Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Грешнёвой Д.С.,
при участии представителей Администрации поселения Сосенское: Слупского П.В., а также при участии представителя ООО "РГТН": Макаровой Е.А.,
рассмотрев жалобу ООО "РГТН" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по благоустройству территории с торца д. NN 9,10 п. Коммунарка поселения Сосенское (Закупка N 0148300008315000044) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N11/35673 от 04.09.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в технической части аукционной документации требования к товару по п. "Урна стальная" содержат требования к стали: (сталь, с серповидностью рулонной стали, с телескопичностью рулонов, класс толщины, категории качества, масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, относительное удлинение).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено требование: "Если в требованиях заказчика установлены требования к сырью из которого изготавливаются товары (материалы), в том числе химическому составу (массовым долям элементов) сырья либо требования к технологии выполнения работ либо к упаковке товара, и условиям хранения товара, то участник вправе не указывать значения показателей по таким характеристикам".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком требования к товару по п. "Урна стальная", а также положение инструкции "Если в требованиях заказчика установлены требования к сырью из которого изготавливаются товары (материалы), в том числе химическому составу (массовым долям элементов) сырья либо требования к технологии выполнения работ либо к упаковке товара, и условиям хранения товара, то участник вправе не указывать значения показателей по таким характеристикам" вводят в заблуждение участника закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 18 перечня выполняемых работ Технического задания установлено: "Установка бортовых камней бетонных 100.20.8".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в технической части аукционной документации установлены требования к товару по п. "Камни бетонные бортовые": "Длина: 1000; 3000; 6000 мм", "Высота: 300 мм", "Ширина: 150-180 мм".
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанным требуемым характеристикам соответствуют марки камней БР 100.30.15, БР 300.30.15 и БР 600.30.15, которые не указаны Заказчиком в перечне выполняемых работ Технического задания.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке требований к вышеуказанному товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требования к товару по п. "Камни бетонные бортовые", не относящемуся к объекту закупки, что может ограничить количество участников закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, список ГОСТ, установленный в аукционной документации неправомерно расширен.
В Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, а именно: "гост 2768-84, гост 2889-80, гост 15836-79, гост 26633-2012, гост 31357-2007, гост 31386-2008, гост 22950-95, гост 6266-97, гост 31173-2003, гост 475-78, гост 28196-89, гост 30884-2003, гост 28013-98, гост 30547-97, ГОСТ 18599-2001, гост 6787-2001, гост р 52575-2006; гост 6141-91, гост 2715-75, гост 19111-2001, гост 30970-2002, гост 862.3-86, гост 27023-86, гост 18108-80, гост 8242-88, гост 24045-2010, гост 7931-76, гост р 52165-2003, гост 4.229-83, гост 538-2001, гост 52805-2007, гост 4598-86, гост 6787-2001; гост 10277-90, гост -50345-2010, гост 7473-2010, гост 1050-88, гост 51628-2000, гост 6323-79, гост р 53769-2010, гост 61084-1-2007, гост 9045-93, гост 31996-2012, гост 3916.1; гост р 52169-2003), гост р 52168-2003); ГОСТ 31416-2009; (гост 52168- р 2003); гост р 52169-2003);гост р 52167-2003, гост р 52169-2003, гост р 52301-2004; гост 6825-91, гост 6465-76; гост 51322.1-2011, гост 22483-2012, гост 61058.1-2000, гост 21485-94, гост 23695-94, гост 11650-80; гост 6942-98, гост 22689.2-89, гост 4014-2013; гост 30427-96; гост 53630-2009, гост р 52134-2003, гост 5632-72, гост 10705-80, гост 535-2005; гост 24379.0-2012; гост р 51613- 2000, гост 3262-75, гост 9583-75; гост 380-2005; гост 8954-75; гост -14254; гост: 8568-77; гост- 23143; гост 21345-2005, гост 15167-93, гост 18297-96, гост 19681-94, гост 25809-96, гост -14918-80, гост 1153-76, гост 7931-76; гост 190-78, ту 6-10-1208-76, гост -8639-82, гост 1050-88, гост 4028-80; гост 13996-93, гост 125-70, гост 5583-78 , гост 20448-90, гост 28013-98, гост 10503-71, гост 31947-2012; гост 13663-86; гост 9410-78, гост 2084-77, гост 2889-80, гост 6617-76, гост 9128-2009, гост 190-78, гост 10587-84, гост 8734-75; гост 8733-74; гост 8267-93, гост-30674-99, гост 3916.2-96; гост 8736, гост 6665-91, гост 8269.0-97, гост 17608-91, гост 30673-99; гост 12536-79, гост 10706-76; гост 27784-88, гост 26483-85, гост р 52128-2003, гост 26107-84, гост 8645-68, гост 25129-82, гост 30884-2003, гост 25192-2012, гост 22245-90, гост 26213-91, гост 26204-91, гост 11955-82, гост 10704-91; гост 8735-88, гост 530- 2012, гост 25129-82, гост 5781-82, гост 30674-99, гост 9466-75, гост 6825-91, гост 12.1.030-81, снип 21-01-97".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров, в частности, ГОСТ 6825-91 "Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения", ГОСТ Р 51322.1-2011 "Соединители электрические штепсельные бытового и аналогичного назначения", ГОСТ 22483-2012 "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров", ГОСТ Р МЭК 61058.1-2000 "Выключатели для электроприборов", ГОСТ 21485-94 "Бачки смывные и арматура к ним", ГОСТ 23695-94 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные", поскольку в технической части аукционной документации не установлены требования к товарам, которые регламентируются вышеуказанными ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 6825-91, ГОСТ Р 51322.1-2011, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ Р МЭК 61058.1-2000, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 23695-94, не относящихся к объекту закупки, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют суть аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчику поступил запрос: "Прошу разъяснить, на каком основании Заказчиком в пункте 7 информационной карты установлено требование о предоставлении следующих документов: Копии (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе., т.к. пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона РФ от 05.04.2013 года N 44-ФЗ предусмотрена декларация участника размещения заказа о непроведении в отношении него ликвидации, неприостановления деятельности,отсутствие у участника закупки недоимки, отсутствия судимости, обладания исключительными правами и конфликта интересов". Заказчиком дан ответ на данный запрос, в котором Заказчик поясняет следующее: "Требование исключается. Рассмотрение заявок будет производиться без учета указанного в запросе пункта. Спасибо".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений аукционной документации Заказчика изменяют суть аукционной документации, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, что в нарушение положений ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РГТН" на действия Администрации поселения Сосенское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "ЕвроКомфорт" по делу N 2-57-7677/77-15 от 08.09.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.С. Грешнёва
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2015 г. N 2-57-7753/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015