жалобы ИП Евграфова Д.А. Представитель уполномоченного органа поясняет, что установленные заказчиком в позиции 36, 37 описания объекта закупки требования к щебню "фракция 10-20 мм" не препятствует подрядчику использовать при выполнении работ щебень в соответствии с ГОСТ 8267-93 фракцией св.10 до 20 мм или св. 20 до 40 мм, поскольку понятие "10-20" и "20-40" не противоречит и не ограничивает понятие "св. 10 до 20" и "св. 20 до 40 мм" соответственно. Кроме того, представитель указывает, что размеры фракции 10-20 мм, 20-40 мм установлены в таблице N2 ГОСТ 8269-76 "Щебень из естественного камня, гравий и щебень из гравия для строительных работ. Метод испытаний".
Представитель также поясняет, что установленный заказчиком в позиции 3 описания объекта закупки требованиям к проволоке "диаметр более 6,0 мм, площадь поперечного сечения менее 0,3318 см2, масса 1 м менее 0,260 кг" соответствует проволока диаметром 6,3 мм, площадью поперечного сечения 0,312 см2, масса 1 метра проката 0,245 кг из таблицы N1 ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент".
3. Представитель указывает, что слово "Между" является общеизвестным словом русского языка и не нуждается в дополнительном толковании. Все значения, находящиеся между двумя установленными значениями удовлетворяют требованию слова "между". Закон о контрактной системе не обязывает указывать в инструкции по заполнению заявки все значения слов русского языка. Отсутствие значения общеизвестного слова русского языка в инструкции не ограничивает заказчика использовать его при описании объекта закупки.
Кроме того, по мнению представителя уполномоченного органа, в случае неясности какого-либо положения документации участника закупки вправе обратиться с запросом о их разъяснении.
4.Представитель уполномоченного органа считает, что информация, размещенная на официальном сайте единой информационной системеhttp://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), должна быть полной и достоверной. Размещенный в ЕИС файл скачивается, имеет разрешенный формат, открыт для доступа, размещенная проектно-сметная документация является полной и достоверной.
Представитель уполномоченного органа указывает, чтопо доводам жалобы ООО "Тандем" не согласен и поясняет следующее:
По первому и второму доводам.
Установленные заказчиком в позициях 21,23 описания объекта закупки требования к брускам "толщина не менее 40 мм, ширина не более 150 мм" не препятствует подрядчику использовать при выполнении работ бруски в соответствии с ГОСТ 18288-87 толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
По третьему и четвертому доводам жалобы представитель уполномоченного органа поясняет, что позиция указана выше.
По пятому доводу.
представитель уполномоченного органа считает, что установленные заказчиком в позиции 34 описания объекта закупки требования к раствору готовому кладочному "содержание щелочи не более 0,6%" соответствуют требованиям пункта 4.14.5 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
По позиции 47 описания объекта закупки требования к воде по содержанию солей, ионов, взвешенных частиц установлены в соответствии с пунктом 3 таблицы N1 ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия".
Установленные заказчиком в позиции 6 описания объекта закупки требования к шлакопортландцементу по содержанию шлаков, глиежа установлены в соответствии с пунктом 1.2 и таблицей N1 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Техническое условия".
Установленные заказчиком в позиции 11 описания объекта закупки требования к рогоже по содержанию льна установлены в соответствии с таблицей N1 ГОСТ 5530-2004 "Ткани упаковочные и технического назначения из лубянок волокон. Общие технические условия".
Представитель уполномоченного органа указывает, что по доводам жалобы ООО "Новострой" также не согласен и поясняет следующее, чтозаказчик в позиции 6описания объекта закупки требования к шлакопортландцементу по содержанию шлаков, глиежа установил в соответствии с пунктом 1.2 и таблицей N1 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Техническое условия".
По позиции 7 описания объекта закупки требования к шлакопортландцементу по содержанию шлаков, глиежа установлены в соответствии ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Техническое условия"
Установленные заказчиком в позициях 36, 37 описания объекта закупки требования к щебню "содержание зерен слабых пород не более 10%" соответствует таблице N7 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия". Указанным требованиям по содержанию зерен слабых пород соответствуют щебни с маркойдробимости 800, 1000, 1200, 1400.
По позиции 47 описания объекта закупки заказчик установил требования кводе по содержанию солей, ионов, взвешенных частиц в соответствии с пунктом 3 таблицы N1 ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия".
Также представитель уполномоченного органа указывает, что согласно условиям документации для участия в закупке необходимо только согласие на выполнение работ в соответствии с аукционной документацией.
Просит признать жалобы ИП Евграфова Д.А., ООО "Новострой", ООО "Тандем" необоснованными.
