резолютивная часть решения объявлена 26.10.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 31.10.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системе (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) - по доверенности от 26.10.2017 г. N27-35/4413, от 26.10.2017 г. N27-35/4414, представителя заявителя - ООО "Стандарт-А" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200015617000027 "Закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на местности специальными информационными знаками на реке Терек в пределах Терского и Майского муниципальных районов КБР" (далее - аукцион), руководствуясь ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 20 октября 2017 года поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, описания объекта закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика пояснили, что данные нарушения носят технический характер и не могли повлиять на результаты аукциона.
Рассмотрение жалобы состоялось 26 октября 2017 года.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения представителей заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
12.10.2017 15:06 ч. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", http://sberbank-ast.ru) был размещен аукцион N0304200015617000027 "Закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на местности специальными информационными знаками на реке Терек в пределах Терского и Майского муниципальных районов КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 519 250.00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 12.10.2017 15:06; Дата и время окончания подачи заявок - 20.10.2017 11:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.10.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 27.10.2017; Размер обеспечения заявок - 15192.50; Размер обеспечения исполнения контракта - 227887.50.
В силу п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
В требовании к характеристикам и свойствам товаров и материалов, используемых при выполнении работ документации об аукционе по позиции 1 "Эмаль ПФ-115" указано: Перед применением эмали разбавляют до рабочей вязкости сольвентом по ГОСТ 1928-79 "Сольвент каменноугольный. Технические условия", уайт-спиритом по ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия", ксилолом по ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия"_ Класс опасности должен быть до 4.
Согласно инструкции по заполнении первых частей заявок при указании в документации об аукционе, техническом задании показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупки должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком. Таким образом, участник закупки должен предложить класс опасности менее 4.
При разбавлении Эмали ПФ-115 до рабочей вязкости уайт-спиритом Класс опасности согласно ГОСТ 6465-76 будет равен 4 (четыре).
Установленные, заказчиком противоречивые требования к товару, вводят участников закупки в заблуждение, что в последствии может привести к отклонению.
В требовании к характеристикам и свойствам товаров и материалов, используемых при выполнении работ документации об аукционе, по позиции 8 "Вода" указано, что для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой, в т.ч. для водосбросных сооружений и зоны переменного горизонта воды массивных сооружений, а также строительных штукатурных растворов и растворов для армированной каменной кладки _ Величина содержания взвешенных частиц не должна быть менее 300 мг/л.
Согласно ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия", величина содержания взвешенных частиц для воды предназначенной для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой, в т.ч. для водосбросных сооружений и зоны переменного горизонта воды массивных сооружений, а также строительных штукатурных растворов и растворов для армированной каменной кладки максимально допустимое содержание равно 200 мг/л.
Установленное требование к величине содержания взвешенных частиц не менее 300 мг/л являются заведомо завышенными, что может ввести участников закупки в заблуждение.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования, указанные в техническом задании, не соответствуют положениям государственных стандартов, что приводит к ущемлению прав и законных интересов участников закупок, так как выявленные несоответствия затрудняют заполнение первых частей заявок.
Доводы указанные в жалобе по позиции 5 "Гвозди" не нашли своего подтверждения.
Также в ходе внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
Заказчиком установлены требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, т.е. описывается компоненты товара, и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ.
По позиции 4 "Рогожа" требовании к характеристикам и свойствам товаров и материалов, используемых при выполнении работ заказчиком установлено требование "Упаковочные ткани не должны вырабатываться с поверхностным заполнением менее 40%.".
Согласно ГОСТ 5530-2004 "Ткани упаковочные и технического назначения из лубяных волокон. Общие технические условия" расчет поверхностного заполнителя ткани вычисляется по формуле.
Согласно положениям письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В документации об аукционе, предусматривается описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стандарт-А" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 и 2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии заказчика, оператору ЭТП предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
ООО "Стандарт-А"
Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N05-272/17
о нарушении законодательства о контрактной системе
26.10.2017 г. г.Нальчик
резолютивная часть решения объявлена 26.10.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 31.10.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системе (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) - по доверенности от 26.10.2017 г. N27-35/4413, от 26.10.2017 г. N27-35/4414, представителя заявителя - ООО "Стандарт-А" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200015617000027 "Закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на местности специальными информационными знаками на реке Терек в пределах Терского и Майского муниципальных районов КБР" (далее - аукцион), руководствуясь ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., на основании своего решения по делу N05-272/17 от 26.10.2017 г. и в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, единой комиссии заказчика:
а) отменить протокола составленные в ходе проведения электронного аукциона N0304200015617000027 "Закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на местности специальными информационными знаками на реке Терек в пределах Терского и Майского муниципальных районов КБР".
б) привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения N05-272/17 от 26.10.2017 г., в частности:
-исключить из документации об аукционе показатели, получаемые при изготовлении материала (товара), а также показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства или в процессе изготовления товара;
-установить требования к товару в соответствии с положениями ГОСТ.
в) назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения в единой информационной системе соответствующей документации об аукционе.
2. Оператору ЭТП:
-обеспечить возможность исполнения заказчиком требований пункта 1 настоящего предписания;
-направить участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе уведомление о прекращении действия подданных ранее заявок и о возможности подачи новых заявок;
-не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
-не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
3. Заказчику и оператору ЭТП в срок до 13.11.2017 г. представить в Кабардино-Балкарское УФАС России подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи (8662) 409-309 и по электронной почте - e-mail: to07-Gaev@fas.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет административную ответственность.
В соответствии со ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов, влечет административную ответственность.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 октября 2017 г. N 05-272-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017