Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителя ООО "Торговый Дом Бирюза": Историна И.Б., в отсутствие представителей ГБУЗ "ДГП N 104 ДЗМ", уведомлены письмом Московского УФАС России от 25.10.2017 N54474/17,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом Бирюза" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 104 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в амбулаторном центре ГБУЗ "ДГП N 104 ДЗМ" в 2017-2018 годах (Закупка N 0373200570717000040) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.10.2017 N54474/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
- п.2 "Цемент ГОСТ 31108-2003": Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой No 008; Массовая доля ангидрида серной кислоты (so3) в цементе;
- п.3 "Краска масляная ГОСТ 10503-71": Укрывистость невысушенной пленки краски цветов; Массовая доля летучего вещества;
- п.9 "Смесь сухая ГОСТ 3134-78": Плотность; температура начала перегонки уайт- спирита (нефраса- С4-155/200); 10% уайт-спирита (нефраса- С4-155/200) перегоняется при температуре;
- п.10 "Эмаль ГОСТ 6465-76": Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ- 246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 _0.5) С; Массовая доля нелетучих веществ;
- п.12 "Шпаклевка ГОСТ 10277-90": Степень перетира; Пенетрация при температуре (25,0+0,5) С. 10-1;
- п.14 "Грунтовка ГОСТ 25129-82": Условная вязкость при (20,0+0,5) °С по вискозиметр у вз-4, с, не менее; Степень разбавления грунтовки растворител ем, %, не более;
- п.17 "Поковки строительные ГОСТ 8479-70. ГОСТ 380-2005": Массовая доля элементов, углерода, марганца; Массовая доля кремния; Марка стали; Массовая доля серы, фосфора максимальное значение. Кроме того, данные требования относятся к материалу, из которого изготовлен товар, а именно к стали;
- п.18 "Клей ГОСТ 18992- 80": Массовая доля остаточного мономера; Внешний вид дисперсии;
- п.19 "Маты теплоизоляционные ГОСТ 21880- 2011": Плотность; Сжимаемость; Упругость;
- п.20 "Олифа ГОСТ 32389- 2013": Цвет по йодометрической шкале; Массовая доля нелетучих веществ;
- п.23 "Плитки керамические, типа керамогранит ГОСТ 6787- 2001": Водопоглощение; Износостойкость (по кварцевому песку), г/см , не более;
- пп.31, 32 "Битумы ГОСТ 11955- 82*": Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, макс. Знач.; Индекс пенетрации;
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, определяется методом испытаний по ГОСТ 8120-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, утративших силу, а именно: ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия". Указанный стандарт заменен на ГОСТ 31108-2016.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют, в том числе подтверждающие невозможность поставки товара, соответствующего по характеристикам положениям данного ГОСТ. Кроме того, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требования о соответствии требуемых товаров вышеуказанному нормативному документу, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, в частности по п.1 "Выключатель ГОСТ Р 52565-2006": Степень защиты: ip10/ip15/ip20/ip22/ip30, поскольку данная характеристика товара не входит в условное обозначение товара в соответствии с ГОСТ Р 52565-2006.
Комиссией Управления установлено, что параметр "Степень защиты" относятся к безопасности, обеспечиваемой устойчивостью технических изделий к проникновению твердых предметов и воды при эксплуатации.
Таким образом, в аукционной документации для товара по п.1 "Выключатель ГОСТ Р 52565-2006" установлены требования к характеристике товара, обеспечивающей защиту от проникновения твердых предметов и воды.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены сведения, подтверждающие невозможность указания значения параметра "степень защиты" в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- п.6 "Смесь сухая" установлено требование соответствия товара ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия";
- п.11 "Розетка" установлено требование соответствия позиции ГОСТ 9870-61 "Гвозди проволочные оцинкованные для асбоцементной кровли. Технические условия".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и повлечь ограничение количества участников закупки.
5. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
п.30 "Светильник светодиодный": Вес 1,5 кг.
По мнению Заявителя, товары не могут иметь такой величины как "Вес", выраженной в кг, т.к. "Вес - сила воздействия тела на опору (или подвес, или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести. Единица измерения веса в Международной системе единиц (СИ) - ньютон, иногда используется единица СГС - дина". В кг измеряется такой параметр как "Масса".
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с сведениями из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в килограммах также указывается "вес" светильников.
Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии Управления не представлено сведений, подтверждающих невозможность представить значение показателя "вес" в килограммах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом Бирюза" на действия
ГБУЗ "ДГП N 104 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 октября 2017 г. N 2-57-13355/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017