Заказчик позицию представителя уполномоченного органа поддержал, просит признать жалобы ИП Евграфова Д.А., ООО "Новострой", ООО "Тандем" необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116200007917007759 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадкиАО "ЕЭТП" - 03.08.2017 года;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 15 800 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки;
5) по результатам рассмотрения заявок участников закупки, все участники допущены к участию в электронном аукционе;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ИП Евграфова Д.А. необоснованной на основании следующего.
1.Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ (которые установлены Постановлением N570) по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В пункте 2 настоящего Постановления установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Пунктом 3 Постановления N570 установлено, что настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
При этом в силу подпункта б пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, указанных в документации о закупке, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны до 1 июля 2018 года составлять не менее 15% от цены контракта и не менее 25% после указанной даты.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что на заказчика возлагается обязанность отразить в документации о закупке те виды работ, которые необходимо выполнить непосредственно подрядчику при исполнении соответствующего контракта и которые предусмотрены Постановлением N570, а также указать их объемы. В свою очередь, подрядчик по своему усмотрению должен выбрать из перечня, указанного заказчиком, те виды работ, которые действительно будут выполняться им самостоятельно, соблюдая при этом условие о соотношении стоимости выбранных им работ и общей цены контракта.
Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При этом, пунктом 5.3.1. проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы лично, своими силами, без привлечения субподрядчиков.
Следовательно, заказчиком, уполномоченным органом не нарушены условия Постановления N570, так как согласно аукционной документации на строительство спортивного зала подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Первый довод жалобы ИП Евграфова Д.А. признается необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с указанными требованиями законодательства о контрактной системе муниципальным заказчиком - АМО "Чапчылганский наслег" было составлено описание объекта закупки, а также определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров/материалов, использованных при выполнении работ, которые установленыв части 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание) строительство спортивного зала" аукционной документации.
В части 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание) строительство спортивного зала" в аукционной документации установлено:
36 |
Щебень из природного камня, тип 1 Щебень фракции: должна быть 10-20 мм Группа щебня: должна быть 1 или 2 или 3 Марка по дробимости: должна быть выше 600 Содержание зерен слабых пород: должно быть не более 10% Марка по морозостойкости: должна быть выше F50 Щебень должен быть из осадочных и метаморфических пород либо из изверженных пород Содержание зенрен пластинчатой и лещадной формы требуется не менее 10% и не более 25% |
37 |
Щебень из природного камня, тип 2 Щебень фракции: должна быть 20-40 мм Группа щебня: должна быть 1 или 2 или 3 Марка по дробимости: должна быть выше 600 Содержание зерен слабых пород: должно быть не более 10% Марка по морозостойкости: должна быть выше F50 Щебень должен быть из осадочных и метаморфических пород либо из изверженных пород Содержание зерен пластинчатой и лещадной формы требуется не менее 10% и не более 25% |
Пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 установлено, что щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
При этом, размеры фракции 10-20 мм, 20-40 мм установлены в таблице N2 ГОСТ 8269-76 "Щебень из естественного камня, гравий и щебень из гравия для строительных работ. Метод испытаний".
Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что размеры фракции щебня и гравия 10-20 мм, установленные в описании объекта закупки аукционной докуменатции не противоречат значениям ГОСТ 8267-93.
В позиции 3 части 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" на строительство спортивного зала установлено требование:
3 |
Проволока, тип 1 Номинальный диаметр должен быть более 6,0 мм Марка стали должна быть Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп или Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп Временное сопротивление должно быть не более 420 Н/мм2 Относительное сужение поперечного сечения после разрыва должно быть не менее 68% Катанка должна выдерживать в холодном состоянии изгиб на 180° вокруг оправки диаметром, равным диаметру катанки. Площадь поперечного сечения должна быть менее 0,3318см2 Масса 1 м профиля должна быть менее 0,260 кг Максимальное предельное отклонение по диаметру должно быть не более +0,1 мм Минимальное предельное отклонение по диаметру должно быть не менее -0,5 мм Точность прокатки должна быть А или Б |
Согласно таблицы N1 ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" требованию позиции 3 части 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" на строительство спортивного зала соответствует проволока диаметром 6,3 мм, площадью поперечного сечения 0,312 см2, масса 1 метра проката 0,245 кг., что не противоречит требованиям заказчика, установленным в аукционной документации.
Таким образом, довод жалобы ИП Евграфова Д.А. не находит своего подтверждения.
3.Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, вместе с тем, такое описание объекта закупки должно позволить участникам закупки достоверно установить и указать в первой части заявки параметры товара, удовлетворяющие потребности заказчика.
Слово "Между" является общеизвестным словом русского языка, не требующим какого-либо дополнительного разъяснения. Отсутствие значения общеизвестного слова русского языка в инструкции не ограничивает заказчика использовать его при описании объекта закупки, следовательно, установленные показатели позволяют определить требуемые заказчику характер товаров и материалов.
Таким образом третий довод жалобы ИП Евграфова является необоснованным.
4. В соответствии части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:
1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) контроль за соответствием:
а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
б) информации, включенной в планы-графики закупок (далее также - планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;
в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе указана, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно статьи 7 Закона о контрактной системе:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что размещенный в ЕИС файл имеет разрешенный формат "pdf", читаем, открыт для доступа, позволяет ознакомится с ним без применения дополнительных программных или технологических средств. Размещенная проектно-сметная документация является полной и достоверной.
Следовательно, размещенная в ЕИС информация отвечает принципам открытости и прозрачности информации Закона о контрактной системы.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств того, что заказчиком в аукционной документации установлено необъективное описание объекта закупки, а именно, что размещенная часть аукционной документации в файле "ПСД Электронный вариант Спортзал.rar"в размере 87,4 Мб каким-либо образом ограничивают права и законные интересы ИП Евграфова Д.Азаявителем не представлено.
Таким образом, четвертый довод жалобы ИП Евграфова признается необоснованным.
Доводы жалобы ООО "Тандем" комиссией Якутского УФАС России подлежат признанию необоснованными по следующим основаниям:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из толкования п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно определяет перечень товаров и материалов, которые должны быть использованы подрядчиком для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательные требования, которым должно удовлетворять описание объекта закупки в части установления заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, используемых подрядчиком для выполнения работ.
Материалами дела установлено, что в части 2 "описание объекта закупки (Техническое задание) строительство спортивного зала" аукционной документации установлены технические характеристики применяемых материалов, согласно которым установлены следующие требования к используемым товарам, в том числе:
21 |
Бруски обрезные, тип 1. Бруски должны 1 сорта. Бруски должны быть из сосны или ели или пихты или лиственницы или кедра. Длина должна быть не менее 4 м и не более 6,5 м. Толщина должна быть не менее 40 мм. Ширина должна быть не более 150 мм. |
23 |
Бруски обрезные, тип 3. Бруски должны быть 1 или 2 сорта. Бруски должны быть из сосны или ели или пихты или лиственницы или кедра. Длина должна быть не менее 4 м и не более 6,5 м. Толщина должна быть не менее 50 мм. Ширина должна быть не более 150 мм. |
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Брусок".
Так, брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Вместе с тем, в Техническом задании, заказчиком в материалах, применяемых при выполнении работ, указан "брусок" при этом установлено, что техническая характеристика по показателю "толщина" должна составлять не менее 40 и 50 мм.
В своем пояснении представитель уполномоченного органа указывает, что установленные в позициях 21, 23 описания объекта закупки требования к брускам не обязывают подрядчика использовать при выполнении работ бруски не в соответствии с ГОСТ 18288-87 толщиной40 мм и шириной 150 мм.
Размер бруска указанный в части 2 "описание объекта закупки (Техническое задание) строительство спортивного зала" аукционной документации, установлен в соответствии ГОСТ 18288-87, следовательно, толщина 40 мм это минимальное значение, а ширина бруска 150 мм - это максимальное значение, то есть подрядчиком для выполнения работ могут использоваться бруски размером 40х40, 40х80, 50х100, 75х150 и т.д., что соответствует требованиям ГОСТ и заказчика.
На основании изложенного первый и второй довод жалобы ООО "Тандем" признается необоснованными.
2. Третий и четвертый доводы жалобы ООО "Тандем" соответствуют второму доводу жалобы ИП Евграфова Д.А., которому оценка дана выше (см. стр. 8-9 решения), в связи с чем доводы признанынеобоснованными.
3. По пятому доводу жалобы ООО "Тандем".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик при описании объекта закупки должен установить такие требования к закупаемым товарам, работам, услугам чтобы повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые им необходим, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно письму Департамента развития контрактной системы Минэкономразвитя России от 01.08.2016 г. N Д28и-2011 указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы не противоречат положениям Закона о контрактной системы, но учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические услови", ГОСТ ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия", ГОСТ 5530-2004 "Ткани упаковочные и технического назначения из любяных волокон. Общие технические условия", а также ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" являются действующими стандартами.
Комиссией установлено, что показатели/параметры товаров/материалов, требования, к которым установлены заказчиком в позициях 34, 47, 6, 11 соответствуют показателям, установленным действующими ГОСТ 28013-98, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10178-85 по всем установленным параметрам.
Таким образом данный довод жалобы ООО "Тандем" признан необоснованным.
По доводам жалобы ООО "Новострой" оценка дана выше, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуИПЕвграфова Д.А. на действия заказчика муниципального образования "Чапчылганский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на строительство спортивного зала (изв. N 0116200007917007759) необоснованной;
2. Признать жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика муниципального образования "Чапчылганский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на строительство спортивного зала (изв. N 0116200007917007759) необоснованной;
3. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика муниципального образования "Чапчылганский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на строительство спортивного зала (изв. N 0116200007917007759) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии Н.Н. Яцкова
О.Н. Болысаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 августа 2017 г. N 06-889/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017